со
Г'
к-,™«,.«,.; к—1
О
О
Ше^шллтская Фльш ¿Нлшпмяеёма
Фсо^ётюсти, ремюшяммож штоёащ
^а^ёижил
ШУН/МООО
Готовность регионов к инновационному развитию обсуждается в ключе электронного развития. Рассматривается роль государства в этом процессе, возможность сознательного регулирования инновационной активностью. Обсуждаются особенности регионального электронного развития. В качестве доминирующего в настоящее время фактора экономического развития рассматривается культурный фактор.
Гуманитарные аспекты инновационного развития, логико-философская модель модернизации, культурные факторы экономического развития, стимулы и мотивации.
оссия - страна большая и неоднородная, и это порождает свои особенно-Ш Ш Ш сти и проблемы. Огромная протяженность страны (около 5000 км с севера
шна юг и 10 ООО км с запада на восток); разнообразие природных условий (от
Ш арктических пустынь до субтропиков); резкие различия в освоенности; кон-
трасты в плотности населения, в развитии инфраструктуры в центрах и на периферии; разнообразие культурных ландшафтов; наличие границ со многими соседними странами характеризуют пространство страны. Россия имеет и природное, и социально-экономическое разнообразие регионов. Большой экономике трудно как разгоняться, так и тормозить. По доходам и продукции в душевом измерении российские территории отличаются и количественно, и качественно. Россия - «это своего рода объединение Голландии и Бурки-на Фасо в одной стране, регионы которой находятся на разных стадиях развития» [1].
Роль государства - оказывать активное влияние на создание действенных механизмов реализации имеющегося инновационного потенциала. Нужен действенный комплекс правовых и организационно-экономических мер, включая налоговую, амортизационную, антимонопольную, таможенно-тарифную, внешнеэкономическую политику, которые стали бы надежной поддержкой инвестору, ученому, производителю и потребителю.
Мы подошли ко второй реальности, у которой существуют свои границы, которых мы раньше не видели. В искусственно созданном человеком мире должна быть разработана система правил и ограничений осуществления деятельности. Изучение гуманитарных аспектов инновационного развития требует разработки междисциплинарного подхода, ориентированного на изучение практических действий как в реальном, так и в электронном пространстве. Подхода, позволяющего изучать как существующую ситуацию, так и изменения в активности населения, методы ее стимулирования. Предложенный автором подход к исследованию социального воздействия ИКТ (Вершинская, 2010), строится на трех базовых шагах для каждого изучаемого региона:
- поиск универсалий, общезначимых явлений виртуального мира;
- выявление относительно стабильных явлений и характеристик (вообще и в данном регионе в частности);
- изучение роли информации в изучаемом регионе. Значимость информации как фактора перемен в разных регионах разная.
Требуется разностороннее изучение места внедрения инноваций: густонаселенный или малонаселенный район, преимущественно городской или сельский, демографическая статистика (в этом регионе много молодежи, а в этом большинство - старики; в этом регионе хорошая рождаемость, а в этом высокая смертность в трудоспособном возрасте и пр.), уровень образованности населения и пр.
Прекрасную логико-философскую модель модернизации [2] региона предлагает С.С. Сулакшин (Сулакшин, 2009). Модель строится на базе следующих параметров:
- возрастная структура населения региона,
- заселенность,
- протяженность,
- природно-ланшафтные условия,
- наличие рынка труда,
- культурность населения,
- образованность населения.
Посторенние такой логико-философской модели для исследуемого роегиона поможет создать адекватную управленческую модель, определить цели и управляемые параметры их достижения; возможные или имеющиеся точки роста; первоочередные необходимости, имеющиеся возможности и возможные препятствия на пути достижения цели.
