УДК 338.46:64
Молоков В.Е.,
соискатель кафедры «Менеджмент и управление народным хозяйством» Орловского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия
народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ»
ОСОБЕННОСТИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Аннотация. В статье рассматривается. реструктуризация предприятия. ЖКХ, жилищный менеджмент., структуризация, предприятия. ЖКХ на основе жилищного менеджмента в регионе, также исследуются. вопросы, реструктуризации жилищно-коммунального хозяйства, выявляются. цели, задачи, критерии и особенности этого процесса.
Ключевые слова. Жилищно-коммунальное хозяйство, реструктуризация, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, особенности реструктуризации предприятий жилищно-коммунального хозяйства
В диссертации «реструктуризация» рассматривается как системный целенаправленный процесс качественных изменений структуры активов и пассивов компании, а также системы управления. Основная цель реструктуризации — обеспечение условий для повышения экономической эффективности деятельности компании. Вспомогательная цель — получение непосредственного экономического эффекта от мероприятий по реструктуризации.
Нами приведен анализ точек зрения многих ученых и специалистов, которые заключаются в том, что в реструктуризации предприятий можно выделить два основных направления: изменение состава субъектов экономической деятельности и внутренняя оптимизация компаний. Второе направление реструктуризации — внутренняя оптимизация компаний, которая может включать в себя следующие действия:
— улучшение организационной структуры;
— снижение издержек;
— рост качества управления финансами;
— сокращение объемов непрофильных активов;
— повышение профессионального уровня персонала;
— совершенствование системы мотивации.
В диссертации исследуются особенности реструктуризации предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), наиболее четко представленные в целях, критериях, процедурах, результатах и эффекте (схема 1).
Схема 1. Особенности реструктуризации предприятий ЖКХ
Реструктуризация предприятий Реструктуризация предприятий ЖКХ
Цели Обеспечение условий для повышения экономической эффективности деятельности компании и получение непосредственного экономического эффекта от мероприятий по реструктуризации Существенное улучшение всех механизмов управления социальными и экономическими процессами и на этой основе повышение уровня жизнеобеспечения населения, создание более благоприятных условий для жизни и самореализации всех социальных слоев и групп
Задачи Оптимизация структуры капитала; оптимизация структуры обязательств; оптимизация структуры активов (права требования, включая дебиторскую задолженность, финансовые вложения, незавершенное строительство и объекты консервации, непрофильные и неликвидные активы); реорганизация системы управления, системы бизнес-процессов, соответствующей стратегии Передача муниципального имущества в аренду эффективному собственнику; уменьшение налогового бремени предприятия; расширение правоспособности нового предприятия; избавление от старых долгов; создание новой эффективной структуры, позволяющей эффективно использовать имущественный комплекс; повышение качества оказываемых услуг; избавление от ненужных элементов предыдущей системы
Критерии Повышение экономической эффективности деятельности компании и экономический эффект от мероприятий по реструктуризации Создание более благоприятных условий для жизни и самореализации всех социальных слоев и групп
Процедуры Диагностика предприятия, организационный проект, совершенствование структуры и функций управления, развитие финансовых методов управления, реструктуризация Диагностика предприятия ЖКХ, процедура банкротства, предпроектное обследование предприятия, комплексная диагностика потенциала предприятия, анализ проблемного поля, подготовка программы реструктуризации, совершенствование организационной структуры, реинжениринг существующего производства, мониторинг проекта, контроль за показателями, управление изменениями, взаимодействие с населением по поводу удовлетворения потребности в коммунальных услугах
Результаты Рентабельность предприятия, прибыль, экономия, обеспечение социальной защищенности работников предприятия, применение новых технологий Рентабельность предприятия, прибыль, экономия, обеспечение социальной защищенности работников предприятия, применение новых технологий, удовлетворение потребности населения в коммунальных услугах
Эффекты Конкурентоспособность предприятия, обретение ниши на рынке, снижение себестоимости продукции Развитие новой структуры, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг, обновление изношенного оборудования, стабилизация положения на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг
во
го £
о
2 о
<
во £
Особенности реструктуризации предприятия ЖКХ заключаются прежде всего в том, что ориентация ее целей на развитие жилищно-коммунальной сферы определяет задачи, критерии, процедуры. Это, в свою очередь, находит свое воплощение в результатах и эффекте. Нацеленность не только на экономический эффект, но и на удовлетворение потребностей населения в коммунальных услугах, создание благоприятных условий для жизни населения делает необходимыми критерии, выдвигающие на первый план создание более благоприятных условий для жизни и самореализации всех социальных слоев и групп. Соответственно процедуры, такие как диагностика предприятия ЖКХ, процедура банкротства, предпроектное обследование предприятия, комплексная диагностика потенциала предприятия, анализ проблемного поля, подготовка программы реструктуризации, совершенствование организационной структуры, реинжиниринг существующего производства, мониторинг проекта, контроль за показателями, управление изменениями, осуществляются при взаимодействии с населением. Результаты реструктуризации предприятий ЖКХ наряду с экономической составляющей включают в себя также удовлетворение потребностей населения в коммунальных услугах, а эффект заключается в развитии новой структуры, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг, обновлении изношенного оборудования и стабилизации положения на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг.
