Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2006. № 1. С. 55-61 © М.Н. Ильичёв, 2006
УДК 338.47:656
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА УСЛУГ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
М.Н. Ильичёв
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
Transport - branch of material production, which achieves transportation of people is cargo. Transport is subdivided into the transport of general use, which operates the sphere of rotation and population, the transport of uncommon use (intra-industry displacement of raw material, semifinished products, finished articles, etc.), and also the transport of personal use. In this article the special features of the market for the services of the cargo truck transport are examined.
Транспорт (от лат. transporto - перемещаю), отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают транспорт наземный (железнодорожный, автомобильный и трубопроводный), водный (морской и речной) и воздушный. Транспорт подразделяется на транспорт общего пользования, обслуживающий сферу обращения и население, транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий и др.), а также транспорт личного пользования. Выделяют также пассажирский и грузовой транспорт [2].
Автомобильный транспорт - вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движителя.
Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства автомобильного транспорта:
- маневренность и большая подвижность, мобильность;
- доставка грузов и пассажиров «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования;
- автономность движения транспортного средства;
- высокая скорость доставки;
- широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения;
- более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.
Относительные недостатки автомобильного транспорта:
- большая себестоимость;
- большая топливоэнергоемкость, металлоемкость;
- низкая производительность единицы подвижного состава (130-150 тыс. т-км в год);
- наибольшая трудоемкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя);
- загрязнение окружающей среды [7, с. 71].
Основной «продукцией» автомобильного транспорта являются автотранспортные услуги.
Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (ст. 38 НК РФ) [5].
Определим грузовую автотранспортную услугу как отдельную работу, выполняемую автотранспортным предприятием (АТП) за плату и направленную на удовлетворение определенной потребности грузоотправителей, грузополучателей, других участников транспортного процесса.
Согласно этому определению, под услугой подразумевается не только перевозка груза, но также любая операция, связанная с подготовкой и осуществлением перевозки.
С точки зрения теории маркетинга, услуга есть разновидность товара, имеющая следующие особенности:
- услуга не может существовать вне процесса ее производства и, следовательно, не может накапливаться;
- продажа услуги - это практически продажа самого процесса труда. Следовательно, качество услуги полностью определяется качеством процесса труда, и предварительная «отбраковка» некачественных услуг исключена;
- услуга представляет собой конкретную потребительную стоимость лишь в определенное время в определенном месте, что резко ограничивает возможность ее замены на рынке [3, c. 357].
Перевозка груза является наиболее характерной услугой предприятий грузового автомобильного транспорта. Однако, работая в условиях рынка и стараясь занять наилучшее положение по сравнению с конкурентами, АТП выполняют для потребителей, наряду с «чистой перевозкой», целый ряд других услуг, направленных на удовлетворение потребностей клиентуры, связанных с подготовкой и осуществлением доставки грузов [6, c. 37].
Классификация услуг грузового автомобильного транспорта:
1) По виду потребителя услуги:
- услуги, предоставляемые грузоотправителям или грузополучателям;
- услуги, предоставляемые другим транспортным предприятиям;
- услуги, предоставляемые гражданам или юридическим лицам, не участвующим в перевозочном процессе.
2) По способу предоставления услуги:
- услуги, оказываемые собственными силами АТП;
- услуги, оказываемые с привлечением предприятий-субподрядчиков.
