РАЗДЕЛ IV
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
УДК 331
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Глухова З.В., кандидат экономических наук, доцент, СибАДИ
Аннотация. В статье исследуются особенности системы партнерских отношений на региональном рынке труда Омской области.
Введение
В наши дни устойчивость общественной системы и эффективность рыночной экономики зависят, прежде всего, от характера взаимоотношений предпринимателей и работающих по найму, от взаимоотношений различных ветвей власти, от их способности к нахождению деловых, конструктивных решений, отвечающих интересам страны, общества в целом и каждого класса или социальной группы в отдельности. Социальное партнерство - это наиболее прогрессивная идеология наших дней, формы и методы согласования интересов различных социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия.
На региональном рынке труда в Омской области накоплен определенный опыт становления и развития социального партнерства. Начиная с 1997 года, в области были приняты необходимые нормативные документы, которые регулируют развитие системы партнерства в регионе, среди них: «Закон Омской области от 20 мая 1997 г. №100-ОЗ «О социальном партнерстве»»; «Постановление Главы администрации (Губернатора) Омской области от 11 июня 1999 г. №250-п «О мерах по развитию системы социального партнерства в Омской области»»; «Постановление Главы администрации (Губернатора) Омской области от 15 марта 2000 г. №91-п «О соглашении о социальном партнерстве между федерацией омских профсоюзов, областными объединениями работодателей и Администрацией Омской области на 2000-2001 годы»»; «Закон Омской области от 22 января 2002 г. №9 «О внесении изменений и дополнений в Закон Омской области «О социальном партнерстве»; «Закон Омской области от 29 мая 2003 г. «О деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на территории Омской области»».
Теоретические исследования
За последние четыре года повысилась значимость и эффективность работы областной трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, которая осуществляет практическую работу по постоянному согласованию взаимных интересов между профсоюзами, объединениями работодателей и администрацией. Возросла актуальность рассматриваемых на ее заседаниях вопросов. В рамках работы комиссии проводятся консультации по вопросам практической реализации проблем социальнотрудовой сферы на территории области, рассматриваются все обращения и предложения сторон, а также наиболее острые вопросы социально-трудовой сферы.
В целях взаимодействия областной трехсторонней комиссии и территориальных комиссий в практику работы ОТК входит рассмотрение состояния дел по развитию системы социального партнерства на местном уровне. В настоящее время в районах области в основном сформирована организационная структура социального партнерства - создано 32 районных трехсторонних комиссий, причем 20 было создано в 1998 году.
На основе международного опыта, но, главное, — на основе учета региональной специфики развития общественных отношений — формируется своя, региональная модель системы социально-экономического партнерства. Эта модель имеет свои органы, которые на различных уровнях заключают соответствующие договоры и соглашения. Так, с 1992 г. в регионе заключается свыше 25 отраслевых соглашений, более чем в 70% предприятий и организаций области заключаются коллективные договоры. На федеральном уровне создана трехсторонняя ко-
миссия. Следовательно, сегодня социальное партнерство в регионе — уже не просто существует как теоретическая проблема, но и как вполне определенная практика — приобретает все большее значение и роль в реальной жизнедеятельности общества, в регулировании социально-трудовых отношений.
Важное место в системе коллективнодоговорного регулирования социальнотрудовых отношений занимают соглашения о социальном партнерстве областного и терри-ториального(районного) уровней.
Начиная с 1997 года активизировалась работа по выполнению областного Соглашения о социальном партнерстве между федерацией омских профсоюзов, областными объединениями работодателей и Администрацией Омской области. В результате из 48 пунктов Соглашения на 1996 - 1997 гг. выполнен 41 пункт, выполнено не в полном объеме 5 пунктов, не выполнено 2 пункта. По итогам 2003 года из 95 пункта областного Соглашения на 2004-2005 годы выполняются 79 пункта, частично выполняются 15 пунктов, не выполняются 1 пункт.
В 1998 году в 22 сельских районах (66% от общего числа районов области) действовали Соглашения о социальном партнерстве, из них 17 заключены в 1998 году и 5 Соглашений продолжили свое действие с 1997 года. В 2004 году число сельских районов, в которых заключались соглашения о социальном партнерстве достигло 35 (91% от общего числа районов области). Растет количество заключаемых коллективных договоров как по области так и по городу Омску. Если в 1995 году по Омской области было заключено 1186 коллективных договоров, то в 2003 году эта цифра возросла на 142% и составила 2877 кол. договоров. По городу Омску в 1990 было заключено 113 коллективных договоров, в 1996 уже 501, а в 2003 - 1009, что в 2 раза больше по сравнению с 1996 годом. Также растет количество предприятий, на которых заключаются коллективные договоры. Так, если в 1995 году коллективные договоры заключались на 1181 предприятиях области, а 1999 году эта цифра увеличилась на 59% и составила 1881, то уже в 2003 году их число перевалило за 2,5 тыс. и составило 2877 предприятий, что в 2,4 раза больше по сравнению с 1995 годом [ По материалам внутренней отчетности ТОО «Федерация Омских профсоюзов»].