Важно отметить, что основные направления изменения параметров состояния социально-экономических систем носят не чисто экономический характер, они имеют междисциплинарный характер и одинаковы для различных видов инноваций (технологических, продуктивных, организационных, социальных, культурных);
- поиск способов разрушения и воссоздания равновесия системы;
- диагностика с помощью управленческого консультирования наиболее острых проблем конкретного региона, города, организации;
- реформирование научно-технической сферы;
- коммерционализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
- разработка комплекса правовых и организационно-экономических мер, содействующих внедрению нововведения;
- реформирование системы подготовки и переподготовки кадров;
- поиск механизмов заинтересованности региона, города, организации в нововведении;
- отход от чисто экономического расчетного понятия эффективности в случае не имеющего аналогов нововведения. Использование понятия «потенциал нововведения», характеризующего его качественные особенности и новые возможности;
- определение способов переноса нововведения на среду, преодоление и перестройка исходной инерции среды;
- преодоление дезинтеграции инновационного процесса, разрывов между его отдельными стадиями. Интенсификации инновационных процессов мешает, прежде всего их дезинтеграция. Проблема дезинтеграции инновационных процессов основана на межведомственных противоречиях, на разрывах между стадиями инновационного процесса, лишая его целостности и завершенности. Преодоление дезинтеграционных сил служит интенсификации общественного развития.
Координация инновационной деятельности в регионе, городе, в организации, изменение социальных параметров объекта и методов управления ими позволяют подготовить почву для эффективного внедрения и использования новшества. Неподготовленность экономики региона к инновационному развитию мешает этому процессу.
На основе определения основных проблем, подлежащих исследованию и разработке направлений их решения, уточнения концептуального аппарата и методов решения исследовательских задач строится концепция анализа готовности региона к электронному развитию.
Долгое время под инновациями понимались почти исключительно технические и технологические нововведения. В конце 1980-х гг. пришло понимание, что к инновациям относятся и изменения социальных параметров объекта, и методов управления ими. Нововведения бывают и технологические, и продуктивные, и организационные, и социальные, и культурные. Инновации не замкнуты в какой-то сфере человеческой деятельности, они носят всеобщий характер, могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности человека. Возможный субъект инноваций находится в диапазоне от единичного работника до общества в целом.
В любом нововведении можно выделить три элемента:
- концепцию, принципиальную схему новшества;
- технологию, в которой эта схема реализуется,
- собственно функционирующее новшество.
Соответственно существует три способа развития нововведения. Наиболее простой спо-
г?
о
О О
"ггг*
соб развития нововведения сводится к тому, что данная концепция реализуется в данной технологии. Это разовое, неразвивающееся нововведение.
Второй способ предполагает концепцию константой, а технологию - развивающейся, сменяющейся. Однако сегодня, когда технологии быстро и постоянно обновляются, и развитие технологии может стать существенно значимым для концепции, потребовать ее модернизации или даже смены.
В третьем способе развития нововведения переменными оказываются оба элемента: и технология реализации, и исходная концепция, которая сильно меняется под воздействием развивающейся технологии, в рамках которой можно ставить и решать новые задачи. Все нововведения, связанные с использованием электроники, информационно-коммуникационных технологий (компьютеров, интернета, мобильной связи и пр.) служат примером такого способа развития нововведений. Развитие таких систем организуется по поколенному принципу, где технологическое поколение должно совпадать с новыми способами использования техники.
Потенциал нововведения и его эффективность - это разные понятия. Традиционно эффективность нововведения связывают с «затратно-результатным» представлением. Такое сравнение старого и нового предполагает их сопоставимость по обеим составляющим - по затратам, и по результатам. Если же одна из составляющих является принципиально новой, то сопоставление теряет смысл. Последствия крупных социально значимых нововведений, т.е. их результаты, подобных использованию интернета, не имеют аналогов в прошлом, и поэтому несопоставимы с этим прошлым по параметру эффективности.
«Затратно-результатное» соотношение применимо к оценке только технико-экономических нововведений. В отборе организационных новшеств оно не срабатывает. Чисто экономическое, расчетное понятие эффективности применимо лишь к близким по времени и содержанию нововведениям. Так, например, правомерно сопоставлять одно поколение нововведения с предыдущим или с последующим. Если новшество данного поколения не успело распространиться в достаточном для его окупаемости масштабе ко времени, когда на смену пришло новшество следующего поколения, то оно оказывается неэффективным, морально устаревшим. Поэтому важно заранее стараться просчитывать сроки и масштабы развертывания нововведения.
