Проект
Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
д.т.н. Владимиров В.А., Долгин Н.Н., д.х.н. Малышев В.П.
Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - Основы) представляют собой совокупность официальных взглядов на цели, принципы и основные направления деятельности органов государственной власти по обеспечению безопасности личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природно-техногенного, экологического, биоло-го-социального и военного характера (далее - чрезвычайные ситуации различного характера).
Правовую базу Основ составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры Российской Федерации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций различного характера.
Основы развивают и конкретизируют основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, касающиеся защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Они базируются на комплексной оценке возможных опасностей и угроз природного, техногенного, экологического, биолого-социального и военного характера на территории России, на принятии государственной стратегии перехода России к устойчивому развитию и учете объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения безопасности населения и территорий Российской Федерации в условиях мирного и военного времени.
Настоящий документ может служить основанием для:
разработки и реализации на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях конкретных мероприятий по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций различного характера;
разработки целевых программ в области обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.
1. ЦЕЛИ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Анализ положения дел в области природной, техногенной, экологической и военной безопасности в конце ХХ века и прогноз возможных основных опасностей различного характера на перспективу показывают, что на территории России сохраняется высокая степень риска возникновения крупномасштабных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Увеличивающееся антропогенное воздействие на окружающую среду, аномальные изменения ряда параметров биосферы, гидросферы и литосферы, возрастающая сложность производственных систем, прогрессирующий износ основных фондов, снижение общего уровня техники безопасности и производственной дисциплины, эскалация военных и террористических угроз, появление новых нетрадиционных видов опасностей обуславливают высокую вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на территории страны и увеличение масштабов их возможных последствий для общества.
В этих условиях защита личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций становится одним из важнейших направлений государственной политики в области национальной безопасности.
Основной целью государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера является обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно-обоснованных критериев приемлемого риска.
Г осударственная политика Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера предусматривает осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению условий нормальной жизнедеятельности населения и общества в целом.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих основных задач:
своевременное прогнозирование и выявление возможных угроз и опасностей на территории России, включая и оценку глобальных проблем как источников возможных чрезвычайных ситуаций;
разработка и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций различного характера;
создание и поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств для реагирования на возникающие угрозы и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обучение всех групп населения правилам поведения действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
разработка и совершенствование универсальных средств защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
развитие международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера.
Формирование и реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются с соблюдением следующих основных принципов:
защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;
подготовка и реализация мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций осуществляются с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;
мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
основной объем мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно;
планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера;
объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а также при необходимости силы и средства других субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера проводится посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и граждан в соответствии с их правами, полномочиями и обязанностями в этой сфере.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Основными направления государственной политики являются:
2.1. Совершенствование и развитие единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Совершенствование и развитие единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) осуществляются с учетом государственного устройства Российской Федерации, совершенствования правовых, социальных и экономических механизмов в стране, анализа рисков чрезвычайных ситуаций и экономических возможностей государства.
Дальнейшее развитие РСЧС осуществляется:
в рамках рационального объединения и координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
путем постепенной интеграции РСЧС и системы гражданской обороны в единую общегосударственную систему гражданской защиты населения и территорий в мирное и военное время;
совершенствованием нормативной правовой базы, регламентирующей организационно-правовые и экономические основы деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера;
обеспечением соответствия установок и положений законодательных актов и нормативных документов субъектов Российской Федерации требованиям и основным положениям законодательства Российской Федерации и нормам международного права.
2.2. Повышение эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов
В современных условиях все большее значение приобретает подготовка и реализация превентивных мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций или уменьшение их масштабов.
Для повышения эффективности данных мероприятий предусматривается разработка и реализация научно-обоснованной государственной стратегии снижения рисков и уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций, методов и способов комплексного управления безопасностью территорий.
