Проблемы экономики и менеджмента
В.В. Воробьев
аспирант кафедры мировой экономики, ГОУ ВПО «Государственный университет управления»
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА КОНКУРЕНЦИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ
Аннотация. В настоящей статье проведен анализ основных тенденций развития мирового рынка минеральных удобрений. В последние годы на динамику этого рынка оказывает влияние большое количество факторов. Россия является одним из ключевых производителей и экспортеров на этом рынке. В настоящей статье автор попытался выявить основные краткосрочные перспективы мирового производства и экспорта минеральных удобрений.
Ключевые слова: минеральные удобрения, мировой рынок
V.V. Vorobyov, World Economy Department, State University of Management
FEATURES OF THE MODERN STAGE OF COMPETITION ON THE WORLD FERTILIZERS MARKET
Abstract. In the present article the analysis of the basic tendencies of development of the world mineral fertilizers market is made. Last years dynamics of this market is influenced by a considerable quantity of factors. Russia is one of key manufacturers and exporters in this market. In the present article the author has tried to reveal short-term prospects of world mineral fertilizers production and export.
Keywords: mineral fertilizers, the world market
В настоящее время большинство компаний и холдингов, производящих минеральные удобрения, ориентируются на минимизацию затрат, что выражается в постоянном поиске более дешевых ресурсов и постоянном улучшении технологической цепочки, направленной на увеличение выпуска при тех же объемах сырья. Но проблема здесь заключается в том, что большинство производителей минеральных удобрений с технологической точки зрения на текущий момент практически исчерпали потенциал совершенствования производственного цикла. Сейчас многие крупные производители, пытаются использовать другие способы повышения своей конкурентоспособности, такие как уход от концентрации на определенном сегменте и расширение производства в других. Так, сейчас существует всего несколько крупных холдингов, которым удалось отчасти совместить все три удобренческих сегмента: азотный, фосфорный и калийный. В настоящее время компания, объединяющая в себе все три сегмента, включая собственную сырьевую базу, обладает неоспоримым конкурентным преимуществом перед всеми остальными, особенно, если принять во внимание тот факт, что ресурсы калия очень ограничены и доступны только определенному набору компаний в мире.
Использование подобного пути повышения конкурентоспособности применимо только к большим холдинговым структурам, которые с легкостью могут себе позволить дорогостоящий процесс входа на абсолютно новый рынок. Более мелким конкурентам приходиться пытаться играть на уникальности своей продукции, что весьма ограниченно при производстве удобрений, либо же быть поглощенными другими более крупными игроками.
№ 2 - 2011
99
Проблемы экономики и менеджмента
Анализ конкурентов показывает, что основная часть себестоимости продукции всей отрасли приходиться на сырье. Каждый из сегментов, тем не менее, обладает своей спецификой.
Если обратиться к азотному сегменту, то здесь себестоимость продукции на 7080% зависит от цены на потребляемый природный газ. В зависимости от сложившейся в мире ситуации по добыче природного газа и цен на него, всех производителей минеральных удобрений можно разделить на три большие группы:
Группа 1: Наличие источника снабжения дешевым газом (порядка 1,5-2 доллара США за MMBtu), затраты на производство одной тонны аммиака составляют 75-100 долларов США. В эту группу входят предприятия по производству аммиака в странах Персидского залива, Латинской Америки и в России.
Группа 2: Источник снабжения относительно дешевым газом (по цене порядка 2-4,5 доллара США за MMBtu), затраты на производство одной тонны аммиака составляют 100-200 долларов США за тонну аммиака. Сюда входят предприятия по производству аммиака на Украине, в Белоруссии, Индонезии и Пакистане; сюда же будут входить и импортозамещающие проекты во Вьетнаме.
Группа 3: В эту группу входят крупные предприятия, причем преобладающее место занимают заводы, использующие дорогостоящие поставки газа (выше 4,5 доллара США за MMBtu), расположенные в Северной Америке, Индии, Китае и в тех странах, которые используют в качестве сырья не природный газ, а например, сырую нефть, тяжелое жидкое топливо и каменный уголь (это вновь Индия и Китай). Предприятия в Западной и Центральной Европе также подпадают под эту категорию. Что касается предприятий этого типа в США, то их издержки рассчитывались на основе цен на газ из расчета 9-10 долларов США за MMBtu. В этом состоит причина закрытия там значительного числа предприятий по производству азота за последние несколько лет.
Фосфорный сегмент отрасли минеральных удобрений в свою очередь также делиться на три группы предприятий:
Группа 1. Предприятия, обладающие собственным источником сырья для производства фосфорных удобрений, такие, как например, ОАО «Фосагро» или ОАО «МХК «ЕвроХим».
Группа 2. Предприятия, у которых нет доступа к сырью, и которые закупают его для производства фосфорных удобрений, такие, как например, ОАО «УралХим».
Группа 3. Предприятия, не обладающие существенными мощностями по производству удобрений, но обладающие большими запасами сырья для их производства, такие как OCP (Office Cherifien des Phosphates).
Калийный сегмент представляет своего рода олигополию нескольких производителей, где 7 основных производителей контролируют 83% всего мирового производства калийных удобрений.
