УДК 331.101.38
Матыцина Н.П.
к.э.н., доцент ВУНЦ ВВС ВВА г. Воронеж, Россия Торопчин А.В.
сержант 4 курса ВУНЦ ВВС ВВА г. Воронеж, Россия
ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА В СОВРЕМЕННОМ ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Аннотация
В статье исследована проблема современных взглядов командиров различных подразделений ВСРФ на процессы стимулирования подчиненного личного состава.
Проведен сравнительный анализ психотипов военнослужащих, создан некоторый алгоритм работы командира структурного подразделения ВС РФ для создания благоприятных условий управления подчиненными за счет стимулирования.
Ключевые слова:
стимулирование, психотип, воинский коллектив, мотивация.
В современном воинском коллективе стимулирование подчиненного личного состава играет важную роль в повышении эффективности и результативности работы подразделения.
За последние годы значительно изменилось сознание большинства граждан Российской Федерации, исключением не являются и военнослужащие, следовательно военнослужащие, проходящие военную службу по контракту не заинтересованы в добросовестном исполнении обязанностей военной службы без наличия соответствующего стимулирования, а военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и вовсе отказываются заключать контракт, отдавая предпочтение иной трудовой деятельности.
Руководящему составу следует пересматривать подходы к стимулированию личного состава, способные повысить мотивацию каждого подчиненного, вследствие чего повысить эффективность процесса стимулирования.
Мотивация - процесс внутреннего побуждения человека к определенной деятельности, связанной с удовлетворением его потребности.
Стимулирование - процесс побуждения работников со стороны организации, с целью получения нужного трудового поведения, направленный на удовлетворение потребностей организации.
В общем случае, стимулирование может быть жестким и мягким:
1. Жесткое стимулирование заключается в принуждении людей к определенным действиям и основывается на неком ценностном минимуме. Например: заработная плата, выплачиваемая только после выполнения работы.
2. Мягкое стимулирование заключается в побуждении к деятельности в соответствии с ценностным максимумом. Например: социальный пакет благ и гарантий. [2]
В свою очередь, для военной среды имеют место быть дополнительные специфические виды стимулирования:
- материальное (денежное) стимулирование - денежное довольствие, премии, надбавки, материальная помощь и т. д.;
- материальное (неденежное) стимулирование - жилье, бесплатное питание, путевки в санатории и прочее;
- моральное стимулирование - слова благодарности в личном порядке, либо перед строем, объявление благодарности, вручение благодарственных писем и д.р.;
- трудовое стимулирование - продвижение по службе. [1]
Правильный выбор подхода к стимулированию достигается только при индивидуальной работе командира с подчиненным. Для анализа психологических особенностей подчиненных, командир пользуется разделением их по темпераментам:
- меланхолик - погружены в себя, чувствительны и преданы. Главный стимул - похвала командира или товарищей.
- флегматики - сдержаны, стабильны, терпеливы. Главный стимул - "сделал - получил"
- холерики - активны, целеустремленны, эмоциональны. Главный стимул - конкурентность.
- сангвиники - общительны, быстры, отзывчивы. Главный стимул - поощрение за каждую выполненную задачу. Показывают профессионализм при решении внезапно возникающий задач. [2]
Анализ темпераментов позволяет сделать вывод:
- военнослужащие меланхолики тщательно оценивают риски при выполнении задач и обеспечивают выбор правильного подхода решения.
- военнослужащие флегматики работают спокойно и равномерно, отлично подходят к качественному несению службы в наряде.
- военнослужащие холерики способны координировать и организовывать управление подразделениями.
- военнослужащие сангвиники выбирают оригинальные и творческие подходы при решении задач.
[3]
На основе анализа предлагается алгоритм работы для командира по повышению эффективности стимулирования личного состава:
1. Встав на командную должность, запросить и проверить личные дела подчиненных.
2. Ознакомиться с заключением о профессиональной пригодности подчиненного, полученной от психолога.
3. Выявить предполагаемый выражающийся темперамент у военнослужащего.
4. Провести личную беседу с каждым подчиненным и выявить окончательную склонность к одному из темпераментов.
5. Организовать новую штатную структуру подразделения в соответствии с темпераментами военнослужащих.
6. Стимулировать подчиненных лично или коллективно.
7. Проводить подведения итогов и отмечать лучших и худших подчиненных, стимулируя на улучшение всех показателей.
8. Обращать внимание на поставленные задачи и назначать для их выполнения подходящих людей.
9. Постоянно анализировать совершенные действия, при необходимости использовать новые подходы стимулирования.
Разработанное предложение позволит стимулировать личный состав, а также повысит исполнительность и командные навыки подчиненных. Выполняя свои функции, военнослужащий становится более продуктивным и мотивированным. Повышается исполнительность личного состава путем стимулирования различных функций внутри коллектива. В свою очередь это повышает эффективность работы самого командира.
Список использованной литературы:
1. Балахонова, В.А. Основные виды и функции стимулирования деятельности персонала / В.А. Балахонова // Вестник современных исследований. - 2018. - № 10.2. - С. 25-27
2. Лукашевич, В.В. Психология и педагогика / В.В. Лукашевич, Е.Н. Пронина. - Москва: Учебник Юрайт, 2019. - 296 с.
3. Волкогонова, О.Д. Управленческая психология / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - Москва: учебник ИД «Форум» НИЦ «Инфра-М», 2019. - 352 с.
©Матыцина Н.П., Торопчин А.В., 2023
УДК 330.1
Матыцина Н.П.
к.э.н., доцент, ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ Турищев П.В.
курсант ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ
ТИПЫ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Аннотация
В статье изучены различные типы конфликтов, проблематика конфликтных ситуаций. Выделены основные предложения для разрешения конфликтов в деятельности организаций.
Ключевые слова
Конфликт, конфликтная ситуация, типы конфликтов, коммуникация.
Конфликты могут отрицательно сказываться на работоспособности коллектива, что в свою очередь может навредить репутации организации, а также оттолкнуть клиентов и партнеров.
Разрешение конфликтов в рабочей среде является одним из ключевых аспектов успешного функционирования организации.
Конфликты - неотъемлемая часть жизни в организациях. Они могут возникать из-за различий во мнениях, целях, интересах и стилях работы сотрудников. Конфликты могут быть как позитивными, способствуя росту и развитию организации, так и негативными, приводящими к нарушению рабочих процессов и потере эффективности. [1].
Типы конфликтов в организациях многообразны. Это может быть конфликт личностей, связанный с различиями в характере или стиле общения; конфликт ролей, возникающий из-за несоответствия ожиданиям отдельных членов команды и др.
Важно научиться эффективно разрешать конфликты в организационной среде. Разрешение конфликтов может осуществляться посредством диалога и обсуждения, поиска компромиссных решений,