Научная статья на тему 'Особенности составления финансового раздела бизнес-плана в электроэнергетике'

Особенности составления финансового раздела бизнес-плана в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Храпова Е. В.

Данная статья посвящена бизнес-планированию одному из современных методов планирования деятельности предприятий энергетики. В ней рассмотрены особенности составления финансового раздела бизнеса-плана. Особое внимание уделено методам определения финансового результата. Приведен пример расчета финансовых показателей бизнес-плана деятельности ОАО «Омская энергетическая компания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of funding in business planning of electric power industry

The article is devoted to business planning one of modern methods of planning of activity of the enterprises of electric power industry. In the article the features of drawing up of the financial unit of the business plan are considered. The special attention is given to methods of definition of financial result. The example of account of financial parameters JSC " Omsk power company" is given

Текст научной работы на тему «Особенности составления финансового раздела бизнес-плана в электроэнергетике»

УДК 62-50

Е. В. ХРАПОВА

Омский государственный институт сервиса

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО РАЗДЕЛА БИЗНЕС-ПЛАНА В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ_

Данная статья посвящена бизнес-планированию — одному из современных методов планирования деятельности предприятий энергетики. В ней рассмотрены особенности составления финансового раздела бизнеса-плана. Особое внимание уделено методам определения финансового результата. Приведен пример расчета финансовых показателей бизнес-плана деятельности ОАО «Омская энергетическая компания».

В современных условиях хозяйствования бизнес-план выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных. решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы. Не будет преувеличением назвать бизнес-план основой управления не только конкретным коммерческим проектом, но и всем предприятием. Благодаря бизнес-плану у управляющего появляется возможность взглянуть па предприятие со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий деятельный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизовываться. Целью такого плана может быть получение кредита, привлечение инвестиций, определение стратегических и тактических ориентиров фирмы, оценка ее рыночного положения, достижение необходимых результатов по объемам сбыта продукции и др. Бизнес-план — многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период. Особое внимание в бизнес-плане ддя потенциальных инвесторов имеет финансовый раздел, позволяющий на стадии планирования оценить плановые значения основных финансовых показателей предприятия.

Финансовый раздел является наиболее значимым и в то же время сложным для расчетов разделом бизнес-плана. Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, и именно финансовый план позволяет определить, будет ли прибыльным данный проект и насколько прибыльным. При разработке долгосрочных бизнес-планов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, организацией новых предприятий, используют различные приемы и методы определения прибыли. Рассмотрим достоинства и недостатки методов определения финансового результата, наиболее часто используемые предприятиями электроэнергетики при составлении бизнес-планов различной направленности.

Одним из наиболее распространенных методов определения финансового результата является укрупненный метод: объем выручки от реализации продукции (услуг) определяется на основе прогноза продаж и прогнозируемого индекса цен на товары (услуги), затраты определяют умножением базисных затрат на индекс объема продаж и индекс цен по затратам. Нередко в таких бизнес-планах используется метод экстраполяции: на основе данных за предыдущие годы определяют коэффициент роста затрат на 1% роста выручки (например 0,8%). По этой методике при росте продаж на 10% базовые затраты на реализованную продукцию должны вырасти на 8%. По указанной методике рассчитаны финансовые результаты на 2004-2005 гг. в бизнес-плане ОАО «Омскэнергоремонг» ыа базе филиала ОАО АК «Омскэнерго» и бизнес-планы других омских предприятий. Преимуществом данного метода является его простота, но он не гарантирует высокую точность расчетов, поскольку не учитывает уровень инфляции, изменение норм расхода материалов, относительное снижение издержек при росте объемов выпуска и продаж.

Более точные данные расчета ожидаемой прибыли могут быть получены при выделении переменных и постоянных расходов в составе затрат. В качестве примера приведем расчет финансового результата в бизнес-плане приобретения нового оборудования ОАО «Омская энергетическая компания» г. Омск. Срок реализации рассматриваемого проекта — 2001 — 2010 гг. Стоимость проекта составляет 116000 тыс. руб., денежный отток в течение 5 лет в среднем равен 23200 тыс. руб. и изменяется в связи с погашением затрат за счет прибыли (табл. 1).

Как видно из приведенных в табл. 1 данных, в рассматриваемом бизнес-плане индекс месячного объема продаж рассчитан как среднегеометрическая годового индекса, рост прямых и условно-постоянных расходов предусмотрен в таком же размере, что не совсем верно, особенно в отношении условно-постоянных затрат. Постоянными принимаются амортизационные отчисления.

Однако, на наш взгляд, более правильным представляется при составлении бизнес-плана расчет прибыли индексным методом: плановая прибыль от реализации (ПП) равна базисному объему продаж (ОПбаз), умноженному на индекс физического объема продаж (ИФОП) и на индекс цен на реализуемую продукцию (ИЦРП) за минусом проектной себестоимости (ПС):

Таблица 1

Финансовые показатели бизнес-плана в 2003-2005 гг.

