УДК 681.518
Особенности технологии ведения аварийно-спасательных работ в условиях природной среды
Л.Г Одинцов
Аннотация
Сделан анализ технологии ведения АСР в различных условиях природной среды: пересеченная местность, передвижение по снегу, по льду, передвижение в пещерах, преодоление водных преград и др.
Ключевые слова: разведка, спасательные работы, поиск, транспортирование, рельеф местности, транспортные средства, медицинская помощь.
Technological Peculiarities of Rescue Works in Natural Conditions
L. Odintsov
Abstract
There was made analyses of rescue works in different natural conditions: rough country, moving through snow, ice, caves, overcoming water barrier etc.
Key words: investigation, rescue works, search, transportation, country relief, transport means, medical aid.
Природная среда может иметь различные типы ландшафтов, каждый из которых имеет свои, только ему присущие особенности. Ландшафт состоит из нескольких основных составляющих:
рельеф местности (равнины, холмы, горы), высоты над уровнем моря (атмосферное давление);
климатические факторы (солнечная радиация, температура и влажность воздуха, осадки, ветер); состав подстилающей поверхности (грунта); наличие водоисточников, живописный и растительный мир.
Учитывается и ряд других составляющих. К основным разновидностям АСР в природной среде относится следующее:
1) поиск и спасение туристов (горных, водных, лыжных, пешеходных и др.), альпинистов, спелеологов;
2) поиск и спасение рыбаков (особенно рыбаков подводного лова), охотников, грибников и других категорий населения;
3) поиск и спасение пострадавших в авариях
транспортных средств, трассы которых проходят по труднодоступным районам (падение самолетов и вертолетов, аварии на продуктопроводах, железнодорожные аварии и др.).
При всем многообразии причин и обстоятельств ЧС в УПС, АСР проводятся по следующей примерно одинаковой схеме:
1) поиск и уточнение места ЧС, организация устойчивой связи;
2) доставка аварийно-спасательных формирований (АСФ) и необходимого оборудования к месту ЧС;
3) проведение АСР в условиях данной местности с учетом ее особенности;
4) оказание первой медицинской помощи (ПМП) пострадавшим;
5) транспортирование пострадавших в медицинское учреждение.
Разведка и поиск аварийного объекта (группы или отдельного человека), являются важнейшими этапами АСР. От оперативности и точности выполнения
операций разведки и поиска зависит успех всех работ и сама возможность спасения, которые определяются совершенством связи и сигнализации, системой организации и взаимодействия различных служб и формирований, их технической оснащенностью.
Задачей поиска объекта является его обнаружение, опознание и обозначение. Обследование аварийного объекта состоит в комплексе действий, направленных на получение информации о его состоянии и положении.
Максимально оперативно производится сбор и анализ данных об объекте, выявляются его характерные признаки, отличительные черты его внешнего вида, возможные косвенные признаки места аварии или затопления. Прогнозируется состояние его на момент начала поисковых работ. Оцениваются достоверность данных о месте объекта, и на этой основе рассчитывается район поиска.
Вторым важным этапом АСР является доставка АСФ к месту ЧС. Для этого используются следующие основные технические средства (ТС): самолеты, вертолеты, автомобили, мотоциклы, снегоходы, вездеходы, катера, шлюпки и др. плавсредства. При этом особое место занимают авиационные средства доставки как наиболее эффективные по оперативности.
Местный уровень реагирования осуществляется на территории РФ, на дальности до 400 км от аэродромов базирования. Работы выполняется:
1) подведомственными МЧС России авиационными подразделениями;
2) авиационными средствами и подразделениями других министерств, ведомств и организаций, привлекаемых установленным порядком для предупреждения и ликвидации ЧС в соответствии с планом взаимодействия, на договорной основе или по распоряжению Правительства РФ.
Авиационные подразделения МЧС России состоят из органов управления, парка авиационных средств и систем наземного авиационного обеспечения. Задачи федерального уровня решаются Государственным унитарным предприятием (ГУАП), имеющим в своем составе:
1) пассажирские самолеты типа ИЛ-62, ЯК-42, Ту-201 и т. п.;
2) транспортные самолеты типа ИЛ-76, АН-74;
3) самолеты среднего класса типа ЯК-40;
4) административные самолеты типа Бе-30;
5) авиационный комплекс оперативного контроля и выявления обстановки на базе самолета типа Ил-20;
6) вертолетный комплекс экстренного реагирования на базе вертолетов Ми-8МТВ-3, Ми-8МТВ-5, Ка-32А;
7) легкие авиатранспортабельные вертолет типа «Ансат», Ка-226, ВО-105.