Оценка нововведения - это сложный социальный акт. Значимое нововведение может означать не только смену статусов и доходов некоторых социальных групп, но и исчезновение некоторых из них. Исторический опыт показывает, что на первых порах нововведение может быть сверхнеэффективным по сравнению с традиционными способами деятельности.
В свете ограниченности критерия экономической эффективности при сопоставлении нововведений, при необходимости их все же сопоставлять и оценивать, возрастает роль понятия «потенциал нововведения». Это понятие фиксирует качественные особенности нововведения, новые возможности, которые в связи с ним приобретает человек, а также качественную перестройку старых структур и производства, и потребления.
Сегодня модные тренды хай-тека - три технологии, особенно важны для поставщиков профессиональных э-услуг [3]:
- виртуализация (виртуализация настольных компьютеров, серверов; технологии виртуализации, виртуализация всех полезных ресурсов деятельности, новые программные средства виртуализации, дает экономию места и электричества);
- беспроводной доступ (мобильные вычислительные и телекоммуникационные средства, выработка мобильной стратегии, мобильные устройства для работы с электронной почтой (коммуникаторы), главный принцип - постоянная доступность информации);
- технология социальных сетей (это способ поддержания контактов; онлайновое взаимодействие и сотрудничество; это средство двусторонней коммуникации, позволяет объединяться в группы по интересам).
Здесь речь не может идти об эффективности, сравнивать не с чем. Это новые возможности для человека.
Другая сторона потенциала нововведения - его способность влиять на свою среду и деформировать ее. Можно выделить несколько фаз такого влияния.
Первая фаза связана с возможностью осуществить данное нововведение в качестве не
только идеи, но и институционального факта. Среда может оказаться слишком инерционной для данного нововведения, и поэтому оно не дойдет до финиша. В этой фазе важную роль играют субъективные черты инноватора, а также возможность создания инновационного инкубатора.
Вторая фаза - осуществленное и уникальное еще нововведение выступает как образец, который может и не получить распространения в среде по причине кажущейся малой значимости или даже негативности для этой среды. И в этой фазе важны личностные характеристики всех участников инновационного процесса и их контрагентов.
Третья фаза - инновация обретает собственное место в сложившейся организационной структуре. С этой точки зрения потенциал инновации - это ее способность преодолеть исходную инерцию среды и начать ее перестраивать.
Социальные последствия нововведения могут быть как положительными, так и отрицательными для той или иной социальной группы. Если нововведение не трансформирует среду, а ассимилируется с ней, то оно новое только по форме, а все функции вытесненного им явления сохраняются.
Рассматривая нововведения в социальном контексте, который ставит перед этим нововведением определенные цели, необходимо сопоставлять как его внутреннюю и внешнюю динамику, так и то, в какой мере внутренние задачи решаются за счет внешней активности, и в какой мере это оправданно.
Необходимо отметить, что повсеместное распространение информационно-коммуникационных технологий (ИKT) - это уже не просто еще один шаг в развитии научно-технического прогресса. Революция телекоммуникаций затрагивает процессы, представляющие собой одну из основ всех видов человеческой деятельности: производство, обработку и передачу информации. И именно поэтому разница между уровнями распространения И KT в разных регионах, разными уровнями принятия и использования ИКТ во многом определяется культурными факторами. Чем дальше общество продвигается по пути информатизации, тем яснее становится взаимовлияние культуры и процесса использования новых информационно-коммуникационных технологий.
Искусственный цифровой мир становится частью современного. Уже появились новые социальные тенденции, новые стандарты поведения, новое понимание комфорта, новые виды деятельности, новая мораль, новая элита, новая культура. Социокультурная динамика такова: зарождаются новые стили жизни и модели потребления, происходит глобальный перенос культурной, социальной и экономической активности индивидов в виртуальное пространство. Последствия этой новой социокультурной динамики создают возможности для развития социально-экономических процессов и в разных нетрадиционных направлениях, жизненные стратегии индивидов могут принимать новые, не используемые ранее формы.
