Busygina Alla Lvovna, Arkhipova Irina Vladimirovna, Phirsova Tamara Anatoljevna THE STUDY OF THE SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN OF YOUNGER ..
pedagogical sciences
УДК 372:159.9.072
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
© 2018
Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Архипова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Фирсова Тамара Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица М. Горького, 65/67, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием социальной адаптации детей младшего школьного возраста к образовательному учреждению, с учетом комплексного подхода и входящих в него основополагающих факторов: семейного воспитания, школьного обучения, макросоциальных условий проживания. Аргументируется взаимосвязь указанных факторов в рамках сочетанного воздействия внутренних (нейропсихологических) и внешних (социальных) особенностей становления личности ребенка. Раскрывается структура социальной адаптации младших школьников с точки зрения теоретического обоснования, определяются базовые механизмы и уровни школьной адаптации в представленной авторами системе многокомпонентной структуры социальной адаптации, включающей основные параметры с опорой на физиологическую, коммуникативную, эмоциональную и произвольную сферу личности ребенка. В работе раскрываются особенности адаптации детей, посещающих городские и сельские образовательные учреждения, с обоснованием специфики района проживания. С точки зрения эмпирического исследования представлены сравнительные характеристики компонентов адаптации детей двух групп: посещающих детский сад и первый класс общеобразовательной школы, а также детей первого и второго классов, по результатам описаны достоверные различия в показателях адаптации городских и сельских детей. Проведенное исследование выявило статистически значимые различия между группами респондентов из городских и сельских образовательных учреждений по критерию Фишера.
Ключевые слова: социальная адаптация, дети дошкольного и младшего школьного возраста, структура, параметры и уровни социальной адаптации, образовательное учреждение, условия проживания, сельская и городская среда.
THE STUDY OF THE SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL INSTITUTION
© 2018
Busygina Alla Lvovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the chair «Pedagogy and psychology» Arkhipova Irina Vladimirovna, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Pedagogy and psychology» Phirsova Tamara Anatoljevna, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Pedagogy and psychology» Samara State Socio-Pedagogical University (443099, Russia, Samara, street M. Gorkogo, 65/67, e-mail: [email protected]) Abstract. The article deals with topical issues related to the formation of social adaptation of children of primary school age to an educational institution, taking into account the complex approach and its underlying factors: family upbringing, schooling, macrosocial living conditions. The interrelation of these factors is argued in the framework of the combined effect of internal (neuropsychological) and external (social) characteristics of the child's personality. The structure of social adaptation of junior schoolchildren from the point of view of theoretical substantiation is revealed, the basic mechanisms and levels of school adaptation are defined in the system of a multicomponent structure of social adaptation presented by the authors, which includes the basic parameters based on the physiological, communicative, emotional and arbitrary sphere of the child's personality. The paper reveals the features of the adaptation of children attending urban and rural educational institutions, with the justification of the specifics of the area of residence. From the point of view of the empirical study, the comparative characteristics of the adaptation components of the children of two groups are presented: those attending kindergarten and the first grade of the general education school, and also children of the first and second classes, the results show reliable differences in the adaptation rates of urban and rural children. The study revealed statistically significant differences between groups of respondents from urban and rural educational institutions by the Fisher criterion.
Keywords: social adaptation, children of preschool and primary school age, structure, parameters and levels of social adaptation, educational institution, living conditions, rural and urban environment.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Эффективность современной образовательной системы напрямую зависит от взаимодействия основных общественных направлений в различных воспитательных условиях на уровне микрогрупп (семьи и школы), формирующих не только фундаментальные социальные качества личности на различных возрастных этапах, но и способствующих реализации подрастающим поколением продуктивного опыта. Несмотря на то, что в настоящее время такое взаимодействие встречается в минимальном количестве случаев, не менее значимая роль отводится соотношению семейного взаимодействия с еще более масштабным фактором - макросоциальной средой, значимость которого состоит в обосновании транслирования от общества к ребенку социальных ценностей и норм через семейное воспитание. Другими словами, создание и поддержание благоприятного психологического климата и партнерских отношений в семье, определяющих характер, содержание и формы по-
ведения развивающейся личности, передается ребенку через призму современных условий действительности [1, 2]. При этом повышение материального и культурного уровня жизни людей, рост миграционных процессов, технологизация жилищно-бытовых условий, влияние средств массовых коммуникаций в современном мире - все это глобальным образом воздействует на развитие конкретной семьи, а через нее - и на личностное развитие ребёнка [3].
