Smolyaninova Elena Nikolaevna, Polishchuk Ekaterina Vladimirovna THE PROBLEM OF MODERN WAREHOUSE ...
economic sceinces
УДК 339.173
DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0071
ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ
© 2019
Смольянинова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международного маркетинга и торговли» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: elena.smolyaninova @vvsu.ru) Полищук Екатерина Владимировна, помощник менеджера по внешнеэкономической деятельности ООО «Флекс Лоджистик» (690062, Россия, Владивосток, улица Днепровская, 146, e-mail: katrinnnp @gmail.com)
Аннотация. Складская логистика - это одно из главных звеньев логистической цепи, в связи с чем она рассматривается как составной элемент всей логистической системы, которая устанавливает организационные, экономические и технические требования к складской системе, устанавливает ее цели, критерии оптимального функционирования. В последнее время отношение к логистике в России в корне изменилось, так как слаженный механизм транспортировки и складирования является обязательным условием успешной деятельности любого хозяйствующего субъекта. Любой компании ежедневно приходится принимать немало трудных и ответственных решений, связанных именно со складской логистикой. Вот поэтому тема данной статьи актуальна.
Ключевые слова: логистика, складская логистика, склад, транспортно-складской комплекс, складская инфраструктура хранение, отправка.
THE PROBLEM OF MODERN WAREHOUSE LOGISTICS IN RUSSIA
© 2019
Smolyaninova Elena Nikolaevna, Ph.D in Economics, associate professor of «International Marketing and Trade» department
Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol street, 14, e-mail: elena.smolyaninova @vvsu.ru) Polishchuk Ekaterina Vladimirovna, assistant of foreign economic activity manager
Flex Logistic Ltd
(690062, Russia, Vladivostok, Dneprovskaya street, 146, e-mail:katrinnnp @gmail.com)
Abstract. Warehouse logistics is one of the main links of the logistics chain, in connection with which it is considered as an integral element of the entire logistics system, which establishes organizational, economic and technical requirements for the warehouse system, sets its goals, criteria for optimal functioning. Recently, the attitude to logistics in Russia has changed radically, as a well-coordinated mechanism of transportation and storage is a prerequisite for the successful operation of any business entity. Every day any company has to make a lot of difficult and responsible decisions related to warehouse logistics. That's why the topic of this article is relevant.
Keywords: logistics, warehouse logistics, warehouse, transport and warehouse complex, warehouse infrastructure storage, dispatch.
В настоящее время, как отмечается многими исследователями (В. М. Самуйлов, М. А. Левченко [1], В.В. Волгин [2], О.А. Копылова, А.Н. Рахмангулов [3] и др. [4-14]), все актуальнее становится проблема современной складской логистики в Российской Федерации. Однако анализ работ вышеуказанных авторов показывает, что в России эта складская логистика развивалась и развивается не так стремительно, как в других странах. Современный логистический рынок РФ имеет множество проблем, которые препятствуют нормальному развитию данной отрасли.
В связи с этим, цель данной статьи - изучить проблемы складской логистики в России и тенденции ее развития.
Склад - это сооружение, здание или устройство, которое предназначено для приемки и хранения разных материальных ценностей, подготовки их для потребления и бесперебойного отпуска потребителям. Зачастую склад рассматривается просто как место хранения запасов. Многие логистические системы относят его к месту распределения товаров, чем обеспечивают сглаживание несоответствий между темпом и источником поступления этих товаров, а затем и потребления. На складах производятся разгрузочные, погрузочные, сортировочные и прочие специфические технологические операции [15]. Складское хозяйство - это склад или совокупность нескольких складов вместе с обслуживающей их инфраструктурой.
Складская логистика играет очень важную роль в организации системы доставки товаров. Логистика складирования занимается вопросами, связанными с разработкой методов организации складского хозяйства,
приёмкой и отгрузкой материалов, комплектации товаров, системы снабжения и управления материальными запасами. Это очень сложная система, направленные на преобразование материальных потоков и обеспечение ритмичного выполнения заказов [16]. Целью любой системы логистики является минимизация затрат, которые связаны с упаковкой, хранением, переработкой и транспортировкой грузов.
Современный логистический рынок России отличается достаточно большим количеством проблем, препятствующих быстрому развитию данной сегмента [17].
Ю.А. Мерзликина и О.А. Прокопьева отмечают, что одной из главных проблем складской логистики на сегодняшний день является низкий уровень менеджмента в вопросах управления логистическими цепями и звеньями. Довольно часто управление складом рассматривается отдельно от управления закупками, несмотря на то, что они прогнозируются от спроса. Вследствие чего изначально неправильно строится логистическая система, в итоге проявляется необоснованный рост затрат и повышение неявных потерь как на складе, так и всей логистической цепи в целом [18].
