Научная статья на тему 'Периодические колебания новостного поля российских информационных агентств'

Периодические колебания новостного поля российских информационных агентств Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
709
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / MEDIA SPACE / МЕДИАСИСТЕМА / MEDIA STRUCTURE / НОВОСТНОЕ ПОЛЕ / NEWS FIELD / ГЕНЕЗИС НОВОСТИ / NEWS GENESIS / ТЕОРИЯ НОВОСТНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / NEWS MEDIA THEORY / ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА / NEWS AGENCIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Курилов Алексей Евгеньевич

В статье приводится анализ периодических изменений, которым подвержено новостное поле элемент медиапространства и медиасреды, связанный с новостной сферой. Автор на основе эмпирических данных о числе вышедших на ключевые ленты тройки крупнейших информационных агентств России (Интерфакс, ТАСС бывш. ИТАР-ТАСС и МИА «Россия сегодня» бывш. РИА Новости) новостных сообщений с 2010 по 2015 г. (порядка 2,3 млн), собранных с помощью аналитической системы Интерфакс-СКАН, делает вывод о наличии ежегодных, недельных и суточных колебаний поля. Среднее число новостных сообщений зависит от месяца и повторяет из года в год один и тот же тренд с пиками в апреле, сентябре и декабре, и спадами в январе-феврале, августе и ноябре. Недельные колебания отражают уменьшение числа выходящих новостей в выходные и праздники, а суточные в ночные часы по московскому времени, что косвенно указывает на то, что новостное поле России ориентировано на Московский регион. При этом чем меньше анализируемый период, тем заметнее на графике влияние событий дня на возмущенность новостного поля. Тенденции объясняются особенностями графика работы новостных агентств, которые формируют его исходя из потребностей подписчиков и доступности ньюсмейкеров. Во время регулярных спадов активности повышается вероятность того, что важное событие может не получить широкого освещения в СМИ, поздно стать достоянием общественности или вообще остаться за рамками новостного поля. Дальнейшее совершенствование методов сбора эмпирического материала позволит создать предпосылки для возможности предиктивной оценки состояния поля и возможного резонанса той или иной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Periodic oscillations of the news field powered by Russian news agencies

Author analyses the periodical oscillations in the news field, which is a part of media space associated with news. Near 2.3 million news stories published by the triad of main Russian news agencies (Interfax, TASS and MIA Rossiya Segodnya former RIA Novosti) from 2010 to 2015 was examined during the study. Empirical data collected with Interfax-SCAN system let the author to conclude that annually, weekly and 24-hour oscillations of the news field are to be observed. The average number of published news stories is related with the current month and repeats yearly in Russia the same trend that shows three peaks in April, September and December and three significant dips in January-February, August and November. Weekly oscillations shows lessening of the news coverage on weekends and holidays, and 24-hour alterations mirror less active coverage by night in Moscow time. It is clarified that the event influence over the news field perturbations is the more noticeable; the lesser size of period is examined. Trends are justified on basis of news agencies routines.

Текст научной работы на тему «Периодические колебания новостного поля российских информационных агентств»

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 070.431.2 DOI 10.17150/2308-6203.2016.5(1).67-80

Курилов Алексей Евгеньевич

аспирант кафедры русской литературы Института филологии и иностранных языков, Московский педагогический государственный университет, 119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1, e-mail: dragonimago@gmail.com

Alexey E. Kurilov

Post-graduate student, Institute of Philology and Foreign Languages, Moscow State Pedagogic University, 1 Malaya Pirogovskaya St., 119991, Moscow, Russian Federation, e-mail: dragonimago@gmail.com

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ НОВОСТНОГО ПОЛЯ РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ

Аннотация. В статье приводится анализ периодических изменений, которым подвержено новостное поле — элемент медиапространства и медиасреды, связанный с новостной сферой. Автор на основе эмпирических данных о числе вышедших на ключевые ленты тройки крупнейших информационных агентств России (Интерфакс, ТАСС — бывш. ИТАР-ТАСС и МИА «Россия сегодня» — бывш. РИА Новости) новостных сообщений с 2010 по 2015 г. (порядка 2,3 млн), собранных с помощью аналитической системы Интерфакс-СКАН, делает вывод о наличии ежегодных, недельных и суточных колебаний поля.

Среднее число новостных сообщений зависит от месяца и повторяет из года в год один и тот же тренд с пиками — в апреле, сентябре и декабре, и спадами — в январе-феврале, августе и ноябре. Недельные колебания отражают уменьшение числа выходящих новостей в выходные и праздники, а суточные — в ночные часы по московскому времени, что косвенно указывает на то, что новостное поле России ориентировано на Московский регион. При этом чем меньше анализируемый период, тем заметнее на графике влияние событий дня на возмущенность новостного поля.

Тенденции объясняются особенностями графика работы новостных агентств, которые формируют его исходя из потребностей подписчиков и доступности ньюсмейкеров. Во время регулярных спадов активности повышается вероятность того, что важное событие может не получить широкого освещения в СМИ, поздно стать достоянием общественности или вообще остаться за рамками новостного поля. Дальнейшее совершенствование методов сбора эмпирического материала позволит создать предпосылки для возможности предиктивной оценки состояния поля и возможного резонанса той или иной информации.

