УДК 81-119
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ КОНЦЕПТА «АРМИЯ» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЙСКИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Сергей Анатольевич Косьяненко, г. Омск, Омский автобронетанковый инженерный институт
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы языкового сознания, приводятся результаты лингвокуль-турологического эксперимента, проведенного в 2016-2017 учебном году. В опросе приняли участие всего 207 человек (курсанты 1-го курса трех факультетов Омского автобронетанкового инженерного института - 177 человек и 30 студентов 1-3-го курсов Омского государственного педагогического университета). Ключевые слова: языковое сознание, концепт «армия», ядро концепта.
PECULIARITIES OF THE STRUCTURE OF CONCEPT «ARMY» IN LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF RUSSIAN MILITARY MEN AND CIVILIANS
S.AKosyanenko, Omsk Tank-automotive Engineering Institute
Abstract. The article studies problems of linguistic consciousness and present results of a linguistic-cultural experiment conducted in 2016-2017 academic years. All in all 207 people took part in the survey (first year students of three faculties of Omsk tank-automotive engineering institute - 177 people and 30 students of Omsk State Pedagogical University).
Key words: linguistic consciousness, concept "army", the nucleus of the concept
№ 1, 2017 (2)
Языковое сознание» как понятие в современной лингвистической науке используется достаточно давно. Но, как и любой термин, который многократно и часто функционирует в научных исследованиях, четкой интерпретации у него нет. Каждый ученый, опираясь на достижения предыдущих, вносит что-нибудь свое в содержание языкового сознания. Поэтому сегодня в различных статьях, монографиях и диссертациях встречаются самые разные варианты и формулировки анализируемого нами термина. В нашем исследовании мы будем придерживаться классической трактовки, представленной в лингвокультуроло-гии. Согласно авторитетным лингвистическим словарям, языковое сознание - это «особенности культуры и общественной жизни данного человеческого коллектива, определившие его психическое своеобразие и отразившиеся в специфических чертах языка» [1, 518]. Поскольку языковое сознание можно рассматривать как «совокупность фоновых знаний или представлений об окружающем мире» [2, 166], то есть возможность эти знания проанализировать посредством языка, т.к. знания проявляются прежде всего на уровне лексическом (словесном), через использование конкретных слов.
В науке принято говорить о том, что единицей языковой картины мира можно считать концепт. Концепт - это «совокупность близких понятий, связанных между собой ассоциативно» [3, 58].
щ ^служба и служение. долг и ответственность_
косьяненко Сергей Анатольевич «Особенности структуры концепта «армия» в языковом сознании российских военнослужащих и гражданского населения»
Для того чтобы выявить и описать структуру концепта «армия» в языковом сознании россиян, нами также был проведен ассоциативный эксперимент. В качестве объекта исследования были выбраны курсанты 1-го курса Омского автобронетанкового инженерного института, проучившиеся в вузе в течение 6 месяцев. Первокурсники еще не стали офицерами, но уже находятся в военных структурах некоторое время, т.е. они успели адаптироваться к реалиям армейской жизни, но сохранили особенности языкового сознания и восприятия мира обычного человека, не связанного с жесткими правилами армии. Также были выбраны студенты гражданских вузов 1-3-го курсов.
В опросе приняли участие всего 207 человек (курсанты 1-го курса трех факультетов Омского автобронетанкового инженерного института - 177 человек и 30 студентов 1-3-го курсов Омского государственного педагогического университета).
Как показали результаты эксперимента, всего курсантами было использовано 205 слов-ассоциатов. В ядро концепта вошли следующие компоненты: дисциплина (54 чел.), вооружение (38 чел.), строй (34 чел.), форма (30 чел.), устав (30 чел.), защита (27 чел.), война (27 чел.).
Среди пяти компонентов ядра концепта преобладает ассоциат «Дисциплина». Кроме того, компоненты защита и война, выявленные в результате проведенного нами ассоциативного эксперимента в структуре анализируемого концепта, в сознании курсантов военного вуза являются одними из базовых, ведущих и, что самое главное, фундаментальных для формирования патриотического сознания будущих офицеров. Защищать - значит действовать:
1. Защищать мать - самого дорогого человека на земле;
2. Защищать Россию - страну, в которой ты живешь и которой присягнул на верность;
3. Защищать дом - место, где живут родные, семья [4, 161].
