УДК 070:431.2 ББК 76.0
DOI: 10.31862/1819-463X-2020-1-20-28
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОВЕСТКИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ АГЕНТСТВЕ (на примере информационного агентства «Интерфакс»)
Т. С. Курманина
Аннотация. Статья посвящена вопросам функционирования федерального информационного агентства в регионах России. В ряду вопросов теории журналистики данная проблематика не только не потеряла своей актуальности, но привлекает внимание для новых исследований. В современной медиасистеме интеграция национальных агентств в локальную проблематику позволяет новостным службам привлечь новых подписчиков из регионов на свою продукцию, стать ближе к массовой аудитории. Изучение темы работы разветвленной сети корреспондентских пунктов в субъектах РФ национального информационного агентства осуществляется посредством выявления новостных поводов, которые чаще попадают в фокус внимания региональных представительств информационного агентства, а также особенностей при формировании отдельным бюро медиаповестки на конкретной территории. В основу исследования положен компаративистский метод, также были применены метод мониторинга и синтеза. Федеральные СМИ ищут способы консолидации новой аудитории, которая все больше проявляет интерес к местным новостям, в то же время конкурировать с региональными СМИ им сложнее в силу того, что у подобных ресурсов есть постоянный читатель - местный житель, для которого локальная информация всегда будет приоритетна мировой. В результате исследования были получены данные, свидетельствующие о том, что присутствие федерального СМИ на локальном медиарынке приводит к позитивной конкуренции, мотивирующей региональных журналистов к улучшению качества своей работы. В то же время выявлена особенность федеральных СМИ, которые, в отличие от региональных, сообщают проверенную информацию от компетентных источников, а также стремятся соответствовать объективным запросам общества. Результаты, приведенные в статье, основываются на трудах как отечественных, так и зарубежных ученых, а также материалах социологических исследований об уровне доверия массовой аудитории центральным и местным СМИ, собственном практическом опыте работы автора в качестве корреспондента федерального информационного агентства.
© Курманина Т. С., 2020
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Ключевые слова: СМИ, информационное агентство, медиаповестка, региональная модель, корпункты.
FEATURES OF THE REGIONAL AGENDA IN THE FEDERAL NEWS AGENCY (on the example of the Interfax news agency)
T. S. Kurmanina
Abstract. The article deals with the functioning of the federal information agency in Russian regions. In a number of issues of journalism theory this issue has not only lost its relevance but draws attention to new research. In the modern media system, the integration of national agencies into local issues allows news services to attract new subscribers from the regions for their products, to become closer to the mass audience. The study of the topic of the work of an extensive network of correspondent points in the constituent entities of the Russian Federation of the national information agency is carried out by identifying news reasons, which more often fall into the focus of attention of regional representatives of IA, as well as peculiarities when forming a separate bureau of media announcement in a specific territory. The study is based on the comparative method, and the monitoring and synthesis method was also applied. Federal media are looking for ways to consolidate a new audience that is increasingly interested in local news, while at the same time competing with regional media is more difficult for them because such resources have a regular reader - a local resident for whom local information will always be a priority of the world. The study produced data showing that the presence of federal media in the local media market leads to positive competition, motivating regional journalists to improve the quality of their work. At the same time, a feature of federal media has been identified, which, unlike regional media, report verified information from competent sources, as well as seek to meet the objective demands of the society. The results given in the article are based on the works of both domestic and foreign scientists, as well as the materials of sociological research on the level of trust of the mass audience by the central and local media, the author's own practical experience as a correspondent of the federal news agency.
Keywords: media, news agency, media agenda, regional model, bureau.
Введение. Деятельность информационных агентств (далее - ИА) на фоне быстро меняющейся современной медиасреды в определенной мере является связующим звеном между традиционной журналистикой и новыми медиа. В новой парадигме медиакоммуникаций крупные национальные новостные службы активно проявляют интерес к повестке из субъектов России, таким образом преодолевая информационное неравенство между федеральным центром и регионами. Интерес федерального агентства к локальной проблематике выступает фактором взаимодействия всех субъектов федерации. В этой
связи особенно интересно проследить, какое место занимает федеральное ИА в регионах, каковы особенности его функционирования и взаимодействия с аудиторией в современном медиапространстве.
