УДК 378 (14.35.07)
О. Ю. Григорьева
ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ
Проводится анализ разработанности вопроса об интеграции аудиторной и внеаудиторной самостоятельных работ студентов. Автором представлены некоторые результаты констатирующего эксперимента по выявлению факторов, способствующих интеграции аудиторной и внеаудиторной самостоятельных работ студентов. Раскрыто содержание одного из факторов - цикличность аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: интеграция, аудиторная самостоятельная работа студентов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов, самообразование.
На современном этапе развития общества перед образовательными учреждениями поставлена задача перехода на образовательные стандарты третьего поколения. Одним из требований к условиям реализации основной образовательной программы бакалавриата, предъявляемых в ФГОС ВПО по различным направлениям подготовки, является включение в учебную нагрузку всех видов аудиторной и внеаудиторной учебных работ.
Осознание важности того, что основной формой овладения общенаучными и профессиональными знаниями является самостоятельная работа студентов (СРС), привело к усилению внимания исследователей отдельным аспектам этой проблемы. В дидактике наметились различные подходы к решению вопроса о видах самостоятельной работы (В. Т. Данченко, Б. П. Есипов, Т. И. Парубочая, П. И. Пидкасистый, И. М. Плагов). Виды самостоятельной работы выделяют по разным основаниям, что обусловило появление различных ее классификаций. Один и тот же вид работы может быть рассмотрен и с позиции ее дидактического назначения, используемого места выполнения, уровня самостоятельности обучаемых. В рамках нашего исследования интерес представляет прежде всего классификация по месту выполнения самостоятельной работы студентов, где различают аудиторную и внеаудиторную самостоятельные работы студентов. Так, проблемами организации аудиторной самостоятельной работы занимались Л. П. Волкова и В. Т. Данченко (1991), И. Костенко (1995) и др. Результаты исследований внеаудиторной самостоятельной работы представлены в трудах Н. А. Березовина и В. Н. Каза-ренкова (1990), А. А. Малеевой (2002), Н. П. Малевского (1998) и др. И. А. Зимняя [1] выделяет в самостоятельной работе два полюса, которые представлены, с одной стороны, аудиторной, а, с другой - внеаудиторной самостоятельной работой как высшей формой самоорганизации учебной деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что исследования в области организации аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы студентов ведутся и основываются на принципах развивающего обучения, но недостаточно разработан вопрос о взаимосвязи выделенных выше видов самостоятельных работ в процессе обучения, об интеграции аудиторной и внеаудиторной самостоятельных работ студентов.
Принимая точку зрения П. И. Пидкасистого, мы будем понимать под самостоятельной работой студентов «особую систему условий обучения, организуемых преподавателем» [2, с. 57]. Под аудиторной самостоятельной работой (АСР) будем понимать систему условий обучения, создаваемых преподавателем и выполняемых студентом в ходе обязательных по
расписанию учебных занятий; внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР) - система условий обучения, опосредованно создаваемых преподавателем, выполняемых студентом вне основного расписания занятий учебного заведения.
В трудах И. А. Зимней, В. Т. Фоменко [1, 3] и других затрагивается проблема взаимосвязи выделенных выше видов самостоятельных работ в процессе обучения, Ли Фаном [4] была разработана модель цикличной системы аудиторно-внеаудиторных занятий по иностранному языку. Но остается недостаточно решенным вопрос об интеграции аудиторной и внеаудиторной самостоятельных работ студентов. Одним из путей решения данной проблемы является изучение свойств аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы студентов (АВСРС) с позиций системного подхода, моделирования.
В ходе нашего исследования была сконструирована модель системы самостоятельной работы студентов педвузов, в которой реализуется интеграция аудиторной и внеаудиторной самостоятельных работ студентов, способствующая формированию компетенции самообразования [5, 6].
Система аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы студентов включает в себя подсистемы аудиторной и внеаудиторной самостоятельных работ студентов. На основе де-ятельностного подхода исследователи М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко [7], Л. Х. Цыбикова [8] и другие выделяют в составе системы самостоятельной работы студентов мотив, цель, содержание образования, деятельность учения, результат, что характерно как для системы аудиторной самостоятельной работы студентов, так и для системы внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить специфику последних.
