УДК 316.6
СУБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ВРЕМЕНИ «АВТОНОМНЫМИ» И «ЗАВИСИМЫМИ» ПЕДАГОГАМИ
© 2013 Г.С.Прыгин
Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов
Статья поступила в редакцию 16.09.2013
На основании результатов эмпирического исследования, проводится сравнительный анализ оценок параметров времени автономными и зависимыми педагогами. Показано, что педагоги с разными типами субъектной регуляции обладают качественным своеобразием в оценках времени, которое определенным образом влияет на успешность выполнения их деятельности.
Ключевые слова: автономность, зависимость, субъектная регуляция, параметры времени, педагоги.
Проблема времени является одной из слож-
ных и древних в истории развития научного знания. Долгое время она изучалась философией в трудах Плутарха, Платона, Аристотеля, Сократа, Гераклита и др. В философии Нового времени одними из ярких представителей научного знания о времени, являлись Декарт и Лейбниц. Собственно научный подход к изучению времени был сформулирован Кантом и Бергсоном. В отечественной философии проблемы времени нашли отражение в работах П.А.Флоренского, А.Ф.Лосева, В.И.Вернадского, М.Г.Ярошевского. В современной науке к изучению времени наряду с психологами, философами и социологами обращаются физики, биологи, математики. Время в психологии исследуется, как правило, в двух аспектах: во-первых, как важнейший компонент ориентирования человека в мире, во-вторых, исследования времени связаны с выявлением динамики психического развития личности в онтогенезе.
Как отмечает А.К.Болотова1, временной фактор является неотъемлемым элементом целостного психического облика личности, оказывающим существенное влияние на ее развитие и становление в онтогенезе, на развитие и регуляцию самосознания. Поскольку человек осваивает временные отношения в основном в практической деятельности, то время выступает системообразующим фактором профессиональной деятельности человека, регулятором эффективного функционирования личности в жизненном пространстве-времени.
В данном исследовании проблема восприятия и оценки времени исследуется в русле личност-но-типологических особенностей субъектной регуляции деятельности, где было показано, что
Прыгин Геннадий Самуилович, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии. E-mail: [email protected]
1 Психология организации времени: Учебное пособие
для студентов вузов / А.К.Болотова. - М.: 2006.
система субъектной регуляции является одним из универсальных механизмов согласования активности личности с требованиями деятельности, что в системе субъектной регуляции, отображаются наиболее существенные структурные характеристики личности, определяющие ее целостность, это придает характеру выполнения деятельности, а, следовательно, и самой субъектной регуляции, личностную «окраску», превращая ее именно в субъектную, т.е. индивидуально характерную2.
В концепции субъектной регуляции выделены две полярные типологические группы автономных и зависимых субъектов, в зависимости от того, какой уровень эффективной самостоятельности им присущ. С нашей точки зрения, в ряду качеств, свойственных личности как субъекту деятельности, одно занимает особое место - это уровень или степень «самостоятельности» личности, причем мы рассматриваем это качество, как одно из важнейших, атрибутивных качеств субъекта деятельности, более того считаем, что без определенного уровня развития самостоятельности вообще невозможно говорить о какой-либо «субъектности» личности. В тоже время, работы посвященные исследованию особенностей оценок характеристик времени субъектами с разным уровнем эффективной самостоятельности практически отсутствуют. В связи с этим, цель работы состояла в том, чтобы выявить особенности оценок характеристик времени у испытуемых с автономным и зависимым типами субъектной регуляции.
Проверялась гипотеза о том, что особенности оценок характеристик времени будут связаны с уровнем эффективной самостоятельности личности, причем, испытуемые с автономным типом субъектной регуляции будут обладать более вы-
2 Прыгин Г. С. Личностно-типологические особенности
субъектной регуляции деятельности: Дис..... докт.
