Научная статья на тему 'Модернизация промышленности минеральных удобрений'

Модернизация промышленности минеральных удобрений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4034
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ / SWOT-АНАЛИЗ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / THE MODERNISATION OF CHEMICAL FERTILISERS INDUSTRY / SWOT-ANALYSIS FOR RUSSIAN CHEMICAL FERTILISERS PRODUCERS / STRATEGY OF THE SUSTAINABLE GROWTH OF AN INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаренко Михаил Владимирович, Чмель Светлана Юрьевна

Причину в необходимости активной модернизации отечественной промышленности минеральных удобрений авторы видят в том, что Россия теряет имевшиеся у нее конкурентные преимущества. Вывод сделан на основе оценки конкурентоспособности российских производителей на мировом рынке минеральных удобрений, выявления их сильных и слабых сторон по результатам SWOT-анализа и стратегий устойчивого развития важнейших предприятий отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modernisation of chemical fertilisers industry

The authors see a need to modernise the Russian chemical fertilisers industry since Russia is losing the competitive edge it has had. The conclusion is made on the basis of competitiveness assessment of the Russian manufacturers on the global market of chemical fertilisers, of finding their strengths and weaknesses according to the results of SWOT-analysis and the strategies of sustainable development of the most crucial industries in the field.

Текст научной работы на тему «Модернизация промышленности минеральных удобрений»

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ

Основой обновления экономики России должна стать модернизация ее базовых отраслей, что в большинстве случаев выражается в частичной модернизации, техническом перевооружении, реконструкции и экстенсивном росте. Между тем технологический уровень отдельных отраслей по-прежнему отстает от мировых лидеров, так как для осуществления прорывных инноваций и модернизации необходимо наличие мощной научно-исследовательской и научно-технической базы. Однако за годы формирования отечественной рыночной экономики они были практически уничтожены. Российским предприятиям удается в лучшем случае воспользоваться существующими технологиями и оборудованием, которые в основном близки к стадии морального устаревания.

Основным проблемным барьером для прогрессивной модернизации являются краткосрочные интересы собственников (в основном это извлечение текущей прибыли), недостаток собственного капитала на масштабную модернизацию, дефицит длинных денег в экономике, передел собственности в случае привлечения сторонних инвесторов. Кроме того, по большей части менеджмент базового сектора не обладает соответствующими навыками для подготовки и проведения столь масштабной работы.

Нельзя не отметить, что некоторые базовые отрасли уже вступили в новый этап модернизации. Одной из них стала промышленность минеральных удобрений. Необходимость радикальной модернизации обусловлена здесь в первую очередь внешними факторами - усилением конкуренции на мировом рынке и вступлением России в ВТО.

Состояние и развитие отрасли по производству минеральных удобрений имеет стратегическое значение для продовольственной безопасности страны и развития предприятий многих отраслей, обеспечивающих их разнообразные потребности и потребляющих такие важнейшие химические продукты, как серная кислота, фосфорная кислота, аммиак. Ввиду несоответствия объема действующих мощностей по производству удобрений внутреннему спросу и наличию спроса на мировом рынке российская промышленность минеральных удобрений в значительной степени ориентирована на экспорт.

Объем международной торговли минеральными удобрениями и сырьем для их производства ежегодно возрастает на 3-7% (в зависимости от вида удобрений). Это связано с тем, что география потребления и география производства минеральных удобрений не совпадают. Наиболее емкие и растущие рынки лишены собственного сырья либо недостаточно обеспечены им, впрочем, как и мощностями по производству удобрений.

Развитие мирового рынка удобрений носит поступательный характер. Движущими силами развития этого рынка являются сокращение свободных посевных площадей, увеличение численности и повышение общего благосостояния населения в развивающихся странах, стремительное развитие стран Азии, Латинской Америки и Африки, развитие альтернативных источников энергии, получаемых из сельскохозяйственной продукции, в частности из биотоплива. Эти факторы требуют повышенной отдачи от сельхозугодий и способствуют росту потребления удобрений всех типов.

