Пенсионная реформа
ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
Т. В. ЗЫРЯНОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерскогоучета,
анализа и аудита Е. М. КОТ, старший преподаватель Уральская академия государственной службы
При всех положительных моментах системы обязательного пенсионного страхования она не в состоянии обеспечить уровень жизни пенсионеров, приближающийся к европейским стандартам. Пожалуй, ни в одной стране государственная пенсия не обеспечит человеку (если, конечно, он не является крупным госчиновником) достойный уровень жизни в преклонном возрасте. Это, по сути, пособие, чтобы не умереть с голода. «На Канары за эти деньги не поедешь, да и лечиться у хорошего врача вряд ли сможешь», — иронизирует международный финансовый консультант Исаак Беккер.
С января 2004 г. право на деятельность в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию получили негосударственные пенсионные фонды.
Таким образом, будущие пенсионеры получили право выбирать, кому доверить пенсионные накопления: частной управляющей компании (из тех, что получили право работать с пенсионными средствами по результатам ежегодно проводимого конкурса) или негосударственному пенсионному фонду, соответствующему предъявляемым Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» жестким требованиям надежности, квалификации и опыта работы.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая некоммерческая организация социального обеспечения, специально созданная для пенсионного обеспечения населения. В соответствии с законодательством негосударственные пенсионные фонды осуществляют как добровольное (негосударственное) пенсионное обеспечение, так и формирование накопительной части трудовой пенсии (выступают в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию).
Негосударственное пенсионное обеспечение является органичной составной частью пенсионной системы России. Добровольное пенсионное обеспечение осуществляется в весьма разнообразных формах как в виде пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, так и в виде личного пенсионного обеспечения граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в государственных пенсионных фондах.
В отличие от обязательного пенсионного страхования, где нормы страховых взносов и условия получения пенсий установлены законом, условия добровольного (негосударственного) пенсионного обеспечения определяются договором о негосударственном пенсионном обеспечении, который заключаете негосударственным пенсионным фондом или работодатель в пользу своих работников,
3(219)-2009 Пенсионнаяреформа
или гражданин в свою пользу или в пользу своих близких.
Таким образом, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения дополнительную добровольную пенсию, что позволит обеспечить ему достойную жизнь в пенсионном возрасте. Негосударственное пенсионное обеспечение населения осуществляется пенсионными фондами в двух основных формах — в форме пенсионных программ предприятий и в форме индивидуальных договоров негосударственного пенсионного обеспечения.
Деятельность НПФ регулируется Законом о негосударственных пенсионных фондах.
Упрощенная схема деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению выглядит так:
• сбор денежных средств с граждан либо с организаций, которые готовы платить пенсионные взносы за своих работников;
• ведение учета поступивших денежных средств и их распределение по именным счетам конкретных пенсионеров;
• инвестирование денежных средств в целях их сохранения и прироста;
• ведение учета прироста денежных средств и распределение его по именным счетам конкретных пенсионеров;
• выплата пенсии пенсионеру по достижении пенсионного возраста.
Государство «отделило» фонд от денег, т. е. фонд не имеет права сам вкладывать денежные средства в ряд активов, они инвестируются через специализированные управляющие компании, которые подлежат государственному лицензированию и контролю. Таким образом, для большей надежности создана двухступенчатая система: фонд собирает деньги, но не может сам их вкладывать, а «работают» с этими деньгами специальные организации.
Фонды осуществляют обязательное страхование независимо от деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению. Чтобы работать в области обязательного пенсионного страхования, НПФ должен соответствовать следующим требованиям:
• иметь опыт работы по негосударственному пенсионному обеспечению не менее 2 лет;
• иметь опыт ведения одновременно не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не
менее одного года с 1 января 2004 г., ас 1 июля 2009 г. — не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов;
• величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять с 1 января 2005 г. не менее 30млн руб., а с 1 июля 2009 года — не менее 50млн руб.;
• в целях обеспечения защиты прав участников совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда, внесенный в фонд денежными средствами, должен составлять не менее 3 млн руб. со дня введения в действие Закона о НПФ, ас1 января 2005г. — не менее 30млн руб.;
• не иметь актуарного дефицита по результатам актуарной оценки в течение не менее последних 2 лет деятельности;
• не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних 2 лет деятельности.
