6. Луковникова Е. А. Ветхозаветные прообразовательные сюжеты в византийской монументальной живописи второй половины XIII - середины XIV веков: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04/ Гос. ин-т искусствознания. - М, 2003. - 235 с.
7. Никитина Т. Л. Роспись южного крыльца ростовского Успенского собора //История и культура Ростовской земли: материалы научной конференции. 2017. - Ростов, 2018. - С. 119-129.
8. Никитина Т. Л. Русские церковные стенные росписи 1670 - 1680-х годов. - М.: Индрик, 2015. - 463 с.
9. Никитина Т. Л. Стенопись ростовского Успенского собора XVII века // История и культура Ростовской земли: материалы научной конференции. 2003. - Ростов, 2004. - С.446-460.
©Бикулова А.Э., 2024
УДК 7.072.2
Максимча Арина Юрьевна
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
г. Москва, РФ
ОСОБЕННОСТИ СКУЛЬПТУРНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИКОНОСТАСА УСПЕНСКОГО СОБОРА ГОРИЦКОГО МОНАСТЫРЯ
Аннотация
Созданный московскими мастерами-резчиками в XVIII веке иконостас Успенского собора переславского Горицкого монастыря традиционно относят к стилю барокко. Однако современные исследователи отмечают в нем также принадлежность к стилю рококо. Цель статьи - выделить и описать рокайльные черты иконостаса, которые позволят вписать иконостас Успенского собора Горицкого монастыря в ряд редких памятников в стиле рококо в России. В работе применяется комплексный метод, сочетающий приемы формально-стилистического и сравнительно-типологического анализа скульптурного оформления иконостаса. В результате исследования были выявлены черты, относящие иконостас к стилю рококо: пустые, незаполненные лепниной пространства и часто встречающиеся слияния картушей с криволинейными формами, которые напоминают раковины.
Ключевые слова
Иконостас, рококо, деревянная скульптура, Горицкий Успенский монастырь, епископ Амвросий (Зертис-Каменский)
Maximcha Arina Y.
The Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture
Moscow, Russia
FEATURES OF THE SCULPTURAL DESIGN OF THE ICONOSTASIS OF THE ASSUMPTION CATHEDRAL
OF THE GORITSKY MONASTERY
Abstract
Created by Moscow master carvers in the 18th century, the iconostasis of the Assumption Cathedral of the Pereslavl Goritsky Monastery is traditionally attributed by scientists to the Baroque style. However,
modern studies of the iconostasis reveal that it belongs to the Rococo style. The purpose of the article is to place the iconostasis of the Assumption Cathedral of the Goritsky Monastery among the rare monuments in the Rococo style in Russia. The work uses a complex method that combines the techniques of formal-stylistic and comparative-typological analysis of the sculptural design of the iconostasis. As a result of the study, features were identified that relate the iconostasis to the Rococo style: empty spaces unfilled with stucco and frequent merging of cartouches with curvilinear forms that resemble shells.
Keywords
Iconostasis, Rococo, wooden sculpture, Goritsky Assumption Monastery, Bishop Ambrose (Zertis-Kamensky)
Иконостас Успенского собора Горицкого монастыря является одним из памятников скульптуры середины XVIII века и представляет собой важную часть ансамбля обители. Украшенный многочисленными лепными и резными элементами, он отличается исключительной пышностью и величием. Иконостас Успенского собора Горицкого монастыря принято считать произведением эпохи елизаветинского барокко. Заведующий архитектурным отделом Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» А.Г. Мельник отмечает его принадлежность и к стилю рококо [5].
Выделение и описание рокайльных черт иконостаса позволит вписать иконостас Успенского собора Горицкого монастыря в ряд редких памятников в стиле рококо в России. Для этого необходим комплексный метод, сочетающий приемы формально-стилистического и сравнительно-типологического анализа скульптурного оформления иконостаса.
Горицкий монастырь был основан при Иване Калите в начале - первой половине XIV века. В 1754 году обитель возглавил епископ Амвросий (Зертис-Каменский). Тогда же, в период с 1748 по 1765 год, он был настоятелем и Ново-Иерусалимского монастыря, в котором в это время было начато возведение купола, перекрывающего всю центральную часть собора. Для воплощения такого грандиозного проекта был приглашен архитектор Растрелли, а для создания лепного и резного декора собора были выбраны мастера самого высокого уровня и некоторых из них епископ Амвросий пригласил и для восстановления Горицкого монастыря.
С 1755 по 1764 год Горицкий монастырь принимает вид цельного ансамбля: на территории обители на месте прежних построек был возведен и украшен новый Успенский собор, к которому пристроено огромное здание Гефсимания, переделаны старые постройки. План перестройки ансамбля уникален не только мастерством исполнения, но и самой задумкой: разные по функциям сооружения соединяются в целостную композицию.