При этом приоритетными мерами являются:
выявление возможных опасностей и угроз, комплексный анализ рисков чрезвычайных ситуаций;
разработка и внедрение научно-методических основ управления природными и техногенными рисками чрезвычайных ситуаций;
создание и развитие систем мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
зонирование территорий по уровням комплексного риска;
обеспечение надзора за соблюдением норм и специальных требований, направленных на снижение рисков в чрезвычайных ситуациях;
развитие систем информационного обеспечения и автоматизированных информа-ционно-управляющих систем прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
осуществление государственного регулирования в области обеспечения безопасности населения и территорий (контроль, надзор, экспертиза, декларирование, лицензирование и т.д.);
создание финансовых и материальных резервов для преодоления чрезвычайных ситуаций;
внедрение экономических механизмов, устанавливающих правила и нормы регулирования в области безопасности населения и территорий с учетом дальнейшего развития рыночной системы хозяйствования.
разработка и внедрение комплекса оперативных защитных мер для различных вариантов и видов чрезвычайных ситуаций;
организация разработки, производства и накопления комплекса средств индивидуальной защиты нового поколения для населения;
дальнейшее развитие и совершенствование локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов; совершенствование службы медицины катастроф;
создание службы оказания психологической помощи пострадавшему населению; развитие системы жизнеобеспечения пострадавшего населения; создание системы информирования и обучения населения с целью повышения уровня его подготовленности и осведомленности о чрезвычайных ситуациях, способах и методах самозащиты.
2.3. Повышение готовности спасательных сил к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера
Одним из направлений государственной политики является подготовка сил и средств, органов управления к ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативному проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Для повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации необходимо: создание государственной спасательной службы;
разработка и реализация организационных и практических мер финансовоэкономического характера, направленных на повышение готовности и развитие аварийноспасательных формирований;
разработка и реализация механизма привлечения аварийно-спасательных формирований различного профиля к спасательным операциям, а также возмещение понесенных при этом расходов;
обеспечение тесного взаимодействия различных аварийно-спасательных формирований;
реформирование войск гражданской обороны с целью максимально возможного их использования для ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время; создание морских спасательных центров; дальнейшее развитие авиации МЧС России; разработка и внедрение новых спасательных технологий;
разработка и внедрение единой государственной системы контроля за состоянием и готовностью аварийно-спасательных служб и формирований, независимо от их ведомственной принадлежности;
создание единого информационного банка спасательных сил и средств в стране и за рубежом;
оснащение спасательных сил средствами спасения нового поколения, разработанными на базе последних научно-технических достижений;
разработка и реализация мер по более активному привлечению добровольных спасателей и общественности;
дальнейшее повышение профессионального мастерства спасателей, обеспечение их социальной защитой и медицинской реабилитацией;
дальнейшее становление и развитие многоуровневой системы реагирования на чрезвычайные ситуации, создание территориальных поисково-спасательных формирований.
2.4. Проведение целенаправленной научно-технической политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера
Особое место занимает научно-техническая политика государства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, которая должна быть направлена на решение следующих фундаментальных и прикладных задач:
развитие теоретических и организационных основ строительства и обеспечения функционирования РСЧС и гражданской обороны;
внедрение систем цифровой и спутниковой связи, создание комплексов средств автоматизации единых дежурно-диспетчерских служб городов и сельских районов;
разработка концепции создания запасов и резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
разработка комплекса общих и специальных требований и норм по защите территорий от чрезвычайных ситуаций;
разработка и внедрение функционального комплекса информационной поддержки процессов управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
разработка методов и способов локализации очагов радиационных, химических и других аварий и ликвидации их последствий;
разработка систем мобильных робототехнических средств;
разработка и создание специальных приборов и устройств для поиска пострадавших; разработка аварийно-спасательного инструмента с широкими и универсальными функциональными возможностями;
разработка специальных средств для поиска и обезвреживания взрывоопасных предметов;
разработка и создание специальных технических средств для проведения подводных работ особого назначения.
