Научная статья на тему 'ИКОНОГРАФИЯ «СПАС НЕДРЕМАННОЕ ОКО» В РОСПИСИ ЮЖНОЙ ПАПЕРТИ УСПЕНСКОГО СОБОРА РОСТОВСКОГО КРЕМЛЯ'

ИКОНОГРАФИЯ «СПАС НЕДРЕМАННОЕ ОКО» В РОСПИСИ ЮЖНОЙ ПАПЕРТИ УСПЕНСКОГО СОБОРА РОСТОВСКОГО КРЕМЛЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
34
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
Ростов Великий / Ростовский Кремль / Успенский собор / южная паперть / фреска / иконография / «Спас Недреманное Око» / Дмитрий Григорьев Плеханов / Гурий Никитин / Rostov the Great / Rostov Kremlin / Assumption Cathedral / south porch / fresco / iconography / «The Ever Watchful Eye» / Dmitrii Grigor’ev Plekhanov / Gury Nikitin

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бикулова Ангелина Эрнестовна

В южной паперти ростовского Успенского собора XVII в. изображена фреска «Спас Недреманное Око», созданная в переходный период между Древней Русью и новой эпохой Петра I, на рубеже XVII – XVIII вв. Сцена южной паперти ростовского Успенского собора отражает стилистические изменения в иконографии «Недреманное Око», связанные с особенностями экспрессивного направления ростовской школы живописи второй половины XVII в. Цели работы включают изучение истории развития иконографии «Спас Недреманное Око», выявление иконографических и стилистических особенностей, а также введение фрески в контекст эволюции иконографии. В работе использован комплексный метод, сочетающий приемы искусствоведческого, сравнительно-типологического и формально-стилистического анализа. В результате исследования было выявлено, что фреска Успенского собора относится к иконографическому изводу, характерному для XVII в., в котором, помимо Иисуса Христа, Богоматерь и ангел изображены по бокам от ложа. Редкой иконографической деталью композиции является подлетающий к ложу серафим. В росписях композиции «Спас Недреманное Око» присутствуют черты экспрессивного направления местной ростовской школы живописи второй половины XVII в, которые были также отмечены в росписях интерьера Собора в 1670 – 1680-х гг., выполненных артелью Гурия Никитина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICONOGRAPHY «THE EVER WATCHFUL EYE» IN THE PAINTING OF THE DORMITION CATHEDRAL’S SOUTH PORCH IN THE ROSTOV KREMLIN

On the south porch of Rostov Assumption Cathedral of the XVII century depicts the fresco «The Ever Watchful Eye», created in the transitional period between Ancient Rus’ and the new era of Peter the Great, at the turn of the XVII – XVIII centuries. The scene of the south porch of the Rostov Dormition Cathedral reflects stylistic changes in the iconography of the «Spas Nedremannoe Oko», associated with the features of the expressive direction of the Rostov school of painting in the second half of the 17th century. The purposes of the work include studying the history of the development of the iconography of «The Ever Watchful Eye», identifying iconographic and stylistic features, as well as introducing the fresco into the context of the evolution of iconography. As a result of the study it was revealed that the fresco of the Rostov Assumption Cathedral belongs to the iconographic version characteristic of the XVII century, in which, in addition to Jesus Christ, the Mother of God and the angel are depicted on the sides of the bed. A rare iconographic detail of the composition is the seraphim flying up to the bed. In the paintings of the composition there are features of the expressive direction of the local Rostov school of painting of the second half of the XVII century, which were also noted in the paintings of the interior of the Cathedral in 1670 – 1680s, executed by the artel of Gury Nikitin.

