УДК 336 71(47+571 12, д „ СТАДУХИН
Тюменский государственный нефтегазовый университет
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ БАНКОВ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье приведены особенности и классификация социально ориентированных программ банков в Тюменской области в зависимости от направленности и социального эффекта программна также указаны основные направления воздействия кредитных институтов на социальные процессы на основе анализа зарубежного и отечественного опыта и дана оценка эффекту применения указанных программ для участников.
Десятилетия протекающих в России экономичес- ками в настоящее время социально ориентированных
ких преобразовании внесли существенные изменения как в экономический, так и в социальный уклад жизни населения. Наряду со снятием Проблем товарного дефицита, инфляции и спада производства возникли новые, зачастую более существенные проблемы в социальной сфере: падение уровня жизни населения, образование большого диспаритета доходов богатой и малообеспеченной частей общества й, как следствие этого, социальная напряженность.
В создавшихся условиях особое значение приобретает система социальной защиты населения, позволяющая в значительной мере сгладить остроту рыночных реформ,
Для решения нарастающих социальных проблем целесообразно, на наш взгляд, подключить к их решению хозяйствующие субъекты, прежде всего те, в руках которых находятся финансовые ресурсы общества. Наиболее эффективным представляется включение кредитных организаций в решение проблемы социального неравенства, так как они концентрируют свободные монетарные ресурсы в экономике и имеют возможность использовать их часть с фиксированной нормой рентабельности для реализации социальных программ.
Как свидетельствует мировая практика, социально ориентированные программы банковских организаций были востребованы всегда. Во времена экономических кризисов и депрессий они помогали снизить отрицательный эффект от ухудшения экономической ситуации. В период экономической стабилизации и роста данные программы уменьшают разрыв между самой богатой и самой бедной частью общества. Это, в свою очередь, снижает социальную напряженность. Поэтому социальные программы необходимы в условиях как экономической дестабилизации, так и экономического роста.
За длительное время функционирования зарубежными банковскими институтами накоплен большой опыт участия их в улучшении социальной обстановки в различных экономических условиях. На сегодняшний день существует немало социальных программ, направленных на повышение уровня жизни населения. Их можно подразделить на два основных типа: кредитные, то еегь основанные на предоставлении социально незащищенному населению кредитов на льготных условиях, и депозитные, призванные привлекать средства социально незащищенных граждан под повышенные процентные ставки. Среди Предлагаемых тюменскими бан-
программ можно выделшъ следующие (схема 1).
1. Потребительское кредитование. Оно является основным видом кредитования физических лиц в регионе. Следует отметить, что главный вклад в развитие и предложение социально ориентированных программ российских банков на региональном уровне вносит Сберегательный банк Российской Федерации (далее — Сбербанк). На территорииТюменской области он представлен филиалом — Западно-Сибирским банком Сбербанка России. Большая часть социально ориентированных программ предоставляется только Сбербанком. Столь ярко выраженная социальная направленность деятельности крупнейшего в стране коммерческого банка объясняется следующими причинами.
Во-первых, в связи с текущим положением Сбербанка как крупнейшего национального банка России у него существует заинтересованность в повышении покупательной способнос ти населения не только для улучшения социального и экономического климата в стране, но и для более стабильного получения прибыли посредством кредитования населения. Во-вторых, как государственный банк (государство владеет контрольным пакетом акций банка) Сбербанк осуществляет реализацию интересов государства в кредитно-инвестиционной сфере и, в частнос ти, элементов государственной социальной политики. В-третьих, в силу наличия больших объемов ресурсов Сбербанк может позволить незначительное уменьшение текущей прибыльности для достижения долгосрочного стратегического задела на рынке потребительского кредитования и социально ориентированных программ. В-четвертых, только Сбербанк способен реализовать социально ориентированные программы, в которых может участвовать каждый житель России, поскольку лишь он располагает самой широкой филиальной сетью в России, а значит, данные программы будут иметь массовое распространение и максимальную доступность.
