Научная статья на тему 'Особенности социального и личностного развития подростков с девиантными формами поведения в различных условиях образования'

Особенности социального и личностного развития подростков с девиантными формами поведения в различных условиях образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIAL DEVELOPMENT / PERSONAL DEVELOPMENT / DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Геннадий Павлович, Чикалов Николай Андреевич

Проведенные по данной тематике исследования позволяют все больше укрепиться в понимании роли образования и ее влияния на развитие личности подростков. В данной работе осуществлена попытка уточнения роли образования в генезисе формирования личности с девиантными формами поведения. Авторы удачно подобрали выборки подростков, обучающихся в профессионально-технических лицеях, воспитательной колонии и общеобразовательной школе. Анализ средних ранговых значений переменных по методике «ценностные ориентации» позволил отметить низкое значение по шкале «образованность» для воспитанников колонии, что можно считать косвенным подтверждением отрицания значимости образования, тенденции прекращения и игнорирования обучения, что проявляется в факторе В теста 16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PF и ряде других показателей по этому тесту.the research made by the authors shows the importance of the education and its influence on the development of the adolescent personality. The authors tried to precise the role of the education in the development of the personality with the deviant behaviour. The authors chose the adolescents from the colleges, the reformatory, the schools. The data showed the low level of the education among the adolescents from the reformatory. This fact proves that they ignore the necessity of the education, that is shown in the factor B of the test 16 PF and in some others data in the test.

Текст научной работы на тему «Особенности социального и личностного развития подростков с девиантными формами поведения в различных условиях образования»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМИ ФОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Г. П. Иванов, Н. А. Чикалов

Аннотация: проведенные по данной тематике исследования позволяют все больше укрепиться в понимании роли образования и ее влияния на развитие личности подростков. В данной работе осуществлена попытка уточнения роли образования в генезисе формирования личности с девиантными формами поведения.

Авторы удачно подобрали выборки подростков, обучающихся в профессионально-технических лицеях, воспитательной колонии и общеобра-зовательнойшколе.

Анализ средних ранговых значений переменных по методике «ценностные ориентации» позволил отметить низкое значение по шкале «образованность» для воспитанников колонии, что можно считать косвенным подтверждением отрицания значимости образования, тенденции прекращения и игнорирования обучения, что проявляется в факторе В теста 16 PF и ряде других показателей по этому тесту.

Ключевые слова: социальное развитие, личностное развитие, девиантное поведение.

The summary: the research made by the authors shows the importance of the education and its influence on the development of the adolescent personality.

The authors tried to precise the role of the education in the development of the personality with the deviant behaviour. The authors chose the adolescents from the

colleges, the reformatory, the schools.

The data showed the low level of the education among the adolescents from the reformatory. This fact proves that they ignore the necessity of the education, that is shown in the factor B of the test 16 PF and in some others data in the test.

Keywords: social development, personal development, deviant behavior.

Под отклоняющимся поведением принято понимать некоторую последовательность действий или актов общения, которые по формальным признакам противоречат принятым в обществе правовым и нравственным нормам [4, с. 257]. (Специального рассмотрения требует де-виантное поведение олигофренов).

Список девиантных форм поведения, противоречащих правовым нормам, дан в правовых актах государства, характеризующих их как правонарушения и преступления (УК РФ и КоАП РФ).

Списка форм поведения, противоречащего нравственным нормам, не существует. Однако могут существовать этические кодексы и концепции, на основании которых возможно производить нравственную оценку поведения (например, Кодекс профессиональной этики психиатра [5, с. 180-186], заповеди Ветхого завета [1, с. 207-208]). Элементы этического кодекса могут присутствовать в уставах и правилах жизнедеятельности определенных коллективов (в частности в Уставе школы).

Основанием для оценки противоправного поведения являются нормативные документы: если имеет место внешне регистрируемая активность гражданина, приведшая к особого рода результатам, то по факту их наличия данный вид поведения фиксируется. В среде несовершеннолетних доминирует (по степени частоты) следующая градация форм противоправного поведения: нарушения общественного порядка (часто встречаемая форма), кражи, кражи с применением насилия, крайние степени насилия [3]. Особую группу составляют лица, периодически находящиеся в измененных состояниях сознания под воздействием наркотических веществ (предполагается, что измененные состояния сознания могут способствовать совершению противоправных действий).

Основанием для нравственной оценки проступков являются международные и отечественные правозащитные документы (Декларация прав человека, Конституция РФ и др.), правила организации деятельности, а нередко можно наблюдать абсолютное отсутствие каких-либо зафиксированных правил для оценки предполагаемого проступка. В последнем случае экспертам следует руководствоваться общечеловеческими ценностями и этическими принципами, характерными для духовной жизни народа.