Ключевые слова. Медиапространство, медиасистема, новостное поле, генезис новости, теория новостной журналистики, информационные агентства.

Информация о статье. Дата поступления 23 ноября 2015 г.; дата принятия к печати 10 декабря 2015 г.; дата онлайн-размещения 29 января 2016 г.

PERIODIC OSCILLATIONS OF THE NEWS FIELD POWERED BY RUSSIAN NEWS AGENCIES

Abstract. Author analyses the periodical oscillations in the news field, which is a part of media space associated with news. Near 2.3 million news stories published by the triad of main Russian news agencies (Interfax, TASS and MIA Rossiya Segodnya — former RIA Novosti) from 2010 to 2015 was examined during the study. Empirical data collected with Interfax-SCAN system let the author to conclude that annually, weekly and 24-hour oscillations of the news field are to be observed.

The average number of published news stories is related with the current month and repeats yearly in Russia the same trend that shows three peaks in April, September and December and three significant dips in January-February, August and November. Weekly oscillations shows lessening of the news coverage on weekends and holidays, and 24-hour alterations mirror less active coverage by night in Moscow time. It is clarified that the event influence over the news field perturbations is the more noticeable; the lesser size of period is examined.

Trends are justified on basis of news agencies' routines.

Keywords. Media structure, media space, news field, news genesis, news media theory, news agencies.

Article info. Received November 23, 2015; accepted December 10, 2015; available online January 29, 2016.

ВВЕДЕНИЕ

Новости как неотъемлемая часть медиасистемы являются одним из ключевых аспектов журналистского творчества и важным элементом жизни социума. Это комплексное явление привлекает внимание широкого круга исследователей, опирающихся на методы различных наук: социологии, политологии, психологии, философии, лингвистики и не в последнюю очередь — филологии. Любой журналистский текст в широком понимании — от телевизионного репортажа до короткой заметки в электронных СМИ — базируется на актуальных событиях и не может быть рассмотрен вне своего семантического поля, вне контекста, вне медиапространства. Значительную и наиболее явную часть этого семантического поля будут составлять актуальные события, «новостной фон» или новостное поле. При этом каждый журналистский текст, в свою очередь, также является частью це-

лого, появившись в новостном поле и тем самым дополнив и расширив его.

Информационные агентства (ИА) играют в процессе формирования новостного поля важную, если не решающую, роль. Они являются «основным звеном любой национальной медиасистемы» и «индикатором ее состояния и общества в целом», формируя повестку дня путем выделения наиболее значимых событий в новостном потоке и оперативно адаптируясь к любым переменам [1, о 6]. Тем не менее, ввиду того, что основной продукт агентств (лента новостей) предназначен ограниченному кругу подписчиков — в основном, СМИ, а не непосредственно массовой аудитории, — их работа редко становилась предметом изучения, и лишь в последнее время ситуация начинает меняться с появлением у ИА собственных сайтов в качестве независимых подразделений, а также со свободным распространением в Интернете новостного контента [1].

В статье приводятся ранее не публиковавшиеся статистические данные о числе новостных публикаций, выходивших на закрытых главных лентах крупнейших российских информационных агентств за последние пять лет — Интерфакс, ТАСС и МИА «Россия сегодня»1, полученные посредством поисково-аналитического инструментария базы Интерфакс-СКАН (СКАН — «Система комплексного анализа новостей») и методом прямого подсчета сообщений, выходящих на ленту ИА. Материал исследования отвечает актуальной для современной российской медиасреды проблематике изучения особенностей распространения информации в медиаполе и ее восприятие как массовой аудиторией, так и профессиональным журналистским сообществом.

Задача состоит в том, чтобы провести анализ полученных статистических данных, выявить закономерности и дать объяснение выявленным процессам и явлениям в новостном поле. Объектом исследования в данном случае является собственно новостное поле, а предметом — динамика его изменений на анализируемом материале.

ПАРАДИГМА НОВОСТНОГО ПОЛЯ В КОНТЕКСТЕ МЕДИАПРОСТРАНСТВА

Само явление новостей, которое невозможно рассматривать вне контекста времени и информационного пространства, на наш взгляд, требует особого подхода и научной парадигмы, обеспечивающей комплексный его анализ. С нашей точки зрения, наиболее перспективной и отвечающей поставленной задаче является концепция сферы, пространства или поля (имеющая ярко выраженную

1 Далее в тексте статьи названия агентств приводятся по состоянию на момент публикации.

пространственно-информационную компоненту), на которую опираются в своих работах российские исследователи масс-медиа.

В западной научной мысли понимание медиа как пространства нашло отражение работах П. Адамса [2], Н. Коулдри и А. Маккартни [3], А. Янссона и Дж. Фолкхаймера [4], которые оказали влияние на концепции российских ученых. Так, их идеи подробно рассмотрены, в частности, в работе Е. Г. Ним [5].

