(дата обращения: 04.04.2018 г.)
3. Малик, Л.С. Решение проблемы жестокого обращения с несовершеннолетними в аспекте семейно-ориентированной социальной работы / Л.С. Малик, Л.А. Мелкая // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 6. - С. 118-121.
4. Фролова, Е.В. Исследование готовности учителя к инновационной профессиональной деятельности / Е.В. Фролова // Психолого-педагогические исследования в системе образования : материалы конференции. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального университета, 2002. - С. 342-345.
REFERENCES
1. Budinayte, G.L. (2011), "Features of the child's perception of 6-8 years of family structure in the situation of divorce", Journal of Counseling psychology and psychotherapy, No. 2, рр. 91-110.
2. State report (2016), "On the situation of children and families with children in the Russian Federation", available at: https:// rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/474 (accessed 04.04.2018 g.).
3. Malik, L.S. (2017), "Solution to the problem of abuse of minors in the aspect of family-oriented social work", Journal of Kazan pedagogical journal, No. 6, рр. 118-121.
4. Frolova, E.V. (2002) "Study of teacher's readiness for innovative professional activity" Proceedings of the Conference Psycho-pedagogical studies in the education system, Chelyabinsk, may 16-18, 2002, рр. 342-345.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.04.2018
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент, Вадим Аркадьевич Антонов, старший преподаватель, Геннадий Дмитриевич Гейко, кандидат технических наук, доцент, Эльмира Талгатовна Ахметвалеева, старший преподаватель, Александр Владимирович Петров, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Аннотация
В статье представлены результаты исследования ценностно-смысловой сферы студенток с различной степенью компьютерной зависимости. Нами обнаружено три группы респонденток: с отсутствием признаков компьютерной зависимости, со слабой и средней степенью компьютерной зависимостью. Показано, что различия в ценностных ориентациях становятся все заметнее по мере увеличения степени компьютерной зависимости. Количество сфер, в которых студенты с отсутствием компьютерной зависимости испытывают низкую самореализацию, выросло по сравнению с результатами студентов со средней степенью компьютерной зависимостью. Результаты наших исследований показывают, что на формирование компьютерной зависимости в большей степени оказывает недовольство состоянием своего здоровья (U=842,0; p=0,0004), нехваткой времени (p=0,0001), отношениями в семье (p=0,0023).
Ключевые слова личностные ценности, студентки, физическая культура, непрерывное образование, личностные смыслы, мотивация, компьютерная зависимость.
FEATURES OF PERSONAL VALUES OF STUDENTS WITH DIFFERENT DEGREE
OF COMPUTER DEPENDENCE
Alexander Dmitrievich Lifanov, the candidate of chemical sciences, the senior lecturer, Vadim Arcadievich Antonov, the senior teacher, Gennady Dmitrievich Geyko, the candidate of technical sciences, the senior lecturer, Elmira Talgatovna Ahmetvaleeva, the senior teacher, Alexander Vladimirovich Petrov, the senior teacher, Kazan National University of Science and Technology, Kazan
Annotation
The article presents the results of the study of value-meaning sphere of students with varying degrees of computer addiction. We have found three groups of respondents: with lack of evidence of computer dependence, and weak to moderate computer addiction. It is shown that the differences in the value orientations are becoming more pronounced with increasing the degree of computer addiction. The number of areas in which students with the lack of computer addiction experiencing low self-realization, increased compared with the results of students with an average degree of computer addiction. Our results show that the formation of computer addiction has resulted from increasing discontent with the state of the health (U = 842,0; p = 0,0004), lack of time (p = 0.0001), family relations (p = 0, 0023).
Keywords: female students, physical culture, computer addiction, personal meanings, self-actualization, satisfaction.
ВВЕДЕНИЕ
Научно-технический прогресс породил новую социокультурную среду, ставшую неотъемлемой частью жизни современного человека. Это произошло благодаря бурному развитию компьютерных технологий и Интернету. Средства электронного обучения открывают новые возможности, способствующие развитию «... человека мобильного, оперативно и творчески мыслящего и действующего» [1, С.4].
В исследовании Р.С. Наговицына [1] показано, что использование средств мобильного обучения, электронных образовательных ресурсов и компьютерных игр, при соблюдении определенных условий, могут не только способствовать повышению качества учебного процесса, но и способствовать развитию самообразовательных компетенций, что несомненно важно и актуально, в условиях стремительного обновления информации. Следует отметить, что наряду с позитивными, встречаются и негативные последствия бесконтрольного, со стороны родителей и педагогов, увлечения детей, подростков и молодежи компьютерными играми, культивирующие потребность и стереотипы экранного восприятия жизни: сужение круга интересов, уход от социальной реальности в виртуальный мир, развитие компьютерной зависимости, пагубное влияние компьютерной зависимости на физическое развитие и здоровье подростков, неадекватное поведение в реальном мире, отшельничество и суицидные намерения [2].
