Актуальные проблемы освоения инструментов и методов креативного менеджмента Actual problems of the development of tools and creative management
methods
Степанов Александр Аннаярович Stepanov Alexander Annayarovich, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, информационных систем управления
и торгового дела. Институт менеджмента Московского городского педагогического университета [email protected]; Морозова Надежда Владимировна Morozova Nadezhda Vladimirovna, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры производственного менеджмента. Российский государственный университет им. И.М.Губкина.
dyubiks@mail .ru; Степанов Илья Александрович Stepanov Ilya Aleksandrovich, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и социологии управления.
Филиал «Котельники» государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования Московской области
«Университет «Дубна». [email protected]
Аннотация. В статье обоснованы стратегические преимущества для предприятий и организаций страны от освоения организационно -управленческих новаций и, в частности, моделей, инструментов и методов креативного менеджмента. а также определены ключевые направления решения этой актуальные проблемы. Раскрыты особенности креативного менеджмента, его принципы и новационные методы (JCAT-analys; «Strategic analysis of innovative ideas»»; «Analiza przypadkow krytycznych»; «Narz^dzia i metody rozwi^zywania zlozonych sytuacji problemowych»; «Creative-online-management» и др.); выявлены ключевые проблемы освоения креативных
инструментов и методов управления в постиндустриальной экономике страны; определены пути решения проблемы внедрения креативного менеджмента в практику российских предприятий; обоснована необходимость широкой реализации образовательных программ повышения квалификации кадров и профессиональной переподготовки «Мастер креативного менеджмента».
Ключевые слова. Креативный менеджмент; проблемы внедрения креативного менеджмента; креативные инструменты и методы; системно-креативный подход; повышение квалификации; профессиональная переподготовка; креативный менеджер
Annotation. The article substantiates the strategic advantages for companies and organizations of the country from the development of organizational and managerial innovations, and in particular models, instruments and creative management techniques. and identifies key areas to solve this urgent problem. The features of creative management, its principles and methods for novation; identified key problems of development of creative tools and methods of management in the post-industrial economy; identified ways to address the implementation of creative management practices in Russian companies; the necessity of a broad educational programs advanced training and retraining of "creative management of the Master."
Keywords. Creative Management; problems of implementation of creative management; creative tools and methods; system-creative approach; training; retraining; creative manager
Введение.
Внедрение информационных, Интернет- и компьютерных технологий привели к кардинальным изменениям технико-технологического базиса общественного производства, что, в конечном счете, привело к краху
сложившихся представлений о современных моделях классического менеджмента.
В настоящее время одним из эффективных направлений менеджмента является креативный менеджмент.
По своей сути креативный менеджмент представляет собой процесс управления творческим (креативным) потенциалом организации в целях ее эффективного развития. Особая актуальность внедрения креативного менеджмента в систему управления различными организациями предопределяется необходимостью разработки и реализации нестандартных управленческих решений в новых условиях - ускорения смены поколений новаций, непредсказуемости, неопределенности, чрезвычайных и кризисных ситуаций, развития принципиально новых форм территориальной организации производства - кластерных систем.
Объективными предпосылками для внедрения инструментов и методов креативного менеджмента в практику управления отечественными предприятиями и организациями являются:
- постоянное внедрение инновационной техники и технологий в целях решения трудноразрешимых проблем развития;
- принципиально новые задачи, возникающие в условиях неопределенности, турбулентности внешней и внутренней среды предприятий;
- необходимость в современных условиях порождать и эффективно реализовывать новые необычные и оригинальные идеи;
- постоянные изменения во всех сферах общества, регулярно проявляющиеся чрезвычайные ситуации и кризисы, требующие поиска нетрадиционных решений, обоснования эффективных путей развития предприятий;
- недостаточность или отсутствие необходимых инструментов и методов принятия и реализации управленческих решений, а также рядом других обстоятельств.
