ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА
Бурый А.С. д.т.н.
В статье рассматривается место и тенденции развития электронного бизнеса в рамках «новой экономики» и в условиях инновационной активности.
Ключевые слова: «новая экономика», электронный бизнес, инновация, инновационный процесс.
E-BUSINESS PROCESS INNOVATION
Bury A., doctor of technical sciences
The article considers the place of and trends in e-business in the «new economy» in terms of innovative activity.
Keywords: «new economy», e-business, innovation, innovative process.
Основным фактором современного развития бизнеса становится совмещение индивидуальности предпочтений потребителей с производством и рыночными отношениями, когда качество предоставляемых товаров и услуг определяют не только уровень продаж, но и умение расположить к себе клиента, обеспечить перспективу отношений с ним.
Стремительное развитие новых технологий на основе инновационных достижений в различных областях человеческой деятельности явилось толчком к социализации и коммерциализации новейших научно-технических разработок в рамках понятия «новая экономика». В сегодняшних условиях товарного изобилия и производственной избыточности роль электронного бизнеса и новых видов экономического взаимодействия невероятно возрастают. Целью настоящей статьи является актуализация инновационных процессов, за счет Интернет-ресурсов и перспективных возможностей электронного бизнеса.
Объективные тенденции медиасреды. Из среды развлечений, дружеских контактов Интернет превращается в мощный фактор бизнес-технологий, с которым приходится считаться представителям традиционного бизнеса. Этому способствуют следующие тенденции [1]:
1) конвергенция телевидения и социальных сетей. Так, совершенствование информационных технологий открывает многовариантный доступ к телевизионным каналам (с ноутбука, смартфона, планшетного компьютера и т.п.);
2) массовый приход бизнеса в социальные сети;
3) продажа товаров через Интернет имеет огромный потенциал роста, когда роль «сарафанного радио» берет на себя Интернет, основываясь на инновационные технологии и на психологию потребителя;
4) брендированный контент, включающий видео-, аудио- и графическую продукцию, направленную на продвижение брендов, фокусируется на привлечение внимания клиентов;
5) улучшение возможностей поиска в социальных сетях, который пока еще оставляют желать лучшего даже при поиске нужного человека или новостей;
6) совершенствование «планшетной» индустрии, когда гаджеты постоянно падают в цене и одновременно улучшаются технически;
7) рост крупнейшей социальной сети Facebook, число пользователей в которой должно превысить 1 млрд. человек. Facebook продолжит развивать свою мобильную платформу, активно внедряясь во все сферы человеческой деятельности;
8) развитие геолокационных сервисов. Так, из 58% американцев, у которых установлены в смартфонах геолокационные приложения, только 12% из них хотя бы однажды регистрировались в сети.
Следует отметить, что среди молодых, образованных и имеющих высокий доход покупателей потребление онлайнового контента (текста, изображения, звука, видео) уже превосходит по времени просмотр телевизора.
Интернет - это наиболее быстро развивающийся сектор информационных технологий, тенденция роста которого в России впечатляет. Фонд «Общественное мнение» представил данные об аудитории российского Интернета в конце 2010 года - проникновении технологии, количеству пользователей сети и их динамике за последние годы, особенности распространения Интернета в регионах
[2]:
а) в России 46,5 млн. человек (40% населения страны) пользуются Интернетом;
б) суточная аудитория Интернета России - 31,9 млн. человек (28% жителей), что даже больше, чем месячная аудитория российского сегмента сети осенью 2008 года (31,7 млн.);
в) в городах с населением от 100 тысяч человек проникновение Интернета превышает средние показатели по России: от 45% в городах до миллиона до 67% в столицах;
г) прирост аудитории Интернета: в Москве +9%, в Санкт-Петербурге +13%, в городах от 100 тыс. +12-22%, в небольших городах +28% и в сёлах +31%;
д) в Москве и в Санкт-Петербурге Интернет-активность пользователей 45-54 лет превысила общероссийский показатель активности в сети пользователей 25-34 лет.
Данные факторы демонстрируют растущий потенциал возможных участников электронного бизнеса, столь необходимый на этапе его становления и формирования.
