Педагогика
УДК 378.2
курсант Яшин Михаил Алексеевич
Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище Министерства обороны Российской Федерации (г. Новосибирск); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры управления подразделениями в мирное время Разуваев Дмитрий Сергеевич
Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище Министерства обороны Российской Федерации (г. Новосибирск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА СОВРЕМЕННЫМ
«КОМАНДИРОМ-ЛИДЕРОМ»
Аннотация. В статье рассматривается педагогическая проблема современных взглядов на процесс стимулирования личного состава командиром в структуре Вооруженных Сил. Уделяется внимание потребностям военнослужащих, проводится анализ процесса стимулирования как следствие появление мотивов. Рассматриваются классические психотипы и выявляются индивидуальные функции военнослужащих, открываются новые подходы к стимулированию личного состава, дается описание стимулов и их значение. В статье затрагивается тема процесса стимулирования. Целью исследования является создание для командира взвода алгоритма, благодаря которому повысится эффективность процесса стимулирования личного состава военнослужащих. В ходе исследования используется анализ стимулирования как педагогического процесса, анализ и синтез психологических типов военнослужащих, сравнение полученного материала. На основе изучения психотипов военнослужащих был предложен алгоритм действий командиру взвода, имеющий практическую значимость для повышения эффективности деятельности офицера по стимулированию личного состава. Представленный материал позволяет сделать вывод, что эффективность управленческой деятельности командира взвода увеличивается при соблюдении предложенного алгоритма.
Ключевые слова: стимулирование, педагогические пути, воинский коллектив, мотивация, психотип.
Annotation. The article deals with the pedagogical problem of modern views on the process of stimulation of personnel by a commander in the structure of the Armed Forces. Classical psych types are considered and individual functions of servicemen are revealed, new approaches to stimulation of the personnel are opened, the description of stimuli and their meaning is given. The presented material allows us to conclude that if the proposed algorithm is followed, the efficiency of managerial activity of a platoon commander will increase.
Key words: stimulation, pedagogical ways, military team, motivation, psycho-type.
Введение. Педагогическая наука говорит о важности стимулирования в процессе обучения. Организация военнослужащих на необходимую для командира подразделения деятельность путем стимулирования является актуальным вопросом. Во-первых, многие офицеры не имеют понимания о важности и сущности стимулирования. Во-вторых, в учебных военных изданиях суть стимулирования ограничивается рамками строгой военной среды. В-третьих, стимулирование распространяется на воинский коллектив, а не применяется индивидуально. Командир при организации личного состава на выполнение определенных задач часто сталкивается с проблемой отдачи в работе воинского коллектива. Эффективность стимулирования военнослужащих является актуальной проблемой на сегодняшнее время.
Цель исследования заключается в создание алгоритма работы для командира взвода, с помощью которого повысится эффективность процесса стимулирования. Повысив эффективность стимулирования личного состава, мы повышаем и качество управленческой деятельности офицера. В этом заключена теоретическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности внедрения полученного материала исследования в систему воспитания и подготовки офицера.
Задачи для достижения цели, следующие:
- рассмотреть понятия стимулирования и мотивации военнослужащих;
- изучить основные потребности личного состава исходя из своих психологических типов;
- проанализировать, обобщить и создать алгоритм работы для командира, способный повысить эффективность, как процесса стимулирования, так и работы офицера.
В ходе исследования анализируются методы педагогического стимулирования военнослужащих и психологические темпераменты, дается характеристика психотипов военнослужащих. Научная новизна исследования заключается в теоретическом поиске новых подходов к стимулированию в условиях военной среды.
Изложение основного материала статьи. Что представляет собой стимул? Стимулирование представляет собой внешнее побуждение человека [1]. Это внешняя мера поддержки активной деятельности военнослужащего. Внешнее побуждение способствует созданию условия, при которых труд личного состава становится наиболее эффективным, а управленческие затраты командира сводятся к минимуму.
Сами стимулы могут выступать не только с положительной, но и с отрицательной стороны [4, С. 53]. Если положительным стимулом считается поощрение, отмечание в лучшую сторону, повышение в воинском звании, то отрицательным стимулом будет замечание, выговор, понижение в должности. При этом отрицательные стимулы также могут внешне побуждать военнослужащего меняться в лучшую сторону.