Специфика системы аудиторной самостоятельной работы определяется ролью педагогического руководства, формированием навыков устного речевого общения, слушания, навыков выступления по заранее подготовленному или неподготовленному вопросу, аргументации своей точки зрения, навыков решения задач. Таким образом, ее целью, с одной стороны, является пропедевтика и развитие знаний, умений, опыта учебной деятельности, используемых в дальнейшем во внеаудиторной самостоятельной работе, а с другой - контроль учебного опыта в рамках дисциплины, приобретенного студентами во внеаудиторной самостоятельной работе. Исходя из этого можно сделать вывод, что мотивацией АСР студентов является стремление к успешному выполнению ВСР Уровень аудиторных самостоятельных задач носит в основном репродуктивный, реконструктивный характер, реже -творческий, что связано с ограничителями системы: временем учебного занятия и количеством часов, выделяемых на АСР студентов. Использование активных методов обучения, устных и письменных форм организации аудиторной самостоятельной работы студентов реализуется в системе, в рамках которой преподаватель конструирует систему самостоятельных задач, реализующих пропедевтическую, развивающую или контролирующую функции. Руководство деятельностью учения, осуществляемое студентом, характеризуется опосредованной реализацией управленческих функций преподавателя.
Специфика системы ВСР студентов определяется активизацией управленческих функций обучаемого, формированием навыков работы с информацией, связана с подготовкой к аудиторной самостоятельной работе. Целью системы является развитие и рефлексия учебного опыта в рамках дисциплины, контроль которого осуществляется в АСР студентов. В связи с этим мотивацией выполнения студентом внеаудиторной самостоятельной работы является его направленность на успешный результат выполнения АСР, осознание своих возможностей управления собственной учебной деятельностью. Уровень внеаудиторных самостоятельных задач определяется от репродуктивного до творческого. Ограничителем
системы является количество часов, выделенное на выполнение деятельности в рамках дисциплины, и общим бюджетом времени учебной деятельности. Студент выбирает самостоятельно методы и формы организации внеаудиторной самостоятельной работы, решая задачи, выполняющие развивающую и рефлексивную функции. Осуществление самоконтроля, рефлексии помогает оценить возможности приобретения нового опыта, успешного выполнения АСР студентов.
В рамках экспериментальной проверки эффективности построенной нами технологии реализации модели системы самостоятельной работы будущих педагогов [6] в ходе констатирующего эксперимента на основе наблюдения, анкетирования студентов и преподавателей, тестирования студентов выяснялось исходное состояние организации аудиторно-внеа-удиторной самостоятельной работы студентов педвузов.
Проанализировав содержание условий, активизирующих выполнение аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ студентов, мы выделили двадцать условий и предложили преподавателям проранжировать их по степени влияния на интеграцию аудиторной и внеаудиторной самостоятельных работ. В анкетировании участвовало 100 преподавателей.
Для обработки данных использовался статистический пакет программ SPSS for Windows 13.0. В таблице представлены результаты сортировки предложенных условий по заданным двум факторам.
Повернутая матрица компонентов
Компоненты-условия, активизирующие выполнение аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ студентов Фактор
1 2
Наличие плана АВСРС в течение семестра в рамках дисциплины с указанными требованиями, сроками и алгоритмическими инструкциями преподавателя по выполнению заданий 0,763 -
Планирование преподавателем заданий в АСР, связанное с последовательным ее усложнением в обязательной ВСР 0,710 -
Организация преподавателем для студентов АСР, помогающей им при выполнении ВСР 0,662 -
Планирование преподавателем заданий для ВСР на применение приемов самообразовательной деятельности студентов 0,621 -
Наличие информационно-методического обеспечения системы АВСРС (инструкций преподавателя, списка источников литературы) 0,594 -
Наличие оперативного контроля СР со стороны преподавателя 0,581 -
Соответствие организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельных работ студентов цели: развить у студентов навыки саморегуляции, самоорганизации, рефлексии, опыта самообразовательной деятельности 0,566 -
Планирование преподавателем обязательных ВСР того же уровня, что и предшествующие АСР 0,565 -
Уверенность студента, что его ВСР будет проконтролирована преподавателем при выполнении АСР 0,480 -
Система внешних (со стороны преподавателя) стимулов СР — -
Желание студентов уложиться при выполнении работ в указанный срок — -
Личностная направленность преподавателя на развитие у студентов опыта самообразовательной деятельности в организации учебного процесса - -
Умение студента продуктивно использовать каждую минуту - 0,782
Осознание студентом, что навыки ВСР помогут ему в освоении основ любой деятельности, организации самообразования - 0,755
Осознание студентом, что успех выполнения ВСР зависит от успеха выполнения АСР — 0,736
Умение студента проконтролировать свою ВСР — 0,639
Состояние познавательной активности студента, его мотивационная готовность — 0,621
Чувство долга, ответственность у студентов - 0,569
Внутренняя стимуляция студентом своей СР — -
Единая формулировка заданий как в АСР, так и во ВСР - -
Переменные, находящиеся внутри одного столбца, отсортированы в порядке убывания факторных нагрузок. Содержание первого и второго факторов определяется условиями, активизирующими выполнение аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ студентов (первый столбец таблицы), факторные нагрузки которых находятся соответственно во втором и третьем столбцах таблицы.