«Новая экономика» как генератор бизнес-идей. Понятие «новая экономика» связано не только с производством товаров и услуг с применением информационных технологий, но и с условиями развития и изменения отраслей, применяющих эти технологии [3], с одновременным появлением биотехнологий, нанотехнологий, экотехнологий и др. Отличительной чертой «новой экономики» является ее воздействие на экономику не прямо, т.е. через механизм спроса и предложения, а опосредованно, через финансовый и фондовый рынки. Происходит переход компаний от модели позиционно-деятельностного поведения в условиях «старой экономики» к новой модели поведения, основанной на поддержании баланса интересов партнеров и клиентов компании.
С учетом электронных видов взаимодействия для «новой экономики» характерны:
- более совершенные информационные структуры, обеспечивающие более детальный анализ;
- новые возможности по синтезу адекватных решений;
- более высокая плотность и информативность отдельных операций;
- глобализация экономики;
- возрастание роли корпоративных знаний и возможностей;
- увеличение уровня конкуренции на мировом рынке.
Характерной чертой «новой экономики» является то, что каждая новая технология индуцирует цепную реакцию инноваций. Ядром информационной технологии и базой их развития стала Интернет-экономика, которая оказывает качественное влияние на способ хозяйствования и внедряет новые методы и технологии в производство и распределение продуктов [4]. Преимуществом электронной организации бизнеса над его традиционными видами является более высокая способность к адаптации, интерактивность и достаточно быстрый обмен коммерческой информацией между участниками той или иной сделки.
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) обеспечивают виртуализацию коммерческой деятельности, циркуляцию и распространение знаний, которые являются источником конкурентоспособности работающей в виртуальном пространстве компании. Технологии хранения данных позволяют удаленно формировать корпоративные хранилища данных для совместного использования в масштабах отдельных проектов или компании в целом.
Таблица 1. Признаки традиционной и «новой экономики»
Признак Традиционная экономика Виртуальная экономика
Пространственный Хозяйство района, страны. Рынок с заданными социальноэкономическими условиями реализации товара, все участники равны перед внешними факторами. Хозяйство всего земного шара, образуемого сетью Интернет. Наличие глобального рынка.
Структурный Отрасли экономики, регулируемые и управляемые (в том числе и со стороны государства). Часть мирового хозяйственного комплекса, руководимого и регулируемая ТНК. Локальный рынок, образованный локальными сетями Интернет, а также интерсетью.
Ресурсный Товар, включающий в себя продукт, недвижимость, инвестиции, денежные средства. Товар, включающий в себя, главным образом, интеллектуальноинформационные технологии .
Т ехнологический Средства массовой информации, занимающиеся рекламой. Средства связи. Сеть Интернет. Мобильная связь. Прочие высокотехнологические средства коммуникаций.
Это нашло отражение в широко развиваемых в последнее время «облачных технологиях».
В таблице 1 представлены некоторые отличительные признаки традиционной и «новой экономики» [5].
Если структурировать содержательную сторону «новой экономики», то можно констатировать, что инструментом «новой экономики» являются знания, главным ресурсом - информация, а главным свойством - креативность. Продуктом такой экономики является инновация - процесс создания новшеств, приводящих к коммерческому успеху на рынке, т.е. это продукт с радикально высокой рентабельностью или иным превосходством над продуктом традиционного типа. Термины инновация и инновационный процесс не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Следовательно, «новая экономика» объединяет концепции модных и активно развивающихся в настоящее время концепций «информационной экономики», «экономики знаний», «инновационной экономики» и «креативной экономики».
Особенностью «информационной экономики» является ее направленность на массовость и глобальный характер хозяйственного взаимодействия. Причем если традиционная экономика основывается на менеджменте и рыночном ведении бизнеса (по схеме «спрос-предложение»), то «информационная экономика» базируется на месседжменте (на управлении деятельностью на межкор-поративном, межсубъектном уровне в рамках глобального экономического взаимодействия), инновационном предпринимательстве, информационном инжиниринге и автоформализации экономических процессов.
Под «инновационной экономикой» понимают тип экономики, основанной на инновациях, постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции и самих технологий. Инновации ассоциируются с продуктовыми платформами, требующими сопряженных изменений в обслуживании, сбыте, связях с потребителями. Высшим проявлением «инновационной экономики» является «экономика знаний», представляющая собой фундамент информационного общества, а основными факторами ее развития являются знания и человеческий капитал.
