университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 122-125.
6. Щербаков, А.С. Комплексная оценка психических состояний и свойств личности у молодых людей, страдающих бруксизмом / А.С. Щербаков, Т.В. Виргунова, С.Б. Иванова // Стоматология. - 2013. - № 2. — С. 44-48.
7. Klasser, G.D. Sleep Bruxism Etiology: The Evolution of a Changing Paradigm [Электронный ресурс] / G.D. Klasser, N. Rei, G. J. Lavigne // J Can Dent Assoc. - 2015. - Vol. 81. - URL : http://www.jcda.ca/sites/default/files/f2/f2.pdf (дата обращения: 01.04.2018).
REFERENCES
1. Antonova, I.N. (2016), "Parafunction chewing muscles "night bruxism" as a risk factor for inflammatory periodontal disease in athletes", Actual problems of physical culture and sports Materials VI international scientific-practical Conference, Mozyr, рр. 497-501.
2. Vasilenko V.S. and Gizha I.V. (2014), "Stress cardiomyopathy in sportsmen", International research journal, No 1-4 (20), рр. 48-51.
3. Isaeva, E.R. and Antonova, I.N. (2009), "Mechanisms of psychological adaptation of athletes and their relationship with inflammatory periodontal diseases", Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 50, No 4, рр. 45-51.
4. Novik, A.A. and Ionova, T.I. (2007), Guide to the study of quality of life in medicine, OLMA Mediagrupp, Moscow.
5. Rodygina, J.K. and Cherkashina, S.A. (2013), "Psychosomatic state features of medicine institute students having parafunctions of masticatory muscles", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 98, No 4, рр. 122-125.
6. Shherbakov, A.S., Virgunova, T.V. and Ivanova, S.B. (2013), "Comprehensive assessment of mental States and properties of the personality of young people suffering from bruxism", Stomatologiya, No 2, рр. 44-48.
7. Klasser GD, Rei N, Lavigne GJ. (2015), Sleep Bruxism Etiology: The Evolution of a Changing Paradigm, J Can Dent Assoc;81:f2.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.05.2018
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОК С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Аннотация
В статье представлены результаты исследования ценностно-смысловой сферы студенток с различной степенью компьютерной зависимости. Нами обнаружено три группы респонденток: с отсутствием признаков компьютерной зависимости, со слабой и средней степенью компьютерной зависимостью. Показано, что различия в ценностных ориентациях становятся все заметнее по мере увеличения степени компьютерной зависимости. Количество сфер, в которых студенты с отсутствием компьютерной зависимости испытывают низкую самореализацию, выросло по сравнению с результатами студентов со средней степенью компьютерной зависимостью. Результаты наших исследований показывают, что на формирование компьютерной зависимости в большей степени оказывает недовольство состоянием своего здоровья (U=842,0; p=0,0004), нехваткой времени (p=0,0001), отношениями в семье (p=0,0023).
Ключевые слова: личностные ценности, студентки, физическая культура, непрерывное образование, личностные смыслы, мотивация, компьютерная зависимость.
FEATURES OF SELF-REALIZATION AND VITAL SATISFACTION OF STUDENTS
WITH DIFFERENT DEGREE OF COMPUTER DEPENDENCE
Alexander Dmitrievich Lifanov, the candidate of chemical sciences, senior lecturer, Kazan National University of Science and Technology, Kazan
Annotation
The article presents the results of the study of value-meaning sphere of the students with varying degrees of the computer addiction. We have three groups of the respondents: with lack of evidence of computer dependence and from weak to moderate computer addiction. It is shown that the differences in the value orientations are becoming more pronounced with increasing degree of the computer addiction. The number of areas, in which the students with the lack of the computer addiction experience low self-realization, increased compared with the results of the students with an average degree of the computer addiction. Our results show that the formation of computer addiction has its reason in increasing discontent with the state of health (U = 842.0; p = 0.0004), lack of time (p = 0.0001), family relations (p = 0.0023).
Keywords: female students, physical culture, computer addiction, personal meanings, self-actualization, satisfaction.