психол. наук. - М.: 2006.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 15, №№2(4), 2013
соким уровнем временной компетентности и жизненной удовлетворенности, а также переживать время более сжато, насыщенно, непрерывно и скачкообразно по сравнению с зависимыми. В исследовании приняли участие педагоги общеобразовательных школ г. Набережных Челнов, среди которых с помощью методики диагностики «автономности-зависи-мости» (Г.С.Прыгин) были сформированы 2 рабочие группы с «автономным» и «зависимым» типами субъектной регуляции по 35 в каждой. Далее отобранные группы исследовались с помощью методик: шкала «компетентность во времени» - (часть теста САТ Э.Шострема), указывающая на непосредственную связь ориентации во времени с уровнем самоактуализации личности; тест «Индекс жиз ненной удовлетворенности» (А.Ньюгартен) для исследования проблем жизненного пути, социальной адаптации и психологических состояний личности; а также шкалы «Переживания времени» (А.А.Кроник и Е.И.Головаха) позволяющие определить, как человек субъективно переживает течение времени в данный момент: течет оно для
него медленно или быстро, кажется пустым или насыщенным, приятным или неприятным, цельным или раздробленным и т.д. После диагностики проводился сравнительный и корреляционный анализ между шкалой автономности и шкалами компетентности во времени, жизненной удовлетворенности и шкалами переживания времени.
Сравнительный анализ оценок характеристик времени автономных и зависимых педагогов. Проанализируем средние показатели особенностей временной компетентности у испытуемых с разными типами субъектной регуляции (см. Таб.1). Выявлено, что автономные испытуемые имеют более высокий уровень жизненной удовлетворенности, чем зависимые. У них также более высокие, по сравнению с зависимыми, показатели компетентности во времени. Кроме того, был выявлен ряд характерных различий в их оценках переживания времени: автономные испытуемые время переживают как более «насыщенное», «скачкообразное», «непрерывное» и «сжатое».
Таб. 1. Особенности оценки характеристик времени автономными и зависимыми педагогами
Характеристики времени Группы педагогов Уровень
«Автономные» «Зависимые» значимости
Жизненная удовлетворенность 30,03 23,47 0,001
Временная компетентность 9,64 8,26 0,05
Быстрое/ Медленное 2,1 1,6 -
Насыщенное / Пустое 1,89 1 0,05
Скачкообразное / Плавное 1 -0,31 0,05
Сжатое / Растянутое 1,03 -0,52 0,01
Неприятное / Приятное -1,25 -1,42 -
Разнообразное/Однообразное 1,42 1,05 -
Организованное/Неорганизованное 1,6 1 -
Раздробленное / Цельное -0,67 -1,36 -
Ограниченное / Беспредельное 0,53 0,94 -
Прерывное / Непрерывное -0,96 0,1 0,05
Поскольку показатель жизненной удовлетворенности интегративно отражает степень психологического комфорта и социально-психологической адаптированности, то опираясь на характерные особенности автономных испытуемых, то можно говорить о том, что этот психологический комфорт они получают от самостоятельно проделанной работы, от чувства ответственности за свои действия и поступки, от того, что они добиваются всего сами без посторонней помощи.
Более высокие показатели автономных субъектов по шкале «компетентности во времени» свидетельствуют, во-первых, об их большей способности жить «настоящим», т.е. переживать настоящее во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни; во-вторых, о более выраженной способности автономных ощущать неразрывность прошлого, настоящего и
будущего, т.е. видеть жизнь более целостной. Такие особенности автономных позволяют им быть более продуктивными в настоящем времени. На значение этого фактора для деятельности человека указывает К.А.Абульханова3 отмечающая, что способность сосредоточивать максимум напряжения усилий в данный момент, сохранять психические резервы до конца деятельности, устанавливать психологически и объективно целесообразную ритмику формируется и воспитывается у личности как способность к регуляции времени. Личность, способная работать в условиях временного стресса, снимать или усиливать его действие, может улавливать и выделять «временные пики», оперативно использовать все временные параметры, определять пределы, как
3 Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: 1991.
