УДК 330.34(575.3) + 334(575.3)
DOI: 10.14529/em160316
ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
К.С. Раупов
Политехнический институт Таджикского Технического университета имени академика М. Осими, г. Худжанд, Таджикистан
Развитие экономики Республики Таджикистан следует анализировать и рассматривать как многомерный системный процесс, который ведет к радикальным изменениям в экономике, политике, нововведениям в социальной жизни государства, в поведении людей, а также к ускорению процессов роста экономики как целостной структуры, снижению неравенства, сокращению безработицы и созданию позитивного образа «гудвилла» страны в системе мирового хозяйства. Статья посвящена изучению особенности рыночных реформ в Республике Таджикистан и формированию новой модели экономического развития, которая дала бы возможность наиболее эффективно использовать все имеющиеся возможности Таджикистана.
Ключевые слова: рыночные преобразования, факторы, устойчивое развитие, трансформационные процессы, конкуренция, промышленность, перспектива, сбалансированность, капиталовооруженность, дефицит.
Республика Таджикистан обрела независимость 9 сентября 1991 г. Стране были присущи все общие черты (рис. 1) и закономерности переходного периода (рис. 2), которые имели место в Содружестве независимых государств [1].
В странах СНГ данные трансформационные процессы протекают порой неоднозначно, иногда болезненно. Изменения, происходящие в последние десятилетия, дают солидный эмпирический материал для дискуссий в экономической науке, посвященных соотношению ожидаемого и непредсказуемого в последствиях принимаемых решений, касающихся всех сфер жизни общества.
Социально-экономические, политические процессы в Республике Таджикистан после обретения независимости имели различные направления, а именно:
• совершилось перераспределение капитала из реального сектора экономики и домашних хозяйств в финансовый сектор посредством приватизации государственной собственности;
• повысился уровень безработицы в стране, закрылись либо работали в ограниченном режиме многие промышленные предприятия;
• произошло значительное ослабление и потеря функций различных государственных и негосударственных структур;
• практически полностью нарушена система пошагового развития Республики, в первую очередь в реальном секторе экономики, а также в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах;
• серьезному изменению подверглись внешнеэкономические и внешнеполитические связи Республики Таджикистан.
Такого рода ситуации во многом были обусловлены отсутствием четких, налаженных рыночных механизмов и институтов, которые, как
известно, не были в тот период полностью сформированы. Экономическая система хозяйствования Республики, куда входила финансовая, производственная и другие сферы, способные настраиваться на макроэкономические ориентиры и адекватно реагировать на политику государства, также не были готовы к резкому переориентированию.
На начальной стадии трансформационного периода роль государства оставалась основополагающей. Более того, мы полагаем, что эта ее роль должна сохраняться на протяжении всего трансформационного периода в силу низкого уровня развития социально-экономической составляющей.
Государству было необходимо выбрать политику, в соответствие с которой должно осуществляться строительство социально-экономической модели в стране. Монетарная политика была выбрана как наиболее приемлемая для Таджикистана. Однако данная политика не принесла ожидаемых результатов в части создания условий экономического развития Республики.
В связи с этим можно утверждать, что разработка вопросов, связанных со становлением и совершенствованием основ развития экономики Республики Таджикистан имеет как теоретическую, так и практическую актуальность.
Разделяя в полной мере позицию академика Рахимова Р.К., который отметил, что для Республики Таджикистан наиболее правильной и перспективной моделью экономического роста является догоняющая модель, в рамках которой Таджикистан, используя научно-техническое сотрудничество со странами Евразийского экономического сообщества, и прежде всего с Россией, мог бы в относительно короткий срок преодолеть техническую отсталость экономики [2], полагаем, что
Общие черты переходной экономики
• переходный период - это длительная историческая полоса
ввиду сложности и многогранности преобразований;
^-
• наличие двух линий развития: восходящей, знаменующей становление новой системы экономических отношений, и нисходящей, выражающейся в отмирании прежней, взаимодействие которых в течение всего переходного периода весьма драматично, так как связано с судьбами экономических субъектов этих отношений;
^ N
• переходный период характеризуется неустойчивостью экономического развития, так как старая система исчерпала свой потенциал, а новая еще не сформировалась. Такая неустойчивость наиболее отчетливо проявилась в постсоциалистических странах в трансформационном спаде, явившемся механизмом разрешения накопленных ранее противоречий, материализовавшихся в макроэкономической структуре;
• острота экономических противоречий порождает не менее острые социальные конфликты, крайней формой проявления которых становится гражданская война;
----ч
• неоднозначность судьбы старых экономических отношений: они либо полностью вытесняются новыми, либо интегрируются в новую экономическую систему в существенно преобразованном виде;
• при равенстве исходного и конечного пунктов преобразований в тех или иных странах неизбежна общность способов, методов, последовательности, темпов преобразований, хотя различия исторических эпох, в которых осуществляется один и тот же по своему содержанию переход в странах-лидерах и странах догоняющего типа развития, придают им весьма существенную специфику, не говоря уже о национальных особенностях.