ВВЕДЕНИЕ
Научно-технический прогресс породил новую социокультурную среду, ставшую неотъемлемой частью жизни современного человека. Это произошло благодаря бурному развитию компьютерных технологий и Интернету. Использование средств мобильного обучения, электронных образовательных ресурсов и компьютерных игр, при соблюдении определенных условий, могут не только способствовать повышению качества учебного процесса, но и способствовать развитию самообразовательных компетенций, что несомненно важно и актуально, в условиях стремительного обновления информации. Однако, наряду с позитивными, встречаются и негативные последствия бесконтрольного, со стороны родителей и педагогов, увлечения детей, подростков и молодежи компьютерными играми, приводящими к формированию компьютерной зависимости [1].
В работе Д.В. Каширского [1], в которых показано, что отклоняющееся поведение является результатом блокировки самореализации человека в различных жизненных сферах.
В связи с этим, целью настоящей работы являлось выявление взаимосвязи между особенностями ценностно-смысловой сферы и различными степенями компьютерной зависимости
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие студенты 1-3 курсов ФБГОУ ВО «Казанский национальный технологический университет» (105 человек).
В работе использовались: методика KVS-3 (Д.А. Каширский) [1], тест-опросник на степень компьютерной зависимости К. Янг (под редакцией В.А. Лоскутовой) [2]. В работе [2] принята следующая шкала: 0-19 баллов - отсутствие компьютерная зависимость; 2039 баллов - слабая степень компьютерной зависимости; 40-59 баллов - средняя степень компьютерной зависимости; 60-79 баллов - сильная степень компьютерной зависимости и более 80 баллов - крайне высокая степень компьютерной зависимость, разрешение которой возможно только с помощью квалифицированного специалиста.
Статистический анализ данных осуществлялся с использованием пакета прикладных программ «Statistica 7.0». В качестве методов статистического анализа данных использовался непараметрический U-критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок, различия считались значимыми при p <0.05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ самореализации в жизненных сферах позволяет определить степень выраженности достижений применительно к конкретным жизненным сферам. В таблице 1 представлены результаты сравнительного исследования степени самореализации с разной
степенью компьютерной зависимости.
Таблица 1 - Сравнение средних значений групп респондентов с отсутствием компьютерной зависимости и со слабой компьютерной зависимостью_
Жизненные сферы М0±00 (п=24) М1±ст1 (п=42) Мапп^Ьйпеу И р
Семья 4,916±1,214 2,476±2,698 814,0 <0,0001
Социальная активность 3,333±1,736 2,428±1,783 672,0 0,0252
Познание нового в мире, природе, человеке 4,308±1,289 2,708±1,473 834,0 0,0003
Помощь другим людям и милосердие к ним 4,385±0,941 3,238±1,819 736,0 0,0165
Высокое образование 4,385±1,472 2,619±1,834 808,0 0,0009
Полная самореализация 3,846±1,488 2,476±1,671 792,0 0,0019
Внутренняя гармония, уверенность в себе 4,615±0,941 3,333±1,776 780,0 0,0031
Творчество 3,923±1,978 2,048±1,860 824,0 0,0005
Время 4,385±2,021 2,428±1,548 854,0 0,0001
Условные обозначения: М0, М1 - средние значения значимости жизненных сфер в группах студентов с отсутствием компьютерной зависимости и со слабой компьютерной зависимостью, и - статистика Манна-Уитни, р -уровень значимости. Примечания: здесь и далее жирным шрифтом выделены статистически значимые различия (р<0,05).
На основе результатов анализа данных, представленных в таблице 1, мы приходим к выводу, что с появлением первых признаков компьютерной зависимости, студентки в меньшей степени ощущают себя реализованными в таких жизненных сферах, как творчество (р=0,0005), время (р=0,0001) и получение высокого образования (р=0,0009). Вероятно, это связано с тем, что студентки со слабой степенью компьютерной зависимости не обращаются к интернету в учебных целях, для воплощения своих оригинальных замыслов, а используют его не по назначению. Нецелевое использование Интернет-ресурсов обусловлено, на наш взгляд, несформированностью самообразовательных компетенций. Это, в свою очередь, приводит к длительному пребыванию в социальных сетях (например, БасеЪоок, Вконтакте). Средние значения расхождений показателей самореализации отмечаются в сферах семья (р <0,0001), познание чего-то нового в мире, природе, человеке (р=0,0003), жизненная самореализация в целом (р=0,0031). Таким образом, студентки с отсутствием компьютерной зависимости выше оценивают качество внутрисемейных отношений, в большей степени открыты новому и самореализованы в жизни.
