УДК 159.9
И. С. Карась, Ю. И. Сокол
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЮБВИ И ВЛЮБЛЕННОСТИ У ВЕРУЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ
Выполненный обзор психологических исследований, посвященных феномену любви и влюбленности, позволил авторам заключить, что противоречивые, несформированные представления о любви и влюбленности могут привести к дисгармоничным добрачным отношениям, к ошибке в выборе брачного партнера и в дальнейшем — к нарушению семейных отношений. Теоретической основой исследования выступил структурный подход в теории социальных представлений. В работе использованы методики свободных ассоциаций, эссе, беседа. Анализ структуры представлений о любви и влюбленности позволил выявить различия в представлениях о них у неверующих и верующих респондентов — членов протестантской общины. В основе этих различий лежат категории: «жертвенность», «бог», «негативные последствия». Различия отражаются в иерархии совпадающих категорий в представлениях у респондентов в двух выборках. В основе различий представлений о влюбленности выявлена категория «физическая близость». Она присутствует в зоне ядра представлений о влюбленности у неверующих респондентов. Любовь и влюбленность в представлениях респондентов двух групп различаются. Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием q* — углового преобразования Фишера.
A review of psychological research on the phenomenon of love and amorousness made it possible to conclude that contradictory, unformed representations of love and falling in love can lead to disharmonious premarital relationships, mistakes in the choice of a marriage partner and, in the future, to a disturbance in family relationships. The theoretical basis of the research is represented by the structural approach in the theory of social representations. The study used the methodology of free associations, essays and interview. The analysis of love and amorousness representations structure has led to identifying differences in the notions of love and amorousness among non-believing and believing respondents — members of the Protestant community. In the basis of the differences in the concept of love, respondents have followed the categories of "sacrifice", "god", "negative consequences". The hierarchy of coinciding categories in the respondents' views has reflected differences in two samples. The category of "physical intimacy" has been identified as the background for the differences in the notion of falling in love. The non-believing respondents have the category "physical intimacy" in the core of their notion of love. Love and amorousness in the views of the respondents of the two groups are different. The authors have also carried out statistical processing of the results using the ф* category — Fisher z-transformation.
Ключевые слова: структура социальных представлений, социальные представления о любви и влюбленности, протестанты, молодежь.
Keywords: structure of social representations, social representations of love and amorousness, Protestants, youth.
В настоящее время в психологии проблема понимания любви и влюбленности остается одной из самых актуальных тем теоретических и прикладных исследований, но, несмотря на общие источники социо-
© Карась И. С., Сокол Ю. И., 2018
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2018. № 3. С. 90 — 100.
культурного происхождения, единого, конвенциального определения любви не сформировано. Понятие «любовь» сегодня рассматривается чаще всего как синоним любого рода благополучных межличностных отношений.
Мы считаем, что разделение понятий «любовь» и «влюбленность» имеет принципиальное значение. По нашему мнению, это совершенно разные явления, которые имеют в основе разные механизмы.
Понятие любви очень многогранно. Современные авторы акцентируют внимание на различных ее проявлениях. Исследователи разделяют любовь на кратковременную и длительную [11; 20], описывают активные и пассивные формы любви [11; 20], многие выделяют родительскую любовь, любовь сына и дочери, сиблинговую любовь, романтическую любовь, взаимную и неразделенную, христианскую любовь к ближнему и любовь к Богу [10; 24]. Исследованиям нездоровой формы любви — любовной зависимости — посвящены работы В. Д. Москаленко [16], Н. Е. Домкиной [8], С. В. Петрушина [20] и др. Многие психологи в исследованиях опираются на широко известную древнегреческую типологию любви: эрос, людус, сторге, прагма, мания, агапе.
Традиционные религиозные представления о любви и влюбленности у верующих сформированы на основе Библии и описаны в работах З. Фрейда, Р. М. Грановской, Г. Чепмена, И. Н. Мошковой, Н. Домкиной, И. Рахимовой, А. М. Двойнина и др. Любовь рассматривается в различных аспектах: подражание Иисусу Христу, самоотверженное служение близким, долготерпение, отсутствие эгоизма, благодать, творчество, взаимность и т. д. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1Ин. 4: 16) — основополагающий принцип христианства [1].