Программы потребительского кредитования предоставляются большинством региональных банков и филиалами банков из других регионов. Например, ОАО «Запсибкомбанк» предоставляет потребительские кредиты на срок до 3 лет по ставке 17% годовых в рублях. Однако Западно-Сибирский банк Сбербанка России является лидером на рынке потребительского кредитования. Посостояниюна01.01.2005г. на долю Западно-Сибирского банка приходится 40,8% выданных населению кредитов. На долю региональных банков приходится 39% потребительских креди-
Схема 1
Социально ориентированные программы тюменских банков
тов, на долю банков из других регионов — 15%'. На основании первенства Сбербанка России на рынке потребительского кредитования и учитывая то, что Сбербанк предлагает максимальное количество социально ориентированных программ, можно предположить, что одной из причин его лидерства является социальная ориентация.
Объемы потребительского кредитования существенно увеличиваются, начиная с 2000 года в России в целом и в Тюменской области в частности. Динамика роста доли потребительских кредитов в общем объеме кредитных вложений банков Тюменской области характеризуют рис. 1, 2, 3.
Как видно из приведенных диаграмм, за 2004 год произошло увеличение кредитования банков (увеличение на 4%) и кредитования физических лиц (увеличение на 9%). Увеличение объема межбанковского кредитования объясняется кризисом ликвидности банковской системы в 2004 году. Рост потребительского кредитования обусловлен развитием банковскими организациями рынка потребительского кредитования и высоким спросом населения на погребительские кредиты, что подтверждают данные увеличения объема потребительского кредитования в абсолютных показателях. Так, по состоянию на 01.01.2003 г. объем кредитов, выданных физическим лицам региональными банками, составлял3 046,8 млн рублей. За 2003 годданный показатель практически удвоился (увеличение на 98%) и составил 6 027,7 млн рублей. В 2004 году положительная динамика объема кредитов, выданных физическим лицам региональными банками, сохранилась. В течение 2004 года объем потребительских кредитов увеличился в 5,1 раза и составил на 01.01.2005 г. 30455,8 млн рублей2. За 2005 год объем выданных населению кредитов увеличился в 1,8 раза и на 01.01.2006 составил 54350,4 млн руб.
При оценке развития регионального рынка социально ориентированных программ банков, реализованных с использованием потребительского кредитования, целесообразно использовать приведенную выше динамику как отражающую общий рост объемов кредитования физических лиц в Тюменской области (включая автономные округа). При анализе регионального рынка потребительского кредитования обращает на себя внимание распределение выданных кредитов по территориальному признаку (см. табл. 1).
На основании вышеприведенных данных можно сделать следующие выводы:
1) Потребительские кредиты наиболее востребованы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, так как на конец 2005 года в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре выдано 26331,5 млн рублей кредитов физическим лицам, что составляет 48,4% от общеобластного показателя. Данную особенность можно объяснить высокой платежеспособностью жителей. Благодаря высокой платежеспособности население имеет возможность привлекать большие суммы в кредит, чего лишены менее обеспеченные слои населения на юге области. Соответственно социально ориентированные программы российских банков будут более востребованы в регионах со средними и близкими к средним доходами населения, то есть в практически не нуждающихся в социальной поддержке регионах, и, напротив, малообеспеченные слои населения из депрессивных регионов будет сложно вовлечь в участие в данных программах в связи с пассивностью и низкими доходами малообеспеченных слоев населения.
2) Более 60% рынка потребительского кредитования в регионе занимают филиалы банков других областей, что свидетельствует о недостаточной развитости и проработанности программ кредитования физических лиц региональными банковскими организациями и неготовности региональных банков конкурировать на розничном рынке потребительского кредитования с филиалами крупных банковских институтов из других регионов. Следствием этого является почти полное отсутствие предложения социально ориентированных программ региональными банками.
Следует отметить, что широкое распространение потребительского кредитования в целом по России сдерживает высокий уровень неофициальных заработков, что препятствует получению кредита, так как болыпин-с гво банковских организаций принимают в расчет только официально полученные гражданином заработки, подтвержденные документально. Для учета неофициальных доходов некоторые банковские организации разработали методики, позволяющие оценить платежеспособность заемщика по косвенным признакам получаемых доходов: приобретенной заемщиком недвижимости и автотранспорту. Однако указанные методики в настоящее время являются несовершенными из-за отсутствия их верификации, спонтанности возникновения просроченных кредитов и отсутствия длительной практики их применения на широких слоях населения.
