УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
© 2011 Г.С.Залящев
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 27.06.2011
В статье показано центральное место ценностно-смысловых образований личности в процессе социализации, проанализированы данные эмпирического исследования, показывающего различия между декларируемыми и реализуемыми ценностями у делинквентных и правопослушных подростков.
Ключевые слова: ценностная сфера личности, делинквентное поведение, вторичная социализация.
В современной пенитенциарной психологии остро стоит проблема социализации подростков-правонарушителей. Сам факт принудительного отрыва подростка от социального окружения и заключение его в исправительное учреждение всегда отрицательно сказывается на социализации несовершеннолетнего. Складывающаяся в пенитенциарных учреждениях своеобразная социально-психологическая среда существенно отражается на развитии его ценностно-смысловой сферы и мировоззрения и может быть существенным препятствием на пути к успешной социализации после освобождения. По мере взросления личности все большее влияние на формирование ее ценностной системы оказывает осознание собственной принадлежности к тем или иным большим социокультурным группам — этносу, классу, конфессии, общественно-политическим движениям. Дифференциально-психологические особенности ценностных ориентации этих групп, а также тендерные и межпоколенные различия в этой сфере изучались прежде всего создателями соответствующих методик при их стандартизации: Г.Оллпортом, М.Рокичем, Ш.Шварцем и У.Билски, Д.А.Леонтьевым, В.А.Ядовым и др. Кроме того, кросскультурные различия ценностных ориентации исследовались Р.Ингльхартом, И.С.Ко-ном, В.С.Агеевым, Г.Г.Дилигенским, В.М.Бы-зовой, Т.Б.Беляевой, Н.И.Лапиным, А.П.Вар-домацким и другими социологами и социальными психологами.
Необходимо отметить, что в ряде случаев развитие системы ценностных ориентации может быть также обусловлено влиянием антисоциальной среды. Как справедливо пишет
Залящев Глеб Сергеевич, старший психолог отдела охраны Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения «Областная соматическая больница Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области, соискатель кафедры психологии образования. E-mail: vip. zalyashev@mail. ru
Б.С.Братусь, в этой ситуации речь идет не просто об отрицании человеком социально одобряемых ценностей, а о формировании достаточно очерченной и жесткой системы ценностей «отрицательных»1. В этом контексте многие авторы, в частности, А.И.Донцов, Н.Б.Ярощук, Г.В.Морогин и др., рассматривают вопросы развития ценностной сферы в группах делинквентов, преступной и исправительно-трудовой среде, а также при различных формах девиант-ного поведения. Овладение правонарушителями негативными моделями поведения неизбежно связано с перестройкой субъективной иерархии ценностей. Существующие исследования показывают, что правопослушные и делинквентные подростки отличаются прежде всего тем, что у последних ценностно-смысловая сфера является более ригидной и обедненной2
Нарушения развития ценностно-смысловой сферы личности зачастую влекут потерю интереса к жизни, ощущение её бесцельности, что провоцирует активный поиск новых стимулов и ощущений. Учитывая, что при этом для них менее значимы и социальная оценка, и последствия своих действий, в поисках этих стимулов и ощущений такие подростки оказываются наиболее уязвимыми и незащищенными перед негативным влиянием групп антисоциальной направленности. Таким образом, особенности ценностно-смысловой сферы несовершеннолетних правонарушителей, ее обеднение и деформация вследствие неэффективности процессов социализации, идентификации со значимыми другими и, как следствие, низкой социальной адаптации являются одним из значимых факторов склонности несовершеннолетних к совершению противоправных действий.
Рассмотрение личности как активного субъекта собственной жизни (С.Л.Рубинштейн,
1 Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: 1988.
2 Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подрост-
ков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. - М.: 2006.
A.В.Брушлинский, А.Г.Асмолов, К.А.Абуль-ханова-Славская, В.И.Моросанова, В.А.Петровский, В.И.Слободчиков,) открывает новые возможности в понимании причин неэффективной социализации и способов ее предотвращения. Поэтому рассмотрение данной проблемы во взаимосвязи с ценностно-смысловыми аспектами личности и особенностями саморегуляции поведения может существенно обогатить представления о сущности и механизмах вторичной социализации после освобождения из мест лишении свободы.