Опираясь на исследования В. Д. Москаленко, С. В. Петрушина, Г. Вебера, К. Теппервайна, И. Ялома, а также православных психологов И. Н. Мош-ковой, И. А. Рахимовой и др., можно утверждать, что любовь — это сложное состояние, которое включает в себя широкий спектр чувств, эмоций, побуждающих человека действовать определенным образом в отношении объекта любви.
В любви оба партнера раскрывают и не теряют свою индивидуальность, при этом оставаясь опорой для другого, — подчеркивают многие психологи в своих работах [16; 17; 19; 20].
Важнейшими характеристиками любви выступают: психологическая автономия и здоровая эмоциональная связь, отсутствие ревности, помощь друг другу в самосовершенствовании, великодушие, забота, принятие партнера таким, какой он есть, способность доверять и довериться, делиться чувствами и мыслями, уметь критично оценивать свои мысли и действия по отношению к супругу, а также отвечать за последствия своих поступков.
В нашем исследовании мы разграничиваем понятия «любовь» и «влюбленность» и опираемся на определение В. В. Века, который описывал влюбленность как сложное, сильное, субъективно переживаемое комбинированное страстное чувство, основанное на базовых бессознательных и подсознательных физиологических потребностях и эмоциях, а также сознательно-подсознательных надстроечных механизмах, формирующих почву для возникновения мыслей, мотивации, действий и поступков [5].
91
92
Отметим, что К. Изард предположил, что влюбленность складывается из таких эмоций, как интерес — возбуждение, удовольствие — радость. Эти базовые эмоции, по К. Изарду, могут оказаться важнейшими компонентами мотивации, определяющими поведение влюбленных [10].
В работах многих отечественных и зарубежных исследователей можно прямо или косвенно найти указание на то, что несформирован-ные представления о любви и влюбленности порождают неясные и часто противоречивые, а иногда и нереалистичные ожидания от партнера, а как следствие — возникновение дисгармоничных супружеских и семейных отношений (А. Я. Варга, Т. Ф. Валента, Г. Вебер, К. Витакер, Т. А. Зинкевич-Куземкина, В. Д. Москаленко, О. Нейпир, Н. И. Олифе-рович, С. В. Петрушин, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, В. Сатир, Э. Фромм, Б. Хеллингер, И. Ялом и др.). Кроме того, современные исследователи регистрируют существенное увеличение частоты выбора одинокого проживания, усиление невротизации, увеличение числа попыток суицида и количества кратковременных отношений, попустительское отношение к преждевременному прерыванию беременности [13] и уменьшение числа заключаемых браков у молодых людей в возрасте 18 — 25 лет [29; 30].
С учетом вышеизложенных аспектов проблемы представлений о любви и влюбленности у верующих и неверующих девушек и юношей наиболее перспективным теоретическим направлением можно назвать структурный подход в исследовании социальных представлений [2; 9].
Цель исследования: выявить различия в представлениях о любви и влюбленности у неверующей и верующей молодежи, активно вовлеченной в церковную жизнь и деятельность.
В исследовании приняли участие 74 респондента в возрасте от 17 до 25 лет: 15 юношей и 22 девушки — верующие в Бога, протестанты, активно вовлеченные в церковную жизнь, регулярно исполняющие богослужебные и символические обряды; а также 18 юношей и 19 девушек, не принадлежащих ни к одной из религиозных конфессий и никогда не принимавших участия в богослужебных обрядах, указавших равнодушное отношение к вере в Бога.
Методики исследования. В качестве основного способа выявления представлений о любви и влюбленности в данном исследовании была выбрана методика свободных ассоциаций; дополнительными методиками выступили эссе на тему «Чем любовь отличается от влюбленности?» и беседа.
Для описания структуры представлений использовался анализ ассоциаций, предложенный П. Вержесом, согласно которому ядро представления образует те понятия, которые ассоциируются в первую очередь со словом-стимулом.
Изучение ассоциаций по П. Вержесу позволяет выявить ядро социального представления на основе анализа частоты и ранга ассоциаций, что помогает приблизиться к глубинным малоосознаваемым слоям социального поведения. Анализ ассоциаций дает возможность выделить структуру социального представления и прогнозировать ее возможную динамику, так как ассоциации из зоны потенциального изменения социального представления являются возможным источником трансформации представлений в данной группе и могут стать ядерной частью социального представления.
Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием ф* - углового преобразования Фишера.
