УДК 330.322:001.895
ПИТЕЛЬ Т.С. Особенности современной
инновационно-инвестиционной сферы в России
В статье рассматриваются особенности и факторы протекания современных инновационно-инвестиционных процессов в России. Особое внимание уделено группе рисков, присущих инновационно-инвестиционной деятельности предприятий.
Ключевые слова: инновационно-инвестиционная сфера, инновационная активность, инновационно-инвестиционные риски, государственная поддержка.
На этапе развития рыночных отношений реальной основой достижения эффективности экономики является рост деловой активности предприятий в единстве с инновационной и инвестиционной активностью.
Инновационная активность - это ключевая составляющая деловой активности. Инновации позволяют предприятию сохранять конкурентоспособность на рынке, осваивать новые рынки сбыта, а также расширять свою деятельность на уже существующих. Качественные инновации не могут быть реализованы без высокоэффективных инвестиций, поскольку каждой фазе инновационного процесса требуется определенный объем инвестиций.
Состояние инновационно-инвестиционной сферы в настоящее время можно охарактеризовать как критическое. Прослеживаются тенденции сокращения расходов на научные исследования и разработки, уменьшения удельного веса предприятий, осуществляющих разработки и внедрение нововведений, снижения эффективности использования инвестиций. До сих пор нет оснований говорить об обеспечении динамического устойчивого роста, о повышении конкурентоспособности продукции, о качестве жизни населения, о технологических прорывах, а также
об интенсивности освоения результатов исследований и разработок. Восприимчивость бизнеса к нововведениям остается низкой. Макроэкономическая ситуация в стране сдерживает инновационную активность предприятий. Ее низкий уровень характерен для всех видов экономической деятельности. В 2009 г. произошло сокращение числа предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических инноваций, по сравнению с 2008 г Их удельный вес составил 9,4% от общего числа организаций.
Несмотря на это, показатели в 2009 г. выглядят весьма скромно на фоне достижений Европейского союза, включая страны Восточной Европы. Ближе всех к России по данному показателю находятся Латвия (17%), Болгария (18%), Венгрия (21%), Румыния (22%). Более высокие значения наблюдаются в Германии (73%), Ирландии (61 %), Бельгии (58%), Эстонии (47%), Чехии (41%).
Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с помощью бюджетных средств осуществляется медленно и неэффективно. В настоящее время объем финансирования научной сферы из средств федерального бюджета на поддержку фундаментальных и прикладных научных иссле-
дований ограничен до 2,22% его расходной части. Это примерно 0,4% внутреннего валового продукта (ВВП).
Наша страна интегрируется в мировую экономику, имея деформированную структуру рыночного хозяйства, стремительно стареющий производственный аппарат и основанные на природных ресурсных факторах конкурентные преимущества.
Большинство ученых-экономистов видят выход из создавшегося положения в усилении инновационной направленности отраслей экономики государства. Отмечается, что в условиях глобализации при выходе на технологическую границу в результате достижения высокого уровня благосостояния возможности развития за счет трансфера технологий заметно сокращаются, и перед страной встает задача перехода к росту за счет инноваций. Государственное финансирование - это лишь одна сторона проблемы, поскольку важно учесть не только объем выделяемых средств, но и то, кому, как, на основании каких механизмов эти средства выделяются. По мере наполнения бюджета необходимо увеличивать расходы на финансирование науки. Эффективный механизм финансового обеспечения воспроизводственных процессов должен быть создан с участием государственных средств. Важнейшие научные исследования необходимо финансировать на смешанной основе.
Государство может участвовать в финансировании их разработок, если половина средств выделяется из других источников. Затраты на науку целесообразно планировать по основным источникам финансирования: государственный бюджет, внебюджетные фонды, собственные средства предприятия, кредитные ресурсы, льготы налогообложения.
Состояние инновационно-инвестиционной сферы в России показывает низкий уровень ее развития, что послужило одной из причин финансового кризиса в России. Кризис не только обострил старые проблемы страны, связанные с экономическим и технологическим отставанием от развитых государств, но и способствовал актуализации задачи инновационно-инвестиционного развития экономики.
Одним из немаловажных факторов является разрыв цепочки инновационного процесса. Эта проблема актуальна для нашей страны. Механизм передачи результатов исследований отсутствует между наукой и производством. Примером может послужить выполнение заказа государственным учреждением от государственной структуры. Результаты научного исследования, которые должны быть коммерциализированы, подвергаются феномену, получившему название «омертвление государственных инноваций». Бюрократические, законодательные и множество других барьеров являются тому причинами. В результате государственные инновации лежат «на полках», теряя свое инновационное значение, и внедряются специалистами других стран.
Отсутствие механизма передачи результатов исследований в производство, или по-другому трансфера технологий, порождает необходимость внедрения промежуточного звена, связывающего два этапа инновационного процесса: освоение и распространение новой продукции.
Если говорить о коммерциализации, следует прежде всего дифференцировать суть понятия, которое трансформируется с изменением его масштабов. Изучение законодательно-нормативной базы, регламентирующей проведение рыночных реформ, анализ публикаций ведущих специалистов в области управления и коммерциализации интеллектуальной собственности позволили идентифицировать следующие понятия:
1) под коммерциализацией отрасли принято понимать поступательную замену инструментов государственного (или иного нерыночного) регулирования и координации деятельности хозяйствующих субъектов элементами рыночной саморегуляции, устранение административных барьеров для входа их на отраслевой рынок;
2) суть коммерциализации организации (предприятия) сводится к тому, что все хозяйствующие субъекты независимо от вида собственности (частная, государственная, смешанная) исходят из необходимости максимизации предельной полезности использования ее ресурсов, извлечения прибыли, коммерческого расчета и полной финансовой ответственности
№ 3 2011 г.
