Особенности современной теории менеджмента в эпоху информатизации
Features of the modern theory of management during an informatization era
Савина Маргарита Витальевна Savina Margarita Vitalevna,
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и предпринимательства. Российский государственный социальный университет (г. Москва).
marg. savinayandex.ru; Морозова Надежда Владимировна Morozova Nadezhda Vladimirovna, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры производственного менеджмента. Российский государственный университет им. И.М.Губкина.
dyubiks@mail .ru; Степанов Илья Александрович Stepanov Ilya Aleksandrovich, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и социологии управления.
Филиал «Котельники» государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования Московской области
«Университет «Дубна». [email protected]/
Аннотация. В статье определены направления и принципы менеджмента на этапе становления эпохи информатизации. Раскрыта авторская концепция перехода в управленческой деятельности от парадигмы классического менеджмента к парадигме креативного менеджмента. Доказана необходимость разработки принципиально новых направлений современного менеджмента - креативного менеджмента, управления знаниями и инновациями; манипулятивного менеджмента, «управления свободой человека» и т.п.
Ключевые слова. Теория, информатизация, менеджмент, принципы, менеджер креативного типа, манипулятивный менеджмент, управление знаниями
Summary. In article the directions and the principles of management at a stage of formation of an era of informatization are determined. The author's concept of transition in a management activity from a paradigm of classical management to a paradigm of creative management is opened. Need of development of essentially new directions of modern management - creative management, knowledge management and innovations is proved; manipulative management, "management of freedom of the person", etc.
Keywords. Theory, informatization, management, principles, manager of creative type, manipulative management, knowledge management
Введение. В условиях эпохи информатизации важнейшим инструментом управления эффективным социально-экономическим развитием организаций и предприятий является менеджмент.
Вместе с тем особенности развития информационного общества (ускорение темпов внедрения достижений научно-технического прогресса и смены технико-технологических новаций, непредсказуемость изменений внешней и внутренней среды организации, резкое сокращение сроков принятия и реализации управленческих решений и др.) существенным образом влияют на трансформацию и появление новых элементов современного менеджмента (креативный менеджмент, управление знаниями, управление инновациями, управление свободой человека и др.).
Таким образом очевидно, что разработка и уточнение ряда теоретических положений менеджмента в эпоху информатизации приобретает архиважное значение.
Основной раздел. В отечественной литературе термин «менеджмент» обычно рассматривается как управление организацией, где главная роль принадлежит людям.
Помимо этого менеджмент определяется как:
- «управление» или осознанная деятельность людей в процессе организации и координации труда в целях достижения намеченных результатов;
- профессиональная деятельность по управлению организацией;
- способность достигать намеченные цели, используя интеллект, мотивы и труд других людей;
- система принципов, инструментов и методов управления персоналом;
- управление социально-экономическими системами;
- умение добываться своих целей руками других людей и др.1
Менеджмент - это не догма. В различные исторические периоды модели
менеджмента имели свои специфические особенности. С развитием научно-технического прогресса появляются новые формы организации производства, а, следовательно, и модели менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются. Причем те принципы, которые обеспечивали динамичность и эффективность управления организациями в эпоху индустриального общества, далеко не всегда работают в эпоху информатизации.
Эпоха информатизации принципиальным образом отличается от предыдущих технологических эпох. Для этой эпохи характерен широкомасштабный процесс внедрения новейших инструментов и методов информатики, информационных технологий, существенно изменяющих содержание и качество социально-экономического развития.
Современные модели менеджмента, по мнению Вязовой Е.В.2, существенным образом изменяются в эпоху информатизации под влиянием таких факторов, как ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса; тотальный приоритета умственного труда над физическим; управление знаниями в организациях с применением инновационных информационно-коммуникативных техник и технологий; формирование принципиально новых систем управления на принципах сетевой компьютерной организации; глобализация процесса производства, распределения, обмена и потребления информации с использованием интернет-технологий; повышение скорости работы информационных систем управления и т.п. И это далеко не полный перечень тех
1 Степанов А.А., Савина М.В., Степанов И.А. и др. Мастер креативного менеджмента (Учебное пособие).- М.: 11 формат, 2015.- 143 с.
2 Вязова Е. В. Управление в информационном обществе. http://www.dissercat.com/content/upravlenie-v-informatsionnom-obshchestve. Дата обращения 02.06.2016
особенностей, которые формируют современные модели менеджмента в условиях информационного общества.
