психологические науки
Фирсова Тамара Анатольевна, Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ...
УДК 159.9.072
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2016
Фирсова Тамара Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Архипова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия) Аннотация. В статье раскрываются особенности социальной адаптации детей дошкольного возраста, определяются основополагающие факторы, механизмы и уровни детской адаптации. Представлены результаты исследования уровня социальной адаптации дошкольников (высокого, среднего, низкого) в соответствии с разработанным протоколом наблюдения. Основными параметрами наблюдения выступают: удовлетворение физиологических потребностей, взаимодействие с окружающими, эмоциональное реагирование на стимулы окружающей среды, выполнение норм, правил, инструкций взрослого. Выявлены особенности влияния стиля семейного воспитания на уровень социальной адаптации детей дошкольного возраста. Так, у детей, воспитывающихся в семьях, сочетающих либеральный и авторитарный стили воспитания либо имеющих ярко выраженный авторитарный стиль семейного воспитания, наблюдается средний уровень социальной адаптации. Преобладание демократического стиля семейного воспитания соотносится с высоким уровнем социальной адаптации дошкольников. Низкий уровень социальной адаптации детей дошкольного возраста, имеющих серьезные нарушения в развитии, чаще формируется в условиях либерального стиля семейного воспитания, что особенно заметно в отношении детей с органическим поражением центральной нервной системы ребенка. Предлагается комплексное рассмотрение понятия социальной адаптации дошкольников: как с учетом физиологических и нейропсихологических, так и социальных факторов (семейного воспитания, посещения дошкольного образовательного учреждения, района проживания ребенка).
Ключевые слова: социальная адаптация, уровни и параметры адаптации, трудности социальной адаптации, дети дошкольного возраста, удовлетворение потребностей, взаимодействие с окружающими, эмоциональное реагирование, выполнение норм и правил, стиль семейного воспитания.
FEATURES OF FAMILY EDUCATION IN THE STUDY OF SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE
© 2016
Phirsova Tamara Anatoljevna, candidate of psychological science, associate professor of the chair
«Pedagogy and psychology» Busygina Alla Lvovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the chair «Pedagogy and psychology» Arkhipova Irina Vladimirovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair
«Pedagogy and psychology» Samara State Socio-Pedagogical University, Samara (Russia) Abstract. The article describes the features of social adaptation of children of preschool age, determined by fundamental factors, mechanisms and levels of child adaptation. There are results of the study the level of social adaptation of preschool children (high, medium, low) in accordance with the developed monitoring protocol. The main parameters of observation are: the satisfaction of physiological needs, interaction with others, emotional response to real situations, the implementation of adult's rules and instructions. There are features of the influence of the style of family education on the level of social adaptation of children. For example, children who are brought up in families that combine liberal and authoritarian parenting style or having a pronounced authoritarian style of family education, there is medium level of social adaptation. Democratic style of family education correlates with a high level of social adaptation of preschool children. The low level of social adaptation of preschool children with serious developmental disorders, often formed in a liberal style of family education, most notably in relation to children with organic lesion of the central nervous system of the child. It offers a comprehensive review of the concept of social adaptation of preschool children: how taking into account the physiological and neuropsychological, and social factors (family education, visiting preschool educational institution, area of residence of the child).
Keywords: social adaptation, adaptation levels and parameters, difficulties of social adaptation, preschool children, needs satisfaction, interaction with others, emotional reaction, implementation of rules and regulations, style family education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
В современных социально-экономических условиях увеличивается количество семей, испытывающих трудности в воспитании социально активной и психологически здоровой личности. Гармоничное развитие ребенка и эффективный процесс его социальной адаптации обеспечивается как микросоциумом в рамках первичных социальных групп, так и на уровне макросоциума, под влиянием глобальных общественных процессов. Чаще всего родители, обеспокоенные возникшими проблемами в поведении ребенка, пытаются разрешить их собственными силами, что зачастую приводит к ряду приобретенных вторичных нарушений (аномалий) психического развития, нервно-психическим и психосоматическим заболеваниям. Существенную роль в образовании вторичных нарушений детей оказывают именно социальные факторы, связанные с не всегда положительным влиянием институтов воспитания.
Проблема социальной адаптации находит отражение в исследованиях многих отечественных и зарубежных ученых (Г.М. Андреева, А. Бандура, И.С. Кон, А.В.