Центральной частью ансамбля является Успенский собор. Доподлинно неизвестно, кто именно руководил работами по его возведению, но сохранились документы, подтверждающие участие в создании собора таких архитекторов, как Карл Бланк, Иван Жуков, синодальный архитектор Иван Яковлев, гезель-архитектор Метлин. Иван Яковлев и архитектор Метлин числились в мастерской Дмитрия Ухтомского, создавшего колокольню Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры. Не исключено и то, что сам Ухтомский принимал участие в создании Успенского собора. Известно, что епископ Амвросий хотел превратить Успенский Горицкий монастырь в место особого почитания Богоматери. Успенский собор имел два боковых придела: южный - Благовещенский, северный - Рождественский. Начавшееся с запада строительство Гефсимании - дома Богородицы, где предполагалось поставить копию ее гроба и совершать перед ним особый чин «погребения Богородицы», к сожалению, завершено не было. Впоследствии здание было разобрано. Совершение чина Погребения Богоматери требовало использование всех частей храма как единого целого пространства, что сделало необходимым не только изменение внешнего облика собора, но и полного обновления его
внутреннего убранства. Роскошные интерьеры были украшены живописными панно и лепниной. Иконостас, занимающий восточную часть храма, стал центром композиции.
Работа над иконостасом началась в 1759 году. Его созданием занимался московский мастер-резчик Яков Ильич Жуков [4], который в это же время делал иконостас по проекту Карла Бланка в Никитском монастыре. Отдельные резные элементы изготавливались в Москве, оттуда, по мере готовности, их перевозили в Никитский монастырь.
Н.В. Малицкий предполагает, что проект сохранившегося иконостаса Горицкого монастыря тоже принадлежит Карлу Бланку [4]. Чтобы подтвердить причастность архитектора к этому проекту, следует обратиться к факту совместной работы Бланка с резчиком Жуковым, а также выявить наличие рокайльных элементов в декоре, схожих по стилю с оформлением иконостаса Никитского монастыря.
Высокий позолоченный иконостас Успенского собора Горицкого монастыря состоит из пяти рядов: местного, двух праздничных, деисусного и пророческого. Композиция иконостаса центрическая: благодаря рядам колонн она поделена на три горизонтальных яруса, а вертикальное членение создается двумя симметричными боковыми частями и центральной, которая выделяется за счет небольшого выноса вперед (Рис. 1). Первый ряд колонн объединяет местный и первый праздничный ряд, на втором уровне колоннами соединены второй праздничный и деисусный, а пророческий ряд выделен пилястрами. Капители колонн композитного ордера украшены небольшими скульптурными изображениями ангелов, тело каждой колонны гладкое, нижняя часть, составляющая одну треть, декорирована каннелюрами.
Рисунок 1 - Фото иконостаса Успенского собора Горицкого монастыря Источник: фото автора
Иконостас пышно украшен скульптурными изображениями сил Небесных и святых, а также большим количеством лепных и резных растительных мотивов. Киоты всех икон обрамлены венками из стилизованных листьев. Сами киоты имеют разную форму: обрамление у икон первого ряда арочное, на двух праздничных рядах встречаются прямоугольные, а также в форме вытянутых либо по вертикали, либо по горизонтали эллипсов (картуши). Иконы двух верхних рядов иконостаса вставлены в квадратные и прямоугольные киоты. Все формы дополнены криволинейным симметрично расположенным лепным и резным декором: рамы обрамляют пышные венки, а гирлянды украшают антаблементы.
Иконостас декорирован не только многочисленными растительными мотивами, но и круглой скульптурой и рельефами. На первом ярусе в центральной части фигуры ангелов расположены по бокам от колонн. Чтобы создать ощущение приземленности и утяжелить нижнюю часть композиции иконостаса, мастера намеренно создают скульптуры именно стоящих ангелов. Антаблемент второго яруса украшен приставленными к пьедесталам колонн ангелами. Небесные силы изображены сидящими на криволинейных архитектурных формах, напоминающих волюты. В руках у ангелов символы небесных сил и царской власти - державы и рипиды. Скульптурные образы ангелов выполнены рукой мастера высокого уровня: изящные за счет скругления форм позы, живоподобная моделировка черт лица, а также явная ориентация на европейские образцы (Рис. 2). Скульптура и лепной декор гармонично дополняют иконы.