Результаты интерпретации факторов следующие: первый фактор собрал все условия, касающиеся АВСРС, зависящие от преподавателей. Они описывают возможности планирования содержания и организации АВСРС, создания системы стимулирования, системы информационного и методического обеспечения АВСРС. Обозначим фактор 1 как «Внешний». Второй фактор собрал все условия, основывающиеся на отношении студента к АВСРС, его потребностях, осознании влияния АВСРС на развитие опыта самообразовательной деятельности и т. д. Фактору 2 присвоим характеристику «Внутренний». Так как вывод факторных нагрузок меньших 0,4 не осуществлялся в процессе проведения факторного анализа, то не попали ни в одну группу факторов такие компоненты, как «система внешних (со стороны преподавателя) стимулов СР», «желание студентов уложиться при выполнении работ в указанный срок», «личностная направленность преподавателя на развитие у студентов опыта самообразовательной деятельности в организации учебного процесса», «внутренняя стимуляция студентом своей СР», «единая формулировка заданий как в АСР, так и во ВСР». Таким образом, необходимо выяснить, возможна ли ситуация увеличения количества факторов интегративности АВСРС.
Полученная в результате статистической обработки данных анкетирования программой SPSS for Windows точечная диаграмма (рис. 1), показывает, что количество учитываемых факторов может быть от четырех до шести, так как эти факторы на графике образуют склон.
Поэтому целесообразно провести сравнение моделей с учетом от четырех до семи факторов. Анализ результатов первичных статистик факторного анализа приводит нас к выводу, что можно ограничиться пятью факторами, так как только они несут на себе основную нагрузку. Таким образом, на основе факторного анализа нами выделены следующие факторы интегративности модели системы АВСРС:
- фактор 1: личностная направленность студента и преподавателя на АВСРС;
- фактор 2: направляющий (определение цели и плана, внутренний настрой на успех, продуктивность выполнения АВСРС);
- фактор 3: информационно-методическое обеспечение СРС,
- фактор 4: цикличность АВСРС;
- фактор 5: система стимулирования АВСРС.
Таким образом, на основе факторного анализа нами была определена совокупность факторов, способствующих интеграции аудиторной и внеаудиторной самостоятельных работ студентов. Посредством выделенных факторов интегративности АВСРС в ходе реализации модели самостоятельной работы студентов педвузов реализуются управленческие
Scree Plot
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Component Number
Рис. 1. Точечная диаграмма
4
3
функции преподавателей, направленные на развитие и реализацию управленческих функций студентов по организации самообразования.
Рассмотрим подробнее такой фактор интегративности модели системы СРС, как цикличность аудиторно-внеаудиторной СРС.
Исследователь Ли Фан [4, с. 17] выделял свойство цикличности в системе аудиторно-внеаудиторных занятий, объединенных одной темой в рамках изучения иностранного языка. Разрабатывая систему аудиторно-внеаудиторных занятий, ученый опирался на подход к типологии уроков, определяющий два типа занятий: занятия, направленные на формирование познавательно-коммуникативной деятельности учащихся, и занятия, направленные на развитие собственно-коммуникативной деятельности.