Глубокий анализ существующих подходов к изучению медиапро-странства и их рецепция содержится в целом ряде работ (2001—2015) специалиста в этой области, профессора ВШЭ И. М. Дзялошинского. Ученый, подробно останавливаясь на существующих концепциях как в западной, так и в отечественной научной мысли, отмечает, что одним из наиболее продуктивных является ноосферный подход, в рамках которого медиа рассматривается как некое пространство [6, с. 32].

Результаты исследований Дзя-лошинского в указанной области были собраны в книге «Современное медиапространство России», вышедшей в 2015 г. [7]. Отметим, что в это же время вышел еще один труд коллектива авторов научной школы факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова под ред. декана факультета Е. Л. Вартановой «Медиасистема: аспекты синергетического анализа» [8]. Как отмечают рецензенты книги, «существенным научным достижением работы является характеристика структуры медиасистемы», причем такая структура «служит функциям медиасистемы (...) и является основой медиапространства, рождаемого в процессе структурной организации медиасистемы» [9]. Отметим, что сам факт появления

двух крупных трудов в исследуемой области свидетельствует об актуальности вопроса.

Перекликаются с мыслями Дзялошинского о перспективном ноо-сферном подходе работы специалиста в области теории журнализма Л. Г. Свитич. Она предлагает подход к исследованию процессов в современной медиасреде, согласно которому ключевую роль играет ноосферное понимание информационных взаимодействий. По мысли ученого, информация в современном мире перестает быть просто абстракцией или совокупностью сигналов, а становится «мировой константой» — сложнейшей динамической, нелинейной, открытой и синергетической системой [10, с. 17]. Такую систему Свитич определяет как сферу или как информационное поле в контексте учения академика В. И. Вернадского о ноосфере.

Еще один подход к проблеме информационных полей предлагает исследователь из Сибирского государственного университета К. А. Зорин [11]. Он в качестве альтернативы предлагает концепцию «информационных вихрей» или «информационных торнадо» — совокупность идей и смыслов, которые находятся в постоянном движении и оказывают непосредственное влияние на материальный мир.

Со своей стороны, мы считаем необходимым рассмотреть вопрос о такой компоненте медиапростран-ства, как новостное поле, сузив таким образом рассматриваемую сферу сообразно поставленным задачам. Сам факт выделения нами новостного поля как части медиапространства не противоречит существующим авторитетным представлениям в этой области. Так, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова М. В. Шкондин

определяет: «Медиапространство — это совокупность отношений информационного взаимодействия, образуемая медийными ресурсами в том или ином социальном пространстве, которое в этом случае становится публичным» [12, с. 343].

Мы обосновываем выделение новостного поля из медиапространства следующим:

- особой консолидирующей и акцентирующей его функцией,

- особенностями его структуры как комплексного журналистского теста (модель «прямой пирамиды», где на вершине оказываются срочные новости, в середине — менее срочные, а внизу — бэкграунд), динамично изменяющейся в пространстве посредством постоянного пополнения поля новой информацией;

- особенностями генезиса новости в новостном поле, проходящей путь сверху вниз в рамках предложенной модели «пирамиды» — от зарождения и появления в новостном поле до «угасания» и спуска в бэкграунд.

Вслед за специалистом в области деятельности информагентств Г. В. Виреном [13, с. 172], мы подчеркиваем ключевую роль тройки крупнейших ИА России в формировании новостной повестки дня (применительно к отечественной медиаси-стеме). При этом мы рассматриваем подходы агентств к работе с новостями и их конечный продукт — новостные ленты — как отражение новостного поля России в целом.

В данной статье мы используем технологический подход к изучению новостного поля, поскольку, с нашей точки зрения, предлагаемый количественный и статистический анализ активности новостного поля позволяет наиболее наглядно описать динамику его временных изменений. Конкретные практические наблюдения

в нашем случае иллюстрируют ряд принципиальных сущностных характеристик новостного поля как части медиапространства.

ГОДОВОЙ ЦИКЛ НОВОСТНОГО ПОЛЯ

Поднимая вопрос о новостном поле как о части медиасистемы и ме-диапространства, мы считаем важным отметить его принципиальную изменчивость во времени. Вопрос о темпоральности журналистских текстов, в том числе новостей, характерен для научной филологической школы, сложившейся в МПГУ — в частности, он был поднят в монографии профессора МПГУ Я.В. Солдат-киной [14]. Наша модель новостного поля также подразумевает его специфическую временную изменчивость, и этим определяется характер поставленной задачи и подходы к ее решению.

В рамках проведенного исследования мы использовали мощности системы Интерфакс-СКАН (история создания, возможности, принципы работы СКАН подробно описаны начальником отдела информационного обеспечения Интерфакса Е. Г. Агра-тиным [15]). Система, помимо прочего функционала, позволяет загрузить информацию о числе новостных заметок, вышедших на закрытых новостных лентах Интерфакса, ТАСС и МИА «Россия сегодня» за заданный промежуток времени в рамках глубины существующей базы. Количественные показатели дают возможность отразить динамические временные циклы, характеризующие нелинейное развитие новостного поля.