По добровольному пенсионному договору вкладчик обязуется уплачивать в фонд пенсионные взносы, а фонд накапливает эти взносы, инвестирует собранные средства, а потом за счет накопленных сумм (пенсионных резервов) выплачивает негосударственную, или дополнительную пенсию участникам. Чаще всего вкладчиком является предприятие (организация), а участниками — работники этого предприятия. Встречаются и вкладчики — физические лица, которые платят взносы либо в свою пользу (т. е. являются вкладчиками и участниками одновременно), либо в пользу своих родственников.
В отличие от банков, страховых компаний и паевых инвестиционных фондов преимуществом
Стороны, участвующие в негосударственном пенсионном страховании
Стороны договора об обязательном
Стороны добровольного
пенсионном страховании пенсионного обеспечения
X \
страхователь застрахованные клиент НПФ Участник
(физическое лица (физические (их называют или участники
или юридическое лица, заклю- вкладчиками) фонда, в пользу
лицо, обязанное чившие договор заключает которых заключен
перечислять стра- об обязательном с фондом пенси- договор
ховые ВЗНОСЫ пенсионном онный договор
на формирование страховании). в пользу участни-
накопительной ка (участников)
части трудо- фонда
вой пенсии)
Рис. 1. Участники негосударственного пенсионного страхования
Таблица 1
Отличительные особенности пенсионных схем
Отличительные особенности пенсионных схем Характеристика
размер пенсионных взносов или пенсионных выплат Определяется расчетным способом
срок, в течение которого будет выплачиваться негосударственная пенсия Пожизненно или в течение оговоренного ряда лет
тип пенсионного счета Именной пенсионный (один участник) или солидарный пенсионный (несколько участников)
НПФ является то, что они — организации некоммерческие, а следовательно, доходы, зарабатываемые фондами, направляются на увеличение средств на пенсионных счетах для выплаты негосударственных пенсий участникам негосударственного пенсионного фонда, а не учредителям.
В связи с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества применяемых фондом пенсионных схем, и фактически постоянно дополняются и изменяются пенсионные правила НПФ, проанализируем требования к пенсионным схемам НПФ, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, которые должны соблюдаться при разработке пенсионных схем. Рассматривая пенсион-
Пенсионные схемы подразделяются
ную схему в общем виде, т. е. пенсионный продукт, предоставляемый НПФ для реализации той или иной программы негосударственного пенсионного обеспечения, остановимся на тех моментах, на которые необходимо обратить внимание при заключении пенсионного договора.
Применяемые НПФ пенсионные схемы являются основой правил фонда и подлежат обязательной регистрации в уполномоченном федеральном органе. Эти схемы должны соответствовать Требованиям к пенсионным схемам НПФ, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.12.1999 № 1385 (далее — Требования).
Именно пенсионные схемы являются основой заключаемых фондом договоров о негосударственном пенсионном обеспечении (п. 2 Требований). А это значит, что произвольная трактовка фондом условий договоров негосударственного пенсионного обеспечения недопустима.
В названии пенсионных схем необходимо отразить их основные отличительные особенности (табл. 1), что является основой заключения договора.
Не допускается предусматривать в пенсионных схемах единовременного получения участником фонда средств, учтенных на его пенсионном счете, так как предназначение НПФ — выплата именно негосударственной пенсии и ничего иного.
Виды пенсионных схем представ-ленынарис. 2.
В содержании каждой пенсионной схемы обязательно должны быть отражены основные положения (табл. 2).