В переговорном процессе на уровне области интересы работников представляет Федерация омских профсоюзов, в которую входят 20 отраслевых профсоюзов, охватывающих более 493 тысяч человек, что составляет около 50% численности работающих в организациях области. В 11 обкомах
Федерации омских профсоюзов на 2003 год принято 25 отраслевых соглашений.
Сторона работодателей, участвующая в подписании областного трехстороннего Соглашения, представлена областными объединениями работодателей: Союзом товаропроизводителей и работодателей Омской области и Омским областным Союзом предпринимателей. Однако на уровне предприятий достаточно сложно обстоят дела по развитию партнерских отношений. Факторами, осложняющими этот процесс, являются:
- неустойчивость финансово-экономического положения некоторых предприятий области;
- безынициативность профсоюзных организаций или, в большинстве случаев, их отсутствие, как и других представителей работников;
- позиция руководителей организаций, предпочитающих лично решать все вопросы социально-трудового характера;
- недостаточная подготовленность работодателей и работников к проведению переговорного процесса по заключению колдоговоров.
С другой стороны, коллективными договорами охвачена каждая третья организация области (из числа имеющих численность не менее 15 человек), в том числе в г. Омске - 48,4% и в сельских районах - 50,1%. Наибольшее количество коллективных договоров заключено в организациях муниципальной формы собственности
- 51% и государственной - 48%.В организациях негосударственной формы собственности заключено 532 коллективных договора, что составляет 23,2% от общего числа указанных организаций. Из них в сельских районах заключено 400 коллективных договоров, охвативших 36% организаций негосударственной формы собственности, и в г. Омске 132 колдоговора, охвативших 11,3% таких организаций. В целях активизации колдоговорной кампании администрация сельских районов предпринимает определенные меры: главами местного самоуправления утверждаются соответствующие постановления, данные вопросы рассматриваются на коллегиях и совещаниях, составляются и утверждаются графики регистрации колдоговоров.
Перед началом проведения колдоговорной кампании проводятся совместные семинары, совещания с участием администрации района, представителей работодателей и профкомов. Активно используются средства массовой информации. Работники отраслевых обкомов профсоюзов практикуют выезды на места, где доводят до сведения руководителей организаций всех форм собственности основные положения отраслевых тарифных соглашений.
Однако, как показывает практика, некоторые коллективные договоры в Омской области принимаются формально, в них в основ-
ном оговариваются социальные гарантии, установленные действующим законодательством. Имеет место подмена колдоговора Уставом организации или заключением контракта, во многих текстах колдоговоров отсутствуют четко разработанные системы оплаты труда, содержание статей носит общий, зачастую декларативный характер. Хотя участники колдоговорного процесса достаточно критично оценивали Соглашения более высоких уровней, указывая на их обобщенный характер, сами не избежали этих ошибок. Кроме того, в коллективных договорах отсутствуют в качестве приложений Положения о системе оплаты труда, о премировании и о других необходимых нормах; профсоюзы не используют предоставленную Законодательством РФ им самостоятельность собственных разработок отдельных статей. Тексты коллективных договоров по многим положениям дублируют установленные действующим законодательством нормы, становятся формальностью, а возникающие социально - трудовые проблемы не находят отражения в договоре, и их решение напрямую зависит от позиции работодателя (собственника).
Потенциал социально-экономического партнерства реализуется не полностью. Необходимо отметить недостаточную эффективность механизма практической реализации социального партнерства в связи с появлением ряда острых проблем:
- отсутствие механизмов ответственности за невыполнение соглашения (договора), несоблюдение достигнутых договоренностей;
- слабая распространенность коллективно-договорного регулирования социальнотрудовых отношений в негосударственном секторе экономики;
- организационная и правовая неоформленность объединений работодателей на разных уровнях, отсутствие у них реального интереса к объединению с целью участия в регулировании социально-трудовых отношений;
- отсутствие представительных органов работников во многих организациях (в т. ч. на предприятиях малого и среднего бизнеса), недостаточная инициатива органов местного самоуправления, профсоюзов в формировании стороны работников в ходе переговорного процесса на уровне организаций.