Перечень факторов, которые можно хоть отчасти считать культурными - предмет тонкий и мнения здесь могут быть различными. В европейских исследованиях следующие пять групп факторов часто относят к культурным в плане их воздействия на распространение ИКТ (Had-don 2005): социальная структура общества, отношение ко времени, принятые ценности, формы и модели коммуникации, материальная культура.
Известны в Европе и культурные измерители голландского социального психолога Г. Хоф-стеде (Hofstede G., 2005). Он выделяет пять основных индикаторов: расстояние до власти, стремление избегать неопределенности, коллективизм, мужественность и краткосрочная против долгосрочной ориентация на будущее. Хофстеде определяет расстояние до власти как социальное неравенство, принимаемое людьми, власти не имеющими. Стремление избегать неопределенности - как стремление избегать риска, руководствуясь нормами. Коллективизм -как степень вовлечения индивида в сообщества. Мужественность - как индикатор уверенного, конкурентного поведения.
«Модернизируя столь глубокую и сложную культуру, нужно четко определить исходную позицию. Или, применяя распространенную модель модернизации как вестернизации, мы разворачиваем сценарий, где более современные общества предлагают переходному обществу свою культуру, в том числе ценности гражданского общества. Или модернизируем сложившуюся, живую культуру не подменяя ее, а изменяя ее, используя ее огромные внутренние
ресурсы, делая ставку на процессы ее самоорганизации в новых условиях, на массовые процессы ценностной адаптации и развития». (Наумова, 2006, с. 457)
Особенностью российской модернизации является специфичность исходной культуры, подлежащей модернизации. Она все еще содержит, хотя и быстро теряет древний слой мировосприятия, основанный на ценностях соборности, государственности, коллективизма и равенства.
Связь между экономическими и культурными характеристиками, а также между социальными и культурными характеристиками требует глубокого изучения. Однако уже ясно, что ИКТ создают новую культуру, культуру виртуальности (Castells, 2000, с. 358).
Влияние информационной революции на процессы трансформации современной экономики и общества мало изучаются в России. В то же время прогресс в сфере информационно-коммуникационных технологий уже затронул большинство сфер бизнеса, государственной и общественной жизни, повседневной деятельности. Информационная революция в России идет полным ходом. Повсеместное распространение ИКТ быстро меняет нашу жизнь. Умение пользоваться ИКТ перестало быть чем-то необязательным, теперь это необходимое условие участия в новой экономике. Сегодня развитие без интернета равносильно индустриализации без электричества.
Социальное взаимодействие все чаще становится виртуальным, однако интернет расширяет, но не замещает традиционное личное общение. Культура - это образцы поведения, не сводимые к сумме индивидуальных поведений и установок. Н.Ф. Наумова в книге «Человек и модернизация России» (М., Канон + РООИ «Реабилитация», 2006) предлагает ввести в исследование культуры такую социальную переменную, как «социальная норма», а также более сложные социально-психологические переменные, такие, например, как культурно-господствующий тип мотивации. Новая культура приживается не повсеместно, а лишь в некоторых социальных слоях или принимается только отдельными элементами. Вопрос о том, какой социокультурный комплекс является устойчивым источником саморазвития, требует изучения.
Сегодня центральным вопросом движения к информационному обществу становится развитие широкополосной инфраструктуры и решение проблемы общедоступного использования широкополосных услуг. Такие технические вещи, как развитие широкополосной инфраструктуры, скорость соединения и тарифы имеют важные социальные последствия. Даже в Европе распространение широкополосных услуг определяется больше предложением, а не спросом (Crabtree, 2003).
Широкополосные услуги web 2.0 в наилучшей степени демонстрируют новые поведенческие и культурные различия среди пользователей. Эти услуги требуют большей активности от пользователей по сравнению с поиском информации в интернете. Использование этих услуг требует особых навыков, а также является маркером распространения цифровой грамотности.
Среди широкополосных услуг использование услуг серии web 2.0 оказывается самым важным, так как выявляет новые формы поведения, а также культурные различия между странами (Ф. Томас и др., 2010). Выделяется три основных типа услуг web 2.0:
- Творческий интернет: «творческое использование» сети, начиная от производства контента, создания своего сайта или блога, выставления фотографий или видео, до распространения более сложного любительского материала.
