Научная статья на тему 'Особенности спортивного отбора юных стрелков в различные виды пистолетной программы'

Особенности спортивного отбора юных стрелков в различные виды пистолетной программы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
227
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ОТБОРА / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ВИДЫ ПИСТОЛЕТНОЙ ПРОГРАММЫ / СИЛА / ПОДВИЖНОСТЬ / УРАВНОВЕШЕННОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сабирова Ирина Александровна, Володин Александр Митрофанович, Володин Александр Александрович

В статье обсуждается проблема отбора наиболее одаренных спортсменов в различные виды пистолетной программы на основе изучения индивидуальных психофизиологических особенностей организма. На примере квалифицированных спортсменов показано, что определенный набор психофизиологических характеристик способствует более быстрому освоению и совершенствованию техники стрельбы в различных видах пистолетной программы. Вместе с тем в статье утверждается методология инновационного отбора, способствующего адекватной и точной ориентации одаренных спортсменов. А также разрабатывается педагогическая технология профессионального отбора начинающих спортсменов и их ориентация в различные виды пистолетной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сабирова Ирина Александровна, Володин Александр Митрофанович, Володин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of sports selection of young shooters in different types of the gun program

The article deals with the problem of selection of the most gifted athletes in different kinds of the gun program based upon the examination of individual psychophysiological peculiarities of a body. It has been shown on the example of qualified athletes that a particular set of psychophysiological peculiarities can help to better mastering of the shooting technique in different kinds of the gun program. At the same time the methods of innovative selection that can provide more adequate and precise orientation of the gifted athletes have been presented in the article. Teaching technique for professional selection of the first-time athletes and their orientation to different gun programs have been worked out.

Текст научной работы на тему «Особенности спортивного отбора юных стрелков в различные виды пистолетной программы»

Komarov, G.D. and Karganov, M.Yu., (2006). Pedagogical sanology, publishing house Moscow State Institute of Open Education, Russian Federation.

2. Homich, M.M., Emanuel, Yu.V. and Vanchakova, N.P., (2010), Complexes of correcting actions at decrease in adaptable reserves of an organism on the basis of sanogenetic monitoring, publishing house of The Pavlov St.-Petersburg State Medical University, St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.10.2012.

УДК 799.3

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА ЮНЫХ СТРЕЛКОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПИСТОЛЕТНОЙ ПРОГРАММЫ

Ирина Александровна Сабирова, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный институт физической культуры,

Александр Митрофанович Володин, кандидат педагогических наук, Воронежское региональное отделение ВРО ОГО ВФСО «Динамо»,

Александр Александрович Володин, соискатель,

Оперативный полк полиции Управление по работе с личным составом ГУ МВД России по Воронежской области (ОПП УРЛС ГУ МВД России по Воронежской области)

Аннотация

В статье обсуждается проблема отбора наиболее одаренных спортсменов в различные виды пистолетной программы на основе изучения индивидуальных психофизиологических особенностей организма. На примере квалифицированных спортсменов показано, что определенный набор психофизиологических характеристик способствует более быстрому освоению и совершенствованию техники стрельбы в различных видах пистолетной программы. Вместе с тем в статье утверждается методология инновационного отбора, способствующего адекватной и точной ориентации одаренных спортсменов. А также разрабатывается педагогическая технология профессионального отбора начинающих спортсменов и их ориентация в различные виды пистолетной программы.

Ключевые слова: технология отбора, психофизиологические особенности, виды пистолетной программы, сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p136-140

FEATURES OF SPORTS SELECTION OF YOUNG SHOOTERS IN DIFFERENT TYPES OF THE GUN PROGRAM Irina Aleksandrovna Sabirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksandr Mitrofanovich Volodin, the candidate of pedagogical sciences,

Voronezh regional department of VRO OGO VFSO “Dynamo”,

Aleksandr Aleksandrovich Volodin, the competitor,

Operative regiment ofpolice Department on work with staff of State Agency of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh region

Annotation

The article deals with the problem of selection of the most gifted athletes in different kinds of the gun program based upon the examination of individual psychophysiological peculiarities of a body. It has been shown on the example of qualified athletes that a particular set of psychophysiological peculiarities can help to better mastering of the shooting technique in different kinds of the gun program. At the same time the methods of innovative selection that can provide more adequate and precise orientation of the gifted athletes have been presented in the article. Teaching technique for professional selection of the firsttime athletes and their orientation to different gun programs have been worked out.