Для мировой промышленности минеральных удобрений характерны следующие особенности: прямая зависимость производства от доступности и регулярности поставок сырья, включая природный газ, уголь, нафту (для производства азотных удобрений), фосфоритные руды (для производства фосфорных удобрений) и калийные соли (для производства калийных удобрений); капиталоемкость производства; концентрация перерабатывающих предприятий вблизи источников сырья или рынков сбыта; тенденция строительства предприятий большой мощности с целью снижения себестоимости производства на единицу готовой продукции; значительная доля экспорта в объеме общемирового производства минеральных удобрений вследствие неравномерного географического распределения природных ресурсов.

В табл. 1 представлены особенности мирового производства минеральных удобрений и важнейшие рыночные факторы, влияющие на производство минеральных удобрений. Крупнейшими производителями в мире остаются Китай, США, Индия, Россия и Канада. Самые высокие показатели роста демонстрируют рынки Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Таблица 1. Особенности мирового производства минеральных удобрений по видам удобрений1

Показатель Калийные удобрения Фосфатные удобрения Азотные удобрения

Сырье Калийные руды - Фосфоритные руды - фосфорная кислота Природный газ -аммиак

Географическая доступность сырьевых ресурсов Весьма ограничена Ограничена Легкодоступна во многих странах

Стоимость новых мощностей Около $500 млн на 1 млн т КС1 Около $45 млн (производство фосфорной кислоты) Около $70 млн (производство аммиака)

Показатель Калийные удобрения Фосфатные удобрения Азотные удобрения

Основные страны- производители 1. Канада 1. США 1. Китай

2. Россия 2. Марокко 2. США

3. Германия 3. Россия 3. Индия

4. Беларусь 4. Китай 4. Россия

Основные импортеры Хлорида калия Диаммонийфос- фата Аммиака

1. США 1. Китай 1. США

2. Бразилия 2. Пакистан 2. Индия

3. Китай 3. Индия 3. Южная Корея

4. Индия 4. Вьетнам 4. Турция

Доля экспорта, % 82 (хлорида калия) 46 (ДАФ) 13 (аммиака)

Концентрация производства Глобальный -единицы игроков Региональный -десятки игроков Региональный -десятки игроков

Спрос Растущий Растущий Растущий

Предложение Избыточное Избыточное Избыточное

Ценообразова- ние Зависит от спроса Зависит от спроса и цен на сырье Зависит от спроса и цен на сырье

Итак, мировой спрос на фосфорные удобрения растет на 3-5% в год. Производство удобрений является перспективным бизнесом, уровень конкуренции растет. До недавнего времени основными игроками на мировом рынке оставались США, Россия, Марокко и Тунис. Для российских предприятий главным конкурентным преимуществом является низкая себестоимость продукции вследствие дешевых сырья и энергоносителей. Однако с появлением эффективных производителей и вступлением России в ВТО отечественные производители теряют свои преимущества.

Основными импортерами фосфорных удобрений до конца 1990-х гг. были Китай, страны Латинской Америки (преимущественно Бразилия), Индия. Затем ситуация изменилась: в список основных мировых производителей и экспортеров вошел главный потребитель - Китай. В стране, богатой природными ресурсами для производства удобрений, было освоено их производство, причем объем выпуска превышает внутреннюю потребность. Поэтому часть продукции экспортируется, что усиливает конкуренцию среди традиционных поставщиков.

Собственное производство освоила Индия, но его устойчивое развитие сдерживает зависимость от привозного сырья, которая снижается благодаря созданию совместных предприятий и новых индийских производств в странах, богатых минеральным сырьем. В Латинской Америке увеличивается объем производства удобрений и начата геологоразведка полезных ископаемых.

Таким образом, на мировом рынке укрепляется тенденция импорто-замещения на основных экспортных национальных рынках, усиливаются позиции стран с развивающимися экономиками при одновременном ослаблении позиций США и Европы. В связи с потерей конкурентоспособности на рынке крупнотоннажной химии из-за высоких цен на сырье химические компании развитых стран стали закрывать традиционные производства, диверсифицировать товарную номенклатуру в сторону высокотехнологичных наукоемких малотоннажных продуктов.