Мотивация - это осознанное внутреннее побуждение военнослужащего к активности [2, C. 145-151]. Стимул порождает мотив в человеке, который протекает индивидуально, в рамках удовлетворения своей потребности (духовной, физиологической, ценностной). Под потребностью здесь следует понимать условия службы, от которых зависит желание человека поддерживать нормальную и активную жизнедеятельность и работоспособность своего организма. Необходимо понимать разницу между стимулированием и мотивированием:
- мотивация направлена на внутреннее побуждение человека. Стимулирование воздействует внешне, на обстоятельства;
- мотивация несет в себе позитивный характер. Стимулирование может характеризоваться негативным толчком к действию;
- стимулирование может использоваться до момента его прекращения. Мотивация завершается после реализации потребности;
- стимулирование - это воздействие на человека. Мотивация - внутренняя потребность;
- мотивация свойственна конкретному военнослужащему. Стимулирование свойственно группе людей, воинскому коллективу (отделение, взвод, рота).
Чтобы понять мотивы военнослужащих, нужно понять базовые потребности каждого человека. Потребности
военнослужащего наглядно можно проанализировать по пирамиде потребностей А. Маслоу. В основании пирамиды находятся физиологические потребности, а также потребности в безопасности и защите. Помимо естественных потребностей существуют и материальные потребности. Учитывая общие потребности каждого военнослужащего, офицер способен грамотно разработать необходимые стимулы для своего личного состава.
Следует выделить несколько видов стимулирования в военной среде:
- материальное денежное стимулирование. К нему будут относиться денежные выплаты и премии, надбавки, материальная помощь, урезание премии вследствие выговора и т.д.;
- материальное неденежное стимулирование. К нему относится жилье, места в детских учреждениях, путевки в санатории, бесплатное питание и т.д.;
- моральное стимулирование. Примерами могут быть благодарности, похвала перед строем, вручение государственных наград и т.д.;
- стимулирование свободным временем. Предоставление выходного дня, организация отдыха в распорядке дня, добавление суток к отпуску и т.д.;
- трудовое стимулирование. Возможности продвижения по службе, участие в жизни подразделения, наряд вне очереди и так далее.
Подход к стимулированию личного состава достигает высокой эффективности при индивидуальной работе офицера с подчиненным солдатом. Военнослужащих можно разделить по уже установленным в психологии критериям темпераментов на меланхоликов, флегматиков, холериков и сангвиников [3, С. 74-76]. Абстрагируясь от индивидуальности каждого человека, рассмотрим перечисленные темпераменты за стопроцентное соответствие темперамента военнослужащему:
- меланхолики - чувствительны к окружающему миру. Им присущи стимулы коллективного признания и одобрения товарищей, поскольку главный стимул для них - похвала командира;
- флегматики - стабильны, замкнуты, весьма терпеливы, медлительны. Хорошо подходят стимулы под названием «сделал-получил»;
- холерики - активные, целеустремленные, отважные, эмоциональные. Правильно созданные условия для конкурентности принесут стимул таким военнослужащим в служебной деятельности;
- сангвиники - легко переключаемые, быстрые, общительные, гибкие и довольно компромиссные личности. Военнослужащим сангвиникам следует давать творческие задания с весьма быстрой отдачей, а главным стимулом будет для них регулярное поощрение за каждый добившийся результат. Показывают профессиональную подготовленность при решении внезапно поставленных задач [5, С. 134-135].
Для осуществления теоретического поиска характерных черт психотипов военнослужащих был проведен специальный эксперимент, проходивший в Новосибирском военном училище. Эксперимент представлял собой наблюдение и анализ поведения военнослужащих. Цель эксперимента заключалась в выявлении характеристик определенных сторон в воинском коллективе по четырем классическим психотипам.
В результате эксперимента была установлена характеристика каждой группы из четырех классических темпераментов:
- военнослужащие холерики способны организовывать и координировать управленческую деятельность;
- военнослужащие сангвиники творчески и оригинальны при выполнении поставленных задач;
- военнослужащие флегматики любят равномерный и спокойный труд, способны хорошо нести службу в нарядах;
- военнослужащие меланхолики оценивают риски и выводят подразделение на правильность в выполнении задачи и соответствия установленным нормам и правилам.