Текст научной работы на тему «ИКОНОГРАФИЯ «СПАС НЕДРЕМАННОЕ ОКО» В РОСПИСИ ЮЖНОЙ ПАПЕРТИ УСПЕНСКОГО СОБОРА РОСТОВСКОГО КРЕМЛЯ»

Бикулова Ангелина Эрнестовна

Российская Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

г. Москва, РФ

ИКОНОГРАФИЯ «СПАС НЕДРЕМАННОЕ ОКО» В РОСПИСИ ЮЖНОЙ ПАПЕРТИ УСПЕНСКОГО

СОБОРА РОСТОВСКОГО КРЕМЛЯ

Аннотация

В южной паперти ростовского Успенского собора XVII в. изображена фреска «Спас Недреманное Око», созданная в переходный период между Древней Русью и новой эпохой Петра I, на рубеже XVII -XVIII вв. Сцена южной паперти ростовского Успенского собора отражает стилистические изменения в иконографии «Недреманное Око», связанные с особенностями экспрессивного направления ростовской школы живописи второй половины XVII в. Цели работы включают изучение истории развития иконографии «Спас Недреманное Око», выявление иконографических и стилистических особенностей, а также введение фрески в контекст эволюции иконографии. В работе использован комплексный метод, сочетающий приемы искусствоведческого, сравнительно-типологического и формально-стилистического анализа. В результате исследования было выявлено, что фреска Успенского собора относится к иконографическому изводу, характерному для XVII в., в котором, помимо Иисуса Христа, Богоматерь и ангел изображены по бокам от ложа. Редкой иконографической деталью композиции является подлетающий к ложу серафим. В росписях композиции «Спас Недреманное Око» присутствуют черты экспрессивного направления местной ростовской школы живописи второй половины XVII в, которые были также отмечены в росписях интерьера Собора в 1670 - 1680-х гг., выполненных артелью Гурия Никитина.

Ключевые слова

Ростов Великий, Ростовский Кремль, Успенский собор, южная паперть, фреска, иконография, «Спас Недреманное Око», Дмитрий Григорьев Плеханов, Гурий Никитин.

Angelina Ernestovna Bikulova

Russian Academy Painting, Sculpture and Architecture Ilya Glasunov

Moscow, Russia

ICONOGRAPHY «THE EVER WATCHFUL EYE» IN THE PAINTING OF THE DORMITION CATHEDRAL'S SOUTH PORCH IN THE ROSTOV KREMLIN

Abstract

On the south porch of Rostov Assumption Cathedral of the XVII century depicts the fresco «The Ever Watchful Eye», created in the transitional period between Ancient Rus' and the new era of Peter the Great, at the turn of the XVII - XVIII centuries. The scene of the south porch of the Rostov Dormition Cathedral reflects stylistic changes in the iconography of the «Spas Nedremannoe Oko», associated with the features of the expressive direction of the Rostov school of painting in the second half of the 17th century. The purposes of the work include studying the history of the development of the iconography of «The Ever Watchful Eye», identifying iconographic and stylistic features, as well as introducing the fresco into the context of the evolution of iconography. As a result of the study it was revealed that the fresco of the Rostov Assumption Cathedral belongs to the iconographic version characteristic of the XVII century, in which, in addition to Jesus Christ, the Mother of God and the angel are depicted on the sides of the bed. A rare

iconographic detail of the composition is the seraphim flying up to the bed. In the paintings of the composition there are features of the expressive direction of the local Rostov school of painting of the second half of the XVII century, which were also noted in the paintings of the interior of the Cathedral in 1670 -1680s, executed by the artel of Gury Nikitin.

Keywords

Rostov the Great, Rostov Kremlin, Assumption Cathedral, south porch, fresco, iconography, «The Ever Watchful Eye», Dmitrii Grigor'ev Plekhanov, Gury Nikitin

Вступление

Росписи Успенского собора Ростовского Кремля являются памятниками монументальной живописи стиля ростовской школы XVII в., отличающейся пышной декоративностью, праздничным колоритом и повышенным вниманием к деталям. Предметом исследования в статье является иконографическая схема фрески «Спас Недреманное Око» в южной паперти Успенского собора, которая относится к 1690-м гг. На фреске изображена редкая сцена, которая к XVIII в. дополняется новыми композиционными деталями, поэтому сцена имеет большое значение для изучения эволюции развития иконографии «Спас Недреманное Око». Целями работы являются рассмотрение истории развития иконографии «Спас Недреманное Око», выявление иконографических и стилистических особенностей фрески ростовского Успенского собора, а также введение композиции в контекст эволюции иконографии. В работе использован комплексный метод, сочетающий приемы искусствоведческого, сравнительно-типологического и формально-стилистического анализа.