Результаты исследования. По результатам анализа методики свободных ассоциаций верующие респонденты предложили всего 185 ассоциаций с объектом любовь и 180 — с объектом влюбленность. Для каждого объекта был составлен словарь, включивший 97 различных понятий для объекта любовь и 115 — для объекта влюбленность. Анализ ассоциаций по каждому объекту позволил выявить структуру представлений. Для выявления зоны ядра, потенциальной зоны и зоны периферии представлений определялись средние ранги ассоциаций и их частоты.
Представления верующих респондентов. Зона ядра представлений о любви у верующих респондентов образована позитивными ассоциациями: верность, семья, жертвенность, отношения, Бог, романтика, доверие, забота, ответственность, рост, уважение.
Периферическая система, составляющая потенциальную зону изменения, тоже содержит только позитивные ассоциации: поддержка, прощение, физиология, внимание, единство, чувства, эмоции, долговремен-ность, понимание, приятные ощущения, физическая близость.
Собственно периферическая система представления включает также позитивные ассоциации: силу, разум, ожидание, вдохновение, не страсть и надежность. Ни одной негативной ассоциации, связанной с переживанием кризисов любви, не выявлено. Структура представлений выявлялась на основе распределений ассоциаций по зонам, среднему рангу (3,4), частоте (5). Соответствующие показатели приведены в таблице 1.
Таблица 1
93
Элементы, образующие ядро и периферию представления о любви у верующих
Зона ядра Потенциальная зона изменений Собственно периферическая зона
Част. ассоц. > 5 ср. ранг ассоц. < 3,4 Верность (18; 3)* Семья (15; 2) Жертвенность (15; 2,1) Отношения (12; 2,7) Бог (11; 2,7) Романтика (10; 2,9) Доверие (9; 1,6) Забота (7; 2,6) Ответственность (6; 3) Рост (5; 2,4) Уважение (5; 3) Част. ассоц. > 5 ср. ранг ассоц. > 3,4 Единство (27; 4) Чувства, эмоции (10; 3,4) Долговременность (8; 4,1) Понимание (5; 3,7) Приятные ощущения (5; 3,7) Физическая близость (5; 4,4) Част. ассоц. < 5 ср. ранг ассоц. < 3,4 Поддержка (3; 2,8) Прощение (2; 3) Физиология (1; 2) Внимание (1; 3 Част. ассоц. < 5 ср. ранг ассоц. > 3,4 Сила (3; 5) Разум (2; 4,5) Ожидание (1; 4) Вдохновение (1; 5) Не страсть (1; 5) Надежность (1; 5)
* Здесь и далее в таблицах 1—4 первая цифра в скобках — частота ассоциаций, вторая — средний ранг ассоциаций.
Наиболее цитируемые категории, находящиеся в зоне ядра в выборке верующих, — «верность», «семья» и «жертвенность». «Верность» в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова означает стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга, а «жертва» — добровольный отказ от кого- или чего-нибудь в чью-либо пользу, самопожертвование. У верующих юношей и девушек любовь ассоциируется, в первую очередь, с ориентацией на партнера, что подтверждается наличием категорий «забота», «ответственность», «уважение» в зоне ядра, а также «поддержка» и «внимание» в потенциальной зоне и категории «надежность» в периферической зоне.
Представления верующих респондентов о любви согласуются с пониманием любви многими отечественными и зарубежными психологами, описывающими любовь как высшее духовное чувство, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, сопровождаемое готовностью личности сделать все от нее зависящее для благополучия любимого. Отметим, что в зоне ядра только у верующих присутствуют ассоциации «жертвенность» и «Бог».
Влюбленность чаще всего ассоциировалась верующими респондентами с такими нейтральными категориями, как физиология и романтика, чувства и эмоции. Также в зону ядра представлений о влюбленности вошли разнонаправленные элементы: несерьезность, кратковременность, помутнение рассудка, отношения, внешность и рост.
В потенциальной зоне изменения представлений о влюбленности расположены амбивалентные ассоциации: эгоизм, приятные ощущения, негативные последствия и ожидания. Элемент приятные ощущения противоположен элементу негативные последствия, их можно интерпретировать как причину и следствие, также причиной могут выступать некоторые категории зоны ядра, например физиология. В зону периферии представлений о влюбленности вошли позитивные ассоциации: начало, Бог, юношество, жизнь, обещания, феномен, единство и семья. Средний ранг всех ассоциаций — 3,4, частота ассоциаций — 3 (табл. 2).
