© B.C. Боркин, 2014
УДК 614.8.084 B.C. Боркин
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Рассмотрены проблемные вопросы и особенности обучения специалистов предприятий по вопросам охраны труда. Сформулированы основные принципы обучения и формирования культуры безопасности.
Ключевые слова: безопасность, охрана труда, культура безопасности, специалист, обучение, компетентность, знания, навыки.
Уровень обеспечения безопасности труда человека в любом современном государстве может служить комплексным критерием оценки степени экономического развития и стабильности данного общества. Это объясняется тем, что всестороннее решение многокритериальных научно-технических проблем требует не только капиталовложений, но и высокой культуры производства и, следовательно, под силу только экономически развитому государству, обладающему четко выверенной законодательной системой.
Реализация вышеуказанных принципов может быть достигнута на основе тщательно проработанной и организованной системы обучения, охватывающей все ступени - от школы до повышения квалификации и подготовки персонала. Поэтому так важна культура безопасности, которая включает в себя помимо ориентации на прибыль, еще и безопасность процессов, а также поведение и обучение персонала.
Культура безопасности предполагает высокую квалификационную и психологическую подготовленность всех работников предприятия, при которой обеспечение безопасности объекта является приоритетной целью
и внутренней потребностью, приводящей к самоосознанию ответственности и самоконтролю при выполнении всех работ.
Предприятия с потенциально опасными производствами и объектами должны проводить политику, при которой обеспечение безопасности обладает высшим приоритетом по сравнению с остальными видами деятельности предприятия.
Культура безопасности предприятия должна основываться на следующих принципах [1]:
- осознании каждым работником важности и значимости обеспечения безопасности;
- ответственности каждого работника, реализуемой через понимание и неукоснительное выполнение должностных инструкций;
- высоком уровне знаний и компетентности руководителей, обеспечивающих подготовку персонала и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности;
- регулярном осуществлении надзора и контроля за состоянием систем, ответственных за безопасность предприятия, и за подготовкой персонала.
Культура безопасности обеспечивается через систему подготовки кад-
ров и повышения квалификации, экологическое образование.
Вхождение России в ВТО значительно актуализирует проблему безопасного и эффективного труда на производстве. Особенно остро проявляются проблемы обеспечения безопасности труда на промышленных предприятиях, машиностроительных заводах и горнодобывающих предприятиях [3], где формирование и действие вредных и опасных факторов потенциально возможно на протяжении всех технологических процессов, из которых состоит трудовая деятельность человека. Одним из способов достижения безопасности труда на предприятиях вне зависимости от их форм деятельности является гибкое обучение специалистов по охране труда для достижения ими необходимого уровня компетентности. Факт, заключающийся в том, что действия рабочего персонала создают предпосылки к возникновению несчастного случая как локального характера, связанного с воздействием непосредственно на специалиста и окружающую среду, так и масштабного характера, не вызывает сомнений, поскольку подтверждается анализом статистики крупных аварий за последние десятилетия [2].
Ладим четкое определение понятиям «специалист» и «компетентность».
Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, навыками, опытом работы в определенной отрасли экономики или науки, получившее специальность по образованию или в практической деятельности.
Компетентность - наличие и демонстрация необходимой подготовки, достаточных знаний, умений и опыта для выполнения конкретной работы (ГОСТ 12.0.230-2007).
В настоящий момент в России действуют ратифицированные конвенции
Международной организации труда (МОТ), кроме того, существует целый ряд ГОСТов с датами введения от 2009 и 2010 г., направленных на адаптацию существующих или разработку новых систем охраны труда на предприятиях в соответствии с международными принципами МОТ-СУОТ 2001, а также реализацию норм раздела X. Охрана труда Трудового кодекса РФ.
Несмотря на это, в Российской Федерации до настоящего времени на законодательном уровне основными регулирующими документами, устанавливающими нормы и требования в области обучения охраны труда, остаются: ГОСТ 12.0.004 - 90, Постановление Минздравсоцразвития РФ № 1/29 от 2003 г., и Примерная программа обучения от 2004 г.
Одним из главных критериев соответствия системы обучения по охране труда требованиям безопасности, ввиду непрерывно изменяющихся и совершенствующихся технологических эксплуатационных процессов и особенностей условий труда, является оперативность обновления программ обучения. Актуализация Постановления № 1/29 как основного документа, уточняющего порядок обучения по охране труда, на протяжении долгого времени является проблемным вопросом. Стоит отметить, что только упраздненное Минздравсоцразвития подготавливало три варианта проекта нового порядка обучения. Очередной проект, поданный уже Минтрудом, был также отклонен Министерством юстиции и заново отправлен на доработку.
Разберем основные проблемы вышеперечисленных документов. Согласно их требованиям обучаемые получают практически весь спектр знаний по охране труда. Однако при этом возникает проблема, каким об-
разом оптимизировать структуру, объем, содержание и периодичность обучения специалистов с учетом особенностей производственного процесса.
Программа обучения, предлагаемая учебными центрами и внутренними комиссиями по проверке знаний требований охраны труда на предприятиях, не учитывает специфику профессии того или иного рабочего. Зачастую члены внутренних комиссий не обладают достаточным уровнем специализированных знаний, необходимых для обучения персонала, и само создание комиссии и формирование программы обучения происходят с нарушением действующего Постановления.