Креативный менеджмент базируется, прежде всего, на специфических, свойственных только ему, принципах управления:
- принципе рационального сочетания и применения в процессе разработки нестандартных управленческих решений и управленческих новаций креативных и традиционных методов и моделей;
- принципе учета при разработке нестандартных управленческих решений стратегических целей, задач и основных направлений развития предприятия;
- принципе предвосхищения, предполагающего, что разрабатываемые и реализуемые креативные управленческие решения по результатам их освоения позволят обеспечить либо превзойти планируемые результаты;
- принципе заинтересованности руководителей, управленческого персонала и специалистов в разработке и реализации конкретных креативных управленческих решений и управленческих новаций;
- принципе учета и обеспечения ресурсных потребностей предприятия (человеческие, организационно-экономические, финансовые, материально-технические и др.) для разработки и реализации нестандартных управленческих решений;
- принципе научно-практического обеспечения процесса принятия нестандартных управленческих решений и освоения управленческих новаций (контакты и сотрудничество управленческого персонала предприятий с консалтинговыми организациями, учреждениями науки и образования, представителями передовой практики и т. п.);
-принципе системно-креативного подхода к обоснованию нестандартных управленческих решений и управленческих новаций в целях обеспечения их сбалансированного и комплексного освоения в увязке со стратегическими и оперативными планами развития предприятия;
- принципе этапности, предполагающей вариантность разрабатываемых и реализуемых управленческих решений и управленческих новаций в соответствии со специфическими особенностями развития ситуации.
В основе разработки и реализации эффективных моделей креативного менеджмента лежат положения системно-креативного анализа, являющегося методологией креативного менеджмента. Креативный менеджмент базируется на методологии системно-креативного анализа как инструменте разработки нестандартных, оригинальных и некопируемых управленческих решений. Именно сочетание, с одной стороны, системности, т. е. познания специфических особенностей взаимосвязей, взаимозависимостей и закономерностей взаимодействия элементов систем креативного менеджмента, а с другой - возможности применения инструментов и методов, техник и технологий принятия креативных (нестандартные, оригинальные, некопируемые) управленческих решений позволяет решить проблему создания эффективных моделей креативного менеджмента.
Методы креативного менеджмента представляют собой совокупность определенных приемов и способов управленческой деятельности, направленных на принятие нестандартных управленческих решений трудноразрешимых проблем в условиях неопределенности, непредсказуемости, чрезвычайных и кризисных ситуаций.
Креативный менеджмент отличается от других видов менеджмента как собственным научно-методическим аппаратом, так и своеобразным логическим подходом к решению трудноразрешимых, нестандартных проблем. Это в значительной степени предопределяет специфику методов креативного менеджмента, применяемых в процессе разработки нестандартных управленческих решений.
В практике креативного менеджмента широко используются известные эвристические (неформальные), математические (формальные) и комбинированные методы. Помимо этих методов в креативном менеджменте используются специальные методы. [2]
Такие специальные методы креативного менеджмента основываются на положениях, главными из которых являются:
- признание сложности и трудноразрешимости проблемы управления и отсутствия возможностей ее эффективного решения на основе традиционных методов;
- постоянный поиск новых взглядов, подходов и принципов управления, отказ от решения проблем устаревшими методами;
- стремление преодолевать стереотипы и традиции в управлении и т.п.
Недоучет специфических принципов и методов креативного
менеджмента в практике управления, в конечном счете, приводит к возникновению противоречий, конфликтов, диспропорций и дисбаланса в управлении организациями.
По оценкам экспертов, технологии, инструменты и методы креативного менеджмента являются стратегическим направлением повышения эффективности, устойчивости и конкурентоспособности предприятий в инновационной экономике, а эффект от внедрения креативно-управленческих новаций в компаниях Российской Федерации валовый внутренний продукт страны может существенно возрасти.
Однако до последнего времени решение проблемы внедрения в управленческую практику инструментов и методов креативного менеджмента не получило должного разрешения.
Основная часть.
Анализ внедрения креативных инструментов и методов управления в практику предприятий РФ показал низкую заинтересованность их руководства в широком распространении. Причем основная масса внедряемых инновационных организационно-управленческих технологий чаще всего сводилась лишь к внедрению технических информационных средств, Интернет-технологий и современных программных средств на крупных предприятиях.
Главными причинами низкой заинтересованности руководства предприятий во внедрении креативных инструментов и методов управления, как, впрочем, и креативно-управленческих инноваций, в целом, являются:
- отсутствие в большинстве предприятий культурально-управленческого сознания восприимчивости и открытости к креативно -управленческим инновациям и способности проявлять инициативу по их внедрению;
- отсутствие или недостаточная информация, раскрывающая суть предлагаемых управленческих инноваций, механизмов их реализации и эффективности внедрения, возможностей их тиражирование;
- недостаточная конкретная, индивидуальная проработанность и обоснованность управленческих новаций применительно к специфике конкретных предприятий;
- отсутствие научной обоснованности, целесообразности и эффективности, практической апробированности предлагаемых управленческих новаций;
- отсутствие знаний и научно-методических рекомендаций по применению креативных инструментов, методов и механизмов принятия управленческих решений и др.