Таблица 2
Элементы, образующие ядро и периферию представления о влюбленности у верующих респондентов
Зона ядра Потенциальная зона изменений Собственно периферическая зона
Част. ассоц. >3 ср. ранг ассоц. < 3,4 Физиология (27; 2,8) Романтика (26; 2,4) Чувства, эмоции (25; 2,9) Несерьезность (16; 2,1) Кратковременность (16; 2,8) Помутнение рассудка (10; 2,5) Отношения (6; 3,2) Внешность (5; 1,9) Рост (3; 3,3) Част. ассоц. < 3 ср. ранг ассоц. < 3,4 Эгоизм (1; 3) Приятные ощущения (1; 3) Част. ассоц. > 3 ср. ранг ассоц. > 3,4 Негативные последствия (18; 3,9) Ожидания (9; 3,4) Част. ассоц. < 3 ср. ранг ассоц. > 3,4 Начало (2; 4) Бог (2; 4) Юношество (2; 4,5) Жизнь (1; 4) Обещания (1; 4) Феномен (1; 4) Единство (1; 5) Семья (1; 5)
Ассоциация «физиология» стоит на первом месте в зоне ядра, что свидетельствует об адекватном понимании влюбленности верующими респондентами. Ассоциации «физиология», «чувства, эмоции» указывают на внутренние процессы человека, отражающие отношение к реальным или абстрактным объектам, как и категория «помутнение рассудка», они также конкретизируются в периферии с помощью элемента «приятные ощущения». Категория «романтика», также расположенная в зоне ядра, позволяет ассоциировать влюбленность с приятным совместным времяпрепровождением. Категории «несерьезность», «кратковременность», опора на «внешность» конкретизируются в периферии с помощью элемента «негативные последствия».
Присутствие категории «Бог» в периферической зоне представлений о влюбленности характерно только для выборки верующих респондентов.
Анализ результатов методики свободных ассоциаций выявил у неверующих респондентов 183 ассоциации с объектом любовь и 182 — с объектом влюбленность. Для каждого объекта составлен словарь понятий: для объекта любовь — 85 понятий, для объекта влюбленность — 119. Зона ядра, потенциальная зона и зона периферии определялись на основе среднего ранга ассоциаций 3,1 и частоты ассоциаций, равной 4.
В таблице 3 представлена зона ядра, потенциальная зона изменений и собственно периферия представлений о любви у неверующих юношей и девушек, в таблице 4 — структура их представлений о влюбленности.
Представления неверующих респондентов. Анализ ассоциаций по каждому объекту позволил выявить структуру представлений обеих групп респондентов. Зона ядра представлений о любви у неверующих образована амбивалентными ассоциациями: долговременность, физиология, понимание, доверие, семья, уважение, негативные последствия и ответственность (табл. 3).
Таблица 3
Элементы, образующие ядро и периферию представления о любви у неверующих респондентов
95
Зона ядра Потенциальная зона изменений Собственно периферическая зона
Част. ассоц. > 4 ср. ранг ассоц. < 3,1 Семья (22; 2,8) Доверие (17; 1,7) Верность (12; 3) Долговременность (9; 2) Физиология (7; 1,5) Понимание (4; 2,2) Уважение (4; 2,9) Негативные последствия (4; 3) Ответственность (4; 3) Част. ассоц. < 4 ср. ранг ассоц. < 3,1 Жизнь (2; 2,5) Различие (1; 1) Доброта (1; 2) Ценность (1; 3) Част. ассоц. > 4 ср. ранг ассоц. > 3,1 Единство (25; 4,6) Чувства, эмоции (17; 3,2) Жертвенность (10; 3,8) Физическая близость (10; 4) Отношения (9; 3,8) Поддержка (7; 3,4) Романтика (4; 3,6) Приятные ощущения (4; 3,2) Надежность (4; 3,6) Част. ассоц. < 4 ср. ранг ассоц. > 3,1 Рост (2; 3,5) Всемогущество (1; 5) Забота (1; 5)
Из данной таблицы видно, что потенциальная зона периферии включает в себя позитивные ассоциации: жизнь, различие, доброта, ценность, единство, чувства, эмоции, жертвенность, физическая близость, отношения, поддержка, романтика, приятные ощущения, надежность. Периферическая зона образована ассоциациями: рост, всемогущество и забота.