Keywords: selection technique, psychophysiological peculiarities, kinds of the gun program,

power, agility, balance of nerve processes.

ВВЕДЕНИЕ

Бурный рост спортивных достижений в стрелковых видах требует поиска новых наиболее эффективных методов построения учебно-тренировочного и соревновательного процесса на всем протяжении многолетней тренировки.

На прошедшей Олимпиаде в Лондоне (2012) российские спортсмены в пулевой стрельбе не смогли завоевать ни одной медали. Итоги выступления стрелков-пулевиков известны - несколько четвёртых мест и мировой рекорд Климова, оставшегося без медали.

В настоящее время средний возраст олимпийской сборной России составляет 33,6 лет у мужчин и 30,2 года у женщин, причем именно в пистолетных упражнениях у мужчин он равен 33,5 годам, а у женщин 29,8 годам. Следует отметить, что костяк олимпийской сборной составляют спортсмены входившие в состав сборной еще с 1988-2001 года у мужчин (Екимов Л. с 2005 г.), а у женщин с 1994-2001 гг. (Яскевич Л. с 2005 г.).

Отсюда вполне понятен возрастающий интерес специалистов стрелкового спорта не только к вопросам совершенствования содержания подготовки спортсменов, но и к проблеме поиска и выявления молодых спортивных талантов, способных добиваться результатов наивысшего мирового уровня и уметь демонстрировать их в сложнейших условиях соревновательной борьбы. Но даже это не всегда приводит к достижению желаемого результата. В практике пулевой стрельбы много случаев когда спортсмены, казалось бы, при самой передовой и правильной методике тренировки не могут добиться высоких результатов. Очевидно, проблема дальнейшего повышения уровня спортивных достижений сводится не только к разработке новых технологий в учебно-тренировочном процессе, но и к поиску по-настоящему одаренных в спортивном отношении людей [1-4]. В современной спортивной практике отбор стрелков-пулевиков осуществляется, как правило, на основании их результатов, показанных в контрольных стрельбах на определенных этапах тренировки. Такой метод отбора далеко не всегда себя оправдывает.

В связи с этим цель настоящего исследования заключалась в совершенствовании методики отбора стрелков для специализации в различных упражнениях пистолетной программы.

В работе решались следующие задачи:

• Изучить и дать оценку психофизиологическим показателям квалифицированных стрелков-пистолетчиков, специализирующихся в упражнениях ПП-3, МП-6, МП-8, МП-5.

• Разработать и обосновать комплексную методику отбора перспективных спортсменов для различных упражнений пистолетной программы.

МЕТОДИКА

На первом этапе с целью выявления наиболее значимых показателей, формирующих качество выполнения соревновательной программы в пистолетных упражнениях, был проведен корреляционный и регрессионный анализы. Материалами для этого послужили результаты комплексного обследования спортсменов членов сборной команды Воронежской и Липецкой области, в состав которых вошли 40 стрелков-пистолетчиков в возрасте от 21 до 32 лет.

В набор тестов были включены 18 показателей, формирующих следующие блоки:

1 блок - показатели, характеризующие техническую подготовленность в упражнении ПП-3, МП-6, МП-8, МП-5 в условиях соревнований;

2 блок - психофизиологические показатели спортсмена: оценка зрительно-

моторной реакции, силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов по методике В. А. Таймазова и Я.В. Голуб (2004 г). Тестирование проводилось на программно-

аппаратурном комплексе (ПАКФ-1).

На втором этапе исследования определялся вклад каждого изученного психофизиологического компонента в успех соревновательной деятельности в различных видах пистолетной программы на основе нормализованных данных, полученных пакетом анализа Microsoft Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Корреляционный анализ результата в упражнении ПП-2, характеризующий эффективность выполнения стрелкового упражнения, позволил выявить достаточно высокую степень зависимости показателей уравновешенности нервных процессов с выраженным преобладанием процессов торможения и результатом зрительно-моторной реакции отражающей устойчивость и концентрацию внимания (r=-0,547^0,927).