В настоящее время отсутствуют отдельные работы, посвященные иконографии фрески «Спас Недреманное Око» ростовского Успенского собора, существующие исследования посвящены истории развития иконографии «Спас Недреманное Око» и стилистическим особенностям ростовской школы живописи. В работах по иконографии рассматривалось богословское содержание образа, литературные источники иконографии «Недреманное Око» (С. Н. Гукова [3]), особенности композиции в византийской и древнерусской традициях (Н. П. Кондаков [5], Е. А. Луковникова [6], Р. И. Клевцова [4]), а также специфика иконографической схемы южной паперти ростовского Успенского собора с упоминанием рассматриваемой фрески (Т. Л. Никитина [7]). В связи со стилистическими особенностями памятника исследовались художественные традиции ярославских и костромских мастерских в монументальной живописи (В. Г. Брюсова [1]) и иконах (В. И. Вахрина [2]), а также в росписях ростовского Успенского собора (Т. Л. Никитина [9]).

1. Развитие иконографии «Спас Недреманное Око»

«Спас Недреманное Око» — иконография, представляющая Христа в виде Эммануила, диагонально возлежащего на ложе с открытыми глазами, подперев правой рукой голову. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем обычно изображен летящий ангел с орудиями страстей. В качестве фона чаще всего используется цветущий сад.

Иконография образа Христа «Недреманное Око» основана на текстах Ветхого завета, где возвещается о Христе как о Спасителе: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт. 49, 9); «Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!» (Чис. 24, 9). Песнопения утрени Великой Субботы и Пасхи являются дополнительным источником, указывающие на темы страданий, смерти и Воскресения [6, c. 65].

Самый ранний пример сцены «Недреманное Око» относится к XIII в. в Грузии, в изводе иконографии которой представлен только Младенец Христос, дремлющий на бордовом ложе. Ноги Его не скрещены, в левой руке Он держит свиток, правой подпирает щеку. С конца XIII в. «Недреманное Око» распространяется на Балканах. Появляется извод с большей повествовательностью, в котором изображаются также Богоматерь, склоняющаяся над одром, и ангелы (один или два) с орудиями страстей. Ангел представлен впервые в Оморфи Экклесии в Афинах 1290-х гг. Извод иконографии «Недреманное Око» конца XIII в. сосуществовал с вариантом сцены начала века, и при этом являлся основным при выборе композиции [6, с 64-67].

Впоследствии «Недреманное Око» становится традиционной композицией в монастырских церквях в XVI в. В соборах монастырей Афона и Метеор в Греции воспроизводили извод иконографии, примером для которого, вероятно, послужил собор Протата, расписанный в 1290-х гг. Чаще всего на Афоне сюжет размещали на западной стене над входом. Традиционным для западной стены также является размещение изображений архангелов у портала, что указывает на жертвенный смысл иконографии и приобретение композицией охранительной функции. В Успенском соборе Ростовского Кремля по двум сторонам от портала под сценой «Недреманное Око» расположены фигуры архангелов. Следовательно, художник ростовских фресок продолжает традицию монастырей Афона, в которых традиционным было размещение изображений архангелов по бокам от портала, обладающих защитной функцией.

В древнерусской традиции иконография «Спас Недреманное Око» формируется к середине XVI в. в иконе, с XVIII в. - в монументальном искусстве [3, с 132]. Классическим вариантом иконографии становится развитый извод с Христом, Богоматерью и двумя (реже с одним) ангелами [5, с 160]. Подобная композиция представлена над порталом в ростовском Успенском соборе.

В XVII в. на Руси в иконографии «Спас Недреманное Око» некоторые детали изменяются: например, одр приобретает монументальные формы престола, возвышающегося на колонках поверх полукруга, обозначающего землю. Богоматерь и ангелы представлены в церемониальных позах по сторонам. Ангелы же с орудиями страстей слетают с небес [5, с 67].

