АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
УДК 72.031/032
ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, канд. архит., доцент, sainaru@rambler.ru
ЛЕОНТЬЕВА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА, студентка,
УВАРКИНА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА, студентка,
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
ОСОБЕННОСТИ СКУЛЬПТУРНЫХ СЮЖЕТОВ ПАРФЕНОНА
Рассмотрены основные сюжеты скульптурного убранства храма Афины-Девы (Парфенона). Показано, что они создавались по единой программе, разработанной скульптором Фидием.
Ключевые слова: Парфенон, скульптура, Фидий, декоративные украшения, фасады, фризы.
POLYAKOV, EUGENIYNIKOLAYEVICH, Cand. of arch. sc., assoc. prof., sainaru@rambler.ru
LEONTJEVA, NATALIA MIKHAILOVNA, student,
UVARKINA, ELENA SERGEYEVNA, student,
Tomsk State University of Architecture and Building,
2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia
FEATURE OF SCULPTURE PLOTS OF PARTHENON
The basic plots of sculpture decoration of Athens-Virgin Temple (Parthenon) are considered in the article. It was shown that they were created under the uniform program developed by sculptor Phidias.
Keywords: Parthenon, decorative ornaments, fronts, friezes, sculpture, Phidias.
Скульптурное и живописное убранство Парфенона было выполнено лучшими мастерами Эллады при непосредственном участии афинянина Фидия, сына Хармида. Оно играло важную роль в раскрытии образной символики храма. Работы осуществлялись по завершении самого здания
© Е.Н. Поляков, Н.М. Леонтьева, Е.С. Уваркина, 2010
в 438-431 гг. до н. э. Зодчий Иктин, по роду своей профессии, едва ли принимал в них личное участие. В этот период он занимался другими постройками (Телестерион в Элевсине и храм Аполлона в Бассах). Поэтому сюжеты декоративных украшений на метопах, да и на всех прочих фрагментах храма, вероятнее всего, определялись Фидием (рис. 1).
Рис. 1. Вариант реконструкции Парфенона - античной «модели Вселенной»
Культовые постройки в древности нередко совмещали функции «модели мира» и астрономического календаря (обсерватории). С нашей точки зрения, древнегреческий периптер имитировал эллинский вариант «модели Вселенной». Этот аспект в античной архитектуре достаточно подробно рассмотрен в книге «Образ Вселенной в культовом зодчестве Древнего мира» [1, с. 225-241], поэтому останавливаться на нем не стоит. В данной статье мы лишь уточним основные принципы скульптурного оформления античных храмов на примере Парфенона.
Классический храм-периптер имеет многоярусную структуру. Самый верхний уровень - красное или синее поле фронтона (тимпан). Этот фрагмент храма символизировал Небо и заполнялся скульптурными или живописными сюжетами из жизни богов-олимпийцев.
Тимпаны западного и восточного фронтонов
Во фронтонах располагались скульптурные группы, изображавшие в самом крупном масштабе наиболее значимые в культе Афины события.
На западном фронтоне был изображен спор Афины и Посейдона за главенство над Аттикой (рис. 2).
Рис. 2. Западный фасад Парфенона. Реконструкция
Эти боги размещались в центре фронтона по обе стороны от оливкового дерева (рис. 3). За спиной у них стояли парные колесницы. Позади Афины сидели в повозке Нике с Гермесом, а за спиной Посейдона - Ирида с Амфитрионом. Далее чередой размещались фигуры легендарных персонажей афинской истории, но их имена пока не установлены. «Образы местных богов на западном фронтоне (Парфенона) несколько иные, чем олимпийских богов, - они проще, интимнее, ближе к людям. В то время как Посейдон и Афина имели огромные массивные формы, божества Аттики были меньших размеров и соединены в тесные живописные группы...» [2, с. 118].
О чем же спорила Афина с богом морей? На этом стоит остановиться особо, поскольку их диалог определяет общую тематику скульптурных декораций Парфенона.
В V в. до н. э. Афина считалась покровительницей ремесел и поэтому особо почиталась афинским народом, демосом. Посейдон же с древнейших времен считался покровителем родовой знати (аристократии), якобы ведущей свое происхождение от легендарных атлантов - потомков Посейдона. По всей видимости, эта скульптурная группа была призвана в аллегорической форме прославить победу демократической партии Перикла над своими политическими противниками. Хотя на этот сюжет можно взглянуть и с другой стороны.