Стоит отметить, что в современной российской теории журналистики проблемы информации, новостных материалов разработаны детально и глубоко, обширная библиография работ на эту тему пополняется регулярно. Вместе с тем в работах таких видных отечественных ученых, как Е. Л. Вартановой [1, с. 218-221], Г. В. Вирена [2, с. 76], И. М. Дзялошинского [3, с. 62-71], Т. В. Дьяковой [4, с. 102-105], Л. Л. Реснянской
[5, с. 52-53], акцент в основном был сделан на основных принципах и структуре новостных сообщений, стилистистических и жанровых особенностях материалов агентств. В то же время нельзя не отметить, что непосредственно деятельности крупных информационных агентств, работающих по федеральным информстандартам и адаптирующихся под специфику определенного региона, уделено гораздо меньше внимания.
Среди наиболее значимых работ отечественных исследований по теме данного исследования отметим работу О. А. Фокиной [6, с. 52-60] о региональной повестке дня в общефедеральных СМИ, А. А. Золотухина [7, с. 35-38], исследовавшего принципы взаимодействия федеральных изданий с их региональными представительствами. Также особенности повестки дня региональных изданий рассматривала А. А. Но-вак [8, с. 78]. Вместе с тем, на наш взгляд, тема интеграции центрального СМИ по субъектам РФ остается недостаточно разработанной и входит в число важных тем для научных дискуссий.
Объектом данного исследования является негосударственное информационное агентство «Интерфакс», освещающее региональную повестку из городов всех округов России.
Предметом исследования является процесс взаимодействия национальной новостной службы с окружными бюро в процессе формирования повестки дня в современном информационном пространстве.
Целью данного исследования является рассмотрение причин и пользы для медиа-пространства от региональной интеграции федерального ИА, форм конкуренции региональных представительств новостных служб с локальными сетевыми информационными порталами.
Методология и методы исследования. В основу положен компаративистский метод, направленный на сопоставление осо-
бенностей функционирования федерального ИА в регионах для определения специфики его деятельности.
Также были применены метод мониторинга и синтеза, которые позволили на основе выявленных принципов формирования региональных медиаповесток теоретически обосновать формы взаимодействия регионального бюро с федеральным центром. Автор использовал материалы социологических исследований, посвященных изучению уровня доверия массовой аудитории центральным и местным СМИ, исследовал материалы собраний представителей экспертного и научного сообщества.
При написании статьи был проанализирован, обобщен и структурирован собственный практический опыт работы автора корреспондентом в информационном агентстве. Хронология исследования - 2019 г.
Результаты исследования и их обсуждение. В новой парадигме медиакоммуни-каций и обилия информации федеральные СМИ ищут способы консолидации новой аудитории, которая все больше проявляет интерес к локальным новостям. Исследователи фонда «Медиастандарт»1, изучая состояние медиасферы в субъектах России, пришли к выводу, что доверие к местным СМИ в 33 из 52 регионах страны выше, чем к федеральным.
Вышесказанное объясняется тем, что контент на городских информационных сетевых порталах нередко является результатом совместной работы журналистов и аудитории - на местных платформах больше возможностей для обратной связи с читателем. Кроме того, все чаще городские интернет-СМИ дают инициативу самим горожанам формировать медиа повестку, открывая специальный круглосуточный канал связи для сообщений и материалов очевидцев. Данная возможность позволяет региональным СМИ становиться первоисточниками при чрезвычайных происшествиях и, в конечном счете, обеспечивает
1 Фонд Медиастандарт, «Индекс развития медиасферы-2017». URL: http://www.msindex.ru/ news/2017-12-21/fond-mediastandart-predstavil-mdeks-razvitiya-mediasfery-2017.