Понятие социальной адаптации детей как фактора их всестороннего развития является актуальной сферой изучения как теоретических, так и практических социально-психологических проблем. Сохранение здоровья детей и их гармоничное развитие, формирование адаптивности к быстротечно изменяющейся реальности происходит как в процессе первичной социализации, где родители являются ее главными субъектами, так и в рамках целенаправленной системы образования, в которой учителя становятся не менее значимым звеном воспитания. Между тем, ни родители, ни учителя часто не
204
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна, Фирсова Тамара Анатольевна ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ...
осознают всей сложности процесса адаптации ребенка и их собственного вклада в него, а порой даже своими действиями усугубляют ситуацию. Таким образом, недостаточная компетентность главных субъектов воспитания, существующая на фоне наблюдаемого в современном обществе роста соматических и психологических нарушений у детей, актуализируют проблему методологической и психолого-педагогической подготовки специалистов [4, 5]. Соответственно, в сложившейся ситуации возникает потребность в высококвалифицированных специалистах, а также в повышении компетентности родителей с целью эффективного процесса социальной адаптации детей как фактора их психологического здоровья [6].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
В сфере научного обоснования теоретических и эмпирических аспектов, рассматривающих отдельные стороны протекания социальной адаптации на разных возрастных этапах, представлены в работах И.В. Дубровиной [1], М.М. Безруких [7], С.П. Ефимовой [7], С.А. Беличевой [8], Л.Н. Блиновой [9], А.Л. Венгера [10] и др. В многочисленных психолого-педагогических исследованиях, посвященных младшему школьному возрасту, чаще всего акцент делается на вопросах адаптации ребенка к школе, ее показателях и результатах, а также трудностях, проявляющихся в общении и поведении ребенка, что представлено в трудах Г.С. Абрамовой, М.Р. Битяновой, О.О. Гониной, Д.Ю. Соловьёвой, Р.В. Овчаровой. Так, в центре внимания И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной, Т.А. Добровольской, Т.В. Дорожевец находятся вопросы, связанные с изучением динамики личности ребенка при переходе его от игровой деятельности к учебной и раскрывающие различные условия его приспособления к новой системе социальных отношений и требований. При этом данный процесс характеризуется наличием результата, отражающего определенную степень продуктивности и успешности деятельности и сопровождающегося специфическим эмоциональным состоянием.
В системе формирования у ребенка социальной адаптации Т.В. Дорожевец обосновывает особенности ее проявления совокупностью трех видов: академического, при котором у ребенка выявляется степень соотношения поведения с нормами и требованиями социума; социального, связанного с успешностью коммуникации ребенка в группе сверстников; личностного, раскрывающего уровень самоидентификации ребенка в рамках определенной социальной группы. Д.Ю. Соловьева определяет следующие важные аспекты адаптации ребенка к школьному обучению: организационный, учебно-мотивацион-ный, психологический и социальный [11]. Необходимо отметить, что успешное формирование каждой составляющей, представляющей собой специфические сферы при освоении адаптационного поведения в учебном процессе, с точки зрения Л.А. Ясюковой, происходит через сознательное включение ребенка в ведущую деятельность на данном этапе его развития.
Несмотря на различия в понимании процесса адаптации ребёнка, исследователи единодушны в том, что, осваивая ее, индивидуально совершенствуются и изменяются уровни, механизмы и поведенческие проявления личности. В работах А.Л. Венгера показано, что успешность личности и ее будущей профессиональной деятельности связана с дифференциацией трех уровней адаптации младших школьников, опирающихся на сочетание качеств личности, освоенного социального опыта, умений и навыков, и определяются как высокий, средний или низкий в зависимости от особых характеристик поведения [10]. При этом данные психологических исследований (И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская) показывают, что, педагоги, определив
уровень сформированности социальной адаптации и даже осознав эту реальность, зачастую ограничиваются лишь констатацией факта неуспеваемости обучающихся, но правильно определить ее истинные причины в большинстве случаев они не могут [12]. Действительно, детерминанты социальной адаптации могут быть самые разные, в том числе и внутренние (психофизиологические) особенности ребенка, поэтому глубокое изучение ее причин и механизмов должно изучаться комплексно, с позиции нейропсихологии, дефектологии и психофизиологии, что напрямую связано с тематикой нашего исследования [13].
