Научная статья на тему 'Особенности реализации региональных программ поддержки сельского хозяйства (на примере Брянской области)'

Особенности реализации региональных программ поддержки сельского хозяйства (на примере Брянской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герасименкова С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации региональных программ поддержки сельского хозяйства (на примере Брянской области)»

шлины на сухое молоко, сливочное масло и на отдельные виды тропических масел, используемых в пищевой промышленности вместо молочных жиров. Так же была произведена корректировка прогнозных балансов между Белоруссией и Россией с целью ограничения импорта дешевого низкокачественного сухого молока из союзного государства, использующего беспошлинный режим ввоза.

Основными механизмами реализации данной программы на федеральном уровне являются:

1. Принятие Правительством Российской Федерации решения по ограничению импорта сухого молока на период проведения закупочных интервенций путем введения сезонных ввозных таможенных пошлин.

2. Проведение конкурсов по отбору государственного агента, хранителей, страховых организаций.

3. Покупка сухого молока, произведенного на давальческих условиях сельхозпроизводителями с правом последующего выкупа по цене приобретения (базис поставки - отобранные склады; период -май-июль).

4. Обеспечение качественно-количественной сохранности в период хранения, оплата хранения, процентных расходов, страхования, вознаграждения агента.

5. Реализация закупленного сухого молока перерабатывающим предприятиям.

Реализация отраслевой целевой программы происходит в рамках стратегической цели Министерства сельского хозяйства России «Повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства и успешного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства» и решению тактических задач «Развитие приоритетных отраслей животноводства» и «Развитие сельских территорий». Предполагается, что решение данных задач в рамках данной программы позволит:

- создать условия и предпосылки для устойчивого развития молочного скотоводства и производства молока до 2012 г. в объеме 37,0 млн т;

- увеличить численность высокопродуктивных пород коров в племенных заводах и племре-продукторах до 1093 тыс. голов, что обеспечит расширение племенной базы до 15%.

- обеспечить повышение производительности труда на фермах в среднем на 12%,

- получить дополнительно в бюджеты всех уровней налогов за четыре года в сумме 112,1 млн руб.

- позволит в перспективе провести полное импортозамещение в снабжении населения молоком и молочными продуктами, повысить продовольственную безопасность страны.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (на примере Брянской области)

С.В. Герасименкова, преп. Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского

В современных условиях существенная роль отводится программно-целевому подходу в решении проблем экономики аграрного рынка. Данный подход основывается на завершенных во времени и пространстве комплексе экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач конкретных программ развития аграрного сектора. Разработка и реализация таких программ стала действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности действий.

В настоящее время значительная доля бюд-

жетных средств распределяется между сельскохозяйственными производителями Брянской области в рамках целевых программ. Так, в 2008 г. действовали три региональные, пять ведомственных целевых программ и губернаторская программа «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса», по сравнению с 2005 г. сумма средств по программным мероприятиям увеличилась в 1,5 раза и составила 380,2 млн руб.

Активное использование программно-целевого подхода в управлении бюджетными средствами в Брянской области наиболее четко проявляется, начиная с 2000 г. (табл. 1).

Таблица 1. Основные программы поддержки сельского хозяйства из бюджета Брянской области, млн руб.

Показатель 1995 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Расходы на сельское хозяйство и рыболовство - всего 124,1 173,5 239,6 302,3 423,6 585,1 740,5 1071,1

В том числе программные мероприятия 21,1 73,8 169,3 188,9 248,7 207 224,7 380,2

в % ко всем расходам 17,0 42,5 70,7 62,5 58,7 35,4 30,3 35,5

РП «Повышение плодородия почв» 18,2 38 82,3 77,3 118,7 100 90,5 101,1

в % ко всем программам 86,3 51,5 48,6 40,9 47,7 48,3 40,3 26,6

РП «Поддержка семеноводства сельскохозяйственных растений» - 15,5 26,4 26,0 24,9 19,5 15,7 32,8

в % ко всем программам - 21,0 15,6 13,8 10,0 9,4 7,0 8,6

РП «Развитие свекловодства в Брянской области» 3,5 4,9 5,0 5,0 15,8

в % ко всем программам - 4,7 2,9 2,6 2,0 - - 4,2

ГП «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса» - - 3,7 5,7 13,0 18,1 18,1 21,7

в % ко всем программам - - 2,2 3,0 5,2 8,7 8,1 5,7

ВЦП «Инженерно-техническое обеспечение АПК Брянской области» - - 7,9 7,7 46 24,2 51,5 92,3

в % ко всем программам - - 4,7 4,1 18,5 11,7 22,9 24,3

ВЦП «Охрана территории Брянской области от заноса и распространения заразных болезней животных из иностранных государств» - 1,4 7 7,1 7,1 5,1 5,4 5,6