Анализ показателей в упражнении МП-6 позволил выявить высокую степень взаимосвязи результата с показателями силы, уравновешенности нервных процессов и данными зрительно-моторной реакции, отражающей показатели концентрации и устойчивости внимания (r=0,610^0,829).

Результаты корреляционного анализа в упражнении МП-8 выявили взаимосвязь с показателями силы нервных процессов, зрительно-моторной реакции в условиях незначительного возбуждения и подвижности нервных процессов (r=-0,800^0,816).

Корреляционный анализ психофизиологических показателей и технический результат в упражнении МП-5 позволил выявить прямую взаимосвязь результата зрительно-моторной реакции спортсмена, уравновешенности и подвижности нервных процессов с преобладанием торможения и средней частоты в показателях силы нервных процессов, что отражает прежде всего ритмо-темповые характеристики стрельбы, при четком контроле со стороны зрительно-сенсорной системы (r=-0,660^0,963).

На основании полученных данных корреляционного анализа, для приблизительной оценки результатов в упражнении ПП-3 по показателям психофизиологического состояния спортсмена составлено уравнение регрессии:

r=384,12+3,06xXj -0,44xX2,

где r - результат в упражнении ПП-3, Хх - число ошибок в тестировании зрительно-моторной реакции, Х2 - показатели силы нервных процессов.

Сравнительный анализ полученных показателей по нормализованным данным выявил вклад каждого компонента в успех соревновательной деятельности в стрельбе из пневматического пистолета (56,4% - зрительно-моторная реакция (число ошибок), 43,58% - сила нервных процессов).

Для приблизительной оценки результатов в упражнении МП-6 по показателям психофизиологического состояния спортсмена выведено следующее уравнение регрессии:

r=496,52+13,78xX1+1,78xX2+18,17xX3+0,08xX4,

где r - результат в упражнении МП-6, Х1 - число ошибок в тестировании зрительно-моторной реакции; Х2 - средняя частота в результатах силы нервных процессов; Х3 -оценка нормального распределения в показателях силы нервных процессов; Х4 - уравновешенность нервных процессов.

Сравнительный анализ полученных показателей по нормализованным данным выявил вклад каждого компонента в успех соревновательной деятельности в стрельбе из малокалиберного пистолета на дистанции 50 метров (22% - зрительно-моторная реакция (число ошибок), 54% - сила нервных процессов, 24% - уравновешенность нервных процессов).

Регрессионный анализ показателей в стрелковом упражнении МП-8 и психофи-

зиологических компонентов позволил вывести следующее уравнение регрессии: г=721,49-1,18хХ1+0,65хХ2+0,25хХз+2,88хХ4,

где г - результат в упражнении МП-8, Х1 - скорость сенсомоторной реакции в оценке зрительно-моторной реакции; Х2 - среднее время реакции в уравновешенности нервных процессов; Х3 - среднее квадратичное отклонение в уравновешенности нервных процессов; Х4 - число точных реакций в уравновешенности нервных процессов.

Анализ показателей по нормализованным данным выявил вклад каждого компонента в успех соревновательной деятельности в скоростной стрельбе из малокалиберного пистолета на дистанции 25 метров (5% - скорость сенсомоторной реакции в оценке зрительно-моторной реакция, 95% - уравновешенность нервных процессов).

На основании полученных данных корреляционного анализа для приблизительной оценки результатов в упражнении МП-5 составлено уравнение регрессии:

г=573,75+12,7хХ1-1,98хХ2+4,93хХз,

где г - результат в упражнении МП-5, Х1 - число ошибок в тестировании зрительно-моторной реакции; Х2 - средняя частота в показателях силы нервных процессов; Х3 -степень выраженности свойств торможения в подвижности нервных процессов.

Анализ величин и знаков коэффициентов уравнений регрессии позволяет выявить наиболее существенное взаимовлияние параметров.

Сравнительный анализ полученных показателей по нормализованным данным выявил, вклад каждого компонента в успех соревновательной деятельности в стрельбе по неподвижной и появляющейся мишени из малокалиберного пистолета на 25 м (2,9% -зрительно-моторная реакция (число ошибок), 2,1% - сила нервных процессов, 95% -степень выраженности свойств торможения в подвижности нервных процессов).