Наряду с этим, в психологической литературе созданы диагностические методики, отражающие уровень готовности ребенка к процессу обучения, чаще всего представляющие собой совокупность интеллектуальных, личностных и социальных показателей на этапе поступления ребенка в образовательное учреждение. Сформированный уровень каждого из компонентов способствует успешному включению младшего школьника в новую для него учебную деятельность. Но даже хорошо подготовленные к обучению дети в первые недели (и даже месяцы) пребывания в школе испытывают трудности, появляющиеся в связи с перестройкой их жизненного ритма. В первую очередь возникают трудности, связанные с посещением дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Дети, посещавшие детский сад и находившиеся в течение всего дня под влиянием и наблюдением воспитателей, одновременно погруженные в разнообразные виды деятельности (творчество, общение, игры, прогулки), включаясь в школьную жизнь, особенно в первом ее полугодии, вынуждены встраиваться в новую систему обязанностей, требований и правил, связанных с ежедневной подготовкой домашнего задания, ответственным его выполнением, правильной организацией своего рабочего места и т.д. В процессе школьного обучения структура режима дня ребенка полностью изменяется: в середине дня они приходят домой и зачастую до вечера остаются предоставленными сами себе. Именно таким школьникам приспособление к новым условиям жизни дается сложнее всего, именно у них вторая половина дня часто остается неорганизованной [4, 14, 15].
Формирование целей статьи (постановка задания).
Одной из важных фундаментальных задач в рамках представляемого проекта является изучение наиболее значимых факторов и условий, влияющих на особенности социальной адаптации и всестороннее развитие личности ребенка младшего школьного возраста, с целью своевременного преодоления трудностей в обучении детей с различными особенностями в развитии [12, 13, 16].
Особенности в развитии мы рассматриваем с точки зрения любых психофизиологических, личностных, социально-психологических характеристик, свойственных данному конкретному ребенку и отличающих его от большинства сверстников. Наиболее верно особенности ребенка, на наш взгляд, позволяет выявить и понять нейропсихологический метод, изучающий их в структуре мозговой организации психических процессов. Набирающий все большую популярность как метод син-дромного анализа дефицита психической деятельности данный подход раскрывает физиологическую основу рассматриваемого нами социального феномена детской адаптации [17-23]. Соответственно, на существующий физиологический базис ребенка накладываются изменения и в других компонентах адаптации, в частности, в академическом, социальном и личностном (Т.В. Дорожевец) [24], что говорит о последовательном и системном становлении личности ребенка.
Для определения уровня адаптации детей младшего школьного возраста мы использовали батарею анкет и разработанные бланки наблюдения (по Д.Ю. Соловьёвой) [11] с целью изучения специфики вышеуказанных компонентов социальной адаптации. Достижение цели и
Busygina Alla Lvovna, Arkhipova Irina Vladimirovna, Phirsova Tamara Anatoljevna pedagogical
THE STUDY OF THE SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN OF YOUNGER ... sciences
реализация задач осуществлялась в соответствии с изучением следующих ее параметров: «Удовлетворение физиологических потребностей», «Взаимодействие с окружающими людьми», «Эмоциональное реагирование ребенка на стимулы окружающей среды», «Выполнение ребенком правил, норм и требований» [25]. В рамках рассмотрения данных аспектов мы комплексно исследовали важнейшие факторы, влияющие на развитие младшего школьника со стороны значимых институтов воспитания (условия семейного воспитания, особенности обучения в образовательном учреждении), и через совокупность их характеристик анализировали поведенческие показатели детей с целью диагностики высокого, среднего или низкого уровня их социальной адаптации [8]. Кроме того, немаловажным для нас, и даже базовым, ментальным фактором явилась значимость макросоци-ального фактора, то есть района проживания ребенка, который через микросоциальное пространство также обуславливает его личностное развитие. Акцентируя взгляд на макросоциальных условиях развития, Ф.А. Мустаева отмечает воздействующую значимость типа поселения, в котором проживает семья, дифференцируя его в российском макропространстве на город и село, каждый из которых характеризуется специфическими особенностями социализации [26].
При этом зафиксируем возникающее по данному вопросу противоречие между потребностью современной психологии младшего школьного возраста в рассмотрении особенностей формирования их социальной адаптации, с учетом условий проживания (большой город или сельская местность), и отсутствием в данный момент описаний эффективного применения таких результатов на практике.
