ЭКОНОМИКА
ПУТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ РФ (РОССИЙСКИЕ ПОДХОДЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
А.А. САВИЦКИЙ, доц. каф. бухгалтерского учета, анализа и аудита предприятий МГУЛ, канд. экон. наук
Развитие инноваций в настоящее время ассоциируется с понятием «инновационная экономика» (ИЭ), или «новая экономика». Она характеризуется высокими темпами экономического роста, большой инновационной составляющей и высокими темпами обновления производственных технологий или продуктов и (или) услуг; большим вкладом человеческого капитала по сравнению с материальным; развитием таких секторов экономики, как образование, наука (производство фундаментального знания), информационные технологии и так называемые интеллектуальные услуги (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинговые услуги).
Среди причин, сдерживающих инновационно-инвестиционную активность в лесном секторе экономике РФ, негативное влияние инфляции, недостаточность свободных финансовых ресурсов, сложность получения инвестиций из внешних источников (в частности банковских структур), экономический риск и др.
Современные экономические условия диктуют актуальные особенности инновационного процесса в лесном секторе экономики РФ. С одной стороны, государство должно стимулировать инновационное развитие отраслей экономики и предприятий. С другой стороны, для инновационного развития экономики необходимы дополнительные инвестиционные ресурсы. Поэтому организация финансирования инновационной деятельности имеет первостепенное значение. Система инвестирования инновационной деятельности предприятий лесного сектора включает ряд взаимоувязанных компонентов:
- источники финансирования инноваций;
asavitskiy@mgul.ac.ru, caf-buhuch@mgul.ac.ru
- аккумулирование инвестиционных средств для финансирования инновационной деятельности;
- инвестирование мобилизованного капитала;
- организация процесса инвестирования инноваций и осуществление контроля за ним;
- механизм получения отдачи от инвестиций в инновационную сферу.
Процесс финансирования инновационно-инвестиционной деятельности в лесном секторе обладает рядом особенностей. Определение суммарного объема инвестиций и соотношение источников инвестиций зависит от законов рынка.
Инвестирование мобилизованных средств может осуществляться в виде:
- программного, целевого предметноориентированного кредитования;
- лизинга;
- факторинга;
- фондовых операций.
Инвестирование инновационной деятельности является компонентой общего инвестиционного процесса лесопромышленного комплекса. В современных условиях оптимальным является обеспечение инновационного процесса несколькими источниками финансирования в зависимости от целевых задач и экономического значения инновации.
По сути, фундаментальные научные исследования являются основой инновационного процесса и носят некоммерческий характер, поэтому главным источником финансирования инноваций являются бюджетные средства. Финансирование НИОКР по приоритетным направлениям должно осуществляться на основе совместных инвестиций заинтересованных участников (заказчиков) с
4
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
привлечением федеральных, региональных бюджетов и средств частных инвесторов.
Прикладные исследования финансируются, главным образом, за счет заинтересованных организаций при поддержке государства. При этом имеет место закономерность: чем больше исследования, направленные на разработку и создание инноваций, ориентированы на рынок, тем меньше должно быть участие государства в их финансировании [1]. В этих условиях особая роль отводится инновационным коммерческим банкам, специализирующимся на кредитовании разработок, внедрении и эксплуатации нововведений.
Инновационное кредитование непосредственно связано повышенным риском. Данный факт оказывает влияние на размер процентных ставок.
В развитых странах практикуется создание фондов рискового финансирования, обеспечение деятельности которых (формирование, управление и т.д.) осуществляется профессиональными участниками рынка. Основные элементы деятельности (цели, задачи, механизмы) этих фондов весьма специфичны и обуславливаются необходимостью финансирования инновационных проектов в области высоких технологий. Механизм функционирования фондов подробно описан в учебнике Н.В. Игошина «Инвестиции. Организация управления и финансирование».
Развитие человеческого капитала, внедрение новейших технологий, вложений в нематериальные активы не в меньшей степени, чем информация, определяют направления развития современного инвестиционного процесса и источников его финансирования. Инновационная деятельность, охватывающая процессы от научных открытий до их внедрения в производство, превратилась в решающий фактор экономического развития.