Для анализа годового цикла новостного поля России нами были проанализированы время выхода (месяц, год) свыше 891 тыс. новостных сообщений Интерфакса («Новости Интерфакса», с января 2010 по октябрь

2015 г.1), свыше 934 тыс. — МИА «Россия сегодня» («РИА Новости. Главное», с января 2010 по октябрь 2015 г.) и 451,5 тыс. — ТАСС («ТАСС. Российские новости (ЕНЛ-2)»2, с января 2013 по октябрь 2015 г.; меньший промежуток по сравнению с двумя другими ИА связан с глубиной базы СКАН). В общей сложности, нами было проанализировано 2,27 млн новостных сообщений с ключевых лент каждого из агентств с января 2010 по октябрь 2015 г.; 2,23 млн из них были учтены.

Выбор указанных лент «тройки» крупнейших ИА обоснован тем, что среднее число сообщений в месяц за анализируемый период для каждой из лент сравнимо и составляет около 13 тыс. единиц (12,468 тыс. — Интерфакс, 13,209 тыс. — МИА «Россия сегодня», 13,294 тыс. — ТАСС). Тем не менее, отметим, что указанный показатель менялся для каждой из лент, имеется тенденция к его росту в последнее время (рис. 1).

В результате нами были получены данные о среднем числе заметок, которые выходили на выбранные ленты Интерфакса, МИА «Россия сегодня» и ТАСС в каждый месяц, что позволило получить информацию о том, как меняется «напряженность» новостного поля от месяца к месяцу в течение годового цикла.

1 Из выборки нами были исключены около 43 тыс. сообщений «Главной ленты» Интерфакса, посчитанные СКАН, за июнь-июль 2011 г. Решение связано с тем, что в течение указанного периода в экспериментальном режиме на эту ленту выпускались новости спорта (лента «Спорт-Экспресс», является отдельным информационным продуктом), что сказывалось на статистике в виде аномально высоких пиков графика за этот период. Иных подобных аномалий в ходе исследования не выявлено.

2 Названия лент даны согласно их наименованию в СКАН по состоянию на 1 января 2015 г.

Как видно из рис. 2, из года в год наблюдается строгое повторение одного и того же тренда для каждого из рассматриваемых ИА. В январе крупнейшие информационные агентства России выпускают наименьшее число заметок (за рассматриваемый период — около 10,5 тыс. в среднем), затем на протяжении трех месяцев наблюдается поступательный рост числа новостей: в феврале это около 12,2 тыс., в марте — 13,5 тыс. и порядка 14 тыс. — в апреле. Затем в мае наблюдается спад до 13 тыс., что выше показателя февраля, но все же ниже марта.

Первые два летних месяца демонстрируют разнонаправленную динамику. В июне МИА «Россия

20 000

сегодня» и ТАСС увеличивают число информационных сообщений на своих лентах по сравнению с маем (до, соответственно, 13,8 тыс. и 13,2 тыс.), в то время как Интерфакс остается на том же уровне и даже несколько уменьшает свои средние ежемесячные показатели (до примерно 12,5 тыс.). В июле МИА демонстрирует небольшой спад до 13,6 тыс., ТАСС остается на том же уровне, Интерфакс слабо растет до 12,6 тыс.

Август показывает скоординированный спад. Число заметок уменьшается для каждого из ИА примерно до уровня февраля — около 12,2 тыс. (МИА — 12,6 тыс., ТАСС — 12,2 тыс., Интерфакс — 12 тыс.).

15 000

10 000

IL

й

5 000

2010 2011 2012 2013 2014 2015 Н Интерфакс □ РИА □ ТАСС

Рис. 1. Среднее число новостных сообщений, выходящих за месяц на ленты ИА

-ТАСС--МИА «Россия сегодня» ••••• Интерфакс

Рис. 2. График колебаний новостного поля тройки крупнейших ИА России в течение года

Начало осени демонстрирует заметный рост до октября, однако он тоже неодинаков для рассматриваемых ИА. В сентябре МИА «Россия сегодня» растет почти до показателей «своего» апреля (14,2 тыс.), ТАСС — почти до марта (13,4 тыс.), а Интерфакс возвращается к своему уровню июня-июля (12,5 тыс.). Затем в октябре точки графика почти сходятся на показателе 13,2 тыс., в ноябре вновь наблюдается скоординированный спад почти на тысячу сообщений в месяц (до, в среднем, 12,2 тыс.). И, наконец, в декабре снова наблюдается скоординированный рост до «мартовского» среднего показателя в районе 13,5-13,6 тыс.

Полученные данные свидетельствуют, что из года в год в новостном поле ИА повторяется одна и та же тенденция: число новостей, которые выпускают на свои ключевые ленты агентства, зависит от конкретного месяца и его места в годовом новостном цикле. Несмотря на то, что год от года для каждого из агентств данные варьируются, очевидно, что в целом основные пики приходятся на апрель, сентябрь и декабрь, а самые заметные спады — на январь, май, август и ноябрь. Учитывая, что рассматриваемые ИА являются основными поставщиками новостей для российских СМИ, по полученным данным можно судить не только о работе агентств, но и о наполнении новостного поля России в целом.