Настоящее исследование проводилось на базе СГСПУ, Центра Детской Нейропсихологии «Счастливые детки» г.о. Самара, МБОУ СОШ Кировского, Промышленного, Железнодорожного района г.о. Самара и Безенчукского, Шигонского районов Самарской области.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Для сравнительной характеристики результатов были использованы данные, полученные в исследовании гранта РГНФ «Социальная адаптация детей дошкольного возраста с особенностями в развитии» (16-06-00190) на базе СГСПУ, Центра Детской Нейропсихологии «Счастливые детки» г.о. Самара, ДОУ Волжского района (с. Дубовый Умет, с. Лопатино), ДОУ Красноярского района Самарской области.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы сбора эмпирических данных (анкеты и протоколы наблюдения «Социальная адаптация детей младшего школьного возраста» на основе опросников Беличевой С.А.: «Анкета для родителей младшего школьного возраста», «Анкета для учителей младшего школьного возраста») [8]; методы статистической обработки данных (проверка равенства средних значений в двух выборках по критерию Фишера).
Анализируя различия в группах детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение, и обучающихся первого класса, принимая во внимание район их проживания, определены статистически значимые различия между показателями основных параметров адаптации. Статистический анализ (по критерию Фишера) позволил выявить наиболее значимые расхождения между городскими и сельскими детьми, обучающимися в первом классе, по всем параметрам адаптации. У сельских детей наиболее значимые показатели, по сравнению с городскими детьми, посещающими детский сад, наблюдаются в сфере удовлетворения собственных физиологических потребностей (критерий ф*= -2,844; (р<0,01)) и по параметру эмоционального реагирования на реально возникающие жизненные си-206
туации (критерий ф*= -2,502; (р<0,01)). Такие результаты характеризуются отсутствием стойких трудностей у сельских детей в понимании собственного состояния и проявлении эмоций, адекватных сложившимся обстоятельствам, в том числе и во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, что обусловлено, с одной стороны, более спокойным, размеренным образом жизни, свойственным сельской местности в целом, с другой стороны, определенным кругом знакомых с детства людей в рамках микросоциального пространства. Наиболее значимые показатели у городских детей, посещающих детский сад, выявлены по параметру взаимодействия с окружающими людьми (критерий ф*=2,793; (р<0,01)) и в сфере произвольного поведения, связанного с выполнением ребенком норм, правил и требований взрослого (критерий ф*=2,612; (р<0,01)). Данные результаты отражают высокую степень организованности действий в игре и обучающих занятиях, ориентации на социальные нормы и правила во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, однако эмоциональная сфера таких детей характеризуется скованностью в проявлении эмоций либо, наоборот, лабильностью психических состояний.
Результаты исследования также выражают определенные значения параметров адаптации у городских и сельских первоклассников, количественные показатели которых достаточно схожи между собой, что связано с идентичной внутренней спецификой и условиями образовательных учреждений, достаточно стандартной системой подготовки обучающихся, независимо от условий их проживания. Полученные результаты ф свидетельствует о том, что наиболее значимые различия в показателях адаптации у сельских детей выделены в сфере ее эмоционального компонента (критерий ф*= -3,297; (р<0,01)) (значимо), по которому у городских детей, обучающихся в первом классе, выявляются трудности, выражающиеся в негативном эмоциональном отношении к различного рода школьным ситуациям.
Соответственно, нами выделен ряд компонентов социальной адаптации, которые различаются у городских и сельских детей, посещающих ДОУ и обучающихся в 1 классе (Таблица 1).