3) По характеру услуг:
- перевозочные услуги - представляют собой собственно перевозки грузов, которые, в свою очередь, классифицируются по дальности и характеру маршрута (городские и пригородные, междугородные, международные), участию предприятий других видов транспорта (прямые и смешанные), размеру отправки (мелкопартионные, помашинные, партионные, массовые) и по другим признакам;
- технологические услуги. К ним относятся работы, осуществляемые с грузами и грузовыми единицами: погрузка и разгрузка, упаковка и маркировка, пакетирование и контейнеризация, временное хранение, сортировка, поддержание и контроль физико-химических свойств груза и т. д. Кроме того, к технологическим услугам можно отнести предоставление в аренду складских помещений, механизмов и подвижного состава, выполнение ремонтных работ и др.;
- информационные услуги - работы, связанные со сбором, обработкой и передачей информации между участниками транспортного процесса. К числу информационных услуг относятся уведомление получателя об отправке или прибытии груза в его адрес, ведение учета и анализа данных о транспортной деятельности потребителя, оформление грузосопроводительной или иной документации, информирование потребителей о местонахождении отправленных ими или адресованных им грузов, выбор и обоснование эффективного для потребителя способа доставки груза, информирование потребителя о видах и стоимости услуг, тарифах и условиях обслуживания различных транспортных предприятий, предоставление потребителям консультаций по различным вопросам. Характерной информационной услугой, которая предоставляется другим транспортным предприятиям, является организация обратной загрузки автомобилей при междугородных перевозках;
- коммерческие услуги - работы, непосредственно связанные с обеспечением сделок, осуществляемых потребителями. К числу коммерческих услуг относятся выполнение финансовых расчетов с грузоотправителями, грузополучателями или транспортными предприятиями от имени заказчика перевозки; посредничество между производителем и потребителями продукции; выполнение таможенных формальностей при международных перевозках; оформление процесса доставки груза (таможенное, санитарное, карантинное); оформление с перевозчиками или их агентами коммерческих и других актов о недостачах или излишках груза, порче и повреждении груза и тары, пересортице; организация охраны и сопровождения груза в процессе его перевозки и хранения; осуществление страховых операций по поручению грузовладельца; розыск недоставленных грузов и т. п.
Помимо перечисленных, в отдельную группу выделяют иногда экспедиционные услуги. Как правило, эти услуги носят комплексный характер и включают ряд взаимосвязанных работ. Обычно их предоставляют клиентуре транспортно-экспедиционные предприятия.
Перечень экспедиционных услуг чрезвычайно обширен. К ним, в частности, относятся: выбор технологии перевозки и поиск перевозчика; консультирование по условиям поставок; подготовка необходимых документов и оформление договора перевозки; передача груза транспортному предприятию (перевозчику) или его агенту (порту, пристани, станции) с оформлением приемо-сдаточных и перевозочных документов (коносаменты, товарно-транспортные и железнодорожные накладные и т. п.); организация погрузочно-разгрузочных, складских работ в пунктах отправления, перевалки, назначения груза; сбор отправок мелких партий грузов разных отправителей и объединение (укрупнение) их в сборные отправки по направлениям перевозки; организация доставки груза «точно в срок», «от двери до двери», с обеспечением сохранности; координация транспортного процесса, т. е. организация эффективного взаимодействия предприятий разных видов транспорта для обеспечения надлежащей доставки грузов; прием груза в пункте назначения от перевозчика или его агента; проверка в пункте прибытия числа мест, веса груза, состояния тары и упаковки, проверка качества груза; орга-
низация доставки груза из пункта назначения магистрального транспорта на склад получателя; расчет платежей; содействие в расчетах получателя с отправителем за товар путем передачи банку по месту отгрузки товарных, транспортных, платежных и других документов и т. д.
Следует иметь в виду, что вышеприведенная классификация грузовых автотранспортных услуг достаточно условна. Некоторые услуги могут быть с достаточной степенью обоснованности отнесены одновременно к различным классификационным группам. Приведенные классификация и перечни услуг дают общее представление о характере деятельности автотранспортных и транспортноэкспедиционных предприятий в рыночных условиях и о тех работах, которые могут предлагаться потребителям в качестве самостоятельных услуг [6, с. 41].
Практика показывает, что потребности грузовладельцев все реже ограничиваются простой необходимостью доставки партии груза «из пункта А в пункт Б». Потребитель может быть заинтересован в выполнении целого комплекса услуг: погрузки и выгрузки, упаковки, временного хранения груза, оформления документации и т. д. При доставке груза на дальние расстояния в междугородном и международном сообщении часто дополнительно требуются информирование получателя о местонахождении и предполагаемом времени доставки груза, выполнение расчетов с получателем от имени отправителя и др.
Рынок автотранспортных услуг - это сектор хозяйства, в котором предприятия и предприниматели автомобильного транспорта продают свои услуги грузов потребителям. Спрос на услуги грузового автомобильного транспорта практически полностью определяется объемами промышленного производства, его отраслевой структурой и размещением производителей и потребителей промышленной продукции.
В Российской Федерации основной особенностью рынка грузовых автотранспортных услуг является существование двух разнородных секторов: автомобильного транспорта общего пользования (АТОП) и автомобильного транспорта необщего пользования (АТНП).
Большинство специалистов признает объективную необходимость существования обеих форм организации автомобильного транспорта, как АТОП, так и автомобильного транспорта нетранспортных предприятий. Однако сложившиеся пропорции их развития в настоящее время принимают поис-тине ужасающий характер и не соответствуют принципу экономической эффективности народного хозяйства.