Эти же авторы отмечают, что кадровая политика также оказывает влияние на организацию труда складской логистики. С целью экономии большинство руководителей нагружают персонал рядом функций, которые им незнакомы или не должны ими совсем выполняться. В результате работники непрофессионально выполняют свои обязанности, что негативно отражается качестве складской логистики, поэтому уровень услуг склада становится ниже. С целью повышения уровня функционирования складской логистики и качества оказания услуг
экономические науки
Смольянинова Елена Николаевна, Полищук Екатерина Владимировна ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ СКЛАДСКОЙ ...
необходимо нанимать на работу опытных сотрудников. Это будет оптимизировать работу склада и поможет избежать многих потерь, в том числе финансовых [19].
В. П. Добринский и Е. М. Ксенофонтова отмечают, что большая часть субъектов РФ на сегодняшний день испытывает недостаток складских площадей высокого качества. Основная часть наиболее качественных складских помещений (60 %) приходится на Москву, Санкт-Петербург и Ленинградскую область (18%), остальное на регионы России. Среди крупнейших отмечаются компании, представленные на рисунке 1.
AlidL 154-Kuehne + Nagel; 212-,
FM Logistic; /64
3. Разнородные природно-климатические, неоднородные географические условия и особенности рельефа Российской Федерации создают проблемы для развития складской логистической системы.
4. Отсутствие интересов у инвесторов вкладывать деньги в объекты складской логистики из-за отсутствия экономической стабильности в стране, а также длительного ожидания доходности инвестированных средств.
5. Недостаточное количество квалифицированных специалистов в сфере логистики.
Устранить описанные выше проблемы возможно при помощи сплочения сторон логистических процессов на региональном, межрегиональном межфирменном уровнях при помощи образования системы законодательного, финансового, технического, кадрового и организационного обеспечения. Результатами такой консолидации станут (рисунок 2) [22]:
«Деловые пинии»;
718
Рисунок 1 - 5 наиболее крупных логистических операторов по объему занимаемых складских площадей в РФ, тыс. кв.м.
Это говорит о неравномерности развития складской инфраструктуры в стране. Имеющийся недостаток складских помещений объясняется тем, что многие торговые сети создают склады и свободные участки, сдают их в аренду, оказывая при этом арендаторам логистические услуги [19].
Следующей немаловажной проблемой складской логистики является уровень оказания логистических услуг. На сегодняшний день принципы функционирования мировой системы логистических организаций базируются на представлении клиентам большого спектра услуг, клиенту предоставляется помощь при оформлении необходимых документов, урегулировании споров и разногласий с участниками логистического процесса. В нашей стране функционирует большое количество отечественных логистических посредников (например: АТЛ Холдинг, Юнитранс, МТК) и транснациональных (например: ItellaNLC, DHL, TNT),). Следует отметить, что упомянутые 3PL-провайдеры ведут свою деятельность только в Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской области. В других субъектах РФ логистические посредники отсутствуют [20].
0.А. Копылова, А.Н. Рахмангулов также выделяют проблему отсутствия качественных складских площадей, контейнерных терминалов в субъектах РФ, т.е. низкий уровень развития логистической инфраструктуры. Проблемы в системе товародвижения оказывают влияние на транспортную составляющую, отражающуюся в конечной цене товара, а также на конкурентоспособности РФ на международном рынке складской логистики [3].
В транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года выделяются следующие барьеры, препятствующие развитию транспортно-складской логистики в России [21]:
1. Отставание технологического прогресса транспортной системы России от аналогичной системы в развитых странах, а именно: начиная с 1990 годов снижение количества аэропортов, отсутствие высокоскоростного железнодорожного транспорта и интермодальных перевозок.
2. Недостаточная проработанность нормативной и законодательной базы в области логистических взаимоотношений. В стране имеются проблемы с выделением земельных участков для создания логистических объектов, поэтому такие объекты строятся в тех местах, где есть возможность получить участок. Такая хаотичность в принятии решений о местоположении складских объектов негативно отражается на функционировании всей складской логистики в стране.
Рисунок 2 - Итоги мероприятий по устранению проблем складской логистики в РФ
Существующие тенденции - рост объемов перевозок и спроса на комплексные логистические услуги, расширение границ деятельности торговых компаний, а также отсутствие качественных складских площадей - становятся предпосылками создания в регионах современной логистической инфраструктуры [3]. Развитие 2PL-операторов до уровня 3PL способствовало появлению в России нового объекта логистической инфраструктуры - логистического центра (ЛЦ) [23]. Схема доставки продукции по принципу производитель - логистический центр - потребитель становится одной из основных во всем мире. Создание складских логистических центров в регионах Российской Федерации позволит логистическим операторам использовать различные системы доставки грузов (смешанные, контейнерные, сборные перевозки), что снизит транспортные затраты в конечной цене продукции. Размещение логистических центров в зоне тяготения к международным транспортным коридорам будет способствовать реализации транзитного потенциала России, повышению качества предоставляемых транспортных услуг и согласованной работе участников перевозочного процесса. Выбор мест размещения логистических центров должен основываться на анализе практического опыта создания объектов логистической инфраструктуры в России и за рубежом и исследовании существующих разработок в решении этого вопроса [24].