Эффективность инновационной системы выступает в настоящее время основным фактором, определяющим способность страны к динамичному развитию. Формирование модели экономики лесного сектора, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, предполагает повышение роли науки в экономическом развитии.
Сфера науки должна быть нацелена на усиление инновационной ориентации прикладных научных исследований и разработок и повышение их вклада в экономический рост при сохранении безусловной государственной поддержки фундаментальных научных исследований.
В основе национальной модели производства и использования новых знаний должны находиться высокий уровень образования, конкурсный принцип распределения основной части средств на науку и развитие инновационной инфраструктуры. Финансирование фундаментальной науки и приоритетных национальных технологических программ в лесном секторе должно осуществляться напрямую государством. В качестве роли государства можно предложить финансировать определенную долю инновационного проекта совместно с частным инвестором, обязав его выкупить эти инвестиции через определенный интервал времени. Также в этом случае бюджетные средства будут направлены исключительно на разработки, необходимые реальному индустриальному лесному сектору экономики.
На микроуровне экономики конкурентные преимущества получают предприятия лесного сектора, проводящие активную инновационную политику. На уровне отдельного государства стабильное развитие экономики лесного сектора возможно лишь в случае формирования эффективной инновационной системы.
В США государство финансирует научно-исследовательские проекты, а не научные подразделения, университеты, лаборатории и др. Крупнейшие НИОКР утверждаются конгрессом. Однако в США, Европе и Японии большая часть расходов на НИОКР финансируется промышленностью. Многие компании создают совместные исследовательские фонды. Они дают возможность удовлетворять потребности компаний в проведении НИОКР без отягощения их собственных капиталов и не прибегая к займам.
Для стимулирования инновационной деятельности в Японии лишь первоначальные затраты по перспективным инновационным
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
5
ЭКОНОМИКА
проектам финансируются за счет бюджетных ассигнований. А на следующих стадиях инновационной деятельности к финансированию этих проектов подключаются частные компании. Японский центр ключевых технологий предоставляет инвестиции, займы и услуги по организации исследований, если:
- как минимум две компании создают инновационную фирму для разработки проектов фундаментального или прикладного характера в сфере ключевых технологий, и этот проект будет реализован в течение 7 лет. Центр приобретает 70 % акций новой компании, а у нее появляются средства на осуществление проекта.
- фирма проводит прикладные исследования в сфере ключевых технологий, и срок завершения проекта не более 5 лет, центр предоставляет такой фирме заём, сумма которого может достигать 70 % стоимости проекта. Срок погашения займа 10 лет, включая 5-летний льготный период. Если проект оказался неудачным, то проценты не взимаются, процентные ставки зависят от успешности проекта.
Активно используется страхование инновационно-инвестиционных рисков.
Важным источником финансирования инновационной деятельности за рубежом являются амортизационные отчисления (большое внимание уделяется ускоренной его форме). Предприятие может воспользоваться ускоренным методом начисления амортизации, если стоимость услуг, получаемых от актива, уменьшается с возрастом; актив подвержен быстрому моральному износу; расходы на ремонт существенно увеличиваются со старением актива. В Японии фирмам, наладившим производство особо важных изделий, разрешено в первый год выпуска повышать амортизационные отчисления до 25 % продажной стоимости; фирмам, внедрившим промышленные роботы - 13 % в первый год эксплуатации. Это дает возможность фирмам быстрее внедрять достижения науки и техники [2].
В Японии также финансирование приоритетной в конкретный момент инновационной деятельности осуществляется путем
предоставления льготного кредитования через государственный Японский банк.
В США, Канаде, странах Европы, Японии источником финансирования инновационной деятельности является метод проектного финансирования.
Ключевым звеном национальной инновационной инфраструктуры Финляндии на первом этапе ее развития стало Национальное технологическое агентство. Это агентство при министерстве промышленности и торговли распределяет большую часть средств, выделяемых государством на прикладные исследования.
Основная функция этой организации - подталкивать исследовательские подразделения компаний к совместной работе с университетами и создавать новые продукты и процессы. Обычно агентство тратит от 35 до 80 % суммы, необходимой для реализации заявленного проекта, а оставшуюся часть инвестирует сама компания.