Дополнительно могут привлекаться авиационные
средства МЧС России регионального уровня. Авиационные средства МЧС России являются силами постоянной готовности (1-й эшелон). Привлекаемые авиационные средства других организаций, министерств и ведомств в соответствии с возлагаемыми на них задачами являются силами 2-3-го эшелона.
Для решения задач регионального уровня создаются смешанные авиаотряды. Аэродромы базирования региональных смешанных авиаотрядов располагаются в непосредственной близости от мест дислокации спасательных подразделений и административных центров регионов. Состав авиационных средств смешанного авиаотряда определяется, исходя из особенностей региона, и включает примерно тот же набор средств, что и подразделения МЧС России, дополнительно: самолеты среднего класса типа Ан-74, Як-40, Бе-200: самолет-амфибия А-42/44: тяжелые вертолеты Ми-26.
Авиационные средства регионального уровня при необходимости в условиях ЧС должны усиливать средства соседнего региона (в соответствии с планом взаимодействия), являясь при этом силами оперативного усиления — (2-го эшелона).
Наземные средства доставки включают: автомобили различного класса, мотоциклы, снегоходы. Основными наземными средствами доставки спасателей являются: аварийно-спасательные машины (АСМ), специально оборудованные мотоциклы, снегоходы и вездеходы. При этом АСМ легкого класса обеспечивают доставку 4-5 человек, тяжелого класса — 5-7 человек с комплектом соответствующего оборудования. Мобильное аварийно-спасательное транспортное средство (МАСТС), предназначено для экстренной доставки к месту аварии (ЧС) спасателей и специального оборудования для проведения первичной радиационной и химической разведки, выполнения первоочередных аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи.
МАСТС состоит из базовых мотоциклов «Урал» ИМЗ-81230 с усиленной задней подвеской: МАС-45-01С (аварийно-спасательный) и МАС-45-01М (медицинский).
Навесное оборудование МАС-45-01С и МАС-45-01М, аналогичное по составу, геометрическим формам, габаритно-весовым характеристикам, включает средства световой и звуковой сигнализации, передний обтекатель с ветровым стеклом и навесные контейнеры (кофты) для размещения специального оборудования.
Снегоходы используют для поиска, спасания и эвакуации пострадавших, доставки к месту проведения работ спасателей и специального оборудования в любых условиях зимнего бездорожья. Отличаются высокой проходимостью, простотой управления и технического обслуживания, надежностью в эксплуатации. Могут двигаться задним ходом, буксировать
прицеп. На горных склонах используются также «ратраки», — гусеничные машины типа трактора с очень широкими гусеницами.
В тех случаях, когда применение транспортных средств не представляется возможным или необходимым, спасатели передвигаются к месту ЧС и непосредственно в зоне ЧС различными способами, такими, например, как бег, обычная ходьба, ходьба с наклоном туловища, ходьба «гусиным шагом», на четвереньках, прыжки, лазанье, скольжение, раскачивание, плавание, ныряние.
Передвижение по пересеченной местности. Пересеченной местностью называют участок земной поверхности без высоких гор. Ей присуще многообразие условий, в том числе наличие, наряду с ровными участками земли, возвышенностей, холмов, оврагов, долин, осыпей, рек, водоемов, растительности.
Передвижение по ровным участкам пересеченной местности характеризуется ритмичностью шагов с примерно одинаковой длиной и частотой. Ритмичность движений обеспечивается оптимальной работой системы кровообращения, дыхательной и других функциональных систем организма. В момент безопорного положения ноги ее мышцы необходимо максимально расслабить. При опускании на землю мышцы ноги вновь напрягаются. Ступню нужно ставить на всю поверхность, а не на ребро, чтобы избежать травмирования голеностопного сустава. Идти следует со слегка согнутыми коленями.