С финансовой точки зрения в деятельности НПФ имеется ряд особенностей, связанных в первую очередь с долгосрочностью пен-
По условиям выполнения актуарных расчетов
По условиям финансирования
с уста- с установ-
новлен- ленными
ными выплата-
взносами ми
нефондируемые (основаны на выплате пенсий из текущих поступлений)
фондируемые (средства для выплат пенсий накапливаются)
частично фондируемые - смешанные
сберегательные (в расчетах обязательств не учитывают вероятности дожития и предусматривается наследование накоплений)
страховые (в расчетах смешанные (сберегательно-обязательств учиты- страховые), в которых преду-
ваются вероятности сматривается последователь-
дожития и не преду- ное применение двух схем - на
сматривается насле- этапе накопления применяется
дование накоплений) сберегательная схема, на этапе выплат пенсий - страховая
индивидуальные - пенсия эквива- групповые - пенсия и накопления эк-
лентна индивидуальным накоплениям вивалентны для всех участников в
для каждого участника массе (нет индивидуальных накопле-
ний участников)
Рис. 2 Виды пенсионных схем
Таблица 2
Основные положения пенсионных схем
Основные положения Характеристика
Порядок внесения Взносы могут производиться как в пользу одного, так и нескольких участников
Размер взноса Вкладчик самостоятельно устанавливает минимальный размер пенсионного взноса в пользу каждого участника
Периодичность Периодичность внесения ежемесячная, ежеквартальная, один раз в шесть месяцев или один раз в год
Продолжительность Ограничивается периодом от поступления первого взноса до приобретения участником пенсионных оснований на получение негосударственной пенсии. Вкладчик имеет право продолжать вносить пенсионные взносы в период выплат негосударственных пенсий
Порядок получения пенсий Ежемесячно, один раз в квартал, один раз в полгода, один раз в год
Размеры негосударственной пенсии Определяется актуарными расчетами, исходя из размера стоимости пенсионных обязательств фонда, учтенных на пенсионном счете на дату счета
Порядок ведения именных и солидарных пенсионных счетов Фонд открывает именной счет в пользу каждого участника или солидарный пенсионный счет вкладчика либо применяет счета последовательно, например, в случае перераспределения средств, учтенных на солидарном пенсионном счете, по именным пенсионным счетам участников
Возможность наследования пенсионных накоплений участников фонда Пенсии в фондах согласно законодательству имеют право получать только их участники, и если наследники не являются таковыми, то они реализуют свои права только если они станут участниками фонда
сионных договоров. В связи с этим применение обычных методов финансового аудита при оценивании платежеспособности фонда невозможно. Их место занимает актуарное оценивание, под которым понимается прежде всего экспертиза соответствия пенсионных обязательств НПФ и их финансовых ресурсов. Актуарное оценивание обязательств фонда проводится по каждой действующей пенсионной схеме в соответствии с методикой актуарных расчетов, предусмотренной конкретной пенсионной схемой. Подавляющее большинство фондов использует следующую формулу расчета:
8вык. = (8взн. + 1тт + а • 1рг) — 8вып; где 8вык. — выкупная сумма;
8взн. — суммавзносов;
1тт — минимальный гарантированный доход; 1рг — доход, начисленный фондом на пенсионный счет вкладчика (участника), сверх минимального гарантированного пенсионным договором дохода;
а — коэффициент, принимаемый в размере от 0до1(0<а<1);
8вып. — сумма пенсионных выплат на момент расчета выкупной суммы.
Величина коэффициента «а», находящаяся в пределах более 0, но менее 1, и ее определение в целях устранения каких-либо претензий со стороны вкладчиков должны быть оформлены решением совета фонда. Необходимо, чтобы фонд четко и ясно обосновывал в каждом конкретном случае величину коэффициента «а».
Современная стоимость пенсионных обязательств определяется фондом, как правило, по
состоянию на конец отчетного периода и отражается на именном (солидарном) пенсионном счете вкладчика (участника) не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
При добровольном пенсионном обеспечении суммы пенсионных взносов определяются только финансовыми возможностями вкладчика. Цель размещения пенсионных резервов и пенсионных накоплений — получение дохода. Этот доход направляется на пополнение средств пенсионных резервов и накоплений, на покрытие расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности и на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда. При этом размер отчислений на формирование имущества и покрытие расходов не должен превышать в сумме 15 % дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов, и 15 % дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, после вычета вознаграждения управляющей компании и специализированному депозитарию фонда и уплаченных налогов. Кроме того, имущество НПФ формируется за счет совокупного вклада учредителей, целевых поступлений, пенсионных взносов (не более 3 %).
