УДК 82.42
-х-—
4ЖУ
-в-^ц-е>
КОНЦЕПТ «РЕВОЛЮЦИЯ» В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ17
Ольга Петровна Фесенко, Игорь Логинов, Эльшад Аллахвердиев, ФГВОУ ВПО «Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева»
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы языкового сознания студенческой молодежи, приводятся результаты лингвокультурологического эксперимента, проведенного в 2017 году. В опросе приняли участие 111 человек: 50 человек - российские курсанты, 36 человек - курсанты из стран ближнего зарубежья (Таджикистан, Армения, Абхазия, Кыргызстан, Туркменистан), 25 человек - студенты Омского государственного университета путей сообщения.
Ключевые слова: языковое сознание, концепт «революция», ядро концепта, лингвокультурология.
CONCEPT "REVOLUTION" IN THE LINGUISTIC CONSCIOUSNESS OF MODERN YOUTH
№ 2, 2017 (3)
Olga Petrovna Fesenko, Igor Loginov, Elshad Allakhverdiev, Omsk, Federal State Military Educational Institution of Higher Professional Education "Omsk branch of the Military Academy of material and technical assistance
named after General A.V. Khrulev"
Abstract. The article deals with the problems of linguistic consciousness of the modern youth. The results of a linguistic and cultural experiment conducted in 2017 are presented. Ill people took part in the survey: 50 persons were Russian military students, 36 - military students from the former USSR countries (Tajikistan, Armenia, Abkhasia, Kyrgyzstan, Turkmenistan), 25 - students of the Omsk Transport University). Key words: linguistic consciousness, concept "revolution", the nucleus of the concept, cultural linguistics.
If
■ ■зучение концептов - одно из самых перспективных востребованных направ-VI лений в современной лингвокультурологии. Но именно поэтому в науке не су--U-ществует единой трактовки содержания самого термина «концепт». Не вдаваясь в научные дискуссии, под концептом мы будем понимать культурно-обусловленную сущность, которая отражает менталитет определенного народа и может описываться через «культурные доминанты поведения, исторически закрепленные ценностными ориентациями, принятыми в соответствующей лингвокультуре» (см. об этом подробнее: [4, 10; 5, 111; 10, 445; 2]). Анализ структуры отдельных концептов может оказаться весьма продуктивным для описания системы ценностей национальных культур, для понимания изменений, происходящих в языковом сознании носителей этих культур, для определения наиболее значимых в культурном и историческом аспекте доминант, влияющих на развитие нации. В число таких концептов можно включить концепт «революция», поскольку именно с этим событием связан один из ключевых, поворотных моментов в истории нашей страны и стран, входивших в состав СССР.
"Статья основана на выступлении на круглом столе «Осмысление Революции: революциология, революционная идентичность, образы революционности в современном мире» (Омск, Омская духовная семинария, 24 октября 2017 г.).
Изучение концепта «революция» в современной когнитивной лингвистике ведется относительно недавно. И оно лишь косвенно касается революционных события октября 1917 г. Концепт «революция» исследуется как составляющая политического дискурса прошлого [9] и современности [6], как компонент различных политических и общественных движений [7; 11]. В 2014 году появилось монографическое исследование коллектива авторов «Революция как концепт и событие» [8]. Все названные работы посвящены революции в философском или историческом аспектах. Собственно языковых работ практически нет.
Как отмечает Д.В. Тимофеев, понятие «революция» (от латинского геуоЫю - переворот) пришло в русский язык из английского и «первоначально имело политически нейтральное значение: примерно с XII в. оно использовалось для описания астрономического феномена кругового вращения светил вокруг Земли. В таком понимании понятие «революция» употреблялось для обозначения масштабных изменений периодического характера и было тождественно понятиям 'вращение', 'оборот; 'перемена'». Изменения в значении слова произошли в Западной Европе во второй половине XVII века. С этого времени «революция» стала элементом общественно-политической жизни общества [9, с. 132].
В русском языке слово «революция» имеет несколько значений:
1. Коренной переворот во всей социально-экономической структуре общества, приводящий к смене общественного строя.
2. Коренной переворот в какой-либо сфере общественной жизни, в науке; резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому [3].
Словарное значение лексемы «революция» не имеет дополнительной эмоциональной окраски. Словарь не дает возможности увидеть отношение к революции в языковом сознании носителей конкретной лингвокультуры. Именно поэтому проведение ассоциативного эксперимента и описание структуры концепта становится максимально информативным в данном аспекте.
Цель нашего исследования - выявить особенности концептуального представления о революции в языковом сознании современной учащейся молодежи из России и стран, входивших в состав СССР.