В практическом плане актуальность исследования смысловой сферы личности осужденных определяется рядом обстоятельств: во-первых, тем, что лишь изменяя смысловые ориентиры и структуру личностных ценностей можно достичь исправления осужденного; во-вторых, лишение свободы блокирует целый ряд возможностей реализации потребности в смысле жизни.
Для эмпирического исследования особенностей ценностной сферы несовершеннолетних правонарушителей мы использовали несколько взаимодополняющих методов. В качестве базового диагностического инструмента мы использовали процедуру попарного сравнения ценностей, что связано с тем, что при заполнении стандартизированных опросников, в которых отсутствует шкала лжи, всегда есть вероятность получить социально-желаемые результаты, а при проведении исследования в местах лишения свободы такая опасность возрастает многократно. Также мы использовали стандартизирован-ню методику С.Шварца для изучения ценностей личности. Выбор данной методики обусловлен тем, что, во-первых, при разработке теста-опросника был учтен современный мировой опыт исследования ценностной сферы, а во-вторых, при его адаптации на русский язык
B.Н.Карандашевым была проведена страндар-тизация шкал опросника на разных выборках, в том числе и на выборке несовершеннолетних правонарушителей3. Это позволяет непосредственно сравнить полученные результаты настоящего исследования со стандартизированными значениями теста для исследуемой выборки. Дополнительно был использован тест смысло-жизненных ориентаций Д.А.Леонтьева, который разработан и адаптирован на российской выборке и позволяет в целом охарактеризовать ценностно-смысловую сферу личности. Проведение диагностических процедур сопровождалось индивидуальными беседами с испытуемы-
3 Карандашев В.Н. Концепция ценностей культуры Ш.Шварца: Теория и методика. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /victor.karandashevs.ru/vk docs/Karandashev Culture Values.pdf (Дата обращения 22.11.2010)
ми с целью дополнительной валидизации полученных результатов с учетом особенностей ведения беседы заключенными в местах лишения свободы4, содержание которых также протоколировалось.
Сбор эмпирических данных в группе делин-квентных подростков проводился в Жигулевской воспитательной колонии (г. Жигулевск Самарской области) в течение двух лет в период с 2008 по 2010 год. Диагностические процедуры проводились с каждым испытуемым индивидуально. Это позволяет гарантировать, что опрашиваемый точно понял инструкцию, а также исключить феномен непосредственного группового давления, который может существенно повлиять на результаты исследования в условиях жесткой статусно-ролевой структуры малой группы, которая характерна для отрядов колонии. Общий объем выборки делинквент-ных подростков, для которых в течение двух лет были собраны данные по всем методикам, составил 108 человек.
Контрольную группу составили учащиеся старших классов двух общеобразовательных школ города Самары. Исследование проводилось в малых группах от 3 до 7 человек. Испытуемые сидели за отдельными партами, в случае возникновения вопросов экспериментатор отвечал на них в индивидуальном порядке. Поэтому условия проведения исследования в контрольной группе в достаточной мере сравнимы с индивидуальным проведением обследования. Общий объем выборки для контрольной группы составил 66 человек.
Для определения списка ценностей для попарного сравнения были проведены индивидуальные беседы с воспитанниками ЖВК и учащимися старших классов г. Самары, по результатам которых был выявлен список из 11 ценностей: семья, власть, независимость, свобода, статус, уверенность, здоровье, удовольствие, внешняя привлекательность, деньги и признание. Затем испытуемым в присутствии экспериментатора предлагалось выбрать наиболее значимую для него ценность из двух предложенных. Предлагались все возможные сочетания из двух ценностей; таким образом, каждый испытуемый делал 55 сравнений. Для обработки полученных результатов была выбрана модель индивидуальных различий, поскольку она позволяет разместить в одном пространстве как сами объекты оценки (в нашем случае - ценно-
4 Методические рекомендации по проведению психодиагностического обследования осужденных (находящихся в карантине исправительного учреждения, представляемых к переводу в колонию-поселение, обратившихся в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении). ФСИН России. - М.: 2008.