Рис. 3. Реконструкция центральной части западного фронтона
Дело в том, что демократическая партия имела мощную финансовую поддержку у купцов и судовладельцев. Поэтому, начиная с Фемистокла, основу экономического и политического процветания государства демократы видели в создании могучего флота и в развитии морской торговли. А покровителем мореходов, как известно, был Посейдон. Партию аристократов, наоборот, возглавляли крупные землевладельцы, в то время как Афина была одной из покровительниц сельского хозяйства. Поэтому противники демократов в своей экономической политике предпочитали опираться на внутренний рынок и на развитие натурального хозяйства, а для решения конфликтных проблем предпочитали содержать сильную армию (пехоту, конницу, колесницы). Со времен Гомера именно Афина была патронессой этого рода войск. Досконально разобраться во всем этом - задача историков...
В скульптурах Парфенона была подчеркнута и вторая сторона общего идейного замысла ансамбля. Возводя его, афинская рабовладельческая демократия стремилась увековечить не только торжество греков над варварами, но и свою победу над реакционными силами внутри полиса: «При входе в храм, который называют Парфеноном, все, что изображено на фронтонах, так называемых “орлах”, - все относится к рождению Афины; задняя же сторона изображает спор Посейдона с Афиной о земле.» (Павсаний, I, 24, 5) [3, с. 345].
Итак, на тимпане восточного фасада была изображена сцена рождения Афины из головы Зевса: «Первоначально богиня Афина олицетворяла сверкающую молниями гремящую непогоду, собирающуюся над акрополем. Она
ограждала город от опасности. Афина считалась дочерью Зевса (бога могучей горы, потом ставшего владыкой неба), родившейся из его головы...» [2, с. 12] (рис. 4).
Рис. 4. Восточный фасад Парфенона. Реконструкция
От этого тимпана сохранились лишь боковые части. Справа сидели три женские фигуры, которые специалисты отождествляют с Гестией, Дионой (одной из жен Зевса) и Афродитой (рис. 5). В самом углу находилась ещё одна фигура, очевидно, управляющая колесницей, так как перед ней расположена голова коня. Вероятно, это богиня ночи Никс (Никта) либо Селена - богиня Луны. Относительно центра фронтона можно предположить, что его занимали главные персонажи - сидящий Зевс, Гефест, держащий в руке молот, и новорожденная Афина. Возможно, что там были изображены и остальные олимпийцы. По крайней мере, сохранился фрагмент торса, приписываемый Посейдону. Но в целом реконструкция восточного тимпана пока еще не завершена.
На левой, южной стороне, тимпана сохранился фрагмент колесницы, управляемой Гелиосом. Перед ним сидит Дионис (рис. 6). Далее, ближе к центру, - Деметра и Кора. За ними, рядом с Зевсом, стоит еще одна богиня (возможно, Артемида).
Рис. 5. Три сидящие богини (тимпан восточного фасада)
Метопы Парфенона, их сюжеты
Пояс метоп можно условно назвать «Землей героев». Также детали античного храма обычно посвящались воинским подвигам богов, полубогов и смертных героев. В архаических храмах рельефные метопы располагались на торцевых, восточном и западном, фасадах. В Парфеноне они появились и на боковых, северном и южном, фасадах. Фон метоп обычно был синий, а рельефные фигурки персонажей оставлялись светлыми или ярко раскрашивались. Что было на них изображено?
«В скульптуре Парфенона заключен глубокий смысл. В наглядно земных образах раскрывается величие человека - идея, которая выражена и в архитектуре храма. Западный фасад - битва греков с амазонками, юж-
ный - битва греков с кентаврами, северный - сцены Троянской войны, восточный - сражение богов и гигантов.» [4, с. 55] (рис. 7).
Рис. 6. Статуя сидящего Диониса (тимпан восточного фасада)
Рис. 7. Фрагмент западного фасада Парфенона
В размещении сюжетов на метопах Парфенона прослеживается определенная закономерность. Как известно, процессия участников Панафи-нейского шествия вначале подходила к западному фасаду. На его тимпане была изображена сцена спора Афины и Посейдона за главенство над Аттикой, или эпическое столкновение мужского и женского начал. Внизу на метопах, как бы в развитие этого сценария, - сцены сражения греков с амазонками.
Далее накал борьбы нарастает. На северном фасаде, мимо которого продолжает двигаться праздничная процессия, изображена уже схватка вооруженных мужчин - ахейцев с троянцами.
Наконец, кортеж останавливается перед восточным фасадом, входом в святилище Афины. На восточных метопах - битва бессмертных богов-олимпийцев со змееногими гигантами, то есть кульминация вселенского сражения. Кстати, в нем принимала участие и Афина. Именно она обрушила на гиганта Энкелада Сицилию, а с еще живого Палланта содрала кожу и использовала ее в качестве панциря.
