Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СOVID-19'

ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СOVID-19 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
423
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ НА ЭКСПОРТ/ИМПОРТ ТОВАРОВ / КОРОНАВИРУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кувалаки Ирина Евгеньевна

В статье автор проводит анализ изменений порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза в условиях пандемии; приводит перечень тарифных и нетарифных мер оперативного реагирования в целях предупреждения и предотвращения распространения вируса COVID-19; указывает на наличие проблемных моментов в развитии института таможенного регулирования в Союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кувалаки Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СOVID-19»

5. Авилов В.В. Нормативное основание конституционно -правовой ответственности // Социальное и пенсионное право. - 2008. -№ 1. - С. 12.

6. Хованская А.В. Достоинство человека: международный опыт правового понимания // Государство и право. - 2002. - № 3. - С. 50.

7. Троицкая А.А. Право на протест: содержание и эффективность реализации // Сравнительное конституционное обозрение. - 2012. -№ 5 (90). - С. 34-41.

8. Гриценко Е.В. Европейская доктрина надлежащего публичного управления и перспективы ее восприятия в российском праве // Сравнительное конституционное обозрение. - 2013. - № 2 (93). -С. 115- 125.

9. Хартия Европейского Союза об основных правах от 12 декабря 2007 г. [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-прав. систе-мы«Консультант плюс».

УДК 339.5

Кувалаки Ирина Евгеньевна

Особенности таможенного регулирования в ЕАЭС в условиях пандемии Covid-19

Аннотация. В статье автор проводит анализ изменений порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза в условиях пандемии; приводит перечень тарифных и нетарифных мер оперативного реагирования в целях предупреждения и предотвращения распространения вируса COVID-19; указывает на наличие проблемных моментов в развитии института таможенного регулирования в Союзе.

Ключевые слова: таможенное регулирование, запреты и ограничения на экспорт/импорт товаров, коронавирус.

Таможенное регулирование считают одним из инструментов экономического регулирования, находящегося в значительной мере в компетенции властных органов национального уровня. Однако в правовом аспекте таможенное регулирование представляет собой установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз), их нахождения и использования как на таможенной территории, так и за ее пределами. Такое регулирование в первую очередь осуществляется в соответствии с союзным правом на международном уровне. При этом к праву Союза относятся: Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014

года, иные международные договоры государств-членов Союза, решения и распоряжения органов Союза, тогда как законодательство конкретного государства-участника применяется лишь в части, неурегулированной международными договорами. Следует отметить, что понятие «таможенное регулирование» в Российской Федерации сводится к регулированию таможенного дела. В свою очередь определение таможенного дела аналогично содержанию статьи 1 Таможенного кодекса ЕАЭС, в которой говорится о таможенном регулировании в Союзе. Тем самым усматривается стремление государства к единому регулированию. В целях единства таможенной политики на всей территории ЕАЭС страны-участницы выработали единые инструменты, к которым в частности относятся тарифные и нетарифные меры. Основной мерой таможенно-тарифного регулирования является таможенная пошлина, взимаемая за ввоз и вывоз товара через таможенную границу Союза. Однако большее влияние на товарооборот, как внешний, так и внутри страны, оказывает Единый таможенный тариф (ЕТТ ЕАЭС) или свод ставок ввозных таможенных пошлин. В качестве нетарифных мер чаще применяются запреты и ограничения на экспорт/импорт товаров, перечень которых утвержден решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии. Единое таможенное регулирование в ЕАЭС позволяет достичь общих целей и задач, одной из которых является защита жизни и здоровья человека. Сложная мировая обстановка, возникшая из-за пандемии коронавируса с начала 2020 года, потребовала от государств-членов ЕАЭС введения оперативных мер таможенного регулирования на всей территории Союза. В конце марта 2020 года Коллегия Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) приняла несколько, на наш взгляд важных решений по предупреждению распространения данного вируса и сохранению благополучия граждан союзных государств. Согласно принятым решениям определен перечень средств индивидуальной защиты, защитных и дезинфицирующих средств, продукции медицинского назначения, запрещенных к вывозу с территории ЕАЭС; с 12 апреля 2020 года установлен временный запрет на вывоз из стран Евразийского экономического союза отдельных видов продовольственных товаров (репчатый лук, чеснок, гречиха, рис, соевые бобы, семена подсолнечника); в период с 3 июля по 30 сентября 2020 года включительно освобождены от ввозной таможенной пошлины одноразовые средства индивидуальной защиты и отдельные товары, используемые для производства лекарственных и дезинфицирующих средств, медицинских изделий, необходимые для борьбы с пандемией. При этом срок беспошлинного ввоза отдельных товаров, предназначенных для борьбы с СОУГО-19, продлен до марта

2021 года. Для перемещения товаров первой необходимости таможенными службами государств-участниц Союза был создан своего рода «зеленый коридор», то есть упрощенный внеочередной порядок таможенного оформления товаров для их быстрого выпуска в свободное обращение. Как отмечает ФТС России, такой порядок оформления стал возможным, в том числе благодаря снижению деловой активности участников ВЭД в связи с ограничительными мерами. На первый взгляд принятые меры незначительны, вместе с тем совместные действия стран ЕАЭС позволили обеспечить население достаточным количеством вышеперечисленных товаров во время обострения санитарно-эпидемиологической обстановки.