Второй проблемой кредитования на неотложные нужды является до настоящего времени низкий среднедушевой доход населения, в связи с чем у основной массы населения нет возможности приобрести дорогостоящие предметы в кредит. Среднестатистический россиянин со среднемесячным доходом в 8931 рубль2 не способен приобрести предметы дороже 80379 рублей при сроке кредитования 1 год с учетом того, что 75% получаемых доходов он будет тратить на обслуживание кредита. При увеличении срока кредитования сумма заимствования растет, однако остается низкой по сравнению с развитыми экономиками. Данная проблема с течением времени имеет положительную динамику. Рост реальных денежных доходов населения РФ в 2003 году составил 14,5%. Средний доход на душу населения в декабре 2003 года на 32% больше, чем в ноябре 2003 года, и на 34% больше показателя декабря 2002 года. Реальные располагаемые доходы непрерывно растут последние четыре года. В октябре 2003 года они преодолели десятилетний максимум, который былдостигнут в сентябре 1994 года. Рост реальных доходов населения в 2004 году составил 7,8%.
За 2005 год реальные денежные доходы населения выросли на 13,1% по сравнению с 2004 годом, что позволяет сделать вывод о планомерном увеличении емкости рынка потребительского кредитования России.
2. Кредитование физических лиц под гарантии юридических лиц. В практике региона данный вид кредитования получил широкое распространение под названием кредитной программы Сбербанка России — «корпоративный» кредит. В указанном виде кредитования юридическое лицо (корпоративный клиент банка) выступает поручителем при кредитовании банком сотрудника данного юридического лица. Данный вид кредитования появился в Тюменской области в 2000 году, поэтому он остается относительно новым для большинства заемщиков. В настоящее время работающая схема «корпоративного» кредитования реализована в Сбербанке.
Преимущества данного вида кредитования состоят в том, что организация не отвлекает средства на социальное обеспечение своих сотрудников. Вместе с тем обеспечивается пакет социальных гарантий. В программе присутствует явно выраженная социальная направленность, при которой работник может приобрести за счет предприятия дорогостоящие предметы вплоть до жилья без длительной процедуры оформления полного пакета документов, поиска поручителей или передачи имущества в залог. С точки зрения предприятия, поручаясь за сотрудника, гарантируется его добросовестная работа в организации в течение всего срока погашения кредита по договору. Кроме того, на многих предприятиях кредит является инструментом материального стимулирования персонала за счет компенсации части процентной ставки либо оплаты кредита за работника.
3. Ипотека. Ипотечное кредитование — предоставление кредита, в обеспечение по которому принимается недвижимое имущество, остающееся у залогодателя в его владении и пользовании.
На сегодняшний день ипотечное кредитование — одна из немногих социально ориентированных программ, которые существуют у всех крупнейших российских банков. Среди региональных банков ипотечные кредиты предоставляют также крупнейшие региональные банковские институты (Ханты-Мансийский банк, Запсибкомбанк, Сургутнефтегазбанк).
Отличие российских программ ипотечного кредитования от мировых состоит в более коротких сроках (до 20 лет) и высоких номинальных процентных ставках по обслуживанию ипотечных кредитов (до 21 % годовых). Несмотря на высокую социальную значимость ипотечного кредитования, оно в Тюменской области, как и в России в целом, только начинает получать массовое распространение.
4. Кредитование обучения. В практике региона широкое распространение получила кредитная программа Сбербанка России под названием «образовательный» кредит. Она направлена на финансирование до определенного времени неплатежеспособных учащихся или абитуриентов. Родители учащегося или сдающего экзамен в вуз выступают поручителями по кредиту в банке и оплачивают проценты в течение всего срока обучения, выступая гарантами. Когда заканчивается срок обучения, становясь платежеспособным с началом трудовой деятельности, студент сам погашает основную сумму кредита в течение 5лет.
Неоспоримым преимуществом «образовательного» кредита является то, что с его помощью обеспечивается стратегический задел всей национальной экономики, выраженный в вовлечении в образование способных, но малообеспеченных студентов. В результате народ-
на 1 января 2004 г.
