УДК 72.031/032
ПОЛЯКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, канд. архит., доцент, sainaru@rambler.ru
ЧЕПУРНОВ АЛЕКСЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, студент,
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
ПАРФЕНОН - ТВОРЕНИЕ ЗОДЧЕГО ИКТИНА
На примере храма Афины-Девы (Парфенона) рассмотрены основные творческие новации зодчего Иктина. Он использовал их в генеральном плане Афинского Акрополя, в планировочной схеме и в общей композиции храма, в приемах корректировки визуальных искажений.
Ключевые слова: Афины, Акрополь, Парфенон, Иктин.
POLYAKOV, EUGENIE NIKOLAEVICH, Cand. of arch. sc., assoc. prof., sainaru@rambler.ru
CHEPURNOV, АTF.KSF.YGENNADJEVICH, student,
Tomsk State University of Architecture and Building,
2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia
PARPHENON - CREATION OF IKTIN ARCHITECT
The main creative innovations of Iktin architect were considered on the example of temple Athens-Virgin (Parthenon). He used them in general plan of Athens’ Acropolis, in planning scheme and in general composition of temple, in method of correction of visual distortions.
Keywords: Athens, Acropolis, Parthenon.
Наверное, нет в мире другого города, который имел бы славу и известность Афин. История этого города теряется во мраке далекого прошлого, а отсутствие этих исторических данных восполняется превосходной по вдохновению и воображению греческой мифологией.
Силуэт города и его композиционное ядро и в наши дни определяет Акрополь, возвышающийся над Афинами (рис. 1):
«Дорога [к Афинам] приятна, кругом все возделано и ласкает взор... При первом взгляде на него приезжим не верится, что это и есть прославленный город афинян; но вскоре же тому поверят: ... богатый храм Афины, называемый Парфеноном, приметный издали, достойный созерцания, приводит зрителей в великое восхищение.» (Псевдо-Дикеарх, Описание Греции, 1. 250-200 гг. до н. э.) [1, с. 340].
Афинский Акрополь (греч. akropolis, от akros - верхний и polis - город) представляет собой скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину). Это место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (XV-XIII вв. до н. э.) это была укрепленная царская резиденция. При тиране Писистрате (560-527 гг. до н. э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины - Гекатомпедон (Стофутовый). В 480 г. до н. э. по-
© Е.Н. Поляков, А.Г. Чепурнов, 2009
стройки Акрополя были разрушены персами. Жители Афин поклялись восстановить святыни после изгнания врагов из Эллады.
Рис. 1. Ситуационный план древних Афин (в центре - Акрополь)
В 447 г. до н. э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство. Руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, был автором строительной программы, определившей в целом архитектурно-художественный облик комплекса. Продуманная композиция ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, умелое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и их необычайно точный рисунок, единство архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя ярким образцом античного зодчества и одним из самых выдающихся памятников мировой культуры.
На самой высокой точке скалистого холма находится венец Акрополя -Парфенон. Он виден из любого конца города и даже с островов Саламин и Эгина. Логически четкие архитектурные формы храма не только противопоставлены диким склонам скалы, но и образуют с ними художественное единство. Великолепное сооружение, имеющее 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, окружают 46 десятиметровых колонн. Построен храм в 447-438 гг. до н. э. зодчим Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438-431 гг. до н. э. группой скульпторов, возглавляемых Фидием.
Итак, одним из создателей Парфенона был зодчий Иктин, который является также автором Телестериона (мистериального храма) в Элевсине, Одеона (театра) Перикла в Афинах и храма Аполлона в Бассах (область Фигалия,
Пелопоннес). О нем, как и о многих других древнегреческих архитекторах, мы не знаем почти ничего. Имя его упоминают Страбон (I в. до н. э.), Плутарх (I в. н. э.), Павсаний (II в. н. э.). Приведем выдержки из их высказываний:
«Сам город Афины представляет собою скалу, расположенную на равнине и окруженную строениями. На скале находятся святилище Афины, древний храм Афины Полиады, где горит неугасимый светильник, и Парфенон, построенный Иктином, в котором находится произведение Фидия - статуя Афины из слоновой кости...» (Страбон, IX, 1, 16, с. 396) [2, с. 376].
«Архитектором фигалийского храма (Аполлона в Бассах. - авт.) был Иктин, современник Перикла, строитель афинского Парфенона.» (Павсаний, VIII, 41, 7-9) [1, с. 345].