локальным электронным изданиям устойчивый трафик на сайты.
Известный российский исследователь Р. П. Овсепян отмечал, что «региональная журналистика выступает в качестве своеобразного зеркала отражения жизни региона и сильнодействующего катализатора, оказывающего преобразующее влияние на ее динамику» [9, с .164].
Подобные выводы об уровне лояльности стимулируют федеральные СМИ открывать региональные представительства с единой издательской политикой, тем самым расширяя сферу своего присутствия.
На пути освоения регионального рынка стоят и крупные федеральные ИА, которые базируются на принципах оперативности и динамичности в своей работе. Немаловажным считаем напомнить, что новостная служба стоит во главе системы средств массовой информации и сообщает фактическую новостную информацию круглосуточно, ей необходимо отображать реальную медиаповестку из всех субъектов страны для объективности информационной картины дня в стране.
Современная медиасистема требует от агентств, специфика которых всегда заключалась в аудиторной узкопрофильности, искать возможности для прямого выхода своей продукции на массового читателя. Одним из способов при достижении этой цели является создание разветвленной сети корпунктов в каждом округе страны, основными задачами которых является отражение динамичной картины жизни регионов и интерпретация локальных событий под федеральные информационные стандарты.
Рассмотрим модель региональной интеграции на примере деятельности одного из трех ведущих крупнейших информационных агентств России - «Интерфакса».
Взаимодействие данного ИА с регионами представляет собой магистральную линию в работе новостной службы, это способствует созданию единого информационного пространства России. У агентства семь окружных бюро (Москва, Центр, Северо-Запад, Юг и Северный Кавказ, Повол-
жье, Урал, Сибирь, Дальний Восток), каждое из которых издает собственный информационный продукт для СМИ, органов власти, бизнес-структур, которые являются основными клиентами и подписчиками ИА.
Стоит отметить, что контент из регионов окружных бюро строится в соответствии с информационной политикой ИА из центра, но вместе с тем считаем важным подчеркнуть, что на контент из определенного субъекта РФ оказывает влияние технико-производственная структура определенной территории, кроме того, демографические, экономические и социокультурные характеристики, которые специфичны для каждого округа.
Корреспонденты регионального представительства ИА сообщают новости из всех крупных регионов страны на политические, социальные, криминальные, экономические темы. Материалы окружного бюро публикуются на региональной ленте и региональном сайте федерального агентства. В случае резонансности регионального события новости дублируются на центральную ленту и основной сайт агентства.
Считаем необходимым обратить внимание на то, что журналисты окружного бюро ИА, находящиеся в регионах, всегда руководствуются главными принципами новостной службы, сформированными в центре: независимости, точности, объективности при сообщении новостей. Согласно существующим профессиональным стандартам новостной службы, корреспондент не может ориентироваться на эмоциональные мнения очевидцев о каком-либо событии, ему необходимо самому правильно понимать, что происходит, для написания новости, верифицировать информацию через компетентные источники. Материалы ИА, в том числе окружных бюро, лишены экспрессии и какой-либо интерпретации события корреспондентом.
Для выявления специфики медиапо-вестки ИА из субъектов обратимся к случайной выборке новостей из окружных бюро, попавших на федеральный сайт «Интерфакса» за 2019 г. (таблица).