Рис. 1. Общие черты переходной экономики
Закономерности переходного периода
• специфическое противоречие переходной экономики как противоречие между старой и новой системой экономических отношений, разрешаемое разрушением первой и созиданием второй в процессе эволюции;
Г
V
• многоукладностъ экономики переходного периода как ее неотъемлемое свойство, где каждый из укладов предстает совокупностью уходящих в небытие и вновь зарождающихся экономических отношений;
• крайняя несбалансированность в переходный период макроэкономической структуры, воплотившей в себе противоречия предшествующего развития и вследствие этого подлежащей неизбежному частичному разрушению, что и
порождает трансформационный спад;
4---
^--
• неопределенность перспектив дальнейшего развития, создающая иллюзию свободы выбора при реформаторско-эволюционном характере преобразований, вследствие чего гипертрофируется значимость национальных особенностей;
V__
-N
• активная законотворческая деятельность государства, создающего юридические предпосылки для коренных преобразований в переходный период.
Рис. 2. Закономерности переходного периода
стране важно разработать новую модель экономического развития на долгосрочную перспективу с учетом мировой практики и теории и адекватную национальным особенностям. В силу страновой специфики, а также целей и задач устойчивого развития Республики Таджикистан, важнейшее место в системе ее ориентиров, по нашему мнению, занимает сфера материального производства. При этом к числу важнейших, фундаментальных проблем экономического роста Республики Таджикистан с учетом современных глобальных тенденций относятся повышение восприимчивости предприятий к достижениям НТП и сокращение срока их распространения в различных отраслях экономики. В формировании таких подходов решающая роль принадлежит государству.
В самом деле, на сегодня важнейшей сферой государственного регулирования экономики, согласно экономической теории и мировой практике, является высокотехнологичный сектор национальной промышленности как имеющий стратегическое значение как для национальной, так и для
мировой экономики (в том числе в силу высокого значения мультипликатора Кейнса).
Исследователями всегда уделялось большое внимание государственному регулированию промышленности, особенно системообразующих отраслей, так как на протяжении XIX и не менее 2/3 всего XX вв. именно промышленность предопределяла уровень развития страны, ее позиции на мировой арене и благосостояние ее граждан. Промышленность обеспечивает занятость, повышает объемы и темпы роста товарооборота, укрепляет финансовую систему и, наконец, обеспечивает устойчивое производство товаров и услуг. Поэтому важнейшей задачей государства, начиная со времен промышленного переворота (60-е гг. XVIII в. - 30-е гг. XIX в.), была поддержка промышленности. Как показывает экономическая история и современная практика, развитие промышленности, особенно крупной, в Англии, Франции, США, Германии предопределило их экономическое развитие на десятилетия и обеспечило им лидирующее положение в мире - как в экономике, так и в политике. В настоящее время промышлен-
ный подъем в Китае, Индии, Бразилии, Индонезии, других странах с развивающимися рынками также изменяет их социально-экономическое и геополитическое положение. В развитых же странах, находящихся на так называемой «постиндустриальной стадии развития», наблюдается снижение доли обрабатывающей промышленности в ВВП и соответствующий рост сферы услуг (см. таблицу).
Судя из анализа представленных данных, Китай на сегодня занимает 3-е место в мире по объему ВВП среди ведущих стран после Саудовской Аравии и Индонезии. Но в Китае 68,7 % от общего объема промышленности занимают обрабатывающие отрасли, в то время как в Индонезии - 51 %, а в Саудовской Аравии только 16 %.