2. Иконографические и стилистические особенности фрески «Спас Недреманное Око» ростовского Успенского собора

Фреска Успенского собора относится к иконографическому изводу, который является классическим. Композиция фрески представляет Христа Эммануила, возлежащего на одре, который приобрел монументальные формы престола на колонках. У Христа открыты глаза, голова лежит на правой руке, согнутой в локте, Он покрыт золотой тканью. Сложно говорить о первоначальном цвете одеяний, так как часть росписей была значительно изменена в ходе реставрации середины XX в.

Слева от Иисуса Христа изображена Богоматерь в молитвенном предстоянии. Справа от одра находится ангел, держащий в руке Голгофский крест. По-видимому, в другой руке мог находиться утраченный атрибут - процветшая ветвь, которая является классической иконографической деталью композиции и вызывает прямую ассоциацию с Благовещением и ветхозаветным символом Богородицы - процветшим жезлом Аарона. Сверху к Младенцу подлетает шестикрыл с орудиями страстей. Чаще в иконографии «Недреманное Око» можно встретить второго ангела, спускающегося к Спасителю. Сохранилось немного примеров, где изображен серафим вместе с ангелом (икона «Спас Недреманное Око» XVII в. из частной коллекции и Пермской государственной художественной галереи). Следовательно, изображение одного серафима является редкой для сцены особенностью.

Рисунок 1 - Роспись портала южного крыльца ростовского Успенского собора

Источник: Фото автора

Фон фрески в основном не сохранился. Однако в нижней части сцены видны небольшие фрагменты, выполненные в приглушенных тонах и украшенные узором в виде завитков. Изображение растительности на фоне было типично для иконографии «Спас Недреманное Око» XVII в. и символизировало Рай. На псковской иконе второй половины XVI в. в нижней части композиции изображены плывущие лебеди [4, с. 162], а на горках прорисованы небольшие завитки, символизирующие воду. По-видимому, в сцене Успенского собора Ростовского Кремля мог быть использован мотив завитка как символ воды, что указывает на первоначальную пышную райскую растительность на фоне.

В исследованиях ростовского Успенского собора недостаточно внимания уделяют вкладу мастера Дмитрия Григорьева Плеханова, хотя стилистические особенности фрески на южном крыльце и откосах южного портала 1698 г. являются значимыми [9, с 446].

Сюжет имеет камерную интонацию, определяющую построение всей композиции. Символическим и композиционным центром является фигура Христа. Ложе с двух сторон фланкируют Богоматерь и ангел, сверху композицию замыкает летящий шестикрыл. Фигуры Богоматери и двух ангелов создают композиционно треугольник, тем самым усиливается акцент на центральное изображение. Сцена ограничена архитектурной формой арки портала, за счет чего фигуры расположены близко к одру, что подчеркивает интимный характер молитвенного предстояния.

Изображения в некоторых местах накладываются друг на друга из-за близкого расположения фигур. Например, крыло ангела справа перекрывает колонка ложа, тем самым усиливается эффект плотного расположения фигур в пространстве.

Большую роль в изображении фрески играет рисунок. Мастер использует удлиненные линии для проработки складок одеяний, а при моделировке более мелких частей изображения линии становятся короткими и дробными. В личном заметна работа иконописца с линией: очертания ликов пластичные и за счет растушевки приобретают большую мягкость. Важную роль играет тема круга: нимбы, изголовье ложа, крылья ангелов вторят друг другу. В композиции сочетается строгость и острота рисунка за счет жестких вертикальных и горизонтальных линий в драпировках одеяний, и мягкая покатость в верхней части изображения. В колорите основными цветами являются охра, киноварь и лазурит, оттенок которых усиливается за счет того, что краска положена в несколько слоев. Для южного крыльца ростовского Успенского собора колорит является классическим.

Во второй половине XVII в. (1660 - 1670-е гг.) в ростовской школе живописи развивалось экспрессивное направление в монументальном искусстве и в иконах. Особенностями стиля являются удлиненность пропорций фигур, общий коричневато-охристый тон колорита, дополненный киноварными и темно-зелеными цветами, а также письмо ликов, выполненное по зеленому санкирю охрой с легкой подрумянкой и с энергичными белильными движками вокруг глаз, на лбу, кончике носа и подбородке [2, с 25]. В фреске «Спас Недреманное Око» отображены те же особенности стиля, однако из-за плохой сохранности личного сложно говорить о письме ликов.