Ключевой проблемой освоения креативных инструментов и методов управления в постиндустриальной экономике является отсутствие подготовленных управленческих кадров креативного типа на предприятиях и в организациях Российской Федерации, а именно:
- сложившийся в корпоративной культуре большинства организаций авторитарный стиль управления, когда роль и мнение высшего руководства непререкаемо;
- восприятие руководством и персоналом предприятий опасности креативно-управленческих новаций как существенного риска или потенциальной опасности к изменениям в персональном составе существующих управленческих кадров;
- невосприятие руководителями противоречий между сложившейся корпоративной культуры в системе управления предприятиями и
необходимостью радикальных новационных изменений путем создания новых управленческих команд;
- отсутствие ценностно-культуральных установок к изменениям в сложившейся системе управления предприятием, нежелание изменять свои привычки;
- отсутствие мотивации к внедрению управленческих новаций, инертность в видении путей решения управленческих проблем на основе изменений персонального состава управленческих команд;
- невосприятие и непонимание менеджерами роли и значения организационно-управленческих новаций для повышения эффективности и уровня конкурентоспособности в инновационной экономике;
- отсутствие квалифицированных кадров менеджеров, недостаток у них профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций в вопросах разработки и внедрения креативно-управленческих новаций;
- инновационные конфликты между персоналом и топ-менеджментом, противоречия интересов и взглядов, невосприимчивость к управленческим инновациям различных команд менеджеров, что приводит к разнообразному толкованию и восприятию новых целей, форм и механизмов управления организацией. [6]
Социологический опрос-интервью более 70 менеджеров различных организаций, проведенный Региональной общественной организацией «Центр профессиональной ориентации молодежи», совместно с аспирантами ряда вузов Москвы подтвердил существование проблем освоения креативно-управленческих инструментов и методов.
Так, например, большинство опрошенных (77%) утвердительно ответили на вопрос о необходимости внедрения прогрессивных управленческих новаций в систему управления предприятия, 15% затруднились ответить и лишь 8% отрицательно отнеслись к необходимости внедрения новационных методов управления. [6]
Вместе с тем мнения опрошенных менеджеров существенным образом разошлись в оценке приоритетов внедрения тех или иных типов управленческих новаций.
Так, отвечая на вопросы о конкретных типах управленческих новаций, подавляющее большинство опрошенных были склонны отметить важность внедрения в деятельность предприятия, прежде всего, программных управленческих инноваций, программных средств управления, информационных и коммуникативных технологий, применения компьютеров и компьютерных технологий в управлении, широкого использования технологий и методов информационных сетей, Интернет-технологий, внедрения информационных и коммуникативных нововведений.
В то же время лишь 20% опрошенных отметили важность и необходимость внедрения на предприятиях креативных и социально-психологических методов управления. Такой незначительный удельный вес опрошенных респондентов свидетельствует, с одной стороны, о явной недооценке высокой эффективности внедрения креативных и социально-психологических методов менеджмента. С другой стороны, это явилось следствием непросвещенности управленческого персонала.
Подавляющее большинство (более 87% опрошенных респондентов из числа менеджеров и управленческого персонала предприятий), отвечая на вопрос, известны ли вам новейшие управленческие новации в сфере креативного менеджмента, ответили, что неизвестны.
Мнение респондентов по проблемам основных причин и факторов отсутствия заинтересованности управленческого персонала предприятий в разработке и внедрении креативно-управленческих новаций оказалось весьма разбросанным. Так, значительная часть опрошенных собственников, руководителей предприятий, представителей управленческого персонала (47%) категорически заявили, что им неизвестны (другими словами, отсутствуют) эффективные управленческие новации, которые могли бы быть с успехом применены в практике их профессиональной деятельности.
Сложившаяся ситуация явилась результатом отсутствия информации об эффективных креативно-управленческих новациях, что лишний раз подтверждает важность образовательной и просветительской работы в сфере креативного менеджмента.