Противоположного мнения по ограничительным мерам придерживается Всемирная торговая организация, которая считает, что «неспособность сотрудничать на международном уровне может подорвать усилия по предотвращению дальнейшего распространения коронави-руса, а также привести к полному отсутствию необходимых медицинских товаров в странах, зависящих от импорта». Между тем следует отметить, что оперативные меры таможенного регулирования в Союзе носят временный характер, тогда как целевые поставки значимых продовольственных и медицинских товаров в третьи страны сохранены, несмотря на запреты и ограничения. Также в условиях пандемии потребовалось уделить больше внимания цифровизации бизнес-процессов, причем не только электронной торговли товарами, но и транзиту товаров. Благодаря информационным технологиям удалось цифровизировать процессы заключения контрактов и государственных закупок, а также вовлечь широкий круг участников в экономическую деятельность удаленно. Казалось бы, таможенное регулирование в Союзе вполне отвечает современным реалиям. Однако вопрос повышения эффективности таможенного регулирования актуален с момента создания ЕАЭС, а в условиях борьбы с распространением коронавиру-са занял первое место. Среди слабых сторон регулирования, в частности, выделяют многообразие актов таможенного законодательства по одним и тем же вопросам. Так, к примеру, по классификации товара существуют разъяснения ЕЭК, предварительные решения ФТС России, пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, судебные решения, в связи с этим нередко отнесение товара к конкретной товарной позиции, субпозиции препятствует ускорению товарооборота.

Кроме того, значительное количество актов способствует дублированию их положений и приводит к различному толкованию, а впоследствии и применению. По положениям права Союза государства-члены могут иметь свой набор элементов (мер) для регулирования та-

моженных правоотношений. В связи с этим страны-участницы уделяют большее внимание модернизации и совершенствованию мер регулирования внутри государства, тогда как решение задач национального хозяйства во многом зависит от эффективности функционирования механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в ЕАЭС. Автономное развитие союзных государств в области таможенного дела лишь препятствует достижению общих глобальных целей и обеспечению эффективной защиты национальных товаропроизводителей. Кроме того, как таможенные органы, так и участники ВЭД ежедневно сталкиваются с проблемой единообразного понимания терминологии, используемой при идентификации товара и совершении таможенных операций. Для эффективного регулирования таможенного дела союзным государствам надлежит разработать единый понятийный аппарат, исключить множественность актов и дублирование положений таможенного законодательства на различных уровнях, максимально цифровизировать товарооборот.

Библиографический список

1. О внесении изменений в перечень товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Евразийского экономического союза и в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные запреты или количественные ограничения экспорта: Решение Коллегии ЕЭК от 31.03.2020 № 42 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/covid-19/Pa-ges/measures.aspx».

2. О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования»: Решение Коллегии ЕЭК от 31.03.2020 № 43 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/covid-19/Pages/measures.aspx».

3. О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза и об утверждении перечня товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в целях реализации государствами - членами Евразийского экономического союза мер, направленных на предупреждение и предотвращение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV: Решение Коллегии ЕЭК от 16.03.2020 № 21 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasian-commission.org/ru/covid-19/Pages/measures.aspx».

4. О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции COVID-

19: Распоряжение Евразийского межправительственного совета 10.04.2020 № 6 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasian-commission.org/ru/covid-19/Pages/measures.aspx».

5. Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

6. Таможенный кодекс ЕАЭС [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7. Официальный сайт ФТС России (раздел «Новости») [Электронный ресурс]. - URL: https://customs.gov.ru/.

УДК 34.07

Макеев Николай Николаевич

Вопросы установления административной ответственности за незаконное ограждение парковочных мест в жилых зонах и придомовых территориях

Аннотация. Вопрос с самовольным обустройством парковочных мест различными техническими средствами на придомовых территориях и в жилых зонах является актуальнейшим вопросом в жизни больших мегаполисов, и у уполномоченных органов должны быть эффективные средства для борьбы с этим негативным явлением. Как показывает проведенное исследование, действующее законодательство не имеет прямой (специальной) нормы об административной ответственности, а по ныне действующему КоАП РФ такие автовладельцы могут быть наказаны только за самовольное занятие земельного участка или повреждение дороги. Чтобы закрыть образовавшуюся «брешь», некоторые субъекты РФ приняли специальные законы. Не в полной мере решает рассматриваемый вопрос и проект нового административного кодекса. О проблемах в применении ныне действующего законодательства и о том, какую правовую конструкцию нужно сформулировать - об этом и идет речь в настоящей статье.

Ключевые слова: незаконное ограждение парковочных мест, придомовые территории и жилые зоны, автовладельцы, административная ответственность, КоАП РФ, проект нового административного кодекса.

Очевидно, что количество автомобилей у нас в стране растет с каждым годом, что нельзя сказать о парковочных местах. Их дефицит подталкивает некоторых автовладельцев самовольно возводить различного рода конструкции, чтобы огородить площадку для единолич-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.