Научная статья на тему 'Особенности социальных представлений студенческой молодежи России и Польши об искусственном прерывании беременности'

Особенности социальных представлений студенческой молодежи России и Польши об искусственном прерывании беременности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
421
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ / СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСКУССТВЕННОМ ПРЕРЫВАНИИ БЕРЕМЕННОСТИ / ОТНОШЕНИЕ К ЗАПРЕТУ АБОРТОВ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ABORTION / STRUCTURE OF SOCIAL REPRESENTATION / SOCIAL REPRESENTATIONS AS REGARDS INDUCED TERMINATION OF PREGNANCY / ATTITUDES TO BAN ON ABORTIONS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карась Инна Сергеевна, Антонова Татьяна Александровна

Излагаются результаты кросскультурного исследования, посвященного изучению особенностей социальных представлений об искусственном прерывании беременности у девушек и юношей студентов польского и российского вузов. Выборка составила 100 респондентов, распределенных по четырем группам. Теоретической основой исследования является структурный подход в теории социальных представлений. Анализ структуры социальных представлений осуществлен посредством прототипического анализа П. Вержеса. Анализируются основные различия в структуре социальных представлений девушек и юношей граждан Польши и России об искусственном прерывании беременности. Обсуждается отношение студентов к запрету абортов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social representations of Russian and Polish students as regards induced termination of pregnancy

This article presents the results of a cross-cultural study into the social representations of Russian and Polish university students as regards induced termination of pregnancy. The sample included 100 respondents divided into four groups. The study relies on the structural approach to the theory of social representations. The structure of social representations is examined using Vergès’s prototypical analysis. The authors consider the key differences in the structure of social representations of male and female Polish and Russian students as regards induced termination of pregnancy. The study investigates students’ attitudes to the ban on abortion.

Текст научной работы на тему «Особенности социальных представлений студенческой молодежи России и Польши об искусственном прерывании беременности»

УДК 159.9.

И. С. Карась, Т. А. Антонова

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ И ПОЛЬШИ ОБ ИСКУССТВЕННОМ ПРЕРЫВАНИИ БЕРЕМЕННОСТИ

Излагаются результаты кросскультурного исследования, посвященного изучению особенностей социальных представлений об искусственном прерывании беременности у девушек и юношей — студентов польского и российского вузов. Выборка составила 100 респондентов, распределенных по четырем группам. Теоретической основой исследования является структурный подход в теории социальных представлений. Анализ структуры социальных представлений осуществлен посредством прототипического анализа П. Вержеса. Анализируются основные различия в структуре социальных представлений девушек и юношей — граждан Польши и России об искусственном прерывании беременности. Обсуждается отношение студентов к запрету абортов.

This article presents the results of a cross-cultural study into the social representations of Russian and Polish university students as regards induced termination of pregnancy. The sample included 100 respondents divided into four groups. The study relies on the structural approach to the theory of social representations. The structure of social representations is examined using Verges's prototypical analysis. The authors consider the key differences in the structure of social representations of male and female Polish and Russian students as regards induced termination of pregnancy. The study investigates students' attitudes to the ban on abortion.

93

Ключевые слова: искусственное прерывание беременности, структура социального представления, социальные представления об искусственном прерывании беременности, отношение к запрету абортов, студенческая молодежь.

Key words: abortion, structure of social representation, social representations as regards induced termination of pregnancy, attitudes to ban on abortions, students.

Одной из главных задач современного российского общества является сохранение репродуктивного здоровья молодежи, в том числе профилактика искусственного прерывания беременности в молодежной среде. При этом, как свидетельствует статистика в России, масштабы искусственного прерывания беременности не сравнимы ни с одной другой страной мира [7; 11]. За последние 20 лет проведены многочисленные исследования по проблеме репродуктивного поведения российской молодежи, в том числе по проблеме отношения к абортам [2—6; 9; 10; 12]. Ученые сходятся во мнении, что отношение к прерыванию беременности в обществе отличается многогранностью и неоднозначностью.

Многочисленные психологические исследования свидетельствуют о том, что зачастую аборт чреват неразрешимыми психологическими

© Касаткина Н. В., Коновалов Е. А., Селезнев В. И., 2017

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2017. № 4. С. 93—100.

конфликтами и, как следствие, психическими и невротическими расстройствами различной степени тяжести: затяжными депрессиями, постабортным синдромом [8; 10; 14; 15]. Глубокие психологические переживания в постабортный период могут стать причиной суицидального поведения, формирования алкогольной зависимости, разрушения базовых отношений доверия между супругами, распада добрачных отношений (в случае если аборт сделан до вступления в брак), привести супругов к иррациональному отказу обсуждать и рассматривать проблему абортов и другим тяжелым последствиям [8].