Таким образом, пагубное воздействие Интернета на различные виды деятельности, в том числе и учебную деятельность, обусловливает необходимость определения психологических условий, определяющих эффективность учебного процесса.
В настоящем исследовании, мы предположили, что на возникновение компьютерной зависимости у детей, подростков и студенческой молодёжи большое влияние оказывает особенности их ценностно-смысловой сферы. Косвенно, нашу гипотезу подтверждают результаты исследований Д.В. Каширского [3], в которых показано, что отклоняющееся поведение является результатом блокировки самореализации человека в различных жизненных сферах. Таким образом, средства физической культуры и другие методы психокоррекции, могут оказаться неэффективными или действовать непродолжительное время, если не оказывать целенаправленных психолого-педагогические воздействия на ценностно-смысловую сферу студентов.
В связи с этим, целью настоящей работы являлось выявление взаимосвязи между особенностями ценностно-смысловой сферы и различными степенями компьютерной зависимости
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие студенты 1-3 курсов ФБГОУ ВО «Казанский национальный технологический университет» (105 человек).
В работе использовались: методика КУ8-3 (Д.А. Каширский) [3], тест-опросник на степень компьютерной зависимости К. Янг (под редакцией В. А. Лоскутовой) [4]. В работе [4] принята следующая шкала: 0 - 19 баллов - отсутствие компьютерной зависимости; 20 - 39 баллов - слабая степень компьютерной зависимости; 40 - 59 баллов - средняя степень компьютерной зависимости; 60 - 79 баллов - сильная степень компьютерной зависимости и более 80 баллов - крайне высокая степень компьютерной зависимости, разрешение которой возможно только с помощью квалифицированного специалиста.
Статистический анализ данных осуществлялся с использованием пакета прикладных программ «^аЙБЙса 7.0». В качестве методов статистического анализа данных использовался непараметрический и-критерий Манна-Уитни для двух независимых выборок, различия считались значимыми при р <0.05.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты исследования системы ценностей студентов представлены в Таблице 1. Можно видеть, что при сравнении средних значений личностной значимости в группе студенток, с отсутствием компьютерной зависимости (группа М0) и со слабой степенью компьютерной зависимости (группа М1) статистически значимые различия наблюдаются только в жизненных сферах «Развитие» и «Социальная активность» (таблица 1).
Таблица 1 - Сравнение средних значений групп респондентов с отсутствием компьютерной зависимости и со слабой компьютерной зависимостью __
Жизненные сферы М0±00 (п=24) М1±о1 (п=42) Мапп^Ьйпеу И р
Развитие 3,162±1,138 4,731±1,538 285,0 0,0181
Социальная активность 4,963±0,688 2,692±1,715 304,0 0,0129
Условные обозначения: М0, М1 - средние значения значимости жизненных сфер в группах студентов с отсут-
ствием компьютерной зависимости и со слабой компьютерной зависимостью, И - статистика Манна-Уитни, р -
уровень значимости.
Примечания: здесь и далее жирным шрифтом выделены статистически значимые различия (р<0,05).
Студентки с отсутствием признаков компьютерной зависимости статистически выше значимость сферы социальной активности (И=304,0; р=0,0129) и ниже - сферы развития (И=285,0; р=0,0181), что указывает на большую значимость средств электронного обучения для физического и духовного совершенствования.
В то же время, студентки не рассматривают компьютерные технологии как средство, опосредующих активность для достижения позитивных изменений в обществе.
Различия в ценностных ориентациях становятся все заметнее по мере увеличения степени компьютерной зависимости (таблица 2).
Отмечено статистически достоверное уменьшение весов значимости здоровья (И=285,0; р=0,0181), материальной обеспеченности (И=304,0; р=0,0129), отдыха (И=321,0; р=0,0008), полной самореализации (И=338,0; р=0,0001), общественного признания (И=273,0; р=0,0417), внутренней гармонии (И=288,0; р=0,0057) и творчества (И=336,0; р=0,0002).
В таблице 3 приведены сравнительные данные средних значений значимости жизненных сфер студенток со слабой и средней степенями компьютерной зависимости.
Таблица 2 - Сравнение средних значений групп респондентов с отсутствием компьютер-
ной зависимости и со средней компьютерной зависимостью
Жизненные сферы М0±00 (п=24) М2±о2 (п=42) Mann-Whitney И р
Здоровье 6,333±1,138 5,636±0,857 285,0 0,0181
Материальная обеспеченность 6,158±0,688 5,273±1,316 304,0 0,0129
Приятное времяпровождение, отдых 5,833±1,098 4,364±1,177 321,0 0,0008
Полная самореализация 6,444±0,511 4,909±1,192 338,0 0,0001
Признание, уважение людей и влияние на окружающих 3,636±1,649 4,333±2,114 273,0 0,0417
Внутренняя гармония, уверенность в себе 5,500±1,200 4,091±1,411 288,0 0,0057
Творчество 5,500±1,425 2,545±2,324 336,0 0,0002
Условные обозначения: М0, М2 - средние значения значимости жизненных сфер в группах студентов с отсутствием компьютерной зависимости и со слабой компьютерной зависимостью, и - статистика Манна-Уитни, р -уровень значимости.