Сущность проступка связана с проблемой нарушения прав человека, группы лиц, общества: нарушение прав человека связано с умалением (искажением, игнорированием, извращением, отрицанием) бытия человека.

Умаление человеческого бытия может выражаться в различной степени:

1. Отрицание бытия человека (убийство одного человека другим (другими), особого рода воспитательное воздействие, лишающее человека ума и способности заниматься деятельностью, электрошоковая терапия, действия, приводящие к глубокой психической или физической инвалидности, временной или постоянной парализации, полное лишение человека всех прав и свобод).

2. Ограничение бытия человека (введение неоправданных запретов, блокирование условий, способствующих развитию личности, сенсорная депривация, пленение, порабощение, угнетение).

3. Искажение человеческого бытия (клевета, неправильная организация деятельности и общения, сексуальные извращения).

4. Нанесение временного эмоционального, морального, физического вреда человеку (телесные повреждения, оскорбления, унижения).

5. Нанесение имущественного вреда человеку (тайное или насильственное завладение имуществом, повреждение или уничтожение имущества, другого индивида и т. д.).

Тоталитарное государство могло наиболее тяжко умалять бытие человека. Поскольку государство обладает не меньшей (а может и большей), чем его отдельные граждане, возможностью совершать наиболее тяжкие проступки против человеческого бытия, оно и его постановления не могут являться критериями нравственной оценки проступков. Нравственность и государственное право могут вступать в неразрешимое противоречие. Общество как нравственная самоорганизация должно следовать требованиям нравственности, а не права. Указанное противоречие становится

более сильным в случае оценивания проступка, совершенного несовершеннолетним: к несовершеннолетнему вследствие его психической и социально-правовой незрелости не могут применяться в полной мере правовые оценки (ст. 10 УК РФ, ст. 13 КоАП РФ).

Моральное несовершенство несовершеннолетних, выражающееся в де-виантном поведении, «является не врожденным, а приобретенным. Оно возникает не из биологических факторов, формирующих организм и его поведение, а из социальных, направляющих и приспособляющих это поведение к условиям существования в той среде, в которой ребенку приходиться жить» [2, с. 261].

Дети в своем поведении демонстрируют все черты, свойственные поведению взрослых, они как бы имитируют деятельность окружающих их людей. Де-виантное поведение взрослых является предметом копирования его основных черт несовершеннолетними. В отличие от девиации взрослых, имеющей часто внутреннее содержание порчи, отклоняющееся поведение детей в основном является переносом внешних форм де-виационной активности. Установлено, что в определенном возрасте дети играют в ролевые игры, с помощью которых они осваивают культурную деятельность взрослых, пытаются понять ее внутреннее содержание. Поскольку девиантное поведение взрослых принципиально непонятно детскому сознанию, одна из причин девиантного поведения детей — попытка понять значимых для них взрослых [4, с. 127-128].

Таким образом, отклоняющееся поведение несовершеннолетних не может адекватно оцениваться на основании правовых актов государства, оно тре-

бует в качестве необходимой составляющей нравственной оценки — оценку места проступка в жизни несовершеннолетнего.

В целях выявления особенностей формирования личности подростков в условиях общего и профессионального образования, влияния на формирование личности девиантных форм поведения мы предприняли попытку экспериментального исследования типичных личностных черт и ценностных ориентации подростков. В качестве группы, связанной наиболее очевидно с девиантным поведением, была выбрана группа подростков, обучающихся в воспитательной колонии. Они совершили различного рода правонарушения, что послужило причиной их помещения в воспитательную колонию. Эта группа была принята нами за основную экспериментальную группу. Другими группами для исследования были выбраны группы учащихся 11 классов общеобразовательных школ и студенты профлицея.

Одной из рабочих гипотез нашего исследования является предположение о значимости социально-педагогических условий и условий образования для развития личности подростков. 'Гак, одной из возможной причин девиантного поведения может служить дезадаптация подростков, связанная с отрицанием значимости образования, тенденциями прекращения и игнорированием обучения, ухода из образовательных учреждений.

Анализ полученных результатов показывает, что при оценке значимости терминальных ценностей принципиальные отличия отсутствуют.

Для всех выборок характерно значение ценности «здоровье» (1, 1, 1), «на-

Средние ранговые значения переменных по методике «Ценностные ориентации» (терминальные ценности]

№ п/п Лицей Колония Школа Переменные

1 6 13 8-9 Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

2 13 9 4 Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые с жизненным опытом)

3 1 1 1 Здоровье (физическое и психологическое).