2.5. Преодоление последствий Чернобыльской и других радиационных катастроф
В целях существенного сокращения затрат средств федерального бюджета, более целенаправленного и адресного проведения мероприятий по охране здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, обеспечению возврата к нормальной жизнедеятельности на большей части радиоактивно загрязненных территорий предусматривается:
переход от неденежных форм предоставления льгот за причиненный возможный ущерб здоровью к выплате ежемесячных компенсаций в денежной форме;
осуществление социально-гигиенического и социально-психологического мониторинга ликвидаторов и населения, проживающего на загрязненных территориях;
совершенствование медицинского обслуживания лиц, пострадавших от радиационного воздействия, ликвидаторов и населения, проживающего на загрязненных территориях;
обеспечение функционирования национального радиационно-
эпидемиологического регистра облучения населения;
совершенствование информационно-разъяснительной работы среди населения о состоянии окружающей среды, последствиях радиационного воздействия и принимаемых мерах по его улучшению;
осуществление мониторинга радиоактивного загрязнения окружающей среды и радиометрического контроля за загрязнением продовольственного сырья и пищевых продуктов;
предотвращение деградации земель с высокими плотностями загрязнения, которые временно выведены из землепользования, с целью их последующего возвращения в сельскохозяйственное производство;
переход от действующей законодательной базы в области социальной защиты граждан, пострадавших вследствие деятельности ПО «Маяк», аварии на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, к единому Федеральному закону, основанному на единых дозиметрических критериях;
разработка и реализация единой Федеральной целевой программы в области преодоления последствий деятельности ПО «Маяк», аварии на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;
осуществление практических мероприятий в агропромышленном комплексе, обеспечивающих повсеместное получение нормативно «чистой» сельскохозяйственной продукции.
2.6. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера
Государственная политика Российской Федерации в этой области направляется на: развитие международного гуманитарного права, выработку и признание единых международных правовых документов, обеспечивающих социальные права граждан при катастрофах и бедствиях;
выработку единых международных стандартов по вопросам обеспечения техногенной безопасности;
создание единого мирового информационного поля в области чрезвычайных ситуаций;
организацию взаимодействия с международными организациями, выступающими в роли координаторов национальных усилий в спасательной и гуманитарной деятельности;
оказание гуманитарной помощи населению зарубежных стран, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций;
совместную подготовку кадров спасателей и обмен опытом в разработке и создании аварийно-спасательных технологий, оборудования и средств спасения.
2.7. Приоритетные меры по нейтрализации отдельных опасностей и угроз В области глобального изменения климата:
разработка и реализация государственной программы мер по предотвращению возможных негативных последствий глобального изменения климата;
участие в международной программе по комплексному изучению и моделированию, а в будущем и управлению климатом Земли.
В области преодоления экологических проблем, проблем обеспечения водой и продовольствием:
разработка и реализация программы по защите невозобновляемых ресурсов от деградации и уничтожения;
разработка и реализация мер по предотвращению крупномасштабных загрязнений природной среды; создание производственных технологий и структур по сбору и уничтожению отходов, включая токсичные, радиационные и химические вещества;
развитие наукоемких, малоотходных и комплексных безотходных технологий и производств;
разработка и реализация программ по сокращению и рационализации водопотреб-
ления;
создание систем и технологий очистки загрязненных вод, почвенного покрова, выбросов в атмосферу;
региональная перестройка сельскохозяйственного производства, направленная на наполнение рынка экологически чистыми сельскохозяйственными продуктами; организация мониторинга антропогенных изменений среды;
разработка и реализация запретительных мер по ввозу в Россию токсичных веществ в виде промышленных отходов, пестицидов и лекарств, запрещенных в странах-производителях;
разработка и внедрение хозяйственных механизмов, обеспечивающих экологически устойчивое развитие экономики;
проведение инвентаризации мест хранения опасных отходов;
разработка и реализация принципов и конкретных мер долговременного экологически сбалансированного природопользования в Арктике с учетом приоритета традиционных форм природопользования и социально-культурного развития коренного населения региона;
разработка комплекса превентивных мер с целью устранения возможностей экологической агрессии - преднамеренного воздействия на качество окружающей среды России;
участие в разработке и реализации международных глобальных экологических программ.