Наименьшее расхождение показателей самореализации мы наблюдали в сфере помощи другим людям и милосердия к ним (р=0,0165), внутренней гармонии и уверенности в себе (р=0,0031), социальной активности (р=0,0251). При этом, студентки со слабой степенью компьютерной зависимости более самореализованы в сферах познания нового в мире, природе, человеке (р=0,0003) и высокого образования (р=0,0009). Очевидно, что Интернет-сообщество создает «иллюзию» расширения социальных контактов в случае, если сам человек является замкнутым и уход в виртуальную реальность является всего лишь актуализацией потребности в автономии.
Таблица 2 - Сравнение средних значений групп респондентов с отсутствием компьютерной зависимости и со средней компьютерной зависимостью __
Жизненные сферы М0±^0 (п=24) М2±ст2 (п=16) Мапп^Ьйпеу И р
Здоровье 4,846±1,190 3,200±1,196 285,0 <0,0001
Развитие 4,923±1,164 3,600±1,314 400,0 0,0019
Познание нового в мире, природе, че- 4,308±1,289 3,800±1,852 628,0 0,0466
ловеке
Помощь другим людям и милосердие 4,385±0,941 3,300±1,895 356,0 0,0337
к ним
Высокое образование 4,385±1,472 2,700± 1,302 414,0 0,0006
Вера в Бога 3,923±1,719 2,300±2,105 380,0 0,0080
Приятное времяпровождение, отдых 4,692±1,517 3,500±1,147 374,0 0,0116
Полная самореализация 3,846±1,488 2,709±1,593 364,0 0,0215
Жизненные сферы М0±00 (п=24) М2±ст2 (п=16) Мапп^Ьйпеу И р
Любовь 6,308±0,838 5,000±2,000 378,0 0,0090
Признание, уважение людей и влияние на окружающих 3,846±1,994 3,100±1,165 356,0 0,0340
Время 4,385±2,021 2,200±2,093 400,0 0,0020
Ответственность 5,200±1,155 4,500±1,051 349,0 0,0235
Справедливость 4,846±1,434 3,400± 1,603 390,0 0,0040
Условные обозначения: М0, М2 - средние значения значимости жизненных сфер в группах студентов с отсутствием компьютерной зависимости и со слабой компьютерной зависимостью, и - статистика Манна-Уитни, р -уровень значимости.
Различия в ценностных ориентациях становятся все заметнее по мере увеличения степени компьютерной зависимости. Можно видеть, что количество сфер, в которых студенты с отсутствием компьютерной зависимости испытывают низкую самореализацию, выросло по сравнению с результатами студентов со средней степенью компьютерной зависимостью. Студенки с отсутствием признаков компьютерной зависимости наибольшее расхождение в уровнях самореализации наблюдается в таких жизненных сферах, как время (и=400,0; р=0,0020), высокое образование (и=414,0; р=0,0006), здоровье (и=285,0; р <0,0001) и верой в Бога (и=380,0; р=0,0080). Низкое расхождение показателей имеют также справедливость (и=390,0; р=0,0040), любовь (и=378,0; р=0,0090), развитие (и=400,0; р=0,0019), приятное времяпрепровождение, отдых (и=374,0; р=0,0116) и полная самореализация (и=364,0; р=0,0215). Довольно низкие расхождения наблюдались в таких жизненных сферах, как познание нового в мире, природе, человеке (И=628,0; р=0,0466), помощь другим людям и милосердие к ним (И=356,0; р=0,0337), признание, уважение людей и влияние на окружающих (и=356,0; р=0,0340) и ответственность (и=349,0; р=0,0235). Таблица 3 - Сравнение средних значений значимых различий в самореализации групп респондентов со слабой компьютерной зависимостью и со средней компьютерной зависимостью
Жизненные сферы М1±ст1 (п=39) М2±о2 (п=42) Мапп^Ьйпеу И р
Здоровье 4,238±1,845 3,200±1,196 594,0 0,0089
Общение 4,63 8± 1,150 5,400±0,817 827,5 0,0045
Семья 2,476±2,698 4,200±2,142 570,0 0,0243
Социальная активность 2,375±1,864 3,455±1,291 814,0 0,0129
Познание нового в мире, природе, человеке 2,708±1,473 3,800±1,852 382,0 0,0070
Приятное времяпровождение, отдых 4,238±1,559 3,500±1,147 554,0 0,0439
Условные обозначения: М1, М2 - средние значения значимости жизненных сфер в группах студентов с отсутствием компьютерной зависимости и со слабой компьютерной зависимостью, И - статистика Манна-Уитни, р -уровень значимости.