Античные историки не сообщают, был ли Иктин афинянином. Само здание может в какой-то мере характеризовать творческие принципы своего создателя. Но в этой ситуации не следует забывать, что непосредственным руководителем Иктина и автором декораций Парфенона был знаменитый Фидий. Кроме того, у Иктина был помощник и полноправный соавтор - зодчий Калликрат, автор небольшого храма Нике Аптерос (Бескрылой), стоявшего перед Пропилеями.
В этой статье мы все же попытаемся конкретизировать оригинальный вклад Иктина в градостроительное и объемно-планировочное решение Парфенона.
Генеральный план Афинского Акрополя
Композиционный замысел Акрополя был неразрывно связан с Панафи-нейскими торжествами и шествием на Акрополь, которые были важнейшим обрядом полисного культа Афины, покровительницы города. В последний день Великих Панафиней, праздновавшихся раз в четыре года, торжественная процессия, возглавлявшаяся наиболее знатными и доблестными гражданами города, подносила Афине священное покрывало - пеплос. Процессия начинала свой путь на агоре, обходила вокруг Акрополя и поднималась к величественным Пропилеям. Шествие заканчивало свой путь перед восточным фасадом Парфенона, где совершалась передача пеплоса жрецу Афины. На протяжении всего пути к Акрополю участники процессии видели возвышавшуюся над городом и всей долиной скалу, а на ней - Парфенон, который благодаря своим размерам, четкости силуэта и расположению господствовал над всем природным и архитектурным окружением. Акрополь с его блистающими на фоне синего южного неба мраморными деталями постепенно открывался участникам процессии с самых различных видовых точек.
При Перикле были возведены Парфенон - главный храм Афины-Девы, покровительницы города, поставленный у южного края скалы, на самой ее высокой точке (строился в 447-438 гг. до н. э., отделочные работы продолжались до 432 г. до н. э.), Пропилеи - парадные ворота на западном, пологом склоне Акрополя (437-432 гг. до н. э.) и семнадцатиметровая статуя Афины-Воительницы (Промахос), произведение гениального Фидия, возвышавшаяся на высоком пьедестале лицом к входу и господствовавшая над всей западной частью ансамбля. После Перикла построены лишь маленький храмик Нике
Аптерос, поставленный несколько впереди Пропилей на высокой скале (Пир-госе), расширенной и укрепленной субструкциями (спроектирован около 449 г. до н. э., но построен около 421 г. до н. э.), и Эрехтейон - храм, посвященный Афине и Посейдону и расположенный против Парфенона с северной стороны (421-406 гг. до н. э.) (рис. 2).
Рис. 2. Парфенон (гравюра). На переднем плане - Панафинейское шествие
Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии1 и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов Халкотека (450 г. до н. э.). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам, статуи, стелы. К северо-западному склону холма примыкали храм и театр Диониса (VI в. до н. э., перестроен в 326 г. до н. э.), Одеон Перикла (крытое круглое здание для музыкальных состязаний) (2-я пол. V в. до н. э.), театр Герода (Ирода) Аттика (II в. н. э.), святилище Асклепия и Стоя (портик) Эвмена (рис. 3).
Соотношения размеров Парфенона и холма Акрополя не случайны. Габариты храма в какой-то мере определены размерами скалы. Действительно, протяженность холма перед Парфеноном, длина храма Афины и участка Акрополя за Парфеноном соотносятся как части «золотого сечения». Для того чтобы поставить Парфенон именно в этом месте, его строителям пришлось соорудить мощную насыпь, расширившую холм в южной части. Найдя с помощью золотого сечения оптимальные размеры храма, который должен был стоять на южной бровке холма, зодчий решил основную задачу - органично вписал свое творение в природный ландшафт.
1 Браврон - город в Аттике, в котором находилось святилище Артемиды Бравронии. Жрицы этого святилища надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и называли себя медведицами.
Есть еще одно градостроительное новшество, предложенное Иктином. Продольная ось храма Афины-Девы развернута к широтной оси Акрополя под небольшим углом. То есть посетители святилища и участники Панафинейских шествий видели со стороны Пропилей не только западный фасад Парфенона, но и часть северного, получая полное представление о его композиционном решении. Для того чтобы увидеть главный, восточный, фасад, нужно обойти храм с северной стороны.
Функциональная и планировочная структура храма
Объем храма был разделен на две неравные части. В соответствии с назначением Парфенона его план включал не только обширное святилище (наос, целлу) для культовой статуи, обращенное на восток, но и дополнительное, обращенное на запад помещение (опистодом), которое служило сокровищницей и носило название «парфенон» («помещение для девушек»). В этом помещении избранные афинские девушки шили покрывало (пеплос) для богини. В планировку святилища талантливый зодчий внес определенные новации.