Длина и частота шага сугубо индивидуальны и зависят от многих факторов: роста, веса, опыта, тренированности человека, рельефа местности, массы переносимого груза. На крутых участках длина шага сокращается более чем наполовину, иногда она равна длине ступни или может быть даже короче.
При движении по ровным участкам средняя скорость составляет 4-5 км/ч и уменьшается при движении по лесу, болоту, кустарнику, зарослям, снегу, песку.
На подъемах ногу необходимо ставить на всю ступню, носки ног слегка развернуть в стороны. Это обеспечивает надежное сцепление подошвы обуви с опорной поверхностью. Туловище слегка наклоняется вперед. С увеличением крутизны склона более 15° подъем осуществляется «елочкой». При этом носки ног разворачиваются в стороны. Чем круче склон, тем на больший угол надо разворачивать ступни.
Подъем и спуск по склонам зачастую осуществляется «серпантином». Этот способ связан с движением поперек склона (траверсом). При «серпантине» ноги необходимо ставить всей подошвой поперек склона так, чтобы носок «ближней» к склону ноги был развернут вверх, а носок дальней ноги — вниз. Угол разворота ступни зависит от крутизны склона. В момент перемены направления движения вдоль склона необходимо сделать удлиненный шаг «дальней» ногой, поставив ее вверх по склону, затем располо-
жить ступню «ближней» ноги поперек склона, в «елочку», развернуться и продолжить движение.
Для облегчения движения по склону следует использовать звериные тропы, выбоины, надежно лежащие предметы, альпеншток, ледоруб.
Особого внимания требует движение по осыпям, поскольку оно связано с возможностью камнепада. Осыпи бывают прочными и непрочными, с мелкими, средними и крупными камнями.
При проведении АСР спасателям зачастую приходиться передвигаться в стесненных условиях (узкий проход, трещина, труба). Особенность такого передвижения заключается в том, что оно осуществляется в непривычных позах: на боку, на спине, на четвереньках. К этому необходимо добавить психологический дискомфорт, связанный с постоянным чувством страха, возникающим на основе клаустрофобии — боязни замкнутого пространства.
Как правило, в замкнутом пространстве скапливаются отравляющие и взрывоопасные вещества, в нем отсутствует свет.
Работы в стесненных условиях можно проводить после проверки воздуха рабочей зоны приборами или в изолирующем противогазе. Спасатель, находящийся в стесненных условиях, должен быть застрахован веревкой. Для освещения пути следования и мест работы используются специальные фонари.
Передвижение по снегу может осуществляться пешком, с использованием снегоступов, лыж, саней, снегоходной и вездеходной техники.
Одним из распространенных способов является пеший. Его скорость зависит от высоты и структуры снежного покрова, характера местности.
Снежный покров высотой 0,3 м и более для пешего передвижения труден. Это связано с особенностью ходьбы, которая заключается в необходимости пробивать сплошную дорогу в свежевыпавшем, или отдельных лунок — в лежалом снегу. Все это требует больших физических усилий, вызывает быстрое утомление. Поэтому при пешем передвижении по глубокому снегу необходимо часто сменять идущего впереди спасателя.
Для того чтобы снег не попадал в обувь, поверх нее следует надеть брюки и завязать их внизу.
Увеличить скорость передвижения спасателей по снегу и сэкономить силы помогают специальные приспособления — снегоступы. Они представляют собой изготовленную из бруска толщиной 7 мм раму овальной формы длиной 420 мм и шириной 200 мм. В раме просверливаются 20-25 отверстий диаметром 8-9 мм, через которые она переплетается сыромятными ремнями. К полученной сетке крепятся брезент или плотная ткань размером 80Х270 мм и кольца для подвязывания снегоступов к обуви.
Иногда на поверхности снега образуется снежно-ледяное покрытие (наст). Он характеризуется большой прочностью и очень высоким коэффициентом
скольжения. Передвижение спасателей по насту предполагает соблюдение повышенных мер безопасности и использование специальных приспособлений (кошки, трикони, упоры).
Особого внимания требует передвижение по заснеженным склонам. В этих условиях необходимо применять альпеншток, ледоруб, противоскользящие приспособления для обуви. В плотном снегу можно вырубать ступени лопаткой ледоруба, носком или пяткой ботинка.