Если лицо решило доверить свои пенсионные накопления НПФ, то Пенсионный фонд РФ переводит средства, отраженные в специальной части индивидуального лицевого счета физического лица, в выбранный НПФ. В НПФ также переводятся средства, которые работодатель физического лица перечислил в Пенсионный фонд РФ на финансирование накопительной части трудовой пенсии в
текущем году. Накопленные средства переводятся до 31 декабря текущего года, а поступившие взносы — после того, как работодатель представит в ПФР сведения по каждому своему работнику, а ПФР разнесет их по индивидуальным счетам персонифицированного учета (в соответствии с законодательством это должно быть сделано до 1 июля).
НПФ организует инвестирование пенсионных накоплений. Доход от инвестирования отражается в специальной части индивидуального лицевого счета работника.
По достижении пенсионного возраста фонд обеспечивает выплату пожизненной пенсии, рассчитанной исходя из размера пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета.
Согласно условиям договора организация в установленные сроки перечисляет на солидарный счет НПФ пенсионные взносы за своих работников.
При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающим право на установление государственной пенсии.
Источниками выплаты накопительной части пенсии являются пенсионные накопления, которые формируются за счет страховых взносов и доходов от инвестирования накопительной части трудовой пенсии.
Средства, инвестируемые Пенсионным фондом через управляющие компании (как частные, так и государственные), по своей сути являются собственностью Российской Федерации, и ПФР несет субсидиарную ответственность за качество размещения накопительной части трудовой пенсии и за размер средств, находящихся на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. В случае перевода пенсионных накоплений в НПФ, он возлагает на себя бремя субсидиарной ответственности за сохранность этих средств. В этой связи важнейшим условием обеспечения сохранности и прироста пенсионных накоплений является их правильное инвестирование.
НПФ инвестирует пенсионные накопления граждан через управляющие компании, допущенные для инвестирования средств пенсионных накоплений по результатам специального конкурса, проводимого Министерством финансов РФ.
К инвестиционному портфелю негосударственного пенсионного фонда предъявляются такие же требования, и на него накладываются такие же ограничения, какие установлены для управляющих компаний, работающих с Пенсионным фондом РФ.
Контроль за соблюдением фондом состава и структуры инвестиционного портфеля пенсионных накоплений в ежедневном режиме осуществляет специализированный депозитарий НПФ. В случае нарушений со стороны управляющих компаний депозитарий сообщает об этом фонду, а при наличии нарушений по фонду в целом — фонду и в Минтруда России, который применяет к фонду установленные меры воздействия.
В то же время инвестирование пенсионных накоплений, осуществляемое НПФ, имеет существенные особенности по сравнению с инвестированием, которое осуществляют управляющие компании. Если ваши пенсионные накопления учитываются в Пенсионном фонде РФ, то работник выбирает один из инвестиционных портфелей, которые указаны в договоре доверительного управления, заключенном между управляющей компанией и Пенсионным фондом РФ.
При изменении инвестиционной обстановки компания обязана принимать свои решения только в рамках инвестиционного портфеля, указанного в договоре. НПФ заключает договор о доверительном управлении, как правило, с несколькими управляющими компаниями. Инвестиционная декларация каждой управляющей компании определяется при заключении договора. Фонд имеет возможность оперативно реагировать на изменение инвестиционной обстановки, меняя размер пенсионных накоплений, направляемых в ту или иную управляющую компанию.
