ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.9:37
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГАМИ, ИМЕЮЩИМИ РАЗНЫЕ ТИПЫ СУБЪЕКТНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Г.С. Прыгин (г. Набережные Челны, Российская Федерация)
Цель исследования - выявить взаимосвязь типа субъектной регуляции педагогов с их способностью адекватно оценивать развитие своих профессиональных компетенций. Для реализации цели использовался авторский опросник «автономности-зависимости» и специально разработанная анкета для субъективного оценивания деятельностного, коммуникативного, личностного, мо-тивационного и рефлексивного компонентов профессиональных компетенций педагогов. По результатам исследования были выявлены значимые различия в субъективном оценивании деятельностного, личностного и мотивационного компонентов. Не обнаружено существенных различий в самооценке коммуникативного и рефлексивного компонентов.
Ключевые слова: типы субъектной регуляции, профессиональные компетенции, педагоги, субъективное оценивание.
PECULIAR PROPERTIES OF SELF-ESTEEM PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS WHO HAVE DIFFERENT TYPES OF SUBJECTNESS OF REGULATION
G.S. Prygin (Naberezhnye Chelny, Russian Federation)
Abstract. The purpose of the study - to identify the relationship of types subjectness regulation of teachers with of their ability to adequately assess the development of their professional competence. To achieve this purpose the author used a questionnaire «autonomy-dependence» and specially designed questionnaire for subjective evaluation of the activity, communicative, personal, motivational and reflective components of professional competence of teachers. According to a study
found significant differences in the subjective estimation of the activity, personal and motivational components. No significant differences in the assessment of communicative and reflective component.
Key words: types of subjectness of regulation, professional competence, teachers, subjective assessment.
Не вызывает сомнений, что на результативность любой образовательной программы влияет уровень развития у педагога его профессиональной компетентности, а современная модернизация Российского образования всех уровней строится, прежде всего, на компетентностном подходе, который лежит в основе выбора и разработки современных методов обучения. При переходе от «знаниевого» подхода к компетентностному требования, предъявляемые к психолого-педагогической компетентности педагога существенно возрастают.
Проблемой профессиональных компетенций педагогов занимались А.А. Вербицкий, И.А Зимняя, М.М. Кашапов, А.К. Маркова, Г.В. Му-хаметзянова., В.Д. Шадриков и др. Л.М. Митина, в своих исследованиях выделила более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик) [1]. Содержание профессиональной деятельности определяет исходные профессионально важные качества личности (их часто называют профессиональной компетентностью), способствующие более успешному выполнению профессиональных функций. Исходя из направлений профессиональной деятельности педагогов, выделяются следующие ключевые компетенции, которыми должен владеть педагог: информационная, ком-
муникативная, социальная, готовность к самообразованию, управленческая (самоменеджмент).
Как было показано нами ранее [2], эффективность педагогический деятельности связана непосредственно с уровнем развития симптомокомплекса личностных качеств (СККЛ) педагога, позволяющих ему в наиболее полной мере овладевать и реализовывать ключевые педагогические компетенции. В свою очередь, уровень развития СККЛ определяет уровень развития его системы субъектной регуляции. В данной регуляции выделяется два полярных типа осуществления деятельности: «автономный» и «зависимый». Основой для типологизации является уровень сформированности комплекса качеств личности (как субъекта деятельности), объединенных по признаку «эффективной самостоятельности». Каждому из указанных типов, кроме характерного уровня сформирован-ности комплекса качеств личности, соответствует определенная структурная и функциональная сформиро-ванность системы субъектной регуляции [3].
В связи с этим, в исследовании ставилась цель: выявить взаимосвязь типа субъектной регуляции педагогов средних профессиональных образовательных учреждений с их способностью адекватно оценивать развитие своих профессиональных компетенций. Была выдвинута гипотеза о том,
что: у педагогов с автономным типом субъектной регуляции объективная оценка компетенций и самооценка собственных компетенций выше, чем у «зависимых» педагогов.