При падении на снежном склоне спасатель должен перевернуться на живот лицом к склону, расставит ноги, упереться носками ног в склон, затормозить движение.
В ряде случаев к месту проведения ПСР спасатели передвигаются по снегу на лыжах. На пересеченной местности можно использовать туристские лыжи, поскольку у них большая рабочая поверхность и несколько увеличена ширина носковой и пяточной частей. На них легко управлять, передвигаясь среди многочисленных препятствий (деревья, кустарники, камни).
Для спуска с гор или передвижения по лыжне используются спортивные (беговые) или слаломные лыжи.
Длина лыж выбирается такой, чтобы спасатель доставал верх стоящей лыжи согнутыми пальцами вытянутой руки. Весовой прогиб лыж должен обеспечивать их опору на снег по всей скользящей поверхности, а направляющий желобок — быть ровным по всей длине лыжи. На лыжах используются жесткие и полужесткие крепления.
Лыжные палки должны быть на 3-5 см ниже плечевого сустава спасателя.
Для преодоления длинных крутых подъемов на лыжи целесообразно надевать камусы — ремни из кожи животных, которые препятствуют соскальзыванию лыж по склону. При отсутствии камусов лыжи можно оплести веревкой. По ровным участкам местности передвигаются на лыжах, как правило, двух-шажным ходом. На пологих склонах, по крепкому насту и при хорошем скольжении на ровной лыжне применяется одновременный бесшажный или одно-двухшажный ход.
Подъем по склонам осуществляется ступенчатым шагом, «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», спуск — в основной или низкой стойке. Торможение производится «плугом» или «упором». В отдельных случаях, чтобы остановиться, применяют падение. Для этого нужно присесть как можно ниже и упасть назад-в сторону.
Для проведения разведки, поиска пострадавших, их транспортировки, перевозки спасателей и грузов к месту работы используются снегоходы, вездеходы и горные лыжи (скитуры).
Передвижение по льду
На водных поверхностях толщина и прочность
льда зависят от скорости течения воды, ее состава и наличия водной растительности. Ровный лед образуется на гладкой, защищенной от ветра поверхности воды. Старый (паковый) лед покрыт торосами в результате сжатия льдов.
При столкновении больших тяжелых льдин между ними образуется тертый лед, непригодный для передвижения.
Толщина льда, особенно на быстрой воде, не везде одинакова. Он тонкий у берегов, на стремнине, в районе перекатов, у скал, в местах слияния рек, их впадения в море (озеро), около вмерзшихся предметов на изгибах и излучинах рек. Наиболее опасен лед под снегом и сугробами. Опасность при перемещении по льду представляют собой полыньи, проруби, лунки, трещины, торосы, места соприкосновения припойного и движущегося льда.
Передвижение спасателей по льду предъявляет к ним повышенные требования; безопасной считается толщина льда 10 см в пресной воде и 15 см в соленой. Для определения толщины льда его необходимо пробурить (прорубить).
Надежность льда проверяется прохождением по нему одного спасателя налегке, которого в целях безопасности необходимо страховать веревкой. Если лед издает характерные звуки — при передвижении по нему трещит, то идти нельзя. В случае проламывания льда, лечь на живот, опереться на шест, лыжи или лыжные палки и ползком передвигаться к берегу.
Особую осторожность нужно проявлять при движении по льду, который покрыт снегом или водой. При перепрыгивании с одной льдины на другую точка опоры должна находиться ближе 50 см от края льда.
Не рекомендуется скапливаться на льду группой по несколько человек или складировать груз в одном месте. Безопасное расстояние между идущими по льду спасателями должно составлять 5 м и более.
В зимнее время по льду можно передвигаться на автотранспортных средствах и перевозить грузы. Соотношение массы перевозимых грузов и безопасной толщины льда представлено в табл. 1.
При передвижении в торосах нужно наступать только на прочные ледяные глыбы. Снежные мосты, образующиеся между вершинами торосов, зачастую непригодны для передвижения по причине своей непрочности.
В период весеннего таяния ледовая поверхность изобилует впадинами и неровностями, лед становится пористым и слабым, покрывается талой водой, а после ее ухода поверхность ледяного поля просыхает, белеет и размягчается. При понижении температуры талая вода иногда замерзает, покрывает тонким ледяным слоем основной, мокрый и рыхлый, лед. Передвигаться по такому льду нельзя.