Основные росписи во внутреннем интерьере Успенского ростовского собора, созданные в 1670 - 1671-х гг. с участием Гурия Никитина, отличаются изысканностью художественно-декоративного решения, характерного также для ярославской школы живописи, колоритом, сочетающим лазурит, охру и редкие яркие вспышки киновари и лаконизмом художественных средств. Гурий Никитин был одним из наиболее передовых художников эпохи, и его творчество влияло на многих мастеров второй половины XVII в. Дмитрий Григорьев Плеханов ориентировался на стиль Гурия Никитина, но более строго придерживался традиций иконописного письма, даже в сложных динамичных массовых сценах. Однако двух художников объединяет общая черта - прирожденное умение к созданию монументальных образов, воскрешающих великие традиции эпического искусства Древней Руси [1, с. 77-79, 113-114].

Фрески Гурия Никитина и Дмитрия Григорьева Плеханова близки по стилю к местной ростовской школе живописи 1660 - 1670-х гг. Гурий Никитин работал над росписями Успенского собора тогда, когда локальный ростовский стиль оказывал активное влияние на живопись. Дмитрий Григорьев Плеханов создал композиции, которые являются продолжением богословского содержания и стиля, заложенные артелью Гурия Никитина. Следовательно, мастер продолжает традиции, заложенные в 1660 - 1670-х гг., и гармонично завершает ансамбль росписей Успенского ростовского собора.

3. Фреска Успенского ростовского собора в контексте эволюции иконографии «Спас Недреманное Око»

Иконография «Спас Недреманное Око» представляет Христа Эммануила, диагонально возлежащего на ложе с открытыми глазами, подперев правой рукой голову. Ему предстоят Богородица и Ангел, над ложем обычно изображен летящий ангел или серафим с орудиями страстей.

В XVII в. на Руси в сцене «Недреманное Око» появляется композиция, где одр приобретает монументальные формы престола, возвышающегося на колонках поверх полукруга, обозначающего землю.

В монументальной живописи и в иконах второй половины XVII в. встречается образ подлетающего одного ангела с орудиями страстей. В росписях не только Успенского собора, но и церквей Иоанна Богослова и Зачатия св. Анны ростовского Кремля встречаются композиции

иконографии «Спас Недреманное Око», в которых присутствует изображение серафима над ложем. Росписи церквей Иоанна Богослова и Зачатия св. Анны относятся к периоду 1670 - 1680-х гг. и могли быть прототипами сцены южной паперти Успенского собора. Гурий Никитин и Дмитрий Григорьев Плеханов работали над фресками в Ростовском Кремле в этот период и, по-видимому, оказали влияние друг на друга в разработке иконографических программ церквей и собора.

Композиция «Спас Недреманное Око» южного портала Успенского ростовского собора повторяет извод с большей повествовательностью, в котором, помимо Младенца Христа, изображена Богоматерь и ангел по сторонам от ложа. Особенностью фрески «Недреманное Око» ростовского Кремля является образ подлетающего серафима с орудиями страстей, что является редкой иконографической деталью.

Заключение

Самый ранний пример иконографии «Спас Недреманное Око» сохранился на фреске XIII в. в Грузии, в композиции которой представлен только Младенец Христос на ложе. К концу века складывается извод сцены с большей повествовательностью, в котором изображаются также Богоматерь, склоняющаяся над одром, и ангелы (один или два) с орудиями страстей. В древнерусской традиции иконография «Спас Недреманное Око» формируется к середине XVI в. В XVII в. на Руси в иконографии «Спас Недреманное Око» меняется композиция: одр приобретает монументальные формы престола.

Композиция «Спас Недреманное Око» ростовского Кремля относится к изводу сцены с большей повествовательностью, в которой, помимо Иисуса Христа, Богоматерь и ангел изображены по бокам от ложа. Редкой иконографической деталью композиции является подлетающий к ложу один серафим и отсутствие второго ангела рядом с ним, что повторяется в церквях 1670 - 1680-х гг. ростовского Кремля. Фреска Успенского собора представляет собой иконографический извод, который является классическим для XVII в.