Вторая негативная для традиционных экспортеров тенденция состоит в том, что основные мировые экспортеры дешевых энергоресурсов - страны Ближнего и Среднего Востока - выходят на мировой рынок с продукцией высокого передела, формируя новые центры производства и торговли. Так, в Саудовской Аравии введен в строй современный комплекс по производству диаммонийфосфата (ДАФ) мощностью 2 млн т в год, что превышает 20% мирового экспорта этого удобрения. Страны Ближнего Востока кроме технологического обладают логистическим преимуществом благодаря выходу к морю и расположению рядом с основным мировым импортером - Индией.

На мировом рынке расстановка производственных сил заметно изменилась, что привело к избытку предложения и усилению конкуренции за рынки сбыта. Загрузка мировых мощностей в 2012 г. составила 80%2.

Прогнозируется снижению темпов роста мирового потребления удобрений на 2014-2017 гг. Основной прирост потребления ожидается за счет увеличения объемов внесения удобрений и расширения посевных площадей в Восточной Европе, Центральной Азии, Латинской Америке, Африке, Восточной и Южной Азии3. Факторы мирового рынка удобрений представлены в систематизированной авторами форме на рис. 1.

В связи с меняющейся мировой ситуацией в производстве и потреблении минеральных удобрений для российских экспортеров удобрений в последние годы складывается неблагоприятная рыночная ситуация, что связано с переделом экспортного рынка, потерей ценовых преимуществ, недостатком технологических и логистических преимуществ. Это обусловило разработку конкурентных стратегий устойчивого развития предприятий и их модернизации .

Анализ основных особенностей российских производителей минеральных удобрений показал наличие организационных и инвестиционных; высокую зависимость от сырья и энергоресурсов, от квалификации

Прогноз развития мирового рынка минеральных удобрений на 2014-2017 гг.: азотные удобрения - прирост на 2,3%, фосфорные удобрения - прирост на 2,2%, калийные удобрения - прирост на 2,7%

4 4 4 ) У

Факторы Факторы Факторы Факторы Факторы

мирового конкуренто- сырьевого потенци- неопреде-

спроса: способности: обеспе - ального ленности:

- сокращение - появление чения: влияния: - финансовая и

свободных новых конку- -геогра- - политика экономическая

посевных пло- рентов, в т.ч. фическая в отношении ситуации,

щадей, из бывших локализация собственных - цены на энер-

- рост числен- импортеров, источников производи- гоносители,

ности, - уровень тех- сырья, телей и - приоритеты

- улучшение нологи, - рост цен на внешне- в политике лидеров

уровня жизни - инновацион- сырье, торго вого рынка,

населения, ный потенциал, - рост регулирова- - развитие системы

- повышение - ключевые стоимости ния, субсидирования

требований компетенции, перевозки - экологи- в Индии,

к качеству - конкурентные сырья, ческие - тенденции

продуктов преимущества, - ограниче- факторы, на рынке биотоп-

питания и их - научно- ния по - социальные лива,

разнообразию, иссле дова- производ- факторы - цены на сель-

- развитие тельская база ству сырья хозкультуры,

рынка - изменение

биотоплива климата,

- курсы валют

Рис. 1. Факторы мирового рынка минеральных удобрений5

персонала; инвестиционных проблем; необходимость значительных логистических расходов и затрат на техническое перевооружение, модернизацию, экологию, социальные программы. Очевидна взаимозависимость организационных, производственных, экономических, экологических и социальных характеристик. В то же время в отрасли есть резервы для повышения эффективности производства и управления за счет технической и технологической модернизации, рационального использования сырья и различных ресурсов, автоматизации, подготовки персонала, инновационного потенциала.

Помимо внутренних особенностей предприятий влияние на их деятельность оказывают внешние факторы - государственные, научно-технические, рыночные. Государственные факторы можно легко спрогнозировать, так как они ограничены преимущественно плановым характером установления цен на продукцию и услуги естественных монополий. Научно-технические факторы оказывают слабое влияние на технологию вследствие технологической консервативности отрасли. Наиболее сильное влияние на деятельность предприятий и выбор производственной стратегии оказывают рыночные факторы - баланс спроса и предложения, ценовые

факторы, покупательная способность, потребительские предпочтения и тенденции их изменения.