В области смягчения опасностей космогенного характера и столкновения небесных тел с Землей:
совершенствование систем прогнозирования магнитосферной активности и организация системы оповещения о предстоящих магнитных бурях;
создание системы контроля уровня солнечной активности и воздействия факторов космической погоды на атмосферные процессы с использованием наземных и космических средств;
разработка и создание российского сегмента системы слежения за солнечной активностью и космической погодой;
разработка и реализация комплекса практических мероприятий по защите людей, коммуникационных сетей, электронной техники от вредного влияния магнитных бурь и периодов солнечной активности;
создание службы непрерывного глобального контроля небесной сферы для своевременного обнаружения астероидов и комет, угрожающих Земле;
разработка на перспективу научно-технических основ по созданию средств и способов защиты населения и территорий от опасных небесных тел.
В области защиты от геофизических опасностей:
развитие фундаментальных и прикладных исследований в области среднесрочного и краткосрочного прогнозирования (по времени, месту и масштабам) катастрофических землетрясений;
разработка и реализация способов активного влияния на очаги землетрясений и горных ударов с целью уменьшения вредных последствий;
развитие систем раннего предупреждения о цунами и вулканических извержениях; совершенствование способов безопасной разработки подземных ископаемых; совершенствование государственного надзора за сейсмостойким строительством в сейсмоопасных районах;
организация обследования всех зданий в сейсмоопасных районах на предмет соответствия строительным нормам и правилам, установленным для данного района;
разработка и реализация рекомендаций и технических решений по усилению зданий и сооружений в сейсмоопасных районах.
В области противодействия экзогенным процессам:
разработка и внедрение мер ограничительного характера при освоении территорий, подверженных экзогенным геологическим процессам;
разработка и внедрение комплекса инженерно-технических мероприятий по защите населения и территорий от схода лавин, селей и др.;
ведение градостроительной политики с учетом возможных карстовых процессов в районах карстующих пород;
разработка и реализация мер по противодействию процессам овражной эрозии; разработка и реализация мероприятий, регулирующих тепловые и водные режимы грунтов в районах вечной мерзлоты с целью предотвращения геокриологических процессов (морозное пучение грунтов, криогенное выветривание, термоэрозия и др.).
В области смягчения метеорологических чрезвычайных ситуаций: совершенствование системы прогноза опасных метеорологических явлений (шквалы, смерчи, град, метели, сильные снегопады) и оповещение о них;
разработка единой комплексной технологии прогноза возникновения неблагоприятных, опасных и особо опасных явлений погоды;
разработка и реализация комплекса инженерно-технических требований, учитываемых при проведении градостроительной политики, по смягчению последствий опасных метеорологических явлений.
В области защиты населения и территорий от гидрологических катастроф: разработка и реализация комплекса экономических и административных мер, учитываемых при хозяйственном освоении прибрежных территорий;
разработка и реализация региональных целевых программ по переселению граждан из районов, регулярно подвергающихся сезонным затоплениям, в более безопасные места;
внедрение комплекса инженерно-технических мероприятий (строительство дамб, плотин, отводных каналов, устройство насыпей и т.д.) для защиты населения и территорий, регулярно подвергающихся затоплениям;
запрещение гражданского и промышленного строительства на территориях регулярно подвергшихся сезонным затоплениям;
развитие систем предупреждения о приближении тропических циклонов (тайфунов).
В области профилактики и тушения природных пожаров: разработка национальной стратегии предупреждения и ликвидации лесных пожаров; разработка и внедрение новых технологий, приборов и техники тушения природных пожаров;
разработка системы страхования лесов от пожаров с целью защиты имущественных интересов лесопользователей и совершенствования механизма финансирования лесопожарных служб;
разработка четкого механизма мобилизации ресурсов местных предприятий и организаций, воинских формирований, порядка их использования при тушении пожаров;
создание лесопожарных сил быстрого реагирования, предназначенных для оказания помощи стационарным структурным подразделениям авиационной и наземной охраны лесов в условиях массовых вспышек лесных пожаров (высокой и чрезвычайной гори-мости лесов), а также при защите от огня населенных пунктов, ценных природных и хозяйственных объектов, находящихся в районах действия крупных лесных пожаров;
развитие сети региональных диспетчерских пунктов по борьбе с лесными пожарами, обеспечивающих оперативное управление работой авиационной и наземной лесопожарных служб;
улучшение качества генеральных схем и проектов противопожарного устройства лесов, расширение объемов работ по противопожарному устройству лесов.