Спасатели должны помнить, что в море (океане,
Таблица 1
Безопасная толщина льда и масса груза
Толщина льда, см Масса груза, т Безопасное расстояние от кромки льда, м
морского пресного
15 10 0,1 5
25 20 0,8 10
30 25 3 20
45 35 6,5 23
50 40 10 26
70 55 20 30
100 95 40 40
озере) лед постоянно перемещается (дрейфует). Это необходимо учитывать при выборе маршрута движения, а в отдельных случаях — и ориентирования на местности.
Зачастую между льдами образуются открытые участки воды. Их необходимо преодолевать с помощью плавсредств.
Передвигаться по льду спасатели должны в обуви с противоскользящей подошвой, или используя специальные противоскользящие приспособления. Если на поверхность льда поступает талая вода, то предпочтение отдается резиновой обуви с рифленой подошвой.
Особую опасность представляет собой ледяное покрытие болот. На их поверхности часто остаются «окна» с тонким льдом, который трещит и ломается под тяжестью человека. Плохо промерзают болота, покрытые ряской, порослью деревьев или кустарников. Кочковатые болота промерзают неравномерно. Как правило, центр болота промерзает лучше, чем его края. Очень опасны болота, покрытые толстым слоем снега, так как вода под ним замерзает медленно и неравномерно.
Передвижение по болотам
Болотом называют топкое место со стоячей водой и специфической растительностью. Болота бывают верховыми, низовыми, лесными, торфяными.
Передвижение спасателей по болотам должно рассматриваться как вынужденная мера, поскольку оно связано с риском для человека.
Вязкий грунт, вода, растительность, кочки, топкие участки, постоянное чувство страха создают дискомфорт для спасателей. Большое количество воды приводит к промоканию одежды, обуви, снаряжения. Скорость передвижения по болоту мала. Отсутствие возвышенных сухих мест делает практически невозможным разведение костра.
Перед началом передвижения необходимо получить информацию от местных жителей о «характере» болота, тропах, гатях, путях обхода опасных участков.
Передвигаться по болотам необходимо только по
тропам. Все вещи должны быть завернуты в непромокаемый материал. Лямки рюкзака следует максимально ослабить. Спасательные жилеты, если они есть, должны быть надеты. К телу можно закрепить поролоновый коврик, обувь необходимо тщательно привязать к ногам.
Расстояние между идущими по болоту спасателями должно составлять 5-7 м. Идущего впереди необходимо страховать веревкой. Все участники движения должны иметь шесты длиной 3-4 м для измерения глубины, ощупывания дна, удерживания равновесия и опоры в случае падения. Оптимальное положение шеста — перед грудью, параллельно земле, перпендикулярно направлению движения.
По болоту можно передвигаться скачками с кочки на кочку, по моховой полосе, по кустарникам или корневищам растений. Шаги должны быть короткими, останавливаться на одном месте нельзя. Отдыхать можно только на твердой почве или у деревьев. Ходить по болоту в одиночку нельзя.
Если человек провалился в болото, то ему следует сбросить рюкзак, принять горизонтальное положение, опереться на шест. Выбираться нужно постепенно, не делать резких движений, не барахтаться. Помощь пострадавшему следует оказывать, используя веревку или шест. При подходе к пострадавшему спасатель должен быть застрахован веревкой.
Для облегчения перемещения по болоту спасатели могут использовать «болотоходы», которые изготавливаются из кусков фанеры, веток, легкого металла. Крепление болотоходов к ногам должно обеспечивать их быстрое снимание в случае необходимости. Иногда для перемещения могут быть использованы заранее заготовленные приспособления — гати (переносимые настилы из досок, жердей, веток).
Путь передвижения спасателей по болоту нужно маркировать зарубками на деревьях, развешанными на кустарниках предметами, вехами.
Передвижение в пещерах
Пещерой называют полость в верхней толще земной коры, открывающаяся на земной поверхности одним или несколькими входными отверстиями.
Если ширина и высота пещеры больше ее длины, то она называется гротом. Вертикальная полость глубиной менее 20 м называется колодцем, а более 20 м — шахтой.
