УДК 122/129
DOI: 10.21209/2500-171X-2017-12-3-93-97
Елена Юрьевна Захарова1,
доктор философских наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),
e-mail: [email protected]
Людмила Александровна Порш2,
кандидат философских наук, Институт развития образования Забайкальского края (672007, Россия, г. Чита, ул. Фрунзе, 1), e-mail: [email protected]
Особенности тенденций феминизации образования в современном российском обществе
В современных условиях проблема феминизации становится предметом научных исследований. Феминизация рассматривается авторами как закономерный исторический процесс развития бытия женщины, определяется системой различных факторов, которые способствуют усилению влияния женщины в отдельной сфере деятельности, обществе. Для анализа социальных эффектов преобладающего в России феминистского типа образования представляется актуальным выявление тенденций феминизации образования в современном российском обществе. На основе социально-философского анализа современного российского образования выявлены тенденции феминизации современного российского образования. Основной среди них является интенсификация феминизации в образовании, определяемая как закономерный социальный процесс, в котором присутствуют природные, гендерные, культурные, экономические, политические составляющие, связанные с формированием новых социокультурных, общественно-политических феноменов (изменения общественного сознания, содержания и способов деятельности, отношений, трансформация женских и профессиональных сообществ, изменение стратегий их развития и др.). Псевдофеминизация образования (мнимая феминизация) - социальное явление, отражающее подмену сущности и содержания феминизации образования. Вторичная феминизация образования - социальный процесс, отражающий воспроизводство сущностных характеристик социальных явлений, сформировавшихся под влиянием феминизации образования на следующих этапах развития общества и других сферах: экономической, политической, социальной.
Ключевые слова: образование, феминизация образования, российское образование, тенденции феминизации
Вводная часть. Актуальность исследования обусловлена задачами модернизации системы современного российского образования, сущность которых заключается в обновлении содержания образования, технологий обучения, воспитания, организационных механизмов для достижения качества результатов образования, повышения его конкурентоспособности как важнейших механизмов социально ориентированного и инновационного развития страны. В этом аспекте всё большую актуальность приобретает проблема феминизации образования, имеющая социальные
эффекты и риски, оказывающая влияние на феминизацию других сфер общества.
Феминизация - закономерный исторический процесс развития бытия женщины, определяемый системой различных факторов, которые способствуют усилению влияния женщины в различных сферах жизнедеятельности общества [7].
Раскрывая природу, содержание, роль феминизации образования, можно дать следующее её определение - социальная действительность, связанная с усилением роли женщин в образовании, имеющая функциональную определённость в соци-
1 Е. Ю. Захарова - основной автор, является организатором исследования, формулирует выводы и обобщает итоги реализации коллективного проекта.
2 Л. А. Порш является организатором сбора материала исследования, его анализа и систематизации, оформления статьи.
© Захарова Е. Ю., Порш Л. А., 2017 93
окультурной сфере, детерминированная системой материальных и духовных факторов, оказывающих влияние на все сферы жизнедеятельности общества. В онтологическом аспекте феминизация образования рассматривается как социальное явление, связанное с возрастающей активностью женщин в освоении профессионального пространства и усилением их влияния на изменение, обновление содержания и организацию функционирования профессиональной сферы; в гносеологическом аспекте феминизация образования связана с определением и осмыслением особенностей женщины как познающего и транслирующего знания субъекта; в аксиологическом аспекте рассматривается влияние феминизации образования на результаты образования, особенности социокультурных норм, формирование моделей поведения, гендерных стереотипов, социального статуса педагогической профессии.
Методология и методы исследования. Авторами в процессе реализации цели исследования были использованы системный, аксиологический, структурно-функциональный, подходы; фундаментальные философские принципы всеобщей связи и развития, историзма, системности; общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, объяснения.
Целью исследования стало выявление тенденций феминизации образования в современном российском обществе для анализа социальных эффектов преобладающего в России феминистского типа образования. В ходе работы авторы ставили определённые задачи исследования: выявить основные тенденции феминизации российского образования; соотнести тенденции феминизации российского образования с этапами её возникновения и развития; проанализировать социальные эффекты преобладающего в России феминистского типа образования.