Мудрик, Т. Парсонс, А.В. Петровский, О.И. Зотова, И.К. Кряжева, А.А. Реан и др.) [1, 2]. При этом существование множества подходов к определению понятия «социальная адаптация» обусловлено его разнонаправленно-стью [3-6]. Большинство авторов выделяют активность личности в процессе социальной адаптации, именно тогда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности. При изучении причин, вызывающих трудности социальной адаптации ребенка дошкольного возраста, очевидным как для ученых, так и для практиков, являются различия между теоретическими предположениями и реально существующими ситуациями, которые требуют своевременного осмысления того, в чем именно заключается данный разрыв.
В процессе ранней социализации детей дошкольного возраста наиболее важными институтами воспитания являются семья, а также дошкольное образовательное учреждение, в которых ими осуществляется освоение предметного мира и отношений между людьми. Доминирующей в развитии дошкольника является познавательная сфера взаимоотношений с субъектами дея-
Фирсова Тамара Анатольевна, Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна психологические
ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ... науки
тельности (сверстниками, родителями, воспитателями), соответственно, процесс социальной адаптации должен проходить во взаимодействии с окружающими и ради взаимодействия с ними, то есть характеризоваться направленностью как на процесс, так и на результат [7].
Механизмы социальной адаптации, как важнейшего показателя психологического здоровья формирующейся личности, обеспечивают возможность организма благополучно существовать в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Процесс адаптации позволяет оптимально функционировать всем системам организма, включая широкий спектр индивидуальных реакций, и удерживать баланс во взаимодействии человека с окружающей средой. Соответственно, благодаря процессу социальной адаптации выстраивается равновесие во взаимоотношениях личности с окружающими людьми (социумом).
Происходящие изменения в психической, личностной или социально-психологической сферах организма ребенка обуславливаются интегральной характеристикой процесса адаптации, что может привести к негативным изменениям в развитии ребенка при условии трудностей его реализации. Так, признаки социальной дезадаптации личности, соответственно, могут сопровождаться нарушениями в психическом развитии, что напрямую касается детского возраста в силу восприимчивости, неустойчивости и пластичности мозга ребенка. По мнению А.И. Захарова, адаптация ребенка к новым социальным условиям всегда будет протекать труднее и длительнее у детей с более сложной психикой и эмоциональной привязанностью к матери. Оба этих фактора наблюдаются у детей с неврозами, которые представлены и изучены в работах А.И. Захарова, при этом данные симптомы заболевания начинаются в 3 года и в 6-7 лет, когда ребенок начинает посещать детский сад и школу [8].
Принимая во внимание данное положение, можно выделить многоступенчатость процесса адаптации, отражающую различные уровни ее сформированности у ребенка, которые зависят от влияния совокупности важнейших социальных факторов в период дошкольного детства.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
В научной литературе существуют различные теории, по-разному отражающие структуру социальной адаптации ребенка относительно вхождения его в новую социальную среду. Так, Т.В. Дорожевец предлагает одну из моделей социальной адаптации, включающую в себя три ее вида: академический, характеризующийся степенью соответствия поведения ребенка нормам жизни; социальный, отражающий успешность нахождения ребенка в социальной группе в виде принятия его сверстниками; личностный, связанный с уровнем принятия ребенком себя как представителя какой-либо социальной общности (например, воспитанник ДОУ) [9].
Г.И. Семенова, А.Э. Симановский выделяют следующие уровни адаптации детского возраста (от низшего к высшему):
1 уровень - пространственно-предметный, предполагающий адаптацию к пространственным характеристикам окружающих предметов и объектов;
2 уровень - коммуникативно-симбиотический, характеризующий приспособление к действиям других людей и способность выстраивать с ними отношения взаимодействия;
3 уровень - деятельностно-манипулятивный, отражающий учет различных условий (особенности эмоционально-волевой и произвольной сфер личности) при реализации предметных действий. Этот уровень предполагает активность субъекта и способность использовать других людей для реализации своих планов;
4 уровень - социально-символический, означающий способность понимать социальную символику, а значит значение поступков, что, в свою очередь, позволяет предвидеть поступки других людей и самому поступать соответствующим образом [10].
Формирование целей статьи (постановка задания).
Соотнося вышеуказанные уровни с важнейшими факторами, которые необходимо учитывать в процессе социальной адаптации со стороны значимых институтов воспитания, мы предлагаем в процессе наблюдения анализировать поведенческие показатели детей дошкольного возраста с целью диагностики высокой, средней или низкой степени их социальной адаптации.