Пещеры возникают в результате растворяющего воздействия талых вод и снега, разрушения пород потоками воды, деятельности человека. Существуют вулканические, ледяные, соляные, морские, карстовые пещеры.
По форме пещеры бывают цилиндрическими, конусными, щелевидными, сложными (колодцы и шахты). По расположению — горизонтальными, наклонными, вертикальными. Пещеры бывают одноэтажными многоэтажными.
Особенность передвижения в пещерах определяется полной темнотой и стопроцентной влажностью воздуха. Темнота не позволяет наметить маршрут, а влажность делает поверхность пещеры мокрой. Поэтому движение в пещерах должно быть выверенным и мягким. Прыгать с камня на камень, с уступа на уступ нельзя из-за неверной оценки расстояния в темноте и неустойчивости камней.
Для обеспечения безопасности используются веревки и лестницы. Освещаются пещеры специальными пещерными лампами, фонарями и свечами.
Основные опасности при передвижении в пещерах связаны с естественными обвалами и камнепадами, загазованностью, наличием воды, возможностью заблудиться, задымлением, узкими лазами, психическими расстройствами.
При передвижении спасателей к месту АСР на их пути могут быть различные преграды (вода, ров, трещина на льду, забор, стена, завал, гора, камнепад). Умение быстро преодолевать их свидетельствует о профессионализме спасателей.
Водные преграды можно преодолевать по стационарным, временным или навесным мостам, веревочным переправам, бревнам, камням, вброд, с помощью животных, вплавь, на плавсредствах.
При передвижении по узким, скользким, незнакомым мосткам спасатели должны проверить их надежность путем осмотра и осторожного прохождения. При отсутствии перил устанавливаются временные веревочные или деревянные перила.
Для преодоления узких речных преград можно использовать дерево, лежащее поперек реки. Если такового нет, то следует спилить (срубить) стоящее неподалеку дерево и направить его при падении поперек реки. Выбирают дерево необходимой длины, имеющее естественный наклон в сторону воды. Подрубают (подпиливают) дерево со стороны реки; затем после его падения обрубают ветки, которые мешают передвижению, и устанавливают перила. Прочность бревна проверяется его раскачиванием. Передвигаться по бревну одновременно несколько человек не должны. Если бревно заливает вода, то под него кладут каменные или деревянные подкладки.
Подрубая дерево, нужно постоянно следить за тем, чтобы рядом не было людей. Этим обеспечивается безопасность в случае соскальзывания топора с топорища или поломки ручки. Безопасным считается расстояние, равное полуторной высоте дерева. Находиться в плоскости падения дерева запрещается.
Водную преграду можно преодолевать по камням. В этом случае лучше всего наступать на надежно лежащие камни, которые не покрыты мхом, водорослями, льдом, снегом. Допустимо устраивать в воде тумбы (острова) из камней с расстоянием между ними 0,5-0,6 м. При внезапном падении человека в воду страховочная веревка может зацепиться за камни. Чтобы этого не случилось, ее располагают по течению ниже линий камней.
Реку глубиной около 1 м можно преодолевать вброд. При этом важное значение имеет страховка спасателей. Один конец веревки привязывают на спине. Человеку так удобно идти; если он внезапно упадет в воду, то благодаря такому расположению узла его можно вытащить из воды лицом вверх. Вытаскивание пострадавшего в этом положении не стесняет его дыхания и позволяет ему контролировать собственные действия. Если узел завязать на груди, то при вытаскивании лицо пострадавшего погружается в воду и его дыхание затрудняется.
Страховка через плечо и поясницу при переправах совершенно недопустима, поскольку веревку, в зависимости от обстоятельств, необходимо быстро то выдавать, то выбирать.
Если спасателя сбил водный поток, то его нужно удерживать на основной веревке, подтягивая к берегу вспомогательной, которая протягивается перпендикулярно течению воды или несколько ниже основной веревки.