Таблица
Выборка новостных сообщений федерального ИА по округам
№ Время и дата публикации Заголовок новостного сообщения
Центральный ФО
1 14:34, 28.01.2019 Пассажирский поезд столкнулся с трактором в Курской области
2 18:25, 29.03.2019 Вдова умершего из-за врачебной ошибки белгородца отсудила у больницы 1 млн рублей
3 11:00, 16.06.2019 У пассажирского поезда «Брянск-Москва» на ходу отцепился вагон
4 16:29, 04.08.2019 В результате ДТП под Владимиром пострадали шесть человек
5 08:05, 04.09.2019 Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в воронежском аэропорту
Северо-Западный ФО
1 13:23, 18.04.2019 Около сотни туристов не смогли улететь рейсом iFly на Хай-нань из-за проблемы с билетами
2 18:55, 28.03.2019 Старейшая в Петербурге пирожковая, оказавшаяся под угрозой закрытия, заключила мировую с соседями
3 18:57, 18.06.2019 Власти Петербурга расширили понятие блокадника
4 10:47, 15.05.2019 Школьница умерла после урока физкультуры в Архангельске
5 11:53, 25.06.2019 В монастыре Великого Новгорода нашли саркофаги домонгольского периода
ФО Юг и Северный Кавказ
1 23:03, 11.01.2019 Аэропорт Волгограда вновь закрыт из-за непогоды, задерживается ряд рейсов
2 07:33, 08.06.2019 Полиция задержала девять пермяков, вскрывших 22 банкомата на Ставрополье
3 11:14, 22.06.2019 Ингушские власти издали кодекс поведения для молодежи
4 11:50, 09.09.2019 В Грозном полицейские застрелили водителя, открывшего по ним огонь
5 15:49, 31.10.2019 Астраханец зарегистрировал в чужой квартире 175 иностранцев
Приволжский ФО
1 10:53, 25.02.2019 Двое детей и взрослый умерли от гриппа и его осложнений в Оренбуржье
2 10:53, 25.02.2019 В Кирове умер ребенок, оставленный матерью на несколько дней без присмотра
3 18:05, 21.06.2019 Экс-глава Чебоксар осуждена на пять лет за растрату и злоупотребления
4 10:15, 28.06.2019 В Ульяновской области в ДТП погибли трое полицейских
5 16:26, 21.11.2019 Водитель умер в Казани в очереди за справкой для водительских прав
Окончание таблицы
№ Время и дата публикации Заголовок новостного сообщения
Уральский ФО
1 08:52, 15.01.2019 Столовая одной из школ Екатеринбурга закрыта после массового отравления детей
2 14:17, 27.05.2019 Житель Тюмени получил условный срок за экстремистские надписи на гаражах
3 13:41, 09.10.2019 В Кургане завели дело после обнаружения склада опасных медотходов
4 10:10, 16.10.2019 Один из богатейших бизнесменов Челябинска погиб в ДТП
5 17:08, 11.11.2019 Всемирная шахматная олимпиада-2020 пройдет в Москве и Ханты-Мансийске
Сибирский ФО
1 06:15, 20.01.2019 Более 50 домов и соцобъекты остались без отопления в Барнауле
2 10:28, 05.02.2019 На Алтае из-за 35-градусных морозов начали отменять автобусные рейсы
3 05:19, 15.04.2019 Снегопад начался в Барнауле после почти 20-градусной жары
4 07:23, 14.05.2019 Машиностроительный техникум загорелся в Иркутске
5 06:08, 04.12.2019 Мост рухнул в Иркутской области из-за груженной лесом фуры
Дальневосточный ФО
1 12:48, 10.01.2019 Иркутские врачи не смогли спасти больного раком мальчика, помочь которому просили Путина
2 09:44, 19.04.2019 Во Владивостоке проверили железную дорогу перед приездом Ким Чен Ына
3 16:31, 11.08.2019 Один горняк пропал без вести после обрушения породы на якутской шахте
4 06:26, 02.09.2019 Режим ЧС ввели в Якутске из-за низкого уровня воды в реке Лена
5 03:42, 23.09.2019 На Сахалине госпитализировали более 20 сотрудников рыболовецкого стана
Анализируя полученные данные случайной выборки, можно прийти к выводу, что структура региональной повестки у федерального ИА весьма схожа с региональными платформами. В то же время выявляются некоторые особенности: сообщения федерального ИА из субъектов чаще касаются чрезвычайных происшествий, связанных с наземным, железнодорожным или воздушным видами транспорта. Считаем необходимым обратить внимание на то, что
при трансляции экстренных новостей ИА обращаются исключительно к официальным компетентным источникам, не ориентируются на мнения очевидцев.