SWOT-анализ производства минеральных удобрений позволяет определить его сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы в среднесрочной перспективе (табл. 2). Анализ подтверждает, что сильные стороны предприятий основаны на обеспеченности сырьем и энергоресурсами. Имевшееся ранее ценовое преимущество в настоящее время потеряно в связи с вступлением России в ВТО. Сила конкурентов базируется на высокоэффективных технологиях и оборудовании. Вот почему долгосрочную конкурентоспособность российским предприятиям могут обеспечить только инвестиции в модернизацию, самообеспечение сырьем и энергоресурсами и инновационное развитие. Однако множество слабых сторон предприятий препятствуют использованию возможностей и преодолению угроз. Без их укрепления повышается угроза потери конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Таблица 2. SWOT-анализ российских производителей минеральных удобрений

Сильные стороны Обеспеченность сырьем и энергоресурсами Возможности Развитие внутреннего рынка. Рост спроса на мировом рынке. Развитие собственной сырьевой базы. Расширение и оптимизация бизнеса за счет создания газохимических кластеров. Сырьевая диверсификация. Продуктовая диверсификация. Вертикальная и горизонтальная интеграция

Слабые стороны Удаленность от источников фосфатного и калийного сырья. Устаревшие технологии и оборудование. Негибкая реакция на рост спроса из-за длительности ввода новых мощностей. Зависимость от цен на сырье и энергоресурсы. Удаленность от основных экспортных рынков. Нехватка портов. Неразвитость отраслевой науки и инновационного потенциала. Необеспеченность кадрами. Низкий уровень утилизации отходов Угрозы Строительство новых более эффективных производств в мире. Освоение программ импор-тозамещения основными импортерами. Ужесточение экологических норм

Основа долгосрочной стратегии устойчивого развития предприятия -наличие устойчивых конкурентных преимуществ. Таковыми для современных российских производителей минеральных удобрений, согласно принципу УИШ (ценность, редкость, неповторимость, заменяемость), являются логистические (близость к источникам сырья, к портам или границам России), научно-технические (наличие научно-технической базы и обеспеченность научно-техническими кадрами).

К среднесрочным конкурентным преимуществам отнесем производственные (современное оборудование) и технологические (современные экономически эффективные и экологически безопасные ресурсосберегающие технологии). Стратегическое планирование в первую очередь должно включать создание и поддержание долгосрочных преимуществ: модернизацию, инновации, самообеспечение сырьем, развитие внутреннего рынка, диверсификацию.

Формирование стратегии устойчивого развития предприятия - процесс оптимального выбора между необходимостью, новыми возможностями и ресурсами предприятия, основанный на применении методов стратегического менеджмента (прогнозирования, планирования и соответствующего механизма реализации) (рис. 2).

Рис. 2. Факторы выбора стратегии устойчивого развитии предприятия

В табл. 3, основываясь на годовых отчетах эмитентов и других открытых отраслевых источниках6, мы систематизировали стратегии, реализуемые российскими производителями минеральных удобрений.

Таблица 3. Стратегии устойчивого развития предприятий по производству минеральных удобрений

Стратегия Обоснование

Обеспечение собственным сырьем 1. Высокая доля сырья в себестоимости продукции. 2. Необходимость полной загрузки мощностей, планового характера производства для выполнения договорных обязательств с потребителями

Диверсификация сырьевой базы 1. Актуально для предприятий, не имеющих собственную сырьевую базу. 2. Снижение зависимости от одного сырьевого источника и возможность продуктовой диверсификации

Техническое перевооружение и реконструкция 1. Быстрый физический износ оборудования. 2. Работа в агрессивных химических средах, при экстремальных значениях температуры и давления

Техническая модернизация 1. Наличие современных ресурсо-

Аутсорсинг Концентрация на основной деятельности предприятия, укрепление ключевых компетенций

Технические инновации 1. Техническое превосходство над конкурентами, снижение конкурентного давления. 2. Повышение эффективности производства, конкурентоспособности

Управленческие инновации 1. Превосходство над конкурентами в менеджменте, снижение конкурентного давления. 2. Повышение эффективности управления, конкурентоспособности

Рыночные инновации 1. Рыночное превосходство над конкурентами, снижение конкурентного давления. 2. Повышение конкурентоспособности