С учетом мощного развития Китая, а также некоторых других стран как: Индии, Индонезии (доля обрабатывающей промышленности в ВВП за исследуемый период увеличилась более чем в 2 раза), можно отметить, что развитие промышленности по-прежнему играет важную роль в социально-экономическом развитии и геополитическом положении стран.
По стоимости произведенной продукции мировая промышленность превосходила мировое
сельское хозяйство в 1950 г. в 2 раза, в 1960 г. - в 3,3 раза, в 1970 г. - в 4,5 раза, в 1980 г. - в 5,5 раза, в конце 1990-х гг. - почти в 8 раз, в начале XXI в. - в 9-10 раз [3].
Кроме того, было фактически признано, что существует устойчивая положительная связь между уровнем жизни в стране и степенью ее индустриализации [4].
Примем за основу точку зрения, что для машиностроения, как капиталоемкой и наукоемкой отрасли, характерно высокое значение органического строения капитала, а технический прогресс (НТП) приводит к относительному уменьшению переменного капитала (V) по сравнению с постоянным капиталом (С), т. е. возрастанию С^ и, соответственно, тенденция нормы прибыли к понижению в отрасли ярко выражена. Хотя, в отличие от К. Маркса, обосновавшего закон-тенденцию нормы прибыли к понижению [5], мы полагаем, что технический прогресс может быть только тру-до-, но не капиталосберегающим.
В этом нам близки идеи Р. Солоу, который получил в 1987 г. Нобелевскую премию за вклад в развитие теории экономического роста. Согласно теории Р. Солоу, определяющим фактором эконо-
Доля промышленности в ВВП стран «большой двадцатки» в 1970-2012 гг., %
Страна 1970 1980 1990 2000 2005 2010 2011 2012
Аргентина 45,7 41,1 35,6 27,6 35,6 30,9 30,8 30,2
Австралия 40,1 37,7 30,6 26,2 28,4 28,7 28,3 28,3
Бразилия 35,8 40,6 36,9 27,7 29,3 28,1 27,5 26,3
Канада 36,0 37,6 31,3 33,2 32,4 27,0 27,3 27,3
Китай 40,2 48, 2 41,1 45,9 47,4 46,7 46,6 45,3
Франция 33,1 31,4 27,0 22,8 20,9 18,9 18,9 18,8
Германия 47,4 40,6 37,0 30,5 29,3 30,2 30,7 32,5
Индия 20,3 24,2 27,6 26,4 28,3 27, 6 26,7 25, 8
Индонезия 18, 5 42,4 38,97 45,9 46,5 46,98 47,1 46,9
Италия 38, 5 37,2 31,6 27,7 26,5 25,1 24,7 24,2
Япония 43,2 37,5 36,9 29,95 28,1 27,5 26,1 26, 6
Республика Корея 26,7 36,2 40,2 38,6 38,3 39,3 39,8 39,7
Мексика 32,6 39,0 35,3 34,9 35,2 35,1 36,3 36,4
Российская Федерация 39,4 38,1 34, 7 36,8 36,0
Саудовская Аравия 58,9 71, 2 48,6 53,6 61,8 58,4 63,7 62,6
ЮАР 38,2 48,4 40,1 31,8 31, 2 29,8 29,2 28,4
Турция 29,4 30,7 38,95 29,99 28,0 26,4 27,5 26,7
Великобритания 39,6 39,1 31,8 26,8 23,6 21,5 21,5 20,6
США 33,8 32,96 27,5 23,1 21,9 19,8 20,2 19,9
ЕС-27 40,6 36,9 32,3 27,9 26,5 25,3 25,4 25,2
Источник: составлено по данным ЮНКТАД.
мического роста являются технологии. Для своей модели Солоу принял допущение, согласно которому изменение технологии (Т) оказывает воздействие в одинаковой мере на приращение предельного продукта капитала (К) и предельного продукта труда (Т). Он доказал с математической точностью, что темп экономического роста складывается из 3-х основных слагаемых: темпа технического прогресса, темпа прироста капитала и темпа прироста вложенного в производство труда. Вычисления применительно к США показали, что первое слагаемое дает 2/3 прироста ВНП в долговременном периоде. Из модели Р. Солоу следует, что чем больше норма сбережений, тем выше капиталовооруженность работника в состоянии сбалансированного роста и, следовательно, тем выше темп сбалансированного роста [6].