В области борьбы с инфекционными заболеваниями животных, болезнями и вредителями растений:
совершенствование системы непрерывного эпизоотического слежения за состоянием животных по всей территории страны;
совершенствование и поддержание в готовности системы профилактической иммунизации животных;
подготовка системы карантинных мероприятий на случай возникновения опасных и особо опасных болезней среди животных;
совершенствование деятельности пограничных контрольных ветеринарных пунктов пропуска через госграницу;
совершенствование системы Госветнадзора по выявлению эпизоотической обстановки в сопредельных и отдаленных зарубежных странах;
развитие производства отечественных качественных вакцин и биопрепаратов; создание буферных зон против особо опасных болезней животных вдоль сухопутных границ России с Китаем, Монголией и странами Закавказья, включая пероральную вакцинацию диких животных против бешенства в областях России, граничащих со странами Балтии, а также в неблагополучных по бешенству регионах России;
создание фитосанитарного мониторинга особо опасных вредителей для растений и организмов (саранча, луговой мотылек, болезни зерновых и картофеля и д.р.);
совершенствование государственных служб защиты и карантина растений; разработка эпизоотического кадастра особо опасных болезней растений.
В области обеспечения химической безопасности:
разработка и реализация комплексной государственной программы обеспечения химической безопасности;
модернизация автоматических и автоматизированных систем обнаружения аварийных ситуаций;
расширение масштабов внедрения автоматизированных систем постоянного дистанционного обнаружения опасных веществ при возникновении аварий (комплекс «АСД-Лидар»);
совершенствование организации, оснащения и уровня подготовки дежурнодиспетчерских служб на объектах химической промышленности;
завершение повсеместного создания локальных систем оповещения.
В области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на взрыво- и пожароопасных объектах:
совершенствование государственного надзора и организации профилактики пожаров, особенно в местах массового пребывания людей, на объектах топливноэнергетического комплекса, химической и оборонной промышленности;
укрепление материально-технической базы государственной противопожарной службы, оснащение пожарных подразделений современным снаряжением, спасательным оборудованием и специальными средствами тушения пожаров;
улучшение противопожарной пропаганды и обучения населения правилам пожарной безопасности;
качественное совершенствование состава кадров государственной противопожарной службы и их профессиональной подготовки, снижение текучести личного состава пожарных подразделений;
повышение уровня противопожарной защиты сельских населенных пунктов, создание (восстановление) в них добровольных пожарных дружин, развитие деятельности на селе Всероссийского добровольного пожарного общества;
решение проблем финансирования пожарных подразделений, введение обязательного противопожарного страхования и создание фондов пожарной безопасности.
В области предупреждения и ликвидации аварий с выбросом радиоактивных веществ:
совершенствование технологий обращения с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами;
создание пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива;
совершенствование технологий обращения с радиоактивными отходами, образующимися при эксплуатации и утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей и судов Военно-морского флота и Минтранса России;
разработка и внедрение перспективных ядерно-, радиационно-, взрыво- и пожаробезопасных технологий, а также оборудования повышенной безопасности;
развитие материально-технической и организационной базы аварийноспасательных формирований Минатома России;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по повышению ядерной и радиационной безопасности объектов (предприятий) топливного цикла атомной энергетики с использованием ядерных реакторов на быстрых нейтронах;
совершенствование учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также физической защиты объектов использования атомной энергии;
разработка транспортно-технологических схем обращения с отработавшим ядерным топливом, радиоактивными отходами и реакторными отсеками.
В области предупреждения и ликвидации аварий на железнодорожном транспорте:
разработка и реализация отраслевой программы по замене технических средств, выработавших свой ресурс;
обеспечение скоростных режимов движения поездов адекватных техническому состоянию путей;
совершенствование тактико-технических возможностей пожарных и восстановительных поездов для ликвидации последствий крушений и аварий поездов с опасными грузами;
ускорение работ по внедрению для пассажирских вагонов трудногорючих материалов, пластмасс, не выделяющих при горении токсичных газов, систем сигнализации и автоматического тушения пожаров в пассажирских вагонах;
внедрение систем, преграждающих проезд автотранспортом железнодорожных переездов при запрещающих показаниях переездных светофоров;
ускорение работ по внедрению автоматизированной системы обработки и передачи информации о перевозке опасных грузов (повышенной опасности) на железнодорожном транспорте.