банкам
: 4%
прочим
Ш"
физическим ' лицам рР^ 27%
Рис. 1. Доля потребительских кредитов в общем объеме кредитных вложений банков Тюменской области по состоянию на 01.01.2004 г.
на i января 2005 г.
банкам 8%
физическим яйцам 36%
Рис. 2. Доля потребительских кредитов в общем объеме кредитных вложений банков Тюменской области по состоянию на 01.01.2005 г.
на 1 января 2006 г.
реальному
сею-ору банкам
экономики \ 8%
прочим
2%
физическим лицам 41%
Рис. 3. Доля потребительских кредитов в общем объеме кредитных вложений банков Тюменской области по состоянию на 01.01.2006 г.
ное хозяйство получает более квалифицированного специалиста, которого оно могло не получить, и данный специалист начинает свою трудовую деятельность с повышенной квалификацией раньше, чем он смог бы накопить необходимую для образования сумму.
5. Открытие депозитов для малообеспеченных слоев населения. Одним из способов повышения доходов малообеспеченных слоев населения является выплата повышенных процентных ставок по привлеченным во вклады средствам. Ярким примером является вклад «Пенсионный» Сбербанка, по которому на 01.07.2002 г. ставка в размере 18,5% была самой высокой ставкой по рублевым вкладам в России.
реальному
сектору экономики 63%
Таблица 1
Распределение выданных кредитов по территориальному признаку
Наименование территории Кредиты, предоставленные населению (млн рублей) Доля региона в общем объеме выданных населению кредитов, %
Тюменская область, итого 54350,4 100,0%
Региональные банки 19786,8 36.4%
Филиалы банков других областей* 34563.6 63,6%
Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, итого 26331,5 100,0%
Региональные банки 11044,3 41,9%
Филиалы банков других областей* 15287.2 58,1%
Ямало-Ненецкий автономный округ, итого 10840,2 100,0%
Региональные банки 3569,6 32,9%
Филиалы банков других областей* 7270,6 67,1%
Юг Тюменской области, итого 15814,3 100,0%
Региональные банки 3808,5 24,1%
Филиалы банков других областей* 12005,8 75,9%
Филиалы региональных банков за пределами области 1364,4 100,0%
' - с учетом показателей Западно-Сибирского банка Сбербанка
С целью обеспечения адрессности выплаты повышенных процентов при открытии вклада обязательным условием является предъявление пенсионного удостоверения. Кроме пенсионных вкладов также существуют вклады для молодежи, студентов, детей, для выплаты иенсий и различных компенсаций.
Социально ориентированные депозиты занимают важное место во всем комплексе социально значимых программ банков за рубежом. В России важность депозитных программ выше зарубежной в связи с высокой долей социально незащищенных слоев населения и низким среднедушевым доходом. Предложение банковскими организациями социально ориентированных программ с целевой направленностью обеспечивает получение социально незащищенными слоями общества дополнительных доходов, что помогает улучшить уровень жизни основной части населения и способствует снятию социальной напряженности.
6. Кредитование по программе «Народный телефон». С целью обеспечения населения страны коммуникациями реализуется программа кредитования установки телефона. Кредит выдается не только на получение номера для абонента, но и на прокладку инженерных коммуникаций в доме или до дома местной компанией связи. В связи с невысокой стоимостью установки телефона и большим периодом рассрочки данный вид кредита могут позволить себе лица со среднемесячным доходом 40 долл.
Проблема доступности коммуникаций снижает свою актуальность в крупных городах Тюменской области и России в целом в связи с быстрым развитием дешевой и массовой сотовой связи. В 2003 году количество абонентов сотовых компаний достигло количества установленных стационарных телефонов.-' Однако в сельской местности из-за неразвитости сотовой связи проблема до сих пор остается насущной, и кредиты на установку телефона помогают малообеспеченному населению получить доступ к коммуникациям в отдаленных населенных пунктах.
7. Овердрафтов кредитование. При использовании овердрафтного кредитования в соответствии с доходами физического лица устанавливается максимальное превышение остатков на счете на срок до 30 дней. В пределах этого .лимита физическое лицо может использовать деньги, не имеющиеся в наличии на счете. Как и при обычном кредитовании, возможна покупка необходимого предмета при недостатке денег для покупки.