Таблица 1. Статистические различия между параметрами адаптации у детей
из городской и сельской местности, посещающих ДОУ и обучающихся в 1 классе
Параметры Го Село
Посещают доу Обучающихся в 1 классе Посещают доу Обучающихся в 1 классе
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Удовлетворение физиологических потребностей 56 71,8 122 60,9 80 88,3 60 61,6
Критерий ср*=0,867; (р>0,01) Критерий с?*=3,264; (р<0,0
окружающими людьми 70 | S9, | 116 | 56,6 66 | 73,3 | 60 | 67,6
Критерий ф*=3,314; (p<0,0J) Критерий ф*=0,197; (р>0,01)
Эмоциональноереагирование на стимулы окружающей среды 51 | 65,4 | 90 | 44,0 74 | 82,2 | 62 | 703
Критерий tp*=3,2SJ; (р<0,01) Критерий ср*=0,984; (р>0,01)
Выполнение ребенком норм, правил, тр еб ований взрослого 68 | 87,2 | 62 | 30,4 64 | 71,1 | 24 | 27,0
Критерий <р*=б,737; (р<Р,01) Критерий p*=6,5J2; ip<0r0J)
В процессе исследования было определено, что большинство городских и сельских детей, посещающих детский сад, являются социально активными, ориентируются на окружающих, имеют ярко выраженные свойства, направленные во внешний мир, проявляемые как в отдельных действиях, так и поведении в целом. Окружающие социальные стимулы позволяют им эффективнее осваивать учебный материал, с удовольствием включаться в игровую деятельность. У сельских детей, посещающих детский сад, доминируют значения в сфере удовлетворения физиологических потребностей и в сфере произвольных действий в отличие от детей, обучающихся в первом классе. Это свидетельствует об адаптационных преобразованиях, связанных с ситуативно возникающими трудностями в понимании собственного психоэмоционального состояния и при выполнении заданных программ и инструкций. У городских детей, посещающих дошкольное учреждение, наблюдается высокий уровень выполнения инструкций значимых взрослых (ф эмп. составляет ф*=6,737; (p<0,01)) (значимо), Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Бусыгина Алла Львовна, Архипова Ирина Владимировна, Фирсова Тамара Анатольевна ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ...
а также выявлено преобладание показателей в эмоциональном и коммуникативном компонентах адаптации (ф эмп. составляет 3,314; (р<0,01)) (значимо). Данные значения могут свидетельствовать о высоких достижениях дошкольников в совместной деятельности, которые в отличие от первоклассников более открыты, активны и эмоционально отзывчивы в отношении окружающих людей. Такие дети меньше тревожатся и раздражаются при взаимодействии с сверстниками, более склонны к выполнению требований взрослых, самостоятельны и уверены в себе.
Анализируя полученные результаты, нами представлен ряд компонентов социальной адаптации, которые различаются у городских и сельских детей, обучающихся в 1 и 2 классах (Таблица 2).
Таблица 2. Статистические различия между параметрами адаптации у детей
из городской и сельской местности, обучающихся в 1 и 2 классах
Параметры Город Село
Обучающиеся Обучающиеся Обучающиеся Обучающиеся
в 1 классе во 2 классе в 1 классе во 2 классе
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Удовлетворение 122 60,9 S6 59,2 60 67,6 56 76,9
физиологических потребностей Критерий ср*=0,0б7: {р>0,01) Критерий (р*=0,7б1; (р50,01)
Взаимодействие с 166 56,6 38 60,6 60 67,6 49 672
окружающими людьми Критерий ср*=0,б14: (р>0,01) Критерий <р*=0,017; <р>0,01)
Эмоциональноереагнрованиена 90 44,0 42 29,3 62 70,3 36 48,7
стимулы окружающей среды Критерий 0*- 1,381; (р<Р,01) Критерий 3,401; (р<0,01)
Выполнение ребенком норм. 62 30,4 43 29,6 24 27,0 32 43,6
правил, требовании взрослого Критерий ф*=0,047; (р>0,01) Критерий <рх- 2,312; (р<Р,01)
Результаты, полученные по указанным параметрам, позволили нам проанализировать изменения, которые происходят у младших школьников в процессе социальной адаптации в первых двух классах. Ко второму году обучения наиболее бросающиеся в глаза изменения происходят в первую очередь в эмоционально-потребност-ной сфере детей независимо от условий проживания, что проявляется в расширении в процессе их обучения спектра негативных эмоций, повышении степени лабильности психических состояний, что укрепляет стойкое отрицательное отношение детей к объектам окружающего мира и снижает общую мотивацию к учению.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Для городских и сельских младших школьников со средним уровнем адаптации характерны ситуативно возникающие трудности в осознании своих физиологических потребностей, а также коммуникативной сфере личности, провоцирующие возникновение проблем во взаимоотношениях с окружающими в рамках учебной деятельности. Эмоциональное состояние таких детей не всегда ровно и стабильно, наблюдается склонность к преимущественно негативному полюсу проявления эмоций. Выполнение инструкций взрослого ситуативно обусловлено, в зависимости от мотивационной и познавательной готовности ребенка к деятельности.