Южный фасад Парфенона сдвинут к краю скалы и не совсем удобен для обозрения. На метопах этого фасада - кентавромахия (схватка воинов-лапифов с мифическими тератоморфными существами) (рис. 8).
Рис. 8. Метопы южного фасада Парфенона с изображением кентавромахии - сцен битвы лапифов с кентаврами
Тут уже возможна иная трактовка как тематики сюжетов на метопах Парфенона, так и их пространственного размещения.
Вполне вероятно, что на южном фасаде (который рассматривают, обратившись лицом на север) воспроизведена аллегорическая схватка греков-пехотинцев с воинственными всадниками, проживавшими к северу от Аттики - в Фессалии, Македонии, Фракии. Но это единственный случай идеального географического совпадения. Тематика метоп на других фасадах с этой позиции разноречива.
Как известно, гиганты имеют северное происхождение (Флегрейские поля на полуострове Паллена, область Халкидика), однако метопы южного фасада, обращенного в эту сторону, «заняты» кентаврами. Легендарная Троя, которой посвящены метопы северного фасада, расположена не к югу (что было бы логично в этой ситуации), а к северо-востоку от Афин. Однако западный (точнее, юго-западный, поскольку ось храма немного отклонена к югу) фасад Парфенона, развернутый в «нужном» направлении, то есть в сторону Трои, «оккупирован» амазонками. Это можно объяснить тем, что во время осады Афин во времена Тезея амазонки разбили свой лагерь на холме Ареопаг, расположенном к западу от Акрополя. Об этом пишет Эсхил (Евмениды, 688-693) [3, с. 342]:
«На холме этом амазонки некогда
Походным станом стали. В бой пошли они
Против Тесея. Нашей новой крепости
Наперекор воздвигли город башенный.
Его Арею посвятили. Прозван холм
Ареопагом.»
Но даже этому, вроде бы случайному, совпадению можно дать объяснение. Как известно, легендарные амазонки проживали в Колхиде, на восточном побережье Понта Эвксинского (Черного моря), то есть к северо-востоку от Афин. Если верить Гомеру, они даже принимали участие в обороне Трои. Значит, изображение воинственных наездниц на юго-западном фасаде Парфенона вполне уместно.
А теперь обратимся к наиболее оригинальной детали Парфенона, ради которой он, собственно, и был возведен. Речь идет о знаменитом ленточном фризе, посвященном важнейшему празднику в честь богини города Афин -Большим Панафинеям.
Фриз с изображением панафинейского шествия
Начиная с 565 г. до н. э. этот праздник отмечался раз в четыре года в середине лета. После факельной процессии, музыкальных и танцевальных представлений, происходивших ночью в канун праздника, утром по направлению к Акрополю начинала шествие праздничная колонна горожан с жертвенными животными и новым одеянием (пеплосом) для деревянной статуи Афины, стоявшей в Эрехтейоне: «Древнейшая статуя Афины была сделана из дерева оливы. О ней говорили различно: что она упала с неба, а также, что она была поставлена Эрихфонием и Кекропом. Во время праздника «Плинтерий» эту статую богини одевали в пеплос...» [2, с. 15]. После жертвоприношений проходили музыкальные и атлетические состязания, конные скачки.
Грандиозно задуманный панафинейский фриз длиной в 160 метров включал сотни фигур богов, людей, коней и жертвенных животных. Он опоясывал стены святилища и, чтобы зрительно не ослабить их, был выполнен в низком рельефе.
Описание сюжетов фриза подробно изложено в книге Г.И. Соколова «Акрополь в Афинах» [4]. Поэтому ограничимся здесь цитатой из книги М.М. Кобылиной: «Фриз (Парфенона) является поэтическим гимном цветущего государства, человека, жизни. На восточном фасаде изваяны 12 олимпийских богов, восседающих на тронах в непринужденных, исполненных достоинства позах, в спокойной светлой простоте... Боги как бы присутствуют при торжестве. С трех сторон целлы более четырехсот фигур образуют живой, непрерывно двигающийся поток. Безукоризненность сложения, свободная грациозность поз, движений, их разнообразный и сложный ритм передают блеск, торжественность и радостную праздничность процессии. Тихо и торжественно идут девушки, прислужники храма еле сдерживают сопротивление жертвенных животных. За твердо шагающими фигурами мужчин, несущих сосуды, следуют колесницы, запряженные горячими конями, управляемыми быстрыми, гибкими юношами. Доминирует конница.» [2, с. 120] (рис. 9).