Первый спасатель, преодолевший водную преграду, приступает к установке веревочных перил. Веревку можно закрепить за деревья, кусты, камни или искусственные опоры. Для увеличения прочности перил к обоим концам основной веревки на расстоянии 2-3 м подвязывают по две веревки, сильно оттягивают их в стороны и привязывают к дополнительным опорам. Веревочные перила устанавливаются над водой на уровне груди стоящего в воде спасателя. После этого все спасатели переправляются на другой берег. Они располагаются лицом к течению, передвигаются боком, приставными шагами, держась за веревку руками. Страховка осуществляется следующим образом. С помощью грудной обвязки и карабина спасатель пристегивается к перилам, при этом длина веревки от груди до перил должна быть короче длины руки. Идущего страхуют веревкой, закрепленной на спине, которую удерживают спасатели, стоящие выше по точению.
Два спасателя могут переходить реку приставными шагами, повернувшись лицом друг к другу и по-
ложив руки друг другу на плечи. Четыре спасателя преодолевают водную преграду «квадратом», повернувшись лицом друг к другу и положив руки на плечи рядом стоящим спасателям.
При так называемом таджикском способе переправы спасатели передвигаются шеренгой, держа друг друга за плечи. Успех здесь во многом зависит от слаженности их действий. По краям шеренги ставятся наиболее сильные и опытные спасатели. Для обеспечения безопасности возможна страховка веревкой каждого из идущих. Переходить воду нужно в обуви, надежно закрепленной на ногах. Одежда должна облегать тело. По теплой воде лучше переправляться без нее.
Водную преграду можно преодолевать вплавь. При этом способе передвижения выбирается участок реки со слабым течением, без торчащих из воды деревьев, камней, завалов. Плывущий спасатель страхуется веревкой, которая закрепляется на спине или поясе. Плыть нужно любым из известных способов: кролем, брассом, на спине, на боку. После преодоления водной преграды следует установить веревочные перила.
Вещи и снаряжение переправляются через водную преграду с помощью плота, веревки или в руках.
Один из способов преодоления водных преград заключается в установке веревочной (канатной) переправы. Для этого необходимо натянуть на высоте 0,7-1,0 м над уровнем воды основную веревку. Спасатель прикрепляется к ней карабином страховочной системы и располагается параллельно водной поверхности, спиной к воде. Передвижение осуществляется по веревке перехватом рук.
При всех способах передвижения и преодоления преград спасателями используются различные туристско-альпинистские снаряжения, которые должны обеспечивать следующие основные требования:
1. Функциональность. Это понятие включает в себя максимальное соответствие вещи ее прямому назначению — удобство в использовании, простота эксплуатации, комфортность, надежность, соответствие виду АСР и целям конкретного похода.
2. Минимальная масса (это требование не распространяется на топоры или скальные молотки и др.).
3. Высокая прочность.
4. Безопасность в эксплуатации.
5.Технологичность изготовления и ремонта.
6. Влаго- (а иногда и ветро-) устойчивость.
7. Износоустойчивость.
8. Транспортабельность (следует учесть внутригородские перевозки — автобус и прочее).
9. Универсальность (этот пункт не является противоречием к вышеизложенному, ибо такие вещи, как скальные и шлямбурные крючья, молотки, зажимы, жумары могут с успехом применяться и спелеологами, и горными туристами, и пешеходниками; то же можно сказать о рациях, примусах, варочной посуде, костровом хозяйстве и т. д.).
10. Минимальные габариты.
11. Возможность работы одной рукой (относительно большей части спелео- и горного снаряжения).
12. Эстетичность.
13. Низкая стоимость.
Литература
1. Маринов Б. Проблемы безопасности в горах. М.: ФиС, 1981.
2. Ордон М. Дельтапланиризм / Перевод с венгерского. М.: Машиностроение, 1984. 167с.
3. Потапов Б.В., Радаев Н.Н. Экономика природного и технического риска. М., 2001. 517 с.
4. Палкевич Я.Е. Выживание в городе, выживание в море. М.: Каравет, 1992.
5. Проценков М.Г. Судебно-медицинские вопросы спортивной травматологии: Учеб. пособ. Центр, Институт усовершенствования врачей, 1980. 25 с.
6. РемизовЛ.П. Отдых на горных лыжах. М.: Профиздат, 1989. 295 с.
7. РостовцевД.Е. Подготовка горнолыжника. М.: ФиС, 1987. 180 с.
8. Нормативные акты по спортивно-оздоровительному туризму в России на 2001-2004 гг. // Русский турист. М., 2001. Вып. 7. 92 с.