Реструктуризация является системным целенаправленным процессом качественных изменений структуры активов и пассивов компании, а также системы управления, направлена на обеспечение условий для повышения экономической эффективности деятельности компании. В связи с этим целесообразно выделить структурные изменения, финансовые изменения и изменения человеческого капитала, позволяющие выработать направления внутренней оптимизации компании. Анализ ситуации в каждой из этих групп изменений, а также оценка высокой степени влияния на результат социальных факторов могут по-
мочь выбрать более эффективный путь реструктуризации. Механизмы реструктуризации уже показали свою эффективность на предприятиях ЖКХ.
Особенности реструктуризации предприятия ЖКХ заключаются прежде всего в нацеленности не только на экономический эффект, но прежде всего на удовлетворение потребностей населения в коммунальных услугах, создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Все это выдвигает на первый план создание более благоприятных условий для жизни и самореализации всех социальных слоев и групп. Соответственно такие процедуры, как диагностика предприятия ЖКХ, процедура банкротства, предпроектное обследование предприятия, комплексная диагностика потенциала предприятия, анализ проблемного поля, подготовка программы реструктуризации, совершенствование организационной структуры, реинжиниринг существующего производства, мониторинг проекта, контроль за показателями, управление изменениями, осуществляются при взаимодействии с населением. Результаты реструктуризации предприятий ЖКХ включают в себя экономическую составляющую и удовлетворение потребностей населения в коммунальных услугах, а эффект заключается в развитии новой структуры, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг, обновлении изношенного оборудования и стабилизации положения на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг.
Возможность получения положительного эффекта от реструктуризации предприятий ЖКХ подтвердила работа муниципалитетов в Амурской области. Вместе с тем для обеспечения жизнеспособности реструктурированных предприятий ЖКХ необходима поддержка государственных органов управления и органов местного самоуправления, которая может проявиться в первую очередь в создании условий для развития этой сферы через организацию взаимодействия предприятий с населением. При этом значительную роль играет осуществление территориального и социального маркетинга, основные задачи которых заключаются в формировании и
развитии маркетинга некоммерческой продукции, коммунальных услуг; повышение эффективности взаимодействия хозяйствующих субъектов и социальных институтов муниципального образования через органы местного самоуправления (привлечение инвестиций, внешних ресурсов); разработка мероприятий по привитию необходимого поведения при потреблении коммунальных услуг; формирование, развитие и продвижение имиджа региона или муниципального образования и пр.
В реструктуризации предприятий важным этапом является прединвестицион-ная фаза, которая практически сводится к диагностике и анализу полученных результатов. Представленный алгоритм диагностики предприятий ЖКХ, основанный на SWOT-анализе, позволяет проанализировать внешнюю и внутреннюю среду предприятия ЖКХ. При этом анализ внешней среды призван выявить возможности и угрозы, анализ внутренней среды — сильные и слабые стороны развития организации. Последний включает в себя прежде всего анализ организации, управления и кадрового потенциала. Рассматриваются также структура предприятий, органы управления, принципы их функционирования, их ответственность, цели и задачи, анализируется численность и ФЗП работников, соотношение промыш-ленно-производственного и административно-управленческого персонала, а также использование рабочего времени. Особое внимание уделяется тарифам на оказываемые услуги, а также источники формирования финансовых ресурсов. В рамках
финансового анализа изучается бухгалтерская отчетность предприятия. Проводится анализ коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятий ЖКХ: показатели финансовой устойчивости, оценка платежеспособности и ликвидности предприятия, показатели деловой активности, рентабельности предприятия.
Одним из важных результатов реструктуризации должны быть конкурентоспособность и устойчивость предприятия к воздействиям внешней среды и внутренних дестабилизирующих факторов. Важным фактором, влияющим на эффективность работы компании, является мотивация, система которой должна включать не только стимулы для отдельных индивидуумов, но и механизмы поощрения успешной деятельности всех структурных элементов компании.
Литература
1. Багаев А.Н. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: все, что о ней слышали и хотим знать / А.Н. Багаев. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 224 с.
2. Бородкин Ф.М, Гримаков В.И, Друга-нов С.П., Лылова О.В. Местное самоуправление в условиях жилищно-коммуналной реформы - М., 2010 - 156 с.
3. Жуков Д.М. Экономика и организация жилищно-коммунального хозяйства города: Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Издательство www. Vlados.ru ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 96 с.
4. Каменева Е.А., Барулин С.В. Финансы жилищно-коммунального хозяйства. -М.: Ось-89, 2008. - 192 с.
Molokov V.E., e-mail: [email protected]
Applicant of the department of "Management and control of the national economy" of the Orel branch of FSBEE HPE "Russian Academy of National Economy and Civil Service under the President of the Russian Federation".
peculiarities of enterprise restructuring of housing and communal services in the post-crisis period
Annotation. The restructuring of housing, housing management, structuring of housing on the basis of housing management in the region are considered in the article, besides, the problems of restructuring the housing and communal services are studied, the goals, objectives, criteria and peculiarities of this process are identified.
Key words: Housing and communal services, the restructuring of housing and communal services, peculiarities of the restructuring of housing and communal services.