Актуальность проблемы отношения к абортам, вновь поднятой в нашем исследовании, связана в том числе и с тем, что представители 94 религиозных организаций Польши и России в последние годы единодушно и активно выступают за запрет абортов на законодательном уровне (в Польше аборт допустим только в особых случаях), что возбуждает в обществе массовый интерес к проблеме и ее обсуждение в прессе, на телевидении, в различных кругах общественности.

Обращение патриарха РПЦ, призывающего к запрету абортов на территории России, поддерживают священнослужители, убеждающие прихожан в необходимости единодушного отказа от абортов. В среде верующих православных и им сочувствующих начат сбор подписей за введение запрета на аборты на законодательном уровне.

Весной 2016 г. Епископат Польши обратился с открытым письмом к населению страны, в котором призывает народ к полной защите человеческой жизни с момента зачатия до естественной смерти. Точку зрения Католической церкви разделяют представители правящей партии, заверившие в своей поддержке гуманного решения этого вопроса, и если не все, то большинство из них проголосуют за законопроект о полном запрете абортов. В связи с этим в Польше прошел митинг «Черный понедельник», на котором женщины выразили свое несогласие с принятием законопроекта, ущемляющего их гражданские права.

С учетом вышеизложенных аспектов проблемы исследования наиболее перспективным теоретическим направлением для изучения системы взглядов и знаний об искусственном прерывании беременности представляется структурный подход в исследовании социальных представлений, сформулированный Ж.-К. Абриком [13].

Исследование особенностей социальных представлений студенческой молодежи Польши и России об искусственном прерывании беременности охватывает период с сентября 2016 г. по май 2017 г. Общий объем выборки — 100 человек. С польской стороны участвовало 49 испытуемых: 26 девушек и 23 юноши — учащихся университета Wyzsza Szko^a Адт!^1гаф 1 Biznesu Eugeniusza Kwiatkowskiego ш Сдут (Высшая школа администрации и бизнеса им. Евгениуша Квятковского в Гдыне), с российской стороны — 51 респондент: 28 девушек и 23 юноши — учащихся БФУ им. И. Канта (Калининград). Возрастной диапазон респондентов составил 18 — 25 лет. Материал методик, предназначенных для польских студентов, переведен на польский язык.

В исследовании использованы следующие методики: методика свободных ассоциаций, методика незаконченных предложений, написание эссе на тему «Что я знаю об аборте».

В результате прототипического анализа ассоциаций по П. Вержесу для объекта «аборт» в каждой группе респондентов была выявлена и описана структура представлений. Респонденты в группе 1 (польские юноши) предложили 96 ассоциаций, в группе 2 (польские девушки) — 125 ассоциаций, в группе 3 (российские юноши) — 90 ассоциаций, в группе 4 (российские девушки) — 129 ассоциаций. В каждой группе был составлен словарь понятий. Зоны ядра, потенциальные зоны и зоны периферии определялись в соответствии с критериями П. Вержеса. Результаты исследования представлены в таблице.

В зоне ядра представлений об аборте юношей из Польши содержатся элементы, указывающие на негативные последствия аборта (болезнь, изгнание, небезопасно). Присутствие в зоне ядра элемента «жизнь» можно трактовать двояко: с одной стороны как демонстрацию осведомленности по проблеме абортов, а с другой — как различные обстоятельства жизни. Для пояснения обратимся к анализу эссе: 19 юношей из 23 отметили актуальность и обсуждаемость темы абортов в Польше. При завершении предложения «Аборт допустим, если...» 14 респондентов из 23 допускают операцию, если существует угроза для жизни и здоровья женщины или ребенка.

Периферическая система представления — это связующее звено между ядром и конкретными ситуациями, в которых вырабатывается и функционирует само представление, периферическая часть вариативна и изменчива [1; 13]. Лишь немногие из опрошенных польских юношей считают, что государство задействовано в регулировке проблемы абортов и что к аборту приводит «личное решение» и решение родителей (такие пояснения можно обнаружить в эссе на тему «Что я знаю об аборте»).

Тема убийства ребенка при формировании представлений об аборте не является основополагающей у польских респондентов мужского пола, подтверждение чему обнаруживаем в незаконченных предложениях: только 11 из 23 юношей назвали аборт убийством, 4 респондента «не считают аборт убийством», один ответил, что «для государства аборт считается убийством», остальные ответы можно свести к категории «ребенок должен жить».