Таким образом, для неверующих респондентов любовь ассоциируется в первую очередь с семьей, в которой присутствуют близкие, доверительные, поддерживающие взаимоотношения. Любовь ассоциируется и с «физиологическими проявлениями» и «физической близостью», эти ассоциации входят в зону ядра. Респонденты в беседе пояснили категорию «негативные последствия» через страдания от разрыва в от-96 ношениях, трудности в предохранении от возможной беременности.
В число элементов ядра представлений о влюбленности вошли следующие достаточно положительные ассоциации: чувства, эмоции, физиология, кратковременность, романтика, отношения, физическая близость, юношество. Потенциальная зона изменения образована амбивалентными элементами: незнание, внешность, помутнение рассудка, негативные последствия, несерьезность, приятные ощущения, ожидания, единство. Периферическая система включает в себя категории: переживание, рост, красота души, доверие, несовершенство, добро, верность. Средний ранг ассоциации составил 3,3, частота — 4 (табл. 4).
Таблица 4
Элементы, образующие ядро и периферию представления о влюбленности у неверующих респондентов
Зона ядра Потенциальная зона изменений Собственно периферическая зона
Част. ассоц. > 4 ср. ранг ассоц. < 3,3 Чувства, эмоции (30; 3) Физиология (22; 2,3) Кратковременность (21; 2,5) Романтика (21; 3) Отношения (7; 2,2) Физическая близость (5; 2,9) Юношество (4; 3) Част. ассоц. < 4 ср. ранг ассоц. < 3,3 Незнание (1; 1) Внимание (1; 3) Внешность (1; 3) Част. ассоц. > 4 ср. ранг ассоц. > 3,3 Помутнение рассудка (16; 3,3) Негативные последствия (14; 3,7) Несерьезность (13; 3,3) Приятные ощущения (8; 3,3) Ожидания (5; 4,2) Единство (4; 3,7) Част. ассоц. < 4 ср. ранг ассоц. > 3,3 Переживание (2; 3,5) Рост (2; 3,5) Красота души (1; 4) Доверие (1; 4) Несовершенство (1; 4) Добро (1; 5) Верность (1; 5)
Анализируя представления неверующих юношей и девушек о влюбленности, следует отметить, что в ядре представлений чаще всего встречаются категории «чувства, эмоции», «физиология», что согласуется с мнениями ряда ученых о влюбленности [10; 12]. Кроме того, в представлениях неверующих респондентов о влюбленности присутствуют и негативные переживания, чувства и эмоции. Влюбленные могут
испытывать «злость, гнев, огорчение», которые вызывает объект влюбленности. Категории «негативные последствия», «приятные ощущения», находящиеся в потенциальной зоне изменений, конкретизируют ключевые элементы зоны ядра.
Статистический анализ полученных данных выявил значимые различия в представлениях о любви в выборке верующих и неверующих респондентов. Частота встречаемости категорий «семья», «чувства, эмоции», «доверие» выше у неверующей молодежи, а категории «романтика» — у верующей. Значимые различия выявлены по категориям: «семья» (ф*эмп = 1,64, р < 0,01), «романтика» (ф*эмп = 1,82, р < 0,01), «чувства, эмоции» (ф*эмп = 1,70, р < 0,01), «доверие» (ф*эмп = 1,97, р < 0,01).
В представлениях о влюбленности в двух выборках выявлены различия только по одной категории — «негативные последствия» (ф*эмп = 2,12, р < 0,01), частота встречаемости выше в выборке верующих юношей и девушек.
В результате контент-анализа эссе «Чем любовь отличается от влюбленности?» выявлены абсолютная и относительная частота упоминания смысловых единиц в каждой из выделенных категорий.
Представления верующих респондентов. Контент-анализа эссе. Результаты свидетельствуют, что у верующих самая наполненная категория в представлениях о любви — «любовь как жертва» (23)1, а в представлениях о влюбленности — «влюбленность как чувство» (24) и «кратковременность и отсутствие взаимности» (24). Примеры высказываний: «любовь что-то настолько интимное, сокровенное, что никто не знает ее»; но в то же время это что-то «настолько сильное, что все об этом знают — знают, что у них точно любовь».
Для верующих респондентов любовь в первую очередь ассоциируется с жертвой. Примеры высказываний, вошедших в эту категорию: «любовь — это когда ты можешь, не раздумывая, умереть за человека»; «в любви должна быть и страсть, и дружба, и нежность, но главное — жертвенность и ответственность». Если в отношениях нет двух последних составляющих, то такие отношения нельзя назвать любовью.