Объективное число поставляемых новостей, по нашему мнению, влияет на материалы СМИ. Небольшое их количество в январе не означает, что СМИ перестают готовить свои информационные продукты в соответствии с редакционным циклом, поскольку число поставляемых ИА новостей значительно превосходит то число, которое в итоге отбирается для подготовки материа-

ла (ТВ, радио, электронные СМИ, печатные издания). Но содержание материалов изменится: для ТВ это, по нашей гипотезе, означает более вероятное появление так называемых сюжетов-«бантиков» в новостях, которые повествуют, например, о работе зоопарка; свои особенности в подготовке журналистских продуктов должны быть и у других перечисленных категорий СМИ.

Отдельно остановимся на очевидной связи между числом новостей и числом рабочих дней. Во-первых, несмотря на то, что агентства работают в режиме 24/7, и даже в новогоднюю ночь в ньюсрумах остается дежурная смена и новости продолжают выходить, число выпущенных материалов зависит от числа готовящих их журналистов. Во-вторых, новости тесно связаны с графиком ньюсмейкеров, то есть с работой лиц, органов власти, организаций, которые сообщают новости, а также работой пресс-служб. Фактически графики отражают не только периодические колебания новостного поля, но и закономерности развития политического и социокультурного медиапространства страны.

Рисунок 3 демонстрирует эту связь. Левая ось У (красная линия) построена на основе данных о среднем числе новостных сообщений, вышедших за каждый указанный месяц для всех трех ИА за весь исследуемый период, и повторяет график на рис. 1. Правая ось У (синяя линия) отражает среднее число рабочих дней в указанный месяц с 2010 по 2015 г.

Если учитывать, что летние месяцы — июль и август — связаны с сезоном отпусков, что накладывает отпечаток на работу ньюсмейкеров и журналистов (и на внимание аудитории к материалам), становится понятным небольшой спад в июле и крупный «провал» — в августе. Ве-

личина подъема в сентябре объясняется возвращением к работе сотрудников редакций и ньюсмейкеров, а также общим ростом интереса к общественной жизни.

Связь новостей с сезонным фактором отмечалась и ранее. Так, исследователь из МГУ имени М. В. Ломоносова Т. С. Черевко в диссертации, посвященной имиджевой составляющей в теленовостях [16], анализирует свыше 360 воскресных итоговых выпусков новостей на трех федеральных телеканалах (с лета 2008 по лето 2011 г.). Каждый новостной сюжет был подвергнут контент-анализу и отмечен одним или несколькими имиджевыми маркерами. Автор, справедливо полагая, что соотношение маркеров варьируется за более короткие, чем год, промежутки, за единицу градации выбирает сезон (3 месяца) и приходит к выводу о сезонных изменениях общего числа имиджевых маркеров: минимальное их число приходится на летние периоды, а максимальное — на осенние и весенние периоды [16, с. 127]. При этом Черевко отмечает закономерность: осенью темы социального блока сконцентрированы вокруг здравоохранения

и благосостояния граждан, в то время как весной актуализируются вопросы ЖКХ. Отметим, что итоговые выпуски новостей выходят строго по графику и имеют свой хронометраж в рамках сетки вещания, потому о напряженности новостного поля судить по одному лишь числу сюжетов или их длительности нельзя. Однако, на наш взгляд, содержание теленовостей, ставшее предметом анализа в указанной работе, позволяет косвенно судить о закономерностях, которые являются общими для новостного поля в целом.

Наконец, значительное влияние ежедневных, «рутинных» практик работы редакций на информационную сферу было описано в классической работе П. Шумейкер и С. Риса Mediating the Message [17]. Авторы отмечают, что такие складывавшиеся десятилетиями практики (media routines) выполняют ряд важных функций, позволяющих организовать работу коллектива журналистов как отлаженного механизма по подготовке материалов. Более того, работа новостных тележурналистов небезосновательно сравнивается с «фабрикой» [17, с. 103] и поясняется, что такие практики важны и не-

Публикации •••••• Рабочие дни

Рис. 3. Колебания новостного поля в течение года связаны со средним числом рабочих дней в месяце

обходимы, ими пронизаны все стадии работы над медиатекстом. Тем не менее, П. Шумейкер и С. Рис замечают, что они играют и отрицательную роль: зачастую сотрудники редакций, полагаясь на такие предписанные модели и свое понимание, как и что передавать аудитории, могут оставить без внимания важные для общества события, поскольку сообщить сразу обо всем невозможно ввиду ограниченности ресурсов, и не в последнюю очередь — времени. События, которые случились за рамками рабочего дня, имеют меньше шансов на освещение [17, с. 114-115]. «Журналисты ищут совпадающие, удобные новости, как можно ближе к дедлайну. Новости должны "случаться" в особое время — в течение "новостного дня" журналистов», — цитируют авторы книги точное замечание на этот счет профессора журналистики Колумбийского университета Майкла Скад-сона (Michael Schudson).