Национальное технологическое агентство специально поощряет или даже требует расширения сотрудничества науки и бизнеса. Чем больше университетов, исследовательских институтов и компаний заявлено в списке участников конкретного проекта, тем больше у такого проекта шансов получить поддержку технологического агентства. Новые знания и новые технологии, на которые были потрачены бюджетные средства, будут использоваться в экономике как можно шире, в рамках одной компании или лаборатории.
Половину своего бюджета агентство может направлять на финансирование перспективных проектов, другую половину - на национальные технологические программы, приоритетные направления, определяемые экспертами агентства, исходя из потребностей национальной экономики и технологических трендов мировой индустрии. Приоритеты пересматриваются и корректируются каждые 3-4 года, после их обсуждения с представителями промышленности, исследовательских институтов, университетов и заинтересованных министерств и ведомств. Национальное технологическое агентство также обеспечивает отечественных исследователей, работа-
6
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
ющих в рамках национальных технологических программ, необходимой информацией и контактами с зарубежными коллегами. Для этого агентство заключает соглашения о взаимодействии с ведущими мировыми университетами и исследовательскими центрами.
В результате, частный бизнес должен быть заинтересован в сотрудничестве с наукой. Бизнесу должно быть выгодно обращаться к науке, чтобы в научных лабораториях привлекать ресурсы для своего развития, а науке делать то, что востребовано бизнесом. Важным звеном национальной инновационной инфраструктуры является специальной государственный Национальный фонд технологического развития, основная цель деятельности которого - поддержание молодых инновационных компаний (startup компании).
Необходимость государственной поддержки возникает в случае, если важное технологическое направление в стране развито слабо или вовсе отсутствует, а развивающие перспективную идею ученые не могут найти в стране потенциальных потребителей своей разработки.
Государственный Национальный фонд технологического развития работает с молодыми инновационными компаниями как обычный венчурный фонд - вкладывает в них около 1-2 млн долл. в обмен на 30-40 % их акций. Фонд может начинать работать с учеными еще до образования ими компании. На этой стадии специалисты фонда делают анализ рыночного потенциала продукта, привлекают экспертов из промышленности, оказывают помощь в выборе оптимального пути выхода на рынок. Фонд финансирует разработку бизнес-плана и представляет его частным инвесторам.
Национальный фонд технологического развития входит в капитал компании на 3-5 лет и реализует принадлежащие ему акции компании, как только частные инвесторы проявят интерес к покупке их акций. Целью фонда является максимально быстрый оборот вложений и поддержка на начальном этапе наибольшего числа молодых инновационных компаний. Государственный национальный
фонд технологического развития также должен максимально способствовать развитию в стране рынка частного венчурного капитала. Важнейшим фактором стимулирования инноваций является развитие системы венчурного инвестирования.
С некоторыми изменениями, обусловленными большими масштабами экономики, данная инновационная система может быть предложена к построению и в лесном секторе России. В частности, вместо одного национального технологического агентства и одного национального фонда технологического развития может быть сформировано несколько, специализирующихся на определенных приоритетных направлениях развития лесного сектора России.
В области инновационного развития меры государственного стимулирования можно подразделить на прямые и косвенные. Прямые методы стимулирования осуществляются в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственные осуществляются в виде прямого дотационного финансирования для непосредственного стимулирования инноваций. Так, в США был принят закон, предусматривающий конкретные меры стимулирования промышленных инноваций:
- создание для их изучения и стимулирования специальных структур;
- оказание содействия в обмене научно-техническим персоналом между университетами, промышленностью и научными лабораториями;
- поощрение частных лиц и организаций за вклад в инновационное развитие экономики.
Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает конкретное финансирование инновационной деятельности реального сектора экономики через государственные целевые программы (в том числе создание системы государственных контрактов, предоставление организациям льготных кредитов и т.д.). Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационное развитие эко-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2012
7
ЭКОНОМИКА
номики занимают мероприятия, направленные на стимулирование кооперации промышленных предприятий в области НИИОКР и кооперации университетов с промышленностью. Государственная поддержка создания таких кооперационных связей осуществляется в виде специальных программ на уровне правительственных ведомств. Как правило, государство предоставляет субсидии участникам этих программ.
