УДК 658.78(571.5)
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В Г.ИРКУТСКЕ
В. Е. Волкова, К. А. Худяков Научный руководитель - А. С. Астраханцева
Иркутский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15 Е-mail: [email protected], [email protected]
Рассмотрены особенности логистики складского хозяйства г. Иркутска. Были рассмотрены основные этапы возникновения и развития складского хозяйства в советский период. Отражено современное состояние складского хозяйства на территории г. Иркутска, а также определены его основные проблемы, а именно недостаток складских помещений, высокий уровень конкуренции между владельцами складов и недостаток инвестирования в данную отрасль.
Ключевые слова: Иркутск, складская логистика, склад, развитие.
FEATURES OF FORMING LOGISTICS OF WAREHOUSE IN IRKUTSK CITY
V. E. Volkova, K. A. Khudyakov Scientific supervisor -A. S. Astrakhantseva
Irkutsk State Transport University 15, Chernyshevskiy str., Irkutsk, 664074, Russian Federation Е-mail: [email protected], [email protected]
In this article, features of warehouse logistics in Irkutsk are considered. The main stages of the emergence and development of warehousing in the Soviet period were considered. The current state of the warehouse economy in the territory of the city of Irkutsk is reflected, and its main problems are identified, namely, the lack of storage facilities, a high level of competition between the warehouse owners and a lack of investment in this sector.
Keywords: Irkutsk, warehouse logistics, warehouse, development.
Современное состояние складского хозяйства в городе Иркутске во многом обусловлено теми предпосылками, которые были сформированы еще в 20 веке.
Направление развития складского хозяйства послевоенного периода целиком и полностью зависело от отраслевой принадлежности самого предприятия. Особенно сильно различия в оснащении и возведении складов стали выделяться в 1960-1970-х гг.
В этот период в большинстве столиц союзных республик стали строиться многоэтажные склады высотой до четырех этажей, с лифтами для перемещения груза и погрузочно-разгрузочными рампами. Высота первого этажа подобного склада составляла на тот момент 3,54,5 метров. Впоследствии с развитием технической оснащенности складов высота потолков увеличилась. Стали внедряться конвейерные линии, полочные стеллажи, а также автопогрузчики.
Вскоре стала очевидна неэффективность складов подобного типа и ставка была сделана на одноэтажные склады площадью от 1000 до 5000 м2. В дальнейшем площадь некоторых складов такого рода достигала уже 10000 м2. Однако уровень механизации в них складов был крайне низок.
В 1980-е гг. Министерством торговли были построены несколько автоматизированных складских комплексов. Самым крупным из них являлся склад канцтоваров в Минске. В конце
1980-х гг. Минторгом СССР были разработаны проекты складов с общей площадью 25000 м2 Строительство складов оптовой торговли осуществлялось централизованно, а строительство складов розничных предприятий могло вестись силами местных торгов.
Появление в конце 1980-х — начале 1990-х гг. быстровозводимых ангаров (в основном полукруглой формы) было воспринято, как спасение. Самым привлекательным в таких сооружениях была низкая стоимость и короткие сроки строительства. Такие склады стали основными постройками тех лет.
Настоящий прорыв в строительстве и оснащении складов на отечественном рынке произошел в конце 1990-х — начале 2000-х гг. и продолжается по настоящее время. На рынок России вышли многие ведущие зарубежные компании, занимающиеся реализацией складской техники и технологического оборудования предназначенного, для оснащения складов. Появились зарубежные консалтинговые и проектные компании, да и отечественные проектировщики уже накопили большой опыт в разработках складских проектов.
В России стали внедряться самые современные программные продукты, позволяющие автоматизировать как информационные потоки на складе, так и управление грузопотоками.