Под знанием будем понимать сознательно и целенаправленно актуализированную, обобщенную, систематизированную, структурированную и скоординированную информацию, представляющую собой проверенную практикой и относительно истинный результат познавательной деятельности [6].
«Креативная экономика» - это стадия развития экономики, когда основным источниками экономической ценности выступает креативность, а главную роль в развитии общества играют новые идеи и инновации. Основными факторами роста «креативной экономики» являются человеческий потенциал (капитал), внутренний спрос, инновации, инвестиции. Обеспечивающими факторами являются
эффективный, креативный, инновационный, инвестиционный, производственный и социальный менеджмент [7].
Рассмотренные направления «новой экономики» продолжают самостоятельное развитие, подтверждая разнообразие инновационных процессов, которые продолжают свое совершенствование наряду с развитием информационных технологий, а на их основе и электронного бизнеса.
Электронный бизнес - это просто сайт? Организация электронного бизнеса (е-бизнеса) требует гораздо большего, чем просто создания Web-сайта. Понятие е-бизнеса охватывает не только традиционные бизнес-функции (закупки, сбыт, маркетинг, финансирование, сервис), но и все остальные аспекты стратегии и повседневной деятельности компании. Это появление новых возможностей, среди которых: оптимизация операций на основе принципов самоуправления и самоорганизации; построение конструктивнофункциональных отношений с бизнес - партнерами (отношений, сокращающих затраты и ускоряющих внедрение инноваций, например, за счет использования локальных сетей); повышение качества услуг; более полное удовлетворение потребителей клиентов; проведение исследования рынка [8] и др. Одно перечисление видов е-бизнеса уже занимает несколько минут, и число новых направлений коммерческого использования Интернет продолжает расти. Вот только некоторые из них: электронное управление закупками; финансовые услуги; Интернет - магазины; контент - проекты (привлечение посетителей за счет бесплатно распространяемой информации); Интернет - маркетинг; услуги связи и средств общения; биржи труда; Интернет - франчайзинг и т.д.
Е-бизнес обладает значительным количеством характеристик, свойственных организации, поскольку сама организация - это не индивидуальный агент, а совокупность индивидуумов, объединенных общими целевыми установками, мотивами деятельности и самой деятельностью. Спецификой электронного бизнеса, отличающая его от традиционных видов, является «вынужденная коллективность» посредством выхода в Интернет и координации действий множества Интернет -фирм - пользователей услуг Интернета.
Интернет представляет собой идеальные условия диффузии (распространения) инновации - процесса передачи нововведения по коммуникационным каналам между участниками сетевого взаимодействия в среде Интернета.
Повсеместный перенос акцентов «новой экономики» с задач изготовления продукции на проблемы обновления продукции (внедрение инноваций), маркетинг, обслуживание потребителей (с участием потребителей в планировании характеристик продукции и загруженности производства - кастомеризацией), управление бизнес-отношениями (для оптимизации цепочек поставщик - потребитель и спрос - предложение) и т.п. - все это делает технологии электронного бизнеса не только востребованными, но и жизненно необходимыми, превращая электронный бизнес в один из важнейших институтов экономики XXI века и источников экономического роста.
Литература:
1. Тенденции 2012 в социальных медиа. [Электронный ресурс]: services.ru/directory_marketing/analytics/articles/online_marketing/ 16321.htm17.002.
2. Суточная аудитория России растет вдвое быстрее месячной. [Электронный ресурс]: http://itibus.ru/20110130467/sutochnaya-auditoriya-runeta-rastet-bystro.html
3. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 363 с.
4. Новая экономика / Под ред. Е.Ф. Авдокушина, В.С. Сизова. -М.: Магистр, 2009. - 543 с.
5. Матыкина Н.В. Электронная коммерция как основа формирования глобального торгового пространства // Экономическая те-
ория в XXI веке, Том 1. - М.: Экономист, 2004. - 239 с.
6. Салихов Б.В. Интеллектуальный капитал организации: сущность, структура и основы управления. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 156 с.
7. Журавлев В.А. Креативное общество, креативная экономика и инновации// Проблемы развития инновационно - креативной экономики / Сб. докл. по итогам международной научно-практической конференции, Москва 29.03-09.04 2010 г. - М.: Креативная экономика, 2010. - С. 11-14.
8. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 компаний, которые должен знать каждый менеджер: Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2011. - 211 с.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПОТЕНЦИАЛА ВЫЖИВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Таишева Г.Р., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Логистика» ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права Давыдова И.Ш., к.э.н., доцент кафедры финансовый менеджмент ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права
Статья рассматривает подходы к диагностике возможностей развития бизнеса в ходе проведения антикризисных мероприятий. Большинство исследователей концентрирует свое внимание на изучении вероятности банкротства, оставляя вне поля зрения прогнозные сценарии деятельности. Как известно, таких сценария может быть два - ликвидация предприятия или его санация (т.е. обеспечение выживания). По нашему мнению, диагностика банкротства должна предусматривать не только оценку вероятности наступления этой ситуации, но и определение внутренних сил противостояния, активизация которых позволяет преодолеть кризисный этап развития предприятия. Уровень потенциала выживания как комплексный относительный показатель способности предприятия к восстановлению жизнеспособности может быть оценен с использованием различных методических подходов.
Ключевые слова: антикризисное управление, диагностика состояния предприятия, угроза банкротства, потенциал выживания, развитие субъекта хозяйствования.
THEORETIC APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF POTENTIAL FOR SURVIVAL ENTERPRISE
Taisheva G., the Doctor of Economics, the professor managing Logistika chair of Institute of economy, management and the right Davidov I., Candidate of Economic Sciences, associate professor financial management of Institute of economy, management and right
The article considers the approaches to the diagnosis of opportunities for business development in the course of the anti-crisis measures. Most research focuses on studying the probability of bankruptcy, leaving out of view of the projected scenarios. It is known that such scenario could be two
- the elimination or survival of the enterprise. In our opinion, diagnosis of bankruptcy should include not only the assessment of the likelihood of this situation, but also to determine the internal forces of resistance, activation of which can overcome the crisis stage in the development of the enterprise. The level ofpotential survival as a comprehensive indicator of the relative ability of companies to restore the viability can be assessed using different methodological approaches.
Keywords: crisis management, diagnosis of the state enterprise, the threat of bankruptcy, potential for survival, the development of business.
Актуальной научной проблемой является диагностика состояния предприятия с точки зрения организации антикризисного управления, перспектив работы с ним в ходе процедуры банкротства или угрозы инициирования дела о банкротстве.
Актуальной научной проблемой является диагностика состояния предприятия с точки зрения организации антикризисного управления, перспектив работы с ним в ходе процедуры банкротства или угрозы инициирования дела о банкротстве.
Большинство исследователей концентрирует свое внимание на изучении текущего финансово-экономического состояния предприятия и наличия угрозы его банкротства, оставляя вне поля зрения возможные сценарии дальнейшего развития ситуации. Как известно, таких сценариев может быть два - ликвидация предприятия или его санация (т.е. обеспечение выживания). Эти варианты развития подробно регламентируются федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» [1].
По нашему мнению, диагностика банкротства должна предусматривать не только оценку вероятности наступления этой ситуации, но и определение внутренних сил противостояния, активизация которых позволяет преодолеть кризисный этап развития предприятия. Проблема исследования возможности выживания является сегодня очень важной, учитывая массовость кризисных явлений и малый опыт их преодоления.
Целесообразность рассмотрения проблем выживания не нуждается в дополнительной аргументации, она имеет общеметодический характер. Выживание (самосохранение) и развитие, которое
обеспечивает создание достаточного «запаса» устойчивости для успешного функционирования является одной из главных целей разработки стратегии деятельности любого предприятия, независимо от состояния (кризисное или нет) и стадии жизненного цикла. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот [7, с.374].
На первый взгляд, может показаться, что оценка способности к выживанию (Р) не является самостоятельной проблемой. Поскольку методический инструментарий оценки угрозы наступления банкротства достаточно разработан и дает возможность количественно определить вероятность возникновения этой ситуации, то вероятность выживания, которое является противоположным направлением развития кризисной ситуации, может быть рассчитана как разность между единицей и вероятностью банкротства (Рб):
Р = 1-Рб (1)
Такая позиция, по нашему мнению, не является продуктивной, поскольку банкротство и выживание обусловливаются разными факторами и должны исследоваться автономно.
Выживание (самосохранение) предприятия рассматривается как имеющаяся возможность развития ситуации по положительному сценарию, следствием которого является нормализация состояния хозяйственной системы, восстановление конкурентоспособности