Ситуация сложившаяся на рынке минеральных удобрений в конце 2008 года, подтверждает факт, что рынок минеральных удобрений больше не является рынком
100
№ 2 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
продавца, а напрямую зависит от спроса со стороны покупателя и продавцы более не могут диктовать свои условия. При детальном рассмотрении конкурентов и рынка в целом можно выделить две основные формы конкуренции в отрасли минеральных удобрений, а именно, это внутриотраслевая или точнее внутрисегментная, сущность которой заключается в том, что производители одного типа удобрений борются за обладание долей рынка в том сегменте, где они функционируют; и вторая форма межсегментная конкуренция, характеризующаяся диверсификацией портфеля производимых удобрений и переходом производителя из одного сегмента рынка в другой с более высокой нормой прибыли. В рамках этих двух форм производители применяют как ценовые способы конкуренции, так и неценовые, такие как, развитие сетей дистрибуции, оказание комплексных услуг по анализу почв и консультаций касательно применения минеральных удобрений, вывод на рынок новых комплексных удобрений, ориентированных на определенные географические зоны.
Для российского сектора минеральных удобрений наиболее актуальным является повышение конкурентоспособности азотного сегмента. Если рассмотреть цепочку: издержки - цена - качество - инновации - скорость реагирования на запросы потребителей, применительно к азотному сегменту, то мы видим, что издержки на 90% зависят от внутренних цен на природный газ, цены на который пока растут, что означает существенный рост расходов для производителей азотных удобрений. Цены на продукцию азотного сегмента являются самыми волатильными в отрасли и рухнули в условиях разразившегося кризиса. По качеству производимой продукции российская отрасль азотных удобрений находиться на уровне основных мировых производителей. Говоря об инноваци-ях, только некоторые российские производители азотных удобрений внедряют новые производственные процессы или предоставляют какие-либо новые услуги своим покупателям, в основном российские производители работают с крупными мировыми трейдерами на условиях полной предоплаты продукции без оказания каких-либо дополнительных услуг и модернизируют уже существующие мощности. Если говорить о скорости реагирования на запросы потребителей, то нужно отметить, что российские холдинги по производству удобрений имеют возможность оптимизировать производство под запросы потребителей на ежемесячной и даже еженедельной основе, что, несомненно, является плюсом. Хотя масштаб таких трансформаций зависит от производителя к производителю. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие пути повышения конкурентоспособности российских компаний:
- развитие собственной сырьевой базы (актуально только для фосфорного и отчасти для калийного сектора);
- совершенствование существующих технологических процессов;
- внедрение новых технологий переработки сырья, переход на альтернативные, более дешевые источники сырья;
- автоматизация процессов и сокращение административных расходов;
- приближение к конечному потребителю продукции через развитие своей дист-
№ 2 - 2011
101
Проблемы экономики и менеджмента
рибьюторской сети, сокращение доли трейдеров в цепочке производитель - потребитель;
- развитие информационных систем для усовершенствования систем маркетинга;
- создание и расширение собственной транспортной инфраструктуры;
- оптимизация существующих потоков путем внедрения современных информационных решений;
- расширение бизнеса путем слияний и поглощений, что позволит увеличить конкурентоспособность компании за пределами ее органического роста и объединяющие в себе эффект от всех трех вышеуказанных механизмов.
Для России характерна несколько отличная от общемировой ситуация, когда большая часть производимых азотных удобрений не потребляется, а экспортируется. Это связано с тем, что до развала СССР данный сектор производства, также работавший на внутреннее потребление, перестал быть востребованным внутри страны - объемы потребления удобрений сократились в несколько десятков раз. Поэтому отрасль была вынуждена переориентироваться на экспорт. Производство минеральных удобрений является одним из наиболее развитых сегментов российской химической промышленности. Россия входит в пятерку крупнейших в мире производителей и экспортеров каждого вида минеральных удобрений.
Производство минеральных удобрений в России стало наиболее динамично развиваться после кризиса 1998 года и последующей девальвации рубля. Обесценившийся рубль резко снизил издержки производства и тарифы естественных монополий, кроме того, в этот период упали мировые цены на нефть, а значит и на газ, на который приходится основная часть себестоимости производства азотных и большинства смешанных удобрений. Собственная добавленная стоимость в производстве удобрений относительно невелика, так что практически весь постперестроечный период компании России это конкурентное преимущество конвертировали в не менее дешевые удобрения, что в первую очередь позволило занять прочные позиции на мировом рынке и улучшить финансовое положение предприятий, экспортирующих свою продукцию. Кризис 2008 года позволил не только выявить проблемные сферы российской экономики, но и найти новые возможности, новые направления развития. Экспортоориентированные отрасли испытывают трудности в связи с резким падением спроса, с одной стороны. Постепенная девальвация рубля должна дать толчок внутреннему производству, с другой стороны. Применительно к российской химической отрасли, процесс мирового падения потребления был сглажен сезонным ростом потребления минеральных удобрений в сельском хозяйстве.