НПФ в отличие от управляющих компаний имеют договорные отношения с каждым из своих клиентов, ведут персональный учет застрахованных лиц и поступивших на их счета сумм, они знают своих клиентов, что называется, в лицо. Персонифицированный учет позволяет фонду доводить до вашего сведения информацию о рыночной стоимости пенсионных накоплений практически ежемесячно. Кроме того, крупнейшие НПФ имеют развитую сеть представительств в регионах, что позволяет обеспечить живое общение с работником в офисе НПФ и нередко недалеко от дома, а не звонить, например, из Владивостока в Москву.
НПФ, который получил право работать с пенсионными накоплениями застрахованных лиц и которому работник доверил пенсионные накопления, обязан:
• ежегодно, не позднее 1 сентября направлять работнику информацию о состоянии пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии;
• передавать средства пенсионных накоплений в другой НПФ или в Пенсионный фонд России, по желанию работника;
• при появлении у работника права на получение накопительной части трудовой пенсии производить ее назначение и осуществлять выплаты;
• в случае смерти застрахованного лица фонд обязан выплатить его правопреемникам установленные законодательством суммы.
Кроме того, НПФ обязан представлять в Минтруда России установленную отчетность о результатах работы с пенсионными накоплениями граждан и публиковать в средствах массовой информации ежегодный отчет о формировании средств пенсионных накоплений.
НПФ являются некоммерческими организациями и не имеют права распределять полученную прибыль между своими учредителями. Поэтому чаще всего они учреждаются крупными и достаточно состоятельными предприятиями, которые заинтересованы в обеспечении дополнительных пенсий для своих сотрудников, могут профинансировать эти расходы, но притом хотят контролировать деятельность той организации, которой они доверят долгосрочные пенсионные ресурсы.
При инвестировании средств пенсионных накоплений НПФ обязаны пользоваться услугами управляющей компании (УК); при размещении пенсионных резервов некоторые инвестиционные операции они могут осуществлять самостоятельно, а для некоторых опять же обязаны обращаться к управляющим компаниям. Кроме того, их активы должны храниться в специализированном депозитарии, который также контролирует соблюдение законодательства фондом и управляющим. Все это роднит НПФ с пенсионными инвестиционными фондами (ПИФ), хотя есть и важнейшие отличия. Во-первых, НПФ является юридическим лицом, а ПИФ — нет. Во-вторых, ПИФ не вправе гарантировать какой бы то ни было результат своим пайщикам, а НПФ принимают на себя те или иные обязательства перед участниками (по крайней мере, при назначении пенсии ее размер определяется твердо и не может меняться в зависимости отуспешности инвестирования).
Несмотря на изменяющееся правовое поле, нестабильность и противоречивость налоговой системы, в период финансового кризиса 1998 г. НПФ показали свою устойчивость и надежность. Так, по данным Федеральной службы по финансовым рынкам, по состоянию на 1 апреля 2006 г. в систему негосударственного пенсионного обеспечения входят 290 фондов, собственное имущество которых составляет более 360млрд руб., в том числе пенсионные резервы — около 287 млрд руб., пенсионные накопления — 6,8 млрд руб.
На конец 1998 г. (эту дату мы рассматриваем как своеобразную точку отсчета для оценки сов-
ременного уровня развития негосударственного пенсионного обеспечения) пенсионные резервы составляли всего 4,25млрд руб., а система обязательного пенсионного страхования существовала только в проекте. На сегодняшний день размер пенсионных резервов увеличился почти в 67 раз, численность участников — в 33 раза и составила более 6,1 млн человек. Услугами фондов охвачено приблизительно 6 % экономически активного населения Российской Федерации.
НПФ не только сохранили пенсионные взносы, выплатив за шесть лет негосударственные пенсии на общую сумму более чем 12млрд руб., но и существенно увеличили объем средств для пенсий будущих пенсионеров.
Количество получателей негосударственных пенсий на 1 апреля 2006 г. составляет около 727,5тыс. человек. Негосударственная пенсия стала существенным фактором в обеспечении благосостояния пожилых граждан: если в 1998 г. ее средний размер составлял всего 121 руб., то по итогам 2005г. — уже более 700 руб. (за семь лет вырос более чем в 5 раз).