Во-первых, показатель «удовлетворение физиологических потребностей ребенка», который, являясь базовым, раскрывает природосообразные механизмы развития личности и создает физиологическую основу, внутренние условия для реализации более высокоорганизованной деятельности. Данный показатель соответствует низшему, пространственно-предметному уровню вышеуказанной классификации и отражает простейшие предметные взаимосвязи потребностей ребенка с объектами окружающего мира. Другими словами, если ребенок способен удовлетворять свои потребности, принимая их как повседневную норму (кушает, пьет, ходит в туалет), то это уже свидетельствует об определенной степени его социальной адаптации.
Во-вторых, показатель «взаимодействие с окружающими людьми», соотносящийся с коммуникативно-симбиотическим уровнем социальной адаптации, обеспечивает сформированность коммуникативной стороны дошкольников, то есть умение ребенка обратиться с просьбой, вопросом или высказыванием к окружающим и дать соответствующую обратную связь при обращении к нему. Обмен информацией с взрослыми и сверстниками сообщает о достаточной степени социальной адаптации дошкольников.
В-третьих, деятельностно-манипулятивному уровню социальной адаптации соответствует показатель «эмоциональное реагирование ребенка на стимулы окружающей среды», в том числе и на взаимодействующих с ним людей. Значимость данного показателя определяется психологическим фактором, отражающим общую активность и эмоциональный фон ребенка, особенности эмоционально-волевой сферы личности в различных жизненных ситуациях. Проявления эмоций положительной направленности по отношению к жизненным реалиям говорят о хорошей степени социальной адаптации ребенка.
В-четвертых, показатель «выполнение ребенком инструкций, социальных правил, норм и требований» напрямую соотносится с ее социально-символическим уровнем. Усвоение ребенком программы действия до его полного завершения, осознание смысла собственной деятельности отражает наиболее высокую степень социальной адаптации дошкольника, характеризующуюся комплексными, интегративными, социально значимыми взаимоотношениями с окружающей средой.
На основании вышеизложенного нами было проведено исследование, направленное на определения влияния стиля семейного воспитания на уровень социальной адаптации детей дошкольного возраста.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Исследование осуществлялось на базе Центра Детской Нейропсихологии «Счастливые детки» (г. Самара): в условиях стороннего и включенного наблюдения за детьми дошкольного возраста (выборку составили 65 детей), а также с помощью тестирования (Методика изучения родительских установок Е.С. Шефер и Р.К. Белл (PARI), Методика «Анализ родительских отношений» А.Я. Варга, В.В. Столина) [11].
С целью определения уровня адаптации детей дошкольного возраста мы разработали протокол наблю-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)
психологические Фирсова Тамара Анатольевна, Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна
науки ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ...
дения, параметры и критерии которого основаны на вышеуказанных показателях социальной адаптации (Г.И. Семенова, А.Э. Симановский), а именно: пространственно-предметном, деятельностно-манипулятивном, деятельностно-манипулятивном и социально-символическом.
Параметр «Удовлетворение физиологических потребностей» оценивается по следующим критериям: осознание и удовлетворение потребностей естественным образом (высокий уровень); трудности, периодически возникающие в удовлетворении физиологических потребностей (средний уровень); серьезные проблемы, существующие в их осознании и удовлетворении (низкий уровень).
Параметр «Взаимодействие с окружающими людьми» оценивается по следующим критериям: сформированные навыки общения с взрослыми и сверстниками (высокий уровень); трудности, возникающие в определенной зоне общения: с взрослыми или с детьми, при вступлении в диалог или в обратной связи (средний уровень); отсутствие контакта с окружающими (низкий уровень).
Параметр «Эмоциональное реагирование ребенка на стимулы окружающей среды» оценивается по следующим критериям: проявления позитивного реагирования, положительных эмоций на стимулы окружающей среды (высокий уровень); инертное эмоциональное состояние или изменчивость направленности эмоционального состояния от позитивного к негативному (средний уровень); преимущественно отрицательное отношение к объектам окружающего мира (низкий уровень).
Параметр «Выполнение ребенком правил, норм и требований» оценивается по следующим критериям: понимание ребенком инструкций взрослого и воспроизведение их в полной мере (высокий уровень); частичное (ситуативное) выполнение требований взрослого (средний уровень); непонимание и/или полное невыполнение заданных ребенку программ и инструкций.