Развитие научно - Необходимость в инновациях, повышении эффективности производства, обеспечении перспективного развития предприятия

Развитие внутреннего рынка 1. Продовольственная безопасность России. 2. Укрепление взаимовыгодного сотрудничества с государственными и региональными органами управления. 3. Укрепление благоприятного имиджа среди заинтересованных сторон. 4. Снижение зависимости от конъюнктуры внешнего рынка

Стратегия Обоснование

Развитие внешнего рынка Снижение зависимости от конъюнктуры внешнего рынка за счет региональной и страновой диверсификации

Расширение производства за пределами России 1. Выход на рынки стран -

Интенсивный рост (горизонтальная и/или вертикальная интеграция) 1. Реализация полного производственно-сбытового цикла - от добычи сырья до поставки конечному потребителю. 2. Сокращение себестоимости всех фаз производственносбытового цикла. 3. Расширение производства за счет приобретения, наращивания или строительства новых мощностей

Внедрение кластерной модели развития производств Повышение экономической эффективности за счет централизованного управления технологически и логистически связанными производствами: сокращения издержек, увеличения объемов производства, роста производительности труда, расширения товарного ассортимента, оптимизации логистики

Развитие системы профессиональной подготовки 1. Высокие требования к подготовке квалифицированного персонала. 2. Обеспечение предприятия кадрами на перспективу

Развитие социальной сферы предприятия и региона 1. Обеспечение высокой мотивации персонала. 2. Снижение текучести кадров. 3. Повышение корпоративной культуры предприятия

Анализ стратегий устойчивого развития предприятий свидетельствует о высоком уровне менеджмента, его соответствии современным требованиям и принципам устойчивого развития. Стратегии направлены на снижение зависимости от внешних факторов путем использования внутренних факторов.

Результатом реализации долгосрочных стратегий является переход от модернизации производств к масштабной модернизации отрасли - строительству новых производственных мощностей (табл. 4). Инвестиционные проекты реализуются за счет собственных средств и привлечения внешних источников финансирования. Модернизация отрасли может стать драйвером развития научно-технического, машиностроительного и других смежных секторов экономики.

Таблица 4. Крупнейшие инвестиционные проекты по производству минеральных удобрений, реализованные в 2009-2013 гг. в России7

Компания Инвестиционный проект

ОАО «ФосАгро» 2009 г.: в ОАО «Аммофос» введено в эксплуатацию производство серной кислоты мощностью 714 тыс. т моногидрата в год. Общая мощность сернокислотного производства «Аммофоса» достигла 2,7 млн т моногидрата в год. 2010 г.: в ОАО «Апатит» завершена модернизация флотационного отделения апатит-нефелиновой обогатительной фабрики. Мощности «Аммофоса» по переработке фосфорного сырья увеличены до 2,6 млн т в год, т.е. на 20% по сравнению с 2001 г. В ОАО «Череповецкий «Азот» начато строительство комплекса по производству карбамида. Введено в строй сернокислотное производство в ООО «Балаков-ские минеральные удобрения». 2011 г.: В ООО «Балаковские минеральные удобрения» мощности производства удобрений повышены до 1,2 млн т в год, на 60% относительно 2006 г. В ОАО «Аммофос» расширены мощности по производству ЫРК-удобрений до 1,7 млн т в год. 2012 г.: пущен в эксплуатацию производственно-энергетический комплекс, удвоивший мощности компании по производству карбамида. 2013 г.: начато проектирование производства комплексных удобрений в ООО «Балаковские минеральные удобрения» мощностью 450 тыс. т в год

МХК «ЕвроХим» 2009 г.: запуск производства кальций-аммиачной селитры. Запуск первой в России линии по производству гранулированного карбамида. Увеличение производства аммиака, карбамида и аммиачной селитры при оптимизации энергопотребления на единицу продукции. Увеличение производственных мощностей по выпуску серной и фосфорной кислот на двух предприятиях. Внедрение в ОАО «Лифоса» линии по производству кормовых фосфатов, не содержащих фтор. 2012 г.: ввод в эксплуатацию первого в России предприятия по производству меламина мощностью 50 тыс. т в год. Реализация проектов по разработке Гремячинского и Верхнекамского месторождений калийных солей и инвестиционная программа по расширению азотных и фосфорных производственных мощностей и созданию калийного производства