Рисунок 2 - Лепной декор иконостаса Успенского собора Горицкого монастыря Источник: фото автора
Композиционной доминантой иконостаса являются Царские врата, украшенные рельефным изображением апостолов (Рис. 3). Первоначально считалось, что представленный сюжет - Тайная Вечеря. Композиция была введена в научный оборот М. В. Рудченко как «Тайная вечеря» в статье: Рудченко, М.В. «Иконостасы XVIII — первой половины XIX века в храмах верхневолжских областей» [9]. Также, автор статьи рассматривает композицию иконостаса Горицкого монастыря как первый пример в ряду иконостасов с изображениями данного сюжета на Царских вратах - иконостас церкви Рождества Христова в Ярославле (1750-е гг.); иконостас церкви Рождества Христова в Нижнем Аблязове (вторая половина XVIII в.); иконостас Смоленской церкви Троице-Сергиевой Лавры (1748 г., арх. Д.В. Ухтомский). Но при внимательном изучении композиции становится ясно, что это спорная атрибуция сюжета: в нижней части изображены двенадцать фигур, а венчает композицию резное изображение Богоматери в рост в окружении головок ангелов и облаков. Дело в том, что при изображении Тайной Вечери и Евхаристии в традиционной иконографии не принято изображать Богородицу. Такой сюжет можно трактовать, как «Явление Богоматери Апостолам», описанное в житии Пресвятой Богородицы: «Когда апостолы вернулись от гроба, они только говорили и думали о
Богоматери, недоумевая, что сделалось с Ее телом. В конце своей трапезы, когда они поднялись со своих мест для того, чтобы воздать свои молитвы Господу, то услышали ангельское пение, подняли глаза и увидели стоящую в воздухе Богоматерь, Приснодеву Марию небесную славою и окружающую множеством ангелов» [3]. Важно отметить, что композиция с апостолами включает только двенадцать фигур учеников Христа, а не тринадцать.
Рисунок 3 - Царские врата иконостаса Успенского собора Горицкого монастыря
Источник: фото автора
Рельефное изображение апостолов, сидящих за столом, дополнено символами евангелистов -тетраморфом. Фон композиции напоминает барочный интерьер с пышным растительным декором, а прорезанные окна в представленном помещении создают эффект глубины пространства. Такой же прием используется мастерами, когда для царских врат выбирают сюжет «Тайная Вечеря». Возможно, именно это совпадение стало определяющим в ошибочной атрибуции сюжета рассматриваемого образца иконостаса. Над Царскими вратами расположен резной позолоченный балдахин, над которым находится икона Тайная Вечеря, а венчает сюжет «Явление Богоматери апостолам» символ царской власти - корона.
Всю композицию иконостаса завершает киот с иконой «Коронование Богоматери», обрамление которой украшено растительными мотивами, криволинейными формами, а над киотом установлено стилизованное облако, из которого исходят многочисленные лучи света.
Резной и лепной декор иконостаса Успенского собора Горицкого монастыря во многом соответствует стилю барокко: внушительные размеры иконостаса, пышные растительные мотивы, а также многочисленные фигуры ангелов. Но среди мотивов можно выделить и рокайльные черты:
1) пустые, не заполненные лепниной пространства, которые есть на телах колонн;
2) часто встречающиеся слияния картушей с криволинейными формами, напоминающие раковины;
3) соединения антропоморфных элементов с растительными.
Похожие отличительные особенности можно встретить и в иконостасе Сампсониевского собора (1730-е гг.) [1], а также в описании утраченного иконостаса собора Переславского Никитского монастыря (1759 г.). Исследователи относят эти иконостасы к примерам смешения стиля барокко с рокайльными чертами.
Уникальность иконостаса Успенского собора Горицкого монастыря заключается не только в высочайшем мастерстве в создании пышных пластических форм, но и том, что иконостас является одним из немногих примеров рокайльных иконостасов XVIII века на территории России. Список использованной литературы:
1. Аплаксин А.П. Сампсониевский собор в С.-Петербурге. 1709-1909. СПб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборга, 1909. 12 с. + 55 л. ил.
2. Добронравов В., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир: типо-лит. В.А. Паркова, 1893. 114 с.
3. Корольков Иоанн, прот. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Киев: Тип. Акц. об-ва «Петр Барский в Киеве», 1914. 115 с.
4. Малицкий Н. В. История Переславской епархии. Труды Владимирской учёной архивной комиссии. Владимир на Клязьме: Тип. губ. правления, 1912. 408 с.
5. Мельник А. Г. Иконостас, созданный в стиле рококо по проекту архитектора Карла Бланка в соборе Переславского Никитского монастыря // История и культура Ростовской земли. 2017. Ростов 2018. С. 376-385.
© Максимча А.Ю., 2024