сти), так и идеальное положение самих испытуемых (в нашем случае - идеальные представления о ценностных предпочтениях в каждой группе).
При компьютерной обработке результатов использовался алгоритм ALSCAL статистического пакета SPSS v.15.0. Одной из проблем поиска оптимального решения - размещения объектов оценки в метрическом пространстве в многомерном шкалировании - является определение достаточного количества измерений. Основным показателем для выбора количества координатных осей является величина стресса, которая показывает, насколько воспроизведенная конфигурация искажает исходные различия, выраженные в попарных сравнениях. Подобные искажения неизбежно возникают вследствие того, что итоговое решение, как правило,
имеет небольшую размерность, при этом некоторые небольшие различия между объектами теряются. Чаще всего такие потери более чем оправданы, так как связаны с погрешностями измерения, чувствительностью шкалы измерения и другими случайными влияниями, которые не только могут, но и должны быть отброшены. Поэтому в общем случае считается, что полученная метрическая конфигурация является адекватной (т.е. воспроизводит основные значимые различия и игнорирует большую часть случайных колебаний) при значении величины стресса не более 0,2. В нашем случае приемлемая величина стресса, равная 0,147, была получена для двухмерного решения. Построенное ценностное пространство представлено на рис. 1.
2,0
1,5
1,0
0,5
см ш
S
1 0,0
ш
2 СО
-0,5
-1,0
-1,5
-2,0
Власть
о
Уверенность
о
Здоровье
о
Семья
о
Удовольствие
о
СтатДе
еньги
е Признание н
Вн. привлекат.
о
Свобода
о
' Независимость
-2,5 -2,0 -1,5 -1,0 -0,5 0,0 0,5 1,0 1,5 2,0
измерение 1
Рис.1. Ценностное пространство по результатам многомерного шкалирования
Как следует из полученных результатов, содержательные различия между старшеклассниками и воспитанниками ЖВК отражает второе измерение. Оно образовано ценностями «удовольствие», «деньги», «статус», «признание» на положительном полюсе, который противопоставлен ценностям «свободы», «независимости», «здоровья» и «семьи» на отрицательном. Таким образом, содержательно, второй фактор может быть проинтерпретирован как противо-
поставление ценностей, связанных с гедонизмом и стимуляцией, ценностям достижения, самостоятельности, семьи и здоровья. Важным представляется тот факт, что в индивидуальных беседах воспитанники ЖВК часто говорят о любви к семье и близким, об их значимости для них, однако результаты попарного сравнения противоречат таким высказываниям. Следует отметить, что полученные результаты в большей степени соотносятся с реализуемыми, а не
с декларируемыми ценностями по методике С.Шварца. Это означает, что подобная процедура позволяет решить проблему социальной желательности, которая характерна при работе с такими испытуемыми. Большое расстояние между ценностью семьи и точки идеального ценностного сочетания с точки зрения воспитанников ЖВК говорит о том, что представления о семье и близких существуют в их сознании как некоторая абстрактная идея, а сам образ является мифологизированным и идеализированным, а потому оторванным от реальной жизни этих подростков и не оказывающим существенного влияния на их действительное поведение.
Результаты, подтверждающие данный вывод, были получены при использовании мето-
дики С.Шварца. Так, на уровне ценностей, реализуемых в поведении, наиболее существенным различием между воспитанниками ЖВК и школьниками г. Самары является высокая выраженность в поведении ценностей, связанных с получением удовольствий - стимуляции и гедонизма (таб. 1). Положение этих ценностей на первых двух позициях в списке значимости позволяет сделать вывод, что делинквентные подростки в поведении ориентированы прежде всего на поиск новых ярких ощущений и переживаний, на получение чувственных удовольствий. Для школьников из обычных школ эти ценности также важны, но в меньшей степени, чем ценности самостоятельности и достижения.
