УДК 378.14: 379.851
О.А. Бабанчикова
Особенности современной зарубежной системы подготовки кадров для туриндустрии
В статье анализируется опыт европейских стран, Японии, Канады в подготовке кадров для сферы туризма.
Ключевые слова: подготовка кадров, туристская индустрия, менеджмент в туризме.
O.A. Babanchikova
Features of modern foreign training system for the tourism industry
This article analyzes the experience of European countries, Japan, Canada, in training for the tourism industry.
Keywords: training system for the tourism industry, management in tourism.
Индустрия гостеприимства стремительно развивается: в 2012 году количество туристов в мире возросло на 4% и превысило 1 млрд., а доходы от туризма приблизились к 1 трлн. долларов США. Всемирная туристская организация прогнозирует, что число международных туристских прибытий в 2013 году возрастет на 3-4%, к 2014 году в отрасли появится 105 млн. новых рабочих мест [1].
В 2012 году количество российских туристов, отдыхающих за границей, выросло на 25% и достигло 15 млн. Показатель въездного туризма в Россию достаточно скромный. На протяжении последних лет он растет незначительно и составляет примерно 2, 5-3 млн. чел. в год (за 9 мес. 2012 г. - 2, 7 млн.) [2]. Потенциальные возможности России по этому показателю составляют более 40 млн. Одна из причин того, что туризм для нашей страны пока еще не вошел в число ведущих отраслей - отсутствие высококвалифицированных кадров. И это несмотря на то, что в начале 2000-х годов сотни высших учебных заведений стали готовить специалистов для сферы туризма. Осуществлен переход к двухуровневой системе подготовки, сформулированы и реализуются в учебном процессе профессиональные компетенции. Но рынок труда по-прежнему испытывает дефицит кадров. В нашей системе обучения слабой остается практическая подготовка, а система производственных практик малоэффективна. Многие выпускники вузов туристского профиля не могут найти работу по специальности, так как в основном нужны специалисты рабочих профессий и со средним специальным образованием.
В связи с этим полезным является изучение опыта подготовки кадров для туриндустрии, накопленного за рубежом. К тому же многие сетевые отели предпочитают готовить персонал в зарубежных учебных заведени-
ях. Растет спрос на зарубежные образовательные программы по отельному, ресторанному бизнесу и туризму.
Лидером и первопроходцем в системе образования в сфере туризма и гостиничного сервиса являются: Швейцария, где была открыта первая школа гостиничного менеджмента, Ирландия, Великобритания, США, Канада, Франция, Испания, Г реция, Швеция, Италия, Австрия, Германия, Чехия, Мальта и Кипр. Преимуществами образования в этих странах являются:
- высокопрофессиональная подготовка, подкрепляемая практикой в лучших международных отелях;
- признанные во всем мире дипломы, позволяющие устроиться на работу в различных странах, в том числе и в России;
- гибкость и многоступенчатость учебы с правом выбора студентом курса и продолжительности обучения (от 4 недель до 4 лет) с получением документа по окончании каждой ступени;
- отличный практический опыт, приобретаемый во время высокооплачиваемой практики, которая занимает, как правило, около половины учебного процесса [3].
В гостиничной индустрии швейцарская модель образования считается эталоном обучения гостиничному менеджменту для многих стран мира. Со швейцарским дипломом можно работать не только в гостинице, но и в турагентстве, ресторане, казино, авиакомпании, на клубном курорте, круизном корабле и даже руководить любым бизнесом, т.е. он универсален [4].
Один из самых уважаемых вузов в Швейцарии по гостиничному менеджменту - это IHTTI School of Hotel Management в Невшателе. Секрет успеха образовательной модели IHTTI - в сочетании академической глубины и управленческих дисциплин британского образования (IHTTI следует программе ведущего британского Университета Дерби) с практической направленностью швейцарского. Практические знания - важная, если не сказать, главная составляющая образования в этой области. Поэтому учеба в IHTTI особенно эффективна за счет того, что обучение организовано на базе собственного отеля Eurotel, где студенты могут погрузиться в реальную гостиничную жизнь и применить на практике полученные знания. Более того, во второй половине каждого учебного года IHTTI организует для своих студентов полугодовую оплачиваемую практику в самых престижных швейцарских и зарубежных отелях, ресторанах или турагентствах.
Выпускники IHTTI востребованы в отелях самых известных сетей, в ресторанах и туристических компаниях. Весьма перспективны здесь курсы по информационным технологиям в гостиничном бизнесе. Успешно окончившие их получают диплом IHTTI и сертификат Microsoft. Учеб-
ный год здесь состоит из 22 недель теоретических и практических занятий.
Swiss Management University, расположенный на модном горнолыжном курорте Лейзин, недалеко от Женевского озера, готовит специалистов в области гостиничного хозяйства и туризма на одном из трех факультетов. Школой выкуплены два отеля - «Мон-Блан» и «Бельведер», где студенты не только учатся, но и проживают [3].
