УДК 615.825 (07.07)
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Иванова В.А., Иванова С.В., Кофанов Ю.В., Лозакович О.С., Соколец Н.М.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Педагогический опыт работы со студентами специальной медицинской группы убеждает, что многообразие заболеваний у студентов и степень их тяжести вызывают определенную сложность и трудность при организации и проведении учебного процесса по физической культуре, особенно в выборе средств физических упражнений и методов проведения занятий. Проведение учебных занятий по общепринятой методике основных образовательных программ не всегда обеспечивают необходимый эффект в улучшении физического состояния и работоспособности организма данной категории студентов.
Ключевые слова: физическая культура, специальная медицинская группа, система физических упражнений, физические качества.
FEATURES OF REALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION STUDENTS IN A SPECIAL MEDICAL UNIT Ivanova V.A., Ivanova S.V., Kofanov Y.V, Lozakovich O.S., Sokolets N.M.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.
Summary: Teaching experience working with students of the special medical team assures that the diversity among students and disease severity of cause a certain complexity and difficulty in organizing and conducting the training process for the physical culture, especially in the choice of means ofphysical exercises and training methods. Training using a generally accepted method of core educational programs do not always provide the desired effect in improving the physical condition and health of an organism of this category of students.
Keywords: physical education, special medical group, a system of physical exercise, physical qualities.
Многолетние наблюдения в педагогической деятельности показывают, что ежегодно в высшие учебные заведения поступает значительное количество студентов, имеющих различные заболевания, и по своей патологии, по результатам врачебного обследования они зачисляются в специальную медицинскую группу. Число студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, имеет ежегодную тенденцию к увеличению, что указывает о плохом состоянии здоровья абитуриентов, поступающих в вуз. Для занятий по физической культуре специальные медицинские группы комплектуются с учетом характера патологий и функциональных возможностей организма студентов. В соответствии с рекомендациями специалистов [3, 4, 6] по данному вопросу в 1-ю группу зачисляются студенты с заболеваниями ССС и органов дыхания; во 2-ю группу с заболеваниями органов пищеварения, обмена веществ и мочеполовой системы; в 3-ю группу с нарушением опорно-двигательного аппарата; в 4-ю с нарушением зрения и другими заболеваниями. Занятия проводятся преподавателями, постоянно закрепленными за специаль-
ными медицинскими группами. Это позволяет достаточно хорошо знать диагностику и физические возможности студентов на протяжении всего периода обучения. Программный материал учебного процесса состоит из теоретического и практического разделов. Теоретический материал доводится до студентов в форме бесед перед занятиями и в перерывах между выполнением физической нагрузки. Излагаются комплексы гимнастических упражнений при различных заболеваниях, методики контроля и самоконтроля при выполнении упражнений. При проведении практических занятий решаются задачи укрепления здоровья, восстановления и ликвидации остаточных явлений перенесенных заболеваний, устранения недостатков в физическом развитии и повышения работоспособности организма.
Методика
Организация, методика и содержание учебного процесса по физической культуре с данной категорией студентов, несомненно, имеют определенные особенности в связи с наличием у них широкого диапазона патологий. Целью при построении содержания практических
186
Кратко
занятий являлось использование индивидуального подхода в подборе упражнений и дозировке нагрузки с учетом характера заболеваний и физических возможностей студентов.
Учебные занятия проводятся по общепринятой методике структуры урока. В подготовительной части решаются задачи по подготовке организма к выполнению нагрузки основной части урока. Выполняются различные виды ходьбы и бега, общеразвивающие упражнения, подвижные игры и упражнения по обучению правильному дыханию.
В основной части урока решаются поставленные задачи по обучению двигательным умениям и развитию физических качеств с использованием различных средств и упражнений.
В заключительной части нагрузка снижается. Выполняется медленная ходьба, упражнения на расслабление и успокоение дыхания. Подводятся итоги занятия.
В процессе проведения занятий постоянно осуществляется контроль за работоспособностью организма занимающихся по частоте сердечных сокращений и внешним признакам состояния утомления. В первые месяцы учебного процесса значительное время урока до 50% необходимо отводить на подготовительную часть. Основная и заключительная части составляют соответственно 40 и 10% [1, 5]. Во втором и последующих семестрах основная часть увеличивается до 60%, а подготовительная сокращается до 20%. Плотность урока постепенно достигает во втором семестре 50-60% [2, 5, 7]. Основными средствами содержания занятий являются физические упражнения, спортивные и подвижные игры, общегрупповые упражнения, выполнение упражнений в парах, на гимнастической скамейке, шведской стенке, со скакалкой, обру-
ЛИТЕРАТУРА
чем, гимнастическими палками. При развитии физических качеств: выносливости, быстроты, силы, гибкости и ловкости используется широкий арсенал специальных и подготовительных упражнений, направленных на развитие обозначенных качеств.
Для увеличения объема двигательной активности, повышения работоспособности организма и развития физических качеств студентов кроме академических занятий выполняются комплексы упражнений во внеучеб-ное время в форме самостоятельных занятий. Содержание упражнений для самостоятельных занятий разрабатываются преподавателями с учетом имеющихся у студентов патологий состояния здоровья и физической подготовленности. Выполнение самостоятельных занятий подтвердили высокую их эффективность по улучшению состояния здоровья и повышению физической подготовленности занимающихся. Занятия студентами проводятся осознанно в свободное от учебного процесса время с высоким уровнем мотивации.
Выводы
Таким образом, анализ заболеваемости студентов специальной медицинской группы в течение учебного года характеризует положительную динамику их состояния здоровья. Количество обращений студентов к врачу по различным причинам заболеваний составило менее 13% от их общего количества, а у студентов основной и подготовительной медицинских групп более 17%.
По оценке результатов формирования двигательных умений и контрольных тестов при выполнении физических упражнений отмечается у студентов повышение уровня подготовленности и работоспособности организма на протяжении всего периода обучения.
1. Ачкасов Е.Е., Руненко С.Д. Врачебный контроль в физической культуре: Учебное пособие. - М.: Триада-Х, 2012. - 130 с.
2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: Учебное пособие. - 2-е издание. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 336 с.
3. Костюченков В.Н., Иванов В.Н. Физическая культура в медицинском вузе. - Смоленск: издательство СГМА, 2011. - 89 с.
4. Медицинская реабилитация /под ред. А.В. Епифанова, Е.Е. Ачкасова, В.А. Епифнова / - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. -672 с.
5. Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2008. - 320 с. с ил.
6. Психология здоровья /под ред. Никифорова Г.С.: Учебник для вузов. - СПб.: Питер. 2003. - 607 с.
7. Руненко С.Д., Таламбум Е.А., Ачкасов Е.Е. Исследование и оценка функционального состояния спортсменов: Учебное пособие. - М.:Триада-Х, 2010. - 150 с.
Кратко
187