Объектом нашего изучения стали студенты и курсанты вузов Омска (Омского автобронетанкового инженерного института и Омского государственного университета путей сообщения) в количестве 111 человек: 50 человек - российские курсанты, 36 человек - курсанты из стран ближнего зарубежья (Таджикистан, Армения, Абхазия, Кыргызстан, Туркменистан), 25 человек - студенты.
Как показали результаты нашего исследования, представления о революции в сознании молодежи неоднородны. Всего участники опроса предложили 122 ассоци-ата в 330 реализациях (российские курсанты - 59 ассоциаций, студенты - 46 ассоциаций, курсанты стран ближнего зарубежья - 47 ассоциаций). Однако вне зависимости от страны, в которой родились и выросли реципиенты, в структуре концепта «революция» обнаруживаются общие составляющие:
Ленин (32 употребления), война / Гражданская война (27), переворот (16), кровь (15), смерть (9), большевики (9), восстание (5), СССР (4), убийства (4), сила (2).
Как видно из структуры концепта, в нем содержатся представления именно об Октябрьской революции 1917 года (Ленин, Гражданская война), поскольку именно это событие стало переломным в истории нашей общей страны. Остальные ассоци-
ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ
фесенко Ольга Петровна, Логинов Игорь, Аллахвердиев Эльшад
«Концепт «революция» в языковом сознании современной молодежи:
шш
омской православной духовной семинарии
аты ядра можно отнести к любой революции. Среди нечасто или единично воспроизводимых ассоциаций также достаточное количество таких, которые отсылают нас к названному событию: белые (3), красные (8), большевики (2), Красная армия (2), Октябрь (16, ассоциат присутствует только у граждан России), пролетариат (1), красный флаг (1), рабочие (3) и крестьяне (1). В эту же группе можно отнести ассоциаты «Советы» (1), «КПСС» (1) и «коммунисты» (1) как следствия Октябрьской революции. Кроме того, выделяется группа ассоциаций, представляющих собой перечень предметов, сопровождающих революционные события: флаг (1), оружие (2), ружье (1), трехлинейка (1), товарный вагон (1), улица (1).
Надо сказать, что среди тех ассоциаций, которые были воспроизведены участниками эксперимента, практически нет положительных. Большинство из них либо нейтральны (товарный вагон (1), Троцкий (1), царь (1), страна (1), люди (1), конь (1) и т.д.), либо содержат отрицательную, негативную оценку: братоубийство (1), боль (2), бунт (3), голод (1), дичь (1), жертвы (1), жестокость (4), идиоты (1), интервенция (1), конец света (1), кровопролитие (3), люди, как животные (1), насилие (1), печаль (1), плохое дело (1), рабство (1), разгром (1), развал (1), раздор (1), смута (1), убийства (4), ужас (1). Подобные ассоциации характеры для представителей всех групп, участвовавших в опросе.
Однако в перечне ассоциаций обнаруживаются и такие, которые окрашены положительно: защита (1), защищать Родину (1), независимость (1), победа (5), праздник (4), свобода (3), сила духа (1), спасать Родину от врагов (1), уничтожить врагов (1), Отечество (1). Из названных ассоциатов один характерен для российской молодежи (Отечество), остальные фиксируются исключительно в языковом сознании курсантов стран ближнего зарубежья.
Отличия касаются и структуры ядра концепта (если сравнивать российскую молодежь и молодежь из республик бывшего СССР, исключая Россию). При сопоставлении мы учли только те ассоциаты, которые были зафиксированы в количестве употреблений не менее пяти в каждой из групп опрошенных (т.е. были типичными). Представим в таблице 1 результаты проведенного анализа (жирным шрифтом выделены ассоциаты, вошедшие в ядро).
Таблица 1
Структура ядра концепта «революция» у представителей разных групп опрошенных
№ 2, 2017 (3)
Российская молодежь Молодежь из стран бывшего СССР
Война - 21 Война - 9
Большевики - 5 Большевики - 5
Ленин - 28 Победа - 5
Октябрь - 16 100 лет прошло / 100 лет назад - 5
Переворот - 14
Кровь - 14
Красные - 8
Осень - 7
Народ - 5
Как видно из таблицы, несмотря на наличие общих представлений о революции, формирующихся в языковом сознании разных культур, безусловно, имеются важные несовпадения.
ОСМЫСЛЕНИЕ РЕВОЛЮЦИИ
фесенко Ольга Петровна, Логинов Игорь, Аллахвердиев Эльшад
«Концепт «революция» в языковом сознании современной молодежи»
Итак, ядро концепта «революция» в сознании российской молодежи и молодежи из стран ближнего зарубежья можно представить в виде диаграмм (диаграммы 1 и 2).