Любовь — более сложное явление, чем привязанность, а значит, и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее [14]. Далее по наполненности следуют категории «любовь как решение», «любовь долготерпит...» (1Кор. 13: 4—8). «Любовь как решение» может быть основанием для категории «любовь как жертва»» обращение к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова дает нам понимание взаимозависимости этих категорий: «Жертва — это добровольный отказ от кого-чего-нибудь в чью-нибудь пользу»; «решение — обдумав, прийти к какому-нибудь выводу, к необходимости каких-нибудь действий». Категория «любовь долготер-пит...» свойственна для верующих респондентов. Они приводят слова из послания к Коринфянам апостола Павла [1], которое является основополагающим для объяснения библейского толкования любви.
Категории «влюбленность как чувство» и «кратковременность и отсутствие взаимности» являются равными по наполненности (24) и одновременно самыми объемными для понятия «влюбленность». По это-
97
1 Здесь и далее в скобках указана частота употребления единиц анализа.
98
му поводу уместно привести слова С. В. Петрушина [20], который отмечает, что влюбленность специфически связана с эротическим чувством, то есть имеет под собой осознанную или неосознанную сексуальную мотивацию. Влюбленность обычно скоро проходит, так как физиологическое возбуждение не может быть постоянным. Также профессор указывает на скорость возникновения этого чувства, кратковременность и такой же быстрый спад.
Е. П. Ильин отмечает, что бессмертной влюбленности, воспетой Данте, Петраркой, Шекспиром, в действительности не бывает, и рано или поздно, когда влюбленный начинает анализировать реальное поведение возлюбленного и когда оказывается, что оно не совпадает с его идеалом, дымка рассеивается, и он начинает медленно спускаться с небес на землю.
Представления неверующих респондентов. Контент-анализ эссе. Полученные результаты свидетельствуют, что у неверующих респондентов самые наполненные категории в понятии «любовь» — это «любовь как чувство» (13), «любовь — уважение партнера» (11), «любовь — это полное принятие партнера» (11). Приведем примеры высказываний: «любовь — глубокое и сильное чувство... всегда взаимная эмоция, чувство, рожденное или появившееся у двух людей», «состояние эйфории и бесконечного счастья», «в любви люди, в первую очередь, должны понимать и уважать свою половинку», «любовь означает принятие».
Понимание любви как жертвы не присутствует в представлении неверующих респондентов; только один из них пояснил: в обществе принято считать, что любовь допускает жертву ради желаемого благополучия партнера.
В представлении о влюбленности у неверующих респондентов доминирующими составляющими выступают «кратковременность и отсутствие взаимности» (20), «влюбленность — часть любви» (12) и «влюбленность как чувство» (11). Отметим, что большинство неверующих испытуемых в беседе уточняли, что влюбленность — неотъемлемая часть любви, которая либо предшествует любви, либо сопровождает любовь в течение всех отношений.
Статистическая обработка данных выявила значимые различия в представлениях о любви респондентов обеих групп по категории «любовь как решение» (ф*эмп = 3,05, р < 0,01). Частота встречаемости смысловых единиц здесь выше в выборке верующих юношей и девушек.
В исследуемых выборках респондентов выявлены значимые различия в представлениях о влюбленности по категориям: «влюбленность — чувство» (ф*эмп = 2,63, р < 0,01), «влюбленность — часть любви» (ф*эмп = 1,9, р < 0,01), «влюбленность — эгоизм» (ф*эмп = 2,56, р < 0,01), «влюбленность руководствуется физиологией» (ф*эмп = 1,88, р < 0,01). Во всех категориях наполненность выше у верующих респондентов.
Таким образом, выявлены особенности представлений о любви и влюбленности у верующих — представителей протестантской общины. В основе их представлений о любви лежат категории: верность, жертвенность, Бог. Самая наполненная категория — любовь как жертва. Представления о любви у неверующих респондентов связаны с доверием, чувствами и не ассоциируются с жертвенностью; самая наполняемая кате-
гория — любовь как чувство. Категория семья входит в ядро представлений о любви респондентов обеих групп. В основе различий представлений о любви верующих и неверующих респондентов лежат категории жертвенность и Бог.