Рис. 9. Фидий показывает друзьям, в том числе Периклу и Аспасии, панафинейский фриз. Картина Л. Альма-Тадемы. 1868
Рассматривая детали торжественно разворачивавшейся композиции скульптурного фриза, изображавшей навечно застывшие эпизоды праздничного шествия, зрители и участники церемонии ощущали свое духовное единство с этим величественным храмом: «Прекрасен этот день! Священная триера, которую афиняне посылают за богиней Афиной, выходит из городских ворот и движется посуху на колесах. Триера едет неторопливо и величаво через Дром - улицу в квартале Керамик - между портиками, где бойко торгуют афи-
няне и чужестранцы, к храму Паллады. Корабль наполняют жрецы и жрицы. Местная знать в золотых венках, все остальные - в венках из цветов. Люди следуют за триерой, везущей новое покрывало богини, вытканное красивейшими девушками Афин. Священный хор афинских граждан поет кеосскую песню Симонида. Под ней отвязывают причальный канат, все призывают ветер сопутствовать священному кораблю. И ветер, вняв общим молениям, начинает мощно дуть в корму, подгоняя корабль. Аттические флейты звучат вслед священной триере, и звуки, как ветер, сопутствуют ее быстрому бегу. Веспер (Венера), единственная среди звезд, показывается тогда вместе с солнцем среди света дня, зажигает над кораблем свое дивное пламя. «О, - восклицают тогда собравшиеся, - прекрасный светоч! Ты возвещаешь нам будущие счастливые дни!..» [5, с. 12-13] (рис. 10-11).
Рис. 10. Ленточный фриз Парфенона:
а - группа сидяшдх богов на восточном участке панафинейского фриза; б - юноши-водоносы
Рис. 11. Фрагменты панафинейского фриза (вверху - «Пеплос», внизу - «Девственницы»)
Статуя Афины Парфенос - композиционный центр храма
Следуя традициям архаического периода, интерьеры Парфенона лишены декораций. В те времена для поклонения божеству и для принесения жертв народ собирался около входа в святилище или вокруг жертвенника, установленного в центре храмового двора (теменоса). Поэтому великолепие и величие храмов проявлялись не в интерьере, а на их фасадах. Внутри храма находилась лишь статуя божества.
Для храма Афины-Девы (Парфенос) в 438 г. до н. э. Фидий изготовил ее одиннадцатиметровую статую. Каркас ее был вырезан из дерева, лицо и обнаженные части тела покрыты тонкими пластинками слоновой кости, одежда и оружие - листами золота общим весом около полутора тонн (по другим версиям, 1140 кг): «Перикл объявил, что чистое золото на этой статуе весит сорок талантов, и все оно может быть снято при условии, если афиняне, употребив его на спасение государства, возвратят его в неменьшем количестве...» (Фукидид, II, 13, 5) [3, с. 346] '.
1 Талант эгинский = 37 кг; староаттический или евбейский = 26,2 кг (в эллинистическую эпоху = 25,9 кг).
Все золотые детали статуи, по совету Перикла, были сделаны съемными. Каждые четыре года их вес проверялся, потому что одежда богини представляла собой золотой фонд государства. Афина, одетая в длинный пеплос, с эгидой на груди, в шлеме, увенчанном тройным гребнем со сфинксом и грифонами, с фигуркой богини Нике, щитом и копьем в руках, производила впечатление величия и мощи. Строгость складок одежды не скрывала форм стройного, сильного тела. Классически правильное прекрасное лицо богини, обрамленное локонами, оживлено было легкой нежной улыбкой (рис. 12).
а б
Рис. 12. Реконструкция статуи Афины Парфенос (а); Афина Варварикон - одна из её древнеримских версий (б)
О внешнем виде статуи можно судить по ее миниатюрным копиям, по изображениям на монетах и свидетельствам античных историков: «Афина изображена во весь рост, в хитоне, доходящем до самых лодыжек; на груди ее - выпуклое изображение головы медузы из слоновой кости; в одной руке она держит изваяние Ники, величиною приблизительно в четыре локтя, в другой руке - копье. У ног ее - щит, а около копья - змей. Этот змей, по всей вероятности, Эрихтоний. На постаменте статуи изображено рождение Пандоры.» (Павсаний, I, 24, 7) [3, с. 346-347].
