УДК 615.825 (07.07):378.180.6
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Иванова В.А., Иванова С.В., Лозакович О.С.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 2014019, Смоленск, ул. Крупской, д.28.
Резюме. Организация, методика и содержание учебного процесса по физической культуре со студентами специальной медицинской группы имеют определённые особенности в связи с наличием у них широкого диапазона патологий. Для занятий по физической культуре специальные медицинские группы комплектуются с учётом характера патологий и функциональных возможностей организма студентов. В первую группу зачисляются студенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания; во вторую группу - с заболеваниями органов пищеварения, обмена веществ и мочеполовой системы; в третью группу - с нарушениями опорно-двигательного аппарата; в четвертую группу - с нарушениями зрения и другими заболеваниями. При проведении практических занятий решаются задачи укрепления здоровья, восстановления и ликвидации остаточных явлений перенесённых заболеваний, устранения недостатков в физическом развитии и повышения работоспособности организма.
Ключевые слова: физическая культура, специальная медицинская группа, дыхательная гимнастика, система физических упражнений.
OPTIMIZATION OF TEACHING PROCESS IN PHYSICAL EDUCATION OF SPECIAL
MEDICAL GROUP STUDENTS
Ivanov V.A., Ivanov S. V., Lozakovich O.S.
Smolensk State Medical University,
Russia, 2014019, Smolensk, UL.Krupskaya, d. 28.
Summary. The organization, methodology and content of the teaching process in Physical Culture with students of the special medical groups have specific features in connection with their wide range of pathologies. For physical culture, special medical groups are formed taking into account the nature of the abnormalities and physical features of the students. In the first group are enrolled students with diseases of the cardiovascular and respiratory systems; the second - group-digestive diseases, metabolism and urinary system disorders; the third group - musculoskeletal disorders; in the fourth group - impaired vision and other diseases. When carrying out practical exercises the following tasks are solved: health promotion, recovery and elimination of residual effects of the disease, as well as weaknesses in physical development and improvement of the overall health. Keywords: physical education, special medical group, breathing exercises, physical exercise system.
Введение. Педагогический опыт работы со студентами специальной медицинской группы убеждает, что многообразие заболеваний у студентов и степень их тяжести вызывают определённую сложность и трудность при организации и
проведении учебного процесса по физической культуре, особенно в выборе средств физических упражнений и методов проведения занятий. Проведение учебных занятий по общепринятой методике основных образовательных программ не
всегда обеспечивают необходимый эффект в улучшении физического состояния и работоспособности организма данной категории студентов [2, 5].
Целью нашего исследования явилось определение наиболее оптимальных путей организации и содержания занятий по физической культуре студентов специальной медицинской группы.
Методика. В ходе экспериментального исследования была разработана и апробирована в учебном процессе методика проведения занятий по физической культуре, включающая, кроме академических занятий, нетрадиционные оздоровительные методики в различных нозологических группах студентов: дыхательная гимнастика «Бодифлекс», самостоятельное выполнение комплексов физических упражнений, разработанных с учетом имеющихся у студентов заболеваний.
Дыхательная гимнастика «Бодифлекс» основана на аэробном дыхании в сочетании с изотоническими,
изометрическими позами и упражнениями на растягивание [3]. Подбор средств и упражнений осуществлялся на основе интереса студентов к выполнению заданий. Дозировка нагрузки при выполнении упражнений соответствовала их физическому состоянию и подготовленности. Постоянно
осуществлялся врачебный контроль и велись педагогические наблюдения.
Результаты исследования. Об эффективности используемой нами методики занятий мы судим по динамике антропометрических и функциональных показателей (ручная и становая динамометрия, сила мышц верхних и нижних конечностей, показатели быстроты, выносливости, степ-теста, ЧСС, АД и ЖЕЛ.Результаты тестирования исследуемых характеристик за
пятимесячный экспериментальный период указывают на положительное влияние методики занятий в опытной группе, по сравнению с контрольной, занимавшейся в объёме часов академических занятий учебного плана [1, 7].
В опытной группе результаты в беге на
60 м и 500 м улучшились соответственно на 6,8% и 18,4%; сила ручной и становой динамометрии повысилась на 6,3% и 12.7%; в прыжках в длину с места результат улучшился на 18,2%; показатели степ-теста повысились на 8,9%; ЧСС в покое понизилась в среднем на 2,6 уд./мин; показатели ЖЕЛ достигли уровня 5680±120мл. Адекватная тенденция отмечается и в других показателях. Отдельные параметры имеют достоверные различия по сравнению с исходными данными. В контрольной группе в большинстве характеристик также отмечается улучшение результатов, но они ниже по сравнению с опытной группой. Следует отметить, что у многих студентов опытной группы существенно
уменьшилось количество простудных заболеваний, у некоторых из них уменьшился избыточный вес, заметно повысилась работоспособность к выполнению на выносливость.
Выводы. Таким образом, предлагаемая нами методика применения дыхательной гимнастики «Бодифлекс» и комплексов физических упражнений, разработанных с учетом имеющихся у студентов заболеваний, в сочетании с академическими занятиями, обеспечивает эффективное развитие физических качеств и повышение функциональной
работоспособности организма студентов специальной медицинской группы.
Литература
1. Ачкасов Е.Е., Руненко С.Д. Врачебный контроль в физической культуре: учеб. пособие. - М.: Триада-Х, 2012. - 130 с.
2. Волков С.П., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: учебник. - М., 212. -608 с.
3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учеб. пособие. - 2-е издание. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 336 с.
4. Медицинская реабилитация /под ред. А.В. Епифанова, Е.Е. Ачкасова, В.А. Епифнова/. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 672 с.
5. Пономарева В.В. Физическая культура и здоровье. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2008. - 320 с. с ил.
6. Психология здоровья /под ред. Г.С.Никифорова: учебник для вузов. - СПб.: Питер. 2003. - 607 с.
7. Руненко С.Д., Таламбум Е.А., Ачкасов Е.Е. Исследование и оценка функционального состояния спортсменов: учеб. пособие. - М.:Триада-Х, 2010. - 150 с.