В области предупреждения и ликвидации аварий на воздушном транспорте:
усиление государственного надзора за безопасностью полетов, техническим состоянием и эксплуатацией воздушных судов, недопущение их полетов с выработанным ресурсом, просроченными сроками ремонтов и техническими неисправностями;
обеспечение соблюдения технологической и исполнительской дисциплины, правил безопасности полетов, повышение летного мастерства экипажей;
совершенствование системы управления воздушным движением.
В области предупреждения и ликвидации аварий на автомобильном транспорте:
дальнейшее усиление контроля за безопасностью дорожного движения, за перевозками опасных грузов, обеспечение готовности к ликвидации инцидентов и аварий с опасными грузами в пути следования;
внедрение активных и пассивных средств безопасности в подвижном составе, на автомобильных дорогах, повышение уровня подготовки водительского состава, технологической и персональной дисциплины участников дорожного движения;
продолжение реконструкции и модернизации автомобильных дорог, усиление прочности дорожного покрытия, обеспечение пересечения автомобильного и железнодорожного движения в разных уровнях;
усиление контроля за техническим состоянием автомобильного парка, исключение из эксплуатации пассажирских транспортных средств, выработавших свой проектный ресурс.
В области предупреждения аварий на водном транспорте и ликвидации их последствий:
усиление надзора за безопасностью плавания, техническим состоянием и эксплуатацией судов и плавсредств на акваториях, принятие дополнительных мер по надзорной деятельности за судами, находящимися в эксплуатации более 20 лет;
ужесточение требований к выдаче лицензий на использование в деятельности судов и плавсредств;
совершенствование систем управления движением водного транспорта, гидрографического, навигационного, гидрометеорологического обеспечения безопасности мореплавания, а также обеспечение судов и плавсредств современными индивидуальными и коллективными средствами спасения людей, терпящих бедствие на воде;
повышение возможностей аварийно-спасательных формирований морского транспорта по поиску и спасению людей и борьбе с разливами нефти на морских акваториях в зонах ответственности Российской Федерации;
разработка новых правил охраны жизни людей на воде, а также пользования водными объектами при плавании на маломерных судах.
В области предупреждения и ликвидации аварий на трубопроводном транспорте:
сокращение времени прибытия аварийных сил к месту аварии, приближение сил и средств к наиболее опасным участкам трубопроводов (особенно в местах пересечения водных преград), заблаговременное оборудование подъездных путей, защитных сооружений, отводов и ловушек для нефти в этих местах;
наращивание количества и возможностей аварийно-восстановительных сил, укрепление служб безопасности и усиление охранных мероприятий в полосах отвода;
повсеместное внедрение системы диагностирования состояния магистральных и нефте-, газо-, продуктопроводов;
выведение из эксплуатации трубопроводов и оборудования, выслуживших нормативные сроки эксплуатации и замена их на новые;
повышение качества труб, сварных швов, переход на композитные материалы.
В области предупреждения гидродинамических аварий:
инвентаризация сооружений и контроль за состоянием дамб, плотин, водосливных сооружений, шлюзов, технического оборудования; организация плановопредупредительных ремонтов и регламентных работ;
определение принадлежности водохозяйственных объектов, ликвидация бесхозности гидротехнических сооружений;
разработка и внедрение автоматических систем сигнализации об аварийной обстановке и последующего оповещения персонала и населения, попадающего в зону катастрофического затопления;
заблаговременная подготовка эвакуационных и других защитных мероприятий в возможных зонах катастрофического затопления.
В области предупреждения и ликвидации последствий аварий в жилищнокоммунальной сфере:
осуществление мер по проведению реконструкции и капитального ремонта жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности, а также принятие специальной федеральной целевой программы по указанной проблеме;
модернизация и своевременный ремонт объектов и сетей энерго- и теплоснабжения;
создание условий для работы энергообъектов по резервным технологическим и структурным схемам с использованием резервных подвижных и блочно-модульных средств производства электрической и тепловой энергии.