В нашем исследовании использован другой подход, который основан на общедидактических закономерностях и сопоставляет типы занятий с возрастанием самостоятельности студентов и убыванием помощи преподавателя (А. Н. Рыблова) [9, с. 82]. Мы понимаем под циклом повторяющееся во времени единство аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы, созданное определенной темой и направленное на усвоение учебного опыта в рамках дисциплины и формирование компетенции самообразования. Цикл позволяет решать следующие задачи:
- реализация всех функций учебной самостоятельной задачи: пропедевтической, развивающей, рефлексивной, контрольно-коррекционной;
- постепенное изменение уровня самостоятельной задачи от репродуктивного к творческому;
- изменение управленческих функций преподавателя: от непосредственного управления до внешнеопосредованного системного управления в АВСРС;
- динамика уровня самостоятельности студента: от выполнения студентом АВСРС под непосредственным управлением преподавателя к управляемой самим студентом внеаудиторной самостоятельной работы с опосредованным управлением преподавателя.
Реализация цикла АВСРС осуществлялась по следующей схеме (рис. 2):
Поясним схему, представленную выше. В течение семестра в рамках изучения одной учебной темы (в семестре 2-3 темы) преподавателями было организовано 4-5 занятий по математическому анализу. Готовясь к первому занятию, студенты выполняли опережающие пропедевтические обязательные внеаудиторные самостоятельные работы репродуктивного уровня, предложенные преподавателем. На первом практическом занятии осуществлялась проверка выполненных внеаудиторных самостоятельных работ путем организации решения заданий репродуктивного уровня. В конце этого занятия студентами была выполнена контролирующая пропедевтическая аудиторная СР репродуктивного уровня и поставлены задачи:
- проанализировать выполненную аудиторную самостоятельную работу и выполнить обязательную внеаудиторную СР с целью закрепления темы первого занятия (практические задачи по предмету);
- проанализировать требования к итоговой контролирующей аудиторной самостоятельной работе (проводится на последнем занятии изучения темы);
- организовать самостоятельно ВСР с целью подготовки ко второму занятию.
На втором практическом занятии студенты выполняли развивающие АСР репродуктивного и продуктивного уровней, опосредованно проверяя свои умения в организации ВСР. Результатом работы на основе анализа выполненной аудиторной самостоятельной работы было определение студентами своих пробелов в изучении темы и возможность их восполнения при организации обучающимися последующей ВСР продуктивного уровня.
Опережающие пропедевтические обязательные внеаудиторные СР репродуктивного уровня
Консультация по выполнению СР
после лекции
Контролирующие пропедевтические аудиторные СР репродуктивного уровня
Первое семинарское занятие
Развивающие аудиторные СР репродуктивного и продуктивного уровней
Самоконтролирующие обязательные внеаудиторные СР репродуктивного и продуктивного уровней
Второе практическое занятие
Контролирующие аудиторные СР продуктивного уровня, развивающие аудиторные СР продуктивного и творческого уровней
Развивающие обязательные и необязательные внеаудиторные СР продуктивного и творческого уровней
Третье, четвертое
практические заня-
тия
Контролирующие аудиторные СР продуктивного и творческого уровней
Пятое практическое занятие
Рис. 2. Цикл АВСРС
Третье и четвертое занятия направлены на выполнение более сложных заданий, включающих развивающие и контролирующие аудиторные СР продуктивного уровня. Внеаудиторная СР выполняется студентами с целью подготовки к итоговой контролирующей аудиторной самостоятельной работе, проводимой на пятом занятии, включающей задания на проверку учебного опыта, приобретенного в течение изучения темы.
На формирующем этапе эксперимента в ходе проведения лекционных, семинарских, практических занятий в экспериментальных группах организация АВСРС имела циклический характер. Содержание этой работы было представлено в составленной нами программе аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы по математическому анализу, включающей следующие разделы:
- учебная тема, в рамках которой студенты работают над формированием предметного опыта;
- цели и задачи АВСРС;
- элементы компетенции самообразования;
- содержание и требования к АСРС;
- содержание и требования к ВСРС;
- информационно-методическое обеспечение АВСРС;
- этапы работы (сроки);
- формы организации АВСРС.