Для успешного разрешения указанных проблем необходимо:
- консолидировать и направить усилия всех сторон на дальнейшее развитие системы социального партнерства и установление оптимального баланса интересов работников, работодателей и органов власти;
- повысить роль и ответственность всех сторон социального партнерства и, прежде всего, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в
сфере коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и снижения социальной напряженности в области.
Это позволит дать импульс к дополнительному развитию системы договорного регулирования трудовых отношений и социального партнерства, что должно способствовать достижению на территории области социального компромисса и установлению оптимального сочетания интересов всех сторон социального партнерства.
Система коллективных договоров и соглашений в регионе построена на основе принципа защиты общих, особенных и специфических интересов трудящихся на всех уровнях: региональном, отраслевом, предприятия. Различные формы коллективных договоров и соглашений взаимосвязаны и дополняют друг друга. Генеральное соглашение является правовой основой, опираясь на которую, отраслевые и региональные органы имеют право требовать установления дополнительных льгот и мер социальной защиты для работников соответствующих отраслей и регионов.
В свою очередь, тарифные и региональные соглашения дают возможность конкретизировать социальные гарантии работников отдельных предприятий, причем дополнительные льготы и меры социальной защиты, зафиксированные в тарифных и региональных соглашениях, являются гарантированным минимальным уровнем при разработке коллективного договора на уровне предприятия, находящегося в регионе и отрасли.
Коллективные договоры на предприятиях, в организациях, и учреждениях, не только материализуются, вбирают в себя интересы конкретного трудового коллектива, но и создают условия для нормального воспроизводства рабочей силы. Приходит понимание того, что без коллективного договора работники предприятий могут стать и порою становятся жертвой неограниченного произвола отдельных работодателей. Медленно, но неуклонно растет количество предприятий и организаций, по области, которые заключают колдоговора.
По сравнению с 1998 годом на 20% возросло количество колдоговоров в организациях профсоюза работников строительства, текстильной и легкой промышленности, лесных отраслей, госучреждений, увеличилось количество колдоговоров в организациях здравоохранения, просвещения и культуры. Если в 1998 году 53% организаций области имели колдоговора, то в 2003 году их заключено на 73% предприятий.
Профсоюзными организациями области стало больше уделяться внимания конкретной работе в этом направлении. Регулярно проводятся семинары на предприятиях профсоюзов нефтегазстроя, агропромышленного комплекса, Западно-Сибирской же-
лезной дороги, местной промышленности, госучреждений. Вопросы подготовки колдого-ворной кампании 2005 года были рассмотрены на заседаниях практически всех отраслевых комитетов и советов. В «Федерации омских профсоюзов», при содействии администрации омской области постоянно ведется работа над совершенствованием нормативно-правовой базы по социальному партнерству; за период с 2003-2004 года все действующие региональные нормативные и правовые акты системы социального партнерства приведены в соответствие с требованиями Трудового Кодекса РФ. ТОО «ФОП» в помощь территориальным трехсторонним комиссиям разработан макет «Соглашения о социальном партнерстве между координационным Советом профсоюзов, Администрацией региона и районами объединениями работодателей». Специалистами по труду за 2005 год проведено 850 проверок по вопросам выполнения принятых коллективных договоров и соблюдению трудового законодательства (в 2002 - 646 проверок, в 2001 - 350).
Благодаря активной деятельности ТОО «ФОП», каждый год через отраслевые соглашения и коллективные договоры, обеспечивается повышение среднемесячной заработной платы, в свою очередь, повышение заработной платы осуществлялось в прямой зависимости от роста производительности труда. Так, в течение всего 2003 года профсоюзами предприятий проводились переговоры с работодателями по повышению уровня заработной платы. В результате совместных действий уровень среднемесячной заработной платы работающих Омской области на 1 декабря 2003 года достиг 4794 рублей, что на 24% больше чем на 1 декабря 2002 года. В ряде отраслей, в том числе, в химической и нефтехимической промышленности, электроэнергетике, электросвязи и топливной промышленности, в целом по г. Омску среднемесячная заработная плата превысила величину минимального потребительского бюджета - 5467 рублей [По данным внутренней отчетности ТОО «ФОП»].
Заметим, что благодаря развитию системы социального партнерства в регионах РФ сократилось количество коллективных трудовых споров.
С каждым годом в области все большую популярность приобретают переговоры - сотрудничество, основанные на приоритетных согласиях. При этом предпочтение отдается не формальной «победе», а именно компромиссу. Благодаря чему в Омской области очень резко сократилось количество забастовок.