Такая постановка вопроса говорит о том, что в рамках полученных нами данных о новостном поле в разрезе года мы видим не только спады новостной активности, но и потенциальные «лакуны», когда случившиеся события могут быть незаслуженно обойдены вниманием ИА, а, следовательно, имеют меньше шансов получить широкий резонанс в СМИ.

НЕДЕЛЬНЫЕ И СУТОЧНЫЕ КОЛЕБАНИЯ НОВОСТНОГО ПОЛЯ

Разница между числом новостей, выпущенных в будний день и в выходной, наглядно проиллюстрирована рис. 4, который демонстрирует недельную динамику колебаний новостного поля. Выбранный период — с 1 октября по 5 ноября 2015 г. «Провалы» на графике соответствуют субботе и воскресенью (3-4, 10-11, 17-18, 24-25 октября, а также 31 октября — 1 ноября и праздничному дню 4 ноября, выпавшему на среду).

Интерфакс — МИА "Россия сегодня" ТАСС

Рис. 4. Недельные колебания новостного поля в октябре 2015 г. Регулярные падения кривой на графике соответствуют выходным и праздничным дням. Суббота 31 октября выпадает из общего тренда из-за катастрофы А321 над Египтом

Показательно, что на графике меньшего масштаба заметны колебания поля, связанные с конкретными событиями, которые оказали существенное влияние на обычный недельный цикл. 31 октября 2015 г. произошла авиакатастрофа российского лайнера А321 над Египтом, которая позже в ноябре была квалифицирована как теракт. Характерный «провал» на графике заметно меньше предыдущих (300—600 сообщений против обычных для субботы 200—400), причем не только в субботу, 31 октября, но и в воскресенье, 1 ноября. Это прямое следствие того, что в этот день возникло возмущение новостного поля. Следует отметить также, что в связи с катастрофой дежурные смены агентств были усилены, к работе привлекались дополнительные сотрудники.

Помимо недельных колебаний, существуют также и суточные колебания новостного поля. Однако для их выявления нами не использовались возможности СКАН ввиду ограниченности функционала системы по подсчету заметок за интервал времени в 60 минут. Применялся прямой

подсчет заметок в новостном терминале (веб-приложении для отображения новостной ленты).

Сбор материала для анализа (рис. 5) проводился следующим образом: вручную подсчитывалось число публикаций за каждый час на двух лентах Интерфакса («Новости Интерфакса» и «Экспресс») за период с 6 по 14 апреля 2013 г. (6-7 и 13-14 апреля — выходные), отдельно считались заметки с пометкой «молния», «экспресс» и обычные новости, и не учитывались сообщения технического характера — например, техповторы, анонсы, обзоры прессы и т. п.

Метод позволил определить, что в течение суток новостное поле также подвержено колебаниям: в ночные часы по московскому времени наблюдается заметный спад до нуля или до всего нескольких сообщений в час, в то время как днем и особенно вечером выходит до 50-60 сообщений в час. При этом появление на ленте «молний» и «экспрессов» зачастую связано с пиками графика (в том числе потому, что вслед за выходом «молнии» на ленте обязательно появится «экспресс» и обычная новость

^^ Сообщений в час — Экспрессы — Молнии

Рис. 5. Колебания новостного поля, выявленные методом прямого подсчета новостных сообщений на ленте Интерфакса за период с 6 по 14 апреля 2013 г. с учетом срочных сообщений. График отражает как недельные, так и суточные колебания поля

в соответствии с информационным стандартом Интерфакса [18]).

Так же, как и в случае с недельным циклом, пики графика обусловлены реальной новостной картиной дня: например, нехарактерный пик для субботы (6 апреля 2013 г.) связан с новостями из Алма-Аты о переговорах между «шестеркой» стран-посредников и Ирана по иранской ядерной проблеме и заявлениями МИД РФ с критикой позиции секретариата ООН о расследовании возможного применения в Сирии ядерного оружия в марте 2013 г.

Сделаем еще один важный вывод на основе последнего графика: новостное поле России сосредоточено вокруг московского часового пояса. Несмотря на то, что в ночные часы Дальний Восток продолжает поставлять новости, их число мало по сравнению с тем объемом, что поставляют регионы Центральной России и в особенности Москва. Это объясняется сразу несколькими факторами: расположением в Москве и Санкт-Петербурге основных органов исполнительной, законодательной власти и судов, где идут резонансные процессы, большим числом корреспондентов Интерфакса в Москве, а также тем, что значительное число подписчиков агентства также находятся в Москве. В этой связи многие новости, поступившие в Интерфакс поздним вечером и ночью, согласно практике агентства, выпускаются или повторяются утром в 7:00-8:00 мск. Кроме того, «ночная смена» агентства намного меньше дневной, что также говорит об очевидной связи числа заметок с числом готовящих их журналистов.

ВЫВОДЫ

Проведя анализ представленных статистических данных, и принимая во внимание, что новостное поле ин-

формационных агентств России может быть рассмотрено как отражение новостного поля России в целом, мы делаем следующие выводы:

1. Новостное поле подвержено периодическим колебаниям: ежегодным, недельным и суточным, которые влияют на объем новостного журналистского текста, появляющегося в поле за период времени.