Организация исследования. Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование, которое проводилось на базе средних профессиональных образовательных учреждений г. Набережные Челны и г. Нижнекамска. В исследовании принимали участие педагоги со стажем работы от 1 до 35 лет и в возрасте от 23 до 59 лет. Объем обследованной выборки составил примерно 115 челочек, из которых были сформированы группы автономных и зависимых педагогов по 25 человек в каждой. В процессе исследования были использованы следующие методики: авторский опросник «автономности-зависимости» и разработанная нами анкета «Оценка профессиональных компетенций педагогов».
В результате теоретического анализа педагогической и психологической литературы было выявлено пять базовых компонентов профессиональных компетенций, соотносящихся с симптомокомплексом личностных качеств «эффективной самостоятельности» [2]. Каждый базовый блок был расширен рядом частных видов компетенций. Анкета предназначалась для субъективной и объективной диагностики уровня реализации педагогической деятельности: степени проявления интегративной совокупности характеристик (знаний, умений, навыков, способностей, мотивов, убеждений, ценностей - профессиональных ком-петентностей) в профессиональной
деятельности на соответствующем уровне и достижении определенного результата.
Анкета состоит из пяти блоков -компонентов профессиональной компетентности педагогов: деятельнос-тного, социального (коммуникативного), личностного, мотивационного, рефлексивного. Для субъективной оценки профессиональной компетентности, педагоги сами оценивали наличие у себя предложенных компонентов профессиональных компетенций педагога, по степени их выраженности по 10-ти бальной шкале. Объективную оценку педагогов по этой же анкете отдельно осуществляли завучи и специалисты-психологи соответствующих учреждений, хорошо знающие профессиональные качества педагогов.
Рассмотрим наиболее существенные полученные результаты. Вначале проанализируем оценку уровня профессиональной компетентности педагогов в обеих типологических группах. Следует сразу отметить, что педагоги из обеих типологических групп оценили свою профессиональную компетенцию по всем пяти компонентам выше экспертов то есть, имеет место эффект социальной желательности и презентации себя как специалиста высокой квалификации (по всем компонентам получены статистически значимые различия между объективным и субъективным оцениванием). Далее сравним отдельно все компоненты по обеим типологическим группам. Для большей наглядности, представим полученные результаты по структурным элементам каждого компонента профессиональных компетенций.
Таблица 1.
Сравнительный анализ объективных и субъективных оценок компонентов профессиональных компетенций «автономных» и «зависимых» педагогов по
деятельностному компоненту
Деятельностный компонент
Структура компонента (элементы) 1 2 3 4 5
Тип оценки Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб.
Автономные (Хср.) 8,41 9,35 8,24 8,82 7,94 8,47 8,12 9,29 7,88 9,41
Зависимые (Хср.) 7,53 8,53 7,18 8,00 7,12 7,53 7,71 8,06 6,82 8,12
1:- эмп. 2,41 1,81 2,85 - 1,99 2,53 - 2,76 2,37 2,91
Ур. значимости* 0,05 - 0,05 - - 0,05 - 0,05 0,05 0,01
Где: 1 - наличие специальных знаний и умений; 2 - умение применять их на практике; 3 - способность проектировать и реализовывать ту или иную педагогическую технологию; 4 - ответственное и качественное выполнение профессиональных задач; 5 - Способность организовать различные виды деятельности учащихся. «Об.», «Суб.» - соответственно объективная и субъективная оценки.
*Уровень значимости различий определен между типологическими группами (по столбцам)
Сравнивая адекватность самооценок педагогов обеих групп (см. таб. 1) можно отметить, что и «автономные», и «зависимые» педагоги в наибольшей степени переоценивают себя как организаторов различных видов деятельности учащихся (элемент 5). Автономные педагоги более адекватно оценивают свое умение применять знания на практике и свою способность проектировать и реализовывать ту или иную педагогическую технологию (соответственно элементы 2 и 3). Кроме того, если автономные педагоги также переоценивают свое ответственное и качественное выполнение
профессиональных задач (элемент 4), то зависимые - переоценивают 1- наличие у них специальных знаний и умений (элемент 1). Следует также отметить, что практически по всем элементам данного компонента автономные педагоги превосходят зависимых.