Особенность сюжетов на щите состоит в том, что второй и третий планы показаны не позади переднего плана, а один над другим. На выпуклой стороне щита изображена амазономахия, на вогнутой - сцены битвы богов с гигантами. Существует легенда, что Фидий изобразил на щите самого себя в виде Дедала, а Перикла - в облике Тесея. За это и за растрату золота союз-
ного фонда он якобы был осужден Народным собранием Афин: «Обвинение Фидия в воровстве не было доказано, - по совету Перикла, он, с самого начала работы, сделал золотые части, которыми украсил статую, таким образом, что их было не трудно снять и свесить, что и было сделано обвинителями по приказанию Перикла, - но зависть, возбуждаемая знаменитыми произведениями Фидия, повредила ему, в особенности когда он в изображении битвы с амазонками на щите богини представил самого себя в виде плешивого старика, поднимающего камень обеими руками, и тут же прекрасный во всех отношениях портрет самого Перикла, в виде сражающегося с амазонками. Перед самым лицом Перикл держит в руке копье; этим художник как бы желал искусно скрыть сходство с оригиналом, заметное вблизи со всех сторон. Тем не менее, Фидий был брошен в тюрьму, где и умер от болезни, как говорят некоторые, или от яда, поднесенного врагами, с целью возбудить подозрение против Перикла.» (Плутарх, Перикл, 31) [3, с. 345-346].
На сандалиях Афины были изображены сцены кентавромахии. То есть в статуе Афины были использованы те же самые мотивы, что и на метопах. Это говорит о том, что именно Фидий был автором проекта декоративного оформления Парфенона.
«Римская копия с Афины Паллады, большой статуи, выполненной Фидием для святилища Парфенона, едва ли произведет сильное впечатление. Чтобы представить себе, как она выглядела, необходимо обратиться к старинным описаниям. Гигантская фигура высотой около одиннадцати метров возвышалась как дерево... Статуя, особенно щит и одежда, каменные инкрустации глаз, сверкали яркими всполохами цвета. И грифоны на золотом шлеме, и глаза змеи, свернувшейся за щитом, наверняка, имели вставки из самоцветов. Человека, вошедшего в храм, представшего перед ликом гигантской богини, охватывал мистический трепет. В этом идоле есть нечто первобытное, почти дикарское, нечто идущее от темных поверий, проклинавшихся Иеремией. Вместе с тем вековечные представления о вселившихся в статуи демонических божествах отступают на второй план. Афина Палла-да, как ее задумал и воплотил Фидий, уже не идол и не демон. Из свидетельств современников мы узнаем, что она несла людям совершенно иное представление о богах. Афина Паллада была подобна человеческому существу. Ее сила заключалась не столько в магических чарах, сколько в очаровании красоты.» [6, с. 84].
Заключение
Сочетая средства архитектуры и скульптуры, авторы Парфенона, зодчие и скульпторы, блестяще решили стоящие перед ними задачи. Они отразили в этом храме те черты Афин, которые, по мнению Перикла и его единомышленников, давали этому полису право на гегемонию во всем эллинском мире. Наиболее совершенное для своего времени государственное устройство Афин, политическая мудрость правителей, экономическое могущество, неоспоримое первенство во всех областях греческой культуры превратило Афины того времени в передовой центр и школу Эллады. А чем убедительнее Парфенон демонстрировал блистательный образ перикловых Афин, особенности ми-
ровоззрения, этические и эстетические идеалы афинян, тем лучше он выполнял свою роль в панэллинском по идее ансамбле Акрополя.
Значительность идейного содержания и совершенство художественной формы делают Парфенон вершиной древнегреческого зодчества. По окончании его строительства начался новый этап в развитии античной архитектуры. Однако все возраставшая свобода в применении традиционных форм и индивидуализация архитектурных образов уже в эллинистический период привели к измельчанию идейного содержания, не поднимавшегося более на ту высоту, которой оно достигло в пору наибольшего расцвета рабовладельческой демократии в Афинах.
Библиографический список
1. Поляков, Е.Н. Образ Вселенной в культовом зодчестве Древнего мира: монография / Е.Н. Поляков. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2009. - 434 с.
2. Кобылина, М.М. Аттическая скульптура УП-У века до н.э. / М.М. Кобылина. - М. : Изд-во МГУ, 1953. - 143 с.
3. Зубов, В.П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. -519 с.
4. Соколов, Г.И. Акрополь в Афинах / Г.И. Соколов. - М. : Просвещение, 1968. - 108 с.
5. Лесков, В.А. Спартак / В.А. Лесков; послесловие В.И. Кузищина. - 2-е изд. - М. : Молодая гвардия, 1987. - 382.
6. Гомбрих, Эрнст. История искусства: [пер. с англ.] / Эрнст Гомбрих. - М. : ООО «Издательство АСТ», 1998. - 688 с.