Из приведенной таблицы также следует, что нередко в фокусе региональных представительств ИА находятся уголовные дела, привлекающие внимание высокопоставленным фигурантом, уникальностью судебной ситуации либо строгостью назначенного приговора. В части судебной прак-
тики считаем важным обратить внимание на то, что сотрудники ИА обычно присутствуют на заседаниях по резонансным делам, сообщая решение из зала суда сразу же после провозглашения. На это обращает внимание группа авторитетных исследователей и практиков в составе Е. Л. Вартановой, Г. В. Вирена и Т. И. Фроловой, по мнению которых важным критерием эффективности ИА является хронометраж от произошедшего события до получения информации о случившемся корреспондентом [10, с. 6-30].
Часто контент регионального представительства ИА строится на сопоставлении локального повода с федеральным, - в сообщениях о проведении крупных соревнований, посещения мировых делегаций субъекта РФ.
Федеральными информационными поводами ИА могут стать ситуации, в которых пострадали дети. Также региональные представительства нередко пишут о погодных аномалиях, которые нарушают городской ритм жизни.
За последние годы тема региональной интеграции федеральных СМИ, в том числе информагентств, обсуждалась экспертным сообществом. Так, вопросы функционирования центральных СМИ в субъектах были подняты в рамках круглого стола в Совете федерации РФ2. В ходе обсуждения экспертами было названо главное преимущество региональных медиа: у них есть постоянный читатель - местный житель, для которого локальная информация всегда будет приоритетна. Также спикеры дискуссии отмечали, что у региональных СМИ есть серьезное преимущество - они более гибкие и близки к местным политическим и бизнес-элитам.
В то же время важным выводом, который можно сделать из встречи представителей профессионального сообщества, является то, что присутствие федерального
участника на локальном медиарынке приводит к дополнительной конкуренции, которая мотивирует региональных журналистов к улучшению качества своей работы.
В своем исследовании А. А. Новак отмечала, что региональные СМИ «имеют возможность формировать медиаповестку дня для аудитории и оказывать влияние на принятие решений. При этом они далеко не всегда стремятся отражать объективные потребности общества и предоставлять объективную информацию» [8, с. 72-73]. В результате, по мнению автора, подборка актуальных тем в локальных СМИ нередко «бывает искусственно сконструированной».
Заключение. В современной российской медиасистеме взаимодействие региональных редакций через единую окружную сеть способствует целостности системы СМИ. Присутствие в регионе федерального ИА разъясняет региональным редакциям вопросы национальной повестки, затрагивающие интересы населения России, содействует в расширении тематического диапазона публикаций, улучшении скорости и качества подачи материала, в конечном счете, способствует популяризации региональных изданий за счет публикации эксклюзивных материалов на основании материала агентства. Оперативность работы с источниками, особенно в условиях чрезвычайной ситуации, журналистами федеральной новостной службы мотивирует локальные редакции совершенствовать свой профессионализм.
Вместе с тем ИА, которое приходит из центра в субъекты с одной четкой информационной стратегией, вынуждено адаптировать свои стандарты под региональную специфику, обязательно учитывать запросы населения.
От профессионализма сотрудника ИА, работающего в региональном бюро, зависят позиции всей новостной службы в мировых индексах цитируемости, которые
1 Информационный отчет о результатах проведенного круглого стола в Совете Федерации на тему «Федеральные СМИ в регионах: новая модель, новая аудитория, вопросы кибербезо-пасности». URL: http://council.gov.ru/events/news/34063/.
представляют собой соотношение влиятельности цитируемого материал источника и количества ссылок на свои сообщения в других СМИ. В то же время городские сетевые порталы достаточно низко цитируются зарубежными СМИ, таким образом, они не могут устанавливать социально-политическую повестку дня на мировом уровне. Региональная интеграция информационных агентств позволяет им наращивать ре-
путационный капитал надежного и оперативного источника информации на медиа-рынке.