допустимых опозданий, так и допустимых опережений.
Различия между автономными и зависимыми испытуемыми обнаруживаются не только в сравнении интегральных показателей (таких как, жизненная удовлетворенность и временная компетентность), но и в характерных особенностях переживания времени. Как было отмечено выше, автономными испытуемыми время переживается как более «насыщенное», «скачкообразное», «непрерывное» и «сжатое». Несмотря на содержательное разнообразие этих характеристик, все они связанны между собой. Проследим логику взаимосвязей между этими характеристиками. «Насыщенность» как характеристика переживания времени предполагает определенное количество значимых событий за единицу времени. Очевидно, что если время переживается «сжато», то количество таких событий буде выше. И не потому, что эти события происходят сами по себе, а потому что автономный субъект сам (ощущая высокую концентрированность времени) эти события создает. Учитывая, что деятельность функционирует по принципу обратной связи (достижение цели - окончание деятельности) логично предположить, что дальше должен произойти не плавный переход, а «скачок» на качественно новый уровень деятельности. Вместе с тем, «скачкообразное» развитие не противоречит переживанию непрерывности времени - это случай нелинейной непрерывности.
Все эти тенденции, свойственные автономным педагогам позволяют им более эффективно, по сравнению с зависимыми, распоряжаться своим временем, что делает их более успешными в деятельности. Причем критерии успешности определяются не только объективно, но и субъективно, что и отразилось в более высокой оценке автономными собственной жизнедеятельности. Как отмечалось нами ранее4, наибольшей эффективностью обладает такая система субъектной регуляции, в которой полученный в процессе деятельности искомый результат соответствует
субъективному критерию успешности, именно с этих позиций следует оценивать эффективность регуляции на личностном уровне.
Дополняя исследования А.К.Болотовой можно говорить о том, что процесс выработки критериев успешности во многом определяет процесс достижения цели, поскольку в их основу положен фактор «экономии времени в достижении результатов»5 ^курсив - А.К.Болотовой). Критерий успешности, как один из блоков профессиональной деятельности, предполагает формирование представлений о компонентном составе деятельности, о способах выполнения отдельных действий, в программе определено, что и как должен делать субъект для достижения цели деятельности, при этом запланировано «упорядочение во временной последовательности соответствующих действий» (курсив - А.К.Болотовой, там же). Принимая во внимание, что блок критериев успешности и его связи с другими компонентами субъектной регуляции лучше сформированы у автономных субъектов, можно утверждать, что они способны более продуктивно использовать время для достижения результата деятельности.
В результате проведенного исследования было выявлено, что субъекты с автономным типом субъектной регуляции по сравнению с зависимыми, обладают более высоким уровнем временной компетентности и жизненной удовлетворенности, а также переживают время более сжато, насыщенно, непрерывно и скачкообразно. Учитывая, что деятельность всегда протекает во времени, можно утверждать, что это качественное своеобразие оценок времени испытуемыми с разными типами субъектной регуляции должно проявляться в их деятельности и определенным образом влиять на успешность ее выполнения.
4Прыгин Г. С. Личностно-типологические особенности ....
5Психология организации времени: .... - С.93.
SUBJECTIVE EVALUATION OF TIME BY «AUTONOMOUS» AND «DEPENDENT» TEACHERS
© 2013 G.S.Prygin
Naberezhnochelninsky Institute of Social Pedagogical Technologies and Resources
Based on the results of an empirical study, a comparative analysis of the parameter estimates of time by autonomous and dependent teachers is presented. It is shown that teachers with different types of subjective quality of regulation have distinctions in the estimates of time, which have a certain influence on the success of the implementation of their activities.
Keywords: autonomy, dependency, subjective regulation, the parameters of time, teachers.
Gennady Samuilovich Prygin, Doctor of psychology, Professor of Department of pedagogy and psychology.E-mail: gsprygin@mail ru