Главная особенность, определяющая современные модели менеджмента в условиях информатизации, это высокие темпы внедрения в производство информационных технологий, предопределивших переход от конвейерно-типовой модели организации производства к индивидуально-нестандартной. Переход от моделей управления организациями в рамках технологий промышленной эпохи (конвейер, штампы, жесткие стандарты, серийность, забюрократизированность, зарегламентированность и др.) к моделям, основанным на управлении знаниями и творческими (креативными) способностями человека обусловил объективную необходимость перехода к принципиально новой модели менеджмента - модели креативного менеджмента.
Сегодня креативный менеджмент является новым высокоэффективным инструментом управления предприятиями в условиях информационного общества. По своему содержанию - это, прежде всего, управление креативным, творческим и инновационным потенциалом предприятий в условиях ускорения темпов смены технико-технологических и иных новаций.
Целью креативного менеджмента является разработка управленческим персоналом креативных, оригинальных, нестандартных и некопируемых управленческих решений в условиях информационного общества.
Другая принципиальная особенность информационного общества состоит в том, что «индустриальный сектор теряет ведущую роль вследствие возрастающей технологизации, а основной производительной силой становится наука... и
"5
потенциал развития... определяется масштабами информации и знаний». Таким образом очевидно, что управление знаниями, инновациями становится неотъемлемым инструментом и механизмом современного менеджмента.
Приоритетная задача менеджмента сегодня - заставить знания эффективно работать на организацию, предприятие должна решаться на основе использования
3 Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы Москва -"Логос" - 2000 (OCR: Хубутия Андрей Отариевич (www.info64.narod.ru)).- с.274-281. Дата обращения 03.06.2016
новейших эффективных механизмов отбора, анализа, распределения и распространения знаний, информации, инноваций и других результатов интеллектуальной, креативной и инновационно-производственной деятельности.
Однако формирование систем управления знаниями в организациях - дело непростое. В условиях информационного общества знания становятся ведущим и решающим ресурсом эффективного развития организаций наряду с трудом и капиталом. Но в отличии от управления другими ресурсами управление знаниями должно основываться на понимании их уникальной специфики, а именно:
- знание как ресурс в условиях рынка, в отличие от труда и капитала, теряет классическую взаимосвязь между формированием его цены и стоимостью;
- в процессе продажи и обмена товара «знание», несмотря на смену собственника де-юре, прежний его собственник (субъект-носитель знания де факто) продолжает владеть данным продуктом;
- кража знаний в условиях Интернет-технологий способствует их массовому распространению и доступности и т.п.
Таким образом менеджмент сегодня нуждается в разработке теоретических и методических положений и рекомендаций, учитывающих специфику управления знаниями в условиях информационной рыночной экономики.
Следующая особенность, характерная для менеджмента в информационную эпоху, состоит в том, что управленческая деятельность осуществляется в принципиально новой социально-экономической среде - Интернет-пространстве.
В условиях интернет-пространства постоянно усиливается взаимодействие субъектов управленческой деятельности в рамках самоорганизующихся внутрисетевых профессиональных сообществ. Именно в виртуальном пространстве развивается специфическая модель управленческой деятельности -самоорганизующиеся сообщества. Именно в этих сообществах на основе свободного обмена информации формируются интересы, потребности, предпочтения, которые расширяют возможности, с одной стороны, свободы выбора управленческих решений, с другой - их оценки и критики.
Современный менеджмент, представляя собой деятельность по регулированию общественных и межличностных отношений в организациях, требует координации взаимодействия всех субъектов управления из единого центра особенно в условиях все возрастающих масштабов потоков информации в процессе принятия управленческих решений.
Именно самоорганизующиеся сообщества (менеджмент-сообщества), смогут способствовать свободному выражению интересов и предпочтений в Интернет-пространстве, создавая объективные предпосылки для управления ими, в том числе инструментами и методами манипулятивного менеджмента (флэш-моб и др.).
Особенности современного менеджмента предопределены и изменениями характера трудовой деятельности в информационную эпоху. И, прежде всего, все возрастающего уровня интеллектуализации профессиональной деятельности.
Если в индустриальную эпоху промышленные орудия и средства труда существенным образом влияли непосредственно на расширение физических возможностей работников, то в условиях информатизации информационные технологии позволяют опосредованно влиять на усиление интеллектуально-креативных возможностей человека в процессе трудовой деятельности.
В результате интеллектуализации труда в информационную эпоху в значительной степени расширяется степень свободы работников. Все в большей степени возрастает опосредованное участие человека в трудовом процессе. Это, в конечном счете, расширяет творческие возможности человека и влияет на сокращение масштабов физического труда, минимизацию непосредственно трудового участия человека в технологическом процессе.
В настоящее время индустриальные (конвейерные) технологии начинают уходить в прошлое. На смену им приходят робототехнологии. От человека же, участвующего в производственном процессе, требуются, прежде всего, творчество, креативность, индивидуальность.