По социально-коммуникативному компоненту (таблица 2) наиболее адекватно автономные педагоги оценивают себя по умению выбирать оптимальный стиль общения (элемент 4), а наименее по нацеленности на сотрудничество и умении аргументировать и убеждать (элемент 6). Касательно зависимых педагогов, из
всех составляющих социального компонента наибольшие расхождения с оценками экспертов присутствуют по организации и поддержанию диалога и умению аргументировать и убеждать (элементы 3 и 6 соответственно). Успешнее всего в коммуникативной сфере зависимые педагоги реализуются в стремлении к сотрудничеству и
сотворчеству и оптимальному стилю общения (элементы 1 и 4).
В отличие от деятельностного компонента, в коммуникативном компоненте (поэлементное) превосходство автономных педагогов по субъективным оценкам выражено достаточно слабо, а по объективным отсутствует совсем.
Таблица 2.
Сравнительный анализ объективных и субъективных оценок компонентов профессиональных компетенций «автономных» и «зависимых» педагогов по социально-коммуникативному компоненту
Социально-коммуникативный компонент
Структура компонента (элементы) 1 2 3 4 5 6 7
Тип оценки Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб.
Автономные (Хср.) 7,47 9,12 7,41 9,06 7,71 9,06 7,88 8,88 7,53 8,76 7,06 8,94 7,59 8,94
Зависимые (Хср.) 7,35 8,35 6,76 7,88 6,94 8,59 7,41 8,06 7,12 8,24 6,59 7,76 6,82 7,88
1:- эмп. - 1,8 - 2,45 - - - 2,24 - - - 2,5 1,89 2,36
Ур. значимости* - - - 0,02 - - - 0,05 - - - 0,05 - 0,05
Где: 1- нацеленность на сотрудничество и сотворчество; 2- умение ясно и четко излагать мысли; 3 - организовывать и поддерживать диалог; 4 - умение выбирать оптимальный стиль общения; 5 - умение устанавливать межличностные связи; 6 - умение аргументировать и убеждать; 7 - умение анализировать и высказывать суждения. «Об.», «Суб.» - соответственно объективная и субъективная оценки.
*Уровень значимости различий определен между типологическими группами (по столбцам)
Таблица 3.
Сравнительный анализ объективных и субъективных оценок компонентов профессиональных компетенций «автономных» и «зависимых» педагогов по
личностному компоненту
Личностный компонент
Структура компонента (элементы) 1 2 3 4 5 6
Тип оценки Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб.
Автономные (Хср.) 7,35 9,00 7,82 9,24 7,53 9,35 7,71 8,59 7,47 8,65 7,71 9,35
Зависимые (Хср.) 6,59 8,00 7,18 8,65 6,76 8,41 7,06 8,00 6,53 7,29 6,76 8,41
1:- эмп. - 2,17 - - 1,83 2,2 1,74 - 1,96 2,41 2,18 2,24
Ур. значимости* - 0,05 - - - 0,05 - - - 0,05 0,05 0,05
Где: 1- способность к самовыражению; 2 - способность планировать свою профессиональную деятельность; 3 - способность видеть проблему и самостоятельно принимать решения; 4 - оперативность и аналитичность мышления; 5 - социальная смелость; 6 - самостоятельность и независимость поведения.
«Об.», «Суб.» - соответственно объективная и субъективная оценки.
*Уровень значимости различий определен между типологическими группами (по столбцам)
По личностному компоненту (таблица 3) автономные педагоги в целом чувствуют себя более независимыми и самостоятельными, чем их видят таковыми окружающие. Наиболее адекватно ими оценены оперативность и аналитичность мышления (элемент 4), больше всего они переоценивают свою способность видеть проблему и самостоятельно принимать решения и способность к самовыражению (соответственно элементы 3 и 1).
Для зависимых педагогов по личностному компоненту можно отметить наибольшие значимые различия
между объективной и субъективной оценками по способности увидеть проблему и самостоятельно принять решения, самостоятельности и независимости поведения (элемент 3 и 6). Однако зависимые педагоги вполне адекватно оценивают свою социальную смелость, а также оперативность и аналитичность мышления (элементы 5 и 4). Примечательно, что и объективная оценка подчеркивает превосходство автономных педагогов в самостоятельности и независимости поведения.