Таб. 1. Ранжированный список реализуемых ценностей по результатам исследования и по нормативным данным В.Н.Карандашева (профиль личности по методике С.Шварца. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: Концепция и методическое руководство. - СПб.: 2004. - С. 62.)
Ранг Воспитанники ЖВК (по результ.иссл.) Школьники 10 - 11 кл. (по результ.иссл.) Старшеклассники (по результ.иссл. В.Н. Карандашева)
1 Стимуляция Самостоятельность Самостоятельность
2 Гедонизм Достижения Доброта
3 Доброта Доброта Достижения
4 Самостоятельность Гедонизм Гедонизм
5 Универсализм Стимуляция Стимуляция
6 Конформность Универсализм Безопасность
7 Достижения Власть Универсализм
8 Безопасность Конформность Конформность
9 Традиции Безопасность Власть
10 Власть Традиции Традиции
Таб. 2. Сравнение уровня значимости реализуемых ценностей у воспитанников ЖВК и учащихся 10 - 11 классов (профиль личности по методике С.Шварца)
Шкала опросника Среднее значение ^критерий ст.св. Р
Восп. ЖВК уч. 10 - 11 кл.
Конформность -0,0994 -0,3038 1,64759 172 0,101263
Традиции** -0,2369 -0,9673 4,72793 172 0,000005**
Доброта 0,1944 0,3788 -1,65194 172 0,100370
Универсализм -0,0410 -0,0090 -0,31135 172 0,755911
Самостоятельность** -0,0181 0,6865 -6,85044 172 0,000000**
Стимуляция** 0,5590 0,0423 3,82475 172 0,000183**
Гедонизм 0,5006 0,3756 0,70716 172 0,480423
Достижения** -0,1056 0,6577 -6,07060 172 0,000000**
Власть** -0,9327 -0,2526 -3,81771 172 0,000188**
Безопасность* -0,2144 -0,4500 2,33559 172 0,020666*
Примечание: использовался Ь-критерий Стьюдента для независимых выборок; * - результаты значимы на уровне р<0,05; ** - результаты значимы на уровне р<0,01
Процедура ранжирования позволяет сравнить общую иерархию ценностных ориентаций подростков. Для более точного анализа было проведено попарное сравнение значимости каж-
дой ценности для воспитанников ЖВК и школьников старших классов. В данном случае сравнивается не относительная, а абсолютная значимость каждой ценности (Таб. 2). Анализ
полученных результатов позволяет сделать следующие выводы: 1) Наиболее существенным различием между сравниваемыми выборками является высокая выраженность в поведении ценностей, связанных с получением удовольствий - стимуляции и гедонизма. При этом статистически значимыми являются только отличия в стремлении к реализации ценности стимуляции. Тем не менее, положение обеих ценностей на первых двух позициях в списке значимости позволяет сделать вывод, что делинквентные подростки в поведении ориентированы прежде всего на поиск новых ярких ощущений и переживаний, на получение чувственных удовольствий. Для школьников из обычных школ эти ценности также важны, но в меньшей степени, чем ценности самостоятельности и достижения. 2) В то же время ценности достижения и самостоятельности у воспитанников ЖВК не реализуются, их значимость статистически значимо ниже, они не входят в число ведущих ценностей. Следует предположить, что реализован-ность в поведении этих ценностей является фактором защиты по отношению к делинквент-ному поведению. 3) В поведении воспитанников ЖВК в большей степени выражены ценности традиции и безопасности. Это различие, видимо, следует объяснять особенностями субкуль-
Наиболее существенные различия касаются шкал «локус контроля Я» и «осмысленность жизни». Мы полагаем, что такие результаты связаны, прежде всего, с фрустрацией ценностей самостоятельности, власти и достижения на уровне их поведенческого выражения, что было диагностировано ранее по результатам методики С.Шварца. Тот факт, что по всем шкалам теста получены статистически значимые различия (р<0,05), показывает, что высокая значимость ценностей гедонизма и стимуляции, ориентация на получение удовольствия и сиюминутный успех приводит к ослаблению ценностей, связанных с достижением, реализация которых требует планирования и организован-
туры и образа жизни делинквентных подростков. 4) На поведенческом уровне у делинквент-ных подростков также существенно меньше выражена ценность власти, которая описывается как стремление к социальному уважению. Выраженность ценности власти в профиле личности соответствует стремлению к достижению социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание).