Результаты исследования и их обсуждение. В России феминизация образования началась в XIX веке [2]. С этого времени происходит первичная феминизация, которая явилась результатом осуществления государственных мер по развитию педагогического образования и на которую оказали влияние особенности социализации мужчин и женщин, а также закономерности профессиональной социализации педагогов [6].
В дальнейшем, на втором этапе, начавшемся в период установления советской власти и продлившемся до 40-х годов XX века, первичная феминизация образования связана с деятельностью государства по уравнению прав женщин на образование, преподавание, научную деятельность. На третьем этапе первичная феминизация продолжается и связана с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), послужившей основной причиной уменьшения педагогов-мужчин.
На четвёртом этапе, с 1980-х годов XX века феминизация образования связана с интенсификацией, что обусловлено сильным оттоком мужчин-учителей из сферы образования в связи общественно-политическими, социально-экономическими, культурно-историческими изменениями.
Интенсификация феминизации образования как социальное явление связано с усиливающейся неоднозначностью и противоречивостью оценок и отношения к образованию разных субъектов образовательной политики (власти, общества, участников образовательных отношений, представителей науки, профессиональных сообществ и др.), также с разработкой стратегических направлений государственных программ по повышению престижа профессии и поиском способов «сдерживания» процессов интенсификации феминизации образования [3].
Наряду с интенсификацией феминизации образования на данном этапе можно наблюдать ещё одну его тенденцию -псевдофеминизацию, которая проявляется в наличии следующего дисбаланса: феминизированное общее образование и де-феминизированная система управления образованием (на муниципальном, региональном, федеральном уровнях). Возникла ситуация, когда женщины-педагоги стали занимать лидирующие позиции в основном в горизонтальной структуре системы образования.
Тенденция распределения мест в управлении развивается в зависимости от оценки государством значимости должности руководителя. Руководители организаций всегда связывались с образом мужчины. Достаточно прочно закрепился стереотип о том, что мужчины более способны, умны, организованны и могут быть более эффективными руководителями. Су-
ществует мнение о том, что мужчина-руководитель работает на результат, в то время как женщина-руководитель - на отношения внутри коллектива [9].
Таким образом, псевдофеминизация образования характеризуется разной степенью выраженности феминизации образования на уровневых и управленческих ступенях.
Псевдофеминные процессы в системе образования воспроизводят маскулинную модель в обществе [1]. Возникает коллизия: в образовании много женщин, которые формируют ресурсы для общества, потенциально воспроизводящие присущие мужскому характеру социальные качества. Поэтому, говоря о самой системе образования, можно отметить, что она достаточно противоречива.
В результате возникает вторичная феминизация образования, связанная с влиянием феминизации образования на различные сферы жизнедеятельности общества.
Анализ особенностей профессиональной социализации педагогов показывает, что феминизация образования может стать фактором, закрепляющим до уровня «нормы» представление об образовании как условии для профессиональной социализации преимущественно педагогов-женщин [3]. В этой связи становится актуальным анализ сущности и последствий вторичной феминизации как социального явления, отражающего воспроизводство социальных компонентов, сформировавшихся в условиях феминизации образования, на следующих стадиях развития общества и в разных его сферах.
Всё население Российской Федерации получает общее образование. Взаимодействие детей с педагогом может повлиять на развитие ребёнка, воспитание, формирование социокультурных норм, которые в дальнейшем будут транслироваться им в профессиональных коллективах и способствовать формированию новых отношений, закреплению новых норм. Таким образом, вторичность феминизации образования заключается в том, что она является одной из причин феминизации других сфер общества, так как активность женской половины населения может отчасти изначально формироваться в период школьного образования. Л. В. Штылева в своих исследованиях, отражающих гендерную проблематику, выделяет значимость фактора пола в образо-
вании, оказывающего в дальнейшем влияние на различные сферы общества [10]. При рассмотрении вторичности феминизации образования встаёт вопрос о дефиминиза-ции образования и других сфер общества, на которые оно оказывает влияние.
В большей мере учёные говорят о де-феминизации как раз не столько образования, сколько других сфер общества. Э. А. Понуждаев, занимающийся исследованием феминизации российского общества и армии, считает одним из способов дефеминизации армии призыва в её ряды исключительно мужчин [7]. Может быть, для армии, полиции дефеминизация нужна, но для образования полная дефеминизация не может признаваться положительным фактом. В педагогических коллективах должен быть разумный баланс педагогов-женщин и педагогов-мужчин для гармоничного развития современного поколения детей. Работа с детьми требует терпения и времени, а к этому в большей мере склонны, как отмечает Н. Д. Субботина, женщины, так как природа наделила их большей эм-патией [8, с. 59]. Во многих странах баланс в соотношении педагогов (мужчин и женщин) поддерживается государством (европейские страны, Япония) [4].