Собственно периферическая зона представлений образована разнонаправленными элементами, которые затрагивают пути предохранения (презервативы), морально-нравственные аспекты личности (ответственность), позитивные стороны жизни после аборта (свобода, удобства), суть самой процедуры аборта (операция).

Представления об аборте девушек из Польши образованы в большинстве своем негативными оценочными категориями (прерывание жизни, предосудительный поступок, вред). По результатам методики незаконченных предложений 14 девушек из 28 назвали аборт убийством. Для пояснения элемента «эмоции» обратимся к анализу свободных ответов: 18 девушек из 28 считают, что аборт влечет за собой различные нарушения психологического состояния у женщин: «эмоциональная потеря матери», «удар по психическому здоровью женщины» и т. д.

95

©\

Элементы, образующие ядро и периферию представлений юношей и девушек из Польши и России

об искусственном прерывании беременности

Структура представлений Группа юношей из Польши Группа девушек из Польши Группа юношей из России Группа девушек из России

Параметры, определяющие границы зон представления МесГист = 3 Ср. ранг = 2,8 МесГист = 2,5 Ср. ранг = 3 МесГист = 2 Ср. ранг = 3 Мес1част = 2,5 Ср. ранг = 3,3

Зона ядра (высокая частота ассоциации, ранг ассоциации ниже среднего значения) Жизнь (22; 2,3) Состояние (8; 2,6) Небезопасно (4; 2,3) Болезнь (4; 2,3) Изгнание (3; 1,3) Прерывание жизни (27; 2) Эмоции (10; 2,8) Предосудительный поступок (8; 2,5) Вред (4; 2) Решение (8; 2,6) Родители (2; 2,9) Выбор (4; 2,3) Свобода (2; 1) Религия (2; 2,5) Прерывание жизни (31; 1,9) Последствия (23; 3) Медицина (16; 3) Безответственность (9; 2,8) Жизнь (7; 2,6) Право (6; 3,2) Безвыходность (6; 3) Опасность (3;3)

Потенциальная зона изменений: 1-я область (низкая частота ассоциации, ранг ассоциации ниже среднего значения) Драма (2; 2,5) Регресс (1; 1) Государство (1; 2) Решения (2; 1) Спасение (1; 2) Антипатия (1; 2) Тишина и покой (1; 2) Меньше отбросов (1; 2) Причина (1; 1) Душа (1; 2) Грех (2; 2,5) Развод (1; 3) Счастье (1; 1)

Потенциальная зона изменений: 2-я область (высокая частота ассоциации, ранг ассоциации выше среднего значения) Прерывание жизни (19; 2,8) Родители (8; 3,1) Решение (7; 3,3) Вред (6; 3,3) Жизнь (26; 3,3) Болезнь (16; 3,1) Родители (7; 3) Расставание (7; 3,9) Состояние (5; 3,4) Черный понедельник (3; 4,7) Медицина (15; 3) Прерывание жизни (12; 3,3) Легкомысленность (6; 3,2) Безвыходность (5; 3,8) Насилие (5; 3,2) Жизнь (5; 3,6) Финансы (2; 3,5) Страдание (2; 3) Ответственность (2; 4) Безответственность (2; 4) Насилие (8; 3,6) Родители (7; 3,4)

Периферическая зона (низкая частота ассоциации, ранг ассоциации выше среднего значения) Операция (2; 4) Свобода (2; 3,5) Ответственность (2; 4) Презервативы (1; 4) Удобство (1; 4) Стерильность (2; 4,5) Наивность (1; 3) Удобство (1; 3) Чистка (1; 4) Презервативы (1;3) Окружающие (1; 3) Меньшинство (1; 3) XXI век (1; 5) Девушка (1; 4) Эгоизм (1; 3) Благополучие (1; 3) Слабоумие (1; 4) Будущее (1; 3) Мера (1; 4) Будущее (2; 3,5) Равнодушие (2; 4) Деньги (1; 4) Нищета (1; 4) Злость (1; 5) Одиночество (1; 5) Дилемма (1; 5)

Позиция меньшинства представлена указаниями на тяжелые события, переживания, причиняющие нравственные страдания (драма), упадок в развитии, на вектор движения (регресс), на общественную систему (государство).

В потенциальной зоне изменений представлений располагаются элементы, указывающие на последствия для здоровья (болезнь), на разрыв отношений (расставание), на влияние жизненных обстоятельств, родителей, на осмысление аборта как состояния.