Наиболее важным элементом системы негосударственного пенсионного обеспечения, безусловно, являются вкладчики фондов. Сегодня это более 1 700 предприятий и около 6 млн участников.
Рынок негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране успешно и динамично развивается:
• по сравнению с численностью участников опережающими темпами увеличиваются размеры средств пенсионных резервов — средств на выплату будущих негосударственных пенсий;
• увеличивается размер пенсионных резервов за счет дохода от их размещения. При этом доход от размещения средств пенсионных резервов превышает расходы на выплату негосударственных пенсий. Так, например, за все время существования НПФ «Газфонд» пенсионных взносов в фонд было внесено почти 17 млрд руб., тогда как на 1 апреля 2006г. пенсионные резервы этого фондадостигли 166 млрд руб. НПФ обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку.
Высшим органом управления НПФ является совет фонда, который осуществляет общее руководство его деятельностью, структура, порядок формирования, полномочия и срок полномочий совета фонда, порядок принятия им решений определяются уставом НПФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Члены совета НПФ могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей толь-
ко в случае, если это предусмотрено уставом фонда. Размер вознаграждения членов совета фонда должен устанавливаться в виде фиксированной суммы.
Структура инвестиционного портфеля фонда должна удовлетворять основным требованиям ст. 36.15 Законао НПФ.
Структура инвестиционного портфеля фонда или его части может быть определена в форме инвестиционного индекса (индексов). Порядок определения инвестиционного индекса (индексов) для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствующий класс активов и особенности управления инвестиционным портфелем, структура которого определена в форме инвестиционного индекса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом.
Выбрать фонд и просто, и сложно одновременно. Просто, потому что достаточно взглянуть на перечень фондов и на основании их данных выбрать один из них. Сложно, потому что чем больше вникаешь в детали, тем больше появится вариантов. При выборе НПФ необходимо изучить все доступные материалы о его надежности, обратив внимание прежде всего на следующие данные:
1. Опыт и репутация НПФ на рынке негосударственного пенсионного обеспечения. Существует достаточно большое число НПФ, которые успешно работают в области негосударственного пенсионного обеспечения на протяжении 5 и даже 10 лет, сохраняя и приумножая средства своих вкладчиков, несмотря на перепады в экономике. Для характеристики фонда весьма важно то обстоятельство, насколько успешно он пережил кризис 1998 г. Фонд должен иметь опыт реальной выплаты негосударственных пенсий, что в еще большей степени характеризует его способность выполнять свои обязательства.
2. Личные впечатления от общения с сотрудниками фонда. В процессе заключения договора об обязательном пенсионном страховании рекомендуется уточнить все интересующие детали непосредственно в фонде в общении с его сотрудниками. То, насколько вежливо и оперативно представители фонда помогли, насколько подробно ознакомили с документацией фонда, может служить определенным критерием качественной работы фонда.
3. Сведения о размере имущества фонда. Для оценки надежности фонда прежде всего важен размер его имущества для обеспечения уставной деятельности. При наличии достаточного размера имущества фонд имеет возможность привлекать квалифицированных специалистов, использовать в своей работе современные технические средства и программное обеспечение. При достаточном размере имущества для обеспечения уставной
деятельности у руководства фонда не возникает соблазна нецелевого использования пенсионных резервов и пенсионных накоплений.
4. Доходность размещения пенсионных резервов. Обязательной информацией является проценты начислений на именные пенсионные счета участников фонда по негосударственному пенсионному обеспечению. Традиционно НПФ реализуют консервативную стратегию размещения пенсионных резервов, поэтому наиболее приемлемым процентом начисления является величина, на несколько процентов превышающая инфляцию за этот год.
5. Состав учредителей фонда, состав совета фонда, количество участников фонда. Количество участников фонда косвенно характеризует объем поступлений средств на счета фонда, а следовательно, возможности его развития. Сколько участников уже получают пенсию? Этот показатель свидетельствует об обязательности фонда в исполнении условий договоров пенсионного обеспечения.