Война - это ассоциат, вокруг которого строится обучение в военном вузе, поэтому вполне закономерно, что он вошел в ядро концепта.
Такое представление об армии как нельзя лучше соответствует будущей профессиональной деятельности курсантов и наполняет концепт динамичностью.
Если смотреть на ассоциаты ядра концепта, то можно с уверенностью утверждать, что они не имеют ярко выраженной эмоциональной окраски.
К сожалению, в ходе эксперимента было выявлено негативное и потребительское отношение курсантов к армии (19 чел., 9%). В нескольких анкетах ассоциатами концепта армия стали: деньги, квартира, прибыль, наглость, разлука, неорганизованность, воровство, дурдом, ужас, хаос (14 ответов). Также курсантами в качестве ассоциатов была выбрана ненормативная лексика (5 человек).
Таким образом ядерные ассоциаты концепта армия в языковом сознании курсантов в большинстве своем связаны с дисциплиной и вооружением, т.е. именно с тем, что мы все и привыкли видеть, слышать и представлять.
Если говорить о результатах ассоциативного эксперимента, проведенного среди студентов гражданских вузов (Омский государственный педагогический университет), то картина несколько иная. Из 30 опрошенных абсолютное большинство - девушки. В их представлении армия ассоциируется со школой жизни (25 чел.), службой (служить - 22 чел.), войной (16 чел.), дисциплиной (7 чел.), настоящим мужчиной (6 чел.), с ассоциатами российская и красная (по 4 чел.). Единично представлены следующие ассоциации: форма, фуражка, бояться, победа, папа, Путин, Украина, бомбы,
№ 1, 2017 (2)
страшно, дедовщина, брат служил, стройбат, кадеты, сила, танки, стрелять, строй.
Если сравнивать структуру ядра концепта армия в сознании курсантов и студентов, то обнаруживается некоторое сходство: компонент война представлен примерно одинаково. Общим является и ассоциат дисциплина, но количественные показатели несколько различны. Остальные же ядерные элементы не совпадают (см. таблицу 1).
Таблица 1
Сравнение структуры ядра концепта в сознании курсантов и студентов
Курсанты Студенты
Война (12 %) Война (16%)
Дисциплина (22 %) Дисциплина (7%)
Вооружение (17%) Школа жизни (24%)
Строй (15%) Служить (21%)
Форма (14%) Настоящий мужчина (6%)
Устав (14%) Российская (4%)
Защита (12%) Красная (4%)
Как видно из таблицы, в языковом сознании студентов ядро концепта наполнилось ассоциациями, которые отсутствуют в представлении военных. Кроме того, среди единичных ассоциаций преобладают нейтральные (кадеты, танки, стрелять, строй и т.д.) и положительные (победа, сила). Отрицательных совсем немного: страшно, дедовщина и стройбат.
Такие результаты вполне закономерны. На структуру концепта влияет, во-первых, профессиональная принадлежность. Профессия накладывает свой отпечаток на восприятие и формирование концептуальной картины мира. Военные более формально и даже несколько резко отзываются об армии как о сфере своей профессиональной деятельности. Во-вторых, опрошенные студенты - это девушки, а значит, на итоги ассоциативного эксперимента повлиял и гендерный показатель. Общую картину концепта «армия» можно представить лишь при подключении анализа текстов и расширении круга опрошенных, что еще предстоит сделать в современной лингвокультурологии.
Библиографический список:
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М.: Ком-Книга, 2005. - 576 с.
2. Нечаева Е.Ф. Языковое сознание и национальная идентичность / Е.Ф. Нечаева // Альманах современной науки и образования. - 2009. - № 11/2. - С. 166-168.
3. Фесенко О.П. Концепт «победа» в русской лингвокультуре: обзор / О.П. Фе-сенко // Актуальные проблемы лингвистики и методики преподавания иностранных языков: сборник материалов Международной научно-методической конференции (Омск, 27 марта 2015 г.). - Омск: Изд-во ОмЮИ, 2016. - С. 58-62.
4. Фесенко О.П. Концепт «Родина» в русской и арабской лингвокультурах (на материале словарей) / О.П. Фесенко // Язык и культура: сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции (31 марта, 26 апреля, г. Новосибирск). - Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2016. - С. 161-165.
^Л^бУ^Л^ 105 &