Что касается современного состояния складской логистики в городе Иркутске, то на текущий момент в городе существует более семидесяти складских помещений различных площадей. Через город проходят федеральные трассы, что не может не отразиться на качестве предложения на рынке складской недвижимости. Так же в последнее время ведется активное строительство крупных торгово-развлекательных центров, что, несомненно, влияет на рост складских помещений. На данный момент существует объективная нехватка складских площадей, особенно теплых складов с наличием погрузочных площадок. Именно поэтому аренда отапливаемых складов в городе Иркутске в среднем составляет 274 рубля за 1 кв.м. в месяц. Арендовать склад в логистическом комплексе стоит от 350 рублей за 1 кв.м. в месяц. Арендовать склад в непосредственной близости от федеральных трасс (М55, М53) стоит от 330 рублей за 1 кв.м. в месяц. Ниже представлены данные, которые позволяют судить о том, какие склады существуют на территории города и их принадлежности [2].
■ Логистические центры ■ Чзстщте щща
Рис. 1. Категории складов в г. Иркутске
Рассмотрим состояние городских объектов складской инфраструктуры, относительно классов. Доминирующее положение занимают склады класса С и другие, очень мало складов класса В и практически отсутствуют склады класса А. [1]
В складском хозяйстве существует свой перечень проблем, которые, так или иначе, решаются в тех или иных складах. В зависимости от географического местоположения и развитой инфраструктуры меняется и специализация проблем.
Если говорить более детально, то основными проблемами логистики складского хозяйства в городе Иркутске являются:
• дефицит складов. Потребности города в складах и логистических центрах класса «А» удовлетворены лишь на 3-7%, класса «В» - на 15-20%, все остальные склады принадлежат классу «С» и ниже и удовлетворяют около 63-82% потребности в них;
• огромная конкуренция. Рынок товарно-материальных ценностей перенасыщен малыми и средними транспортными компаниями. В связи с этим собственники складских территорий постоянно, то повышают, то снижают цену на услуги аренды. Весомым фактором, который принимает участие при формировании стоимости аренды м2 складской площади, является техническое оснащение объектов, а именно класс, к которому можно отнести тот или иной склад.
• недостаточное привлечение денежных средств со стороны инвесторов. Малым и средним предприятиям не хватает средств на должное оборудование складских помещений.[3]
20%
ш
80%
■ Тг п лыс Хо л о дны е
Рис. 2. Принадлежность складских объектов (м2)
Данные проблемы развития складского хозяйства характерны не только для города Иркутска, но и для других городов России, особенно для тех, которые расположены в восточной части нашей страны. Низкий уровень развития транспортной инфраструктуры не способствует совершенствованию складского хозяйства.
Подводя итог вышесказанному можно отметить, что в послереволюционный период складское хозяйство России активно совершенствовалось и росло. В его развитие были вложены колоссальные финансовые и трудовые ресурсы нашей страны. В эти годы были внедрены автопогрузчики, конвейерные линии и т. п., велось строительство новых больших механизированных складов. В 1990-х годах в связи с тяжелой экономической ситуацией складское хозяйство снизило темпы развития. Однако даже в это время прогресс не стоял на месте - разрабатывались новые виды легко возводимых складов.
На данный момент ситуация на рынке складского хозяйства год от года становится лучше и такая тенденция сохраняется. В связи с переходом отечественной экономики к рыночным отношениям складская логистика стала неотъемлемой частью процесса распределения товаров. Сейчас в развитие инфраструктуры России вкладываются огромные денежные средства как государством из бюджета страны, так и частными инвесторами. Улучшается качество существующих транспортных путей, строятся новые, совершенствуется техническое оснащения погрузочно-разгрузочных комплексов, увеличивается степень механизации складов и терминалов.
Библиографические ссылки
1. Росстат [Электронный ресурс]. URL: http://irkutskstat.gks.ru/ (дата обращения: 30.03.2017).
2. БИБОСС — навигатор по бизнес-идеям [Электронный ресурс]. URL: https://www.beboss.ru/kn/irk/stock/map?#type=map¢er=52.25999852484244,104.1990193873610 2&zoom=13 (дата обращения: 30.03.2017).
3. Газета Business Class [Электронный ресурс]. URL: http://www.business-class.su (дата обращения: 30.03.2017).
© Волкова В. Е., Худяков К. А., 2017