Собственно переферическая система представлений организована разнонаправленными элементами: характеристики операции (стерильность, чистка), аспекты жизни после аборта (удобство), средства контрацепции (презервативы), характеристика зрелости решения (наивность), характеристики общества (окружающие, меньшинство)

С точки зрения большинства юношей из России, аборт — некое индифферентно окрашенное «хирургическое вмешательство», связанное с выбором женщины и, в ряде случаев, с выбором родителей (зона ядра). Для уточнения такого заключения обратимся к анализу ответов на незаконченное предложение «Если бы моя подруга сделала аборт, то.»: 22 респондента из 23 отвечают, что в целом не стали бы возражать против аборта.

Для уточнения элементов «выбор», «решение», «религия» в зоне ядра представлений обратимся к анализу развернутых ответов: «нужно понимать, что каждая женщина вправе распоряжаться собой», «аборт не должен выноситься на открытое слушание», «нельзя отбирать у женщин право решать свою судьбу», «религиозные люди считают аборт убийством» и т. д.

Элементы зоны ядра конкретизируются в периферической части за счет следующих элементов: указание на специфику времени (XXI век, будущее), характеристика осознанности и умственной деятельности (слабоумие), указание на пол (девушка), на поведение, направленное на собственную выгоду (эгоизм), на стремление к спокойному течению жизни (благополучие), на решительность данной «меры».

Напротив, потенциальная зона изменений насыщена широким спектром амбивалентных элементов, указывающих на морально-нравственные аспекты личности (легкомысленность, ответственность, безответственность), на прерывание жизни, насилие, с одной стороны, и на саму жизнь — с другой, на эмоциональные реакции (страдание), медицинскую тематику, финансовую сторону («сохранение финансов»), на неспособность управлять ситуацией (безвыходность).

Отметим, что элемент «прерывание жизни» занимает лидирующую позицию в зоне ядра представлений девушек как из Польши, так и из России (см. табл.).

Россиянки ассоциируют аборты с «правом» женщины, такой же элемент присутствует в представлениях юношей, в то время как в ответах девушек и юношей из Польши в зону ядра не входит элемент «право». Возможно, это связано с тем, что Россия до сих пор обладает самым либеральным в мире абортным законодательством — в 1920 г. Советская власть первой в мире легализовала аборты. Не следует исключать

97

98

и слабого влияния в нашей стране религиозной составляющей. Согласно данным статистики, по числу абортов лидируют страны православного мира, в странах с католическим вероисповеданием наблюдается резкое снижение числа абортов, хотя и Православная, и Католическая церковь считают аборт смертным грехом [7].

Элементы зоны ядра представлений об аборте российских девушек конкретизируются в периферической части за счет следующих элементов: «будущее», «равнодушие», «деньги», «нищета», «злость», «одиночество», «дилемма». В развернутых ответах девушек встречаем следующие уточнения: «женщина делает аборт из-за неуверенности в завтрашнем дне», «отсутствие должной поддержки со стороны государства ведет к абортам», «низкое материальное обеспечение — причина абортов» и др.

В число элементов периферической системы, составляющих потенциальную зону изменений представлений российских девушек, входят амбивалентные элементы: «грех», «развод», «счастье» (позиция меньшинства), а также «насилие», «родители».

Стоит обратить внимание, что только 4 девушки из 28 считают, что «о последствиях полового акта нужно думать заранее» (примеры высказываний: «для того, чтобы не делать аборт, необходимо предохраняться во время полового акта», «изначально нужно иметь голову на плечах и знать о всех последствиях» и др.).

В целом можно заключить, что структура социальных представлений об искусственном прерывании беременности в четырех группах опрошенных респондентов различается. Ядро представлений об абортах у российских юношей включает индифферентные элементы, тогда как у польских юношей — амбивалентные элементы. Ядро представлений об абортах у российских и польских девушек имеет общий доминирующий элемент — «прерывание жизни». Формирующая периферия представлений об аборте у всех опрошенных насыщена амбивалентными, противоречивыми элементами. Вероятно, многие респонденты, размышляя об аборте, затрудняются в оценке возможных или реальных ситуаций, связанных с прерыванием беременности: с одной стороны, это и «выбор», «решение женщины», и просто медицинская процедура, с другой — это потеря ребенка, убийство, переживание за здоровье женщины и будущие отношения в паре. Отметим, что более половины опрошенных подчеркивают негативные последствия абортов. Большинство российских респонденток придерживаются мнения, что аборт безразличен для мужчин.

В целом большинство развернутых ответов российских респондентов включают в себя понимание аборта и как прерывания жизни, и как убийства, но при этом больше половины опрошенных высказались против запретов преждевременного прерывания беременности.