Существенным недостатком программ обучения по охране труда является то, что они не уделяют должного внимания формированию умений и навыков, а ведь именно обучение является инструментом формирования практических навыков.
При этом основным недостатком системы обучения является то, что она строится без соответствующего научного обоснования, а с учетом практического опыта разработчика и, как правило, слабо учитывает специфику и характер работы того или иного специалиста.
Рассмотрим подробнее ГОСТ Р 12.0.007-2009 в части, касающейся подготовки и обучения персонала. Принципы организации процесса обучения по охране труда, изложенные в данном стандарте, наиболее полно отражают взгляды автора данной работы на подготовку персонала.
В соответствии с этим стандартом работодателю представляется возможность обучения руководителей и специалистов как самой организацией, так и образовательным учреждением. При этом обучение внутри ор-
ганизации возможно только при создании внутренней комиссии по проверке знаний и требований охраны труда. Стандарт уточняет, что процесс обучения состоит не только из лекций, но и семинаров, собеседований, индивидуальных или групповых консультаций, деловых игр, а также компьютерного и дистанционного обучения.
Согласно стандарту обеспечение безопасности труда наиболее эффективно, когда работники организации имеют специальную подготовку, приобретаемую в процессе постоянного повышения квалификации и переподготовки, что в свою очередь обеспечивает необходимую компетентность и квалификацию для выполнения ими своих служебных обязанностей и обязательств по обеспечению и выполнению требований охраны труда.
В ГОСТ Р 12.0.007-2009 приведены следующие принципы обучения: гибкость для обеспечения возможности регулирования объема и содержания обучения в зависимости от потребностей обучающихся;
оптимальное соотношение теоретических знаний, практического освоения и формирования навыков;
непрерывность в развитии и обновлении программ обучения в результате изменения состава персонала;
относительно небольшие затраты времени и средств на обучение при высокой отдаче.
При этом должны осуществляться учет особенностей трудовой функции работника, оптимизация и адаптация содержания и форм обучения. Так, руководитель нуждается, прежде всего, в теоретических знаниях, которыми он будет руководствоваться при управлении отделом или участком работ. В свою очередь, в программе обучения работника рабочей про-
фессии должны преобладать практические занятия, которые будут направлены на развитие необходимых навыков.
Проблема человеческого фактора согласно статистике является одной из основных причин возникновения производственного травматизма, что заставляет обратить внимание на эффективность существующих методов и программ обучения специалистов. В
1. Майструк A.B. Адаптивно-ситуационное управление безопасностью эксплуатации ракетно-космических комплексов: Дис. доктора техн. наук. - Москва: ВА РВСН, 2007. - 620 с.
2. Половова Т.Н. Процессное управление в системе охраны труда и оценка информационных характеристик человеческо-
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
связи с этим для реализации перечисленных выше принципов, а также оптимизации структуры, объема, содержания и периодичности обучения, необходим научно-методический аппарат, который позволит с учетом особенностей конкретного производства спрогнозировать опасность технологических процессов и обосновать комплекс превентивных мероприятий по обеспечению безопасности труда.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
го фактора: Лис. канд. техн. наук. - Челябинск: ЧИПС УрГУПС, 2009.
3. Волков И.И., Кравчук И.Л., Неволина Е.М. Развитие компетентности персонала как метод снижения уровня травматизма на горнодобывающих предприятиях / Горный информационно-аналитический бюллетень. Безопасность: темат. прил. 2005. С. 78-94. ГТТШ
Боркин Владимир Сергеевич - аспирант, е-шаП: [email protected], Московский государственный индустриальный университет.
А
UDC 614.8.084
FEATURES OF OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH PERSONNEL TRAINING SYSTEM
Borkin V.S., Graduate student, e-mail: [email protected], Moscow State Industrial University.
Examined problematic aspects and features of specialists training of industrial companies on occupational safety issues. Formulated the basic principles of learning and a culture of safety. Stressed the importance of cultural production at plants whether of the form of ownership. In the article examined the basic legal acts in the area of health and safety training in the Russian Federation, their advantages and disadvantages. Emphasized the need to update existing documents in the area of health and safety training. In article the urgency of a problem of perfection of specialists training system in the industrial companies taking into account safety requirements of productions processes is shown. The problem of optimization of specialists training programs in the industrial companies is formulated.
Key words: safety, occupational safety, safety culture, specialist, training, competence, knowledge,
skills.
REFERENCES
1. MaistrukA.V., 2007. Adaptive-situational control of rocket and space complex safety. Dr Eng Dissertation. Moscow: VA RVSN. P. 620.
2. Polovova T.N., 2009. Process control in occupational safety and health and assessment of human factor information data, PhD Eng Dissertation. Chelyabinsk: ChlPS UrGUPS.
3. VolkovI.I., KravchukI.L., Nevolina E.M., 2005. Personnel competence enhancement as the method of accident rate decrease in mines, Mining Information and Analysis Bulletin, Special Issue on Safety, pp. 78-94.