за результаты своей хозяйственной деятельности на отраслевом рынке.
В свою очередь коммерциализация организации осуществляется посредством коммерциализации результатов деятельности хозяйствующих субъектов, суть которой состоит в максимизации дохода и последующем росте капитализации организаций. При этом необходимо учитывать тот факт, что коммерциализация результатов деятельности субъектов хозяйствования обусловлена необходимостью их эффективного функционирования в условиях коммерциализации отрасли и отсутствия дотационной поддержки со стороны государства.
Увеличить объемы финансирования инновационной сферы необходимо в том числе и за счет налоговых льгот, вплоть до полного освобождения участников инновационной деятельности от налогообложения.
Вливание в экономику дополнительных финансовых ресурсов за счет существенного снижения ставок по основным видам налогов не привело даже к незначительному увеличению доли собственных источников финансирования капитальных вложений. Если в 2006 г. собственные источники (прибыль и амортизационные отчисления) составляли 42,5% в источниках финансирования инвестиций в основной капитал, то к 2009 г. их доля снизилась до 40,5%.
Сегодня налоговая политика в инновационно-инвестиционной сфере стала опять меняться - начался постепенный возврат к «смешанной» форме налогового стимулирования инвестиционной активности.
Таким образом, экономическое стимулирование в результате всех предусмотренных мер осуществляется сегодня как в форме пониженной налоговой ставки и освобождения от налога, так и в форме целевых налоговых льгот. Одной из отличительных черт инновационно-инвестиционной деятельности, определяющей ограничения внешнего финансирования, является повышенный уровень риска возврата средств инвестора.
Инновационный риск является результатом действия совокупности факторов,
характеризующих экономическую, научно-техническую, политическую, социальную и другие составляющие. К рискам, характеризующим непосредственно инновационно-инвестиционную деятельность, можно отнести научно-технические риски, риски патентоспособности (правовой защиты проекта), риски коммерческого предложения.
Научно-технические риски характеризуются возможностью неполучения положительного результата научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, несоответствия технического уровня производства и квалификации персонала требованиям инновационного проекта, отклонения в сроках реализации проектов, а также возникновения форс-мажорных проблем в обеспечении инновационного процесса.
Риски патентоспособности (правового обеспечения проекта) - это недостаточный уровень правовой защиты при патентовании, опоздание патентной защиты, ограничение в сроках, истечение срока действия лицензий на определенные виды деятельности, промышленный шпионаж и утечка ряда инновационных разработок, появление конкурентов.
Риски коммерческого предложения объединяют риск несоответствия стратегии инновационного предприятия условиям сложившейся экономической ситуации и риск несоблюдения (неполного соблюдения) поставщиками обязательств по срокам, качеству и количеству необходимых ресурсов.
К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся инфляционный, дефляционный и валютный. Инфляционный риск заключается в возможности обесценения реальной стоимости капитала, а также ожидаемых доходов и прибыли предприятия от осуществления инновационно-инвестиционной деятельности. Дефляционный риск связан с падением уровня цен, ухудшением экономической ситуации, снижением доходов. Валютные риски связаны с потерями, возникающими из-за изменений курсов валют при проведении валютных операций.
Возникает риск снижения рентабельности, если предприятие при реализации
инновационных продуктов имеет чистый доход ниже запланированного или если затраты фактические выше плановых. Данный риск, кроме того, может оказывать влияние на конечные результаты деятельности всего предприятия. Кредитный риск возникает при осуществлении инновационно-инвестиционной деятельности за счет заемных средств и связан с невыплатой основного долга и процентов по нему. Он может быть двух видов: торговый и банковский.
Подверженность кредитному риску сохраняется весь период кредитования.
Процентный риск подразумевает превышение процентных ставок, выплачиваемых по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. Процентный риск приводит к изменению затрат на выплату процентов или доходов на инвестиции и, следовательно, к изменению ставки доходности на собственный и инвестируемый капитал по сравнению с ожидаемыми ставками доходности.
Риск банкротства - это полная потеря собственного капитала в результате осуществления инновационно-инвестиционной деятельности и неспособность рас-
считаться по взятым на себя обязательствам.
Таким образом, можно сделать вывод: предприятиям, уделяющим особое внимание инновационно-инвестиционной деятельности, невозможно свести вероятность наступления риска до нуля, но добиться результата, приближенного к этой величине, в их силах, тем самым они могут минимизировать потери. Многообразие сдерживающих факторов порождает ряд серьезных проблем для инновационных предприятий, осуществляющих попытки наиболее рациональным и эффективным образом обеспечить финансирование внедренческой деятельности.
Литература:
1. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: национальный доклад. М., 2008. С. 37.
2. Юдаева К., Ясин Е. Стратегия-2050: справится ли Россия с вызовами глобализации? // Вопросы экономики. 2008. № 5. С. 6.
3. Балацкий Е., Лапин В. Инновационный сектор промышленности России // Экономист. 2004. № 1. С. 31-33.
№ 3 2011 г.