Обучение гостиничному и туристическому менеджменту ведется в рамках одних и тех же программ. Сначала студенты изучают все тонкости функционирования отеля и турагентства: прием и размещение гостей, обслуживание номеров, работа кухни. Затем в программе - основы информационных технологий, бухучета, маркетинга. Учебный год включает два семестра - теорию и практику. Преимущества таких школ в том, что они находятся в основном на базе бывших или действующих отелей. Часть занятий проходит в настоящих кухнях и барах, причем продукты, напитки, столовые приборы и пр. - все настоящее. Во время оплачиваемой практики студенты работают вместе с персоналом. Место прохождения практики зависит от индивидуальных качеств студента: доброжелательности, коммуникабельности, умения произвести благоприятное впечатление, знания языков.
В IHTTI есть программы для всех: для выпускников школ, для специалистов с высшим образованием, желающих получить вторую профессию, для профессионалов, работающих в этой области, но не имеющих специального образования, и для выпускников аналогичных российских вузов, желающих получить международную степень магистра всего за один год.
На программе первого образования обучение многоступенчатое: после каждого из этапов (6-12 месяцев) можно получить соответствующий диплом, а затем предоставляется выбор: учиться дальше или сразу приступить к работе. После года учебы выдается профессиональный сертификат, после двух - диплом. И всего через два с половиной года выпускник IHTTI получает степень бакалавра (британскую) и высший диплом по гостиничному менеджменту (швейцарский) [4].
Среди других известных швейцарских центров - Институт гостиничного менеджмента, туризма и спорта Glion Institute of Higher Education, в сеть которого входят Glion Hotel School, European Center for Tourism Stadies на Корфу (Греция), школа гостиничного бизнеса Les Rocher Мар-белья (Испания). Сеть школ Hotelconsult Cesar Ritz Colleges включает четыре школы на трех континентах. В их программах соединены швейцарские традиции гостиничного хозяйства и успехи американского менеджмента.
Во Франции, которая является мировым лидером по количеству посещающих эту страну туристов, Международный институт гостеприим-
ства в Париже (ICI) обладает большим и очень успешным опытом сотрудничества как с солидными компаниями, так и с небольшими частными компаниями (отелями, бутиками и т.д.). Опыт ICI базируется на почти 30-летней работе по созданию мастерских программ cервисной индустрии гостеприимства самого высшего качественного уровня. Институт является всемирно признанным центром мастерских сервисных моделей развития предприятий туризма и гостеприимства. Например, модели GEМ (сокращение от «Guest Experience Management»), представляющей собой обширный пакет программ для сервисного персонала любого типа сервисных организаций.
«Институт Ватель» (Vatel) - школа международного гостиничного и туристического менеджмента во Франции - занимает второе место в европейской классификации самых известных школ. Институт имеет несколько отделений в Париже, Лионе, Ницце. Самый большой учебный центр находится в Ницце, где созданы исключительные условия для учебы: действующий 4-звездный отель, три ресторана, три оснащенные современным оборудованием кухни. Институт готовит менеджеров по разным направлениям: продовольствие и напитки, служба размещения, курортология, круизы, клубы, авиауслуги. Обучение может длиться от года до трех лет. В школе можно получить степени бакалавра, магистра, МВА. Институт имеет договоры о сотрудничестве с некоторыми российскими вузами.
Международная школа бизнеса, работающая в столице Венгрии Будапеште, являемся негосударственным учреждением, и очень требовательно подходит к обеспечению качественного образования. В школе исповедуется принцип «четырех A»: approach (подход), attraction (привлекательность, достопримечательность), accommodation (жилье, средства размещения) и attitude (позиция, отношение).
Зарубежная система обучения специалистов для туризма и гостеприимства сама по себе стала успешным бизнесом. Существуют различные формы подготовки и переподготовки специалистов индустрии гостеприимства для иностранных студентов. Это специализированные краткосрочные языковые курсы, стажировки в отелях, программы повышения квалификации, обучение на получение сертификатов, дипломов, степеней бакалавра и магистра в школах отельного и ресторанного бизнеса. Специализированные языковые курсы посвящены, как правило, изучению терминов, относящихся к области гостиничного и туристического бизнеса. Продолжительность таких курсов от 2 недель с интенсивностью занятий 30-40 уроков в неделю. Бывают и очень короткие программы (от 3 дней) - crash courses.
Подготовку кадров для индустрии туризма осуществляют во многих других странах Европы, Азии и Америки.
Специфика высших учебных заведений Германии заключается в том, что они предоставляют своим студентам больше свободы (ЛкМетБИе РгеШей), чем, например, американские вузы. Студенты могут отложить прохождение тестов на некоторое время, и от них требуется больше самостоятельной работы. Таким образом, весь процесс учебы может весьма затянуться и достичь 8-9 лет. В Германии иностранным студентам учиться на хотельера можно бесплатно. Так, после двух лет обучения в российском вузе можно продолжить свое образование в немецких высших школах РасЬИо^сШе МиепсИеп и РасЬИос^сИик ИеПЬгопп. Студенты оплачивают только проживание, питание и учебники.