- Компьютерные технологии для общения: «социальное использование» сети, включая сотрудничество, обмен файлами и коммуникацию (ведение и чтение блогов, подкастинг, использование википедии, участие в социальных сетях, создание профиля или посылка сообщений, обмен мультимедиа, сетевые игры).
- Круговые развлечения: «потребительское использование» интернета для доступа к продуктам культуры через пиринговые сети для скачивания, подкастинга и потоковой передачи данных. В основном это касается потребления, а не производства информации, и включает развлекательную продукцию, циркулирующую среди пользователей интернета.
Проведенные исследования показывают, что культурные переменные влияют на распространение широкополосных услуг через такие факторы, как национальные особенности восприятия техники, как отношение к риску и пр. (Heres & Thomas, 2007). Эти факторы влияют не только на скорость принятия технологии, но и на выбор как гаджетов, так и самих услуг.
Сейчас идут глобальные изменения в системе ценностных ориентаций. Изменение, переориентация ценностей - это прежде всего мобилизация с оциального потенциала, т.е. «совокупной энергии населения», по удачному выражению Наумовой (Наумова, 2006). Мобилизация человеческого общества может быть успешной только если развиваются ценностные ориентации и мотивы деятельности, которые необходимы в условиях модернизации.
Процесс изменения ценностей под влиянием распространения ИКТ очень динамичен и противоречив. Инновационная экономика - это поведенческая экономика. Экономика зависит от того, как человек думает и действует в конкретной ситуации. Человеческое поведение мотивировано стимулами, не только стимулами максимизации личного благосостояния, но и различными культурными и психологическими стимулами и побуждениями.
Стимулы являются краеугольными камнями современной жизни. Систему стимулов всегда можно создать, придумать. Стимул - это ключ, это рычаг с огромным потенциалом для изменения ситуации. Стимул - это причина действия, заинтересованность в его совершении. Существует три основные разновидности стимулов: экономические (например, налоги), социальные (например, пропаганда вреда курения) и моральные (например, призывы помогать больным детям). Мораль отражает то, какой мы бы хотели видеть работу мира, а экономика демонстрирует, как он действительно работает.
Система стимулов и побуждений лежит в основе мотивации любой человеческой деятельности. Правильную, сбалансированную систему стимулов нужно выстраивать. При неадекватном выстраивании системы стимулов трудно сделать выбор. При равенстве не уравновешенных стимулами возможностей выбор может оказаться затруднительным или даже невозможным.
Реальными побуждениями могут быть не только деньги, вещи и материальные условия, но и «нематериальные» условия для престижа и власти, а также такие побуждения, как альтруизм, чувство справедливости, соответствие статусу, соревнование, чувство собственной необходимости, чувство достижения успеха и пр. Эти чувства дают внутреннее вознаграждение, т.е. внутреннюю мотивацию.
Еще одна культурно-психологическая характеристика, мотивация - это совокупность мотивов, удовлетворение своих потребностей. Сейчас у нас активно развиваются все социальные составляющие предпринимательской мотивации. Социальная форма предпринимательской мотивации ~ частный интерес. Эти формы эффективны в начале процесса модернизации «вдогонку», как способ первоначального накопления. Однако они малоэффективны с точки зрения задач модернизации общества. Малоэффективны в экономическом смысле в силу ориентации на сверхприбыль и стремлении, склонности превращать накопления или в имущество, а не в капитал; или переводить его за рубеж. Малоэффективны в социальном смысле потому, что на первых этапах здесь преобладают корысть, насилие, коррупция, т.е.нарушение и размывание социальных норм, норм поведения.
Социальные переменные предпринимательской мотивации (интенсивный образ жизни, высокий уровень социальных притязаний, и др.) и ее психологические, личностные параметры (готовность к риску, прагматизм, рациональность, самоконтроль, коммуникабельность и т.д.) активно развиваются. Однако культурные составляющие этого процесса формируются очень специфическим образом. Практически отсутствует правовое сознание. Политическая активность высока, но демократические ценности, ценности гражданского общества не играют в ней заметной роли.