В области повышения защиты населения и территорий от терроризма: разработка и осуществление дополнительных мер по усилению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на потенциально опасных объектах, направленных на исключение условий, создающих возможность совершения террористических актов;
создание мобильных технических средств обнаружения, идентификации и возможной нейтрализации химических, биологических и ядерных (радиационных) средств террора;
создание специальной базы данных о средствах химического, биологического и радиационного терроризма, методах и средствах их индикации и идентификации, мерах и способах защиты от них;
разработка нормативных, организационно-методических и учебно-методических материалов по противодействию террористической деятельности, организации и методам ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ликвидации последствий террористических актов;
разработка правил и практических мер по работе с населением в период угрозы и после совершения террористических актов;
усиление мер режимного характера и охраны потенциально опасных объектов; повышение уровня технологической безопасности, внедрение новых технологий, исключающих развитие процессов до критических ситуаций в случае преднамеренного воздействия на потенциально опасные объекты.
В области борьбы с инфекционными заболеваниями и эпидемиями: рациональная организация и проведение профилактических мероприятий, направленных на устранение в окружающей среде возбудителей инфекционных заболеваний, их переносчиков и природных «резервуаров» инфекций;
разработка перспективных отечественных дезинфектологических технологий и организация производства дезинфекционных средств различного назначения;
разработка основополагающих федеральных требований к функционированию биологически опасных объектов;
разработка и внедрение в практику здравоохранения новых безопасных средств лечения, эффективных в отношении широкого спектра грамположительных и грамотрица-тельных бактерий;
разработка и внедрение отечественных средств индивидуальной защиты людей от нападения клещей;
увеличение выпуска средств для борьбы с педикулезом.
В области предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним:
создание нормативно-правовой базы по вопросам государственной поддержки районов Крайнего Севера в новых экономических условиях;
создание материальной базы для социальной адаптации коренных малочисленных народов Севера в новых условиях с совмещением традиционного образа жизни с современными технологиями и для перехода к устойчивому развитию преимущественно на собственной материальной и финансовой базе;
развитие системы охраны здоровья детей и женщин, совершенствование образования и воспитания детей в районах Крайнего Севера;
рациональное регулирование потоков граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, за счет организации жилищного строительства на территории Российской Федерации;
создание устойчивой системы завоза продовольствия, материалов и энергоносителей в северные регионы;
реконструкция ГРЭС и ТЭЦ магистральных теплосетей, насосных станций и др. обеспечение реструктуризации экономики районов Севера и повышение жизнеспособности важнейших предприятий с помощью мер налоговой, финансовой и инвестиционной политики на федеральном и региональных уровнях;
государственное регулирование северных рынков труда посредством введения договорной системы работников как в государственном, так и рыночном секторах, использование вахтового метода организации работ;
поддержание устойчивого и безопасного функционирования Северного морского
пути.
В области подготовки и осуществления мероприятий по защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий:
разработка и внедрение эффективной системы оповещения и информирования населения в военное время;
формирование на военное время государственной системы мониторинга и контроля за окружающей средой, обеспечивающей постоянное наблюдение и своевременное выявление зон и источников радиоактивного, химического и биологического загрязнения (заражения);
совершенствование инженерной, медицинской, радиационной и химической защиты населения в военное время;
разработка эффективной системы эвакуационных мероприятий населения в военное время;
разработка основ и создание системы защиты материальных и культурных ценностей в военное время;
создание, развитие и постоянное совершенствование готовности сил гражданской обороны;
разработка и реализация мероприятий по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
развитие и совершенствование способов и средств маскировки объектов существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
разработка и подготовка мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
разработка и подготовка мероприятий, обеспечивающих восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий и срочное захоронение трупов;
создание и поддержание в готовности пунктов управления гражданской обороны.
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Реализация государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе соответствующих законов и нормативных правовых актов через разработку и реализацию федеральных и региональных целевых программ, научно-технических программ, планов развития и совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, а также с помощью комплекса мер организационного, инженерно-технического, экономического и административного характера.
Финансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Проект документа разработан по результатам исследований, проведенных в ЦСИ ГЗ с учетом опыта решения данной проблемы в стране.