Так, в 1997 году по области произошло 1323 забастовки, а уже к 2000 году общее количество забастовок сократилось почти в
15 раз. В 2003-05 гг. случаев забастовок зарегистрировано не было.
Проведя анализ динамики количества заключенных коллективных договоров и числа организаций на которых проходили забастовки на территории Омской области можно отследить следующие тенденции: с одной стороны - плавное, стабильное увеличение количества заключенных договоров, а с другой
- постоянное снижение общего количества забастовок на предприятиях.
Дальнейшие исследования, проведенные с использованием корреляционно-регрессионного анализа показали, что имеется устойчивая связь между развитием системы социального партнерства и количеством забастовок (рассчитанный коэффициент корреляции это подтверждает R=-0,67). Эта связь носит отрицательный характер, т. е. с ростом заключаемых коллективных договоров уменьшалось количество забастовок в регионе (Ь=-0,9).
Рассчитанный индекс детерминации показывает, что развитие системы социального партнерства оказало влияние на снижение числа забастовок на 44,89%. Но вместе с развитием данной системы и другие факторы оказали влияние на снижение количества забастовок (появление стабильности в экономике и другие положительные тенденции в области социально-трудовых отношений на рынке труда региона).
Проведенный корреляционно-регрессионный анализ социального партнерства на территории Омской области показал, что данный процесс имеет четкое позитивное развитие. Рассчитанный коэффициент корреляции ^=0,99) показывает четкую закономерность между временем и количеством заключенных коллективных договоров на территории Омской области.
Процесс развития системы социального партнерства на территории Омской области имеет четкую тенденцию развития, о чем говорит рассчитанное уравнение регрессии (У(х)=0,17+0,38*х). Коэффициент Ь=0,23 доказывает эту положительную динамику. Фактор времени оказывает большое влияние на развитие процесса социального партнерства (индекс детерминации d=97,19%, т.е. влияние фактора времени составляет 97,19%).
Сравнительный анализ развития системы социального партнерства показывает, что со временем постоянно увеличивается количество заключенных коллективных договоров как на территории Омской области, так и в среднем по России. Коэффициент корреляции в обоих случаях составил R=0,99; индексы детерминации практически равны: dсp. рф=97,64%, doмск обл =97,19%.
Однако, имеются отличия между темпами развития процесса социального партнерства на территории РФ и Омской области. Темпы роста заключения коллективных договоров по Омской области значительно превышают темпы роста заключения коллективных договоров в среднем по России. Об этом убедительно говорят коэффициенты Ь в уравнениях регрессии (ЬОмск обл.-0,38, Ьср. РФ -0,23)-
Это свидетельствует о том, что правительство Омской области проводит постоянную систематическую политику по развитию системы социального партнерства, направленную на социальную защиту различных слоев населения.
На первый взгляд может сложиться впечатление, что все необходимые условия для развития системы партнерства в регионе уже присутствуют:
- произошел переход к новым рыночным отношениям,
- имеются минимально необходимые правовые основы для развития системы социального партнерства в регионе;
- существуют профсоюзы и организации, представляющие и защищающие интересы трудящихся;
- выделился класс предпринимателей;
- государство и органы местного управления заявили о своей готовности выступить в качестве посредников в отношениях между наемными работниками и работодателями.
Однако в регионе до сих пор в вопросе развития системы социального партнерства существуют серьезные проблемы. Одна из них - отсутствие сильных и мощных профсоюзов, заявляющих о себе как о реальной силе, с которой нельзя не считаться. Существующие в регионе профсоюзы либо слабы, либо занимают откровенно соглашательские позиции. Даже те нечастые акции протеста, которые они проводят, не способны коренным образом изменить ситуацию. Слабы позиции профсоюзов на малых и средних предприятиях. Непродуманные реорганизации, в частности, укрупнение профорганизации, приводят к потере связи профсоюзов с местными организациями и рядовыми членами. Вторая серьезная проблема - низкая дисциплина, отсутствие четко действующей исполнительской вертикали правительственных структур, нарушение провозглашенных ими принципов равенства сторон и открытости при принятии жизненно важных для региона решений.
Нередки случаи, когда работодатели и рабочие занимают схожие позиции и выступают единым фронтом против органов местного управления. К сожалению, существует мнение, что самый безответственный партнер это
- правительство, которое не выполнило большинство пунктов в трехстороннем соглашении, а это нередко приводит к невозможности для предприятий продолжать работу.
Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения трудовых соглашений - отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается вести диалог лишь по проблемам, связанным с подготовкой новых правовых актов. Что же до государственных -региональных программ, которые могут (и должны) привести к стабилизации экономики в регионе, то ни профсоюзы, ни работодатели к их подготовке, к сожалению, не допускаются.