Промышленность же интегрирует технологии, создавая спрос на современные станки, материалы, программное обеспечение и т. д., а также на высококвалифицированную рабочую силу.
Все это приводит нас к выводу, что и в настоящее время именно промышленность, прежде всего обрабатывающая, особенно машиностроение, обеспечит стране устойчивый экономический рост при условии адекватного государственного регулирования и поддержки конкурентоспособности отрасли. В связи с современными процессами глобальной экономической либерализации и глобализации мирового хозяйства, обострения конкурентной борьбы, прогресс в развитии национальной промышленности все чаще оценивается по степени ее международной конкурентоспособности - как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Конкурентоспособность отрасли внутри страны стала синонимом ее конкурентоспособности на мировом рынке.
Роль государства в развитии национальной промышленности была и, собственно, остается до настоящего времени, предметом широкой научной дискуссии.
Мы согласны с точкой зрения П. Струве, что «Теория Фр. Листа, служащая путеводительницей германской политики и в короткое время поднявшая Германию в политическом и экономическом отношении на невероятную высоту, должна быть принята к руководству всеми нациями и их правительствами, а в том числе и Таджикистаном, если она не желает снова подпасть под английское, германское и иное какое-нибудь чужеземное влияние» [7]. А решающая роль в теории Листа уделялась именно протекционистской политике государства как основы развития национальной промышленности, особенно на начальном этапе ее развития, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивое развитие страны на долгосрочную перспективу.
Проблемам развития промышленности уделял большое внимание Альфред Маршалл [8]. Он отмечает 3 причины развития промышленности: во-
первых, концентрация нескольких компаний на ограниченной территории формирует объединенный рынок для промышленных рабочих, обеспечивающий меньшую вероятность как безработицы, так и дефицита рабочей силы; во-вторых, локализация может оказать поддержку производству не-торгуемых товаров; в-третьих, наличие информации как ресурса предоставляет дополнительные выгоды локализованным предприятиям по сравнению с изолированными производителями.
Таким образом, речь идет не только о развитии, но и о размещении промышленности на территории страны, что является прерогативой государства и в настоящее время.
Спустя почти 100 лет после публикации трудов Ф. Листа М. Портер, рассуждая о факторах международного успеха в конкурентной борьбе предприятий некоторых стран, особенно выделяет правительство как важную переменную, которая влияет на формирование и поддержку конкурентных преимуществ отрасли. При этом роль государства и его усилий может быть как положительной, так и негативной.
Идеи Портера можно подытожить следующим образом [9].
1. Поскольку промышленность - важнейшая составляющая и катализатор социально-экономического и технического прогресса страны, государству важно обеспечивать ее конкурентоспособность путем мер государственной поддержки (прямых и косвенных, в том числе - протекционистских), зависящих от уже достигнутого уровня развития промышленности (инвестиционного и ресурсно-ориентированного, или инновационного). При этом конкурентоспособность промышленности - внутристрановая и международная -ставится Портером во главу угла.
2. Государство должно определить ряд важнейших для страны отраслей промышленности как объектов государственного регулирования экономики с учетом имеющихся факторов производства и конкурентных преимуществ, сформировавшихся в экономике связей и стратегических задач страны, на этой основе сформировать промышленные кластеры и генерировать вертикальную и/или горизонтальную диверсификацию, поддерживая индустриализацию национальной экономики.
3. Содействовать развитию технического прогресса за счет привлечения иностранных инвестиций, осуществления государственных НИОКР и стимулирования негосударственных научных исследований.
4. Поддерживать экспортную экспансию национальных промышленных производителей.
Мировая практика свидетельствует, что пространственное развитие инерционно, его факторы и барьеры имеют долговременный характер. Как показывают исследования последних лет, динамика регионального неравенства корректируется эконо-
мическими циклами, приводящими к росту региональных диспропорций в периоды роста и некоторому смягчению разрыва между регионами-лидерами и аутсайдерами в периоды кризисного спада.