Показатели Январь 2003 г. Февраль 2003 г. Ноябрь 2004 г. Декабрь 2004 г. Январь 2005 г.

Объем продаж 9708,5 9803,2 12114,4 12239,5 12365,8

Прямые материальные издержки (материалы, комплектующие и т.д.) 7765,6 7841,1 9690,0 9790,1 9891,1

Условно-постоянные издержки 207,9 210.0 259,5 262,2 264,9

Амортизационные отчисления 773,3 773.3 773,3 773,3 773,3

Прибыль текущего года 961,7 978.5 1391,6 1413,4 1436,5

Убытки предыдущего периода -22546.4 -21736,0 977,3 - -

Налог на имущество 153,3 152,0 125,0 123,7 122,4

Налогооблагаемая прибыль - - 289,3 1289,7 1314,1

ПП = ОПбаз * ИФОП * ИЦРП - ПС.

Проектная себестоимость, в свою очередь, равна базисным материальным издержкам (МИбаз), умноженным на индексы цен (ИЦ) и норм расхода материалов (ИНРМ), плюс базисный фонд оплаты труда (ФОТбаз), умноженный на индекс средней зарплаты (ИСЗП), поделенный на индекс производительности труда (ИПТ), плюс сумма базисных условно-постоянных расходов (УПРбаз), умноженных на индекс их увеличения (ИРУПР), деленный на индекс объема производства (ИОП):

ПС = МИбаз'ИЦ'ИНРМ + ФОТбаз'ИСЗП/ИПТ + УПРбаз'ИРУПР/ИОП).

Во многих случаях в финансовых разделах бизнес-планов не учитываются внереализационные и операционные доходы и расходы, хотя их сальдо оказывает существенное влияние на размер ожидаемой прибыли. В связи с этим представляется правильным учитывать в расчетах доходы от реализации выбывающих активов при вводе нового оборудования, а также курсовую разницу при использовании валютных кредитов.

Другой важной проблемой для предприятий электроэнергетики остается использование в бизнес-планировании затратного метода ценообразования. Так, в уже упомянутом бизнес-нлане создания ОАО «Омскэнергоремонт» в разделе «Ценообразование» отмечается, что в основу ценообразования положена нормативная база ЦКБ «Энергоремонт« РАО «ЕЭС России». ЦКБ «Энергоремонт» ежегодно рассчитывает и доводит до энергосистем предельный поправочный индекс к ценам. В отношении энергопредприятий, где конечные цены регулируются, такое положение допустимо, хотя и здесь в резюме бизнес-плана отмечается, что целью создания ОАО является

формирование конкурентного рынка знергоремон-тов, Что касается других сфер производственно-хозяйственной деятельности, например, рассмотренного выше бизнес-плана ОАО «Омская энергогенери-рующая компания», то в нем оптовая цена должна определяться не только по затратам, но и с учетом прогнозной рыночной конъюнктуры.

В заключение отметим, что в настоящее время будет логично включать в состав финансового раздела бизнес-плана показатель рентабельности собственного капитала. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство предприятий электроэнергетики являются акционерными обществами, а, как известно, рентабельность собственного капитала позволяет оценить эффективность использования акционерного капитала экономического субъекта. Кроме того, введение указанного показателя позволит одновременно уточнить некоторые взаимосвязанные между собой финансовые показатели бизнес-плана. Так, в бизнес-плане ОАО «Омскэнергоремонт» рентабельность собственного капитала, рассчитанная на основе проектируемой чистой прибыли и стоимости собственного капитала по балансу, существенно отличается от аналогичного показателя, рассчитанного по формуле Дюпона. Следовательно, в расчетах существуют неточности, и введение показателя рентабельности собственного капитала позволит их не только выявить, но и устранить.

ХРАПОВА Елена Валерьевна, ассистент кафедры ЭиОП.

Дата поступления статьи в редакцию: 25.10.2006 г. © Храпова Е.В.

Информация КОГДА ЗАКАЗЧИК - ГОСУДАРСТВО

Высокую оценку качеству исполнения текущего государственного заказа и перспективных направлений новых научных разработок ОАО ОмПО «Радиозаводим. A.C. Попова» дала группа специалистов Министерства обороны РФ и Военной академии связи.

«Реализуемая на предприятии комплексная научно-исследовательская деятельность, современное высокотехнологичное, наукоемкое производство позволяют Омскому радиозаводу решать масштабные отраслевые задачи и реализовывать долгосрочные проекты», - подчеркнул начальник научно-исследовательского центра Военной академии связи Валентин Гель.

Более 90 % объема производства предприятия приходится на государственный оборонный заказ. По итогам 2006 года совет директоров ОАО «Омское производственное объединение «Радиозаводим. А.С.Попова» рекомендовал собранию акционеров утвердить дивиденды по итогам деятельности акционерного общества за 2006 год в размере 200 % по всем видам акций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.