Композиция «Спас Недреманное Око» была выполнена позже основной росписи Успенского собора Ростовского Кремля под руководством Гурия Никитина. Дмитрий Григорьев Плеханов в 1698 г. сохранил художественные традиции, восходящие к экспрессивному направлению ростовской школы живописи и появившиеся уже в работах Гурия Никитина 1670 - 1680-х гг. Особенностями местного стиля являются удлиненность пропорций фигур, общий коричневато-охристый тон колорита с киноварными и темно-зелеными цветами, что типично и для росписей Гурия Никитина и Дмитрия Григорьева Плеханова.

Сцена «Спас Недреманное Око» встречается не только в Успенском соборе, но в церквях Иоанна Богослова и Зачатия св. Анны ростовского Кремля, которые были расписаны в 1670 - 1680-х гг. По-видимому, композиции 1670 - 1680-х гг. могли быть прототипами сцены южного портала ростовского Успенского собора. Все композиции отображают редкую иконографическую деталь - образ подлетающего серафима над ложем.

Список использованной литературы:

1. Брюсова В. Г. Русская живопись 17 века. М.: Искусство, 1984. - 338 с.

2. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М.: Северный паломник, 2003. - 415 с.

3. Гукова С. Н. Спас Недреманное Око: к иконографии и содержанию образа // Spicilegium Byzantino-Rossicum. Сборник статей к 80-летию член-корреспондента РАН И.П. Медведева. - М.: Индрик, 2015. -С. 129-152.

4. Клевцова Р. И. Соловецкая икона «Спас Недреманное око»// Материалы и исследования. Вып. 22 / Музеи Московского Кремля. - М., 2014. - С. 153 - 167.

5. Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1.: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - 97 с.

6. Луковникова Е. А. Ветхозаветные прообразовательные сюжеты в византийской монументальной живописи второй половины XIII - середины XIV веков: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04/ Гос. ин-т искусствознания. - М, 2003. - 235 с.

7. Никитина Т. Л. Роспись южного крыльца ростовского Успенского собора //История и культура Ростовской земли: материалы научной конференции. 2017. - Ростов, 2018. - С. 119-129.

8. Никитина Т. Л. Русские церковные стенные росписи 1670 - 1680-х годов. - М.: Индрик, 2015. - 463 с.

9. Никитина Т. Л. Стенопись ростовского Успенского собора XVII века // История и культура Ростовской земли: материалы научной конференции. 2003. - Ростов, 2004. - С.446-460.

©Бикулова А.Э., 2024

УДК 7.072.2

Максимча Арина Юрьевна

Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова

г. Москва, РФ

ОСОБЕННОСТИ СКУЛЬПТУРНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИКОНОСТАСА УСПЕНСКОГО СОБОРА ГОРИЦКОГО МОНАСТЫРЯ

Аннотация

Созданный московскими мастерами-резчиками в XVIII веке иконостас Успенского собора переславского Горицкого монастыря традиционно относят к стилю барокко. Однако современные исследователи отмечают в нем также принадлежность к стилю рококо. Цель статьи - выделить и описать рокайльные черты иконостаса, которые позволят вписать иконостас Успенского собора Горицкого монастыря в ряд редких памятников в стиле рококо в России. В работе применяется комплексный метод, сочетающий приемы формально-стилистического и сравнительно-типологического анализа скульптурного оформления иконостаса. В результате исследования были выявлены черты, относящие иконостас к стилю рококо: пустые, незаполненные лепниной пространства и часто встречающиеся слияния картушей с криволинейными формами, которые напоминают раковины.

Ключевые слова

Иконостас, рококо, деревянная скульптура, Горицкий Успенский монастырь, епископ Амвросий (Зертис-Каменский)

Maximcha Arina Y.

The Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture

Moscow, Russia

FEATURES OF THE SCULPTURAL DESIGN OF THE ICONOSTASIS OF THE ASSUMPTION CATHEDRAL

OF THE GORITSKY MONASTERY

Abstract

Created by Moscow master carvers in the 18th century, the iconostasis of the Assumption Cathedral of the Pereslavl Goritsky Monastery is traditionally attributed by scientists to the Baroque style. However,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.