Таким образом, из всего вышесказанного следует, что промышленность выступает двигателем экономического роста в долгосрочном периоде, как интегратор технологий. Ввиду действия в промышленности закона-тенденции нормы прибыли к понижению, роста органического строения капитала, обострения международной конкуренции в условиях глобализации (и высокой степенью интернационализации отрасли), изменений в международной торговле, а также того, что в краткосрочном периоде модель Р. Солоу не работает автоматически, государство должно поддерживать промышленность с помощью мер государственного регулирования экономики, причем не только в аспекте предложения, но и спроса.
Государственное регулирование экономики вообще и промышленности - в частности, является ключевой задачей правительства на современном этапе развития. Как показывает теоретический анализ теории и практики государственного регулирования экономики, в краткосрочном периоде экономический рост, может быть достигнут за счет использования мер бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и внешнеторговой политики. В краткосрочной перспективе использование таких инструментов, при наличии эффективного спроса и путем инвестиций, - получить прирост ВВП, произведению стоимостного объема инвестиций и мультипликатора Кейнса. Такой рост достижим при наличии полной занятости (т. е. при уровне безработицы менее 6 %). В долгосрочном же периоде экономический рост при том же условии (полная занятость), как показывает теория и мировая практика, обеспечивается на 2/3 за счет трех факторов: технического прогресса, роста капитала и затрат труда.
В случае проведения соответствующих мер государственного регулирования экономики, а также в связи с высоким мультипликатором и акселератором, промышленность может стать «пружиной», которая даст возможность стране сделать значительный качественный прорыв в социально-экономическом развитии. Эти теоретические выкладки подтверждаются эволюцией и современной динамикой развития стран мира.
С учетом вышеизложенного следует констатировать, что и Республика Таджикистан, как и другие страны с переходной экономикой, развивает свою собственную систему рыночных отношений. В то же время, во избежание хаотичного и неправильного становления и развития экономики, данное явление требует разработки фундаментальных принципов построения экономической системы. Системы, которая по возможности имела бы широкий и всесторонний охват требуе-
мых для развития Таджикистана целей и мер. И здесь многое зависит от тех лиц, кто принимает решения в проведении экономической политики государства.
Как мы уже отмечали, Республика Таджикистан избрала для себя «догоняющий путь» развития, в связи с этим, для становления собственной модели экономики в условиях рыночного хозяйства, она может и должна воспользоваться знаниями и опытом развитых и развивающихся государств. В то же время, необходимо исключить механическое копирование иностранных экономических моделей, для этого нужно провести глубокий анализ накопленного опыта и применять его, учитывая условия и возможности Таджикистана на современном этапе развития. Целью всех происходящих в экономике страны изменений является построение наиболее оптимальной модели рыночной экономики устойчивого роста, которая дала бы возможность наиболее эффективно использовать все имеющиеся возможности Таджикистана.
Необходимо подчеркнуть, что большинство ученых-экономистов республики уделяло незначительное внимание проблемам трансформации и экономическим моделям. Многочисленные экономисты придерживались мнения, что вопрос о том, как выглядит рыночная экономическая система, понятен всем и не требует изучения и разъяснения. При этом развитыми странами были изучены и созданы, а потом внедрены достаточно диверсифицированные типы рыночной экономики, в связи с этим говорить о системе рыночной экономики, как о полностью устоявшейся категории и единственно возможной системе, не приходится.
Таджикистану, как стране с переходной экономикой, жизненно важно создание собственной экономической модели на основе национальной специфики развития и наделенности факторами производства. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон указывает, что «...важнейшей целью реформы является переход от административно-командной экономики к новой, рыночной экономической системе...» [10].
Литература
1. Шкваря, Л.В. Мировая экономика в схемах и таблицах /Л.В. Шкваря. - М.: Эксмо, 2011.
2. Рахимов, Р.К. К вопросу о финансово-кредитных рычагах развития экономики Таджикистана / Р.К. Рахимов // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе, 2005. -№ 2. - С. 34.
3. Родионова, И.А. Мировая промышленность: структурные сдвиги и тенденции развития (вторая половина ХХ- XXI вв.): монография /И.А. Родионова. -М.: РУДН, 2010. - С. 30.
4. Chettri P. Industrialisation in India - Policy framework and development. - New Delhi: Uppal Publishing House, 2002.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 26. Ч. III. Гл. 13. -М.: Политиздат, 1976.