Если соотносить полученные результаты с построенным пространством по результатам попарного сравнения, то становится очевидным, что ценности удовольствия, гедонизма и стимуляции входят в единую ценностную структуру, в которую также вошли ценности статуса, признания и внешней привлекательности. Таким образом, категории успеха и удовольствия в сознании несовершеннолетних правонарушителей образуют единое целое, а стремление к достижениям у них подчинено гедонистическим влечениям. Результаты теста смысложизненных ориентаций выявили значимые статистические различия по всем шкалам теста (Таб. 3).
— результаты значимы на
ных усилий на протяжении длительного периода жизни. Как следствие, снижается как общая осмысленность жизни, так и ее отдельные составляющие.
Обобщая результаты эмпирического исследования, следует заключить, что для подростков в целом характерна более высокая выраженность ценностей стимуляции и гедонизма в поведении, нежели на уровне осознания (декларации), однако разрыв между степенью ориентации на эти ценности в поведении и осознанием их значимости для себя более выражен в группе воспитанников ЖВК. Особенно сильным этот разрыв между осознанием и практическим руководством оказывается для ценности
Таб. 3. Сравнение результатов по тесту смысложизненных ориентаций у воспитанников ЖВК и учащихся 10 — 11 классов
Шкалы опросника Среднее ^знач. ст.св. Г
■ 1I > 1 ЖВК Школ
Цели 28,0463 30,6970 -2,92340 172 0,003928**
Процесс 27,4352 29,7879 -3,24598 172 0,001407**
Результат 23,3981 25,4545 -3,11020 172 0,002189**
Локус контроля «Я» 17,9352 20,0152 -3,63145 172 0,000372**
Локус контроля «Жизнь» 27,4444 29,5455 -2,53474 172 0,012145*
Осмысленность жизни 101,1296 114,4848 -6,00922 172 0,000000**
Примечание: Использовался Ь-критерий Стьюдента для независимых выборок; * уровне р<0,05; ** — результаты значимы на уровне р<0,01
стипуляции среди делинквентных подростков. При этом ценность самостоятельности, являясь одной из ведущих, декларируется как воспитанниками ЖВК, так и старшеклассниками, однако на поведенческом уровне она ярко проявляется только у учащихся старших классов, а у воспитанников ЖВК - фрустрируется.
Таким образом, ценностные ориентации личности занимают одно из ведущих мест в структуре психологической готовности несовершеннолетних правонарушителей к процессу успешной социализации. Ценностно-смысловая сфера определяет формирование смыслов и целей жизнедеятельности человека, а также способы их достижения. Содержание ценностно-смысловой сферы личности неразрывно связано с
социальными условиями и социальными нормами общества и в значительной степени определяет общую направленность личности - как просоциальную, так и антисоциальную. Полученные результаты позволяют определить основные направления возможной коррекции ценностной сферы несовершеннолетних правонарушителей, в которой чрезмерную выраженность получают ценности, связанные с гедонизмом, удовольствием и социальным статусом, а ценности, связанные с личными достижениями и требующими для своей реализации навыков самоорганизации остаются фрустрированными и нереализуемыми.
PECULARITIES OF THE VALUE SYSTEM OF DELINQUENT ADOLESCENTS
© 2011 G.S.Zalyaschev Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article proves the significance of the system of values and meanings of personality in the process of socialization. The distinction between the values being declared and being realized among delinquent and law-abiding adolescents is analyzed according to the data obtained from empirical study. Keywords: value system f personality, delinquent behavior, secondary socialization.
Zalyaschev Gleb Sergeyevich, senior psychologist at the Department of Custody at Federal State Health-Care Institution «Regional Somatic Hospital of the Chief of Federal Penitentiary Service of Russia on Samara region»; Post-graduate student, Psychology of Education Department. E-mail: vip. zalyashev@mail. ru