Далее представлены статистические данные по объемам перевозок грузов и грузообороту автомобильного транспорта по всему народному хозяйству и отдельно по АТОП и АТНП с 1990 по 2003 гг. (см. таблицу и график).
Объемы грузоперевозок и грузооборот автомобильного транспорта в экономике России
Показатель Год
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Перевозки грузов, млн т. 15347 14688 12750 10255 7845 6786 6305 5648 5308 5491 5878 6125 6348 6468
из них - АТОП 2941 2731 1862 2570 1767 1441 1002 748 593 556 550 561 503 490
- АТНП 12406 11957 10888 7685 6078 5345 5303 4900 4715 4935 5328 5564 5845 5978
Грузооборот, млрд т-км 299 300 257 207 167 157 147 137 126 140 153 160 167 173
из них - АТОП 68 68 65 42 53 31 26 25 21 22 23 23 23 25
- АТНП 231 232 192 165 114 126 121 112 105 118 130 137 144 148
Q, I ё1 о
Год
—♦—В целом по стране —«—в том числе по АТОП —*— в том числе по АТНП
Динамика объемов перевозок грузовым автомобильным транспортом в экономике России
Из таблицы и графика видно, что, начиная с 1991 г., т. е. с перехода народного хозяйства с командной формы экономики на рыночные рельсы, величина объема перевозок и грузооборота начала резко падать, и это падение продолжалось до 1998 г., что связано с кризисными явлениями в экономике в целом и падением уровня производства. Затем, начиная с 1998 г. и до сегодняшних дней наметился медленный, но стабильный рост основных социально-экономических показателей и, в свою очередь, объема перевозок и грузооборота на автомобильном транспорте. Хотя это увеличение грузового автотранспортного производства произошло лишь за счет АТНП, тогда как на АТОП наметилась лишь стабилизация показателей. Тем не менее нельзя не заметить явно наметившейся положительной тенденции по увеличению спроса на рынке грузовых автотранспортных услуг.
Рынок автотранспортных услуг, связанный с перевозками грузов, обладает еще некоторыми важными особенностями.
Во-первых, это наличие интенсивной конкуренции между автотранспортными предприятиями. Автомобильные перевозки грузов сравнительно легко доступны для предпринимателей. Покупка или аренда нескольких грузовых автомобилей не требует значительного начального капитала, а получение от государственных органов лицензии - разрешения на предпринимательскую деятельность - в области грузовых перевозок не сопровождается в России, как и в большинстве других стран, какими -либо серьезными ограничениями.
Поэтому на рынке автомобильных перевозок грузов всегда действует множество независимых предприятий - перевозчиков и экспедиторов, а предложение услуг, как правило, превышает спрос. Это приводит к высокому уровню конкуренции на данном рынке. Кроме того, в секторах междугородных и международных перевозок они испытывают дополнительную конкуренцию со стороны предприятий других видов транспорта.
Во-вторых, свободное ценообразование. В большинстве стран государство, как правило, лишь в отдельных случаях ограничивает уровень тарифов на отдельные виды грузовых автомобильных перевозок. В Российской Федерации в настоящее время эти тарифы не ограничены. При системе свободных тарифов каждое предприятие, устанавливая по своему усмотрению цены на перевозки и другие услуги, должно учитывать собственные издержки, уровень платежеспособности конкретного потребителя, уровень цен и качество услуг, предлагаемых в данный момент конкурентами, другие условия. Таким образом, автотранспортные предприятия, действуя в условиях рынка, постоянно решают задачу выбора оптимального уровня тарифов.
В-третьих, разнообразие и изменчивость условий, в которых заключаются и реализуются сделки между АТП и грузовладельцами. С течением времени рыночная конъюнктура изменяется, что заставляет постоянно вносить необходимые коррективы как в обслуживание отдельных потребителей, так и в коммерческую стратегию автотранспортного предприятия в целом.
И в-четвертых, тесная взаимосвязь рынка автотранспортных услуг с товарными рынками, на которых действуют грузоотправители и грузополучатели. В условиях рыночной экономики требов а-
ния к качеству услуг автотранспортного предприятия диктуются фактически не столько правилами перевозок, сколько объективными рыночными потребностями грузовладельцев. Скорость и сроки доставки, партионность груза, вид упаковки, цена, которую готов уплатить за перевозку грузовладелец и другие условия договора перевозки зависят прежде всего от того, где и при каких условиях происходит реализация товара, предъявляемого к перевозке [6, с 34].