Косвенные методы государственного стимулирования инновационной деятельности направлены на стимулирование самих инновационных процессов и создание благоприятного социально-экономического инновационного климата. К направлениям государственной поддержки в рамках косвенного метода можно отнести:
- Либерализацию налогового и амортизационного законодательства. В США система налоговых льгот предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производственной и торговой деятельностью, из суммы облагаемого налогом дохода. Общие суммы амортизационных и налоговых льгот покрывают около 20 % всех затрат на НИОКР.
- Законодательные нормы касаются всех сфер инновационной деятельности. Например, в США действуют нормы патентного права, позволяющие разработчикам в дальнейшем получать так называемую «инновационную ренту».
- Антитрестовое законодательство позволяет стимулировать такой важный фактор инновационного развития, как конкурентная борьба. Этот фактор позволяет осуществить защиту интересов национального капитала при осуществлении инноваций внутри страны (например заградительные пошлины на импорт инновационной продукции).
- Создание инновационной инфраструктуры включает формирование единой информационной системы страны.
Государственная поддержка инновационной деятельности в лесном секторе должна заключаться в следующем:
1) содействие развитию науки и подготовке инженерных кадров;
2) создание и финансовое обеспечение научно-технических центров, технопарков и т.д.;
3) государственное финансирование приоритетных направлений развития науки и техники;
4) разработка и организация целевых научно-технических программ, направленных на повышение инновационной активности экономики;
5) активизация международного инновационного сотрудничества;
6) перераспределение бюджетных финансовых потоков в пользу инновационного развития экономики;
7) государственное финансирование научного сопровождения инвестиционных инновационных программ;
8) создание фондов поддержки инновационной деятельности;
9) установление прогрессивных амортизационных отчислений;
10) предоставление государственных гарантий кредитующим организациям;
11) организация мероприятий по увеличению кооперации частных инвестиций при разработке НИОКР;
12) финансовое участие в организации лизинговых компаний;
13) разработка и организация льготных налоговых режимов предприятиям, направляющим собственные средства на инновационное развитие;
14) поощрение создания совместных с зарубежными партнерами инновационных фондов;
15) активизация грантовых инновационных программ.
В США государственная поддержка инновационной деятельности заключается в создании финансируемых за счет федерального бюджета научных лабораторий, безвозмездно предоставляющих полученные результаты потенциальным пользователям. Определение приоритетных направлений инвестиционного развития - финансирование НИОКР - осуществляется только после установления государственных приоритетов. Государственное стимулирование осущест-
8
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
вляется также через финансовый контроль и выражается в перераспределении средств. Объекты государственного финансирования - это непосредственно научно-исследовательские проекты и федеральные программы НИОКР Предоставление безвозмездных субсидий (грантов) на конкурсной основе университетским ученым, находящимся вне государственных лабораторий. Государство также финансирует фундаментальные научные исследования. Выработка правил и норм ускоренной амортизации оборудования. Создание научно-технических парков и инвестиционных компаний малого бизнеса с участием государства. Они имеют налоговые, финансовые и кредитные льготы. Значительные инвестиционные средства направляются на различные программы поддержки инновационной деятельности, а также создание правительственных органов поддержки малых инновационных организаций. Оказание нефинансовой государственной поддержки организациям, занимающимся инновационной деятельностью, в частности, передача технологий из федеральных лабораторий и университетов, гибкая патентно-лицензионная политика, содействие повышению квалификации рабочих и т.д. Небольшие предприятия получают доступ к финансируемым из бюджета научно-техническим паркам (вычислительным центрам совместного пользования, производственным мощностям для проведения НИОКР). Около половины инвестиций на инновационные проекты выделяют крупные корпорации и финансово-промышленные группы, которые получают право на приоритетное использование полученных результатов. Донорами инновационного развития в рамках малых предприятий выступают банки и финансово-промышленные группы. Также стимулирование инновационной деятельности выражается в создании специальных государственных структур (научных лабораторий, финансируемых из бюджета, научно-технических парков, финансируемых из научных фондов, инвестиционных компаний малого бизнеса, имеющих налоговые и финансовые льготы, правительственных органов поддержки инновационных фирм, оказывающих
помощь в создании нового бизнеса и получении новых федеральных контрактов).