6. «Инвестиционный портфель». С какими управляющими компаниями заключены договоры (потом можно поинтересоваться деятельностью этих компаний)? Каково процентное соотношение вложений (в федеральные ценные бумаги, в банковские вклады, в акции и облигации, в недвижимость и т. д.)? Необходимо узнать, какова доходность фонда за последние несколько лет, каков процент начислений на именные пенсионные счета. Желательно, чтобы этот процент превышал инфляцию.
7. Отчетность за прошедший год. Если возникают сложности по чтению документов, то к отчетности должна быть приложена пояснительная записка. Основные моменты в ней будут изложены вполне доступным языком. Необходимо ознакомиться с балансом, заключениями аудитора и актуария. Особое внимание обратить на замечания и предложения по исправлению нарушений. Проверить, были ли исправлены недостатки, выявленные в прошлом году.
НПФ, как и любая другая организация, подвержен различным рискам в своей деятельности. Законодательством, регулирующим накопительную составляющую трудовой пенсии, предусмотрены меры по минимизации этих рисков и обеспечению во всех случаях сохранности пенсионных накоплений. Это обеспечивается особыми требованиями к финансовому состоянию и условиям деятельности НПФ.
В числе таких требований:
• обязательное лицензирование деятельности НПФ;
• разделение имущества НПФ на пенсионные резервы (средства, предназначенные исключительно для выполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению),
пенсионные накопления (средства, накопленные на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии) и имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, раздельный учет этих видов имущества и недопустимость смешения операций по ним;
• законодательно установленный минимальный размер имущества для обеспечения уставной деятельности — 3 млн руб. в период до 1 января 2005 г. и 30 млн руб. после этой даты;
• законодательный запрет на обращение взысканий по долгам фонда на имущество, составляющее пенсионные резервы и пенсионные накопления (исключением являются только долги фонда перед застрахованными лицами);
• открытость и прозрачность деятельности фонда для вкладчиков, участников и застрахованных лиц, что обеспечивается ежегодным информированием их о состоянии пенсионных счетов и обязательной публикацией отчетов о деятельности фонда в средствах массовой информации;
• развитая система мер по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений, включающая требования к допустимым направлениям размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, в том числе предельные нормы размещения в отдельные объекты инвестирования, а также ежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов и пенсионных накоплений со стороны специализированного депозитария;
• система страхования рисков, включающая формирование страховых резервов, нормативный размер которых установлен государством, участие в объединенных гарантийных фондах или других формах внешнего страхования;
• наличие у фонда системы внутреннего контроля, включающей попечительский совет, формируемый из представителей вкладчиков и участников, и ревизионную комиссию. Соблюдение НПФ всех установленных законодательством условий деятельности контролируется специально уполномоченным на это федеральным органом (Минтруда России) и специализированным депозитарием, который при наличии нарушений состава и структуры пенсионных резервов и пенсионных накоплений обязан извещать об этом
министерство, а также дает согласие на проведение всех операций с пенсионными накоплениями. Минтруда России контролирует деятельность фондов с помощью ежемесячной, ежеквартальной и ежегодной отчетности, предоставляемой фондами, а также путем проведения регулярных проверок деятельности фондов своими комиссиями. Получить право работать с пенсионными накоплениями граждан (стать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию) может не каждый фонд.
Кроме перечисленных обязательных для любого НПФ требований НПФ, решивший работать с пенсионными накоплениями граждан, должен удовлетворять дополнительным требованиям:
• иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;
• в течение не менее одного года вести одновременно не менее 5000 именных пенсионных счетов участников;
• не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение последних двух лет деятельности;
• не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.
Заключить с НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.
I
Заполнить заявление о переходе в НПФ и одновременно уведомить об ЭТОМ ПФР.
I
Направить заявление в ПФР (представить лично, заверить заявление у трансферт-агента, далее оно обеспечит доставку, заверить заявление у нотариуса и направить по почте.
I
Рассмотрение заявления в ПФР.