2. Цикличность новостного поля обусловлена численностью сотрудников редакций, обеспечивающих выход новостей, доступностью ключевых ньюсмейкеров и вниманием подписчиков и аудитории к событиям в России и в мире.

3. Крупные события в России и в мире оказывают наибольшее влияние на суточные циклы новостного поля, меньшее влияние — на недельный цикл и слабо влияют на годовой цикл. Это говорит об известном консерватизме как новостного поля России, так и медиапространства страны в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Более точные данные о динамике изменений новостного поля могут быть получены при анализе методом прямого подсчета сообщений, выходящих на лентах ИА за конкретный час, с учетом публикаций с пометками «Срочно», «Молния» и «Экспресс». Главный минус метода заключается в его трудоемкости.

5. Цикличность новостного поля влияет на то, насколько полно будут представлены события дня в зависимости от фазы цикла. Спады на графиках каждого из циклов показывают периоды, когда вероятность того, что важное событие останется незамеченным или не получит должного освещения в СМИ, повышается.

Выявленные закономерности, по нашему мнению, раскрывают такие принципиальные синергетические характеристики новостного поля, как его нелинейность, отражающуюся в

периодических временных колебаниях, наличие резонансных пиков наибольшей активности, его постоянную обновляемость, которая, тем не менее, носит отчетливо упорядоченный характер, что открывает возможности для появления прогнозов состояния новостного поля с учетом выявленных периодических колебаний. В перспективе исследования его методологию и полученные наблюдения можно распространить на медиа-пространство России в совокупности.

Мы считаем, что с совершенствованием методики, накоплением эмпирических данных, благодаря учету периодических колебаний не только новостного поля России в целом, но также и отдельных секторов поля (образование, политика, экономика, происшествия и др.) возможно получить системную модель новостного поля как синергетического объекта, являющегося, в свою очередь, частью глобального медиапростран-ства страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вартанова Е. Л. Типология информационных агентств / Е. Л. Вартанова, Г. В. Вирен, Т. И. Фролова // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2013. — № 3. — C. 6-30.

2. Adams P. C. Geographies of Media and Communication: A Critical Introduction / Paul C. Adams. — London : Wiley-Blackwell, 2009. — 288 p.

3. Mediaspace: Place, Scale and Culture in a Media Age / Nick Couldry, Anna McCarthy (eds). — London ; New York : Routledge, 2004. — 303 p.

4. Geographies of Communication: The Spatial Turn in Media Studies / Jasper Falkheimer, Andre Jansson (eds). — Goteborg : Nordicom, 2006. — 309 p.

5. Ним Е. Г. Медиапространство: основные направления исследований [Электронный ресурс] / Е. Г. Ним // Форум конференций «Медиаобразование». — М., 2014. — Режим доступа : http://mim.org.ru/publikatsii/178-mediaprostranstvo-osnovnye-napravleniya-issledovanij (дата обращения: 14.11.2015).

6. Дзялошинский И. М. Категория медиапространства в зарубежных и российских исследованиях / И. М. Дзялошинский // Российские исследования массмедиа и журналистики в международном контексте : сб. ст. / под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб. : С.-Петерб. гос. Ун-т, 2013. — 200 с.

7. Дзялошинский И. М. Современное медиапространство России / И. М. Дзялошин-ский. — М. : Аспект Пресс, 2015. — 312 с.

8. Медиасистема России / под ред. Е. Л. Вартановой. — М. : Аспект Пресс, 2015. — 384 с.

9. Шкондин М. В. Медиасистема: аспекты синергетического анализа / М. В. Шкон-дин, И. Н. Демина // Вопросы теории и практики журналистики. — 2015. — Т. 4, № 4. — С. 456-461. — DOI : 10.17150/2308-6203.2015.4(4).456-461.

10. Свитич Л. Г. Журнализм в контексте современных научных парадигм / Л. Г. Сви-тич // Вопросы теории и практики журналистики. — 2012. — № 2. — C. 9-21.

11. Зорин К. А. Медиасистема как совокупность «информационных торнадо» [Электронный ресурс] / К. А. Зорин // Медиаскоп. — 2014. — № 4. — Режим доступа : http:// www.mediascope.ru/node/1655 (дата обращения: 14.11.2015).

12. Шкондин М. В. Информационный потенциал общества и концепты целостности ме-диасистемы / М. В. Шкондин // Вопросы теории и практики журналистики. — 2015. — Т. 4, № 4. — С. 335-348. — DOI : 10.17150/2308-6203.2015.4(4).335-348.

13. Вирен Г. В. Принципы создания информационных текстов в практике российских информационных агентств : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Г. В. Вирен. — М., 2011. — 185 с.

14. Солдаткина Я. В. Современная словесность: актуальные тенденции в русской литературе и журналистике / Я. Солдаткина. — М. : Изд-во Моск. пед. гос. ун-та, 2015. — 160 с.

15. Агратин Е. Система комплексного анализа новостей / Е. Агратин // Информационные ресурсы России. — 2007. — № 6 (100). — С. 24-27.