ВЫВОДЫ

Итак, можно заключить, что высококвалифицированным спортсменам свойственны определенные психофизиологические показатели, имеющие наиболее значимое влияние на успех соревновательной деятельности в избранных видах пистолетной программы. Повышение качества учебно-тренировочного процесса связано, прежде всего, с внедрением инновационных технологий отбора на основе индивидуальных психофизиологических характеристик спортсмена. Очевидно, что принятие и управление многолетним процессом подготовки квалифицированных спортсменов должно базироваться на научной основе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Корх, А.Я. Комплексный контроль в пулевой стрельбе : метод. рекомендации / А.Я. Корх, Е.В. Комова ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1987. - 64 с.

2. Кривцов, А. С. Первичный отбор в группы начальной подготовки СДЮСШОР по пулевой стрельбе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Кривцов Александр Сергеевич ; [Место защиты: ГОУ ВПО «Белгородский гос. ун-т»]. - Белгород, 2009. - 24 с.

3. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте : учебник / В.Н. Платонов. - Киев : Изд-во «Олимпийская литература», 2004. - 820 с.

4. Сабирова, И.А. Изучение критериев комплексного контроля стрелков-пистолетчиков / И.А. Сабирова // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 5 (63). - С. 93-97.

5. Сабирова, И.А. Факторы определяющие эффективность соревновательной деятельности стрелков-пулевиков / И.А. Сабирова, А.М. Володин // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 1. - С. 52-56.

REFERENCES

1. Korkh, A.Ya. (1987), Bullet Shooting Complex Control, publishing house State Central Institute of physical culture, Moscow, USSR.

2. Krivtsov, A.S. (2009), Primary Selection in Groups of First-Time Preparation in sporting school in Bullet Shooting, dissertation, Belgorod, Russian Federation.

3. Platonov, V.N. (2004), Preparation System of Athletes in Olympic Sport: textbook, publishing house “Olympic Literature”, Kiev, Ukraine.

4. Sabirova, I.A. (2010), “Learning of criteria of gun shooters complex control”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 63, No. 5, pp. 93-97.

5. Sabirova, I.A. and Volodin, A.M. (2012), “Determinative factors of competitive activity efficiency of gun shooters”, Physical culture and health, No. 1, pp. 52-56.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.10.2012.

УДК 796.8:796-053.7

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И

СПЕЦИАЛЬНЫХ УДАРНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЮНЫХ

ТХЭКВОНДИСТОВ

Иван Александрович Селезнев, аспирант,

Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

В работе анализировалась взаимосвязь показателей психомоторных характеристик, проявлений координационных способностей и специальных ударных двигательных действий у юных тхэквондистов различных стилей ведения поединка.

Анализировались особенности взаимосвязи показателей сложной зрительно-моторной реакции, реакции выбора в условиях альтернативной неопределенности, РДО (быстрота), РДО (точность), результатов челночного бега 3x5 м в условиях альтернативной определенности с количеством специальных ударных двигательных действий тхэквондистов за 5 секунд. Выявлена специфика данных характеристик: существенно различается количество достоверных взаимосвязей между психомоторными характеристиками, проявлениями координационных способностей и количеством ударных двигательных действий за 5 секунд (атакующий стиль - 46 взаимосвязей, контратакующий - 23 взаимосвязи, оборонительный - 17 взаимосвязей), отличаются величины значимости коэффициентов корреляции, изменяются наборы основных ударных двигательных действий.

Ключевые слова: взаимосвязи, психомоторные характеристики, координационные способности, ударные двигательные действия, стиль ведения поединка, юные тхэквондисты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p140-143

INTERCONNECTION BETWEEN THE FACTORS OF YOUNG TAEKWONDISTS COORDINATION ABILITIES AND SPECIFIC STRIKING PHYSICAL ACTIONS

Ivan Aleksandrovich Seleznev, the post-graduate student,

Volgograd State Academy of Physical Education

Annotation

The interconnection between the psychomotor properties factors, the coordination abilities and the specific striking physical actions exertion of young taekwondists have been analyzed in this work.

The following items as the peculiarities of the interconnection between the factors of the complicated hand-eye reaction, a choice reaction in the conditions of an alternative uncertainty, reaction to moving object (the speed), reaction to moving object (the exactness), 3x5 m shuttle run results in the conditions of an alternative certainty with the specific striking physical taekwondists actions number for 5 sec.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.