9. Смоляр М.Ш. Анализ спортивного травматизма. Несчастные случаи в горах // Здравоохранение Таджикистана. 1991. № 5.
10. Туркевич М.М. Поисково-спасательные работы в горах. МЧС Рос сии, 2000.
11. Шойлов Д. Спортивная травматология / Пер. с болг. София: Медицина и физкультура, 1986. 187 с.
12. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме мнимые и действительные. М.: ФиС, 1983. 144 с.
Сведения об авторе
Одинцов Леонид Григорьевич: д.т.н., профессор, ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), главн.н.с. 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: sas7sas@mail.ru
И.В. Сосунов
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
в, I л>^нФОРМ
Si nS Wt
J^EHTP
Москва 2008
ББК 68.9 я2
Сосунов И.В. Актуальные вопросы гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в условиях реформы технического регулирования. Монография. — М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2008. — 254 с.
ISBN 978-5-93970-029-0
Настоящая монография подготовлена на основе фундаментальных и прикладных научных исследований, выполненных научными сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России под научным руководством, а также при личном участии кандидата технических наук доцента Сосунова И.В. и предназначенная для информирования широкого круга читателей об актуальных вопросах гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в условиях реформ технического регулирования. Кроме того, монография содержит разъяснения по особенностям учета вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций в проектной документации и планирующих документах потенциально опасных объектов, направленных на снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
© Сосунов И.В., 2008
© ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2008
Сведения об авторе
Сосунов Игорь Владимирович (Sosunov Igor) свою трудовую и научную деятельность осуществляет в Федеральном государственном учреждении «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) (далее — ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в должности заместителя начальника управления — начальник отдела прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Сосунов И.В. является кандидатом технических наук, доцентом, академиком Всемирной Академии Наук
Комплексной Безопасности, экспертом Системы экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзора в области экспертизы проектной документации и деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтяной и газовой промышленности.
Игорь Владимирович активно совмещает свою научную деятельность с преподавательской — является профессором кафедры «Строительное производство» и преподавателем кафедр «Инженерных систем, безопасности жизнедеятельности и экологии», «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» Государственной академии специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС). Сосунов И.В. принимает активное участие в работе международных, всероссийский и отраслевых конференций по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения комплексной безопасности потенциально опасных объектов. Он является автором более 50 научных публикаций, 12 учебников и учебных пособий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Контактная информация: тел. раб. (495) 449-90-45; моб. 8-903-171-62-34, E-mail: post115@yandex.ru.
Содержание
Предисловие
1. Реформа технического регулирования и перспективы учета мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в проектной документации объектов капитального строительства
2. Актуальные вопросы стандартизации в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в условиях реформирования системы технического регулирования
3. О сертификации как форме подтверждения соответствия продукции требованиям, обеспечивающим гражданскую оборону и защиту от чрезвычайных ситуаций
4. О роли и месте системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в системе технического регулирования
4.1. Предпосылки и нормативная база создания системы независимой оценки рисков
4.2. Требования в области гражданской обороны, подлежащие проверке в ходе независимой оценки рисков
4.3. Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите населения от чрезвычайных ситуаций, подлежащие проверке в ходе независимой оценки рисков
4.4. Критерии оценки деятельности организаций, осуществляющих независимую оценку рисков в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности
5. Актуальные вопросы предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
5.1. Общие положения
5.2. Разработка технологий моделирования аварийных разливов нефти на суше и на акваториях
5.3. Разработка и внедрение технологий мониторинга распространения нефтяных загрязнений
5.4. Методика инженерного расчета сил и средств, необходимых для ликвидации аварийных разливов нефти
5.5. Методика расчета необходимого технического оснащения объектовых аварийно-спасательных формирования силами и средствами первого уровня реагирования для ликвидации аварийных разливов нефти (нефтепродуктов)
6. Паспорта безопасности опасных объектов: вопросы теории и практики
7. Особенности учета вопросов предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декларациях промышленной безопасности опасных производственных объектов
8. Особенности учета вопросов предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декларациях безопасности гидротехнических сооружений
Послесловие
Электронная версия книги в формате PDF
http://elibrary.ru/item.asp?id=12580229