Вместе с тем, значительная часть опрошенных (34%) заявили, что низкая востребованность и заинтересованность управленческого персонала предприятий в адаптации и внедрении новейших достижений управленческой науки и практики является пассивность профильных министерств и ведомств в проведении подобного рода работ, отсутствие материальной заинтересованности в освоении управленческих новаций собственников и руководителей предприятия.
По мнению более чем 37% опрошенных, существенным фактором, тормозящим внедрение креативно-управленческих новаций, является низкий уровень профессионализма управленческого персонала, реально недооценивающего прогрессивные перспективы внедрения креативно-управленческих новаций, а также сопротивление управленческого персонала предстоящим изменениям, рассматриваемых как угрозу, их статусу и должности.
Разошлись мнения опрошенных и по вопросу о том, какие формы организации продвижения креативно-управленческих новаций на предприятиях будут наиболее результативными. Так, отвечая на эти вопросы, 6% отметили, что наиболее целесообразной формой организации освоения креативно-управленческих новаций является привлечение консалтинговых организаций, 3% - участие в отраслевых ассоциациях, содействующих внедрению достижений управленческой науки и практики и лишь 5% опрошенных заявили о том, что инициатива по разработке и внедрению креативно-управленческих новаций должна осуществляться непосредственно менеджерами предприятий.
Подобная ситуация - результат низкой эффективности проводимых мероприятий по обучению и повышению квалификации управленческих кадров
На вопрос, удовлетворяют ли потребностям предприятия результаты образовательных программ по повышению квалификации управленческих кадров,более 80% ответило, что содержание их, в значительной степени, повторяло информацию, полученную ранее в средних и высших специальных учебных заведениях, и не носило агрессивно-просветительского, инновационно-информационного характера, что не давало возможности получить полное представление о новейших тенденциях, моделях, механизмах, инструментах и методах современного менеджмента на предприятиях, как в нашей стране, так и за рубежом.
На вопрос, как регулярно осуществляется повышение квалификации управленческих кадров на предприятии, последовали следующие ответы. Программы повышения квалификации управленческих кадров у 73% опрошенных реализовались 1 раз в 5 лет, у 20% - 1 раз в 3 года, у 4% опрошенных - 1 раз в год. У остальных же 3% опрошенных менеджеров мероприятия по повышению квалификации управленческих кадров не проводились вовсе.
Вместе с тем, справедливости ради следует отметить, что именно системная и регулярная организация проведения курсов повышения квалификации является одним из тех главных факторов, которые способствуют высокой эффективности управленческой деятельности. Интересно отметить, что, например, в Израиле, на предприятиях и в организациях рядя отраслей экономики занятия по информированию специалистов и руководящего состава о новейших достижениях науки и практики в сфере их деятельности проводятся 1 раз в неделю.
Учитывая тот факт, что в современном информационном обществе, принципиально новые новационные открытия осуществляются, в среднем, один раз в квартал, в то время, как в индустриальную эпоху 1 раз в 3, 5, 10
лет, становится очевидной необходимость наведения порядка и повышения уровня интенсивности проводимых на предприятиях мероприятий по повышению квалификации управленческих кадров. Причем содержание подобных программ должно концентрировать в себе самые новейшие достижения науки и практики.
Помимо низкой информированности, низкого уровня знаний и заинтересованности управленческого персонала предприятий в активизации инновационной управленческой деятельности предприятий, исследования показали и весьма низкий уровень инициативности среди специалистов и управленческих кадров выхода к руководству предприятий с предлагаемыми во внедрение управленческими новациями. Лишь около 1% опрошенных отметили проявление подобной инициативы среди работников предприятий.
Отвечая же на вопрос, на кого Вы надеетесь в решении проблемы внедрения прогрессивных инструментов и методов креативного менеджмента в управленческую деятельность предприятий, 27% ответили -на отраслевые министерства и ведомства, 38% - на отраслевую ассоциацию содействия внедрения управленческих новаций и консалтинговые фирмы, 31% на управленческий персонал и руководителей предприятий и 45 - на специалистов, менеджеров и рядовых работников предприятия.
Очевидно, чтоглавным тормозом на пути внедрения прогрессивных методов креативного менеджмента в управление предприятиями и организациями страны является пассивная позиция и роль собственников, руководителей, управленческого персонала и специалистов предприятий в осуществлении мероприятий по активизации и повышению эффективности внедрения прогрессивных инструментов и методов креативного менеджмента в управленческую деятельность предприятий.