Результаты наблюдения оценивались по трехбалльной системе:
- 3 балл - низкий уровень социальной адаптации;
- 2 балла - средний уровень социальной адаптации;
- 1 балла - высокий уровень социальной адаптации.
Результаты исследования показывают, что в выборке
респондентов 54% детей имеют средний уровень социальной адаптации, отражающийся в периодически проявляющихся трудностях в одной или нескольких сферах жизни ребенка. У 36% детей наблюдается высокий уровень социальной адаптации, характеризующийся отсутствием явных проблем в жизнедеятельности ребенка. Низкий уровень социальной адаптации отмечается лишь у 10% дошкольников. Низкий уровень адаптации выявляется у детей с грубыми нарушениями в развитии, связанными с органическим поражением центральной нервной системы, которые не позволяют ребенку соответствовать стандартным социальным нормам и требованиям [12, 13]. Поэтому дальнейшая работа по изучению стиля семейного воспитания проводилась в основном в группах детей с высоким и средним уровнем социальной адаптации, хотя частично затрагивала и группу детей с низким уровнем социальной адаптации.
Стиль семейного воспитания определялся нами с помощью Методики изучения родительских установок Е.С. Шефер и Р.К. Белл (PARI), а также Методики «Анализ родительских отношений» А.Я. Варга, В.В. Столина, которые предлагались родителям респондентов.
Результаты тестирования, отражающие наиболее значимые различия, представлены на рисунке 1.
В результате обследования группы детей с высоким уровнем адаптации по шкале «Симбиоз» выявлено наличие значительной психологической дистанции родителя с ребенком (75%). У детей со средним уровнем социальной адаптации дистанция наблюдается только в 20% обследуемых семей. Соответственно, с детьми,
имеющими проблемы в адаптации, родители сокращают дистанцию, стараясь всегда быть ближе к ним, удовлетворять их основные потребности, оказывать помощь и поддержку, в отличие от детей с высоким уровнем адаптации, которые получают от родителей определенную долю самостоятельности в процессе приспособления их к реальной действительности.
"Психологическая дистанция"
□ высокий уровень адаптации
□ средний уровень адаптации
Рисунок 1. Соотношение результатов по шкале «Симбиоз»
Кроме того, полученные данные, представленные в шкалах «Кооперация» и «Принятие - отвержение», показывают, что родители, имеющие детей с высоким уровнем социальной адаптации, в несколько большей степени проявляют внимание к интересам ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком (75%). Они высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него (100%). У детей с имеющимися проблемами в социальной адаптации данные показатели выражены в меньшей степени (60% и 80%).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Анализ результатов исследования позволил нам синтезировать отдельные показатели по вышеуказанным методикам в три стандартные, общепринятые стили семейного воспитания, а именно: авторитарный, демократический и либеральный.
Выявлено, что у детей, воспитывающихся в семьях, сочетающих либеральный и авторитарный стили воспитания, в большинстве своем наблюдается средний уровень социальной адаптации (63%). Другими словами, непоследовательный (противоречивый) стиль воспитания, проявляемый по отношению к детям, ведет в первую очередь к нарушению параметра «Выполнение ребенком правил, норм и требований», когда у них не формируется четкая (единая) система норм и ценностей. В таких случаях дети зачастую проявляют демонстративное непослушание, «по умолчанию» ведут себя не как требуют, а как ему самому хочется, удовлетворяя собственные потребности на фоне протестного поведения в ответ на контроль и давление родителей, так как в ситуациях проявления либерализма такое поведение имеет место быть и даже ситуативно приветствуется.
Наблюдается взаимосвязь преобладания демократического стиля семейного воспитания и высокого уровня социальной адаптации дошкольников, что, однако, встречается значительно реже (27%). Оптимальное сочетание родительского контроля и одновременно принятия свободы и инициативы ребенка ведет к адекватному восприятию ребенком самого себя и окружающих и эмоциональному реагированию на ситуацию, выполнению правил и инструкций взрослого. Другими словами, дети с высоким уровнем социальной адаптации, воспитывающиеся в условиях демократического стиля общения, проявляют сформированные поведенческие навыки по всем выделенным нами параметрам, начиная с физиологического уровня удовлетворения собственных потребностей и заканчивая высшим уровнем социально значимых свойств и качеств личности дошкольника.