Третья проблема в развитии системы партнерства - несовершенство механизма реализации договорных условий. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются исключительно совещательными органами, они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.
Выводы
1) становление и развитие социального партнерства в Омской области, совпало с началом проведения экономических реформ в России. Негативное воздействие на становление социального партнерства в регионе и его развитие до сих пор оказывает низкий уровень цивилизованности в социальнотрудовых отношениях, зачастую отсутствие понимания необходимости сотрудничества, согласия, партнерства как главного принципа общественного развития. Обеспечение договорного регулирования трудовых отношений на практике потребует создания структур примирения, посредничества, арбитража, трудового судопроизводства, инспекций труда;
2) развитие трудовых отношений предполагает существование влиятельных организаций социальных контрагентов бизнеса -профсоюзов, с их четко осознанными и декларируемыми интересами, с разнообразными институтами представительства этих интересов. Поэтому наличие сильных, сплоченных профсоюзов - непременное условие процесса консолидации работодателей. В этом отношении необходимы дальнейшая разработка и совершенствование законодательства, а также финансовая поддержка развития инфраструктуры организаций и учреждений, способствующих формированию институтов социального партнерства. В этом же направлении должны развиваться законотворчество о труде, занятости, использование опыта международных организаций в области социального партнерства.
Библиографический список:
1.Закон РФ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений».// Российская газета. 1999. 12 мая.
2.Закон Омской области от 29 мая 2003 г. «О деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений на территории Омской области».// Сборник законодательных актов Омской области №9. - Омск: Облстат, 2003. - 215 с.
3. Ведение переговоров. Стратегия переговоров. Сборник материалов. Представительство фонда имени Ф. Эберта в Москве. - М., 1998.
4.Зверев А.Ф. Социальное партнерство в предпринимательстве. Учебное пособие. - М.: РУДН, 2001. - 109с.
5.Иванов О., Гавра Д. Социальное партнерство: некоторые вопросы теории. - СПб., 1994. - 145с.
6.Михеев В.А., Пономаренко Б.Т. Государственная служба: регулирование кон-
фликтов и социальное партнерство. - М., 1996. - 245 с.
7.Тарануха Ю.В. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике. - М.: «Дело и Сервис», 2003. - 230 с.
8.Омский областной статистический ежегодник.- Омск: Облстат, 2006. - 230 с.
The peculiarities of working partnership system in Omsk region labour-market.
Z.V. Gluhova
The article is devoted to the problem of peculiarities of working partnership system in Omsk region labour-market.
Рецензент: В.В. Бирюков, доктор экономических наук, профессор СибАДИ.
Статья поступила 21.02.2008 г.
УДК 620.9
ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ЦЕЛЬЮ ПОЛУЧЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ ПРИ МИНИМАЛЬНЫХ РИСКАХ
В.Ю. Кирничный, доктор экономических наук, профессор СибАДИ В.С. Генрихсон, аспирант СибАДИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются варианты вложения денежных средств в наиболее доходные объекты предпринимательской деятельности, с целью получения максимальной предпринимательской прибыли. Рассмотрены варианты вложения денежных средств в различные сектора экономики: в недвижимость, в паевые фонды, в акции, в банковские вклады.
Введение
В современных экономических тенденциях развития России, при переходе страны от планово-административной системы управления к развитому свободному рынку, появляется ряд новых возможностей получения предпринимательской прибыли.
Основная часть
Во время советского периода понятие «инвестиции» отождествлялось с понятием капитальные вложения, так как в инвестиционном процессе участвовал один и тот же инвестор, называемый им заказчик и контрагенты, не имевшие своих средств на реализацию проектов. Тем самым была создана мощная строительная индустрия во главе которой стоял ГЛАВК (главное управление) который получал заказы от заводов, фабрик, комбинатов, региональных и федеральных властей. В подразделении ГЛАВКа находились строительные тресты, в подразделения которых находились строительно-монтажные управления
(СМУ), автохозяйства, управления производственно-технической комплектации (УПТК). Для выполнения государственного плана выделялись строительные площадки каждому тресту, а трест распределял эти площадки между СМУ.
С переходом к рыночным экономике понятие к слову «Инвестиции» получило другое толкование - как денежные средства, ценные банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, оборудование, лицензии, товарные знаки, кредиты, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другой виды деятельности, в целях получения прибыли и достижения получения социального эффекта. В качестве инвесторов стали выступать как юридические, так и физические лица.
По направлению основной деятельности выделяют индивидуальных и институциональных инвесторов. Индивидуальные инвесторы осуществляют вложение средств для