Внутреннее помещение храма (59 м в длину и 21,7 м в ширину) поднято на две ступени (общей высотой 0,7 м). Храм имеет два входа на торцах и потому именуется амфипростилем («двойным храмом»). Подобный тип планировки был реализован в небольшом храме Нике Аптерос (Бескрылой), стоящем при входе на Акрополь, по правую сторону от Пропилей. Автором этой постройки считается зодчий Калликрат, один из соавторов Парфенона. Похоже, что при выборе основного варианта проекта Иктин учел пожелания своего коллеги. На обоих торцевых фасадах устроены шестиколонные портики. Высота этих колонн чуть ниже, чем у колонн перистиля (рис. 4).
Святилище (наос, целла), располагавшееся в восточной части храма, имело длину в 29,9 м (при ширине 19,2 м), что составляло 100 греческих футов. Поэтому Парфенон поначалу продолжал именоваться Гекатомпедоном (Стофутовым храмом): «Гекатомпедон. Храм Афины, сторона которого равна ста футам. Потому-то он и был назван так. Некоторые называют его Парфеноном...» (Большая Этимология) [1, с. 345]. Парфенон намного превзошел своими габаритами прежний Стофутовый храм: «Гекатонпедос [sic]. Храм на
Акрополе в честь Девы [Парфенон], построенный афинянами [447-438 гг. до н. э.] и больший на пятьдесят футов, чем храм, сожженный персами [в 480 г. до н. э.]...» (Гесихий, Словарь) [1, с. 345].
Рис. 4. План Парфенона (восток - справа). Реконструкция
По замыслу Иктина, святилище Парфенона имело существенное отличие от аналогичных помещений в прочих трехнефных храмах (Зевса в Олимпии, Афины в Эгине и др.). Три его нефа образованы двумя продольными двухъярусными колоннадами по девять опор в каждой. Считается, что на архитраве нижнего яруса колонн стоял второй ярус, поддерживавший кровлю. Эти колоннады замыкаются позади статуи Афины-Девы третьей, поперечной, колоннадой из трех опор. В результате получился П-образный обход по периметру святилища. Он был шире, чем наружная галерея храма. Центральный неф святилища был значительно шире боковых. Здесь, спиной к поперечной колоннаде и лицом к восточному входу, стояла хризоэлефантинная статуя Афины-Девы работы Фидия. В потолке перед статуей был устроен гипетр -прямоугольный проем, через который лучи восходящего Солнца освещали статую. Все эти новшества имели одну цель: увеличить внутреннее пространство и подчеркнуть грандиозный масштаб статуи.
Этот композиционный принцип, впервые апробированный Иктином в Парфеноне, стал очень важным событием в теории монументального интерьера, столь популярного в эллинистическом зодчестве.
Западная часть храма (опистодом) изначально называлась Парфеноном. Затем это название перешло на весь храм. Это помещение имело 19,2 м в ширину и 13,9 м в длину. В центре его стояли четыре ионические колонны. Две небольших двери вели отсюда в небольшие комнатки, оборудованные в боковых нефах святилища. Сначала здесь хранились дары богине, а затем казна Морского союза, перевезенная в Афины в 464 г. до н. э.: «Опистодом - здание (точнее, помещение. - авт.) за (ор18Шеп) храмом Афины, в котором хранились сокровища, или место в Акрополе, где лежали народные деньги и дань.» (Схолии к Демосфену, XIII, 14, р. 170, б) [1, с. 345]. Долгое время в опистодо-ме размещался также государственный архив.
Объемно-пространственное решение храма
Перед авторами Парфенона стояла необычайно сложная и величественная задача: построить не только главный храм полиса, посвященный его божественной покровительнице Афине, но и главное сооружение всего ансамбля Акрополя, который, по замыслу Перикла, должен был стать всеэллинским святилищем. Если ансамбль Акрополя в целом увековечивал героическую освободительную борьбу греческих государств, то Парфенон должен был наглядно выразить ведущую роль Афин как в войне с персами, так и в послевоенной жизни греческих государств. В связи с важнейшей государственной ролью Парфенона было решено сделать его местом хранения казны Афин и возглавляемого ими Морского союза, а также договоров с другими полисами.