Однако, что касается образования, то в литературе описаны дефиминизирован-ные модели образовательных практик, связанные с успешным итогом обучения. Например, интернатное образование, когда дети, лишённые материнской опеки, освобождённые от эмоциональной привязанности, компенсировали эту часть высокой интеллектуальной составляющей своего успеха.
Социальные эффекты феминизации образования могут быть долгосрочными и краткосрочными; прямыми и опосредованными.
В качестве долгосрочных эффектов можно назвать некоторые положительные тенденции, которые заключаются, например, в повышении престижа педагогической профессии, что может привести к дефими-низации образования за счёт прихода туда мужчин, что в результате приведёт к балансу в образовании педагогов-мужчин и педагогов-женщин. Так, в «Законе об образовании в Российской Федерации»1 (№ 273 ФЗ)
1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.: зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 20.08. 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.02.2017).
впервые в ст. 47, п. 2 зафиксировано положение о том, что государство признаёт особый статус педагогической профессии и будет предпринимать меры к повышению престижа педагогической профессии в российском обществе. Далее - уровень средней заработной платы педагогических работников приравнен к уровню средней заработной платы в регионе, что зафиксировано в ст. 99, п. 3. Что касается краткосрочных эффектов, то они, в большей степени, отражены в результатах образования. Прямые социальные эффекты феминизации образования могут проявляться в особенностях выполнения социальных ролей мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами, культуре отношений между членами общества. Опосредованные эффекты феминизации образования - в моделях социализации, самореализации детей и взрослых граждан.
Выводы. В российском образовании можно выделить следующие тенденции его феминизации. Первичная феминизация образования, начавшаяся в XIX веке, явилась результатом осуществления государственных мер по развитию педагогического образования, на неё оказали влияние осо-
бенности социализации мужчин и женщин, а также закономерности профессиональной социализации педагогов.
Псевдофеминизация образования (мнимая феминизация) - социальное явление, отражающее подмену сущности и содержания феминизации образования, характеризующееся разной степенью выраженности феминизации образования на «уровневых» (общее образование, профессиональное образование) и «управленческих» ступенях (управление образовательной организацией, муниципальной, региональной, федеральной системами образования). Вторичная феминизация образования - социальный процесс, отражающий воспроизводство сущностных характеристик социальных явлений, сформировавшихся под влиянием феминизации образования на следующих этапах развития общества и других сферах: экономической, политической, социальной.
Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов, психологов, руководителей образования и других сфер, заинтересованных в разработке стратегических и тактических направлений современной социальной политики, направленной на гармоничное развитие человека и общества.
Список литературы
1. Брунер Д. Культура образования. М.: Просвещение, 2006. 223 с.
2. Захарова Е. Ю., Порш Л. А. Феминизация российского образования: этапы становления // Гуманитарный вектор. 2016. № 1. С. 58-62.
3. Кон И. С. Ребёнок и общество. М.: Академия, 2003. 336 с.
4. Королева Е. Г. Социально-педагогический анализ процесса феминизации педагогических кадров: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1998. 182 с.
5. Лига М. Б., Томских М. С. Исторические предпосылки становления концепции качества жизни // Экономика и социум. 2016. № 5. С. 108-117.
6. Мужчина в образовании: материалы круглого стола (г. Санкт-Петербург, 2011). СПб.: Участие, 2012. 215 с.
7. Понуждаев Э. А. Феминизация общества и армии: сущность, структура, специфика развития и социальный механизм: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. Монино, 1999. 472 с.
8. Субботина Н. Д. Естественные и социальные составляющие эмпатии и альтруизма // Гуманитарный вектор. 2011. № 2. С. 58-66.
9. Хорни К. Женская психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fb2.booksgid. com/psihologiya/92566-karen-horni-zhenskaya-psihologiya.htmс.40 (дата обращения: 05.02.2017).
10. Штылева Л. В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М.: ПЕР СЭ, 2008. 316 с.