В заключение отметим, что в настоящее время в России возможно эффективно заниматься бизнесом при помощи внедрения современных эффективных логистических технологий, в том числе в складской логистике, которые могут дать хозяйствующим субъектам реальные преимущества перед конкурентами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Самуйлов В. М. Логистика складирования /В. М. Самуйлов, М. А. Левченко. Екатеринбург: УрГУПС, 2017. 205 с.
2. Волгин В. В. Логистика приемки и отгрузки товаров / В. В. Волгин. 4-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. 460 с.
3. Рахмангулов А.Н, Копылова О.А. Размещение региональных логистических центров: монография / А.Н. Рахмангулов, О.А. Копылова. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И.Носова, 2015. 172 с.
4. Покровская О.Д. Организация работы складской распределительной системы: учебное пособие / О.Д. Покровская. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. 72 с.
5. Краснова И. И. Логистика складирования: учебно-методическое пособие /И. И. Краснова, Т. Р. Кисель. — Минск: БНТУ, 2016. 80 с.
6. Лагодиенко В.В., Корниецкий А.В. Методические принципы логистической системы управления материальными потоками // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 119-121.
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2(27)
293
Smolyaninova Elena Nikolaevna, Polishchuk Ekaterina Vladimirovna
THE PROBLEM OF MODERN WAREHOUSE ...
economic sceinces
7. Россоха Д. Ю. Логистика в России: проблемы, возможности, решения //Молодой ученый. 2016. №13.1. С. 94-96.
8. Гаджинский А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. 21-е изд. - Москва: Дашков и К, 2013. 419 с.
9. Дорошкевич Д.В. Формирование механизма стратегического управления развитием региональной транспортно-логистической системы //Карельский научный журнал. 2014. № 3 (8). С. 59-61.
10. Логистика: учебник / под. ред. В. П. Мельникова. Москва: Юрайт, 2014. 287 с.
11. Алиев А.А.О. Финансовая логистика и ее роль в деятельности компаний //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 44-46.
12. Борисова В. В. Складская логистика как универсальный инструмент управления товаропотоками / В. В. Борисова, К. Г. Гордей // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 2013. № 4 (44). с. 40-43.
13. Иванов О.И., Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Оптимизационные решения обобщенной задачи логистики на основе компьютерной модели //ВестникНГИЭИ. 2016. № 10 (65). С. 149-155.
14. Тасуева Т. С. Методические аспекты проектирования региональной складской логистической системы / Т. С. Тасуева // Вопросы экономики и права, 2013. № 1. с. 117-120.
15. Гончаров Д.В. Совершенствование складской логистики // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы VI Междунар. науч.—практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 167-170.
16. Зачинский В. Особенности развития российского рынка складской логистики. Основные ошибки и риски реализации проектов / Василий Зачинский //Логистика, 2015. № 8. с. 52-53.
17. Сиразетдинова А. Ф. Исследование современной сущности и проблем складской логистики // Государственный Университет Управления. Новая наука: проблемы и перспективы. №10-1. 2016. с. 181-185
18. Мерзликина Ю.А. Тенденция развития складской логистики / Ю.А. Мерзликина, О.А. Прокопьева //Научное сообщество студентов: материалы XVI Междунар. студенч. науч.—практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 200-201.
19. Добринский В. П., Е. М. Ксенофонтова Проблемы развития транспортно-складской логистики в России // Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Логистические системы в глобальной экономике. №5. 2015. с. 505-506
20. Попов П. В. Влияние социально-экономических показателей на формирование складской инфраструктуры регионов / П. В. Попов, И. Ю. Мирецкий //Вестник МГСУ, 2017. Т. 12, Вып. 2 (101). с. 222-229.
21. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 1734-р) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/94460
22. Демин В. Критерии эффективности транспортно-логистиче-ских систем / Василий Демин //Мир транспорта, 2018. Т. 16, № 5. С. 192-198.
23. Андреев В. А. Кластерный эффект международных транспортных маршрутов / В. А. Андреев, С. Ю. Остропольцев // ЭКО, 2016. № 7. с. 129-138
24. Киреева Н. С. Оптимизация затрат при реализации процесса складской грузообработки в проектной деятельности / Киреева Н. С., Шишова И. Д., Титова О. С. //Российское предпринимательство, 2018. Т. 19. № 4. с. 1253-1262.
Статья поступила в редакцию 16.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019