16. Черевко Т. С. Информационно-аналитические программы федеральных телеканалов как инструмент формирования имиджа страны (на примере выпусков «Вести недели», «Воскресное время», «Сегодня. Итоговая программа») : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Т. С. Черевко. — М., 2013. — 184 с.

17. Shoemaker P. J. Mediating the Message: Theories of Influences on Mass Media Content / Pamela J. Shoemaker, Stephen D. Reese. — 2nd ed. — USA, Longman Publishers, 1996. — 313 p.

18. Технология новостей от Интерфакса / В. В. Герасимов, Р. Б. Ромов, А. А. Новиков [и др.] ; под ред. Ю. А. Погорелого. — М. : Аспект-Пресс, 2011. — 159 с.

REFERENCES

1. Vartanova E. L., Viren G. V., Frolova T. I. The Typology of Information Agencies. Vest-nik Moskovskogo universiteta. Seriya 10, Zhurnalistika = Moscow State University Bulletin. Series 10, Journalism, 2013, no 3. pp. 6-30. (In Russian).

2. Adams Paul C. Geographies of Media and Communication: A Critical Introduction. London, Wiley-Blackwell, 2009. 288 p.

3. Couldry Nick, McCarthy Anna (eds). Mediaspace: Place, Scale and Culture in a Media Age. London, New York, Routledge, 2004. 303 p.

4. Falkheimer Jasper, Jansson Andre (eds). Geographies of Communication: The Spatial Turn in Media Studies. Goteborg, Nordicom, 2006. 309 p.

5. Nim E. G. Mediaprostranstvo: osnovnye napravleniya issledovanii [Mediaspace: main research directions]. Available at: http://mim.org.ru/publikatsii/178-mediaprostranstvo-os-novnye-napravleniya-issledovanij. (In Russian).

6. Dzyaloshinskii I. M. Category of media space to foreign and Russian studies. In Korko-nosenko S. G. (ed.). Rossiiskie issledovaniya massmedia i zhurnalistiki v mezhdunarodnom kontekste [Russian mass media studies and journalism in the international context]. Saint Petersburg State University Publ., 2013. 200 p. (In Russian).

7. Dzyaloshinskii I. M. Sovremennoe mediaprostranstvo Rossii [Modern Russian media space]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2015. 312 p.

8. Vartanova E. L. (ed.). Mediasistema Rossii [Media system of Russia]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2015. 384 p.

9. Shkondin M. V., Demina I. N. Media system: aspects of synergetic analysis. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2015, vol. 4, no. 4, pp. 456-461. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(4).456-461. (In Russian).

10. Svititch L. G. Journalism in the context modern scientific paradigm. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2012, no 2, pp. 9-21. (In Russian).

11. Zorin K.A. Media System as a Complex of «Information Tornados». Mediaskop = Media-scope, 2014, no 4. Available at: http://www.mediascope.ru/node/1655. (In Russian).

12. Shkondin M. V. The information potential of society and concepts the integrity of the media system. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2015, vol. 4, no. 4, pp. 335-348. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(4).335-348. (In Russian).

13. Viren G. V. Printsipy sozdaniya informatsionnykh tekstov v praktike rossiiskikh infor-matsionnykh agentstv. Kand. Diss. [The principles of informational text making in Russian news agencies' practice. Cand. Diss.]. Moscow, 2011, 185 p.

14. Soldatkina Ya. V. Sovremennaya slovesnost': aktual'nye tendentsii v russkoi literature i zhurnalistike [The modern philology: actual tendencies in Russian literature and journalism]. Moscow State Pedagogical University Publ., 2015. 160 p.

15. Agratin E. G. System of comprehensive news analysis. Informatsionnye resursy Rossii = Information Resources of Russia, 2007, no 6 (100), pp. 24-27. (In Russian).

16. Cherevko T. S. Informatsionno-analiticheskie programmy federal'nykh telekanalov kak instrument formirovaniya imidzha strany (na primere vypuskov «Vesti nedeli», «Voskres-noe vremya», «Segodnya. Itogovaya programma»). Kand. Diss. [Information-analytical pro-

gram of the federal TV channels as a tool forming the image of the country (for example, issues of «News of the Week», «Sunday times», «Today. Summary Program»). Cand. Diss.]. Moscow, 2013. 184 p.

17. Shoemaker Pamela J., Stephen D. Reese Mediating the Message: Theories of Influences on Mass Media Content. 2nd ed. USA, Longman Publishers, 1996. 313 p.

18. Gerasimov V. V., Romov R. B., Novikov A. A. et al.; Pogorelyi Yu. A. (ed.). Tekh-nologiya novostei ot Interfaksa [Technology news from IA «Interfax»]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2011. 159 p.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Курилов А. Е. Периодические колебания новостного поля российских информационных агентств / А. Е. Курилов // Вопросы теории и практики журналистики. — 2016. — Т. 5, № 1. — С. 67-80. — DOI : 10.17150/2308-6203.2016.5(1).67-80.

REFERENCE TO ARTICLE

Kurilov A. E. Periodic oscillations of the news field powered by Russian news agencies. Vo-prosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2016, vol. 5, no. 1, pp. 67-80. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(1).67-80. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.