Свои специфические особенности имеет рынок международных грузовых автотранспортных услуг. Известно, что международные перевозки принципиально отличаются от внутригородских, пригородных и междугородних по следующим характерным признакам:
• не менее чем двукратное пересечение государственной границы Российской Федерации;
• осуществление перевозки и сопутствующих ей коммерческих операций в сфере действия других государств;
• наличие целого ряда специальных международных и национальных нормативных актов, регулирующих те или иные стороны международных автомобильных перевозок;
• взаимодействие со структурами Государственного таможенного комитета (ГТК);
• наличие специальных документов, которые не требуются при выполнении внутренних перевозок, например разрешения на въезд в другую страну или движение транзитом;
• часть международных автомобильных перевозок относится к мультимодальным (смешанным) перевозкам.
Указанные особенности создают немало проблем для перевозчиков всех стран. Поэтому правительства и международные организации постоянно прилагают усилия к тому, чтобы создать единый правовой режим международных перевозок грузов, обеспечивающий благоприятные условия для транспортной и торговой деятельности [4, с 34].
И, тем не менее, международные перевозки грузов за последние годы характеризуются как наиболее стабильно развивающийся сектор деятельности автомобильного транспорта. Среднегодовой прирост объема автомобильных перевозок грузов в международном сообщении за период с 1997 по 2003 г. значительно превышает соответствующие показатели на внутренних перевозках.
Текущая ситуация на рынке грузовых автотранспортных услуг характеризуется все большим увеличением количества его участников. Время, когда основную массу автомобильных грузоперевозок осуществляли крупные специализированные перевозчики, прошло. Упрощение системы лицензирования автомобильных перевозок привело к тому, что теперь перевозчиком может быть любая зарегистрированная компания (при этом не имеет значения, сколько машин в ее автопарке), получившая лицензию.
В связи с этим с каждым годом возрастает количество людей, занятых на мелких частных предприятиях, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автомобильные грузоперевозки. Одна из главных причин развития частного бизнеса в этой сфере услуг - сравнительно невысокие требования к величине стартового капитала, позволяющего осуществлять этот вид деятельности.
По данным «Иркутскгипродорнии», количество грузовых машин в Сибирском федеральном округе (СФО) на 2003 г. составляло 499,5 тыс. единиц, по их прогнозам, к 2020 г. цифра достигнет 784,5 тыс. единиц, в год прирост составит 3,5 %. В каждом из регионов СФО количество грузовых машин ежегодно будет увеличиваться на 1,1 тыс. единиц. А это значит, что количество предприятий, предлагающих грузоперевозки, будет, безусловно, расти.
Кроме того, все больше предприятий предпочитают обзаводиться собственным автопарком. Иногда корпоративная транспортная служба превращается в дополнительный бизнес. Сегодня предприятия готовы сами возить свои грузы не только в пределах города и области, но и осуществлять междугородные и даже международные перевозки. Это приводит к тому, что традиционные перевозчики уступают часть рынка грузоперевозок. Такая модель работы предприятий становится все более распространенной.
По мнению участников рынка, сегодня к перевозчикам для транспортировки грузов по городу и области обращаются больше частные предприниматели - 37,9 %, на втором месте по обращениям промышленные предприятия - почти 30 %, за ними - торговые и посреднические организации -22,9 %. Решение об обращении к услугам транспортной компании зависит от объема и регулярности перевозок.
Рынок автомобильных перевозок быстрее реагирует на повышение цен на ГСМ, чем его основной конкурент - железнодорожный транспорт, поэтому риск лишиться клиентов намного выше, чем у
железнодорожников. Но при этом автогрузоперевозчики могут быть уверены, пока не везде проведена железная дорога, без работы они не останутся.
Что касается марок используемого подвижного состава, то политика в выборе обоснована тем, что зачастую автомобили эксплуатируются в непростых условиях, поэтому почти 70 % автогрузопе-ревозчиков предпочитают отечественный автотранспорт. На дальние расстояния и при перевозке больших объемов груза чаще используются западные модели и специальный автотранспорт типа рефрижераторов, предпочтение отдается американским моделям грузовых автомобилей.
