Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)
УДК 321.927
ББК 74.3я73+88я73
М911
И. Ю. Мурашова Иркутск, Россия Т. Л. Кравченко Иркутск, Россия
ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕПРИВИРОВАННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются результаты исследования устной связной речи у обучающихся первых классов санаторной школы-интерната для детей, нуждающихся в длительном лечении, характеризуются специфические особенности связных высказываний депривированных младших школьников.
Ключевые слова: связные высказывания, депривированные младшие школьники, особенности развертывания собственного замысла во внешней речи, смысловые лексические единицы, кодифицированная речь, разговорная речь.
I. Ju. Murashova Irkutsk, Russia T. L. Kravchenko Irkutsk, Russia
PECULIARITIES OF DEPRIVED JUNIOR SCHOOLCHILD'S CONNECTED
SPEECH
The article deals with the study results of oral connected speech of first grade pupils from sanatorium boarding school for children who need long treatment. It gives the specific features of connected speech of deprived junior schoolchildren.
© Мурашова Л. Ю., Кравченко Т. Л., 2015
Key words: coherent expressions, deprived junior schoolchildren, particular way to express own opinion in external speech, semantic lexical unit, codified speech, conversational speech.
Для полноценного развития устной и письменной речи в младшем школьном возрасте, для осознанного усвоения учебного материала необходим достаточный уровень развития связной речи.
Многие проблемы усвоения школьной программы общего образования обусловлены недостаточной сформированностью устной связной речи младших школьников. На это указывали в своих работах [Гаркуша, 2008; Глухов, 2005; Ефименкова, 2006 и др.]. Благоприятным периодом для улучшения связной речи детей авторы считают младший школьный возраст. Успешная организация работы по совершенствованию связной речи в младших классах основывается на высокой языковой восприимчивости младших школьников, их большой склонности к подражанию.
Исследователи отмечают, что в «группу риска» усвоения школьной программы попадают младшие школьники с различными вариантами дизонтогене-за. Особенно актуальным этот вопрос становится, когда речь идет о младших школьниках, воспитывающихся в условиях учреждения закрытого типа (интернат, детский дом). И. А. Коробейников, М. И. Лисина, А. М. Прихожан, В. М. Слуцкий, Н. Н. Толстых указывали на стойкое отставание в формировании всех компонентов речевой системы у воспитанников учреждений закрытого типа. Это отставание проявляется в отдельных пробелах или грубых нарушениях формирования звуковой стороны речи, лексического, грамматического строя, связной речи. Авторы отмечают, что у воспитанников учреждений закрытого типа связная речь не достигает уровня возрастной нормы, формируется замедленно и искаженно [Коробейников, 1990; Лисина, 2008; Прихожан, 2000].
Анализ программ по русскому языку и чтению для начальных классов общеобразовательных учреждений показывает, что в начальной школе работа по речевому развитию младших школьников выстраивается с учетом спонтанного
формирования речевой системы. Обучение грамматике, орфографии и технике чтения являются основными моментами, на которые ориентируются учебники, а задачи расширения, уточнения, активизации словаря и связной речи решаются попутно. Программы не учитывают состояния связной речи депривированных младших школьников, следовательно, и не могут в полной мере восполнить пробелы в ее формировании. Все это позволило определить тему нашего исследования.
Целью нашего исследования было получение данных о характере связного высказывания депривированных младших школьников в условиях санаторной школы-интерната. Наше исследование проводилось на базе областного государственного оздоровительного образовательного учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, санаторной школы-интерната № 12 г. Иркутска. В исследовании принимали участие учащиеся первых классов.
Для изучения особенностей связных высказываний депривированных младших школьников нами использовалась методика И. О. Поздняковой, В. И. Нодельман, состоящая из 2 заданий, исследующих кодифицированную и разговорную речь [Нодельман, 2008].
В первом задании детям предлагалось составить рассказ на заданную тему «Мой день рождения». Целью которого было -выявить особенности развертывания ребенком собственного замысла во внешней речи, что позволило нам исследовать кодифицированную речь. Во втором задании детям предлагалось поучаствовать в создании фонетики детских рассказов и записать на диктофон интересную историю из собственной жизни для дальнейшего прослушивания ее в классе. Цель -выявить особенности развертывания ребенком собственного замысла во внешней речи, но в других условиях, что позволило нам исследовать разговорную речь. Все рассказы детей записывались на диктофонную запись, после чего подвергались тщательному анализу.
Анализ связных высказываний депривированных младших школьников обнаружил, что по оформлению и по содержанию рассказы детей изобилуют
множеством ошибок, которые носят стойкий характер, поскольку проявляются и в кодифицированной, и в разговорной речи. Исследование позволило нам выявить и охарактеризовать следующие специфические особенности устной связной речи депривированных младших школьников:
1) у депривированных младших школьников в связных высказываниях наблюдается низкое использование лексических единиц, таких как прилагательные, наречия и частицы. Преобладают существительные и глаголы как в кодифицированной, так и в разговорной речи. Это свидетельствует о бедности словарного запаса и недостаточной развернутости делового стиля общения;
2) высказывания депривированных младших школьников чаще состоят из простых синтаксических конструкций;
3) использование сложных грамматических конструкций имеет следующую специфику: в разговорной речи депривированных младших школьников отмечаются сложносочиненные предложения, а в кодифицированной - сложноподчиненные. При этом отмечаются различные виды ошибочного построения сложных предложений: нарушение структуры предложения, дети неадекватно использовали союзы и союзные слова, неравномерно членили предложения на две части, наблюдалась выраженная тавтология;
4) ошибки в построении сложных предложений преобладали в рассказах на свободную тему. В тоже время, эти рассказы были более объемными, насыщенные деталями и более эмоционально окрашенные. Это, по нашему мнению, объясняется тем, что в рассказах на заданную тему установка «рассказать на оценку» повышала ответственность и побуждала детей более тщательно подбирать лексические единицы, что, с одной стороны, уменьшало погрешности в построении лексических единиц, а с другой - эмоционально обедняло и сужало объем рассказов.
Таким образом, результаты данного исследования показывают, что связные высказывания депривированных младших школьников характеризуются специфическими особенностями и требуют логопедического воздействия. Отсутствие логопедической помощи депривированным детям может закреплять у
учащихся текущие недостатки, это, в свою очередь, негативно отразится на развитии связных высказываний в письменной речи.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами, логопедами, психологами в содержании логопедического сопровождения процесса школьной социализации обучающихся школ-интернатов санаторного типа.
Библиографический список
1. Гаркуша Ю. Ф. Социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями. М.: изд. Секачев В., 2008. 132 с.
2. Глухов В. П. Основы психолингвистики. М.: АСТ: Астрель, 2005. 351 с.
3. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
М.: ВЛАДОС, 2006. 355 с.
4. Коробейников И. А. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в
условиях психической депривации / И. А. Коробейников, В. М. Слуцкий // Дефектология. М., 1990. № 3. С. 19-22.
5. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: ВЛАДОС, 2008. 144 с.
6. Нодельман В. И. Особенности разговорной речи умственно отсталых младших школьников / В. И. Нодельман, И. О. Позднякова // Дефектология. М., 2008. № 6. С. 5-13.
7. Прихожан А. М. Дети без семьи. Детский дом: заботы и тревоги общества / А. М.
Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Педагогика, 2000. 160 с.