В процессе наблюдения за деятельностью такого подразделения было установлено, что каждый курсант, исходя из своего темперамента внутри воинского коллектива, выполняет определенную функцию. Это функции организации, творчества, анализа и монотонности между военнослужащими. Причем функцию организатора на себя берет холерик, творческую осуществляет сангвиник, анализом занимается меланхолик, а за монотонность отвечает флегматик. Но в воинском коллективе все взаимосвязано и каждая функция востребована в ходе совместной деятельности.
При выполнении взводом различных задач установлено, что воинский коллектив возглавит холерик, а влиять на него сможет сангвиник. Меланхолик останется нейтрален, он будет анализировать ситуацию в стороне. Флегматик будет влиять на продолжительность работы подразделения своим трудом. Для проверки данных утверждений были проанализированы некоторые процессы взаимодействия курсантов друг с другом. При организации уборки закрепленной территории от осенних листьев и курсантам было обещано за выполнение задачи отпустить некоторых из них в увольнение. В такой ситуации воздействие в большей степени происходит на холериков и меланхоликов. При этом в воинском коллективе будет стимулирование именно организаторской (холерик) и аналитической (меланхолик) функции, что увеличит эффективность деятельности группы, так как холерики стоят на должностях командиров отделений. Это оказывает помощь командиру взвода, тем самым повышается эффективность исполнительности личного состава. Если отправить взвод по отделениям на территорию для уборки, поровну разделить между тремя отделениями территорию и пообещать победившему отделению совместное увольнение, а проигравшему занятие по строевой подготовке, то тогда в воинских коллективах сразу будет стимулирование трёх функций: организаторской (холерик), творческой (сангвиник) и аналитической (меланхолик). Отправляя взвод на целый день копать окопы на полигоне без каких-либо предложений о поощрении, воздействие получает только одна функция в коллективе: монотонность (флегматик).
Также было отмечено, что не только поощрениями можно воздействовать на отдельные функции в воинском коллективе. Можно делать это с помощью постановки задач и сроков их выполнения. Холерики любят гибкий срок с переключением на несколько задач, меланхолики способны трудиться долгий срок, но с перерывами на отдых, флегматикам хорошо подойдет долгий срок с четким графиком выполнения задач, а сангвиникам плавающий срок без ограничения по времени.
Любой военнослужащий будет выполнять функцию (организация, творчество, анализ, монотонность) в подразделении в зависимости от склонности к темпераменту и эту функцию командиру взвода можно как стимулировать, так и обходить стороной. Возможность индивидуально стимулировать определенные группы военнослужащих внутри воинского коллектива повышает эффективность управления за счет повышения исполнительности и управляемости личного состава. Это дает возможность открыть новые подходы к стимулированию личного состава военнослужащих. В этом заключается теоретическая значимость исследования: повышение эффективности управления за счет стимулирования определенных функций внутри воинского коллектива.
Также был предложен алгоритм работы для командира взвода по повышению эффективности процесса стимулирования.
Командиру взвода для повышения эффективности процесса стимулирования в ходе выполнения должностных обязанностей стоит придерживаться следующего алгоритма:
1. Приняв дела и должность командира взвода в подразделении, подготовить или запросить личные дела подчиненных
военнослужащих.
2. Провести текстуальный разбор заключения психологической комиссии по профессиональной пригодности солдата.
3. Выписать для себя в отдельный список преобладающий темперамент у военнослужащих.
4. Провести индивидуальную беседу с каждым военнослужащим и выявить склонность к одному из четырех темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Следует использовать предложенные вопросы: - какое у вас сейчас настроение? - что необходимо вам для удовлетворения своей потребности? - какие эмоции вызывают у вас длительные работы на полигонах? и т.д.
5. Записать к каждому военнослужащему свою функцию исходя из темперамента, а именно: - холерик - функция организатора; - сангвиник - функция творчества и координации работы; - флегматик - функция монотонности; -меланхолик - функция анализа.
6. Создать новую организационно-штатную структура, где: - командную должность разделять между функциями организатора и творчества; - рядовой личный состав балансировать равными количествами функций; - назначать на новые должности, исходя из схожести деятельности и функции военнослужащего.
7. Стимулировать личный состав, как групповым, так и индивидуальным методом, обращая внимание при этом на некоторые правила: - военнослужащие холерики хорошо справляются с организацией и координацией в работе; -военнослужащие сангвиники оригинальны и творчески в решении задач, хорошо справляются на должностях командира; -военнослужащие флегматики нуждаются в равномерном и спокойном труде; - военнослужащие меланхолики умеют хорошо анализировать, давать правильные оценки деятельности подразделению и т.д.