Таблица 3 - Сравнение средних значений групп респондентов со слабой компьютерной зависимостью и со средней компьютерной зависимостью___
Жизненные сферы М1±СТ1 (п=38) М2±о2 (п=41) Mann-Whitney И р
Здоровье 6,412±0,857 5,636±1,093 544,0 0,0043
Семья 5,284±1,946 4,455±2,110 544,0 0,0044
Познание нового в мире, природе, человеке 3,000±1,741 4,182±1,842 502,0 0,0317
Свобода 4,765±1,232 5,727±1,316 532,0 0,0081
Стабильность и порядок 4,706±2,053 3,909±1,269 508,0 0,0248
Условные обозначения: М1, М2 - средние значения значимости жизненных сфер в группах студентов с отсутствием компьютерной зависимости и со слабой компьютерной зависимостью, И - статистика Манна-Уитни, р -уровень значимости.
Из приведенных данных видно, что в группе студенток со слабой компьютерной зависимостью наблюдались статистически значимые отличия выше по таким жизненным сферам, как «Здоровье» (и=544,0; р=0,0043), «Семья» (и=544,0; р=0,0044) и «Стабильность и порядок» (и=508,0; р=0,0248). Студентки со средней степенью компьютерной зависимостью достоверно выше отмечают такие жизненные сферы, как «Познание нового в мире, природе, человеке» (и=502,0; р=0,0317), свобода (и=532,0; р=0,0081). Так, студентки, с отсутствием компьютерной зависимости, активно и целенаправленно используют Интернет, с целью получения знаний и стремятся к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию. Данная тенденция объясняется предоставления большей автономии обучающимся в выборе траектории обучения.
Студенки со слабой компьютерной зависимостью, наоборот, проявляют слабый и неустойчивый интерес к процессу обучения и в целом исключают возможность продолжения образования по завершению обучения в вузе. Наряду с этим, компьютерозависимые студентки в меньшей степени, чем их сверстницы из нормативной группы, ориентированы на приверженность ценностям здорового образа жизни. Таким образом, ценностный профиль студентов с аддиктивным поведением характеризуется слабой выраженностью ценностей учебной и профессиональной деятельности.
На основании результатов проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
- средства электронного обучения способствуют профилактике социально-негативных форм компьютерной зависимости у студенческой молодежи в случае, если они используются в познавательных и рекреационных целях, и предусматривают их использования для организации самостоятельных занятий физической культурой, активным экотуризмом, соревновательными видами двигательной активности во взаимодействиях со сверстниками;
- показано, что в качестве аксиологических факторов, препятствующих развитию компьютерной зависимости, относятся высокая личностная значимость таких жизненных
сфер, как «Социальная активность», «Здоровье», «Развитие», «Высокое образование», «Наличие хороших и верных друзей».
ЛИТЕРАТУРА
1. Наговицын, Р.С. Концептуальные основы формирования физической культуры личности студента на основе мобильного обучения / Р. С. Наговицын // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 10. - С. 11-14.
2. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. - М. : МЕД-пресс, 2001. - 432 с.
3. Каширский, Д.В. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи / Д .В. Каширский // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - № 1. - C. 119-123.
4. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость-патология XXI века / В.А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. - 2000. - № 1. - С. 11-13.
REFERENCES
1. Nagovitsyn, R.S. (2014), "Conceptual framework of formation of personal physical culture of student based on mobile learning", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 10-14.
2. Mendelevich, V.D. (2001), Psychology of addictive behavior, MED-press, Moscow.
3. Kashirskii, D.V. (2014), "Dynamics of the value orientations of the Russian young people", Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki iprava, No.1, pp. 119-123.
4. Loskutova, V.A. (2000), "Internet-addiction - the pathology of the XXI century", Voprosy mentalnoj mediciny i ekologii, No. 1, pp. 11-13.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.03.2018
УДК 159.9.07
ОСОБЕННОСТИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Андрей Петрович Мережников, кандидат психологических наук, доцент, Ольга Павловна Степанова, кандидат психологических наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова), г. Магнитогорск
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования выраженности уровня самоактуализации студентов технических направлений вуза во взаимосвязи с ценностными ориентациями, уровнем субъективного контроля и смысложизненными ориентациями. Студенты технического направления обучения склонны переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, видят свою жизнь целостной. Они достаточно независимы в своих поступках, принимают себя такими, как есть, креативны. Независимость ценностей и поведения от воздействия извне коррелирует с высокой общей интернальностью, высокой общей осмысленностью жизни, ориентированностью на высокий социальный статус и управление людьми, творческой направленностью личности, принятия себя таким, как есть.
Ключевые слова: самоактуализация личности, интернальность, осмысленность жизни, ценности, субъективный контроль.