Для того чтобы разрешить стоявшие перед ним идейные и творческие задачи, Иктин внес существенные изменения в традиционную схему дорического периптера. В частности, он прибегнул к свободному совмещению дорических и ионических архитектурных мотивов. Дело в том, что материковая Греция, в том числе Аттика, была родиной дорического ордера, а Малая Азия - ионического, более легкого и декоративного. В наиболее выдающихся постройках Афинского Акрополя впервые зародился оригинальный синтез дорического и ионического ордеров. В архитектуре Парфенона имеются и другие новшества.
Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Это одна из ионических черт Парфенона: для дорического периптера обычным было соотношение 6^13 (рис. 5).
Рис. 5. Парфенон, 447-434 гг. до н. э. Вариант реконструкции
Оба торца двухчастного ядра храма завершались шестиколонными про-стильными портиками, что, может быть, оказалось влиянием ионийских дип-теров (храм Артемиды в Эфесе, храм Аполлона в Дидимах и т. д.): «Ликург в писании, озаглавленном «Отчет о том, что я сделал для государства», гово-
рит: «Парфенон некоторые называли Гекатомпедоном [дословно: стофутовым] за красоту и евритмию, а не за величину, как Менекл или Калликрат в сочинении об Афинах...» (Гарпократион, Словарь) [1, с. 345].
Храм Афины стоит на стилобате - трех мраморных ступенях общей высотой около 1,5 м. Стилобат имел длину 69,54 м, ширину - 30,89 м. С западной стороны в нем были прорублены более частые ступени, предназначенные для людей (рис. 6).
Рис. 6. Парфенон. Современное состояние
Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов (рис. 7). Кверху ствол плавно сужается. На каждой колонне имеется по двадцать каннелюр. Кровля храма покрыта мраморной черепицей.
Рис. 7. Колонны Парфенона
Визуальные искажения
Зодчий Иктин намеренно использовал в Парфеноне целую серию оптических искажений, «поправляя» природу человеческого восприятия. Подобные отклонения от правильной геометрической схемы встречались и в архаической архитектуре. Например, в храме Аполлона в Коринфе (VI в. до н. э.). Однако в классическую эпоху этот прием превратился в творческий метод, который позднее Аристотель обобщил в своей теории мимесиса («свободного подражания природе»).
В природе, как известно, все материалы, составляющие живую ткань, мало приспособлены для получения кристаллических форм и каркасов. Ее форма меняется сообразно формам жизнедеятельности организма. Использование этой закономерности в архитектуре вдохнуло жизнь в мертвый камень - храм классической эпохи превратился в законченный, одухотворенный «организм».
Историками архитектуры отдельно выделяется понятие курватура Парфенона - специальная кривизна, вносившая оптические коррективы. Хотя силуэты храма Афины-Девы кажутся идеально прямолинейными, на самом же деле здесь нет почти ни одной строго прямой линии. Тщательные архитектурные измерения Парфенона показали, что в нем линии не прямые и поверхности не плоские, а слегка изогнутые.
Оптические «аномалии» в этом храме начинаются с горизонтальных искривлений стилобата и архитравных балок. Древнегреческие зодчие знали, что строго горизонтальная линия и плоская поверхность издалека кажутся прогнутыми в середине. Поэтому они стремились скорректировать эту визуальную «погрешность». Поверхность ступеней Парфенона постепенно, почти незаметно, повышается от краев к центру. Если на один конец ступени положить предмет высотой 10-15 см и посмотреть на него с другого конца, то этот предмет окажется невидимым (рис. 8).
Рис. 8. Трехступенчатый стилобат Парфенона
Вводя кривизну в поверхность ступеней, создатели храма корректировали оптические искажения, которые нарушали гармоничность здания и мешали ощутить его пластичность. Именно поэтому строители сдвинули лестницу, ведущую к западному фасаду Парфенона, немного к северу, навстречу человеку, подходившему к храму от Пропилей. Иначе от ворот она воспринималась бы смещенной к югу и казалась бы плохо связанной со зданием. При взгляде на Парфенон с угла кривизна стилобата, выпуклого в центре, хорошо сочетается с кривизной поверхности холма и главной лестницы.
Колонны Парфенона чуть наклонены к центру здания, образуя как бы пирамидальную структуру. Наклон каждой колонны невелик - от 6,5 до 8,3 см. Он меняется в зависимости от места, занимаемого ею в колоннаде, и от того, в какой колоннаде она установлена. Оси угловых колонн сходятся в одну точку на высоте нескольких километров. Как утверждают сейсмологи, это придает зданию необыкновенную устойчивость при землетрясениях. Этим также нивелировался оптический обман, при котором ряд вертикальных линий кажется несколько расширяющимся кверху.