Статья поступила в редакцию 09.03.2017; принята к публикации 07.04.2017
Библиографическое описание статьи
Захарова Е. Ю., Порш Л. А. Особенности тенденций феминизации образования в современном российском обществе // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Социологические науки. 2017. Т. 12, № 3. С. 93-97. DOI: 10.21209/2500-171X^017-12-3-93-97.
Elena Yu. Zakharova1,
Doctor of Philosophy, Associate Professor, Transbaikal State University (30, Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),
e-mail: [email protected]
Ljudmila A. Porsh2,
Candidate of Philosophy, Institute for the Development of Education of the Transbaikal Territory
(1 Frunze st., Chita, 672007, Russia), e-mail: [email protected]
Features of Education Feminization Trends in Modern Russian Society
In modern conditions, the problem of feminization becomes the subject of scientific research. Feminization is defined by the authors as a natural historical process of the development of woman's being; it depends on a system of various factors that contribute to strengthening the influence of women in a particular area of activity and in society. To analyze the social effects of the predominant feminist type of education in Russia, it seems relevant to identify the trends in the feminization of education in contemporary Russian society. On the basis of the socio-philosophical analysis of contemporary Russian education, the feminization trends of contemporary Russian education have been identified. The main trends include the intensification of feminization in education, defined as a natural social process, in which there are natural, gender, cultural, economic and political components that are associated with the formation of new socio-cultural, socio-political phenomena (changes in public consciousness, content and modes of activity, attitudes, transformation of women's and professional communities, changes in the strategies of their development, etc.). Pseudo-feminization of education (imaginary feminization) is a social phenomenon that reflects the substitution of the essence and content of education feminization. Secondary feminiza-tion of education is a social process that reflects the reproduction of the essential characteristics of social phenomena formed under the influence of the feminization of education at the following stages of the development of society and other spheres: economic, political, social.
Keywords: education, education feminization, Russian education, feminization trends
References
1. Bruner D. Kul'tura obrazovaniya. M.: Prosveshchenie, 2006. 223 s.
2. Zakharova E. Yu., Porsh L. A. Feminizatsiya rossiiskogo obrazovaniya: etapy stanovleniya // Guman-itarnyi vektor. 2016. № 1. S. 58-62.
3. Kon I. S. Rebenok i obshchestvo. M.: Akademiya, 2003. 336 s.
4. Koroleva E. G. Sotsial'no-pedagogicheskii analiz protsessa feminizatsii pedagogicheskikh kadrov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. SPb., 1998. 182 s.
5. Liga M. B., Tomskikh M. S. Istoricheskie predposylki stanovleniya kontseptsii kachestva zhizni // Ekonomika i sotsium. 2016. № 5. S. 108-117.
6. Muzhchina v obrazovanii: materialy kruglogo stola (g. Sankt-Peterburg, 2011). SPb.: Uchastie, 2012. 215 s.
7. Ponuzhdaev E. A. Feminizatsiya obshchestva i armii: sushchnost', struktura, spetsifika razvitiya i sotsial'nyi mekhanizm: dis. ... d-ra filos. nauk: 09.00.11. Monino, 1999. 472 s.
8. Subbotina N. D. Estestvennye i sotsial'nye sostavlyayushchie empatii i al'truizma // Gumanitarnyi vektor. 2011. № 2. S. 58-66.
9. Khorni K. Zhenskaya psikhologiya [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.fb2.booksgid. com/psihologiya/92566-karen-horni-zhenskaya-psihologiya.htms.40 (data obrashcheniya: 05.02.2017).
10. Shtyleva L. V. Faktor pola v obrazovanii: gendernyi podkhod i analiz. M.: PER SE, 2008. 316 s.
Received: March 09, 2017; accepted for publication: April 07, 2017
Reference to the article
Zakharova E. Yu., Porsh L. A. Features of Education Feminization Trends in Modern Russian Society // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Social Sciences Series. 2017. Vol. 12, No. 3. PP. 93-97. DOI: 10.21209/2500-171X-2017-12-3-93-97.
1 E. Yu. Zakharova is the main author, the organizer of the study; she formulates conclusions and summarizes the results of the collective project implementation.
2 L. A. Porsh is the organizer of the collection of research material, its analysis and systematization, and preparation of the article.