Причем тенденция такова, что резко возрастает удельный вес профессий интеллектуально-креативного труда при сокращении работников физического
труда занятых непосредственно в производстве и возрастает доля работников, занятых в нематериальной сфере, административно-управленческом аппарате.
В результате этих процессов происходят существенные изменения профессионально-квалификационной структуры занятых на предприятиях, в организациях и учреждениях отраслей экономики.
По данным, прозвучавшим на форуме в Давосе, в ближайшее десятилетие весьма значительное число рабочих мест в мире будет вытеснено робототехникой. По оценкам экспертов, удельный вес рабочих мест, которые будут заменены роботами в Великобритании составит 35%, в Соединенных Штатах Америки -45%. В индустриальных странах, в том числе и в России, эта доля составит 65-70% и более. Интересно, что основная доля вытесняемых рабочих мест - это не только рабочие, занятые на производстве, но и офисные и административные работники,
4
занятые рутинным трудом.
Таким образом современные системы менеджмента должны учитывать то, что человеческая деятельность в информационном обществе становится менее рутинной и все более связанной с интеллектуальным и творческим поиском.
Формирование Интернет-пространства, развитие системы массовых коммуникаций, роботизация производства, широкое распространение информационных методов управления поведением, как отдельных людей, организаций, так и в целом общества создает объективные предпосылки для развития и использования нового направления в менеджменте - манипулятивного менеджмента или управления свободой человека (management of freedom of the person).
Изменение в условиях и содержании процесса управления, формирование новых и потеря дееспособности старых принципов управления на этапе перехода от индустриального к информационному технологическому способу производства, безусловно, требует пересмотра системы инструментов и методов, замены старых методов на новые, адекватные информационному обществу.
4 Echo.msk.ru. Дата обращения 05.05.2016
Остановимся лишь на некоторых из них, а именно методах, тесно связанных с развитием средств массовой коммуникации, манипулятивным управлением, управлением свободой личности, организации, общества. В процессе применения этих методов необходимо учитывать субъективное и объективное трактование слова «свобода» (свобода - осознанная необходимость и т.п.). Управление свободой, основанное на технологиях социально-психологического программирования личности (НЛП, пиар-технологии, «25 кадр» и т.п.) позволяет при довольно низких затратах существенным образом изменять традиционные моральные ценности, активизировать, мотивировать, стимулировать поведение работников в нужном для субъекта управления направлении.
Цели, результаты и эффективность применения методов «управления свободой человека» в значительной степени будут предопределяться содержанием морально-этических ценностей и принципов, сформировавшихся в общественном и корпоративном профессиональном сознании менеджеров.
Переход к новым методам управления в информационную эпоху, появление Интернета, компьютерных, цифровых, аддитивных и иных технологий принципиальным образом изменяет сложившиеся представления об организационных структурах управления.
Создание той или иной организационной структуры управления само по себе не является самоцелью. Любая организационная структура представляет собой инструмент, при помощи которого осуществляется координация, взаимодействие, мотивация и контроль труда работников организации применительно к особенностям и специфике факторов функционирования.
В условиях информационного технологического способа производства и потребления, ускорения темпов смены технологических новаций, развития масштабов креативной экономики, учащающихся кризисных, турбулентных и чрезвычайных явлений, наиболее эффективными организационными структурами управления становятся, прежде всего, матричные структуры. Такие структуры, имеющие сетевой, системный характер, обладающие высоким динамизмом, адаптивностью, интерактивностью в процессах создания, обработки, обмена и
потребления информации, принятия управленческих решений, способны моментально реагировать в ситуациях повышенного риска и хаоса.
Заключение. В условиях эпохи информатизации произойдут принципиальные изменения парадигмы менеджмента предприятий с парадигмы классического на парадигму креативного менеджмента.
Реализация парадигмы креативного менеджмента в условиях информационного общества потребует серьезного пересмотра образовательных программ подготовки и переподготовки управленческих кадров, способных принимать эффективные управленческие решения в новых реалиях. Это в свою очередь потребует проведения масштабной работы по повышению квалификации и профессиональной переподготовки менеджерских кадров по специальным программам «Мастер креативного менеджера».
Библиографический список
1. Вязова Е. В. Управление в информационном обществе. http://www.dissercat.com/content/upravlenie-v-informatsionnom-obshchestve. Дата обращения 02.06.2016
2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы Москва - "Логос" - 2000 (OCR: Хубутия Андрей Отариевич (www.info64.narod.ru)).- с.274-281. Дата обращения 03.06.2016
3. Степанов А.А., Савина М.В., Степанов И.А. и др. Мастер креативного менеджмента (Учебное пособие).- М.: 11 формат, 2015.- 143 с.
4. www.Echo.msk.ru. Дата обращения 05.05.2016