Ирландское высшее образование широко признано во всем мире благодаря отличному качеству. Поступление в университеты производится в соответствии с принятой системой конкурсного отбора, и требования к поступающим высоки. Среди поступающих в университеты ирландцев конкурс составляет около 20 человек на место. Конкурсный отбор компьютеризован и проводится централизованно, как и в Великобритании.
Система высшего образования в Японии включает в себя основные четыре вида образовательных учреждений: университеты полного цикла (4 года); университеты ускоренного цикла (2 года); профессиональные колледжи; технические институты. После окончания основного 4-летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских вузах -2 года. Докторантура предполагает 5 лет обучения.
Японские вузы имеют уникальный в мире институт «студента-исследователя» - кэнкюсэй. Это значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го академического года. Существуют 3 основных вида студентов-исследователей:
- студент, который намерен добиться конкретного научного результата в процессе пребывания в стенах университета в дополнение к основному 4-летнему образованию;
- студент, который продолжает обучение в другом университете по соглашению с университетом, где он проходил основной курс;
- студент-иностранец, который может быть принят в университет для подготовки к сдаче вступительных экзаменов сроком до 2-х лет, но без последующего продления своего пребывания в Японии; в этом случае студент может вернуться домой и через некоторое время вновь запросить въездную визу для поступления в университет.
Университеты Канады известны во всем мире благодаря качеству преподавания и научных исследований. Дипломы канадских университетов считаются эквивалентными дипломам США и других стран. Поскольку большинство канадских университетов финансируется государ-
ством, они обеспечивают стабильно высокое качество образования, независимо от их местоположения и области изучения. Кроме того, все они обладают высокой степенью академической автономии. Количество студентов дневной формы обучения в каждом конкретном университете варьируется от 35 000 до менее 1000 учащихся. Кроме того, в большинстве университетов обучается большое число студентов вечерней или заочной форм обучения и учащихся по программам повышения квалификации.
Университеты предлагают широкий выбор курсов обучения, предусматривающих получение любой ученой степени, от степени бакалавра до докторской степени, а также сертификатов и дипломов о профессиональном образовании. Оплата за обучение в университетах может различаться в зависимости от провинции, учебного заведения и программы [5].
В настоящее время многие сетевые отели в России находятся под управлением иностранного менеджмента, поэтому российские специалисты с хорошими знаниями и дипломами нужны как никогда. Представляется, что уже первые годы обучения в бакалавриате должны быть посвящены практическому знакомству с индустрией туризма и гостеприимства. Вполне логично, что к изучению менеджмента и других дисциплин специализации студенты приступают только на старших курсах, когда уже знают работу гостиницы или турфирмы изнутри. В наших же вузах, на первом и втором курсах, центральное место в учебных программах занимают общеобразовательные предметы, а специализация и производственная практика начинаются только на последних двух курсах обучения. Одна из особенностей зарубежных гостиничных школ - практики, которые студенты проходят в течение нескольких месяцев каждый учебный год. Любой успешный практикант может по окончании практики получить предложение занять определенную должность.
Некоторые российские вузы, опираясь на положительный зарубежный опыт, открыли факультеты по подготовке менеджеров туристического и гостиничного бизнеса. Хотя у нас по этим направлениям бюджетных мест очень мало, а обучение в основном платное, количество желающих учиться и работать в индустрии гостеприимства ежегодно увеличивается, поскольку специалист в области гостиничного и туристического бизнеса-одна из престижных и интересных профессий, востребованных в разных странах мира. Изучение зарубежной системы высшего образования и, в частности, подготовки специалистов для сферы туризма и гостеприимства, показывает, что в каждой стране имеются свои особенности. Но объединяет их то, что система направлена, прежде всего, на приобретение практических навыков. И лучший опыт, накопленный за рубежом, несомненно, необходимо использовать и в наших вузах.
Примечания
1. В 2013 году продолжится активный рост международного туризма. Madrid. 28 Jan 13. URL: http: // www2.unwto.org (дата обращения: 16.02.2013).
2. В 2012 году количество российских туристов, отдыхающих заграницей, выросло на 25%. 2012. 24 дек. URL: ru. news (дата обращения: 16.02.2013).
3. Ковалева Н.И., Никольская Е.Ю. Международный опыт подготовки кадров для индустрии гостеприимства // Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг: темат. сб. материалов между-нар. науч.-практ. конф. М., 2012. С. 273-279.
4. Гостеприимство по-швейцарски // Деловой мир. Работа & зарплата. 2008. 13 окт. URL: // http: // www.zarplata.ru (дата обращения: 15.01.2013).
5. Среднее и высшее образование в Канаде. 2010. 18 февр. URL: // http: ucheba.ru (дата обращения: 26.01.2013).