Диаграмма 1. Ядро концепта «революция» в сознании российской молодежи
Диаграмма 2. Ядро концепта «революция» в сознании молодежи из стран ближнего зарубежья
Среди всех обнаруженных в результате проведенного эксперимента ассоциа-тов выделяются такие, которые возникают в языковом сознании носителей языка на основе синонимических связей, отраженных в значении слова «революция»: восстание (5), народный протест (1), недовольство (1), переворот (16), перелом 91), перемена (6), смута (1) [10]. Также ряд ассоциаций связан с конкретными историческими личностями: Ленин (32), Троцкий (1), Сталин (3), Николай II (1), Петр I (1), Путин (1). Не все они непосредственно были втянуты в революционные события, но с переменами в жизни страны связаны безусловно.
Некоторые индивидуальные ассоциации, обнаруженные в результате эксперимента, объяснить весьма проблематично, например: велосипед, Захаров, капитан Прайс, Call of Duty.
Из всего перечня ассоциатов только четыре являются глагольными (остальные 118 - именными): бороться, прошло, терять, уничтожить врагов. Это говорит о том, что исследуемый концепт не связан с действием. Он воспринимается как статичное явление из прошлого, требующее оценки и осознания, вызывающее либо отрицательные эмоции, либо оставаясь сухим формальным историческим фактом.
Концепт «революция» в языковом сознании молодого поколения весьма неоднороден. Он имеет как общие для носителей разных культурных и языковых традиций стран бывшего СССР черты, так и специфические компоненты структуры.
К числу общих характеристик можно отнести преимущественно нейтральное или отрицательно восприятие революции как исторического явления, его статичность и взаимосвязь с событиями октября 1917 года (а не какой-либо другой революции в истории нашей страны или мира в целом). Особенными чертами концепта является наполнение его периферии и наличие дополнительных эмоциональных составляющих в концепте.
Результаты проведенного эксперимента требуют дальнейшего уточнения и конкретизации, расширения состава участников ассоциативного эксперимента и могут быть весьма показательны для формирования исторического мышления молодежи и воспитания патриотизма.
№ 2, 2017 (3)
Библиографический список:
1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Н. Абрамов. М.: Русские словари, 1999. © Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2002.
2. Бесценная В.В., Федяева Е.В., Мпасси Г. Под знаком войны, или Взгляд на культурные архетипы мальчишества центральной Африки на примере республики Конго // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 241-252.
3. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Но-ринт, 1998. Режим доступа: Шр://дгато1а.ги/$1оуап/^с^огЬ=%01%80%00%В5% 00%В2%00%ВЕ%00%ВВ%01%8Е%01%86%00%В8%01%8Р&а 11=х (дата обра щен ия: 12.09.2017).
4. Воркачев С.Г. Эталонность в сопоставительной семантике // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред.: В.В. Красных, А.И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2003. С. 6-15.
5. Карасик В.И. Языковой круг: Личность, концепт, дискурс. М.: Гнозис, 200. 390 с.
6. Концепт «революция» в современном политическом дискурсе: сборник / под ред. Л. Е. Бляхера, Б. В. Межуева, А. В. Павлова. СПб., 2008. - Сер. Серия «Левиафан». Государство. Общество. Личность. 248 с.
7. Кучукова Ж.М. Концепт революции в формировании российского либерализма // Наука и Мир. 2014. Т. 2. № 3 (7). С. 128-130.
8. Революция как концепт и событие / Капустин Б.Г., Самарская Е.А., Баллаев А.Б., Глинчикова А.Г., Кагарлицкий Б.Ю., Водолазов Г.Г., Пантин И.К., Вартумян А.А., Ильинская С.Г., Федорова М.М., Корниенко Т.А., Летняков Д.Э., Малинова О.Ю. - Российская академия наук, Институт философии, Северо-кавказский федеральный университет. М., 2015.
9. Тимофеев Д.В. Концепт «революция» в материалах российской периодической печати и оценках современников первой четверти XIX века: опыт сравнительно-контекстуального анализа // Мад^га Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2011. № 12. С. 131-140.
10. Фесенко О.П. Представление об СССР в структуре языкового сознания молодежи СНГ как основа формирования добрососедских отношений // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 1А. С. 445-453.
11. Шепелева В.Б. Революциология. Проблема предпосылок революционного процесса 1917 года в России (по материалам отечественной и зарубежной историографии).: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.