В Германии иновационно-инвестици-онная политика основывается на следующих положениях: частная собственность, правовые гарантии, действенная система управления, применение экономических стимулов и должный контроль. Государственное финансирование осуществляется в основном в фундаментальные исследования, результаты которых на рынке не продаются. Государственная поддержка инновационного развития ориентируется на принцип субсидиарности (вид государственных субсидий производителю в целях поддержания определенного вида деятельности). Государство стимулирует инновационные исследования посредством налоговых льгот или субсидий только тогда, когда фирмы не разрабатывают в достаточном объеме определенные технологии, имеющие большое значение для экономики страны.
В Японии основной объем инноваций выполняют частные предприятия (финансово-промышленные группы). НИОКР выполняются научными центрами при крупных компаниях и государственными научными организациями. А государственная поддержка заключается в проведении национальной научно-технической политики. Предоставление льготных кредитов приоритетным отраслям экономики. Государственное финансирование первых стадий инновационных проектов и подключение инвестиций частных компаний на более поздних стадиях проекта. Обеспечение условий (государственное финансирование) для создания научных центров по разработке инновационных технологий. Предоставление государством льготных кредитов для финансирования инновационных проектов. Наряду с финансовой поддержкой государство стимулирует развитие инновационной деятельности с помощью налоговых льгот и определения состава затрат на производство продукции.
В развитых странах применяют следующие основные направления стимулирования инноваций с помощью налоговых льгот: налоговые льготы по капитальным вложениям, налоговые льготы по НИОКР, налоговые
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
9
ЭКОНОМИКА
льготы предприятиям, особенно осваивающим новые инновационные товары, налоговые льготы малому бизнесу, выполняющему НИОКР, ускоренная амортизация основных фондов.
Согласно мнению академика Международной академии инвестиций и экономики строительства, д-ра экон. наук Игошина Н.В., изложенному в учебнике «Инвестиции. Организация управления и финансирование», наиболее действенным методом активизации инновационной деятельности является введение налоговых льгот для предприятий, инвестирующих средства в развитие сферы НИОКР и инновации.
Налоговые льготы по капитальным вложениям в экономику лесного сектора РФ необходимо предоставлять в виде налогового кредита. Из суммы исчисленного налога на прибыль вычитается часть капитальных вложений в основные производственные фонды. Причем право на скидку наступает не с момента покупки оборудования, а с момента ввода его в эксплуатацию.
Налоговые льготы по НИОКР предоставляются в виде налоговых скидок. Существуют два основных вида налоговых скидок - объемный и приростной. Объемный представляет льготу пропорционально объему затрат (наиболее высокую скидку в данном случае используют Австралия и Сингапур, Нидерланды применяют данную скидку только к трудовому компоненту). Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на инновационное развитие по сравнению с предыдущим периодом. Максимальная ставка по данной скидке во Франции. Возможно применение обоих принципов к разным видам расходов (США). В ряде стран установлен предел размера списания налогов по скидкам на инновационное развитие.
Налоговые льготы на НИОКР предоставляются, как правило, в виде скидки на прирост расходов на НИОКР (в дополнение к праву вычесть из дохода текущие расходы на НИОКР по типу издержек производства). Скидка вычитается из суммы налога на прибыль организаций.
Организациям также разрешается применение ускоренной амортизации основных фондов.
Далее приведены особенности государственного стимулирования инновационного развития в различных странах.
В Великобритании доходы, направленные на развитие инновационной деятельности, не облагаются налогами. Для ускорения инновационного развития машины и оборудование списываются по ставке 25 % от остаточной стоимости. Существует ряд услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке 0 %. Применяются также налоговые льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции. Предоставлено право уменьшать до определенного предела налогооблагаемый доход на сумму инвестиций в новые компании.