. В связи с узостью сегмента богатого населения и высокой конкуренцией за клиентов банки Тюменской области используют овердрафт для кредитования пенсионеров, студентов, сотрудников государ-
России
ственных структур и организаций, то есть широких слоев населения с низкими, но стабильными доходами, которым необходимы краткосрочные кредитные ресурсы до получения следующей зарплаты или пенсии. Сумма максимального превышения расходов по счету составляет 75% от среднемесячного поступления денежных средств (в качестве зарплаты или пенсии) на карточный счет.
По мнению автора, овердрафтное кредитование имеет большое значение для современной практики региона. Использование данного вида кредитования показывает развитость банковской системы и денежно-кредитных механизмов в национальной экономике. Кроме того, авансируя потребительский спрос, экономика получает реализацию отложенного в настоящее время спроса, что стимулирует производство и скорость оборота денег в экономике.
8. Кредитование малого и среднего бизнеса. Трудно переоценить значение кредитования предприятий. Поддержка тюменскими банками малого и среднего бизнеса косвенно оказывает значительное влияние на улучшение социального климата. Население, наблюдая реальные результаты своег о труда, оказывается более вовлеченным в процесс производства общественных благ, Соответственно качественно растет производительность труда, сокращается безработица, растетуро-вень жизни населения региона. Кроме того, значительную роль играет фактор социальной активности населения, когда, начиная собственное дело, предприниматель и его работники переступают психологический порог жизни на социальные пособия и начинают активно трудиться и получать вознаграждение за свой труд. Это, по мнению автора, даже более стабилизирует экономическую и социальную обстановку, чем безвозмездно полученная социальная помощь.
Кроме того, при кредитовании предприятия на пополнение оборотных средств или приобретение основных фондов всегда идет речь о расширении сферы его деятельности, что ведет к увеличению занятости, выпуска продукции, расширению ее ассортимента и улучшению качества, росту выплат действующим сотрудникам. Все описанные эффекты чрезвычайно важны для общества. Имея стабильную работу и возрастающий заработок, сотрудники предприятия имеют возможность улучшить не только уровень жизни, но ее качество, принять решение о рождении очередного ребенка, предъявить повышенный потребительский спрос. За счет увеличения налоговых поступлений от растущих организаций государство получает возможность в большем объеме осуществлять социальные выплаты и реализовывать социальные программы.
9. Моментальное кредитование, которое также изпестно под названием кредитной программы Сбербанка России «доверительный кредит». Моментальный кредит является беззалоговым. Кредитование физических лиц производится на основании наличия положительной кредитной истории в данном банке или другах кредитных учреждениях в короткий срок после подачи заявки (решение принимается в течение рабочего дня). Отличие от овердрафтного кредитования б более существенных суммах (до 1,5 тыс. долларов) и более длительном сроке кредита (до 6 месяцев).
Положительный социальный эффект от моментального кредитования выражается в экономии добросовестной частью населения времени на сбор полного пакета документов для получения кредита, так как при получении моментального кредита достаточно заполнить анкету. Кроме того, нет необходимости расходовать дополнительные денежные средства на оформление в залог имущества.
10. Кредитование под залог денежных переводов. Данный вид кредитования является абсолютно новым в практике кредитования физических лиц, его появление следует отнести к началу 2004 года'1. Главной особенностью предоставления кредита является залог денежных переводов родственников или друзей заемщика, работающих в дальнем или ближнем зарубежье. На взгляд автора, приведение в действие кредитования подденеж-ные переводы способно снизить острогу проблемы бедности в районах с чрезвычайно низкими душевыми доходами (менее 50 долларов на человека).
Это становится возможным благодаря доступу населения к банковскому кредитованию. В практике региона возможно применение вышеназванного кредитного продукта для кредитования малообеспеченного населения юга Тюменской области под залог денежных переводов родственников, имеющих высокооплачиваемую работу на севере Тюменской области. Однако, учитывая географическую удаленность поручителя и заемщика, кредитование под перевод могут реализовать только банковские институты с широкой филиальной сетью.