Как отмечают специалисты, компаний, переправляющих грузы с помощью экспедиторов, становится все меньше: они либо обзаводятся собственным автопарком, либо предпочитают работать с перевозчиками напрямую, что значительно снижает стоимость грузоперевозок.
Это ведет к сокращению экспедиторских компаний. Сегодня экспедиторский рынок переживает трансформацию: чтобы удержать свои позиции, экспедиторские компании расширяют сферу своих услуг: приобретают собственный подвижной состав, организуют сопровождение и страхование грузов.
Что касается международных перевозок, то здесь пока преимущество остается за специализированными компаниями. Крупные промышленные предприятия предпочитают доверять международные грузы профессиональным перевозчикам, так как получение всех лицензий на осуществление международных грузоперевозок достаточно сложный и дорогостоящий процесс. Однако и в области доставки международных грузов крупные предприятия начали наступление на перевозчиков.
В связи с этим можно сделать некоторые выводы. Развитая сеть транспортных перевозчиков свидетельствует о сформировавшейся и прибыльной отрасли экономики. Основные преимущества использования услуг транспортных компаний следующие: опыт, специализация транспортников, желание предприятий вкладывать средства в развитие производства и торговли, а не в обслуживающие функции, скорость доставки и расширение функций транспортных компаний.
Появление автопарков в структуре большинства крупных компаний и развитие их до самостоятельных организаций, имеющих поддержку предприятия, составило, таким образом, серьезную конкуренцию перевозчикам и экспедиторским фирмам. Специалисты полагают, что это может привести к тому, что на рынке останутся только крупнейшие игроки, имеющие давние партнерские отношения с предприятиями.
В настоящий момент в связи с резким ростом цен на топливо увеличивается количество компаний, которые имеют в распоряжении и автомобильный, и железнодорожный подвижной состав. Они предлагают в комплексе транспортно-экспедиционные услуги, поскольку современные тенденции говорят об изменении структуры перевозок в пользу их мультимодальности, что, в свою очередь, требует более широкого использования контейнеров. Причем рост контейнерных перевозок, по словам участников рынка, сдерживается не платежеспособным спросом, а пропускной способностью транспортной инфраструктуры.
Очевидно, что с каждым годом конкуренция на рынке грузоперевозок будет все больше ужесточаться, о чем свидетельствует появление новых участников рынка, а также те маркетинговые шаги, которые некоторые компании предпринимают [1].
Для того чтобы выжить в этих условиях АТП необходимо либо снизить издержки за счет концентрации автомобильного транспорта и объединить его с другими видами транспорта в пользу создания крупных транспортных компаний по организации мультимодальных перевозок, либо пойти по пути специализации и дифференциации грузовых автотранспортных услуг.
Следующим этапом на рынке грузовых автотранспортных услуг должна стать трансформация АТП в полноценные грузовые компании-перевозчики с более широким спектром возможностей, т. е. они смогут контролировать весь перевозочный процесс - от получения груза до передачи его конкретному потребителю. Частично они будут образованы за счет слияния мелких транспортных предприятий, а частично - путем выделения низкоэффективного транспорта необщего пользования в самостоятельные хозяйствующие субъекты.
Понесенные ради смены статуса затраты в будущем непременно окупятся за счет расширения предоставляемых компаниями услуг. А небольшим компаниям, неспособным изменить спектр предлагаемых транспортных услуг и расширить поле деятельности, придется или уйти с рынка, или слиться с более крупными игроками.
1. Анализ рынка автомобильных и железнодорожных грузоперевозок // Курс цен. 2005. № 7(31). С. 2-9.
2. Российский энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. Т. 2. С. 1595-1596.
3. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. М.: «Бизнес-книга», «ИМА - Кросс. Плюс», 1995. 702 с.
4. Международные автомобильные перевозки. Ч. 1. Организационные и правовые аспекты: Учебное пособие / Под ред. Ю.С. Сухина, В.С. Лукинского. СПб.: СПбГИЭА, 2000. 170 с.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (с изменениями до 2 февраля 2006 года) // www.medialaw.ru/laws/russian_laws/txt/35html
6. Организация коммерческой работы на автомобильном транспорте: Учебник / Л.Б. Миротин, А.В. Колик, А.Г. Гольдин, Ы.Э. Тышбаев. М.: Брандес, 1997. 311 с.
7. Троицкая Н.А., Чубуков А.Б. Единая транспортная система: Учебник. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 240 с.