4 3 8 11 Интересная работа

5 18 16 18 Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

6 4 2 3 Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

7 5 4 12 Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

8 2 3 2 Наличие хороших и верных друзей

9 14 10 13 Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

10 7 12 12 Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное)

11 12 14 16 Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)

12 10-11 11 6 Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

13 15 15 15 Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

14 9 7 8-9 Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

15 10-11 6 7 Счастливая семейная жизнь

16 16 17 14 Счастье других(благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества)

17 17 18 17 Творчество (возможность творческой деятельности)

18 8 5 5 Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

личие хороших и верных друзей» (2, 3, 2), «любовь» (4, 2, 3).

Исследование ценностных ориента-ций подростков, обучающихся в воспитательной колонии, студентов профлицея и училища, 11 классов показало, что на

типичом уровне оказались значимыми различия в предпочтениях в следующих ценностях. Так, наиболее значимые (уровень значимости р < 0,02) различия наблюдались по предпочтению ценностей «Образованность (широта знаний,высо-

кая общая культура)» и «Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)», что указывает на определенное снижение ценности образования, общей культуры, ценностей познания и знаний у воспитанников колонии.

Также существуют значимые (уровень значимости р < 0,05) различии в предпочтении ценностей. «Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)», «Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов». Причем степень предпочтения у воспитанников колонии первой ценности ниже, а второй — выше. Активная деятельная жизнь, вероятно, не является привлекательной для воспитанников, как и менее значимые ценности интересной работы, эффективности в делах, трудолюбия, связанные с деятельностно-трудовой мотивацией. Кроме того, криминальная социальная среда и условия принудительного содержания воспитанников, видимо, могут препятствовать личностной трудовой и деятельностной реализации. Большая значимость для воспитанников колонии инструментальной ценности «Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов» также может быть связана влиянием социальной среды, требующей от каждого проявления самоутверждения, личностного утверждения в группе, поддержания определенного статуса. Возможно, что значимость этой ценности связана с личностными и характерологическими особенностями (например, с эгоцентризмом) индивидуальности воспитанников.

Важна ценность «аккуратность» (чистоплотность и т. д.) 3 и 1-е место соот-

ветственно, для школьников она стоит на 10-11 месте. Для них она является не определяющей статус в коллективе и более того одобряема среди сверстников, то для воспитанников колонии — она «жизненно» важна, она определяет место в иерархии осужденных. То же можно сказать о ценности «воля» 8,5, 10-11 места соответственно. Более мягкие обстоятельства жизни, защищенность и прежде всего родительская забота делает для учащихся школы эту ценность не...первостепенной. Однако ценность «самоконтроль» и «чувство долга» у учащихся школ в чести (4 место), тогда как у учащихся лицея она стоит на 12 месте, а у воспитанников колонии на 10. Важна для школьников и ценность «честность» — 2 место, у лицеистов — 7 место, у осужденных — 11 место. Есть и совпадающие показатели по ценностям «высокие запросы» (17, 18, 17), «широта взглядов» (14, 15, 16), «непримиримость к недостаткам в себе и других» (18, 17, 18).

Девиантные формы поведения могут влиять на формирование определенных личностных черт у подростков. Так, нами были зафиксированы в их различной выраженности у воспитанников колонии и подростков, обучающихся в школах и профлицее. Наиболее значимые (р < 0,001) различия были зафиксированы по личным чертам «С» (сильный контроль эмоций, эмоциональная устойчивость—эмоциональная неустойчивость] и <^2» (зависимость от группы — самостоятельность). Эти различия указывают, с одной стороны, на специфичность черт формирующихся у обучающихся и необходимых для обеспечения определенного уровня социальной адаптации, с другой — на большую эмоциональную

Средние ранговые значения переменных по методике «Ценностные ориентации» (инструментальные ценности]

№ п/п Лицей Колония Школа Переменные

1 3 1 10-11 Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)

2 2 2 5 Воспитанность (хорошие меры)

3 17 18 17 Высокие запросы (высокие требования к жизни)

4 4 6 9 Жизнерадостность (чувство юмора)

5 11 12 15 Исполнительность(дисциплинированность)

6 5 3 7 Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

7 18 17 18 Непримиримость к недостаткам в себе и других

8 1 7 1 Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

9 6 9 3 Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

10 15 8 12 Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

11 12 10 4 Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

12 13 4 6 Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов

13 8 5 10-11 Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

14 9-10 13 8 Терпимость (к взглядам других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

15 14 15 16 Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

16 7 11 2 Честность (правдивость, искренность)

17 9-10 16 14 Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

18 16 14 13 Чуткость(заботливость)

неустойчивость и самостоятельность воспитанников колонии.

Другими значимыми (р < 0,05) являются различия по личностным факторам <^4», «1\1», «В», «О». Воспитанники колонии отличаются от обучающихся в школах и профлицее как более фрустриро-ванные, расчетливые, менее интеллектуально развитые, с большим чувством вины и неуверенностью. Эти различия указывают как на меньшую развитость

личностно-интеллектуальных компонентов, так и на определенную социальную искренность.