Примечательно также, что колонны Парфенона не все одинаковой толщины. Угловые сделаны более толстыми, чем остальные (1,95 м против 1,9 м), так как, вырисовываясь на светлом фоне, они должны казаться несколько тоньше. Позже древнеримский архитектор Витрувий пояснил, что «угловые колонны должно делать толще других на пятидесятую часть их собственного диаметра, ибо они как бы обрезаются воздухом и смотрящим на них кажутся тоньше. Поэтому ошибку глаза надо исправлять посредством теории.» (Витрувий, III, 4, 11) [3, с. 66] (рис. 9).
Рис. 9. Колоннада Парфенона
Зная действие оптических искажений, Иктин пользовался ими и в других случаях.
Так, колонны внутренних рядов в портиках Парфенона немного ниже, чем колонны внешнего ряда. Поэтому кажется, что они стоят дальше и портик глубже, чем на самом деле. Также немного сужены краевые интерколумнии. Разница в размерах угловых и средних промежутков между колоннами подчеркивает устойчивость колоннады. Кроме того, в Парфеноне почти везде не совпадают оси триглифов и колонн, что противоречит каноническому правилу. Уменьшена кверху толщина стен наоса (святилища), имеющих легкий наклон внутрь. Чуть наклонены вперед, на зрителя, плоскости фронтонов. Это обеспечивает лучшее восприятие скульптурных композиций, украшавших восточный и западный тимпаны («Спор Афины с Посейдоном за главенство над Аттикой» и «Рождение Афины»).
Все пропорции дорического ордера в наружной колоннаде максимально облегчены. Антаблемент Парфенона не является, как в храмах Эгины или Олимпии, «нагружающей массой». Визуально он не давит на колонны. Масса покрытия рассчитана таким образом, чтобы оставить между колоннами как можно больше пространства.
Выходит, что связь Парфенона с природой выражалась не только в пропорциональном соотношении размеров храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы знали, что удаленные предметы или их части кажутся меньше, и умели корректировать оптические искажения. В этом плане композиция фасадов Парфенона была продумана до малейших деталей, совершенно незаметных постороннему наблюдателю. Она имела целью исправить некоторые погрешности визуального восприятия. Отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны. Тем не менее они важны, так как придают храму целостность. Как в пластическом человеческом теле, в Парфеноне невозможно найти прямую линию. Сложнейшее по конструкции сооружение, составленное из огромного количества строительных блоков и деталей, воспринимается «живым» организмом.
Выходит, что создатель храма был великим мастером перспективы (одно из прозвищ зодчего - «Ястребиноглазый»). Он очень точно рассчитал, как соразмерить пропорции сооружения, чтобы сделать их более приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх.
Заключение
Рассмотренный материал позволяет наметить некоторые индивидуальные черты в творчестве автора Парфенона, в котором нашли свое отражение основные тенденции греческого зодчества в период его наивысшего расцвета. Явно видна склонность Иктина к поискам новых путей в искусстве, начиная с общей композиции постройки и кончая отдельными архитектурными элементами и деталями. Зодчим проявлено техническое новаторство, сознательное использование традиционных архитектурных форм в новой художественной трактовке.
Витрувий, перечисляя известные ему сочинения по архитектуре, упоминает и Иктина: «О дорийском храме Минервы на афинском акрополе (выпустили книгу) Иктин и Карпион...» (VII, вст., 12) [3, с. 129]. Несомненный
интерес мастера к теории зодчества дополняет его характеристику как выдающегося представителя передовой для своего времени афинской архитектуры третьей четверти V в. до н. э., в замечательных памятниках которой нашли яркое выражение новые тенденции, определившие дальнейшее развитие всего эллинского зодчества.
Великолепный мастер внутренних пространств, Иктин сумел внести в тяжелые и суровые формы древнего дорического ордера мягкость и легкость, разбив строгую прямоугольную композицию игрой кривых линий. Он создал также своеобразный аттико-дорический ордер, несомненно повлиявший на эволюцию ионического и коринфского ордеров.
Библиографический список
1. Зубов, В.П. Архитектура античного мира. Материалы и документы по истории архитектуры / В.П. Зубов, Ф.А. Петровский. - М. : Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. -519 с.
2. Страбон. География в 17 книгах: перевод, статья и комментарии Г.А. Стратановского / под общ. ред. С.Л. Утченко. - М. : Научно-издательский центр «Ладомир», 1994. - 941 с.
3. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витрувий : ротапринтное издание. - М. : Архи-тектура-С, 2006. - 328 с.