Студентки со слабой компьютерной зависимостью по данным теста КУ8-3, меньше заботятся о своем здоровье (и=594,0; р <0,0001), приятного проводят время, и хорошо отдыхают (и=554,0; р=0,0439). Для студенток со средней степенью компьютерной зависимости мы наблюдали более высокий уровень самореализации в следующих жизненных сферах (таблица 3): общение, семья, социальная активность и познавательная деятельность. Следует отметить, что именно эти жизненные сферы являются взаимосвязанными друг с другом и вполне объяснимыми. Очевидно, что повышенная общительность, обусловленная влиянием Интернет-среды, способствует расширению сферы социальных контактов. При этом, они выше оценивают отношения в семье (И=570,0; р=0,0243), более социально активны (и=814,0; р=0,0129) и полагают, что вполне реализовались в сфере познания нового в мире (И=382,0; р=0,0070). Студентки со слабой компьютерной зависимостью, наоборот, проявляют слабый и неустойчивый интерес к процессу обучения и в целом исключают возможность продолжения образования по завершению обучения в вузе. Наряду с этим, компьютерозависимые студентки в меньшей степени, чем их сверстницы из нормативной группы, ориентированы на приверженность ценностям здорового образа
жизни. Удовлетворенность от самореализации в жизненных сферах характеризует ощущение самоэффективности в соответствующих жизненных сферах. Она обусловлена, степенью личностной значимости собственных достижений. В таблице 4 представлены сравнительные данные средних значений групп студенток с отсутствием компьютерной зависимости в сравнении со студентками со слабой компьютерной зависимостью.
Таблица 4 - Сравнение средних значений значимых различий в самореализации групп респондентов со слабой компьютерной зависимостью и со средней компьютерной зависимостью
Жизненные сферы Мс±00 (п=24) М1±ст1 (п=42) Mann-Whitney И р
Здоровье 5,071±0,979 3,300±2,127 842,0 0,0004
Высокое образование 4,143±2,206 2,800±1,772 828,0 0,0009
Полная самореализация 3,857±1,957 2,600±1,878 822,0 0,0011
Внутренняя гармония, уверенность в себе 4,714±1,357 3,250±2,145 782,0 0,0056
Стабильность и порядок 4,714±1,740 3,150±1,545 830,0 0,0008
Время 4,286±1,697 2,550±1,825 890,0 <0,0001
Ответственность 5,643±0,826 4,450±1,484 832,0 0,0007
Справедливость 5,143±1,208 3,800±1,418 854,0 0,0002
Условные обозначения: М0, М1 - средние значения удовлетворенности от самореализации в жизненных сферах в группах студентов с отсутствием компьютерной зависимости и со слабой компьютерной зависимостью, И -статистика Манна-Уитни, р - уровень значимости.
Можно видеть, что на формирование компьютерной зависимости в большей степени оказывает недовольство состоянием своего здоровья (И=842,0; р=0,0004), нехваткой времени (И=890,0; р <0,0001). На среднем уровне, мы наблюдали расхождение стабильность и порядок (И=830,0; р=0,0008), справедливость (И=854,0; р=0,0002) и внутренняя гармония, уверенность в себе (И=782,0; р=0,0056). При этом студентки с отсутствием компьютерной зависимости в большей степени удовлетворены степенью полноты самореализация (И=822,0; р=0,0011), ответственности (И=832,0; р=0,0007) и своей включенности в учебный процесс для получения высокого образования (И=828,0; р=0,0009).