Таким образом, изучение форм интеграции национального ИА в субъекты РФ и рассмотрение особенностей формирования локальной повестки дня региональным бюро национальной новостной службы представляют важную задачу для исследователей медиа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вартанова Е. Л. Социальная репрезентация и новые медиа: к вопросу о переосмыслении теории повестки дня // Петербургские чтения. Тезисы выступлений. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013.
2. Вирен Г. В. Информационные агентства и информационные сайты интернета: сравнительный анализ и перспективные тенденции // Вестн. Московского ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2009. № 3. С. 74-89.
3. Дзялошинский И. М. Современное медиапространство России. М.: Аспект Пресс, 2015. 312 с.
4. Дьякова Т. В. Основные принципы и структура новостных сообщений // Linguamobilis. 2011. № 2. С. 102-105.
5. Реснянская Л. Л. Типологическая структура общероссийских газетных изданий // Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др.; под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2009. С. 47-60.
6. Фокина О. А. Региональная повестка дня в общероссийских печатных СМИ: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2013. 250 с.
7. Золотухин A. A. Перспективы развития региональных СМИ // Коммуникация в современном мире: материалы науч.-практ. конф. Воронеж, 2001. С. 35-38.
8. Новак А. А. Особенности повестки дня региональных изданий: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. М., 2018. 217 с.
9. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики: учеб. пособие / под ред. Я. Н. Засурского. М.: Изд-во МГУ 1999. 302 с.
10. Вартанова Е. Л., Вирен Г. В., Фролова Т. И. Типология информационных агентств // Вестн. Московского ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 3. C. 6-30.
REFERENCES
1. Vartanova E. L. Sotsialnaya reprezentatsiya i novye media: k voprosu o pereosmyslenii teorii povestki dnya. In: Peterburgskie chteniya. Tezisy vystupleniy. St. Petersburg: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2013.
2. Viren G. V. Informatsionnye agentstva i informatsionnye sayty interneta: sravnitelnyy analiz i perspektivnye tendentsii. Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 10: Zhurnalistika. 2009, No. 3, pp. 74-89.
3. Dzyaloshinskiy I. M. Sovremennoe mediaprostranstvo Rossii. Moscow: Aspekt Press, 2015. 312 p.
4. Dyakova T. V. Osnovnye printsipy i struktura novostnykh soobshcheniy. Linguamobilis. 2011, No. 2, pp. 102-105.
5. Resnyanskaya L. L. Tipologicheskaya struktura obshcherossiyskikh gazetnykh izdaniy. In: Anikina M. E., Baranov V. V., Voronova O. A. et al. Tipologiya periodicheskoy pechati: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. Ed. M. V. Shkondin, L. L. Resnyanskaya. Moscow: Aspekt Press, 2009. Pp. 47-60.
6. Fokina O. A. Regionalnaya povestka dnya v obshcherossiyskikh pechatnykh SMI. PhD dissertation (Philology). Moscow, 2013. 250 p.
7. Zolotukhin A. A. Perspektivy razvitiya regionalnykh SMI. Kommunikatsiya v sovremen-nom mire. Proceedings of scientificmaterialy nauch.-prakt. konf. Voronezh, 2001. Pp. 35-38.
8. Novak A. A. Osobennosti povestki dnya regionalnykh izdaniy. PhD dissertation (Philology). Moscow, 2018. 217 p.
9. Ovsepyan R. P. Istoriya noveyshey otechestvennoy zhurnalistiki: ucheb. posobie. Ed. Ya. N. Zasurskiy. Moscow: Izd-vo MGU, 1999. 302 p.
10. Vartanova E. L., Viren G. V., Frolova T. I. Tipologiya informatsionnykh agentstv. Vestn. Moskovskogo un-ta. Ser. 10: Zhurnalistika. 2013, No. 3, pp. 6-30.
Курманина Татьяна Сергеевна, аспирант кафедры журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского e-mail: [email protected]
Kurmanina Tatyana S., Post-graduate Student, Journalism Department, Lobachevsky N. Novgorod State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.01.2020 The article was received on 15.01.2020