Где: 1- устойчивая профессиональная мотивация, интерес к профессиональной деятельности; 2 - творческая инициатива личности в профессии; 3 - стремление к саморазвитию и профессиональному росту; 4 - активность, инициативность; 5 - формирование индивидуального стиля работы; 6 - креативность.
«Об.», «Суб.» - соответственно объективная и субъективная оценки.
*Уровень значимости различий определен между типологическими группами (по столбцам)
Таблица 4.
Сравнительный анализ объективных и субъективных оценок компонентов профессиональных компетенций «автономных» и «зависимых» педагогов по
мотивационному компоненту
Личностный компонент
Структура компонента (элементы) 1 2 3 4 5 6
Тип оценки Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб.
Автономные (Хср.) 8,24 9,29 7,47 8,94 7,71 9,35 7,24 8,88 7,41 9,18 6,71 8,59
Зависимые (Хср.) 7,41 8,24 6,47 8,35 6,71 7,88 6,29 8,18 6,35 8,00 5,94 7,71
1:- эмп. 1,77 2,24 2,02 - 2,04 3,09 1,85 - 2,18 2,79 - 1,74
Ур. значимости* - 0,05 0,05 - 0,05 0,01 - - 0,05 0,02 - -
По мотивационному компоненту (таблица 4) выявлена наибольшая самопрезентация автономными педагогами себя как креативных специалистов с собственным индивидуальным стилем работы (элементы 5 и 6), а зависимыми педагогами, как активных, с творческой личностной инициативой в профессии (элементы 4 и 2). Сами педагоги из обеих типологических групп наиболее адекватно оценивают свою устойчивую профессиональную моти-
вацию и интерес к профессиональной деятельности.
Объективно автономные педагоги превосходят зависимых по таким элементам мотивационного компонента как: творческая инициатива личности в профессии, стремление к саморазвитию и профессиональному росту, формированию индивидуального стиля работы.
Таблица 5.
Сравнительный анализ объективных и субъективных оценок компонентов профессиональных компетенций «автономных» и «зависимых» педагогов по
рефлексивному компоненту
Рефлексивный компонент
Структура компонента (элементы) 1 2 3 4
Тип оценки Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб. Об. Суб.
Автономные (Хср.) 7,24 8,76 8,41 9,53 7,59 9,12 7,41 9,18
Зависимые (Хср.) 6,94 8,00 7,63 9,35 7,31 8,76 7,13 8,53
1:- эмп. - - 2,03 - - - - 1,76
Ур. значимости* - - 0,05 - - - - -
Где: 1 - владение приемами саморегуляции; 2 - требовательность к себе и окружающим; 3 - самоанализ, стремление к самопознанию; 4 - умение сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития.
«Об.», «Суб.» - соответственно объективная и субъективная оценки.
*Уровень значимости различий определен между типологическими группами (по столбцам)
По рефлексивному компоненту (таблица 5) у автономных педагогов наиболее завышена оценка контроля результатов своей деятельности (элемент 4) и стремлению к самопознанию (элемент 3), у зависимых - существенно переоценена их требовательность к себе и окружающим. Наиболее реально автономные педагоги оценивают свою требовательность к себе и окружающим (элемент 2), а зависимые - владение приемами саморегуляции. В целом, по данному компоненту су-
щественных объективных различий между обеими типологическими группами не отмечается (исключая элемент - требовательность к себе и окружающим).
В таблице 6 представлен статистический анализ значимости различий выборочных средних (усредненных по каждому компоненту в целом) субъективных и объективных оценок профессиональных компетенций педагогов с автономным и зависимым типом субъектной регуляции.
Таблица 6.
Эмпирическое значение субъективных и объективных оценок профессиональных компетенций «автономных» и «зависимых» педагогов
Оценка Субъективные оценки Объективные оценки
Тип СР Компоненты\^ Педагоги (Хср.) 1:-эмп. Педагоги (Хср.) 11-эмп.