Обучающиеся в профлицее отличаются от воспитанников колонии по факторам «С», «1\», «^2», «^4», что не противоречит общим данным.

Обучающиеся в школах отличаются от воспитанников колонии по факторам «А», «С», «Н», «Й2»3 «^4». Внимания заслуживают факторы «А» и «Н», показы-

Средние значения по тесту 16 PF (пер. № 2-18 даны в стенах] и интеллектуального теста Равена

№ п/п Лицей Школа Колония Переменные 16 PF

1 6,1 5,6 5,4 MD, «Мотивационное искажение», желание выглядеть лучше.

2 3,6 3,0 4,4 FB, «Выглядеть плохо», желание выглядеть хуже.

3 5,8 7,3 6,3 А, Доброта, сердечность +, обособленность, отчужденность-

4 6,1 6,0 5,2 В, Интеллект +

5 6,7 7,2 5,1 С, Эмоциональная устойчивость +, Эмоц. Неустойчивость -

6 5,5 5,3 5,4 Е, Доминантность +, Конформность -

7 5,5 6,5 5,8 F, Беспечность +, Озабоченность -

8 6,4 6,0 6,3 G, Добросовестный +, Недобросовестный -

9 6,4 7,0 6,2 Н, Социальная смелость +, Робость -

10 5,0 5,2 5,2 I, Мягкосердечность +, Жескость -

11 5,2 5,4 5,4 L, Подозрительность +, Доверчивость -

12 3,7 4,9 4,1 М, Мечтательность +, Практичность -

13 5,7 6,3 7,0 N, Расчетливость +, Наивность -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 5,3 5,3 6,4 О, Чувство вины +, Уверенность -

15 5,9 5,4 5,4 Q1, Гибкость +, Консерватизм -

16 3,8 3,7 5,2 Q2, Самостоятельность +, Зависимость от группы -

17 6,5 5,8 5,7 Q3, Контроль желаний +, Импульсивность -

18 5,2 4,5 6,2 Q4, Напряженность +, Расслабленность -

19 11,6 11,35 9,87 Тест Равена, Set A

20 10,4 11,23 8,87 Тест Равена, Set В

21 8,6 10,3 5,96 Тест Равена, Set С

22 9,6 10,21 7,75 Тест Равена, Set D

23 5,9 7,00 3,09 Тест Равена, Set Е

24 45,00 49,88 35,37 Тест Равена, Set Сумма

вающие, что учащиеся школ являются более добросердечными и социально смелыми.

Анализируя средний показатель по методике Равена, следует отметить, что интеллектуальное развитие обследуемых из колонии значительно ниже чем у учащихся общеобразовательной школы и профлицея.

Таким образом одной из возможных причин дивиантного (противоправного) поведения может служить дезадаптация подростков, связанная с отрицанием значимости образования, тенденция прекращения и игнорирования обучения.

Литература

1. Библия. — М.: Рос. библ. общ-во, 1994.

2. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.

3. Карпухин Ю.П., Зинчук Е.Г. Корыстные преступления несовершеннолетних // Соц. исследования. — 1994. — № 8-9.

4. Психология. Словарь. — М.: Политиздат, 1990.

5. Этика практической психиатрии: руководство для врачей. — М.: Право и Закон, 1996.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ УИС В ЕГО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. С. Тронь

Аннотация: в статье рассматривается проблема психологических особенностей личности руководителя УИС. Представлены результаты приоритетности ценностных ориентаций руководителей уголовно-исполнительной системы, в том числе в зависимости от стажа работы в должности. Представленный материал, несомненно, будет интересен широкой аудитории: самим руководителям, специалистам, осуществляющим переподготовку кадров.

Ключевые слова: личность руководителя, ценностные ориентации, стратегический анализ, уровень задач, уровень средств.

The summary: the problem of psychological peculiarities of the personality of the leader of CCS is considered in the article. The results of the prioritization of valuable orientations of heads of criminally-corrective system are presented, including the results depending on the work experience in a post. The presented material, undoubtedly, will be interesting to wide audience: to the heads, to the experts who are carrying out retraining of personnel.

Keywords: the person of the head, valuable orientations, the strategic analysis, level of problems, level of means.

Важнейшей характеристикой любого профессионала и неотъемлемой частью структуры профессиональной деятельности является система профессионально значимых качеств. В настоящее время практика требует исследования реального руководителя, особенностей его функционирования в процессе деятельности.

Остро стоит и вопрос аттестации руководящих кадров. Появляется потребность регулярно проводить аттестацию руководителей (особенно государственных служащих), а критерии аттестации — личностные качества руководителей — не разработаны и мало используются на практике. Все это еще раз подчеркивает необходимость изучения личности руководителя и его качеств на современном этапе.

Анализ современной литературы по данной проблеме показывает, что у зарубежных и отечественных авторов при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.