Компания Инвестиционный проект

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группа «Акрон» 2011 г.: увеличены мощности по производству аммиака, карбамида и производных продуктов. 2012 г.: увеличены мощности по производству карбамида и производных продуктов. Начало строительства Талицкого ГОКа для обеспечения собственным калийным сырьем. Начало эксплуатации ГОК «Олений Ручей» по производству апатитового концентрата для обеспечения собственным фосфатным сырьем. 2013 г.: начало строительства агрегата аммиака мощностью 700 тыс. т в год, запуск производства запланирован на 2015 г.

Объеди- ненная химическая компания «Щекиноа- зот» Организовано производство фенолоформальдегидных смол. Построены установки КФК и формалина. 2011 г.: ввод в эксплуатацию установки по производству метанола мощностью 450 тыс. т в год. Проекты в процессе реализации: комплекс производств метанола мощностью 450 тыс. т в год и аммиака мощностью 135 тыс. т в год; производство диметилового эфира.

Подводя итог, отметим, что для российских производителей минеральных удобрения наступил сложный этап в развитии, характеризующийся повышением и ужесточением конкуренции на мировых рынках на фоне недостаточной конкурентоспособности российских предприятий. В то же время в последние годы вследствие реализации стратегий устойчивого развития, направленных на масштабную и всестороннюю модернизацию, уровень конкурентоспособности повышается. Однако модернизация носит в основном оборонительный характер, тогда как долгосрочные конкурентные преимущества могут быть обеспечены только за счет опережающей модернизации.

Примечания

1 Overview of PotashCorp. and Its Industry 09

2 URL: http://www.potashcorp.com/industry_overview/2009/media/pdf/POT_Overview Book_09.pdf

3 Heffer P., Prud’homme M. Fertilizer Outlook 2013-2017. IFA http://www.fertilizer.org/ ifa/HomePage/FERTILIZERS-THE-INDUSTRY/Market-outlooks.html

4 Там же. Tam zhe.

5 Чмель С.Ю. Критерии и стратегии устойчивого развития предприятий по производству минеральных удобрений // Организатор производства. 2010. № 4; Чмель С.Ю. Проблемы устойчивого развития предприятия в аспекте современной модернизации экономики России // Вестник университета (ГУУ). 2010. № 16.

Chmel’ S.Ju. Kriterii i strategii ustojchivogo razvitija predprijatij po proizvodstvu mineral’nyh udobrenij // Organizator proizvodstva. 2010. № 4.; Chmel’S.Ju. Problemy ustojchivogo razvitija predprijatija v aspekte sovremennoj modernizacii jekonomiki Rossii // Vestnik universiteta (GUU). 2010. № 16.

5 Там же. Tam zhe.

6 Сайт информационно-аналитического журнала «Хим-Курьер»/ URL: http://chem-courier.ru/; Сайт Группы «Акрон»/ URL: http://www.acron.ru/;

Сайт МХК «ЕвроХим». URL: http://www.eurochem.ru/ru/;

Сайт ОАО «ФосАгро». URL: http://phosagro.ru/;

Сайт ОХК «УралХим». URL: http://uralchem.ru/;

Сайт ОХК «Щекиноазот». URL: http://n-azot.ru/; URL: http://rcc.ru/Rus/; URL: http://www.creonenergy.ru/; URL: http://www.moderniz.ru/news/khimija/1-0-10 Sajt informacionno-analiticheskogo zhurnala «Him-Kur'er» URL: http://chem-courier. ru/;

Sajt Gruppy «Akron». URL: http://www.acron.ru/ ;

Sajt MHK «EvroHim». URL: http://www.eurochem.ru/ru/;

Sajt OAO «FosAgro». URL: http://phosagro.ru/;

Sajt OHK «UralHim». URL: http://uralchem.ru/;

Sajt OHK «Shhekinoazot». URL: http://n-azot.ru/;

URL: http://rcc.ru/Rus/;

URL: http://www.creonenergy.ru/;

URL: http://www.moderniz.ru/news/khimija/1-0-10.

7 Там же. Tam zhe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.