Показатель 1995 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

в % ко всем программам 0,0 1,9 4,1 3,8 2,9 2,5 2,4 1,5

ВЦП «Животноводство» 1,4 14 29,3 36,9 27,4 31,3 33,0 98,4

в % ко всем программам 6,6 19,0 17,3 19,5 11,0 15,1 14,7 25,9

ВЦП «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств» 1,5 1 0,4 0,1 0,2 0,1 - -

в % ко всем программам 7,11 1,36 0,24 0,05 0,08 0,05 - -

ВЦП «Развитие личных подсобных хозяйств Брянской области» - - - 15,5 3,9 8,7 9,5 9,8

в % ко всем программам - - - 8,2 1,6 4,2 4,2 2,6

Прочие программы - 0,4 7,4 7,6 2,5 - 1 2,7

в % ко всем программам - 0,5 4,4 4,0 1,0 - 0,4 0,7

Особая роль целевых программ в агропромышленном комплексе в условиях рыночной экономики определяется тем, что целевые программы, в зависимости от их ориентации, позволяют ускорить социально-экономические процессы, ведущие к решению наиболее важных проблем экономического и социального развития, сократить сроки достижения тех целей и целевых ориентиров, которые имеют первостепенное условие в конкретный период времени.

При анализе целевых программ, направленных на поддержку сельского хозяйства Брянской области выявлены общие недостатки, в некоторых программах нечетко сформулированы подпрограммы, либо не определены конкретные исполнители и сроки выполнения работ, отдельные программы не предусматривают софинансирование мероприятий из различных источников и т.д.

При этом существенным недостатком большинства реализуемых программ является отсутствие в программных документах глобальных целевых ориентиров, в них лишь отражена совокупность целей.

Например, в ведомственной целевой программе Брянской области «Животноводство» в качестве целевых приоритетов выступают следующие: стабилизация и увеличение численности поголовья скота, сохранение и повышение генетического потенциала разводимых в области пород животных, рост их продуктивности, увеличение производства животноводческой продукции.

В то же время программно-целевой метод планирования эффективен, если он основывается

мы мероприятий для достижения конкретных целей. Система целевых ориентиров в свою очередь должна иметь главную стратегическую цель и совокупность промежуточных, тактических подцелей.

Однако повышение поголовья скота, рост их продуктивности и увеличение производства животноводческой продукции не являются критериями эффективности расходования бюджетных средств, поскольку любой вид деятельности, в том числе и сельскохозяйственное производство имеет смысл, если оно приносит прибыль, что позволяет вести расширенное воспроизводство и иметь перспективы развития.

Стратегическая цель должна иметь глобальный характер, определять количественное значение критерия и отражать эффективность реализации программы в целом, тактические - эффективность соответствующих подпрограммных мероприятий.

Поэтому в качестве ведущей цели реализации указанной программы может быть обозначено повышение конкурентоспособности отрасли, достижение рентабельности производства животноводческой продукции (на уровне не менее 20-25%), ее поэтапное повышение за счет увеличения поголовья скота, улучшение его генетического потенциала, роста объемов производства продукции.

Кроме того, большинство программ, предусматривающих поддержку отраслей животноводства и растениеводства через прямые субсидии, компенсацию затрат на ресурсы, льготное кредитование, как правило, предусматривают лишь производственно-экономические приоритеты.

Доходы бюджета региона Средства федерального бюджета

неналоговые

Ж

Расходы бюджета Брянской области на сельское хозяйство

Экологического

характера

Социального

характера

Улучшение

экологической

ситуации

Незначительно стимулирующие экономический рост: -прямая поддержка растениеводства и животноводства.

Стимулирующие экономический рост:

- развитие инфраструктуры рынка;

- гос. инвестиции в основной капитал;

- субсидирование ставок по кредитам.

Снижение социальной напряженности в сельской местности региона

Увеличение объемов производства продукции, повышение рентабельности, ведение расширенного воспроизводства

Дополнительные финансовые ресурсы сельской экономики

Рисунок 1. Взаимосвязь бюджетных расходов на сельское хозяйство и формирования дополнительных доходов сельской экономики

На примере Брянской области можно проследить ситуацию, когда при повышении объемов производство и даже доходов сельскохозяйственных производителей, в том числе благодаря бюджетной поддержке из областного и федерального бюджетов, кардинального улучшению ситуации в агропро-довольственном секторе не наблюдается. Об этом свидетельствует низкая эффективность производства, резкое сокращение материально-технической базы, отсутствие инвестиционных средств, вывод из оборота сельскохозяйственных угодий. Основные же показатели социально-трудовой сферы села свидетельствуют об обострении социальных проблем, ухудшении демографической ситуации и наметившихся тенденциях снижения уровня жизни сельского населения.