Другая быстро развивающаяся группа мотивов связана с широким кругом ситуаций, которые можно определить как ситуации неэквивалентного обмена. Часть таких ситуаций есть результат неравномерной информированности, когда производитель знает больше, чем потребитель. Внимание и свободное время человека открыты к доступу, поэтому эти личностные ресурсы эксплуатируются сверх всякой меры. Неблагоприятный выбор внешне выражен в том, что хорошие товары предлагаются все реже, вытесняясь суррогатами. То, что копируется и распространяется с относительно низкими издержками, воспроизводится в изобилии и автоматически перестает цениться, так как обладает меньшим потенциалом «психологической» полезности. Вслед за этим оно перестает и производиться с должным качеством. Акцент в производстве переносится с качества на количество и номенклатуру. Экономическая польза производителю и социальный вред такой мотивации очевиден.
щ
О
нчН
нй-
О
и
ю
о
Чтобы более точно и глубоко ответить на вопрос, как стимулировать инновационное развитие, нужно проводить серьезные региональные исследования, выясняя по каждому региону ключевые для него факторы развития. Но везде человеческую ресурсную базу для инновационного общества необходимо сознательно улучшать и выращивать. Система стимулирования инноваций должна кроме финансовых факторов учитывать и культурно-психологические: повышение осознания населением новых возможностей, разработка соответствующих лозунгов и пр.
Успешность предлагаемых сверху экономических инструментов и механизмов зависит от того, насколько быстро и качественно общество усваивает изменяющиеся модели экономического мышления и поведения. Новый взгляд на окружающие нас вещи и события рождается при помощи переформатирования стереотипного мышления в новое качество. Так, например, при замедлении темпов экономического развития Япония ввела финансовое стимулирование и социальное поощрение инноваций, принимаемых от человека в любом возрасте, начиная с детей и до глубоких стариков.
Региональная дифференциация в России очень большая. Какая восприимчивость к инновациям у жителей данного региона? Каких специалистов не хватает в этом месте? Какие ИКТ им больше нравятся? Социологические исследования показывают, что для России необходимо, прежде всего, повышать осведомленность о возможностях ИКТ, особенно в провинции, и создавать широкую сеть доступной переподготовки, особенно учителей и преподавателей.
В российском обществе есть значительный образовательный и психологический ресурс для модернизации. Есть большой запас человеческого капитала, сила которого - в наличии большого количества специалистов с высшим и неполным высшим образованием. Однако сегодня в России человеческая составляющая общественного богатства плохо работает на экономический рост. Способность использовать накопленные знания, делать научные разработки прикладными всегда была слабостью российского менталитета, однако функция «знать, чтобы мочь» под влиянием распространения ИКТ развивается.
Возможность сознательного регулирования инновационной активностью дает возможность проведения на этой основе государственной инновационной политики. Качество этой политики сегодня трудно признать удовлетворительным. Нужна единая в своих основных положениях социально-ориентированная политика, направленная на настройку общественного сознания на жизнь и работу в инновационном обществе, на стимулирование интереса к получению и применению знаний. Социальная ориентация политики заключается в разработке социальных технологий вовлечения граждан в инновационное информационное общество с учетом социально-демографических факторов и дифференциации по географическим и социокультурным признакам.
Успешность предлагаемых сверху экономических инструментов и механизмов зависит от того, насколько быстро и качественно общество усваивает изменяющиеся парадигмы экономического мышления и поведения. Инновационное развитие личности можно и нужно развивать и воспитывать. Инновационное развитие личности сегодня - это, прежде всего, освоение ИКТ и развитие творческой активности.
Литература
[1] Артоболевский С.С., Бакланов П.Я., Трейвиш А.И. Пространство и развитие России; полимасштабный анализ II Вестник Российской Академии Наук. - Т. 79. - №2. - 2009. — С. 108.
[2] Сулакшин С.С. Критерии и основания модернизации России. Доклад на конференции«Россия: ключевые проблемы и решения». -М., 2009.
[3] PC Week/Re. - №42. -10 ноября 2009. www.pcweek.ru