На текущий момент низкая себестоимость минеральных удобрений российского производства остается основным конкурентным преимуществом. Среди основных проблем отрасли можно выделить:
- низкий технический уровень производства (только 20% технологий подотрасли
102
№ 2 - 2011
Проблемы экономики и менеджмента
можно считать современными с точки зрения стандартов развитых стран);
- высокая степень износа оборудования, устаревшие технологии;
- высокая капиталоемкость;
- забюрократизрованность органов государственного регулирования;
- высокая тепло- и энергоемкость производства (доля энергоносителей в себестоимости продукции составляет от 25 до 50%).
Таким образом, в настоящее время рынок минеральных удобрений приобретает в мировой экономике новую роль, становясь одним из стратегических рынков. Это в первую очередь связано с производством продуктов питания. Сейчас многие страны стоят перед проблемой дефицита продуктов питания, которая в будущем, может принять катастрофический характер. Во-вторых, отрасль переживает повышение спроса со стороны новых отраслей биоэкономики, таких как биотопливо.
Россия обладает неоспоримыми преимуществами, как с географической точки зрения, так и с сырьевой. В России существует очень большой потенциал роста агропромышленного комплекса, что может оказать очень сильное влияние на производство удобрений. Из-за слабого спроса на удобрения со стороны фермерских хозяйств отрасль минеральных удобрений 90% своей продукции экспортирует. Это ведет к сильной зависимости отрасли от внешних рынков.
Особенности конкуренции в каждом из сегментов отрасли свои. Это связано с фактором доступности сырья, спросом на продукцию, а также с внешними факторами, которые оказывают очень сильное влияние как на каждый из сегментов, так и на конкуренцию в пределах отдельных продуктов. Азотный сегмент характеризуется более высокой конкуренцией из-за большего количества производителей удобрений. В фосфорном сегменте конкуренция слабее, хотя производители сырья довольно сильно влияют на конкурентную картину в этом сегменте. В калийном сегменте из-за неудовлетворенности спроса конкуренция очень низкая.
Во всех трех сегментах барьеры на вход в отрасль очень высокие. В азотном сегменте это объясняется высокой стоимостью строительства новых мощностей. Окупить подобные инвестиционные затраты представляется возможным только в странах с дешевым природным газом. В фосфорном сегменте это совокупность больших инвестиции в строительство и доступ к сырью для производства, которое очень сильно ограничено в мире. В калийном сегменте барьеры на вход объясняются ограниченностью сырьевых ресурсов для производства.
В среднесрочной перспективе возможности по увеличению производственных мощностей присутствуют только в азотном сегменте. В фосфорном сегменте в настоящее время есть только несколько крупных проектов, которые способны повлиять на ситуацию на мировом рынке. В калийном сегменте потенциал ввода мощностей практически исчерпан.
В целом Россия находится в эксклюзивном положении с огромным запасом неиспользованных посевных земель, потенциалом роста сельскохозяйственного произ-
№ 2 - 2011
103
Проблемы экономики и менеджмента
водства и возможностью занять существенное место в биоэкономике, поэтому необходимо срочно модернизировать агропромышленный комплекс страны с акцентом на интенсивный путь развития.
Список литературы:
1. Ерасова Е.А. Экспортные возможности оборонно-промышленного комплекса России. Учебные записки, С-Пб, 2008. с. 26
2. Комков Н.И., Шатраков А.Ю. и др. Перспективные направления инновационно-инвестиционной деятельности организаций в рыночных условиях. - М.:ГОУ "МАРТИТ", 2002.
3. Ломакин А.Г. Мировой рынок минеральных удобрений. Тенденции и перспективы развития. Международный Форум «Земля и Урожай» 2007 г.
4. Отчет «Средне-срочные перспективы мирового спроса, предложения и торговли минеральными удобрениями в 2008-2012 гг»; Ассоциация Производителей Удобрений (IFA).
5. British Sulfur Consultants publications, June - August 2007
6. Faostat data (www.fao.org) World development report, 2008
7. Fertecon, 08-2008
8. Global Fertilizers and Raw Materials Supply and Supply/Demand Balances 20062010, 74th IFA Annual Conference6 Cape Town, South Africa, June 2006.
List of references:
1. Erasova E.A. Export possibilities of military-industrial complex of Russia. Educational notes, S-Pb, 2008. P.26
2. Komkov N.I., Shatrakov A.J. and others. Perspective ways of is innovative-investment activity of the organizations in the market conditions. - М.:ГОУ "МАРТИТ", 2002.
3. Lomakin A.G. World market of mineral fertilizers. Trends and development prospects. The international Forum «The Earth and the Crop» 2007
4. The report «Medium-term prospects of world demand, supply and trade of mineral fertilizers in 20082012 years»; International Fertilizers Association (IFA).
5. British Sulfur Consultants publications, June - August 2007
6. Faostat data (www.fao.org) World development report, 2008
7. Fertecon, 08-2008
8. Global Fertilizers and Raw Materials Supply and Supply/Demand Balances 2006-2010, 74th IFA Annual Conference6 Cape Town, South Africa, June 2006.
104
№ 2 - 2011