Автономные Зависимые Автономные Зависимые
Деятельностный 9,07 8,05 2,79** 9,07 7,27 5,76***
Коммуникативный 8,97 8,11 2,29* 7,52 7 -
Личностный 9,03 8,13 2,37* 7,6 6,81 2,13*
Мотивационный 9,04 8,06 2,25* 7,46 6,53 2,11*
Рефлексивный 9,15 8,66 - 7,66 7,24 -
*- р<0,05; *- р<0,02; **- р<0,01***
Выявлено, что существуют значимые различия средних значений субъективных оценок профессиональных компетенций «автономными» и «зависимыми» педагогами по деятель-ностному, социально-коммуникативному, личностному и мотивацион-ному компонентам. Причем, по этим компетенциям автономные педагоги существенно превосходят зависимых. Межгрупповые различия обнаружены также и по объективным оценкам по тем же компонентам, исключая социально-коммуникативный. Не выявлено никаких различий по рефлексивному компоненту.
По результатам субъективного анкетирования можно говорить о том, что автономные педагоги наиболее адекватно оценивают свое умение применять знания на практике и свою способность проектировать и реали-зовывать ту или иную педагогическую технологию; умению выбирать оптимальный стиль общения; опера-
тивность и аналитичность мышления; требовательность к себе и окружающим. Зависимые педагоги наиболее адекватно оценивают свое стремление к сотрудничеству и сотворчеству, к оптимальному стилю общения; социальную смелость, а также оперативность и аналитичность мышления. Педагоги из обеих типологических групп наиболее адекватно оценивают свою устойчивую профессиональную мотивацию и интерес к профессиональной деятельности. В целом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы о различиях в оценке рассмотренных компетенций:
- по мнению экспертов, «автономные» не только лучше владеют специальными знаниями, но и значительно успешнее применяют их на практике, в том числе и для организации различных видов деятельности учащихся;
- по уровню ответственности педагоги с зависимым типом субъектной
регуляции приближаются к «автономным»;
- по способностям к самовыражению, социальной смелости и независимости, умению планировать свою профессиональную деятельность и самостоятельно принимать решения «зависимые» педагоги значительно отстают от «автономных»;
- мотивационной компетентнос-тный компонент развит значительно выше у «автономных» педагогов как в области профессиональной мотивации, активности и творческой инициативы, так и в стремлении к саморазвитию и профессиональному росту;
- по уровню владения способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, умению устанавливать межличностные контакты, поддерживать беседу и общаться, степенью владения приёмами саморегуляции, мере требования к себе и окружающим педагоги с зависимым типом субъектной регуляции незначительно (в меньшую сторону) отличаются от своих « автономных» коллег.
Источники:
1. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2004. 319 с. [Мйта L.M. Psychology of work and professional development of teach-
ers: studies. manual for high schools. M.: The Academy, 2004. 319 p. (In Russ.]
2. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Теоретические и экспериментальные исследования. Изд-во: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 565 с. [Prygin G.S. The psychology of self-reliance: Theoretical and experimental studies. Publ: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 565 p. (In Russ.]
3. Прыгин Г.С. Влияния типа субъектной регуляции и педагогического стажа на социально-психологические качества педагогов // Казанский педагогический журнал. 2013. № 3. с. 143-149. [Prygin G.S. The effects of the type of conscious self-regulation and a teaching experience on the social and psychological qualities of teachers // Kazanskiy peda-gogicheskiy zhurnal. 2013. № 3. p. 143-149. (In Russ.]
References:
1. Mitina L.M. Psikhologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: Akademiya, 2004. 319 s.
2. Prygin G.S. Psikhologiya samostoya-tel'-nosti: Teoreticheskie i eksperimental'nye issledovaniya. Izd-vo: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. 565 s.
3. Prygin G.S. Vliyaniya tipa sub"ektnoy regulyatsii i pedagogicheskogo stazha na sotsial'no-psikhologicheskie kachestva pedagogov // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2013. № 3. s. 143-149.
Зарегистрирована: 16.10.2014
Прыгин Геннадий Самуилович (г. Набережные Челны), ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО», ведущий научный сотрудник, доктор психологических наук, профессор. Тел.: 9172667218. E-mail: [email protected]
Prygin GennadySamuilovich (Naberezhnye Chelny), Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education RAЕ, Senior Research Scientist, Doctor of Psychology, professor. Те!: 9172667218 E-mail: [email protected]