Поэтому при разработке целевых программ поддержки производства продукции животноводства и растениеводства из регионального бюджета необходимо предусматривать не только экономический эффект от реализуемых мероприятий, но не менее важные социальные приоритеты, конкретными критериями которых могут быть: создание дополнительных рабочих мест, рост занятости сельского

населения и повышение их доходов и качества жизни, улучшение социального обеспечения и социальной инфраструктуры села.

В то же время становится очевидным, что в конечном итоге все мероприятия, направленные на поддержку сельскохозяйственных производителей должны в дальнейшем способствовать увеличению доходной части бюджета области (рис. 1).Таким образом, при разработке и реализации целевых программ поддержки сельского хозяйства необходимо ориентироваться на формирование конкурентоспособной высокоэффективной экономики, активизацию предприимчивости сельского населения, улучшение экологической ситуации и решение социальных проблем таким образом, чтобы связь между этими целями и расходами бюджета была непосредственной.

Источники

1. Серов В.М., Руденко Н.Р. Программно-целевое управление региональным АПК. - М., 2005. - 220 с.

2. Сёмин А.Н. Программно-целевые и системные подходы в развитии регионального АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007. - № 9. - С. 20-25.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОТРАСЛИ ЛЬНОВОДСТВА КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ

ПРОЦЕССОВ В АПК

У.Г. Сайгушева, асп. Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства

Особенностью интеграционных процессов в отрасли льноводства является двухступенчатая интеграция, когда вторичная переработка входит в холдинги, а непосредственно сельскохозяйственное производство интегрируется первичным звеном переработки. Однако важнейшим сдерживающим фактором развития интеграции является кризисная ситуация в базовом её звене - на уровне сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Это связано с тем, что отрасль льноводства в ходе реформ понесла наибольшие потери. Лён-долгунец - традиционная российская техническая культура, основные льносеющие районы находятся в Нечерноземной зоне. По сравнению с дореформенным периодом резко сократились площади посевов льна-долгунца, валовой сбор льноволокна и рентабельность производства. По состоянию на 2007 г., из 22 регионов лидерами по валовому производству льноволокна являлись Алтайский край (25% валового сбора по стране), Новосибирская область (19%), Удмуртская Республика (12%), Тверская область (11%), Смоленская область (5%), которые обеспечивают в совокупности 72% валового сбора льноволокна по РФ. В 1990 г. 23% и 19% валового сбора по стране производили Тверская и Смоленская области соответственно.

Доля трёх льносеющих регионов северо-запада РФ (Вологодская, Новгородская и Псковская области) в 1990 г. составляла 16% валового сбора льноволокна по стране, в 2007 г. - только 6%.

О положении в льняном подкомплексе АПК России можно судить по данным диаграммы (рис. 1). С 1990 г. по 2007 г. посевные площади под этой культурой в целом по РФ сократились в 5,6 раза, причём за первые пять лет (1990-1995 гг.) - более чем в 2 раза. Единственной положительной тенденцией функционирования отрасли в последние годы явилось то, что сокращение посевных площадей сопровождалось увеличением средней по стране урожайности в 2,4

раза в 2007 г., по сравнению с 1990 г. Тем не менее, валовой сбор льноволокна в 2007 г. составил всего 47,5 тыс. тонн, или 67% от уровня 1990 г.

450.0

400.0 +

350.0 |

300.0

250.0

200.0 +

150.0 |

100.0 50,0 --

0,0

19901995 199619971998 1999 2000 20012002 2003 2004 2005 2006 2007

] Посевная площадь, тыс. га с -Урожайность, ц с 1 га

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

] Валовой сбор, тыс. т

Рисунок 1. Динамика показателей посевных площадей, урожайности и валового сбора в отрасли льноводства РФ в 1990-2007 гг.

Как показывают данные табл. 1, в течение рассматриваемого периода объём валового сбора льноволокна в подавляющем большинстве льносеющих регионов не превышал 5 тыс. т, причём с преобладающим уровнем урожайности 3,1-7,0 ц с 1 га.

Положительным явлением можно считать перемещение субъектов РФ с валовым сбором льноволокна до 1 тыс. т в подгруппы с более высоким уровнем урожайности в 2005 г. и 2007 г., по сравнению с 1990 г. К 2000 г. все регионы, производящие более 1 тыс. т льноволокна в год, перешли из подгруппы с самым низким уровнем урожайности в подгруппы со средним и высоким её уровнем, что соответствует повышению средней урожайности в расчёте на 1 регион в течение всего периода. При этом средний объём производства льноволокна в расчё-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.