I
Результаты:
Удовле-
творение
заявления
Отказ в удовлетворении Оставление
УНПФ Форма заявле- Имеется другое без рассмотрения
аннулирова- ния не соот- заявление (если лицо
на лицензия ветствует от того же числа не имеет права
утвержденной выбора фонда)
ПФР обязан известить вас об удовлетворении заявления до 1 декабря.
I
Если ПФР по какой-либо причине не удовлетворил ваше заявление, он обязан известить вас об этом до 1 декабря.
Отказ ПФР должен быть мотивирован.
Рис. 3. Действия, необходимые для перехода из ПФР в НПФ
Заключить с новым НПФ договор об обязательном пенсионном страховании.
Уведомить предыдущий НПФ о расторжении договора.
1
Новый НПФ в течение одного месяца уведомляет ПФР о наличии нового договора об ОПС.
1
Рассмотрение уведомления в ПФР (в течение 2 мес.после уведомления).
1
Результаты:
Согласие ПФР (внесение изменений в единый реестр застрахованных лиц). Отказ во внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц (если лицо не имеет права выбора фонда).
*
ПФР обязан известить вас и новый НПФ в течение 2 мес. после направления ПФР уведомления ПФР обязан известить об этом вас, новый НПФ и прежний НПФ в течение 2 мес. после направления ПФР уведомления. Отказ ПФР должен быть мотивирован
Рис. 4. Переход из одного НПФ в другой
Фонд, намеренный осуществлять деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, должен подать соответствующее заявление в Минтруда России и быть там зарегистрированным.
Порядок и условия выполнения НПФ обязательств по обязательному пенсионному страхованию определяются страховыми правилами фонда, которые разрабатываются им на основе типовых правил, утвержденных Правительством РФ. Пенсионные накопления учитываются как в НПФ в форме ведения пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии, так и в Пенсионном фонде РФ в форме специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Кроме того, Пенсионный фонд РФ ведет реестр застрахованных лиц, в котором отражаются сведения о том негосударственном пенсионном фонде, какой был выбран. Эти меры исключают возможность утраты сведений о пенсионных накоплениях в случае реорганизации или ликвидации НПФ. Реорганизация фонда может быть проведена только с согласия Минтруда России и при
наличии соответствующих заключений независимого аудитора и независимого актуария.
При ликвидации фонда, которая может осуществляться только по основаниям, предусмотренным законодательством, и проводится комиссией, состав которой согласован с Минтруда России, средства пенсионных накоплений передаются в Пенсионный фонд РФ. На них не могут быть обращены требования кредиторов фонда. В случае аннулирования у негосударственного пенсионного фонда лицензии средства пенсионных накоплений принудительно передаются в Пенсионный фонд РФ.
Принять ответственное решение (а вступление в НПФ — это ответственное решение) очень сложно, и не каждый человек способен это сделать. Действия, необходимые для перехода из ПФР в НПФ представлены нарис. 3.
Переход их одного НПФ в другой также происходит по определенной схеме (Рис. 4).
Внимание: Переход из одного НПФ в другой возможен не чаще одного раза в год. Сроки перехода не ограничены
Также возможен обратный переход из НПФ в государственный фонд (рис. 5).
Уведомление производится в форме, позволяющей подтвердить факт уведомления. Отказ ПФР должен быть мотивирован. Решение ПФР может быть обжаловано вами в суде
Заполнить заявление о переходе в Пенсионный фонд России. 1
Направить в НПФ заявление о прекращении договора об ОПС (до 1 октября текущего года).
1
Направить заявление в ПФР.
1
Рассмотрение заявления в ПФР (до 1 ноября текущего года).
Результаты:
Удовлетворение заявления. Отказ в удовлетворении заявления
ПФР считает, что вы не должны подавать такое заявление заявление оформлено с нарушением установленных требований
1
ПФР обязан известить вас и НПФ ПФР обязан известить об этом вас
до 1 декабря текущего года и НПФ до 1 декабря текущего года.
Рис. 5. Переход из НПФ в ПФР