У городских и сельских младших школьников с низким уровнем адаптации отмечаются серьезные проблемы в удовлетворении естественных потребностей, связанных с приемом пищи, нарушением сна и другими, существуют стойкие трудности во взаимодействии с людьми, на стимулы окружающей среды они реагируют негативно, либо не реагируют вообще. В рамках учебной деятельности такие дети практически не выполняют инструкции взрослого, нарушают нормы и правила, что создает учителю значительные проблемы в проведении урока и удержании дисциплины в классе. Однако в рамках данного исследования замечено, что по сравнению с проектом 2016 года среди младших школьников наблюдается незначительное количество детей с низким уровнем социальной адаптации, предопределяемым изначально физиологическими нарушениями, что связано с достаточно жестким отбором детей в общеобразовательные школы на этапе поступления.
Таким образом, в результате вышеизложенного ис-
следования было выявлено, что для детей младшего школьного возраста можно считать психологически комфортной ту социальную среду, которая определяется преемственностью процесса социализации (при посещении дошкольного образовательного учреждения), а также системой воздействующих на ребенка факторов (особенностей семейного воспитания, школьного учреждения и условий проживания), совокупность и интенсивность воздействия которых создают соответствующий уровень сформированности социальной адаптации младших школьников и непосредственно влияют на их психическое развитие в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991. 307с.
2. Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной СПб.: Питер, 2004. 592 с.
3. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. 352 с.
4. Овчарова Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей. М., 1994.
5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.:ТЦ «Сфера», 1998. 280с.
6. Психолог в начальной школе: учебно-практ. Пособие / Г.С.Абрамова, Т.П. Гаврилова, А.Г. Лидерс и др./ Под ред. Т.Ю. Андрющенко. Волгоград, 1995.
7. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: учеб. пособие/ М.М. Безруких, С.П. Ефимова. 4-е изд., перераб. М.: Академия, 2000. 247с.
8. Диагностика школьной дезадаптации: пособие для психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейниковой, Г.Ф. Кумариной. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995. 126 с.
9. Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. «Энас», 2003.
10. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: ВЛАДОС-ПРЕСС; Москва; 2007.
11. Соловьева Д.Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе / Д. Ю.Соловьева // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 23-31.
12. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М.: Издательский центр Академия, 2003. 320 с.
13. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях / Ответств. редактор С.В. Алехина. М: МГППУ, 2012.
14. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014. 152 с. (Специальная психология.) ISBN 978-5-4441-0057-8.
15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практич. пособие / Е. И. Рогов. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2014. 412 с. Серия : Настольная книга специалиста.
16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. 128 с.
17. Психология младшего школьного возраста: учеб. пособие / О.О. Гонина. 2-е изд., стер.: ФЛИНТА; Москва; 2015.
18. Фирсова Т.А., Джорухян Е.А. Нейропсихо-логические особенности детей дошкольного возраста
Busygina Alla Lvovna, Arkhipova Irina Vladimirovna, Phirsova Tamara Anatoljevna THE STUDY OF THE SOCIAL ADAPTATION OF CHILDREN OF YOUNGER ..
pedagogical sciences
с разными уровнями социальной адаптации // Заметки ученого». 2016. № 7. С. 102-107.
19. Лизунова Е.В. Адаптация к экстремальным ситуациям у младших школьников как социально-педагогическая проблема // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 42-45.
20. Бусыгина А.Л., Архипова И.В., Фирсова Т.А. Исследование социальных и нейропсихологических показателей адаптации детей дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 300-309.
21. Щетинина В.В. Формирование Опыта Сотрудничества Старших Дошкольников // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 41-44.
22. Ковалевская Т.Н. Психосоциальная адаптация детей, рожденных с задержкой развития плода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 43-47.
23. Ремезова Л.А. Проектирование социально-пе-дагогическтих условий обеспечения социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 98-102.
24. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. Витебск, 2005. 182 с.
25. Фирсова Т.А., Бусыгина А.Л., Архипова И.В. Особенности семейного воспитания в исследовании уровня социальной адаптации детей дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 319-322.
26. Мустаева Ф. А. Социализация личности ребенка в городской и сельской семье. Электронный научный журнал «APRIORI. серия: гуманитарные науки» WWW. APRIORI-JOURNAL.RU 2015. № 4. С. 1-10.
Статья подготовлена в рамках гранта «Социальная адаптация детей младшего школьного возраста с особенностями в развитии» (№ 18-01300083), поддержанного РФФИ (Российским Фондом Фундаментальных Исследований)
Статья поступила в редакцию 05.05.2018
Статья принята к публикации 26.06.2018
208
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)