Заключение
Исследования показали, что активизация и повышение эффективности внедрения в управленческую практику креативных инструментов и методов менеджмента должны осуществляться в результате:
- во-первых, усиления роли руководства предприятий в управлении процессами активизации инновационной управленческой деятельности;
- во-вторых, активизации управленческого персонала и специалистов в вопросах проявления инициативы по актуальным аспектам совершенствования системы управления предприятием, территориально-производственными кластерами и др.;
- в-третьих, обеспечение высокого уровня организации мероприятий по повышению квалификации управленческих кадров предприятия и качественного улучшения содержания реализуемых образовательных программ и проектов, соответствующих новейшим достижениям науки менеджмента, как в зарубежных странах, так и в нашей стране;
- в-четвертых, совершенствование системы мотивации персонала предприятия и руководящих кадров, направленной на активизацию инновационной деятельности в сфере управления предприятием;
- в-пятых, внедрение в практику совершенствования системы управления предприятием новых организационных форм инновационного сотрудничества в сфере управления, активное участие предприятий в ассоциациях, инновационных кластерах и инновационных системах;
- в-шестых, постоянно привлекать к мониторингу и оценке эффективности сложившихся моделей и форм организации и управления предприятием высококвалифицированных специалистов профильных консалтинговых фирм и организаций, а также представителей управленческой науки и практики;
- в-седьмых, усиление сотрудничества руководителей предприятий с профильными министерствами и ведомствами, осуществляющими разработку и внедрение научно-технических достижений в отраслевую практическую деятельность предприятий;
- в-восьмых, уделять большее внимание и активизировать на предприятиях работу по изучению передового практического опыта внедрения креативно-управленческих новаций, систематически осуществлять
повышение квалификации управленческих кадров в вопросах креативного менеджмента по программам ДПО «Мастер креативного менеджмента», получивших широкое признание в Росси, Болгарии, Польше и ряде других стран.
В дальнейшем необходимо сосредоточить внимание на создании и реализации образовательных программ подготовки и профессиональной переподготовки руководителей и управленческого персонала организаций и предприятий. Такие пилотные образовательно-консалтинговые проекты реализуются в Болгарии, Польше и ряде других европейских стран.
В Российской Федерации аналогом подобного проекта служит программа профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, реализуемая в Московском городском педагогическом университете, Российском государственном социальном университете, филиале Котельники университета Дубна - «Мастер креативного менеджмента». Уникальность этой программы заключается в ее персональном подходе к решению проблемы внедрения креативных инструментов и методов на предприятиях и в организациях, суть которого состоит в триедином поэтапном подходе: I этап - диагностика уровня креативного потенциала управленческого персона организации и выявление проблемных зон; II этап - непосредственное обучение по индивидуальным образовательным программа, направленным на формирование у слушателей профессиональных компетенций управленческой креативности, умений и навыков реализации творческого подхода, использование креативных инструментов и методов управления в процессе принятия управленческих решений; III этап - консалтинговое сопровождение в разработке и освоении моделей креативного менеджмента для конкретных предприятий и организаций.
Библиографический список
1. Бережная Е. В. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебное пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 384 с // http://znanium.com/bookread.php?book=414580
2. Ванюрихин Г.И.Креативный менеджмент. Творческие подходы к поиску управленческих решений: учеб.-практ. пособие / Г.И. Ванюрихин, МГУ им. М.В. Ломоносова. М.: Макс Пресс, 2007. 128 с.
3. Гнездова Ю.В. и др. Креативный класс постиндустриального общества.-Экономика и управление. Российский научный журнал №1 (33).-2 Спб, 2008.-4 с.
4. Креативный менеджмент: учебное пособие /Золотарева А.Ф. и др. - М.: МГПУ, 2015.- 108 с.
5. Савина М.В. Признаки-индикаторы креативной экономики//Сборник материалов международной заочной научно-практической конференции «Развитие стран ЕврАзЭС» 15 сентября 2014 г.-М.: Научный консультант, 2014.- С.35-39.
6. Степанов А.А., Степанов И.А., Ковалев А.М. и др. Мастер креативного менеджмента: учебное пособие.-М.: 11 формат, 2015.- 143 с.