Таким образом, в ходе формирующего этапа эксперимента в рамках нашего исследования осуществлялась апробация всех вышеназванных условий, способствующих интеграции аудиторной и внеаудиторной самостоятельных работ будущих педагогов, выявлялось влияние последних на формирование компетенции самообразования - цели системы самостоятельной работы студентов.
Список литературы
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2002. 383 с.
2. Пидкасистый П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: учеб. пос. М.: Пед. об-во России, 2004. 112 с.
3. Фоменко В. Т. О связи внеаудиторной самостоятельной работы студентов и лекционных форм обучения // Самостоятельная работа студентов: поиски, проблемы, решения / под ред. А. М. Юркова. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1991. С. 10-12.
4. Ли Фан. Организация самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов-нефилологов при обучении чтению (на примере занятий по русскому языку в условиях высшей школы Китая): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 22 с.
5. Поляничко (Григорьева) О. Ю. К проблеме конструирования модели системы аудиторно-внеаудиторной самостоятельной работы студентов педвузов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 6 (57). С. 149-154.
6. Поляничко (Григорьева) О. Ю. Моделирование системы самостоятельной работы будущих педагогов (на примере математики): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2008. 22 с.
7. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / отв. ред. М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 526 с.
8. Цыбикова Л. Х. Организация самостоятельной работы студентов педвуза в процессе изучения курса алгебры и теории чисел: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 15 с.
9. Рыблова А. Н. Система управления профессиональной ориентацией самостоятельной познавательной деятельности студентов. Саратов: Сарат. гос. соц. экон. ун-т., 2002, 299 с.
Григорьева О. Ю., кандидат педагогических наук, доцент. Алтайская государственная педагогическая академия.
Ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031. E-mail: oxanagray@mail.ru
Материал поступил в редакцию 29.12.2013.
O. Yu. Grigoryeva
THE PROBLEM OF INTEGRATION OF STUDENT IN-CLASS AND EXTRACURRICULAR INDEPENDENT WORK
AT PEDAGOGICAL INSTITUTES
This article analyzes the problem of integration of student in-class and extracurricular independent work and literature on this subject as well as demonstrates some results of a baseline phase of an experiment conducted to reveal the factors which will lead to this integration. The cycling of in-class and extracurricular independent work is considered to be one of these factors.
Key words: integration, in-class independent work, extracurricular independent work, self-education.
References
1. Zimnyaya I. A. Pedagogical psychology. Moscow, Logos Publ., 2002. 383 p. (in Russian).
2. Pidkasisty P. I. The organization of learning and cognitive activity of a student, study guide. Moscow, Pedagogical Society of Russia Publ., 2004. 112 p. (in Russian).
3. Fomenko V. T. The interconnection between student extracurricular independent work and lecture courses // Student independent work, prospects, problems, solutions / Ed. by A. M. Yurkov. Rostov-on-Don, Rostov University Publ., 1991. Pp. 10-12 (in Russian).
4. Li Fan. The organization of in-class and extracurricular independent work of non-language and literature students in the course of training in reading (evidence from Russian Language classes conducted in Higher Education Institutions of China). Abstract of dis. cand. ped. sci. Moscow, 1996. 22 p. (in Russian).
5. Polyanichko (Grigoryeva) O. Yu. To the problem of constructing the model of the system of class and out-of-class self-education of the students of pedagogical higher educational institutions . Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2006, vol. 6 (57), pp. 149-154 (in Russian).
6. Polyanichko (Grigoryeva) O. Yu. The modeling of a system of independent work of future mathematics teachers. Abstract of dis. cand. ped. sci. Barnaul, 2008. 22 p. (in Russian).
7 . Pedagogy and psychology in Higher Education Institution. study guide / Ed. by M. V. Bulanova-Toporkova, A. V. Dukhavneva, L. D. Stolyarenko. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1998. 526 p. (in Russian).
8. Tsybikova L. Kh. The organization of student independent work in the course of algebra and number theory in Pedagogical Institutes. Abstract of dis. cand. ped. sci. Moscow, 1995. 15 p. (in Russian).
9. Ryblova A. N. The control system of vocational guidance for student independent cognitive activity. Saratov, Saratov State Socio-Economic University Publ., 2002. 299 p. (in Russian).
Altai State Pedagogical Academy.
Ul. Molodezhnaya, 55, Barnaul, Russia, 656031. E-mail: oxanagray@mail.ru