Распространение в обществе попустительского или игнорирующего отношения к абортам чревато изменением базовых стереотипов и прототипов. Сдвиг может произойти в сторону оправдания абортов или игнорирования их негативных последствий, особенно велик риск такого крена в представлениях юношей.

Один из действенных способов предотвращения абортов, позволяющих в дальнейшем выйти на запрет абортов на государственном уровне — это формирование у молодежи культуры репродуктивного поведения, которая включает в себя понимание будущими супругами необходимости бережного отношения к интимной жизни.

Список литературы

1. Бовина И. Б. Стратегии исследования социальных представлений II Социологический журнал. 2011. № 3. С. 5—23.

2. Гальдикас Л. Н., Гальдикас В. А. Репродуктивное поведение современной молодежи II Проблемы экономики и управления в регионе : сб. матер. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Псков, 2016. С. 201 — 206.

3. Гнатик Е. Н., Сокова Е. А. Этический и юридический статус плодоизгнания: история и современное состояние проблемы II Вестник Российского университета дружбы народов. 2015. № 4. С. 64 — 67.

4. Ефременко И. И., Прусакова О. И. Отношение студенческой молодежи к искусственному прерыванию беременности II Охрана материнства и детства. 2016. № 1 (27). С. 15 — 19.

5. Знаков В. В. Нравственные основания понимания моральной допустимости искусственного прерывания беременности II Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2011. № 4 (65). С. 104 — 112.

6. Киселева И. А., Безрукова Е. Н. Незаконное искусственное прерывание беременности: проблемные аспекты II Приволжский научный вестник. 2015. № 12—1 (52). С. 61 — 75.

7. Ирышкова Т. А., Копытов В. В. Проблема абортов в России. Приближение к демографической яме // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки : электрон. сб. ст. по матер. XVIII студ. междунар. заоч. науч.-практ. конф. М., 2014. № 11 (18).

8. Полякова Е. Я. Клинико-психологические аспекты постабортного синдрома II Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: Психология. 2009. Т. 3, вып. 1. С. 121—135.

9. Симаева И. Н., Алимпиева А. В. Охрана здоровья и образование: институциональный подход. Ч. 1. Калининград, 2010.

10. Малюченко И. Ю. Психологическая помощь при постабортном синдроме и перинатальных потерях // Перинатальная психология и психология роди-тельства. 2008. № 2. С. 84—92.

11. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Сведения о прерывании беременности — 2016 г. URL: http:IIwww.gks.ruIwpsIwcmIconnectI rosstat_mainIrosstatIruIstatisticsIpopu!ationIheaIthcareI (дата обращения: 10.06.2017).

12. Чижова Г. В., Дьяченко В. Г., Шиганцова Н. В. Мотивации женщин к принятию решения о производстве аборта // Здравоохранение Дальнего Востока. 2014. № 3 (61). С. 28 — 31.

13. Abrik J.-C. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamic of social representation // Papers on Social representations. 1993. № 2. P. 75 — 78.

14. Robinson G. E., Stotland N. L., Russo N. F. et al. Is there an «abortion trauma syndrome»? Critiquing the evidence // Harv. Rev. Psychiatry. 2009. Vol. 17 (4). P. 268 — 290.

15. Pedersen W. Abortion and depression: a population-based longitudinal study of young women // Scand. J. 2008. Vol. 36 (4). P. 424 — 428.

99

Об авторах

Инна Сергеевна Карась — канд. психол. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: [email protected]

100

Татьяна Александровна Антонова — студ., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. E-mail: [email protected]

About the authors

Dr Inna Karas, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: [email protected]

Tatiana Antonova, Student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: [email protected]

УДК 159.922

Н. И. Вьюнова, Ю. В. Величко

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Обобщены исследования отечественными и зарубежными авторами категории «творческое мышление». Приводятся результаты эмпирического исследования динамики развития творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста. Выделены общие характеристики и специфика развития творческого мышления детей 5 и 6 лет, представлена специфика развития творческого мышления у девочек и мальчиков указанных возрастов. Показаны возможности специальной программы по развитию творческого мышления старших дошкольников.

This article summarises the findings of Russian and international authors on creative thinking. The authors present the results of an empirical study into the development of creative thinking in older preschool children. The article examines the common features in the development of creative thinking in five- and six-year-old children. The differences in the creative thinking development in girls and boys are identified. The authors outline the possibilities for creating a special programme for developing creative thinking in older preschool children.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, творческое мышление.

Key words: older preschool children, creative thinking.

© Вьюнова Н. И., Величко Ю. В., 2017

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2017. № 4. С. 100 — 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.