8. Уметь правильно стимулировать функции в воинском коллективе в нужный момент в нужное время. Назначать на выполнение определенных задач определенных людей.
9. Самостоятельно отдавать себе отчет о проделанной работе, успехах и недостатков в управление взводом. Использовать в своей практике новые подходы к стимулированию.
Стремление соблюдать данный алгоритм не только повысит эффективность работы командира взвода, но и даст возможность повысить эффективность управленческой деятельности за счет повышения исполнительности личного состава.
Для доказательства того, что данный алгоритм несет в себе практическую значимость, было проведено наблюдение за действием взвода. Командир взвода стремился соблюдать указанный алгоритм в работе с личным составом.
Результаты анализа двух недель показали высокую эффективность на подведении итогов подразделения. На еженедельных подведениях итогов экспериментальный 1-ый взвод показал преимущество по сравнению с соседними взводами данной роты солдат. В подведении итогов всей роты по взводам делились места по внутреннему порядку, дисциплине, успеваемости, службы в нарядах, происшествиях, получения выговоров, случаев обращения в госпиталь и т.д. Исследуемый взвод на протяжении двух недель показывал достойный результат по сравнению со своими соседними взводами.
Подведения итогов в подразделении за неделю показали, что первый взвод на протяжении второй и третей недели держал лидирующую позицию. В результате исследуемый взвод занял на итоговом подведении первое место, набрав минимальную сумму мест.
Выводы. Таким образом, предложенный алгоритм показал повышение эффективности процесса стимулирования личного состава, следовательно, цель работы достигнута в полном объеме.
Цель исследования по созданию алгоритма работы для офицера достигнута выполнением ранее поставленных задач. Изучив потребности военнослужащих исходя из их темпераментов, появилась возможность разделять воинский коллектив на условные группы по функциям военнослужащих. Удовлетворяя эти функции, военнослужащий способен быть более продуктивным и внутренне мотивированным. Проанализировав и обобщив накопленный материал исследования, был предложен алгоритм для командира взвода, благодаря которому появилась возможность снизить управленческие затраты и повысить исполнительность личного состава путем стимулирования различных функций внутри коллектива. А это в свою очередь повышает эффективность работы командира-взвода.
Литература:
1. Балахонова, В.А. Основные виды и функции стимулирования деятельности персонала / В.А. Балахонова // Вестник современных исследований. - 2018. - № 10.2. - С. 25-27
2. Волкогонова, О.Д. Управленческая психология / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. - Москва: учебник ИД «Форум» НИЦ «Инфра-М», 2019. - 352 с.
3. Кязимов, К.Г. Управление персоналом. Профессиональное обучение и развитие / К.Г. Кязимов. - Москва: Юрайт. 2019. - 202 с.
4. Лепешинский, И.Ю. Управление подразделениями в мирное время / И.Ю. Лепешинский, В.В. Глебов, В.Б. Листков. - Москва: Учебное пособие Инфра-М, 2019. - 279 с.
5. Лукашевич, В.В. Психология и педагогика / В.В. Лукашевич, Е.Н. Пронина. - Москва: Учебник Юрайт, 2019. - 296 с.
Психология
УДК 37. 018. 54
кандидат психологических наук, доцент Кузьменкова Ольга Валентиновна
Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ У ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФИЛЬНЫХ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССАХ
Аннотация. Показано, что в документах, определяющих предназначение профильного обучения, ожидаемый эффект от внедрения данного образовательного формата в практику связывается с осуществлением личностью профессионального выбора без акцента на его содержательное наполнение. Методологическим основанием выступил субъектно-деятельностный подход, трактующий профессиональный выбор как итог процесса профессионального самоопределения личности, принявшей осознанное и самостоятельно решение относительно своих профессиональных предпочтений. В контексте выбранного подхода смысловое содержание профессионального выбора предполагает наличие ориентиров, на основе которых личность выбирает свою будущую профессиональную деятельность. Основное содержание статьи представлено описанием эмпирического исследования, направленного на выявление ценностно-смыслового содержания профессиональных выборов у старшеклассников, обучающихся в классах психолого-педагогической направленности.