Анализ результатов опроса также показал, что в представлениях о влюбленности у верующих выявлены значимые различия по категориям: негативные последствия, чувство, влюбленность - составляющая любви, эгоизм, ассоциации с физиологией. При влюбленности допустима физическая близость только в представлениях неверующих. Подавляющее большинство верующих отметили недопустимость физической близости до брака. Физическая близость невозможна при влюбленности, отметили верующие, а любовь скрепляется брачным союзом. Влюбленность в обеих группах респондентов характеризуется кратковременностью и отсутствием взаимности. Влюбленность и любовь различаются в представлениях всех опрошенных респондентов. Остается открытым вопрос: насколько обоснованно и адекватно могут опрошенные в своей личной жизни и в реальных жизненных ситуациях своих близких различать состояния влюбленности и любви?
Мы полагаем, что полученные результаты помогут не только в консультативной практике для формирования взаимопонимания и конструктивного диалога психолога и клиента, обратившегося с проблемой в межличностных любовных отношениях, но и для очередного осмысления значимости деятельности религиозных организаций в развитии личности, о влиянии здоровой, адекватной веры в Бога на представления о любви и влюбленности.
99
Список литературы
1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 2013.
2. Бовина И. Б. Стратегии исследования социальных представлений // Социологический журнал. 2011. № 3. С. 5—23.
3. Варга А. Я. Введение в системную психотерапию. М., 2009.
4. Вебер Г. Кризисы любви: системная психотерапия Берта Хеллингера. М., 2002.
5. Век В. В. Влюбленность и любовь как объекты научного исследования : монография. Пермь, 2010.
6. Грановская Р. М. Психология веры. СПб., 2010.
7. Двойнин А. М. Специфика ценностно-смысловых ориентаций православной молодежи // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 5. С. 23 — 35.
8. Домкина Н. Е. Пути преодоления зависимой любви // Настоящая любовь: влюбленность — начало любви / сост. Д. Г. Семеник. Минск, 2012.
9. Емельянова Т. П. Социальное представление — понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 6. С. 39 — 47.
10. Изард К. Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб., 2000.
11. Ильин Е. П. Психология любви. СПб., 2013.
12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2011.
13. Карась И. С., Антонова Т. А. Особенности социальных представлений студенческой молодежи России и Польши об искусственном прерывании беременности // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2017. № 4. С. 93 — 100.
14. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2000.
15. Малкина-Пых И. Г. Семейная терапия : справочник практического психолога. М., 2007.
16. Москаленко В. Д. Когда любви слишком много. Профилактика любовной зависимости. М., 2012.
17. Мошкова И.Н. Неправильное понимание любви приводит к страданиям // Настоящая любовь: влюбленность — начало любви / сост. Д Г. Семеник. Минск, 2012.
18. Нейпир О., Витакер К. Семья в кризисе: опыт терапии одной семьи, преобразившей всю ее жизнь. М., 2005.
19. Олиферович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Валента Т. Ф. Психология семейных кризисов. СПб., 2006.
__20. Петрушин С. В. Искусство быть вместе: любовь и переговоры. Казань, 2012.
100 21. Рахимова И. А. Любить — значит быть одной душой // Настоящая лю-
бовь: влюбленность — начало любви / сост. Д. Г. Семеник. Минск, 2012.
22. Сатир В. Вы и ваша семья : руководство по личностному росту. М., 2014.
23. Фрейд З. Тотем и табу // Собрание сочинений : в 10 т. М., 2008. Т. 9 : Вопросы общества. Происхождение религии.
24. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. М., 2016.
25. Чепмен Г. Пять языков любви. Как выразить любовь вашему спутнику. СПб., 2018.
26. Чугуй А. А. Особенности представлений молодежи о любви // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11. URL: http://web. snauka.ru/issues/2013/11/28385 (дата обращения: 17.02.2018).
27. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2008.
28. Ялом И. Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М., 2012.
29. ЕМИСС Государственная статистика. Число браков за год. URL: https:// www.fedstat.ru/indicator/31566 (дата обращения: 17.02.2018).
30. Федеральная служба государственной статистики. Браки и разводы. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ demography/# (дата обращения: 17.02.2018).
Об авторах
Инна Сергеевна Карась — канд. психол. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.
E-mail: IKaras@kantiana.ru
Юлия Игоревна Сокол — студ., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Россия.
E-mail: ulka_s961996@mail.ru
The authors
Dr Inna S. Karas, Associate Professor, I. Kant Baltic Federal University, Russia.
E-mail: IKaras@kantiana.ru
Julya I. Sokol, Student, I. Kant Baltic Federal University, Russia. E-mail: ulka_s961996@mail.ru