11. Интернет-банкинг. Получение финансовых услуг через Интернет получило название «Интернет-банкинг». С момента появления всемирной сети Интернет банковские организации разрабатывали пути ее использования с целью удешевления предоставляемых услуг и привлечения дополнительных клиентов. Первоначально были использованы межбанковские расчетные механизмы, однако за последнее время существенный толчок получило предоставление всего спектра банковских услуг через Интернет.
Представляется, что «Интернет-банкинг» обладает положительным социальным эффектом для использующих его групп населения. Так, использование расчетов через Интернет за коммунальные услуги позволяет экономить как затраченное на поездки время, так и потраченные на транспорт деньги. При оплате или переводе денег через Интернет дешевле обычного стоит перевести маленькую сумму денег, что является важным для социально незащищенных слоев населения. Кроме того, сложно количественно оценить моральное удовлетворение от быстрого платежа без простаивания в очереди и общения с персоналом ЖКХ, комфорт от пребывания в домашних условиях без переездов в общественном транспорте.
12. Открытие вкладов с благотворительным взносом. В российской практике указанный видвклада представлен депозитной программой АКБ «Автобанк-НИКойл» под названием «Юбилейный». Указанную социально ориентированную программу разработало
маркетинговое агентство 1Q marketing. При открытии вклада АКБ «Автобанк-НИКойл» автоматически будет перечислять из собственных средств 15 рублей на специальный счет «Соучастие в судьбе», на котором будут собраны средства для малоимущих пенсионеров. В акции принимают участие 80 отделений банка по всей России, втомчисле Тюменский филиал банка. Каждый клиент при открытии вклада «Юбилейный» получит бланк-свидетельство об участии в социальной программе. Кроме того, по указанному бланку возможно дополнительно перечислить любую сумму из личных сбережений в фонд помощи одиноким пенсионерам.
Вкладе благотворительным взносом является выгодным для каждой участвующей стороны. Вкладчик получает дополнительные доходы в виде процентов по вкладу, улучшающие его финансовое положение. Банковская организация получает деньги во вклад, проценты за осуществление денежного перевода и улучшает свой имидж как благотворительная организация. Подшефные банку детские дома и прочие получатели благотворительной помощи получают необходимое финансирование.
При анализе существующих и планировании новых социальных программ в регионе необходимо учитывать мировой опыт, специфику реализации программы на федеральном уровне и механизм проявления социально ориентированной программы на региональном и местном уровне.
В заключение необходимо отметить, что комплекс социально ориентированных программ, предлагаемых банковскими организациями на региональном и национальном уровне, является действенным инструментом управления социальными процессами. От того, насколько эффективно федеральные и региональные власти смогут использовать данный инструмент и направить энергию банков на улучшение уровня и качества жизни населения, во многом зависит социальная ситуация в современной России.
Примечания
1 Бюллетень общеэкономической и банковской статистики ГУ Банка России по Тюменской области за 2004 год, Тюмень, 2005,85 с.
1 Бюллетень общеэкономической и банковской статистики ГУ Банка России по Тюменской обласги за 2006 год. Тюмеггь, 2006,80 с.
'Журнал «Прямые инвестиции»: Невиданные темпы мобилизации, №2, 2004 г., стр. 4.
' Журнал «Эксперт»: Кредиты для латиноамериканцев, №8, 2005, с.74.
Библиографический список
1. Бюллетень общеэкономической и банковской статистики ГУ Банка России по Тюменской области за 2004 год. Тюмень, 2005,85 с.
2. Бюллетень общеэкономической и банковской статистики ГУ Банка России по Тюменской области за 2006 год. Тюмень, 2006,80 с.
3. Жилищный кредит (ипотека): учебно-практическое пособие /Под ред. д.э.н., проф. Ю.Ф. Симионова. - М.: ИКЦ «Март», 2004. - 224 с.
4. Журнал «Прямые инвестиции»: Невиданные темпы мобилизации, N42, 2004 г., стр. 4.
5. Журнал «Эксперт»: Кредиты для латиноамериканцев, №8, 2005, с.74.
СТАДУХИН Денис Николаевич, аспирант кафедры экономической теории.
Дата поступления статьи в редакцию: 18.09.2006 г. © Стадухин Д.Н.