В Германии предоставляются налоговые льготы для стимулирования производственных инвестиций. Компании, которые формируют резервные фонды, остающиеся в их распоряжении, в течение длительного времени не облагаются налогом. Также существенные льготы имеют корпорации, финансирующие инновационную деятельность.
Правительство Швеции выделяет средства из государственного бюджета на финансовую поддержку НИОКР. Налоговая система Швеции предоставляет льготы, связанные с короткими сроками амортизации для машин и оборудования, образованием системы инвестиционных фондов. Инвестиции, направленные на приобретение машин и оборудования, облагаются меньшим налогом, чем другие виды капитальных вложений. Значительную роль в стимулировании инвестиционного развития играют инвестиционные фонды, с помощью которых правительство мобилизует накопления частных компаний, отчислений с заработной платы, личные сбережения граждан. Данные инвестиции направляются на стимулирование инвестиционной деятельности. Также для развития инновационно-инвестиционной деятельности компаниям, направляющим сверхприбыль в специальные фонды обновления, предоставляется льгота по налогу на прибыль. Эти
10
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
фонды аккумулируются в центральном банке страны и направляются на инвестиционное развитие.
В Италии налоговое законодательство предусматривает ряд налоговых льгот и систему налогового кредитования, призванных стимулировать инновационную сферу.
В Южной Корее предусмотрено освобождение от налогов или льготное кредитование организаций, направленных на развитие техники и технологии. Также большое развитие получило совместное (государственное и частное) финансирование и государственные закупки продукции в инновационной сфере на выгодных для производителя условиях.
Так, в Тайване для стимулирования инновационной деятельности был принят закон, обязывающий предприятия тратить определенную часть оборотного капитала на развитие исследований. Правительство осуществляет поддержку развития инноваций через льготное кредитование и льготное налогообложение.
Таким образом, для активизации инновационно-инвестиционной деятельности в мировой практике используется метод налогового стимулирования, который целесообразно использовать и в российской экономике лесного сектора. Для этого в ближайшие годы в налоговой сфере должно быть сделано следующее.
Переход на единую пониженную ставку НДС. Параллельно можно было бы продолжить анализ целесообразности и другого шага, а именно: замены НДС на налог с продаж, исходя из того, что полностью решить проблемы вычетов, да и, по сути, воровства НДС из бюджета, от которых страдают наши налогоплательщики и налоговые органы, не удалось даже наиболее передовым странам Евросоюза.
Несколько решений следует принять по налогу на прибыль. Прежде всего позволить налогоплательщикам более гибко определять амортизационную систему, а также ввести механизмы, которые дополнительно стимулируют НИОКР. Например, на основе введения повышающего коэффи-
циента при учете затрат на исследования и разработки.
Изменить принципы установления налогов и экспортных пошлин таким образом, чтобы они стимулировали строительство новых производств с высокой глубиной переработки природных ресурсов. В частности, чтобы инвестиции в нефтепереработку были направлены на внедрение новейших технологий и выпуск нефтепродуктов по самым современным мировым стандартам.
Радикальное упрощение налоговой отчетности для малых предприятий.
Обобщая мировой опыт инновационного развития, возможный для применения в российской экономике лесного сектора, можно выделить следующие факторы инновационного развития:
1) экономический рост;
2) стимулирование конкуренции лесопромышленных производств;
3) ограничение доступа зарубежных организаций к информационному обеспечению инновационных разработок;
4) формирование инновационных образовательных программ;
5) государственное стимулирование создания инновационных предприятий лесного сектора;
6) создание единой информационной базы результатов инновационных исследований лесного сектора;
7) поддержка малых и средних инновационных предприятий лесного сектора;
8) формирование механизма финансовой поддержки малых и средних инновационных предприятий лесного сектора, оказание им правовой поддержки;
9) совершенствование системы финансирования инновацинно-инвестиционной деятельности в лесном секторе;
10) формирование современного налогового механизма, предоставляющего налоговые льготы инновационным лесопромышленным предприятиям;
11) стимулирование инвестирования в инновационные проекты и поощрение развития, коммерциализации и использования
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
11