Ярко выраженный авторитарный стиль семейного воспитания доминирует в 5% случаев и отражает взаимосвязь со средним уровнем социальной адаптации дошкольников. Жесткая система правил при отсутствии эмоционально теплого отношения к ребенку формирует
Фирсова Тамара Анатольевна, Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ .
психологические науки
защитное поведение и зачастую создает (и явно не решает) внутренние проблемы в его социальной адаптации. При таком стиле воспитания возникают трудности параметра «Эмоциональное реагирование ребенка на стимулы окружающей среды», когда наблюдается либо общий негативный эмоциональный фон, либо яркие аффективные всплески в ответ на сложившуюся ситуацию.
В процессе исследования нами было отмечено, что низкий уровень социальной адаптации детей дошкольного возраста часто формируется в условиях либерального стиля семейного воспитания (5%). Потворствующая гиперпротекция свойственна родителям, воспитывающим детей с серьезными нарушениями развития, и сопровождается гиперопекой, избыточным вниманием и заботой к ребенку в связи со сложившимися обстоятельствами, всеразрешающим и всепозволяющим родительским поведением. Однако такое взаимодействие, как показывают результаты исследования, усугубляют ситуацию нарушенного развития ребенка и отсрочивают во времени результаты коррекционной работы [14, 15, 16]. У детей с низким уровнем социальной адаптации наблюдаются трудности по всем вышеуказанным параметрам.
Таким образом, признавая многоуровневость и мно-гокомпонентность процесса социальной адаптации, а также учитывая специфику дошкольного этапа развития, важно отслеживать внешние поведенческие реакции детей, которые, являясь значимыми показателями адаптивного/дезадаптивного поведения, в своих сочетаниях могут свидетельствовать о разной степени их социальной адаптации.
Однако оценивая характеристики разных уровней адаптации детей дошкольного возраста, важно заметить, что помимо внешних проявлений необходимо всестороннее понимание всех физиологических и нейропсихо-логических систем организма ребенка, тех структурных и функциональных особенностей, которые определяют реакцию организма на внешние воздействия. Кроме того, при изучении социальной адаптации необходимо учитывать и дополнительные факторы социализации дошкольников, в частности, посещение дошкольного образовательного учреждения и район проживания ребенка (город/сельская местность), что также влияет на возможности ребенка к адаптации в новых условиях обучения и воспитания.
Только комплексный подход к пониманию социальной адаптации дошкольников поможет сделать шаг к созданию условий для ее эффективного формирования на ранних этапах развития личности ребенка. В соответствии с этим, важно разрабатывать рекомендации для субъектов воспитательного процесса (родителей, воспитателей, учителей) по специфике социальной адаптации детей, воспитывающихся в разных социокультурных условиях и имеющих свойственные им особенности в развитии, использование которых в рамках микро- и макросоциума будет способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья подрастающего поколения в целом.
ящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 48-53.
5. Криводонова Ю.Е. К вопросу о личностных особенностях и адаптации слепых и слабовидящих граждан // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 28-31.
6. Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г., Папушина А.В. Профессиональная адаптация преподавателей вуза // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 62-66.
7. Тарасова Н.И. Социальная адаптация дошкольников: воспитательный потенциал дошкольного образования. В сборнике: Образование: традиции и инновации. Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2015. С. 498-500.
8. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в развитии детей. Издательство: «Союз» 2007. 280 с.
9. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 2005. 182 с.
10. Семенова Г.И., Симановский А.Э. Социальная адаптация дошкольников с задержкой психического развития. 2011 Т. 2. № 3. С. 233-237.
11. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. Психолого-педагогическая диагностика. Издательский центр «Академия». 2003.
12. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. М.: АСТ; Астрель, 2007. 318 [2] с. (Высшая школа).
13. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2010. 400 с.
14. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 408 с.
15. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
16. Панько Е.А. Психологическое здоровье ребенка: о путях и способах его укрепления в семье. СПб.: Речь, 2014. 176 с.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ «Социальная адаптация детей дошкольного возраста с особенностями в развитии» (16-06-00190)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 304 с.
2. Позднякова О.В., Смолярчук И.В. Соотношение стиля семейного воспитания и уровня социальной адаптации дошкольников 5-7 лет // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 7. С. 297-302.
3. Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г., Папушина А.В. Социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 79-83.
4. Воскрекасенко О.А., Шилина А.В. Формирование готовности будущих бакалавров-инженеров к социально-профессиональной адаптации как педагогическая проблема // XXI век: итоги прошлого и проблемы насто-322