6. Solow R. Growth Theory // Companion to Contemporary Economic Thought. - L., 1991. - P. 393-415.
7. Струве, П. Критические заметки. К вопросу об экономическом развитии России /П. Струве. - СПб., 1894. - С. 123-124.
8. Marshall, A. Industry and trade /A. Marshall. - L.: Macmillan, 1919.
9. Porter, M.E. The competitive advantage of nations. First Edition / M.E. Porter. - New York: The Free Press, 1990.
10. Рахмонов, Э. Экономические реформы -веление времени / Э. Рахмонов. - Душанбе: Ирфон, 1998. - С. 36.
Раупов Комилчон Самиевич. Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Экономическая теория и управления», Политехнический институт Таджикского Технического университета имени академика М. Осими (г. Худжанд, Таджикистан), [email protected]
Поступила в редакцию 25 апреля 2016 г
DOI: 10.14529/em160316
CHARACTERISTICS OF MARKET REFORMS IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND FORMATION OF A NEW MODEL OF ECONOMIC DEVELOPMENT
K.S. Raupov
Polytechnic Institute of Tadzhik Technical University named after M. Osimi, Khujand, Tajikistan
Economic development of the Republic of Tajikistan should be analyzed and considered as a multidimensional system process that leads to radical changes in economics, politics, innovation in the social life of the state and in the behavior of people, as well as to the acceleration of the process of economic growth as an integrated structure, reduction of inequalities, reduction of unemployment and creation of a positive image of the "Goodwill" of the country in the world economy system. This article is devoted to the study of characteristics of market reforms in the Republic of Tajikistan and the formation of a new model of economic development, which would enable the most efficient use of all available opportunities in Tajikistan.
Keywords: market transformation, factors, sustainable development, transformational processes, competition, industry, perspectives, balance, capital-labor ratio, deficit.
References
1. Shkvarya L.V. Mirovaya ekonomika v skhemakh i tablitsakh [The world economy in diagrams and tables]. Moscow, Eksmo Publ., 2011.
2. Rakhimov R.K. K voprosu o finansovo-kreditnykh rychagakh razvitiya ekonomiki Tadzhikistana [On the question of financial and credit leverages of development of Tajikistan's economy]. Ekonomika Tadzhikistana: strategiya razvitiya [Economy of Tajikistan: development strategy], Dushanbe, 2005, no. 2, p. 34.
3. Rodionova I.A. Mirovaya promyshlennost': strukturnye sdvigi i tendentsii razvitiya (vtoraya polovina KhKh - XXI vv.) [The global industry: structural changes and trends of development (the second half of the XX-XXI centuries)]. Moscow, 2010, p. 30.
4. Chettri P. Industrialisation in India - Policy framework and development. New Delhi, Uppal Publishing House, 2002.
5. Marks K., Engel's F. Soch. [Essays]. 2nd ed. Vol. 26. Pt. III. Ch. 13. Moscow, Politizdat Publ., 1976.
6. Solow R. Growth Theory. Companion to Contemporary Economic Thought. L., 1991, pp. 393-415.
7. Struve P. Kriticheskie zametki. K voprosu ob ekonomicheskom razvitii Rossii [Critical notes. On the economic development of Russia]. St. Petersburg, 1894, pp. 123-124.
8. Marshall A. Industry and trade. L., Macmillan, 1919.
9. Porter M.E. The competitive advantage of nations. First Edition. New York, The Free Press, 1990. DOI: 10.1002/npr.4040100212
10. Rakhmonov E. Ekonomicheskie reformy - velenie vremeni [Economic reforms - the imperative of our era]. Dushanbe, 1998, pp. 36.
Komilchon S. Raupov. Candidate of Sciences (Economics), senior lecturer of the Department of Economic Theory and Management, Polytechnic Institute of Tadzhik Technical University named after M. Osimi (Khu-jand, Tajikistan), [email protected]
Received 25 April 2016
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Раупов, К.С. Особенности рыночных реформ в Республике Таджикистан и формирование новой модели экономического развития / К.С. Раупов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2016. -Т. 10, № 3. - С. 116-123. БОГ 10.14529/ет160316
Raupov K.S. Characteristics of Market Reforms in the Republic of Tajikistan and Formation of a New Model of Economic Development. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2016, vol. 10, no. 3, pp. 116-123. (in Russ.). DOI: 10.14529/em160316