Список используемой литературы
1. Бондаренко С.И. Применение сверхпроводимости в магнитных измерениях / С.И. Бондаренко, В.И. Шеремет. Л.: Энергоатомиздат. Ленингр. Отд-ние, 1982. - 132 с.
2. Тамм И.Е. Основы теории электричества / И.Е. Тамм, С.Г. Калашников. М.: Издательский центр «Академия», 1976. - 450 с.
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМ ПОЖАРНОГО МОНИТОРИНГА
Е.В. Быковская, курсант А.С. Лукьянов, преподаватель, к.т.н.
В.В. Конобеевских, старший преподаватель, к.т.н.
Воронежский институт МВД России, г.Воронеж
Любой объект социального назначения является потенциально опасным и подлежит к системам противопожарного мониторинга с автоматическим выводом сигналов от систем пожарной безопасности. Страховки от внештатных ситуаций маловероятны, но когда речь идет о человеческой жизни нельзя оставлять без внимания такой важный момент, как пожарная безопасность. Также следует отметить, что системный мониторинг непосредственно связан с гражданской обороной.
Основной задачей системы пожарного мониторинга изначально являются: предупредить всегда дешевле и легче, чем устранять последствия. Пожарный мониторинг позволяет предотвратить гибель людей и минимизировать материальный ущерб от пожаров. При подключении объекта к системе пожарного мониторинга во время возникновении аварийной ситуации сигнал о срабатывании систем в режимах «Пожар» и «Неисправность» передается на пульт соответствующего территориального подразделения МЧС России.
Основами систем мониторинга представляют собой следующее:
1. Объект защиты, оснащенный оборудованием системы пожарного мониторинга, к которому подключаются информационные выходы контрольных приборов систем пожарной сигнализации;
2. При срабатывании системы пожарной сигнализации в режимах «пожар» и/или «неисправность» сигналы передаются в автоматическом режиме на пульт МЧС.
3. После обработки тревожная и оперативная информация по системе оповещения МЧС направляется для реагирования соответствующим пожарным подразделениям;
4. Сигналы о неисправности систем пожарной сигнализации обрабатываются в центре технического мониторинга, и далее передается
ответственным представителям со стороны Клиента и организации, осуществляющей техническое обслуживание систем пожарной сигнализации.
Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений, представляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти данные о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах. По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования [1].
Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В свою очередь система пожарного мониторинга играет неотъемлемую роль в экстренных случаях по тушению пожаров в лесах, изображено на рисунке.
Рис. Пожарный мониторинг по тушению пожаров в лесах
Как уже было сказано, что системный мониторинг тесно связан с гражданской обороной. Под гражданской обороной (ГО) понимается -система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения,
материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства [2].
Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека, но на отдельных примерах (потоп в Крымске), можно наблюдать то, как плохо выполняется нормативно-правовая база. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне».
Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
- защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т.д.);
- координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
- повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
- специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
- эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
- организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
- обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а с 1994 - МЧС.
Вследствие этого можно сказать, что подключившись к системе пожарного мониторинга, мы сможем значительно сократить гибель людей и минимизировать ущерб причиненный впоследствии. А последствия могут быть огромны для нас и живой природы, которую сложно восстановить. Ведь нет ничего дороже, чем жизнь людей и окружающего мира.
Список использованной литературы
1. ГОСТ Р 22.1.12-2005. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования.
2. Зайцев А.В. Пожарный мониторинг, как он будет работать / Системы безопасности. 2011. - № 4.