Таблица 5 - Сравнение средних значений значимых различий в самореализации групп респондентов со слабой компьютерной зависимостью и со средней компьютерной зависимостью
Жизненные сферы М0±00 (п=24) М2±о2 (п=42) Mann-Whitney И р
Здоровье 5,071±0,979 2,556±1,866 444,0 <0,0001
Развитие 4,714±1,301 2,333±1,283 454,0 <0,0001
Социальная активность 3,500±2,099 2,444± 1,294 350,0 0,0279
Познание нового в мире, природе, человеке 4,000±1,633 2,778± 1,263 362,0 0,0134
Помощь другим людям и милосердие к ним 4,000±1,540 3,222±1,166 348,0 0,0313
Высокое образование 4,143±2,206 2,444±1,886 390,0 0,0020
Вера в Бога 4,429±1,574 2,333±2,473 374,0 0,0062
Приятное времяпровождение, отдых 4,143±1,799 2,889±1,844 350,0 0,0280
Полная самореализация 3,857±1,957 2,667±1,455 384,0 0,0030
Поиск прекрасного и наслаждение им 3,714±1,697 2,111± 1,568 382,0 0,0035
Любовь 6,214±0,787 4,333±2,169 398,0 0,0010
Интересная работа (учеба) 2,786±1,853 0,778± 1,263 404,0 0,0006
Свобода 4,286±2,355 3,111± 1,132 352,0 0,0250
Внутренняя гармония, уверенность в себе 4,714±1,357 3,444±1,886 352,0 0,0248
Стабильность и порядок 4,714±1,740 2,556±1,688 401,0 0,0008
Время 4,286±1,697 1,667±0,970 464,0 <0,0001
Ответственность 5,643±0,826 3,778±0,809 478,0 <0,0001
Справедливость 5,143±1,208 3,667± 1,283 394,0 0,0014
Условные обозначения: М0, М1 - средние значения удовлетворенности от самореализации в жизненных сферах в группах студентов с отсутствием компьютерной зависимости и со слабой компьютерной зависимостью, И -статистика Манна-Уитни, р - уровень значимости.
Из данных таблицы 5 следует, что с увеличением степени компьютерной зависимости увеличивается расхождение удовлетворенности от самореализации в жизненных сферах, а количество жизненных сфер увеличивается с увеличением степени компьютерной зависимости. Отмечено статистически достоверное уменьшение весов значимости времени (И=464,0; р<0,0001), здоровья (И=444,0; р<0,0001), развития (И=454,0; р<0,0001), полной самореализации (И=384,0; р=0,0001), любви (И=398,0; р=0,0010), справедливости (И=394,0; р=0,0014), высокого образования, (И=390,0; р=0,0020) и внутренней гармонии (И=352,0; р=0,0248).
В таблице 6 представлены сравнительные данные средних значений групп респондентов со слабой и со средней компьютерной зависимостью.
Таблица 6 - Сравнение средних значений удовлетворенности самореализацией в жизненных сферах групп студентов со слабой компьютерной зависимостью и со средней компьютерной зависимостью_____
Жизненные сферы M1±d (n=39) M2±o2 (n=42) Mann-Whitney U p
Приятное времяпровождение, отдых 4,150±1,791 2,889±1,844 494,0 0,0247
Интересная работа 2,200±1,964 0,778± 1,263 520,0 0,0072
Время 2,550±1,825 1,667±0,970 478,0 0,0478
Условные обозначения: М0, М1 - средние значения удовлетворенности от самореализации в жизненных сферах в группах студентов с отсутствием компьютерной зависимости и со слабой компьютерной зависимостью, И -статистика Манна-Уитни, р - уровень значимости.
Как следует из таблицы 6, статистически достоверные различия зафиксированы по таким жизненным сферам, как приятное времяпровождение, отдых (U=494,0; p=0,0247), интересная работа (U=520,0; p=0,0072) и время (U=478,0; p=0,0478). При этом, в группе студенток со слабой степенью компьютерной зависимости мы наблюдали большую степень удовлетворенности самореализацией в перечисленных жизненных сферах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каширский, Д.В. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - № 1. - C. 119-123.
2. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость-патология XXI века / В.А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. - 2000. - № 1. - С. 11-13.
REFERENCES
1. Kashirskii, D.V. (2014), "Dynamics of the value orientations of the Russian young people", Vestnik Altajskoj akademii jekonomiki i prava, No.1, pp. 119-123.
2. Loskutova, V.A. (2000), "Inthernet-addiction - the pathology of the XXI century", Voprosy mentalnoj mediciny i jekologii, No. 1, pp. 11-13.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.05.2018
УДК 796:159.943.8
МЕТАКОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ПРЕДИКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Александра Евгеньевна Ловягина, кандидат психологических наук, доцент, Лилия Андреевна Облачкова, магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследования метакогнитивных процессов у спортсменов. Выявлены взаимосвязи между уровнем развития метакогнитивных знаний и выраженностью некоторых показателей психологической подготовленности к спортивной деятельности. Выявлены различия в сформированности метакогнитивных знаний и регуляции у спортсменов, различающихся по стажу занятий спортом и спортивной квалификации.