УДК658.114.2:338.432 Т И. ЗАХАРОВА
Тарский филиал ФГОУ ВПО ОмГАУ
ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПАРТНЕРОВ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАБИЛИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
С помощью математического инструментария моделирования производственной деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива, который адекватно отражает реальные экономические условия выгодной передачи всего сырья, полученного от сельскохозяйственных товаропроизводителей на переработку, рекомендованы параметры, обеспечивающие рентабельную работу кооператива.
В новых экономических условиях первостепенную значимость приобретает проблема стабилизации и повышения эффективности сельскохозяйственного производства в целом и, в частности, отдельных его отраслей, что напрямую влияет на степень решения не только продовольственной проблемы, но и обеспечения развития значительной части народного хозяйства страны.
Являясь одной из основных отраслей сельского хозяйства, картофелеводство играет значительную роль в обеспечении населения Омской области продуктами питания, в решении многих проблем по развитию предприятий сферы переработки.
Переход отрасли картофелеводства на рыночные отношения и практика функционирования рынка картофеля на принципах рыночной экономики добавили к ранее накопившимся задачам новые проблемы, решение которых осложняется резким сокращением государственной поддержки сельского хозяйства и другими негативными моментами, связанными с поспешным осуществлением аграрной реформы [1].
Рынок картофеля Омской области формируется в основном за счет продукции личных подсобных хозяйств населения, которые практически не имеют поддержки со стороны государства, что привносит элементы стихийности в его развитие. Неразвитость рыночной инфраструктуры и слабая информационная обеспеченность хозяйствующих субъектов рынка картофеля приводят к падению товарности отрасли картофелеводства, неоправданно большому числу посредников, сравнительно низкой доле реализации клубней по организованным каналам сбыта и свертыванию его межрегиональных поставок [2].
Вследствие роста цен на материальные ресурсы и низкой урожайности ухудшаются экономические показатели производства картофеля, увеличиваются затраты живого и совокупного труда на производство продукции, снижается рентабельность. Имеются только отдельные хозяйства, где отрасль картофелеводства развита на высоком уровне, с применением современных индустриальных технологий выращивания и послеуборочной доработки клубней. Но это лишь исключение, а не массовое распространение [3].
В этих условиях не удалось повысить эффективность производства картофеля, особенно в специализированных картофелеводческих хозяйствах, а также в традиционных для данной культуры регионах его возделывания, каким является Омская об-
ласть, создать более совершенный рыночный механизм в сфере производства, переработки и распределения продукции картофелеводства.
Проблема надежного обеспечения региона картофелем не теряет своей остроты, несмотря на кажущееся полное удовлетворение потребности в этом сельскохозяйственном продукте. Сейчас в связи с резким сокращением поголовья крупного рогатого скота и свиней резко уменьшилось его использование на кормовые цели, практически свернута переработка. Все это и обусловило резкое сокращение производства картофеля в хозяйствах, основанных на коллективно-долевой собственности, в унитарных предприятиях, опытно-производственных и учебно-опытных хозяйствах.
Однако необходимость восстановления и дальнейшего развития разрушенного в процессе реформ агропромышленного комплекса, особенно его второй и третьей сфер, потребует значительного увеличения эффективности производства сельскохозяйственной продукции, в том числе и картофеля.
Следует также обратить внимание на то, что в современных экономических условиях задача повышения эффективности производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции перерастает в сложные межотраслевые проблемы, решение которых с позиции отдельных отраслей является недостаточным. Это относится и к картофелеводству, эффективность функционирования которого во многом определяется развитием смежных с ним отраслей агропромышленного комплекса, сложившейся системой экономических взаимоотношений и рядом других факторов внутреннего и внешнего характера, влияющих на эффективность картофелеводства.
В настоящее время для предприятий разных организационно-правовых форм хозяйствования, в которых имеется избыток картофеля, актуальной является его переработка. Это позволит сократить расходы на хранение и транспортировку картофеля в свежем виде, а также получать дополнительную прибыль, не делая значительных вложений [4]. Нами отмечена целесообразность концентрации производства картофеля в северной зоне Омской области с наилучшими природно-климатическими условиями для развития данной отрасли. Обозначим организационно-экономические условия создания предприятия по переработке картофеля в сырьевой зоне.
Анализ данных по производству картофеля северной зоны Омской области показывает, что вы-